Норматив чтения 1. Фгос о нормах чтения

Количество прочитанных слов - один из показателей, по которым определяют уровень развития маленького ребенка. Вы можете помочь своему малышу развить скорость чтения.

Сколько слов в минуту должен читать первоклассник

К приходу в школу бывшей детсадовец должен уметь считать до 20, определять геометрические фигуры и знать растения, которые растут в его местности. А вот требований к чтению для будущего школьника нет.

Такие требования возникают только во время учебы. Впервые скорость чтения проверяют через полгода после начала обучения. В советские времена к концу первого класса ребенок должен был читать не менее 47 слов в минуту, чтобы получить «отлично», сейчас этот показатель снизили до 40 слов.

Какая норма чтения в начальной школе

В Европе оценивают не скорость чтения, а другие показатели. Российское образование также постепенно к этому движется. Сейчас учителя учитывают следующие показатели:

  • выразительность чтения и умение расставлять логические паузы;
  • осознание сути прочитанного;
  • умение соединять логические части прочитанного;
  • способность анализировать текст;
  • воспроизведение целостных слов, а не букв или слогов;
  • четкость произношения звуков.

Впрочем, скорость чтения пока все равно измеряют и ставят за нее оценки. Ко второй четверти первоклашка должен читать более 20 слов в минуту на оценку «5», к третьей – более 36 слов, к четвертой – более 40 слов. Для оценки «4» достаточно 16, 26 и 31 слова соответственно.

Как научить ребенка читать к 1 классу

Если вы хотите, чтобы ребенок быстро и хорошо читал в начальной школе, начинайте обучать его этому заранее. Вот несколько упражнений для дошколят, которые повысят скорость чтения:

  • Соревнование. Предложите малышу посоревноваться, кто сможет прочитать текст быстрее. Засеките время и по очереди прочитайте текст на скорость. После этого вместе проанализируйте, кто из вас какие ошибки допустил.
  • Изменение темпа чтения. Учите малыша читать в разном темпе. Сначала пусть прочитает текст очень быстро, затем медленно и выразительно.
  • Чтение с помехами. Соорудите из бумаги своего рода маятник и водите им по странице перед читающим ребенком. Это поможет ему воспринимать весь текст целиком, а не отдельные его части. Также такое упражнение тренирует фантазию, ведь ребенку нужно додумывать те части текста, которые он не видит.

Не волнуйтесь, если ваш малыш читает медленнее, чем нужно. Прививайте ему любовь к литературе, и тогда он обязательно научится читать быстро, выразительно и осознанно.

Скажу честно, я читаю давно и много. И любовь к книгам у меня началась именно в школьные годы. Помню, мы проходили по литературе «Преступление и наказание» Достоевского. Мне так не интересно было его читать!!! Зато потом, на каникулах, я прочла это произведение с огромным удовольствием! Вот тогда я решила заглянуть в список литературы для внеклассного чтения. С этого момента началась моя долгая и взаимная любовь в чтению и увеличения скорости чтения слов минуту меня как сейчас взрослого человека.

Сколько слов в минуту должен читать взрослый человек?

По статистике скорость чтения взрослого человека лежит в пределах 120-180 слов в минуту, более лучшие специалисты способны читать в пределах 200-250 слов в минуту. Самое высокое скорочтение считается в пределах 600 слов. Это при обычном тексте литературного характера, и при приемлемом шрифте.

Главное не скорость, а качество понимания того, что читает взрослый, кто то и книгу может за день “проглотить”, а не чего о ней и не вспомнит через неделю. Основная задача прививать с детства у ребенка понимать книги, а не бегло листать страницы.

Почему стоит обращать внимание именно на литературу для внеклассного чтения?

Во время школьных уроков, мы изучаем определенные произведения, согласно школьной программе. Тщательно и подробно разбираем их, составляем план и пишем сочинения по изучаемым произведениям. Безусловно, все это важно и нужно! Но, теряется само удовольствие от прочтения, не получается погрузиться в произведение, ощутить себя его героем, попасть на место событий… Ведь нужно не пропустить описание внешности или природы, запомнить и рассказать на уроке хронологию событий произведения. Т.е. нет легкости и непринужденности во время чтения, уединения с произведением.

Преимущества чтения летом именно литературы для внеклассного чтения.

Список литературы составляется учителем либо в министерстве образования. А эти люди знают толк в приличном чтиве! Знают, что именно стоит посоветовать школьнику в определенном возрасте.


И вот, список есть. Школьник может сам выбрать интересующий его жанр, автора, произведение. Читать никто не заставляет, все только для удовольствия и по собственному желанию:

  • без какого либо вмешательства извне в процесс восприятия произведения;
  • есть возможность самому лично проанализировать произведение, разобраться в своём отношении к героям, к сюжету;
  • пережить определенные эмоции именно внутри себя и самому решить, делиться ими или нет;
  • а так же получить новые знания, которые в будущем обязательно пригодятся!

Кто-то может сказать, вот, летом нужно гулять на улице, а не сидеть за книгами. Подождите, ведь летом есть дождливые дни, когда вы сидите дома, есть определенное настроение, когда захочется чего-то особенного и интересного. А еще есть множество интересных гаджетов для чтения, которыми можно хвастаться перед друзьями.
Можно однозначно сделать вывод, в чтении книг летом школьниками одна только польза и никакого вреда! И как интересно и оригинально будет выглядеть школьное сочинение на тему «Как я провел лето» если в нем будет фраза «А еще я очень много читал!», написанная с гордостью за себя!

Информация из книг о нормативах скорости чтения:

Скорость чтения Количество знаков в минуту
Очень медленная 900
Медленная 1200
Средняя 1500
Выше средней 1800
Быстрая 3000
Очень быстрая 5000
Сверхбыстрая 10000 и более

Курс быстрого чтения позволяет в среднем увеличить скорость чтения в 3 раза по сравнению с первоначальной; как правило, учащиеся достигают скорости чтения в 3000 знаков и более в минуту (3000 знаков - это примерно 500 слов). Такой темп позволяет прочесть за час около 100 книжных страниц среднего формата...»

М.А.Зиганов «Как повысить культуру, качество и скорость чтения»

«Следует отметить, что параметры, приводимые ШРЧ, отличаются от параметров, приводимых другими источниками.Все зависит от того, что принять за знак и что принять за скорость чтения.

Некоторые педагоги, подсчитывая в текстах знаки, учитывают и буквы, и знаки препинания, и пробелы, в результате у них тесты становятся более «объемными», чем они есть на самом деле.

Иногда скорость чтения измеряют в "слов/мин".При этом некоторые педагоги за слово применяют все предлоги, частицы, а иногда и знаки препинания.

К концу обучения Ваша скорость увеличится в 2-3 раза (если Вы усиленно поработаете над последней частью книги,относящейся к скорочтению, то- в 5-8 раз), а коэффициент усвоения возрастет до 75-95%...»

«В нашей стране установлен государственный норматив только по скорости чтения для школьников начальных классов: для первого класса — 30-60 слов в минуту, для второго — 90-110 и для третьего-110-140.

К сожалению, для других категорий читателей нормы чтения не установлены. Однако исследования показывают, что скорость чтения взрослых читателей колеблется от 100 до 200 слов в минуту, коэффициент усвоения — 50-60 процентов, а продуктивность чтения — 90-115 слов в минуту...

Попытки нормирования чтения мы находим и в других странах. Так, например, в США введены следующие нормы скорости чтения с учетом усвоения содержания текста (не менее 70 процентов): для школьников начальных классов — 80-158 слов в минуту, средних классов- 175-204, старших классов — 214-250, для студентов- 250-280, для высококвалифицированных чтецов — 340-620 слов в минуту.У каждого читателя имеются внутренние неиспользованные резервы.

Как читатели мы должны стремиться достичь скорости свыше 300 слов в минуту и усваивать содержание текста с коэффициентом не ниже 70 процентов...»

Очень часто будущие первоклассники обучены родителями счету, некоторые умеют писать. Особое значение родители уделяют чтению. Многие будущие первоклашки не только знают алфавит, но уже обладают первоначальными навыками - умеют соединять буквы в слоги, а слоги в слова.

Умение читать - один из наиболее эффективных способов лавирования в массе окружающей информации. При этом особое внимание уделяется технике. Ведь важно не только умение читать быстро и безошибочно, но и осознанное восприятие текста плюс сохранение его художественного замысла, выраженного в выразительности произношения. Иными словами, нужно уделять значение не только тому, как и сколько слов в минуту должен читать первоклассник, но и, задав определенные вопросы по тексту, выяснить, понял ли чтец смысл содержания отрывка. Это разовьет речь и память ребенка, повысит его интеллектуальный уровень. Кроме того, он научится рассуждать и формировать собственное мнение.

Так сколько слов в минуту должен читать первоклассник? Учитель обязан контролировать и фиксировать результаты, которых достигает ребенок в ходе развития навыков. в 1 классе должна укладываться в определенные показатели. Результаты учитываются постоянно, в течение всего учебного года, а после каждой четверти, за исключением первой, проходят контрольные замеры.

Разработаны нормативные требованиям, в которых прописано, сколько слов в минуту должен читать первоклассник. Для получения оценки «пять» по итогам первого полугодия обучения ученик должен читать не менее двадцати слов в минуту. К завершению третьей четверти их количество возрастает до тридцати пяти, а к окончанию первого класса для получения оценки "отлично" ребенок обязан выговаривать более сорока слов текста. При этом важно не толькопроверить скорость чтения, но и уделить внимание тому, как ребенок это делает. Учитель требует, чтобы ученик произносил слова целиком, четко выделяя окончания и, главное, осознавал смысл прочитанного.

Определяя, сколько слов в минуту должен читать первоклассник, необходимо учитывать и сложность текста, предложенного для прочтения. В начале обучения слова в предложениях состоят из подобных слогов или слогов с одинаковыми гласными, например: ма-ма, со-ло, ка-ша. Далее вводятся отрывки произведений, содержащие более сложные слоги. После освоения первоначальных навыков чтения тексты включают в себя многосложные слова, слоги с шипящими, сложные, с сочетанием согласных букв. Важно, чтобы к концу третьего этапа первоклассник не только читал строго по слогам (а не по буквам) и выразительно, но также умел кратко перессказывать прочитанное. На последнем этапе для прочтения предлагается не только проза, но и стихи.

Поэтапное усложнение текстов поможет сформировать у первоклассника дальнейшие читательские умения, увеличить скорость произношения, сделав чтение не только инструментом получения знаний, но и источником удовольствия. Кроме того, чтение - особый вид художественно-эстетического, речевого и интеллектуального развития человека. В период обучения у ребенка формируется речевой навык, который является фактором успешного получения знаний не только в школе, но и пригодится ему в дальнейшей, взрослой жизни.

Залогом успешного обучения ребенка является умение читать, которое формируется фактически всю начальную школу, а у многих этот навык развивается и далее. Некоторые продолжают его тренировать и в зрелом возрасте, что позволяет им быстрее прочитать материал одинаковой сложности и объема на разных этапах собственной жизни.

Не синонимична скорости восприятия текста, так как выражается еще и в степени его осмысления. Особо важна она для развития такой характеристики, как техника чтения, 1 класс. Нормативы устанавливаются достаточно щадящие, так как любые сложные навыки развиваются в течение долгого времени.

Что такое техника чтения

1 класс (нормативы будут приведены в таблице) является очень ответственным периодом в жизни ребенка. Ведь если не научиться в этом возрасте читать, далее это сделать будет значительно труднее. Многие дети уже идут в школу, умея читать, что позволяет им с отличием проходить все проверки. Те же, кто не умеет читать до первого класса, как правило, получают оценку ниже, так что настоятельно рекомендуется обучать ребенка восприятию несложных текстов с самого раннего возраста.

Техника чтения (1 класс): нормативы, которые были установлены государством, не включают в себя только Важно понимать, что хоть в таблице приводится только этот показатель, надо учитывать и другие критерии.

Осознанность чтения

Данный параметр определяет, как ребенок воспринимает и запоминает прочитанное. Осознаность чтения зависит не только от способностей ребенка, но и содержания отрывка. Желательно для проверки этой составляющей техники чтения использовать несложные тексты, в которых мало длинных предложений. А оценка пусть выставляется на фоне остальных.

Скорость чтения

Это важный параметр, поэтому он и обозначен в качестве основного. Чем быстрее человек прочитывает материал, тем больше у него будет свободного времени после учебы и выполнения необходимого домашнего задания в дальнейшем. Следовательно, ему будет легче заставить себя работать, так как ему не составит особого труда выучить параграф. Фактически одно свойство дополняет другое, поэтому для эффективного запоминания материала нужно как уметь быстро воспринимать текст, так и понимать его смысл.

Способ чтения

Для взрослых людей данный показатель не входит в технику чтения, но вот для детей он очень важен. То, читает ребенок по слогам материал или способен видеть целое слово или часть фразы, показывает степень усвоения навыка. Конечно, взрослые люди воспринимают несколько слов одновременно с помощью периферического зрения, но данное умение уже непосредственно влияет на предыдущий показатель. Следовательно, он характеризует не умение читать, а только количество затрачиваемого на это времени.

Выразительность чтения

Техника чтения 1 класс (нормативы по ФГОС) предусматривают и следующий критерий техники чтения. Выражается он в таких показателях:

  • Использование пауз, которые помогают переварить слушающему человеку и самому читающему все то, что было сказано ранее. Когда ребенок учится читать про себя, паузы никуда не деваются, интонационно выделяя значимые фрагменты текста, что настраивает мозг на их улучшенное восприятие.
  • Нахождение нужной интонации. Эта задача непроста по той причине, что ребенку нужно одновременно охватить куски текста глазами, проанализировать их эмоциональную насыщенность и подумать, какая интонация лучше всего подходит для них.
  • Верная постановка ударения. Очень часто из-за отсутствия этого умения слушать текст становится невозможно, или же он начинает неправильно восприниматься. То же самое, между прочим, касается и пауз. Та известная фраза "казнить нельзя помиловать" меняет свой смысл не только от местонахождения запятой, но и от правильной паузы.

Как видим, существует очень много факторов, влияющих на такой параметр, как техника чтения.

1 класс: нормативы по Занкову

В начале первого класса оценки за учебу не выставляются. Следовательно, если есть проверка техники чтения учащегося, она производится только для анализа прогресса. Во второй половине учебного года ребенок должен мастерски читать по слогам небольшие предложения, а также уметь слушать. Еще он должен демонстрировать осмысление текста: отвечать на вопросы, заданные преподавателями, и вкратце пересказывать прочитанное.

Но последнее действие не всегда характеризует технику чтения ребенка, так как способность к ораторскому мастерству может быть хорошей, а мысли маленькие дети не умеют формулировать так, как это делает даже плохо говорящий взрослый. Поэтому умение пересказать текст должно быть только дополнительной характеристикой, связанной с таким понятием, как техника чтения (1 класс, нормативы).

2014 год (программа) и новые редакции нормативов: таблица

Рассмотрим, какие нормы скорости чтения должны соблюдаться для выставления определенной оценки.

Как улучшить технику чтения у ребенка

Техника чтения, 1 класс - нормативы и правила - это хорошо, но как же достичь высоких результатов? Для ребенка, который только научился читать, стать отличником в этом аспекте достаточно затруднительно. Для развития техники нужно ребенку выполнять такие упражнения:

  • Ежедневное чтение вслух дома текстов разной сложности. Это могут быть и знакомые стихи, и интересные новые книги. Школьных уроков чтения для повышения скорости явно недостаточно.
  • Чтение наоборот. Это очень полезное упражнение, которое учит ребенка объединять буквы в слова и читать даже такие термины, о которых он никогда не слышал и понятия не имеет, как должны они выглядеть в тексте.

Также для повышения эффективности чтения можно пробовать воспринимать материал, перевернув книгу вверх ногами.