Опыт работы инструктора физкультуре доу. «Система физкультуно-спортивного воспитания в ДОУ

Главная > Документ

Из опыта работы инструктора по физической культуре МДОУ «Центр – детский сад № 115» Игнатенко Т.Е.

«Терапевтический эффект физкультурно-оздоровительных методов в работе с детьми дошкольного возраста»

Нетрадиционные методы в физкультурно-оздоровительной работе.

Основная цель нетрадиционных методов работы на физкультурных занятиях в детском саду заключается в повышении интереса к занятиям физической культурой и эффективности этих занятий, в сохранении и улучшении психологического и физического состояния детей. На занятиях физической культурой помимо традиционных методов комплексного воздействия на физическое и нервно-психическое развитие, а так же коррекцию ранних отклонений в состоянии здоровья детей я использую нетрадиционные методы:

    элементы психогимнастики, медитации, релаксации (система хатха-йоги);

    рациональное применение "музыкотерапии";

    присутствие на занятиях сюрпризного момента, мотивации, сюжета;

    внедрение дыхательных упражнений, в том числе из системы "хатха-йоги";

    применение самомассажа БАТ;

    использование профилактических упражнений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Психические процессы у детей наиболее адекватно формируются в игровой деятельности. Развивающиеся в процессе игры, чувства любви к родным, сочувствие к близким, дружеской привязанности, изменяясь обогащаются и становятся основой для возникновения сложных социальных чувств.

Психогимнастика - это специальные занятия (этюды, упражнения, игры), направленные на развитие и коррекцию познавательной и эмоциональной сферы ребёнка. Эти упражнения помогают создать на занятиях положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость, снять усталость. С их помощью у детей развиваются навыки концентрации, пластика, координация движений. Творчество, фантазия, являющиеся непременным условием большинства подвижных игр - одно из проявлений воли к жизни - усиливает мозговые импульсы, которые в свою очередь стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы.

Психогимнастика и медитация комплексно воздействуют на физическое и нервно-психическое развитие ребёнка, а также координируют ранние отклонения в состоянии здоровья детей, способствуют снятию эмоционального и мышечного напряжения, формированию навыков взаимодействия друг с другом, развитию внимания, речи, восприятия, воображения, преодолению стрессовых состояний.

Медитация означает сосредоточение. На занятиях медитация носит характер кратковременного сосредоточения на том или ином предлагаемом в игровой форме образе. Так, например, в игре «Солнышко» дети встают в круг, тянуться к солнцу руками, щедро солнце дарит каждому ребёнку по солнечному зайчику, которые поселяются в сердцах детей. Затем дети посылают из груди солнечный свет всем существам вокруг. Дети наслаждаются теми приятными эмоциями, которые они дарят окружающими миру. Игры-медитации желательно сопровождать музыкой.

Релаксация - это полная раскованность. Нужна она для того, чтобы в максимально короткие сроки восстановить физическую энергию, душевную бодрость и ясность ума. Умение расслабиться очень важно для владения телом, для снятия психического напряжения.

Для сброса психоэмоционального напряжения используется детский вариант психомышечной тренировки, разработанной А.В.Алексеевым для юных спортсменов, в свою очередь адаптированной для дошкольников. Психофизический покой, достигаемый в результате психомышечной тренировки, восстанавливает силы ребёнка, у него возникает приятная дремонтость.

Эмоции имеют очень яркую форму выражения через мимику и пантомимику. Когда у ребёнка работает воображение, то эмоциональное отношение к воображаемым образам также можно увидеть на его лице. На занятиях по физической культуре я ставлю перед собой ещё одну задачу - помочь детям общаться друг с другом и со взрослыми без стеснения и конфликтов. С этой целью на занятиях я использую игры, способствующие развитию основных умений общаться. Эти игры разделены на несколько различных направлений:

    "Я и моё тело". Игры направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а так же на двигательное раскрепощение. Это важно, так как, только физически свободно чувствовавший себя ребёнок спокоен и психологически защищён. В качестве опыта со своим телом дети обучаются простым навыкам мышечного расслабления. В эту группу так же входят пальчиковые игры, помогающие развитию речи детей.

    "Я и мой язык". Игры направлены на развитие языка, жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых, существуют и другие средства общения. Эти игры очень эффективны для замкнутых, застенчивых детей, которые не хотят и не знают как общаться. При работе с ними моей задачей является сформировать у них желание общаться и развить коммуникативные навыки. Не секрет, что замкнутые и застенчивые дети могут более легко вступать в контакт, используя неречевые формы общения, которые помогают им свободнее и выразительнее высказывать свои мысли.

На занятиях по физической культуре, используются игры, которые способствуют развитию речи детей.

    "Я и мои эмоции". Эти игры направлены на знакомство с эмоциями человека, осознание своих эмоций, а так же на распознание эмоциональных реакций других людей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

Моя задача состоит в том, чтобы корректировать эмоциональное сотояние детей, формировать и закреплять положительные эмоции в процессе занятий двигательной деятельностью, создавать мотивацию к ней, вырабатывать правильные эмоциональные реакции на те или иные двигательные (игровые) ситуации.

    "Я и я". Здесь собраны игры, направленные на развитие внимания ребёнка к самому себе, своим чувствам, переживаниям. Известно, что уровень самооценки не устанавливается раз и навсегда. Он может изменяться, особенно в дошкольном возрасте. Каждое наше обращение к ребёнку, каждая оценка его деятельности, отношение к его успехам и неудачам - все это оказывает влияние на отношение ребёнка к себе. Поэтому на занятиях я использую ряд игр, которые помогают детям лучше осознать, сформировать положительное отношение к самому себе.

    "Я и другие" . Эти игры направлены на развитие навыков совместной деятельности, чувство общности, понимание индивидуальных особенностей других людей, формирование внимания, доброжелательного отношения к друг другу.

    "Я и моя семья" . Здесь подобраны игры, направленные на осознание себя, как полноправного, принимаемого и любимого другими члена семьи.

Музыкотерапия. С давних пор музыка используется и как лечебный фактор. В.М.Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбуждённые темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. Ритмические задания помогают вовлекать, активизировать и пробуждать к деятельности вообще. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность (Н.С.Самойленко, В.Л.Грикер, Е.В.Конорова). Музыкальное сопровождение игр ведёт к ещё более эффективному развитию и закреплению полезных качеств и умений, полной согласованности движений по скорости, воспитывает чувство ритма, благоприятствует уравновешиванию нервных процессов, содействует лучшей координации и регуляции мышечных усилий с функциями различных анализаторов организма ребёнка. Использование музыки на занятиях по физической культуре содействует формированию у обучаемых правильных представлений о характере движений, вырабатывает у них точность и выразительность при выполнении упражнений, положительно сказывается на эстетическом, нравственном и физическом развитии учащихся, способствует формированию правильной осанки и спортивной походке, движения становятся красивыми, ловкими, экономичными.

На физкультурных занятиях мной используются различные музыкальные произведения, записи звуков леса, моря, птиц и т.д. Музыкальный фон даётся в начале занятия, который активизирует положительные эмоции и служит для настройки детей на последующие движения: во время разминки подвижная музыка облегчает детям выполнение упражнений. Подвижные игры мы часто проводим с музыкальным сопровождением - оно особенно желательно для детей с неврозами и более серьёзными нарушениями нервной системы. Зная, что музыка организует ребёнка на выполнение упражнений, помогает ему свободно самовыразиться, часто на занятиях провожу комплекс общеразвивающих упражнений под музыку.

Одним из важных элементов здорового образа жизни является физиологически правильное, рациональное дыхание, которое способствует сохранению и укреплению здоровья. Существует несколько вариантов и типов дыхания, в которых смешиваются два разных понятия: дыхательная гимнастика и повседневное дыхание.

Дыхательная гимнастика повышает обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. При этом постепенно восстанавливаются нарушенные в ходе болезни механизмы центральной нервной системы, в том числе и головного мозга, улучшается и дренажная функция бронхов, постепенно восстанавливается носовое дыхание. Болезненные образования (например спайки, слипчатые процессы) в бронхолёгочной системе довольно быстро ликвидируются. Происходит рассасывание воспалительных образований, восстанавливается нормальное крово- и лимфообращение, устраняются застойные явления в органах дыхательной системы. Улучшаются функции сердечно -сосудистой системы и укрепляется в целом весь аппарат кровообращения. Постепенно исправляются, развивающиеся в процессе заболевания различные деформации грудной клетки и позвоночника. Повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов и улучшается нервно-психическое состояние заболевших.

Учитывая особенности дыхания детей, в физкультурные занятия обязательно включаю дыхательную гимнастику. Сюда входят дыхательные упражнения хатха -йоги и сюжетные комплексы. (Приложение 6)

Специальные статические и динамические дыхательные упражнения даю на фоне общеукрепляющих и общеразвивающих упражнений. Основа этих дыхательных упражнений - выполнение их с усиленным и удлинённым выдохом. Это достигается произнесением гласных звуков (ааа, ууу, ооо), шипящих согласных (ж, ш) и сочетание звуков (ах, ох, ух). Эти упражнения провожу в игровой форме (жужжит жук, остужаем чай, гудит самолёт и т.д.). Соотношение общеукрепляющих и дыхательных упражнений составляет 2:1. нагрузки постепенно увеличиваю за счёт числа повторений и усложнения упражнений.

Также используюю на занятиях дыхательные упражнения системы хатха -йоги. Они способствуют освоению навыков нижнего (брюшного) дыхания с последующим переходом к гармонично полному дыханию: очистительного дыхания «Ха». Оно хорошо снимает возбуждение и усталость после динамических нагрузок, восстанавливает силы, очищает дыхательные пути.

Йога является прародительницей всех систем и методов самосовершенствования. Йога- это способ естественного развития тела и ума. Занятие йогой помогает детям правильно расти и делает их крепкими и сильными. Вся система упражнений и отдельные асаны (статические позы) имеют целью привести организм в состояние равновесия, т.е. нормального функционирования тела и психики. Под здоровьем йога понимает не факт устранения болезни, а ощущение полноты энергии, радости бытия, не только способность к ежедневному труду, но и отсутствие лени. Болезнь по йоге - это отклонение от состояния равновесия и нормального функционирования органов тела и психики.

С точки зрения медицины, огромная ценность йоги состоит в том, что при минимальной затрате энергии укрепляются и растягиваются мышц во всех частях тела. Принципы медленных движений и поз в йоге основаны на том, что такой темп движений стимулирует и способствует правильному функционированию внутренних органов и желез внутренней секреции.

Особенность упражнений йоги состоит в том, что их терапевтический эффект обусловлен фиксацией поз. Каждое упражнение целенаправленно воздействует на определённый орган нашего тела или систему органов.

Благотворное действие на организм ребёнка оказывает также массаж биологически активных точек . Он повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов человека. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, такие как интерферон, который очень часто намного эффективнее таблеток, точечный массаж как элемент психофизической тренировки способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. Так, например, энергичная утренняя работа зубной щёткой способна дать хорошую зарядку всему организму в целом, так как на слизистой оболочке рта есть представительство чуть ли не всех важнейших органов - сердца, верхних дыхательных путей, лёгких, желудка, кишечника, печени и почек. При регулярном применении массажа дёсен нежная слизистая оболочка получает своеобразную закалку: она уплотняется; возрастает устойчивость к механическим факторам, холоду, теплу; улучшается кровообращение, питание дёсен и зубов. Всё это способствует их оздоровлению.

Воздействуя на биологически активные точки происходит нормализация кровообращения и инервации костного мозга, а так же улучшение кровообращения пищевода, трахеи, бронхов, лёгких и других органов, повышение функциональной деятельности головного мозга, тонизируется весь организм. Одним словом, точечный массаж укрепляет здоровье ребёнка, поднимает его жизненный тонус, даёт закалку организму.

Чтобы точечный массаж не выполнялся чисто механически, я предлагаю детям общаться со своим телом в игровой ситуации, мысленно проговаривая ласковые слова (милый, добрый, хороший). Ребёнок играя лепит, мнёт и разглаживает своё тело, видя в нём предмет заботы, ласки и любви. Выполняя упражнения самомассажа на занятиях в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребёнка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления. Наиболее доступными у детей являются БАТ расположенные на кистях и стопах. Массаж этих точек не требует специальных медицинских знаний и поэтому часто используется мной на занятиях. Для воспитателей рекомендован календарный план проведения массажа БАТ для детей разного возраста.

Календарный план проведения массажа БАТ у детей разного возраста

№ недели (с октября)

Используемый материал

Реализуемая задача

Младшая группа (13 игр; продолжительность массажа 1-2 минуты)

Вода комнатной температуры.

Плескать, шлёпать ладонью, пальцами по поверхности воды.

Вода и камешки.

Бросать камешки в воду, поднимать.

Вода, цветные губки.

Набирать в губки воду, отжимать их, бить струёй в подставленную ладонь.

Проводить кончиками пера по пальцам, ладоням.

Скакалка средних размеров

Прокатывать босыми ступнями ног.

Определить с какой стороны "дует ветер"

Щётка для мытья рук.

Чистить руки, "ноготки" - стимулировать БАТ на кончиках пальцев, ладони.

Вата, мех, губка.

Трогать, сравнивать, ощущать разницу.

Набирать песок в горсть, просыпать сквозь пальцы.

Шишки сосновые.

Подержать, поперебирать, положить в сумочку, карман.

Ребристые карандаши.

Прокатывать ладонью карандаш по столу.

Мяч с шипами.

Отдавать другому ребёнку или взрослому и брать.

Галька в противне.

Постоять босиком, в носках на камешках, потоптаться.

Средняя группа (18 игр; продолжительность массажа 2-3 минуты)

Вода разных температур.

Плескать, подгоняя кораблик, отжимать губку, шлёпать по воде ладонью.

Встать на камешки босиком, потоптаться.

Песок, яркая бусинка.

Отыскать зарытую в песке "чудесную"горошину.

Ребристые карандаши.

Прокатывать карандаш между ладонями.

Мяч с шипами.

Бросать мяч друг другу и ловить его.

Скакалка (d=3cм.; d=8cм).

Бруски, скалки.

Сравнивать острые грани с круглыми, гладкими поверхностями.

Сравнивать зрительно и на ощупь.

Черепаха с 50 петлями и пуговицами.

Расстёгивать и застёгивать черепаху перед прогулкой.

Ребристая доска.

Походить по ней босиком и по колючему коврику.

Дорожка с силуэтами ступней.

Проходить по дорожке, ставя босые ноги точно в след.

Дорожка со следами пяток и носок.

Проходить на пятках, носках, ставя их точно в след.

Дорожка со следами ладошек, колен.

Проходить на четвереньках, попадая точно в след.

Дорожка с цветными кружками.

Проходить только по красным кружкам, потом по зелёным и т.д.

Мелкая мозаика.

Разобрать по цвету, сортируя их.

Песок с мелкими острыми камешками.

Выбирать из песка мелкие острые камешки на поднос.

Крупные шары-бусины и шнур.

Нанизывать шары на трубчатый шнур.

Камешки крупные, средние, мелкие.

Обследовать, сравнивать, располагать в ряд, по кругу, вокруг самого большого камня.

Старшая группа (20 игр; продолжительность массажа 3-4 минуты)

Спички без головок.

Выкладывать фигурки.

Пришитые в ряд пуговицы на полосках картона.

Линейка -пластины с прорезями фигур.

Обводить кончиками пальцев обеих рук.

Шишки, сосны, ели, лиственница, ольха.

Обследовать и называть, понимая разницу.

Трафареты с острыми краями.

Обследовать, "рисовать пальцами" - всеми по очереди.

Шершавые, колючие коврики.

Встать, походить босиком.

Фундук (1-2шт.).

Катать между ладонями и в одной руке.

Пуговки гладкие, шершавые, множество самых разных.

Обследовать, сравнивать, выбирать самую лучшую, худшую.

Бусы с острой гранью по центру от старых детских счёт.

Камни острые и круглые.

Обследовать, сравнивать, сортировать.

"Чудесный мешочек"

Мяч с шипами.

Подкидывать, ловить; отвечать на вопросы, возвращая мяч.

Скакалка (d=3cм.; d=8cм).

Катать стопами босых ног по полу.

"Помоги золушке".

Разбирать крупы: гречка, рис, овёс, пшено, перловка, кукуруза.

Лабиринты из шершавых дорожек (наждачная и бархатная бумага).

"Пройти" но ним пальцами обеих рук.

Цветные шнуры.

Шершавая на ощупь аппликация.

Отгадать - круг, квадрат, треугольник и т.д.

Разнофактурная бумага.

Подобрать такую же на ощупь.

Подготовительная к школе группа (20 игр; продолжительность массажа 4-5 минуты)

Проволока (d=1-2мм.).

выстраивать фигурки (гриб, лист и т.д.)

Скрепки металлические (канцелярские).

Составлять нанизыванием цепочку, бусы, браслет.

Проводить по пальцу (глаза закрыты), определить по какому.

Пальцы взрослого и спина ребёнка.

Определить, сколько пальцев на спине.

Деревянные зубочистки.

Рисовать рожицы остриём зубочистки на подушечках пальцев.

Массажёр для ног (ребристый).

Катать стопами босых ног вперёд-назад.

"Чудесный мешочек"

Определять игрушки на ощупь без образца на память.

Сиденье -массажёр (для автолюбителей).

Почувствовать "костяшки" на разных частях спины, бёдрах.

Яркие пазлы куба, "почтовый ящик"

Обследуя края прорезей пальцами, определить какая это фигура.

Катушка ребристая.

Всеми пальцами крутить катушку для сматывания ниток.

Массаж ногтями.

Массировать нижними фалангами всех пальцев - подушечками.

Массаж уха.

Массировать то место, где бывает прокол на мочки уха.

"Щелки" всеми пальцами.

Стартовая черта: ноготь на подушечке большого пальца руки.

Мелкая острая мозаика.

Рассортировать по ячейкам, исходя из цвета фишек.

Трубчатый массажёр с шипами (пластмассовые бигуди).

Прокатывать между ладоней и пальцев рук.

Острые дынные семечки.

Выкладывать силуэты предметов, животных по образцу.

Встать разувшись в противень с галькой, потоптаться, покружиться.

Массаж "каштан".

Прокатывать между ладонями и пальцами.

Массажные кольца (от каштана).

Массировать пальцы обеих рук.

Массажёр на ручке с шипами.

Массировать стопы обеих ног.

Корригирующие упражнения. Включение в физкультурные занятия корригирующих упражнений обусловлено необходимостью формирования правильной осанки у ребёнка-дошкольника.

Основой профилактики и лечения нарушений осанки, особенно начальных степеней, является общая тренировка организма ослабленного ребёнка. Известно, что стереотипы неправильной осанки нужно разрушать в положении лёжа. Поэтому необходимо в общеразвивающие упражнения включать как можно больше профилактических упражнений, укрепляющих мышцы спины, в положении лёжа на полу, и обязательно их обыгрывать (золотая рыбка, зайчик, лодочка, звёздочка и т.д.). Выработке правильной осанки помогают подвижные игры на координацию движений, равновесие.

В начале и в конце физкультурного занятия проводится визуальный контроль осанки. В результате дети привыкают правильно стоять и ходить. Таким образом, общефизиологическое действие упражнений, при их соответствующей дозировке, обеспечивает гармоничное развитие мускулатуры ребёнка, создаёт достаточную силовую выносливость мышц, позволяющую длительно сохранять определённую позу в пространстве.

Нередко одной из причин нарушения осанки является плоскостопие. Оно также встречается у слабых, физически плохо развитых детей. Основной причиной развития плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода.

Раннее распознавание плоскостопия и своевременное его лечение путём общедоступных гимнастических упражнений - помогут избавить детей от этого недостатка или во всяком случае, уменьшить его. С этой целью на занятиях физической культурой используются общеразвивающие и специальные гимнастические упражнения, которые являются наиболее активным терапевтическим средством, не только компенсирующим дефекты стопы, но и исправляющим её конфигурацию, и резко повышающим функциональные возможности стопы. Кроме того, данные упражнения целесообразно включать в утреннюю гимнастику, на прогулке во время подвижных игр.

Главное назначение коррегирующих упражнений - активное пронирование стопы (положение стоп на наружном крае), укрепление всего связочно-мышечного аппараты стопы и голени на фоне общего развития и укрепления организма ребёнка. Специально подобранные общеукрепляющие упражнения служат фундаментом, на котором строится локальная коррекция стопы (Приложение 6)

Подвижные оздора вливающие игры. Подвижные игры - наиболее действенный и результативный метод оздоровления и совершенствования организма детей. Они в значительно большей степени, чем все другие формы физической культуры соответствуют потребностям растущего организма в движении. Игра всегда связанна с личной инициативой, творчеством, фантазией, вызывает эмоциональный подъём, отвечает всем законам развивающегося организма, а потому всегда желанна. В игре, как правило, используются естественные движения. Они не только способствуют физическому развитию малыша, но и, что очень важно, стимулируют деятельность его головного мозга, а значит, и всех органов и систем.

Установлено, что при включении подвижных игр в комплексное лечение детей, полное выздоровление и восстановление их жизненных сил, при самых различных заболеваниях и состояниях, наступает значительно быстрее. Использования подвижных игр способствует гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости и меткости.

Игры, проведённые на свежем воздухе, закаливают организм, укрепляют иммунитет. Но следует учесть, что, оздоровительный эффект от игр возможен лишь при частых и длительных занятиях.

Оздоровительная роль игры проявляется и в формировании эмоционального мира ребёнка. Положительные эмоции, возникающие в игровых действиях, рассматриваются как надёжный антистрессовый фактор. Игры познавательного и развлекательного характера могут предупредить развитие нарушений состояния нервной, сердечно - сосудистой и других систем организма ребёнка. Мощнейшим терапевтическим фактором является игра ребёнка совместно с родителями. Во время игры часто возникают неожиданные, смешные ситуации. Это вызывает искренний смех и у детей и у родителей. Непринуждённая, весёлая атмосфера не даёт ребёнку «уйти» в болезнь, позволяет родителям проявить к нему больше внимания и увеличивает совместное общение с детьми в атмосфере любви, заботы и радости.

Добиться успехов в укреплении здоровья и полноценном физическом развитии их двигательной активности можно только при единых подходах к физическому воспитании в детском саду и дома. Однако во многих семьях потребность дошкольников в движении удовлетворяется далеко не полностью, предпочтение отдаётся телевизору, в лучшем случае «сидячим» играм (мозаики, лото и т.д.). При этом не принимается во внимание следующее: стать усидчивым ребёнок сможет только в том случае, если будет полностью удовлетворена его естественная потребность в движении. Дети сначала овладевают навыками управления движениями, а затем статикой. Следовательно, одной из главных задач взрослого является организация правильного двигательного режима ребёнка с одновременным обеспечением разнообразия двигательной деятельности, как по содержанию, так и по составу движений.

С этой целью мы проводим.

Описание опыта работы инструктора по физической культуре

Алиевой Ирины Геннадьевны

по теме "Современные подходы к развитию детского двигательного творчества средствами нетрадиционного физкультурного оборудования"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные подходы к развитию детского двигательного творчества средствами нетрадиционного физкультурного оборудования

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы »

В.А.Сухомлинский.

Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.

В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Проблемы экологии, занятость родителей, низкий уровень двигательной активности семьи - все это не укрепляет здоровье ребенка, а наоборот. Многие родители чрезмерно увлечены интеллектуальным развитием своих детей, совершенно забывая о том, что укрепление их здоровья, содействие физическому и психическому развитию является в настоящее время особенно значимым. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей, Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 9% от контингента детей, поступающих в школу. Лишь 5-7% дошкольников здоровы, 30-35% страдают хроническими заболеваниями, свыше 60% имеют функциональные отклонения.

Именно поэтому проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной. Подписанное президентом В. Путиным Постановление «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения» показало беспокойство государства за будущее страны. В связи с этим Правительством Российской Федерации своевременно принята целевая программа «Дети России». Особое место в программе уделяется подпрограмме «Здоровый ребенок», целью которой является сохранение и укрепление здоровья детей и подростков на всех этапах развития. А в «Концепции модернизации Российского образования» четко определена задача достижения нового современного качества образования за счет обновления содержания образования и совершенствования механизмов контроля за его качеством.

Актуальность данной проблемы определена и в Законе «Об образовании» (подраздел 2, ст.1, ч.1), Федеральной программе развития образования, Национальной доктрине образования, в Конвенции о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

Исходя из того, что проблема формирования двигательной активности детей актуальна, мною была проведена диагностика физического развития дошкольников. Диагностика показала, что основные движения детей развиты недостаточно, высокий уровень имеют 38% детей, средний - 20%, низкий– 42%.

Передо мной встала педагогическая проблема: какими средствами повысить интерес детей к физической культуре и творчеству в двигательной активности.

Исходя из важности этой проблемы, была поставлена цель: найти пути формирования двигательной активности у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционного физкультурного оборудования и следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать педагогическую и психологическую литературу по данной теме.

3. Составить план мероприятий по данной теме (НОД, досуги, развлечения, Дни Здоровья).

2. Разработать систему работы по формированию двигательной активности у дошкольников, с использованием нестандартного оборудования и проверить ее эффективность.

5. Привлечь педагогов и родителей к изготовлению нестандартного физкультурного оборудования.

Работа по решению поставленных задач проводилась с учетом следующих принципов:

1. Принцип систематичности и последовательности. Этот принцип предполагает, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе. При планировании устанавливается последовательность раскрытия темы, продумывается связь нового материала с ранее усвоенной образовательной деятельностью, опытом детей.

2. Принцип доступности - предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

3. Принцип наглядности. Этот принцип соответствует основным формам мышления дошкольников. Наглядность обеспечивает понимание, прочное запоминание. Сделать обучение наглядным - значит создать у ребенка зрительные образы, обеспечить восприятие окружающего, включить непосредственно в практическую деятельность, связать обучение с жизнью.

4. Принцип координации деятельности педагогов, специалистов и родителей. Предполагает сотрудничество и скоординированность действий воспитателей, музыкального руководителя, педагога-психолога, медицинских работников, помощников воспитателей в достижении общей цели.

Педагогам известно, что основная нагрузка в плане физического развития детей ложится на непосредственно образовательную деятельность. Что же нужно сделать, чтобы физкультура стала более интересной, увлекательной и эффективной для маленьких детей. Ведь порой одного профессионализма, эмоциональности педагога недостаточно для побуждения интереса у дошкольников к физической культуре. Л.Н. Толстой подчеркивал, что ребенок занимается охотно тогда, когда ему это интересно.

С.Я.Файнштейн утверждал, что ни имитация, ни образы не дают такого положительного результата при выполнении двигательных заданий, как оборудование и пособия. Это и побудило меня к поиску и внедрению нового нестандартного оборудования для использования его на физкультуре, с целью повышения интереса к занятиям по физическому развитию, для укрепления здоровья детей и развития у них двигательного творчества.

Свою работу я начала с изучения соответствующей научной и методической литературы, составила План оснащения предметной развивающей среды по физическому развитию в группах.

Разработанное и изготовленное мною нестандартное оборудование несложное, недорогое, универсальное, малогабаритное вносит в каждое мероприятие с детьми элемент новизны. Эти пособия многофункциональны, что дает возможность применять их в различных видах деятельности. Детей привлекают необычные формы, красочность такого оборудования, что способствует более высокому эмоциональному тонусу во время проведения непосредственно образовательной деятельности и интересу детей к ним, формирует потребность к движению.

Дети узнали, что цветными карандашами можно не только рисовать: они легко превращаются в массажер для пальцев рук и ног, так же как и камешки, пуговицы, шишки, счеты.

Простые одноразовые тарелки с наклеенными изображениями веселых животных – несложное, недорогое, не требующее много места оборудование, внесло в каждое мероприятие элемент необычности, вызвало интерес и желание поиграть с новым для детей атрибутом. Они обогатили двигательную деятельность, помогли сделать задание более наглядными и понятными.

Пособие «Веснушки-погремушки», изготовленное из пластиковых контейнеров, тесьмы и различных шумовых элементов, очень понравилось детям. Его используют не только при выполнении ОРУ, но и при различных видах ходьбы и бега, при выполнении подвижных игр. Дети эффективно применяют его в течение всего дня в разных формах и видах деятельности, а значит, обогащают двигательный опыт и творчество на уровне своих индивидуальных возможностей. Пособие «Ходунки» мы изготовили из деревянных брусков, укрепив на них шнуры. Это пособие упражняет детей в умении сохранять равновесие, воспитывает смелость.

К разработанному и самостоятельно сделанному нами нестандартному оборудованию относятся следующие его виды и варианты:

1. Для выполнения ОРУ: необычные мешочки, гантели, волшебные колпачки, «веснушки-погремушки», «веселый канат», шарфы, перчатки, варежки, овощи, удивительные карандаши, помпушки

2. Для выполнения ОВД: разноцветный шнур, палочка-выручалочка, переносная мишень «Осьминожек», ходунки, веселые качели, волшебные коврики, дорожка «Речная тропинка»

3. Для развития координации движений, устойчивости изготовлена «Змея», гимнастические палки, обтянутые тканью и скрепленные между собой.

4. «Башмачки» - деревянные бруски с резинкой, для того, чтобы можно было вставить ногу, развивают силу, ловкость, выносливость, являются профилактикой плоскостопия.

5. «Цветные цепочки» - к концам веревочек прикреплены ручки из киндер сюрпризов, используются для выполнения общеразвивающих упражнений.

6. «Складная дорожка» - квадраты из фанеры, скрепленные между собой дверными петлями. Пособие может трансформироваться и принимать разные формы. Развивает координацию движений, способствует становлению правильной осанки.

7. Для ходьбы, перелезания, перепрыгивания, перешагивания нами используется мягкий удавчик, изготовленный из мужского галстука, набитого поролоном. Дети с удовольствием играют с удавом, развивая ловкость, равновесие, уверенность в себе, укрепляя мышцы ног и стопы.

8. «Цветные ручейки» - вырезаны из линолеума, сверху приклеены пластмассовые крышечки. Развивает внимание, ориентацию в пространстве, является профилактикой плоскостопия.

9. «Разноцветные пеньки» - развивают координацию, используются для перешагивания, бега.

10. «Пестрые браслеты» - изготовлены из бобин от скотча, развивают координацию движений, улучшают осанку, могут использоваться для выполнения ОВД и ОРУ.

11. Стаканчики для игры «Закинь шарик». Для развития глазомера, ловкости, быстроты реакции.

12. «Веселый зонтик» - используется для разнообразных игр, дыхательной гимнастики.

13. «Ребристые палочки» - изготовлены из деталей от счет, используются для пальчиковой гимнастики, самомассажа.

14. «Веснушки-погремушки» - изготовлено из пластиковых контейнеров, используется для выполнения ОРУ, ходьбы, бега.

15. «Веселые погремушки» - изготовлены из бобин от скотча, оклеенного цветным картоном, используется для ОРУ и в игровой деятельности.

16. «Тарелочки-шумелочки» - используются для ОРУ, в утренней гимнастике, изготовлены из двух одноразовых бумажных тарелок и шумящих материалов.

17. «Ветерок в бутылке» - используется для выполнения дыхательной гимнастики, изготовлено из пластиковых бутылок и цветной фольги.

Применение нестандартных пособий вносит разнообразие в непосредственно образовательную деятельность, подвижные игры, позволяет мне шире использовать различные упражнения, варьировать задания. Проведение мероприятий по физическому развитию с использованием нестандартного оборудования показало, что интерес к ним возможен за счет его эффективного использования, что позволяет быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки.

Я разработала конспекты непосредственно образовательной деятельности и развлечений с использованием изготовленного мной нестандартного физкультурного оборудования и успешно применяю их на практике. Под моим руководством в каждой возрастной группе создан физкультурный уголок или "Уголок здоровья", где в доступном для детей месте находятся пособия для развития двигательной активности. Это и фабричное спортивное оборудование, и нестандартное, изготовленное педагогами и родителями. Здесь можно увидеть различные массажные и ребристые дорожки, для профилактики плоскостопия, кольцебросы, бильбоке, серсо, мягкие мишени, разноцветные флажки, ленты, косички, султанчики и многое другое. Нестандартное оборудование используется в нашем детском саду во всех видах физкультурно-оздоровительной работы: во время проведения утренней гимнастики, оздоровительной гимнастики, в игровой деятельности, непосредственно образовательной деятельности, развлечениях, досугах.

Педагогам известно, что положительного результата можно добиться, лишь сделав своими союзниками родителей. Я постаралась вызвать у них интерес к физической культуре, укреплению здоровья своих детей. С этой целью было проведено анкетирование по теме «Физическая культура в вашей семье». Анкетирование показало, что физическим воспитанием ребенка занимается в основном детский сад, дома же дети большую часть времени проводят в статическом положении. Всего в 12 семьях, из 60 опрошенных, имеются спортивные уголки, родители признались, что мало времени проводят с ребенком на свежем воздухе. Поэтому я провела родительское собрание на тему «Здоровье детей в наших руках», в котором раскрыла тему охраны и укрепления здоровья детей, рассказала о пользе закаливания, о современных спортивных играх, в которые можно играть всей семьей. Дала практические рекомендации как весело можно сделать дома зарядку с ребенком. Также я провела с родителями семинар-практикум «Как изготовить интересное нестандартное оборудование своими руками». Родителям были показаны чертежи-схемы и рисунки нестандартного оборудования. Большинство родителей вначале отнеслось к этой идее без энтузиазма, и только 16 семей заинтересовались нестандартным оборудованием и изготовили его по нашим образцам. Результаты не замедлили сказаться: родители отметили повышенный интерес детей к физическим двигательным упражнениям, увеличению их двигательной активности, понижение заболеваемости.

В дальнейшем планирую проводить с родителями следующую работу:

  1. консультация «Закаливание детского организма и профилактика плоскостопия» с просмотром видеороликов;
  2. составление фотоочерка о своей семье «Активный отдых в выходные дни»;
  3. итоговое собрание «В здоровом теле – здоровый дух», на котором родители поделятся положительным опытом семейного воспитания в плане физического развития;

В своей работе тесно сотрудничаю с коллегами:

  1. выступила на педсовете с сообщением «Планирование направления «Физическое развитие» в совокупности с другими образовательными областями»;
  2. провела консультации: «Профилактика плоскостопия и исправление осанки», «Оснащение физкультурных уголков нестандартным оборудованием»;
  3. подготовила и провела мастер-класс по изготовлению нестандартного оборудования;
  4. провела открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности по физкультуре с использованием изготовленного оборудования;
  5. разработала и изготовила картотеки для воспитателей всех возрастных групп «Игры, развивающие творческую активность».

Уже несколько лет занимаюсь гимнастикой «йога», заинтересовала ею и педагогический коллектив. Провела с коллегами консультацию и мастер-класс на тему «Йога для укрепления здоровья». Многие педагоги заинтересовались и по их просьбе два раза в неделю в детском саду проводятся практические занятия по «Хатха-йоге».

С целью обеспечения полноценного физического, умственного, эстетического развития, охраны и укрепления здоровья детей и развития у них двигательного творчества, в декабре 2011 года в нашем детском саду проводилась работа над кратковременным проектом «Современные подходы в развитии у детей двигательного творчества в условиях ДОУ». В проекте реализовались основные цели и задачи по увеличению двигательной активности детей средствами физической культуры и применения современного подхода к развитию двигательного творчества - сказкотерапии. В работе над проектом принимали участие все педагоги детского сада. С проектом я выступила на районном методическом объединении инструкторов по физической культуре, где поделилась с коллегами опытом работы.

Подводя итоги проделанной работы, можно отметить положительные результаты: возрос интерес детей к разным видам движений, появилась изобретательность в самостоятельной двигательной активности, значительно повысился эмоциональный тонус на физкультуре. Результаты проведенной диагностики наглядно показывают более высокий уровень развития основных движений. Высокого уровня физического развития достигли 72 % детей, среднего – 15 %, низкий уровень у 13 % детей. Повысился интерес детей к физическим упражнениям

Наравне с детьми растет и мой профессиональный уровень, мастерство: в 2009 году участвовала в конкурсе «Педагог года» Щелковского муниципального района Московской области, где заняла 3-е место в номинации «Растим детей здоровыми». В 2010 году выступила перед коллегами на педагогической ассамблее с открытым занятием «Путешествие в космос» и представила опыт работы на тему «Влияние цвета на эмоциональное и физическое развитие дошкольников. Степ-аэробика в практике ДОУ». Ни одна спартакиада, проводимая на уровне района, не проходит без участия нашего детского сада. В 2011 году в городском поселении Щелково проходило общее родительское собрание «Здоровый ребенок, здоровая семья, здоровое общество», в котором принимали участие семьи наших воспитанников. На этом собрании Заместитель Главы Администрации – председатель Комитета по вопросам образования Н.В.Суровцева вручила мне благодарственное письмо за большой вклад в дело развития детского и юношеского спорта и пропаганду здорового образа жизни.

В дальнейшем планируем продолжить работу по формированию двигательной активности детей с использованием нестандартного оборудования, пополнить картотеки оздоровительной гимнастики, продолжить оснащать физкультурные уголки, а также физкультурный зал нестандартным физическим оборудованием в соответствии с возрастными особенностями детей, составить перспективное планирование физкультурных досугов совместно с родителями, обобщать опыт семейного воспитания родителей наиболее активно занимающихся спортом со своими детьми.

Литература

Бабина К.С. «Комплексы утренней гимнастики в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада.» - М., Просвещение, 1978.

Борисенко М.Г., Датешидзе Т.А., Лукина Н.А. «Ползаем. Ходим. Бегаем. Прыгаем», (Развитие общей моторики). – СПб.: «Паритет», 2005.

Волосова Е.Б. «Развитие ребенка раннего возраста» - М. :1999 г.

Волкова К.С. «Как воспитать здорового ребенка» - Киев: 1981 г.

Вильчковский Э.С. «Физическое воспитание дошкольников в семье» - Киев: 1987 г.

Ефименко Н.Н. «Театр физического развития и оздоровления» - М.: 2006 г.

Зарипова Т.П. «Планирование оздоровительной работы» - Управление ДОУ №1 2004

Изергина К.П., Преснякова Л.С., Иншакова Т.В. «Наш взрослый детский сад. Из опыта работы» - М.: Просвещение, 1991.

Кочеткова Л.В. «Оздоровление детей в условиях детского сада» - М.: 2005 г.

Картушина «Быть здоровыми хотим» - М.: 1999 г.

Маханева М.Д. «Воспитание здорового ребенка» - М.: 1999 г.

Осокина Т.И. «Физическая культура в детском саду» - М.:1986 г.

Оверчук «Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных учреждениях» - М.: 2001 г.

Сивачева Л.Н. «Спортивные игры с нестандартным оборудованием» - М.: 2001г.

Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста. – М., 2005.

Шишкина В.А. «Движения+движения: книга для воспитателя детского сада» – М.: Просвещение, 1992.

Журнал «Обруч» №4/2001г. Стр.38 «Спортивные игры с нестандартным оборудованием»

Журнал Д/В №6/2002г. Стр. 42 «Упражнения с использованием нестандартного оборудования»


“...Физическое воспитание - это
то, что обеспечивает здоровье
и доставляет радость.”
Крэттен

Одним из приоритетных направлений деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения в соответствии с Программой развития является формирование здоровьесберегающей компетентности, как предпосылки сохранения здоровья детей и на этой базе развитие его духовного потенциала. Вся физкультурно-оздоровительная работа в детском саду строится на основе программы здоровьесбережения «Сибирячок», разработанной педагогами детского сада. В программе определены цель, задачи, содержание и технологии работы по формированию культуры здорового образа жизни ребенка – дошкольника.

Физкультурно-оздоровительная и спортивная работа строится на принципах развивающей педагогики оздоровления, где здоровье дошкольников является точкой усилий не только медицинских работников, но и педагогов, родителей.

Физкультурно-оздоровительная работа с детьми ведется по 2 программам: комплексная «Радуга» Мин.образования и науки РФ. (физкультурные занятия, утренняя гимнастика, физкультурный досуги) и парциальная «Росинка. Расту здоровым» (Зимонина В.Н)

В содержание программы «Радуга» включены основные виды движений, общеразвивающие упражнения, спортивные игры и упражнения, подвижные игры для всех возрастных групп. Программный материал предусматривает формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств (ловкости, быстроты, силы, выносливости), формирование интегративных качеств личности (смелости, дисциплинированности, чувства коллективизма). Основная цель - укрепление здоровья детей, развитие самостоятельности, инициативы в двигательных действиях, осознанное отношение к ним, способность к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.

В содержание программы «Росинка. Расту здоровым» включены разделы: «Я узнаю себя», «Я люблю солнце, воздух и воду», «Школа моего питания» для каждой возрастной группы. Основная цель - воспитание желания быть здоровыми (у детей младших групп), формирование потребности в здоровом образе жизни (у старших дошкольников), формирование ценностного отношения к жизни и здоровью.

В дошкольном учреждении кроме комплексной и парциальной реализуются программы дополнительного образования, разработанные педагогами детского сада и утвержденные городским экспертным советом. Включение программ дополнительного образования в физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность дает возможность расширить двигательные способности детей (удерживать статические позы, координацию, выносливость, осмысленную быстроту, моторику, ловкость), раскрыть творческий двигательный потенциал каждого ребенка. Все это благодаря занятиям степ - аэробикой, спортивной аэробикой, синхронным плаванием и другим нетрадиционным формам физкультурно-спортивно-оздоровительной работы.

Педагогами детского сада широко используются игры в бадминтон, городки, кегли, кольцебросы. Освоение элементов спортивных игр (баскетбола, волейбола, футбола, хоккея) в дошкольном возрасте создает основу для дальнейших занятий спортом.

В ДОУ функционируют следующие спортивные кружки и секции:

Спортивная оздоровительная секция «Школа олимпийского резерва». Занимаются 15 дошкольников. Преподаватель Тарасова Юлия Валерьевна– инструктор по физической культуре I квалификационной категории. Ежегодно с 2001 года воспитанники МДОУ «ЦРР - детский сад №25 «Василек» участвуют в городских спартакиадах, занимают призовые места, награждаются грамотами. При поступлении в школу дети продолжают активно заниматься спортом.

Студия спортивного танца «Саяночка». Занимаются 24 дошкольника. Занятия проводит Тарасова Юлия Валерьевна – инструктор по физической культуре. Воспитанники МДОУ участвуют в показательных выступлениях на соревнованиях секций ДЮСШ города Саянска.

Секция синхронного плавания «Дельфиненок». Занимаются 15 человек. Занятия проводит Фортова Светлана Станиславовна – инструктор по физической культуре (плавание) I квалификационной категории. Ежегодно воспитанники детского сада участвуют в городских соревнованиях, выступают с показательными выступлениями в Дни открытых дверей, в Дни здоровья.

Программа дополнительного образования «Страна Здоровячков». Занимаются 17 человек. Занятия проводит воспитатель I квалификационной категории Усенко Ольга Анатольевна.

Результаты выступлений воспитанников МДОУ

№№ Наименование соревнований Занятое место
2007 I
2008 Городская Спартакиада дошкольников II
2009 Городская Спартакиада дошкольников II
2009 «Веселые старты» совместно с командой МДОУ №21 «Брусничка» I
2010 Городская Спартакиада дошкольников I

Спортивные мероприятия в ДОУ проводятся не только в форме занятий и кружковой работы. Основным видом массовых спортивных мероприятий являются физкультурные праздники и развлечения.

Праздники помогают создать положительный эмоциональный настрой, способствуют созданию оптимального двигательного режима, повышению работоспособности и спортивной закалки детей. Во время праздников все дети принимают активное участие в подвижных и спортивных играх, играх-эстафетах, танцах, аттракционах, музыкально-ритмичных упражнениях с элементами аэробики. Спортивные праздники на свежем воздухе проводятся 1 раз в сезон, досуги ежемесячно, 3-4 раза в год проводятся спортивные праздники в бассейне.

Самые массовые и зрелищные - «День здоровья», «Спортивный парад выпускников», где участвуют дети, родители, педагоги, юные спортсмены ДЮСШ (выпускники нашего детского сада). В содержание праздников включены спортивные танцы, выступление детей со скакалками, лентами и мячами. Сюрпризы предваряют очередной номер праздника, выражают его главную идею и являются самыми веселыми моментами праздника.

Физкультурно - спортивные мероприятия внутри детского сада

Мероприятие

Количество детей

1. День знаний

2. «Разноцветные планеты»

3. «Путешествие в страну Неболейка»

4. «В гостях у Лунтика»

5. «Зимушка-зима – спортивная пора!»

6. «Богатырские состязания» (совместно с папами)

7. «Штурмуем вершины»

8. «Красный, желтый, зеленый»

9. «Веселые старты»

10. « День Нептуна»

11. «Веселая игралия»

12. «Спортивный парад выпускников»

13. Прогулки- походы на лесную полянку «Веселый рюкзачок» - 1 раз в сезон (совместно с родителями)

14. День здоровья (ежеквартально)

15. Форд «Боярд»

16. Театрализованные представления

с показательными выступлениями

юных спортсменов

17. «За здоровьем - всей семьёй»

Итого:

25 мероприятий в год

Физкультурное и спортивное оборудование МДОУ подобрано с учетом возрастных особенностей детей, для наиболее полного удовлетворения двигательных потребностей каждого ребенок, развития двигательных качеств и способностей.

В ДОУ имеются:

спортивный зал , площадью 48 кв.м., где проводятся

  • физкультурные занятия под руководством инструктора по физкультуре;
  • занятия спортивных кружков и секций, оздоровительных групп;
  • спортивные праздники, досуги

Где имеются:

  • беговые дорожки,
  • велотренажер,
  • станки для тренировки мышц рук и ног,
  • турники, перекладины, гантели, боксерская груша,
  • кистевые динамометры, шагомеры, секундомеры;

плавательный бассейн , площадью 60м², для проведения:

  • занятий плаванием под руководством инструктора по плаванию,
  • занятий спортивных кружков и секций, оздоровительных групп;
  • спортивных праздников, досугов.

Оборудование спортивного зала:

Спортивная площадка

  • беговая дорожка;
  • полоса препятствий;
  • площадка для игр в городки;
  • гимнастические лестницы, бумы;
  • прыжковая яма;
  • дуги для подлезания;
  • кольца-мишени;
  • баскетбольный щит;
  • выносной бассейн;
  • спортивные площадки для игр: футбол, волейбол, баскетбол, хоккей;
  • в зимнее время прокладывается лыжня, заливается каток

Бассейн

  • нестандартное оборудование для профилактики плоскостопия;
  • мячи разных размеров;
  • плавательные круги;
  • спасательные жилеты;
  • очки для подводного плавания;
  • игрушки-забавы для малышей;

В группах в зонах двигательной активности имеетсяинвентарь и оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей: массажные коврики, роликовые тренажеры для ног, дорожки «здоровья» для хождения по неровной поверхности (пробки, галька, шишки, песок, канаты), мячи разных размеров, мячи хип-хопс, скакалки, кольцебросы, дартс, кегли, дидактические спортивные игры, инвентарь для спортивных игр (теннис, гольф, бадминтон, хоккей, футбол, волейбол, городки)

На каждом групповом участке имеются малые формы для активной двигательной деятельности: бревна, перекладины, лесенки вертикальные, лесенки-стремянки, кольца-мишени; игровое оборудование для развития двигательных способностей: паровозики, домики, машины, лодочки, летние бассейны.

В группах раннего возраста имеется оборудование для развития двигательной активности детей: качели, горка, тренажеры, дорожки «здоровья», оборудование для подлезания.

Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность с семьей
-утренняя гимнастика (традиционная, игровая, сюжетная); -гимнастика после сна (разминка в постели и самомассаж, гимнастика игрового характера, ходьба по массажным дорожкам); -Физкультурные занятия (игровые, занятия спортивного типа, сюжетные, физкультурно-познавательные, круговая тренировка); -физкультурные занятия на воздухе; - занятия плаванием в бассейне;-занятия в спортивных кружках и секциях;-подвижные игры; -спортивные игры и упражнения; -физкультминутки, пальчиковая гимнастика; -праздники, развлечения, физкультурные досуги; -закаливание.- индивидуальная работа по формированию основных видов движений; -самостоятельная двигательная деятельность детей в зонах двигательной активности и на прогулочных площадках;- рассматривание иллюстраций о спорте; -изготовление атрибутов к подвижным играм; - придумывание вариантов к знакомым подвижным играм; -дидактические и настольные игры. -индивидуальная работа; -настольные игры «Футбол», «Хоккей»; -чтение рассказов о спорте, спортсменах; -изготовление атрибутов к подвижным играм.-проведение совместных праздников, досугов, туристических походов-совместные занятия родителей и детей- работа клуба «За здоровьем – всей семьей»

Совместная работа с семьёй стала одним из важных направлений в деятельности ДОУ. Приоритетные ценности, на решение которых ориентировано проведение мероприятий с родителями – сохранение и укрепление здоровья детей, налаживание детско-родительских взаимоотношений, формирование культуры здорового образа жизни. Эффективными формами взаимодействия зарекомендовали наглядно – информационные (информационно-ознакомительные, информационно-просветительские), которые решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами по оздоровлению детей. Информационно-ознакомительные включают в себя:

Эпизодические индивидуальные посещения родителями секций, занятий;

Экскурсии и консультации для родителей детей, впервые пришедших в детский сад для знакомства с созданными условиями;

Открытые просмотры занятий в рамках дней открытых дверей, недели здоровья, которые проводятся с младшей группы 4 раза в год.

Праздники на свежем воздухе, в спортивном зале, в бассейне для детей с участием родителей;

Составление с привлечением родителей видеотеки о спортивных мероприятиях в ДОУ;

Выставки детских работ «Я сильный и крепкий», «У нас в бассейне здорово» и др. - это совместные работы педагогов и детей, родителей и детей с рисунками и рассказами;

Фоторепортажи, которые особенно привлекают внимание родителей и практикуются в группах с 2-3 лет. Они сопровождаются небольшими стихотворениями, краткой информацией для родителей.

Фотосессии детей старшего дошкольного возраста, выполняющих различные упражнения;

Совместные занятия детей и родителей;

Обмен опытом семейного воспитания по организации здорового образа жизни через газету, выпускаемую в дошкольном учреждении «Васильковое детство»;

Практикумы по профилактике плоскостопия, нарушения осанки;

Выступления в средствах массовой информации о значении занятий физической культурой для сохранения и укрепления здоровья детей (газета, телевидение). Информационно - просветительские формы взаимодействия направлены на обогащение знаний родителей об особенностях двигательной активности детей на определённом возрастном этапе, значении в жизни и укреплении здоровья ребёнка. Общение с родителями здесь не прямое, а опосредованное:

Информационные стенды, где представлены расписание занятий секций, информация о программах дополнительного образования, используемых в детском саду, а также игры и упражнения, которые можно проводить в домашних условиях;

Папки - передвижки, которые более подробно знакомят родителей с системой по оздоровлению дошкольников в процессе обучения детей.

За три последних года количество родителей, оценивающих свою компетентность по вопросам здоровьесбережения как достаточную, возросло с 42% до 74%,

активно участвующих в физкультурно-оздоровительных мероприятиях ДОУ - с 35% до 71%.

На протяжении многих лет сотрудничаем с социокультурными институтами города.

В рамках преемственности ежегодно проводим игры – эстафеты, соревнования с учащимися первого класса СОШ № 4, 5 – выпускниками нашего детского сада, на которые приглашаем с показательными выступлениями детей – выпускников, посещающих спортивные секции в детско-юношеской спортивной школе.

Сотрудничество с городскими детскими спортивными организациями осуществляется на основе договора. Выпускники детского сада продолжают заниматься в спортивных школах, секциях, плавательных бассейнах (75%).

Формирование культуры здорового образа жизни, желание заниматься физкультурой и спортом у дошкольников невозможно без примера взрослых окружающих их. Поэтому сотрудники детского сада активно занимаются физкультурой и спортом. Команда детского сада ежегодно занимает призовые места в соревнованиях по волейболу среди образовательных учреждений города (2007г. – I место, 2008г.- II место, 2009г. – I место). Ежегодно сотрудники детского сада участвуют в соревнованиях по плаванию среди образовательных учреждений города (2007г. – III место, 2009г. – I место, 2010г. – II место). Один раз в сезон организуются поездки на спортивную базу «Елочка», коллективные выходы на природу со спортивными программами. Еженедельно проводятся занятия ритмической гимнастикой в спортивном клубе «Березка» инструктором по физической культуре Тарасова Ю.В.

Сложившаяся в дошкольном учреждении система физкультурно-спортивной работы, взаимодействие с родителями и социумом в данном направлении позволило сформировать у дошкольников и их родителей интерес к занятиям физкультурой и спортом, осознанное отношение к сохранению и укреплению своего здоровья, ведению здорового образа жизни.

Выносливость и многое другое.

Обеспечить увеличение нагрузки можно различными способами. Оптимальный вариант - это построение занятия по типу «поточно-круговой» тренировки. Параллельно с этим интенсивность и плотность занятия можно повысить за счет включения в работу уже освоенных детьми заданий и упражнений.
Перед началом занятия устанавливаем поперек зала четыре гимнастические скамейки на расстоянии 2.5 метра друг от друга.
После построения и приветствия, дети «змейкой» проходят по всем скамейкам «на носках» с равным положением рук. Здесь важно почувствовать осанку, расправить плечи, поднять голову, подтянуть живот и ощутить себя на крепких и сильных ногах. Ходьба по скамейке на носках - хорошая ситуация выработки доверия к своему собственному телу.
Следующее задание - ходьба по скамейкам на носках высоко поднимая колено, слегка фиксируя равновесие.
Этими упражнениями мы не только «подготовили стопу" к предстоящим нагрузкам, но и предоставили детям возможность освоиться таким образом в организованном физическом пространстве зала, и ощутить, почувствовать «равновесность» своего тела в пространстве.

БЕГ И РАЗГОВОР ВОКРУГ СВОЕГО ТЕЛА
После такой разминки детям предлагается следующее задание - бег по кругу...
По сигналу педагога дети меняют направление бега на противоположное, соблюдая договор – «не отставать и не обгонять». Затем - бег «змейкой» между скамеек, опять смена направления бега. Далее - игровое задание «Кто успел?". По свистку дети встают на любую скамейку, причем или лицом, или спиной к педагогу, в зависимости от предварительной команды.
Далее выполняются поскоки между скамеек, поскоки с вращением вокруг себя. Дошкольники, выполняют эти задания так, что видят и тех, кто впереди, и чувствуют тех, кто сзади. Это позволяет им соблюдать дистанцию, не толкать друг друга и не выпадать из общего рисунка совместного движения. «Направляющий» задает темп и ритм поскоков, следующий за ним подхватывает этот темп и ритм, третий - готовится, четвертый - оценивает происходящее, пока еще как наблюдатель. Но вот и он включился в фактуру движения. Сзади тоже прыгают. Их видно боковым зрением.
"И направляющего Диму видно тоже. Он прыгает уже далеко впереди, и нам - туда же».
Вообще, возможность двигаться друг за другом, удерживая единый темп и ритм - легче всего может быть обнаружена детьми именно на физкультуре. Потом она (эта возможность) вновь проявляет себя при хоровом пении, и только по том - в совместных действиях при чтении (кто - то из детей успевает читать, а кто-то успевает слушать и понимать), при решении задач (кто - то решает, кто-то следит и понимает}. Без общего темпа, без умения его согласовывать невозможна ни одна групповая деятельность; даже простой совместный разговор, когда скорость говорения нужно согласовывать со скоростью слушания и понимания. Дети уже преодолели дистанцию в 400 метров. Далее пройдем шагом и вновь остановимся перед первой скамейкой. Переходим к прыжкам


ДОВЕРИЕ К СЕБЕ РОЖДАЕТСЯ ИЗ ДОВЕРИЯ К ДРУГИМ
После 2 – 3 циклов прыжков, которые дети выполняют «потоком» И змейкой, пульс будет повышаться до 180 ударов в минуту. эту нагрузку необходимо удержать в течение нескольких минут, чтобы получить развивающий эффект.
Прыжки по скамейкам на двух ногах, длинные прыжки, прыжки на правой и на левой ногах по всем скамейкам с выпрыгиванием на одну ногу (здесь-то и требуется чувство равновесия) укрепляют мышцы стопы и всей ноги.
Прыжки – «ноги вместе - на скамейку, ноги врозь - со скамейки», перепрыгивание скамеек, согнув ноги. Подобное количество заданий может озадачить и взрослого, и неподготовленного ребенка. Однако, сели дети занимаются физической культурой регулярно, то такие нагрузки воспринимаются детьми без возражений. Им действительно нравится легко перелетать через скамейки, им действительно не страшно прыгать по ним на одной ноге, они доверяют своему телу и самим себе. У них есть уверенность в своих возможностях. И при этом они понимают, что любой уставший может, без специального на то разрешения взрослого, просто выйти из «круга» и отдохнуть на скамейке. Но таких детей бывает не больше двух – трех на занятии. Наблюдая за детьми, видно, что выполняют они эти задания слаженно, ритмично, технически правильно: причем - как отдельные дети, так и вся группа вместе. Отметим, что дети уже сами (!) определяют и держат темп занятия. Общий темп складывается при такой организации занятий к концу ноября месяца, и сейчас (в январе-феврале) мы его просто используем для организации занятия и более эффективного решения педагогических задач.
Видно, что дети ориентируются на успех другого ребенка о выполнении того или иного движения, стремясь сделать не хуже, а даже лучше. Таким образом дети учатся друг у друга, а эффективность занятия тем самым только повышается.
Конечно, это не только наша заслуга. Очень многое определяется стилем работы воспитателем в группе. И если отношения взрослого и детей в группе доброжелательные, содружественные, то эта содружественностъ обнаруживается и на других занятиях, например, физкультурных.

ЧЕМУ РАДУЮТСЯ ВЗРОСЛЫЕ?
Вернемся к занятию. Следующее задание носит игровой характер. Дети превращаются в «гусениц" и ползут друг за другом по веточкам-скамейкам. Договор - ползти друг за другом, сохраняя образ гусениц, а не извивающихся червяков. Так достигается правильность постановки рук и, тем самым, развитие мышц рук. Скамеек - четыре штуки, дети ползут по всем скамейкам, и есть возможность просматривать по сторонам и видеть - кто вокруг: «гусеницы» или «червяки». Возможность удерживать образ движения обеспечивается здесь не столько инструкцией взрослого, сколько готовностью детей действовать совместно, сложившейся у них общей заинтересованностью к ежедневным встречам в спортивном зале, общими интересами и взаимными симпатиями.
Дыхание детей восстановилось. и теперь, после этой «разрядки» дети встают в две колонны с правой стороны зала. Скамейки перед ними,.
Первое задание: по свистку дети, стоящие в колоннах первыми бегут, перепрыгивая все скамейки и встают в «хвост». Основной договор - движение начинается по свистку. Пока первые бегут, вторые - готовятся. Здесь интерес¬но посмотреть, действительно ли дети готовятся к бегу и прыжкам. Те, кто действительно готовится, те принимают особую позу, особый наклон, даже взгляд у этих детей меняется. Если дети это делают, значит, они уже представляют то, что им предстоит выполнить, они «проигрывают в уме» будущие свои действия, глядя на прыгающих перед ними детей.
Свисток, первая пара побежала, свисток, вторая пара. Время подачи очередного сигнала по¬степенно сокращается до 3-2 секунд, но дети не сбиваясь, не разрывая общего рисунка бега, на большой скорости и в непрерывном движении выполняют это задание.
Важно, что одновременность прыжка и т.д. – это не самоцель и педагогическая самоценность, это лишь подтверждение желания детей действовать вместе, совместно, согласовано, дружественно.
Второе задание более сложное. В самом начале нужно сделать кувырок, держась за руки, затем, не разрывая рук, перепрыгнуть вместе (в паре) все четыре скамейки, в самом конце поменяться местами и вернутся в «хвост», но уже другой колонны.
Согласимся, такая слаженность работы детей старшей группы детского сада может пора-довать не только тренера-педагога, но и воспитателя данной группы. Тем более, что воспитатели в нашем саду всегда находятся в зале во время занятий. Причем перед началом этого задания тренер вместе с воспитателем, взявшись за руки, могут и кувыркнутся вместе, и вместе перепрыгнуть все скамейки. Детьми такое участие взрослых воспринимается очень положительно...
Прыжковых упражнений на сегодняшний день достаточно.

ВЫНОСЛИВОСТЬ НА «БОЛОТЕ»
Дети становятся в круг в центр зала. Спрашиваем детей, согласны ли они сегодня побыть лягушатами. Если согласны, значит двигаться по залу можно будет только прыжками «с ног на руки», как лягушки. Если согласны, значит, нужно выбрать царя лягушек. Дети сами выби¬рают царя. Ему отводится особое место, где он «восседает» на троне.
Право царя - выбрать водящего (попрыгунчика), который, «оседлав» хоппибол, будет прыжками передвигаться по залу ловить лягушек. В спою очередь «попрыгунчик» выбирает себе помощника. помощник внимательно следит за ходом игры: его задача привести к царю отловленного лягушонка. Царь повелевает выполнить его распоряжение (сделать «мостик», «стойку на лопатках», подтянуться на турнике, прыгнуть через скакалку 10-20 раз и т.д.).
Основная задача взрослого - организовать детей на игру, помочь разобраться с ролями и правилами.
Все предложенные персонажи пришлись детям по душе. Дети сами распределили роли, сами играли, а взрослому наконец-то можно было понаблюдать со стороны за этими «живым спектаклем», получить удовольствие и узнать много нового из особенностей характеров, привычек, умений детей; обнаружить новые способы их соорганизации друг с другом, меру готовности принимать задания от своих сверстников и т.д.
Несколько раз идет смена ролей, дети готовы играть до бесконечности. Но время занятия подходит я концу. Мы собираемся в круг, для того, чтобы обменяться впечатлениями о том, что происходило сегодня на «болоте».
Дети строятся, прощаются с преподаватель, но им совсем не хочется уходить из физкультурного зала.

Чиркова Марина
Описание опыта работы инструктора по физической культуре

Чиркова Марина Александровна - инструктор по физической культуре Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка-детский сад «Сказка» р. п. Красные Баки. Закончила Нижегородский государственный педагогический университет им. М. Горького по специальности педагог по физической культуре и спорту .

Моя профессиональная деятельность осуществляется в рамках основной общеобразовательной программы МАДОУ ЦРР – д/с «Сказка» , разработанной на основе «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, методическое обеспечение Л. И. Пензулаевой. Главными задачами в своей работе считаю сохранение , укрепление и охрану здоровья детей, обеспечение гармоничного физического развития , формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности, развитие физических качеств , воспитание выдержки, самостоятельности и творчества в двигательной активности, красоты, грациозности, выразительности движений, интереса и любви к спорту, потребности в здоровом образе жизни ребёнка при взаимодействии с семьёй.

В своей работе для достижения поставленной цели, я использую здоровьесберегающие технологии : утренняя гимнастика, занятия (игровые, сюжетные, дыхательную и корригирующую гимнастику, элементы фитнес аэробики, игровой стретчинг, коммуникативные игры, занятия из серии «Забочусь о своём здоровье» . Системная работа способствует снижению заболеваемости и повышению процента посещаемости воспитанников ЦРР – д/с «Сказка» .

Кроме основной программы по физическому воспитанию , реализую дополнительную общеобразовательную программу «Волшебные ступеньки» , в рамках организации дополнительных платных услуг ДОУ. Цель данной программы - развитие двигательной активности детей дошкольного возраста посредством степ-аэробики. Новизна данной программы заключается в том, что на ряду с традиционными формами упражнений, проводятся специальные упражнения по степ – аэробике, а также лого-ритмические упражнения. Оптимальное сочетание которых в ходе занятий позволяет решать не только задачи по физическому воспитанию , но и развивать координацию движений и речь.

Активно принимаю участие в работе РМО и других методических мероприятиях ДОУ и района. С 2014 г. являюсь руководителем РМО воспитателей по физическому развитию детей и приобщению к здоровому образу жизни. В рамках РМО разработала положения смотр-конкурсов спортивных зон (2014 г) и спортивного оборудования для развития точности и глазомера в группах детей дошкольного возраста «Меткий стрелок» (2015 г) . Своим опытом работы делюсь на районных методических объединениях : 2014 г. открытый педагогический процесс «Особенности содержания программы по образовательной области «Физическая культура в соответствии с ФГТ» , 2016 г. открытый педагогический процесс «Использование элементов детского фитнеса на занятиях по физической культуре с детьми младшего дошкольного возраста».

Занимаясь самообразованием знакомлюсь с новейшими достижениями в области физического воспитания через публикации в периодических изданиях «Ребёнок в детском саду» , «Инструктор по физической культуре » . Полученные знания и приобретенные умения позволяют творчески подходить к решению практических задач в работе .

Являюсь активной участницей конкурсов различного уровня : районного, областного, всероссийского, также совместно с воспитанниками участвуем в различных конкурсах, где неоднократно занимали призовые места.

Учитывая современные требования использую в своей работе интернет -ресурсы , для обмена опыта работы создала свою страничку на сайтах – Международном образовательном портале Maam, «Социальная сеть работников образования » , сайт на образовательном портале infourok.ru, a2b2, где размещаю материалы с собственным практическим опытом : конспекты занятий, консультации, сценарии спортивных мероприятий.

Для успешной реализации мероприятий по физическому развитию детей считаю союзниками родителей воспитанников. Проводим совместные спортивные праздники : «Осенние старты» , «Зимняя Олимпиада» ; тематические праздники, посвященные Дню матери, 23 февраля, Дню семьи, любви и верности; на базе ФОК «Богатырь» праздники для сотрудников детского сада и родителей воспитанников. Проблемы здоровья детей затрагиваю на групповых родительских собраниях, провожу индивидуальные консультации, анкетирование, выкладыванию консультации в уголках для родителей. Под моим руководством в 2014 году для детей и родителей функционировал спортивный кружок «Здоровячок» . Тесно сотрудничаем с другими детскими садами, стало традицией, вот уже три года совместно с МАДОУ д/с «Колосок» мы проводим «Зимнюю спартакиаду» - семейный спортивный праздник. Для воспитателей района разработала и внедрила в действие «Педагогическую спартакиаду» .

Внутри детского сада взаимодействую с воспитателями : в группах созданы условия для организации двигательной деятельности детей. Физкультурные уголки , оснащенные нетрадиционным оборудованием, изготовленные и оформленные руками педагогов и родителей пользуются большим спросом у наших воспитанников. В помощь воспитателям мною разработана картотека подвижных игр, комплексы утренних гимнастик, упражнений на профилактику плоскостопия и нарушения осанки.

Для проведения физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ имеется физкультурный зал и спортивная площадка на улице. Физкультурный зал оснащен спортивным оборудованием, как фабричного производства (обручи, скакалки, мячи, кегли, кубики, кольцебросы, степы, тренажеры, так и сделанного своими руками (косички, платочки, флажки, тоннели, мешочки, снежки для метания, маски для подвижных игр, пособия для проведения коррекционной работы – корригирующие дорожки, пособия для тренировки дыхательной системы). В своей работе использую наглядно-дидактические пособия : альбомы «Зимние и летние виды спорта» , «Режим дня» , «Спортивный инвентарь» ; для формирования основ здорового образа жизни, воспитания интереса к спорту и спортивным играм, для закрепления терминологии сделала своими руками дидактические игры «Собери картинку» , «Спортивный инвентарь» , «Найди пару» . Совершенствуя предметно-развивающую среду, в этом учебном году мною был создан мини-музей спорта, где представлены макеты летних и зимних видов спорта : баскетбол, футбол, хоккей, волейбол, настольный теннис, художественная гимнастика; в папке представлена история Олимпийских игр : кто является основателем, символика олимпийских игр : что такое девиз, флаг, огонь, награды, символ, клятва Олимпийских игр; флаги стран участниц Олимпиады, оформлен стенд «Гордость земли Нижегородской» , где представлены нижегородские спортсмены-победители олимпиад разных лет.

Наше дошкольное образовательное учреждение сотрудничает с социумом по физкультурно -оздоровительному направлению (ФОК «Богатырь, стадион, где организуем различные мероприятия.

Подводя итог, хочется отметить, что физкультурно-оздоровительная работа ведётся в системе , направлена на детей, взаимодействие с воспитателями и семьями воспитанников, сотрудничество с социумом.

Публикации по теме:

Индивидуальная программа профессионального развития инструктора по физической культуре Индивидуальная программа профессионального развития инструктора по физической культуре МБДОУ № 6 «Страна детства» Добрыгиной Ирины Васильевны.

МАСТЕР – КЛАСС Инструктора по физической культуре МДОУ «Детский сад №64» Аккиевой Ларисы Александровны Тема: «Занимательное оборудование».

Педагогический опыт инструктора по физической культуре Арифулиной И. В. МДОУ детский сад № 20 г. о. Орехово-Зуево 2слайдВ настоящее время.

Перспективный план работы на летний оздоровительный период инструктора по физической культуре Перспективный план работы на летний оздоровительный период инструктора по физической культуре Билентьевой Н. И., на 2016-2017 учебный год.