Морской словарь. Такелажное снаряжение

ПЕНТЕР-ГАК -

ПЕНТЕР-ГАК

ПЕНТЕР-ГАК

П.-Г. бывают однорогие и двурогие .

Самойлов К. И. , 1941


Гак в морском деле

Гак (мор.)

,

ПЕНТЕР-ГАК

— гак особого вида, ввязываемый в строп нижнего блока фиш-талей. Он закладывается за лапу якоря при подъеме последнего на рустов.

П.-Г. бывают однорогие и двурогие .

Самойлов К. И. Морской словарь. - М.-Л.: Государственное Военно-морское Издательство НКВМФ Союза ССР , 1941

Гак в морском деле Гак в морском деле — железный крюк особой формы, употребляемый на судах для закладывания блоков или снастей в обухи, роллы и проч. Части гака: обух, носок и спинка. Гаки бывают: простой, складной, вертлюжный, кат-гак, пентер-гак и кранный гак. Простой Г. употребляется почти везде в вооружении кор

Гак (мор.) Гак (мор.) железный крюк особой формы, употребляемый на судах для закладывания блоков или снастей в обухи, роллы и проч. Части гака: обух, носок и спинка. Гаки бывают: простой, складной, вертлюжный, кат-гак, пентер-гак и кранный гак. Простой Г. употребляется почти везде в вооружении корабля. Скла

Рулевое устройство должно иметь два привода: главный и вспомогательный. Главный рулевой привод - это механизмы, исполнительные приводы пере- кладки руля, силовые агрегаты рулевого привода, а также вспомогательное обору- дование и средства приложения крутящего момента к баллеру (например, румпель или сектор), необходимые для перекладки руля с целью управления судном в нор- мальных условиях эксплуатации. Вспомогательный рулевой привод - это оборудование необходимое для управления судном в случае выхода из строя главного рулевого привода, за исклю- чением румпеля, сектора или других элементов, предназначенных для той же цели. Главный рулевой привод должен обеспечивать перекладку руля с 35 0 одного борта на 35 0 другого борта при максимальной эксплуатационной осадке и скорости переднего хода судна не более чем за 28 секунд. Вспомогательный рулевой привод должен обеспечивать перекладку руля с 15 0 одного борта на 15 0 другого борта не более чем за 60 секунд при максимальной эксплуатационной осадке судна и скорости, равной половине его максимальной эксплуатационной скорости переднего хода. Управление вспомогательным рулевым приводом должно быть предусмот- рено из румпельного отделения. Переход с главного на вспомогательный привод должен выполняться за время, не превышающее 2 минуты. Руль - основная часть рулевого устройства. Он располагается в кормовой ча- сти и действует только на ходу судна. Основной элемент руля - перо, которое по форме может быть плоским (пластинчатым) или обтекаемым (профилированным). По положению пера руля относительно оси вращения баллера различают (рис. 6.2): - обыкновенный руль - плоскость пера руля расположена за осью вращения; - полубалансирный руль - только большая часть пера руля находится позади оси вращения, за счет чего возникает уменьшенный момент вращения при перекладке руля; - балансирный руль - перо руля так расположено по обеим сторонам оси вра- щения, что при перекладке руля не возникают какие-либо значительные мо- менты.

Активный руль - это руль с установленным на нем вспомогательным винтом, расположенным на задней кромке пера руля (рис. 6.3). В перо руля встроен элек- тродвигатель, приводящий во вращение гребной винт, который для защиты от по- вреждений помещен в насадку. За счет поворота пера руля вместе с гребным вин- том на определенный угол возникает поперечный упор, обусловливающий поворот судна. Активный руль используется на малых скоростях до 5 узлов. При маневри- ровании на стесненных акваториях активный руль может использоваться в каче- стве основного движителя, что обеспечивает высокие маневренные качества судна. При больших скоростях винт активного руля отключается, и перекладка руля осу- ществляется в обычном режиме. Раздельные поворотные насадки (рис. 6.4). Поворотная насадка - это сталь- ное кольцо, профиль которого представляет элемент крыла. Площадь входного от- верстия насадки больше площади выходного. Гребной винт располагается в наибо- лее узком ее сечении. Поворотная насадка устанавливается на баллере и поворачи- вается до 40° на каждый борт, заменяя руль. Раздельные поворотные насадки уста- новлены на многих транспортных судах, главным образом речных и смешанного плавания, и обеспечивают их высокие маневренные характеристики.

Перед каждым выходом в море рулевое готовят к работе устройство: тщательно осматрива- ют все детали, устраняют обнаруженные неисправ- ности, трущиеся части очищают от старой смазки и смазывают вновь. Затем под руководством вахтен- ного помощника капитана проверяют исправность рулевого устройства в действии путем пробной пе- рекладки руля. Перед перекладкой надо убедиться, что под кормой чисто и никакие плавсредства и посторонние предметы не мешают повороту пера руля. Одновременно проверяют легкость вращения руля и отсут- ствие даже незначительных заеданий. Во всех положениях пера руля сличается со- ответствие показаний рулевых указателей и время, затрачиваемое на перекладку. Румпельное отделение всегда должно быть на замке. Ключи от" него хранятся в штурманской рубке и в машинном отделении на специально отведенных посто- янных местах, аварийный ключ - у входа в румпельное отделение в запертом шкафчике с застекленной дверцей. Между ходовым мостиком и румпельным отделением должны быть установ- лены две независимо действующие линии связи. По прибытии в порт и по окончании швартовки руль ставят в прямое поло- жение, выключают энергию на рулевой двигатель, осматривают рулевой привод и если все найдено в должном порядке, закрывают румпельное отделение.

Гаки, их устройство, виды. Определение грузоподъемности гака. Как закладывается гак за обух? При каких дефектах недопустимо использование гака?

Такелажные гаки - стальные кованые крюки, используемые для крепления тросов, цепей, закладывания блоков, стропов и т.д. Состоит от обуха с проушиной, спинки, носка..

Гаки бывают: простой, складной, вертлюжный, кат-гак, пентер-гак и кранный гак.

- Простой - употребляется почти везде в вооружении корабля.

- Складной - на шлюпках и вообще в тех случаях, когда надо, чтобы гак не мог зацепиться за что-нибудь носком.

- Вертлюжный- может поворачиваться кругом в своей планке и весьма удобен там, где снасть или тали приходится раскручивать, не выкладывая гак из обуха, в который он заложен.

- Кат-гак -гак нижнего кат-блока; этим гаком кат закладывается в скобу якоря.

- Пентер-гак - гак на конце фиша, которым якорь поднимается за матку.

- Кранный - особенной крепости, имеет форму якоря и делается на конце кранных гиней (толстые тали); служит для поднятия тяжестей, напр. мачт, паровых котлов и т. п.

Рис.1 Такелажные гаки.

По форме обыкновенные гаки бывают простыми (рис.1,а) , если плоскость обуха 2 перпендикулярна плоскости спинки и повернутыми (рис.1,б) , если обух, спинка и носок лежат в одной плоскости. Посредством обуха гак заделывают в огон троса или крепят в подвеске конструкции. Разновидностью обыкновенных гаков является пентер-гак (рис.1,в) . В нижней части спинки он имеет обушок для крепления оттяжки. Для грузовых шкентелей применяют повернутые гаки особой конструкции. Этот гак, называемый грузовым, или шкентель-гаком (рис.1,г ), имеет загнутый внутрь носок, прикрытый сверху специальным приливом. Такое устройство гака исключает его зацепление за выступающие части корпуса судна и грузового люка при подъеме груза.

Вертлюжный гак (рис.1,д) имеет вместо обуха шейку, которая обеспечивает закрепление гака и его свободное вращение в оковке блока или другой подвеске. Вертлюжные гаки применяют для предотвращения перекручивания тросов.

Глаголь-гак (рис.1,е) состоит из собственно гака с удлиненным откидным носком и обухом (2) в виде проушины, круглого крепежного звена (3), удлиненного звена (4) и соединенных с ним стопорного (5) и соединительного (6) звеньев. Последнее заложено в обух, приваренный к палубе или надстройке. Размеры стопорного звена позволяют надеть его на прижатый к удлиненному звену носок гака после того, как огон троса или звено такелажной цепи заложены на гак. При напряженном состоянии заложенных на гак снастей самопроизвольная отдача их исключается, но если сбить стопорное звено с носка гака, снасти быстро освобождаются.

Храпцы (рис.1,ж) представляют собой складной гак, образованный двумя простыми гаками. При складывании гаков образуется как бы замкнутое кольцо, которое, будучи закаболенным, обеспечивает надежное закрепление стропа или огона троса.

Гаки испытывают напряжение в основном на изгиб. Их прочность значительно меньше прочности такелажных скоб.

На гаке выбит номер, соответствующий его грузоподъемности. Рабочая крепость Р=0,6d 2 (кг), d- диаметр спинки в мм. Гаки закладываются за обухи, рамы, стропы так, чтобы носки смотрели вверх (напряжение принимает спинка)

Обух (рис.2) - стальной болт, у которого вместо головки в верхней части сделано кольцо или специальная поковка с проушиной. Обухи служат для крепления снастей стоячего такелажа к корпусу корабля, блоков подъемных устройств и переносных цепных стопоров якорной цепи к палубе, а также для других целей.


Рис. 2. Закладывание гаков за обухи и рымы:

Гаки систематически осматривают с целью обнаружения трещин, раковин и других дефектов и смазывают трущиеся поверхности. Вертлюжные гаки периодически расхаживают. Недопустимо использование гака при наличии трещин, разогнутых или сработанных обухов и спинок. Сработанных шеек или головок вертлюжных гаков (>10% толщины)

Гаками называются кованые крюки из мягкой стали. Они применяются для закладывания за стропы поднимаемого груза, для крепления стоячего такелажа и т. д.

О б ы к н о в е н н ы й г а к (рис. 5.4) бывает простой (плоскость обуха перпендикулярна к плоскости спинки) и повернутый (обух, спинка и носок расположены в одной плоскости).

Рис. 5.4. Обыкновенный гак:
а - простой; б - повернутый; 1 - обух; 2 - спинка; 3 - носок; 4 - проушина


Гаки изготовляются 22 номеров: от № 0,1 до № 75. Номер означает грузоподъемность гака в тоннах.

С к л а д н о й г а к - х р а п ц ы (рис. 5.5) - используется для того, чтобы снасть не могла самопроизвольно выложиться. Храпцы состоят из двух простых гаков, надетых проушинами на коуш. Одна сторона гаков плоская. Этой стороной они плотно прилегают один к другому, образуя замкнутое кольцо. Для надежности при использовании храпцы закаболиваются ворсой.


Рис. 5.5. Храпцы


Г л а г о л ь - г а к (рис. 5.6) применяется там, где нужно быстро выложить гак под нагрузкой, на цепных стопорах, шлюпочных найтовых, жвака-галсах, на концах стоячего такелажа и винтовых талрепах.

Рис. 5.6. Глаголь-гак:
1 - увеличенное звено; 2 - стопорное звено; 3 - откидной гак


П е н т е р - г а к (рис. 5.7) применяется для постановки и уборки тяжелых деталей тралов. Он представляет собой простой гак, на спинке которого имеется обушок для крепления оттяжки. Оттяжка позволяет выложить гак из обуха отводителя трала или буя, вынесенного за борт или корму тралбалкой или краном, под нагрузкой.


Рис. 5.7. Пентер-гак


В е р т л ю ж н ы й г а к (рис. 5.8) применяется на канифас-блоках, нижних блоках шлюпочных талей и в качестве грузовых гаков. Вертлюжный гак может вращаться в отверстии серьги, что предотвращает перекручивание лопарей талей и подъемных шкентелей.

Рис. 5.8. Вертлюжный гак


Д в о й н о й в е р т л ю ж н ы й г а к (рис. 5.9) от вертлюжного отличается тем, что, вращаясь вокруг оси шейки, может качаться на оси серьги. Применяется в блоках больших грузовых кранов.

Рис. 5.9. Двойной вертлюжный гак


Г р у з о в о й г а к - ш к е н т е л ь - г а к (рис. 5.10) - применяется на шкентелях грузовых стрел. Носок гака загнут внутрь, что исключает его задевание за выступающие части борта.


Рис. 5.10. Грузовой гак (шкентель-гак)


Д в у р о г и й г а к применяется на стрелах и кранах.

Уход за гаками. Каждый гак испытывается на нагрузку, превышающую на 25% его грузоподъемность, не менее 10 мин. Грузоподъемность гака в тоннах выбивается на его спинке.

Гаки с трещинами, разогнутыми или сработанными обухами и спинками к эксплуатации не допускаются и подлежат замене. Трущиеся части вертлюжных гаков смазываются пушечным салом. Старая смазка подлежит периодической замене. Заржавевшие вертлюжные гаки расхаживаются, промываются керосином, очищаются от ржавчины, а затем смазываются.

ПЕНТЕР-ГАК

ПЕНТЕР-ГАК

Гак особого вида, ввязываемый в строп нижнего блока фиш-талей. Он закладывается за лапу якоря при подъеме последнего на рустов.

П.-Г. бывают однорогие и двурогие .

Самойлов К. И. Морской словарь. - М.-Л.: Государственное Военно-морское Издательство НКВМФ Союза ССР , 1941


Смотреть что такое "ПЕНТЕР-ГАК" в других словарях:

    Пентер гак, пентер гака … Орфографический словарь-справочник

    Железный крюк особой формы, употребляемый на судах для закладывания блоков или снастей в обухи, роллы и проч. Части гака: обух, носок и спинка. Гаки бывают: простой, складной, вертлюжный, кат гак, пентер гак и кранный гак. Простой Г.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (Fish) одна из снастей, с помощью которых убирается якорь на судне. Ф. состоит из фиш шкентеля и талей. Фиш шкентель сплеснем вокруг коуша пентер гака проходит в блок на фиш балке и тянется по палубе талями через канифас блок. Если Ф. имеет… … Морской словарь

    Штерт, взятый за пентер гак. Этот штерт служит для закладывания пентер гака за якорь. Однорогий пентер гак имеет один Ф. Ш., двурогий два. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь

Такелажные цепи и предметы такелажного оборудования

Такелажные цепи. Кроме тросов, на судах применяются такелажные цепи, изготовляемые из круглой стали, диаметр которой является основным параметром - калибром, характеризующим размеры цепи. Такелажные цепи разделяются на калиброванные и некалиброванные.

Калиброванная цепь имеет все звенья одного размера с очень незначительными отклонениями, поэтому применяется в грузоподъемных механизмах для работы на специальных барабанах-звездочках. В размерах отдельных некалиброванных цепей допускаются значительно большие отклонения. Эти цепи могут использоваться для закрепления и подъема груза, в качестве стоячего и бегучего такелажа и в некоторых других случаях. Такелажные цепи обладают хорошей прочностью и значительной долговечностью, но они имеют большую массу и очень малую эластичность. Кроме того, во время сильных морозов цепи легко рвутся от резких ударов.

Цепи необходимо предохранять от коррозии систематической смазкой, обращая особое внимание на места соприкосновения звеньев. Хранить их следует в подвешенном виде в сухих, проветриваемых помещениях. Цепь, сложенная в бухты, подвергается интенсивной коррозии

Предметы такелажного оборудования. Основными предметами такелажного оборудования на современном судне являются гаки, скобы, коуши, талрепы, блоки, тали.

Гаками называют стальные крюки, применяемые на судах для различных целей (рис. 20).

Рис. 20. Гаки: а - простой, б - повернутый, в - вертлюжный, г - двойной вертлюжный, - д грузовой, е - храпцы, ж - пентер-гак, з - глаголь-гак

В зависимости от назначения, места применения и конструкции различают следующие гаки:

Простые, у которых плоскость обуха перпендикулярна плоскости носка;

Повернутые, у которых обух и носок находятся в одной плоскости;

Вертлюжные, имеющие шарнирное соединение с обухом, что обеспечивает вращение гака вокруг оси шейки;

Двойные вертлюжные, у которых гак может вращаться вокруг оси шейки, а обух качается на оси серьги;

Грузовые, или шкентель-гаки, имеющие загнутый внутрь носок, прикрытый специальным выступом, поэтому гак при работе не задевает за выступающие части;

Храпцы, состоящие как бы из двух простых гаков, надетых обухами на общее кольцо (рым); при складывании гаков образуется замкнутое, кольцо, чем надежно обеспечивается закрепление снасти или стропа;

Пентер-гаки, имеющие в нижней части спинки обушок для крепления оттяжки;

Глаголь-гаки - складные гаки, у которых откидной носок удерживается специальным звеном, сбив которое, можно легко отдать снасть даже в том случае, когда она натянута втугую.

Гаки, работающие в основном на изгиб, обладают сравнительно низкой прочностью, в связи с чем при работе с большими тяжестями их следует заменять такелажными скобами.

Скоба (рис. 21) - изогнутый стержень с проушинами на концах, которые продевается штырь Наиболее часто штырь закрепляется винтовой нарезкой, которая имеется на его конце и в одной из проушин. Головка штыря в этом случае имеет небольшой обух, в который при завинчивании и отвинчивании закладывают свайку. В скобах большой грузоподъемности штырь не имеет нарезки и закрепляется шплинтом.

Рис 21. Такелажные скобы. а - прямая для стального троса, б - прямая для растительного троса, в - круглая

По форме такелажные скобы бывают прямые и круглые. Прямые используются для стальных и растительных тросов. В последнем случае при том же диаметре стержня скоба имеет большую ширину. Круглые скобы применяются только для растительных тросов.

Для крепления различных частей при помощи гака или скоб к корпусу судна привариваются круглые или продолговатые проушины - обухи. Через обухи часто пропускаются кольца - рымы, чем упрощается закладывание гака или скобы.

Гаки и скобы необходимо систематически осматривать и, если обнаружатся трещины, искривления и значительная сработка, заменять новыми. Вертлюжные гаки следует периодически "расхаживать" и смазывать трущиеся части.

Коуши (рис. 22) - круглые, треугольные или каплевидные оправы из металла, имеющие на наружной поверхности желобок и служащие для заделки концов троса в тех случаях, когда их крепят к обухам или соединяют между собой скобами и предохраняют тросы от перетирания.

Талрепы (рис. 23) - приспособления для обтягивания втугую различных снастей, а также для надежного крепления по-походному различных предметов и грузов. Наиболее распространенным является винтовой талреп, который состоит из муфты, соединяющей два винта: один - с правой резьбой, а второй -с левой. При вращении муфты в ту или иную сторону винты будут одновременно вывинчиваться или ввинчиваться, увеличивая или уменьшая длину талрепа. В зависимости от назначения талрепов винты могут заканчиваться гаками, скобами или обухами.

Рис. 23. Талрепы: а - открытый; б - закрытый; в - вертлюжный; 1-гак; 2-скоба; 3-винты; 4-муфта; 5-обух

Винтовые талрепы нуждаются в постоянном уходе. Они должны быть всегда очищены от ржавчины и смазаны. Во всех возможных случаях, и особенно при ремонте или длительном отстое судна, талрепы следует закрывать прокрашенными парусиновыми чехлами, предварительно их смазав.

Блоки (рис. 24)-приспособления, служащие для подъема тяжестей и изменения направления тяги. Блок состоит из корпуса, внутри которого находится один или несколько шкивов, вращающихся на оси (нагеле). Шкивы по окружности имеют желобок (кип), препятствующий сходу троса со шкива. В зависимости от числа шкивов различаются одно-, двух-, трех- и многошкивные блоки.

На судах в основном используются металлические блоки и только при работе с растительными тросами - деревянные и пластмассовые. Для оснастки блоков трос должен быть проведен между щек. Однако продевать трос с конца неудобно, а иногда и невозможно, если трос в натянутом состоянии. Поэтому применяют одношкивные блоки, имеющие откидную щеку. Такие блоки называют канифас-блоками. Откидная щека позволяет заводить в блок середину троса, не продевая его с конца.

При работе с блоками необходимо следить, чтобы их размеры соответствовали применяемым тросам. Блоки, имеющие недостаточный диаметр шкивов, вызывают чрезмерный изгиб тросов, что приводит к их преждевременному износу. Диаметр шкива металлического блока должен быть не менее 10-15 диаметров стального троса. Для растительных тросов диаметр шкива должен быть в два раза больше длины окружности троса.

Блоки требуют постоянного ухода. Их необходимо периодически разбирать, очищать от грязи и ржавчины и смазывать трущиеся части. При разборке блок тщательно осматривают и, если обнаруживают трещины и значительный износ нагеля или шкива, заменяют новым.

Тали (рис. 25) - простейшие грузоподъемные механизмы, состоящие из блоков. Между блоками основан трос, называемый лопарем. Конец лопаря, за который производят тягу, называют ходовым, а закрепленный конец - коренным. Один из блоков, закрепленный на месте, называется неподвижным, а второй, поднимающийся вместе с грузом,- подвижным.

Рис 24. Блоки: а- металлические, б- канифас-блоки

Рис. 25. Тали: а - для подъема груза, б - для обтягивания снастей, 1-неподвижный блок; 2-подвижной блок; 3-ходовой конец лопаря

Тали обычно используют для получения выигрыша в силе при подъеме тяжестей и только в отдельных случаях для изменения направления тяги.

При подъеме с помощью талей вес груза распределяется поровну на все ветви лопаря. Поэтому для подъема груза к ходовому концу лопаря достаточно приложить силу, в N раз меньшую веса поднимаемого груза, т. е:

Q=P/N

где N - число нагруженных ветвей лопаря.

При этом, если ходовой конец лопаря сходит с неподвижного блока, он не засчитывается в общее число нагруженных ветвей и, следовательно, выигрыш в силе будет равен общему числу шкивов в подвижном и неподвижном блоках. В морской практике, особенно при натягивании снастей, применяют также оснастку, при которой ходовой конец лопаря сходит с подвижного блока. В этом случае ходовой конец необходимо учитывать наравне с другими ветвями лопаря, поэтому выигрыш будет равен общему числу шкивов плюс единица.

Таким образом, выигрыш в силе при различных схемах основывания талей равен числу ветвей лопаря, идущих от подвижного блока к неподвижному, включая и ходовой конец.

Тали бывают различной конструкции и грузоподъемности (рис. 26). Наиболее простым видом талей является гордень - неподвижный одно-шкивный блок, через который пропущен трос. Применение горденя не дает выигрыша в силе, но позволяет изменить направление тяги. Поэтому гордень используют только для подъема грузов небольшой массы.

Широкое применение на судах находят хват-тали, которые основы ваются между двух- и одношкивным блоками, причем коренной конец лопаря закреплен на одношкивном блоке. Эти тали используются для подъема небольших тяжестей, уборки трапов и выполнения других судовых работ.

Рис 26 Виды талей:а - гордень, б - хват тали, гинцы, г - гини

Небольшие тали, основанные между блоками с одинаковым числом шкивов и заведенные за какую-либо снасть для ее обтягивания, называются гинцами. При числе шкивов более трех в каждом блоке такие тали называются гинями. Гини применяют при подъеме тяжелых грузов.

Основывание талей (рис. 27), т. е. заводка троса в систему блоков, производится обычно при уложенных на щеку блоках; гаки или скобы при этом должны быть расположены наружу. Коренной конец лопаря пропускают последовательно через все шкивы, начиная с нижнего шкива того блока, который должен быть верхним. Пропускать лопарь следует по часовой стрелке, так как при такой основе тали будут меньше крутиться и запутываться. Когда лопарь пройдет через все шкивы, его коренной конец укрепляют за специальную скобу, расположенную на одном из блоков. При основании многошкивных талей (гиней) коренной конец пропускают сначала через средний шкив. В этом случае ходовой конец также будет сходить со среднего шкива верхнего блока, чем предупреждается перекос блоков при тяге.

Рис. 27. Основывание талей: а- гинцы; б - гини (схема), 1 - верхний блок; 2- коренной конец; 3-нижний блок, 4- ходовой конец; I-VII- последовательность проводки лопаря

При работе с талями следует избегать резких рывков, которые могут привести к обрыву лопаря или повреждению блоков. Поднимая груз, нельзя допускать, чтобы нижний блок вплотную подтянулся к верхнему.

Рис. 28. Такелажное снаряжение, применяемое для крепления контейнеров

Все трущиеся части блоков следует хорошо смазывать. После окончания работ тали необходимо аккуратно уложить, не допуская спутывания лопаря. Чтобы правильно уложить тали, их разносят на палубе и ходовой конец укладывают шлагами или сворачивают в круглую бухту. Затем лопари талей в нескольких местах перехватывают ворсовой каболкой и тали укладывают в бухту.

Хранить тали следует в сухом, хорошо проветриваемом помещении в подвешенном виде. Если они хранятся длительное время, то их необходимо периодически выносить для просушки.

Все предметы такелажного снаряжения должны иметь клеймо Регистра или завода-изготовителя.

Такелажное оборудование, применяемое при креплении контейнеров. Надежное закрепление контейнеров, особенно, перевозимых на палубе, потребовало внедрения особых устройств и деталей. Их примечательная особенность - четкая стандартизация и типизация, что позволяет использовать эти устройства практически для всех разновидностей контейнеров, перевозимых морскими судами.

На рис. 28 изображены наиболее часто встречающиеся детали и узлы контейнерных креплений.

Конусные захваты (конлоки) (рис. 28, а) предназначены для соединения контейнеров между собой или с палубой. Замковые захваты (твист-локи) (рис. 28, б, в) снабжены автоматическим или ручным запорным устройством. Винтовые зажимы-фитинги (бриджи) (рис. 28, г) обычно прижимают ряды контейнеров один к другому или к борту судна. На рис. 28, д показаны утопленные фитинги (степсы), в которые входят конусные или замковые захваты. Опорные плиты под контейнеры указаны на" рис. 28, е. Изображенные на рис. 28, ж обухи или утопленные в палубе фитинги предназначены для крепления найтовов или цепей, стягивающих ряды контейнеров. Крепежные цепи, снабженные глаголь-гаками или быстродействующим креплением, показаны на рис. 28, з, а тросовые найтовы - на рис. 28, и.