Методы контроля и мониторинга. Методы, формы и виды контроля на уроке

Ознакомившись с этапами, представленными на схеме, можно заметить, что - цели высокого уровня, стратегические цели (этап 1) вынесены отдельно, но они учитываются, когда на этапе 2 определяются цели и задачи оперативного планирования.

Цели и задачи, определенные на этапе 2, должны быть измеримыми, иначе, как можно узнать о том, что намеченные цели достигнуты?

На этапе 3 выбираются соответствующие количественные и качественные параметры, с помощью которых можно оценить, например, качество профессионального образования в образовательном учреждении, выполнение плана приема и выпуска обучающихся, кадровый потенциал организации, материально-техническую базу и т.д.

На этапе 4 устанавливаются плановые значения этих параметров, называемые нормами или критериями, требуемые от исполнителя (коэффициент усвоения, уровни усвоения знаний и умений, планы, штатное расписание, квалификационные требования, должностные инструкции и т.д.)

Этапы 1-4 могут рассматриваться как

  • определение контролируемой деятельности (управленческой - заместителей, педагогической - педагогических работников, учебной - обучающихся)
  • переориентация текущей деятельности (поскольку можно вернуться к этим этапам вследствие неудовлетворенности текущими результатами).

Этапы 5-8 образуют ядро процесса мониторинга.

Имея измеримые цели и планы, надо обеспечить себя информацией о том, как идет дело (этап 5); измерить результаты деятельности (этап 6) и сравнить эти результаты с нормами, установленными на этапе 4.

На этапе 7 получаем информацию, приводящую к принятию решения на этапе 8.

На этапе 8 принимается одно из трех возможных решений. Этапы 9-11 представляют собой эти три альтернативы.

Этап 9. Результаты деятельности соответствуют установленным нормам, существенные проблемы не обнаружены и, следовательно, необходимость в корректирующих действиях отсутствует. Следует продолжать мониторинг на этапах 5-8.

Этап 10. Если установленные планы, признаваемые реалистичными, тем не менее, не выполняются, то предпринимаются корректирующие действия с целью улучшить исполнение, после чего продолжается мониторинг.

Этап 11. Признается, что причиной неудовлетворительного хода дел являются неправильный выбор целей, параметров измерения результатов или норм. Необходимо вернуться к этапу 2, 3 или 4.

Из анализа схемы видно наличие связи между планированием и контролем. Именно, контроль в режиме мониторинга является основой отслеживания курса движения к целям и механизмом корректировки целей и путей их достижения, придает работе новые импульсы, служит надежным средством совершенствования форм, методов, стиля работы, выявления резервов.

Контроль как управленческий процесс заключается преимущественно в побуждении людей делать одни вещи и не делать другие, мотивировать людей на выполнение соответствующей деятельности, исполнять запланированное, достигать намеченных целей.

При любом типе планирования, по направлениям работы образовательного учреждения или по целям и задачам, которые образовательному учреждению необходимо решить за определенный период, строится система мониторинга.

Она должна включать в себя:

  • цели (оперативные и стратегические);
  • объекты контроля;
  • нормативную базу;
  • информационную базу;
  • сроки;
  • механизмы, методы отслеживания;
  • практический выход.

Сделаем попытку заложить систему мониторинга в схему (приложение 2).

Планирование контроля внутри образовательного учреждения включает:

  • определение целей и задач контроля;
  • выявление объектов контроля, определение типа контроля;
  • определение круга вопросов, требующих изучения;
  • определение сроков контроля;
  • определение участников, распределение их обязанностей;
  • определение форм и методов контроля;
  • определение видов подведения итогов;
  • подготовка итогового документа (аналитической справки, приказа и т.д.);
  • определение сроков проверки исполнения предложений, рекомендаций.

Руководителю следует соблюдать следующие правила контроля:

  • установление сроков контроля;
  • контроль не должен быть тотальным;
  • контролируя, руководитель выявляет как недостатки, так и успехи в работе;
  • результаты контроля должны обсуждаться, быть гласными;
  • руководитель должен быть убежден, что исполнитель согласен с его выводами и понимает, как исправить недостатки.

Покажем сравнительные возможности различных форм контроля

Мониторинг как метод контроля и оценивания результатов обучения

Руководитель – к. п.н., доцент

Актуальность проблемы контроля связана с достижением в последнее время определённых успехов в реализации практической роли обучения в школе, благодаря чему расширилась сфера приложения контроля, возросли его возможности положительного влияния на учебно-педагогический процесс, возникли условия для рационализации самого контроля как составной части этого процесса.

Анализ взглядов педагогов и психологов на проблему функций контроля в педагогическом процессе позволяет обозначить следующие функции контроля :

- социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки учащегося;

- образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным;

- воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности;

- эмоциональная функция проявляется в том, что любой вид оценки (включая и отметки) создает определенный эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика;

- информационная функция является основой диагноза планирования и прогнозирования;

- функция управления очень важна для развития самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога.

Контроль знаний учащихся открывает большие возможности для совершенствования процесса обучения. Наиболее точно и качественно оценивать знания учащихся позволяет разнообразие видов и форм контроля таких, как традиционный (устный опрос, самостоятельная работа, блиц-опрос, диктант, контрольная работа , зачет, тест, олимпиада, практическая работа , лабораторная работа) и нетрадиционный (исследовательская работа, творческая работа, конференция, сочинение, КВН, реферат и другие). Контроль будет осуществляться на должном уровне только в том случае, если будут выполнены такие требования, как регулярность, всесторонность, дифференцированность , объективность и, конечно же, соблюдение воспитательного воздействия контроля.


Выделяют следующие виды контроля результатов обучения: текущий - наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения; тематический - заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует результат; предварительный - проводится по усвоении большого по объёму материала обычно в конце четверти, полугодия; итоговый - проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени - четверть, полугодие, год .

Для успешного осуществления образовательного процесса во всём его многообразии всё актуальнее становится аналитический контроль его текущего состояния и результативности учебного процесса, а при планировании - анализ перемен, прогнозирование и гибкость реакции. Поэтому появляется необходимость в организации информационно-аналитической работы, основным инструментом которой должна стать система мониторинга образовательного процесса. Понимание процесса, его анализ, а тем более целенаправленное воздействие на него, становятся эффективнее при наличии возможности отслеживания истории данного процесса во времени. Необходимым инструментом для этого является мониторинг.

Мониторинг процесса обучения как метод сам является определенной системой элементов.

Под системой МОНИТОРИНГА понимается совокупность элементов, взаимодействие которых обеспечивает осуществление мониторинговых процедур. Такими элементами, составляющими структуру мониторинговой системы, являются:

* субъекты мониторинга;

* комплекс мониторинговых показателей;

* инструментарий и инструменты мониторинговой деятельности ;

* мониторинговая деятельность

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, решаемые в ходе мониторинга процесса обучения, сводятся к следующему:

1. Выработка комплекса показателей, обеспечивающих целостное представление о состоянии процесса обучения, о качественных и количественных изменениях в нём.

2. Систематизация информации о состоянии и развитии процесса обучения.

3. Обеспечение регулярного и наглядного представления информации о процессе обучения.

4. Информационное обеспечение анализа и прогнозирование состояния процесса обучения, выработки управленческих решений .

Мониторинг непосредственно связан с его объектом, предметом и субъектом.

ОБЪЕКТОМ мониторинга выступает процесс обучения, на который направлены конкретные мониторинговые процедуры.

ПРЕДМЕТОМ мониторинга выступают состояния данного процесса в определенные периоды времени и конкретные изменения в рамках этого процесса.

Под СУБЪЕКТАМИ мониторинга имеются в виду носители мониторинговых функций.

Субъекты мониторинга можно условно подразделить на две большие группы: тех, кто предоставляет информацию, и тех, кто ее собирает и обрабатывает.

Известный педагог указывает на виды образовательного мониторинга: мониторинг дидактический - слежение за различными сторонами процесса обучения; мониторинг воспитательный - слежение за различными сторонами воспитательно-образовательного процесса, учитывается система связей отношений, характер взаимодействия участников процесса обучения; мониторинг управленческий - слежение за характером взаимодействия на различных уровнях в процессе обучения: руководитель - педагогический коллектив ; руководитель - ученический коллектив; руководитель - коллектив родителей; руководитель – внешкольная среда, учитель - учитель; учитель - учащиеся; учитель - семья. Мониторинг социально-психологический - слежение за процессом коллективно-групповых, личностных отношений, за характером психологической атмосферы коллектива класса .


Мониторингу контроля результатов обучения присущи основные характеристики общенаучного метода теории познания мира: этапность исследования, получение и интерпретация данных, прогнозирование дальнейшего развития, постоянная обратная связь между теорией и практикой исследования. Также мониторингу присуща многомерность: он может исследоваться в любой области знания.

Внедрение мониторинга как метода контроля в учебный процесс оказывает влияние на методику работы учителя. Точнее, мониторинг ставит перед ним конкретные методические задачи, решение которых и создает условия для его применения в процессе обучения. Технология реализации педагогического мониторинга может постоянно совершенствоваться за счет использования новых информационных технологий , в частности компьютерных пакетов тестовых заданий, что позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Компьютер позволяет проверить все ответы, а во многих случаях он не только фиксирует ошибку, но довольно точно определяет ее характер, что помогает вовремя устранить причину, обуславливающую ее появление.

Проверка и оценка знаний школьников как метод педагогического контроля зависит от многих объективных и субъективных факторов. Все виды и формы системного анализа оказывают эффективное воздействие на динамику мониторинговых процедур, помогают ранжировать полученную информацию во всех ее вариантах.

В настоящие время мониторинг наиболее эффективный метод контроля, так как с помощью него можно диагностировать процесс обучения, прогнозировать результаты, отслеживать динамику развития процесса обучения, планировать процесс обучения, что позволяет наблюдать и контролировать по мере необходимости продвижение ученика от незнания к знанию.

Таким образом, мониторинг процесса обучения позволяет своевременно реагировать на изменения в управляемых объектах. Мониторинг обусловлен необходимостью постоянного отслеживания состояния учебно-воспитательного процесса, отдельных его звеньев с целью диагностики, анализа, коррекции, прогнозирования управленческих действий по достижению планируемого результата.

Литература

1. И. Системный подход как средство управления качеством обучения в общеобразовательной практике: дис. канд. пед. наук /. - Ставрополь, 2003.-148с.

2. Горб мониторинг образовательного процесса, как фактор повышения его уровня и peзультатов //Стандарты и мониторинг в образовании. – 2000. - №1.- С.32-35.

3. Диканская деятельность как основа управления качеством образования //Стандарты и мониторинг в образовании. – 2003.- №3. – С. 43-53.

4. Каменский методы и средства оценивания результатов обучения в школе //Наука и школа. – 2005.- №2.- С. 7-10.

5. Куприна трактовка понятия «мониторинг» в образовательном процессе. – Шадринск: ШГПИ, 2001. - С.126-128

6. Матрос качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. 2-е издание. – М., 2001. – 126с.

Все больше предприятий и организаций в качестве постоянного элемента своей деятельности вводят мониторинг. Это диагностика динамики всех процессов, происходящих на фирме. Суть мониторинга заключается в аккумулировании необходимой информации и ее тщательном анализе. Регулярное его проведение обеспечивает предприятию своевременное выявление ошибок и, соответственно, исправление их в кратчайшие сроки. Такая оперативность положительно сказывается на эффективности деятельности предприятия.

Мониторинг - это система контроля, которую следует ввести, если в компании периодически возникают серьезные сбои в работе, а на устранение их приходится затрачивать слишком много времени. Кроме того, необходимость в такого рода контроле возникает, когда отделы не в состоянии справиться с объемами поступающей информации. Несвоевременная обработка входящих данных значительно замедляет реакцию фирмы на изменение экономической или политической ситуации в стране, эта проблема решается, когда на постоянной основе вводится мониторинг. Это позволяет оперативно узнавать о переменах в и так же реагировать на них. Такая позиция является приоритетной в основном для лидирующих компаний.

Если говорить о способе построения мониторинговой системы, то в данном случае выделяют два основных метода: по восходящей и по нисходящей. Согласно первому методу, сначала определяется технология его проведения, а затем выявляются конкретные процессы, которые будут обрабатываться. А способ построения по нисходящей предполагает поиск процессов, под которые подбирается технология мониторинга. Каждый клиент в праве самостоятельно отдать предпочтение тому или иному методу.

Мониторинг - это система, включающая в себя следующие этапы:

  1. Установление конкретных объектов, подлежащих контролю.
  2. Введение соответствующего программного обеспечения.
  3. По желанию клиента в качестве дополнения могут вводиться особые программы.
  4. Повышение уровня квалификации сотрудников в области мониторинга, проведение семинаров и специальных курсов.
  5. Последующая корректировка системы, например, при разработке совершенствований.

На практике мониторинг оказывает огромную помощь при изучении процесса ценообразования. Ведь стоимостная политика считается одним из важнейших элементов, регулирующих деятельность любого предприятия. Предусмотрительные предприниматели, особенно владельцы крупных корпораций, применяют мониторинг цен конкурентов. Такой контроль позволяет изучать динамику цен на рынке, а также с помощью анализа определять источники снижения себестоимости товаров других производителей. Таким образом, руководитель получает возможность не только держать руку на пульсе деятельности своего предприятия, но и контролировать конкурирующие фирмы. Грамотные специалисты могут определить время спада других компаний и начать активную деятельность в этот период, что значительно увеличит уровень прибыли и позволит привлечь больше потребителей.

Одной из новинок современных тенденций стал геодезический мониторинг. Он используется строительными организациями с целью выявления серьезных нарушений в процессе возведения зданий. Порой можно определить даже малейшее отклонение от нормы и причины возникновения такой ситуации. Конечно, сомнений в пользе контроля в данной области не возникает. Ведь от качества бригад напрямую зависит здоровье и даже жизнь людей.

Если мониторинг проводится в постоянном режиме, то руководитель может узнать о нарушениях на начальном этапе строительства и предотвратить страшные последствия. Кроме того, современные технологии отличаются высокой степенью сложности, большинство расчетов осуществляется с использованием компьютерной техники. Но все мы люди, и еще никто не отменял. К сожалению, он имеет место быть, поэтому и требуется введение мониторинга как дополнительной

«Оценка», как правило, понимается как результат проверки (И.П. Подласый). «Контроль» означает выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых. Контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и оценку (как результат) проверки.

По мнению И.Ф. Харламова, осуществление контроля играет большую регулятивную и стимулирующую роль в обучении за качеством овладения изучаемым материалом и побуждение учащихся к самоконтролю. Необходимо добиваться, отмечает автор, чтобы этот контроль был регулярным и осуществлялся по каждой изучаемой теме. Что же касается учащихся, то их не только нужно побуждать к осуществлению самоконтроля, но и помогать им овладевать его приемами.

В методической литературе принято считать, что контроль является так называемой “обратной связью” между учеником и учителем, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету.

Контроль знаний - это выявление соответствия сформированного объема знаний учащимися требованиям стандарта или программы, а также определения уровня владения умениями и навыками. Данное определение приводит словарь методических терминов Э.Л. Азимова и А.И. Щукина.

Согласно этому выделяют следующие цели контроля знаний и умений:

  • диагностирование и корректирование знаний и умений;
  • учет результативности отдельного этапа процесса обучения;
  • определение итоговых результатов обучения на разном уровне.

Виды контроля знаний учащихся


Основанием для выделения видов контроля является специфика дидактических задач на разных этапах обучения. В.А. Сластенин выделяет следующие виды контроля: предварительный, текущий, тематический и итоговый.

Предварительный контроль направлен на выявление знаний, умений и навыков учащихся по предмету или разделу, который будет изучаться. Он позволяет определить наличный (исходный) уровень знаний и умений, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала.

Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся. Ведущая задача текущего контроля – регулярное управление учебной деятельностью учащихся и ее корректировка. Он позволяет получить непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала и на основе этого оперативно вносить изменения в учебный процесс.

Тематический контроль осуществляется периодически, по мере прохождения новой темы, раздела, и имеет целью систематизацию знаний учащихся. Этот вид контроля проходит на повторительно-обобщающих занятиях и подготавливает к контрольным мероприятиям: устным и письменным зачетам.

Итоговый контроль проводится в конце четверти, полугодия, всего учебного года, а также по окончании. Он направлен на проверку конкретных результатов обучения, выявления степени усвоения учащимися системы знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения отдельного предмета или ряда дисциплин.

Формы контроля

В процессе обучения каждый педагог должен стремиться применять на своих занятиях разнообразные формы контроля, начиная от самостоятельных работ и заканчивая играми. Ведь использование и применение таких форм контроля определяет не только более качественное усвоение информации учащимися, но и способствует развитию творческих способностей, моделирует окружающую обстановку, дает дополнительную информацию, побуждает интерес и активизирует работу учащихся.

Формы контроля знаний и умений учащихся – многочисленные, т.к. каждый учитель вправе придумать и провести собственные, кажущиеся ему наилучшими, контрольные задания. Согласно И.М. Чередову для обстоятельного осуществления контроля знаний, способов деятельности конструируются специальные уроки, а также зачеты, собеседования, контрольные работы, экзамены.

Урок контроля знаний посвящается преимущественно реализации контрольных функций обучения, хотя на нем продолжается процесс систематизации знаний учащихся. Он строится с расчетом на самостоятельную деятельность каждого ученика, позволяющую выявить уровень усвоения знаний, сформированности умений и навыков. В зависимости от используемых на уроке форм учебной работы выделяются:

  • уроки комплексного контроля знаний;
  • урок устного контроля знаний;
  • урок письменного контроля знаний.

Зачеты как особая форма организации обучения строятся на сочетании индивидуализированных, звеньевых, индивидуализированно-групповых и фронтальных форм обучения. В ходе зачета ученики выполняют контрольные индивидуальные задания. Осуществляется взаимная проверка знаний в учебных звеньях. Проводится фронтальная беседа со всем классом, позволяющая подвести итоги и зафиксировать уровень усвоения знаний классом в целом.

Собеседования – эта форма организации обучения предполагает организацию индивидуальных контрольных бесед учителя с учащимися с целью более обстоятельного выявления их знаний.

Контрольные работы проводятся, как правило, после завершения изучения тем или узловых вопросов, особо значимых для усвоения других учебных предметов наиболее сложных для понимания учащихся. Используют следующие виды контрольных работ:

  • теоретические ,позволяющие проверить усвоение учащимися основных теоретических понятий, закономерностей, умение выделять характерные признаки, особенности процессов и явлений;
  • практические ,с помощью которых проверяют умение применять полученные знания для решения конкретных задач;
  • комплексные ,содержащие задания как теоретического, так и практического характера.

Экзамены – заключительная форма контроля, направленная на комплексную проверку подготовки учеников, на определение степени овладения знаниями, умениями и навыками.

В зависимости от специфики организационных форм различают контроль: фронтальный, групповой, индивидуальный и комбинированный (или уплотненный) и самоконтроль учащихся.

При фронтальной форме организации контроля на вопросы учителя по сравнительно небольшому объему материала краткие ответы, обычно с места, дают многие учащиеся. Эта форма контроля позволяет удачно сочетать проверку с задачами повторения и закрепления пройденного материала, вызывая повышенную активность учеников. При умелом применении фронтального опроса за сравнительно небольшое время удается осуществить проверку знаний у значительной части класса. Фронтальный контроль может осуществляться как в устной , так и в письменной форме. Преимущество фронтального контроля в том, что он держит в напряжении весь коллектив, ученики знают, что в любую секунду они могут быть спрошены, их внимание сосредоточено, мысли сконцентрированы вокруг той работы, которая ведётся. Поэтому фронтальный опрос является, конечно, более совершенной формой проверки. Однако и ему присущи недостатки, которые особенно сказываются в тех случаях, когда требуется проверить умения учащихся в монологической и диалогической устной речи.

Групповая форма организации контроля используется в тех случаях, когда возникает необходимость проверить итоги учебной работы или ход ее выполнения частью учащихся класса, получившей определенное коллективное задание на уроке или в процессе внеурочных занятий.

Индивидуальный контроль широко применяется для основательного знакомства педагога со знаниями, умениями и навыками отдельных учащихся, которые для ответа обычно вызываются к классной доске или к столу с приборами, к карте хотя не исключается ответ и с места, если при этом не нужны записи или графические изображения, за которыми должна следить вся аудитория, наглядные пособия и различное учебное оборудование. При продуманной организации индивидуальный контроль воспринимается учащимися как обычный элемент учебного процесса и не вызывает отрицательных эмоций.

В комбинированной форме контроля (при так называемом уплотненном опросе ) достигается удачное сочетание индивидуального контроля с фронтальным и групповым. Особенностью этой формы контроля является одновременный вызов учителем для ответа нескольких учащихся, из которых один отвечает устно, 1-2 готовятся к ответу, выполняя на классной доске необходимые графические работы или записывая условия и ход решения задач, а остальные выполняют индивидуальные письменные или практические задания. Достоинства уплотненного опроса заключаются в том, что он дает возможность основательно проверить несколько учащихся при сравнительно небольшой затрате времени. Но она ограничивает обучающую функцию проверки, так как учащиеся, самостоятельно выполняющие задания, не принимают участия во фронтальной работе с группой, а результаты их деятельности проверяются учителем за пределами занятия. Комбинированная форма контроля предоставляет возможность использовать программированные средства для проверки знаний, умений и навыков учащихся в большей степени, чем при других формах контроля.

Самоконтроль учащихся обеспечивает функционирование внутренней обратной связи в процессе обучения, получение учащимися информации о полноте и качестве изучения программного материала, прочности сформированных умений и навыков, возникших трудностях и недостатках. Самопроверка имеет большое психологическое значение, стимулирует учение. С ее помощью ученик реально убеждается в том, как он овладел знаниями, проверяет правильность выполнения упражнений путем обратных действий, оценивает практическую значимость результатов выполненных задач, упражнений, опытов и т. д.

Методы контроля

Методы контроля – это способы деятельности педагога и учащихся, в ходе которых выявляются усвоения учебного материала и овладения учащимися требуемыми знаниями, умениями, навыками.

Метод устного контроля - наиболее распространенный метод контроля знаний учащихся. При устном опросе устанавливается непосредственный контакт между учителем и учеником, в процессе которого педагог получает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения учащимися учебного материала. Типичные ошибки в применении методов устного контроля проявляются в следующем: не всегда учитель обеспечивает должную полноту контроля, проверяет лишь фактические знания и редко выявляет знания мировоззренческих идей.

Метод письменного контроля - наряду с устным является важнейшим методом контроля знаний, умений и навыков учащегося. Однородность работ, выполняемых учащимися, позволяет предъявлять ко всем одинаковые требования, повышает объективность оценки результатов обучения. Применение этого метода дает возможность в наиболее короткий срок одновременно проверить усвоение учебного материала всеми учащимися группы, определить направление для индивидуальной работы с каждым. Письменные работы по содержанию и форме в зависимости от предмета могут быть самыми разнообразными: диктанты (технологические и др.), сочинения, ответы на вопросы, решения задач и примеров, составление тезисов, выполнение различных чертежей и схем, подготовка различных ответов, рефератов. В целях сокращения времени на выполнение некоторых видов письменных контрольных работ практикуется применение программированных средств: пособий с печатной основой, в которых учащимся предлагается заполнить имеющиеся там пропуски (словами, буквами, знаками, цифрами), выбрать один из нескольких приводимых ответов на заданный вопрос, подчеркнув или отметив его, перфокарты и др. Применение таких пособий значительно облегчает работу учеников и проверку выполненных заданий учителем. Отметим особенности таких форм письменной проверки, как самостоятельная работа, диктанты, сочинения и рефераты.

Самостоятельную работу можно проводить с целью текущего и периодического контроля. При текущей проверке самостоятельные работы, как правило, не велики по объёму, содержат задания в основном по теме учебного занятия. Проверка в этом случае тесно связана с процессом обучения на данном занятии, подчинена ему. При периодическом контроле самостоятельная работа обычно больше по объему и времени её выполнения.

Диктанты широко используются для текущего контроля. С их помощью можно подготовить учеников к усвоению и применению нового материала, к формированию умений и навыков, провести обобщение изученного, проверить самостоятельность выполнения домашнего задания. Для диктантов подбирают вопросы, не требующие длительного обдумывания, на которые можно очень кратко записать ответ.

Рефераты целесообразны для повторения и обобщения учебного материала. Они не только позволяют систематизировать знания учащихся, проверить умение раскрыть тему, но играют особую роль в формировании мировоззрения. В процессе подготовки реферата ученик мобилизирует и актуализирует имеющиеся знания, приобретает самостоятельно новые, необходимые для раскрытия темы, сопоставляет их со своим жизненным опытом, четко выясняет свою жизненную позицию. При проверке этих работ учитель обращает внимание на соответствие работы теме, полноту раскрытия темы, последовательность изложения, самостоятельность суждений.

Особой формой письменного контроля являются графические работы . К ним относятся рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и др. Их цель - проверка умения учащихся использовать знания в нестандартной ситуации, пользоваться методом моделирования, работать в пространственной перспективе, кратко резюмировать и обобщать знания. Например, графическими работами может быть заполнение схем "круговорот воды в природе", "состав гидросферы", составление диаграммы "состав воздуха"; графические рисунки "образование родника", "реки" и др.

Типичными ошибками при проведении письменного контроля можно считать: недостаточную проверку в ходе их общеучебных умений и навыков - навыков составления плана , навыков выделения главного , навыков самоконтроля, навыков темпа письма и др.; слабое выявление типичных ошибок и недостатков, над которыми необходимо активно работать на последующих уроках; несоблюдение при проведении всех письменных работ единого орфографического режима; слабое применение индивидуальных заданий ученикам по работе над пробелами в знаниях и умениях.

Методы лабораторного контроля - сравнительно новый вид контроля. Контрольные лабораторные работы проводятся с половиной состава группы, в то время как другая половина выполняет письменную работу. В число контрольных лабораторных работ включается проверка умений пользоваться компасом, термометром, барометром, курвиметром, психрометром и другими измерительными приборами, которые должны быть изучены к данному моменту.

Дидактические тесты являются сравнительно новым методом проверки результатов обучения. Дидактический тест (тест достижений) - это набор стандартизованных заданий по определенному материалу (или предмету), устанавливающий степень усвоения его учащимся. Преимущество тестов в их объективности, т.е. независимости проверки и оценки знаний от учителя.

Методы машинного (компьютерного) контроля. В практику обучения постепенно входят методы машинного контроля за качеством усвоения знаний, особенно по предметам естественно-математического цикла. Ответы набираются или цифрами, или в виде слов. Машина соблюдает высокую степень объективности контроля, но не может учесть психологические особенности учащегося.

Методы самоконтроля. Существенной особенностью современного этапа совершенствования контроля в школе является всемерное развитие у учащихся навыков самоконтроля за степенью усвоения учебного материала, умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов.

Самопроверка по образцу применяется после объяснения нового материала. Образец решения домашней работы записан на доске заранее. Учащиеся рассматривают решение-образец и устно комментируют его, тетради у всех закрыты. Затем ребята открывают тетради и проверяют свои работы по образцу, подчеркивая ошибки.

Каждый метод контроля имеет свои достоинства и недостатки, ни один из них не может быть признан единственным, способным диагностировать все аспекты процесса обучения.

Педагогические требования к организации контроля за учебной деятельностью учащихся:

  • индивидуальный характер контроля,требующий осуществления контроля за работой каждого учащегося, за его личной учебной работой, не допускающей подмены результатов учения каждого учащегося итогами работы коллектива (группы или класса), и наоборот;
  • систематичность,регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения, сочетание его с другими сторонами учебной деятельности учащихся;
  • разнообразие форм проведения, обеспечивающее выполнение обучающей, развивающей и воспитывающей функции контроля, повышение интереса учащихся к его проведению и результатам;
  • всесторонность,заключающаяся в том, что контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся;
  • объективность контроля,исключающая преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения и выводы учителя, основанные на недостаточном изучении школьников или предвзятом отношении к некоторым из них;
  • дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности каждого учебного предмета, отдельных его разделов, а также индивидуальные качества учащихся, требующий в соответствии с этим применения различных методик и педагогического такта;
  • единство требований учителей,осуществляющих контроль за учебной работой учащихся в данном классе.

Л. П. Качалова доктор педагогических наук,

профессор кафедры педагогики и психологии

  • Раздел 5. Основы организации ме­дико-психологического обеспечения населения, медицинских работников и спасателей при чрезвычай­ных ситуациях.
  • Раздел 6. Безопасность жизнедея­тельности в медицинских организациях.
  • Раздел 1. Методологические и право­вые основы безопасности жизнедеятельности челове­ка.
  • 1.1. Основные понятия и виды деятельности по обеспечению безопасности жизнедеятельности человека.
  • 1.1.1. Жизнедеятельность человека.
  • 1.1.3. Окружающая среда.
  • 1.1.4. Факторы окружающей среды. Факторы риска.
  • 1.1.5. Адаптация.
  • 1.2. Правовая основа обеспечения безопасности жизнедеятельности в Российской Федерации.
  • 1.2.1. Правовые основы безопасности жизнедеятельности.
  • 1.2.2. Анатомо-физиологические особенности и безопасность жизнедеятельности.
  • 1.3. Система безопасности жизнедеятельности человека в Российской Федерации.
  • 1.3.1. Безопасность жизнедеятельности.
  • 1.3.2. Подходы, методы, способы и средства бжд.
  • 1.3.3. Оценка степени риска.
  • Раздел 2. Национальная безопасность.
  • 2.1. Национальные интересы России. Интересы личности и общества в различных сферах.
  • 2.2. Национальная безопасность. Роль и место России в мировом сообществе.
  • 2.3. Основы мобилизационной подготовки и мобилизации здравоохранения.
  • 2.3.1. Государственный материальный резерв
  • 2.3.2. Воин­ский учет и бронирование медицинских работников.
  • 1. Общие положения.
  • 2.4. Современные войны и вооруженные конфликты.
  • 2.4.1. Средства вооруженной борьбы. Поражающие факторы со­временных видов оружия.
  • 2.4.2. Оружие массового поражения.
  • 2.4.3. Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время.
  • 2.5.Безопасность общества и личности.
  • Основными принципами обеспечения безопасности являются:
  • Методы обеспечения безопасности:
  • Социальная защита личности в системе национальной безопасности общества.
  • 3. Чрезвычайные ситуации. Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
  • 3.1. Фазы развития и поражающие факторы чрезвычайных ситуаций природного, дорожно-транспортного, взрыво- и пожароопасного характера.
  • 3.1.1. Основные понятия, определения, классификация чс.
  • Стадии (фазы) развития чрезвычайной ситуации.
  • 3.1.2. Поражающие фак­торы. Ме­дицинские и медико-санитарные последствия чрезвы­чайных ситуаций.
  • 3.1.3. Чрезвычайные ситуации природного, дорожно-транспортного, взрыво- и пожароопасного характера.
  • Эндогенные стихийные бедствия.
  • Экзогенные стихийные бедствия.
  • Дорожно-транспортное происшествие.
  • Пожары и взрывы
  • 3.2. Методика оценки медицинской обстановки при возникновении очагов поражения при чрезвычайных ситуациях.
  • 3.3. Задачи и организационная структура Российской системы по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
  • 3.3.1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (рсчс).
  • Организационная структура рсчс.
  • Органы управления системы рсчс.
  • Региональный состав рсчс включает регионы:
  • 3.3.2. Силы и средства рсчс.
  • 3.3.3. Основные мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
  • 4. Защита человека от вред­ных и опасных факторов природного и техногенно­го происхождения.
  • 4.1. Основы организации защиты населения от вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техно­генного происхождения.
  • Основные мероприятия защиты населения в чс и условия их применения.
  • 4.2. Средства и методы контроля и мониторинга опасных и не­гативных факторов.
  • Организация систем мониторинга в России
  • Обработка результатов и оценка экологической ситуации.
  • 4.3. Технические средства индивидуальной и коллективной защиты. Средства индивидуальной и коллективной защиты.
  • Классификация защитных сооружений.
  • Индивидуальные средства защиты.
  • Противогазы шланговые используются при очистке резервуаров и других емкостей от нефтепродуктов, при сварочных работах закрытых и полузакрытых объёмах (ямах, колодцах, цистернах и др.).
  • 4.4. Индивидуальные медицинские средства защиты.
  • Снабжение медицинскими сиз
  • 4.5. Санитарная и специальная обработка.
  • Специальная обработка техники и санитарная обработка личного состава.
  • Виды и способы специальной обработки техники, вооружения и материальных средств.
  • Порядок проведения частичной и полной специальной обработки.
  • 5. Основы организации ме­дико-психологического обеспечения населения, медицинских работников и спасателей при чрезвычай­ных ситуациях.
  • 5.1. Особенности развития нервно-психических расстройств у населения, медицинского персонала и спасателей в условиях чрезвычайных ситуаций.
  • Психические нарушения. Виды. Причины возникновения.
  • Особенности психоневротических расстройств у пострадавшего населения.
  • Особенности психоневротических расстройств у спасателей.
  • 5.2. Методы медико-психологической коррекции нарушенного психического и функционального состояния пораженных в чрезвычайных ситуациях.
  • Структура медико-психологической помощи.
  • Цель, задачи и принципы оказания антистрессовой специализированной медицинской помощи в условиях чс.
  • Психофармакотерапия.
  • Силы и средства антистрессовой специализированной медицинской помощи.
  • 6. Безопасность жизнедея­тельности в медицинских организациях.
  • 6.1. Безопасность медицинских услуг.
  • 6.2. Безопасность медицинского труда.
  • 4.2. Средства и методы контроля и мониторинга опасных и не­гативных факторов.

    В жизненном процессе человек неразрывно связан с окружающей его средой обитания, при этом во все времена он был и остается зависимым от окружающей его среды.

    Среда обитания - окружающая человека среда, обусловленная совокупностью факторов (физических, химических, биологических, информационных, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на жизнедеятельность человека.

    Человек и среда обитания непрерывно находятся во взаимодействии, образуя постоянно действующую систему «человек - среда обитания». В процессе эволюционного развития мира составляющие этой системы непрерывно изменялись: нарастала численность населения Земли, уровень его урбанизации, изменялся общественный уклад и социальная основа общества, менялись промышленные технологии. Как результат, изменялась и среда обитания: увеличивались территории, освоенные человеком, нарастали темпы разработки недр; естественная природная среда испытывала все возрастающее влияние человеческого сообщества - появились искусственно созданные человеком среды: бытовая, городская и производственная.

    Естественная среда самодостаточна и может существовать и развиваться без участия человека, а все иные среды обитания, созданные человеком, самостоятельно развиваться не могут и после их возникновения обречены на старение и разрушение.

    Загрязнение окружающей среды - привнесение новых, не характерных для нее физических, химических и биологических агентов или превышение их естественного уровня.

    В процессе эволюции человек, стремясь наиболее эффективно удовлетворять свои потребности в пище, материальных ценностях, защите от климатических и погодных воздействий, непрерывно воздействовал на естественную среду и, прежде всего, на биосферу. Для достижения этих целей он преобразовал часть биосферы в территории, занятые техносферой.

    Техносфера - регион биосферы, преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям. Техносфера, созданная человеком с помощью технических средств, представляет собой территории, занятые городами, поселками, сельскими населенными пунктами, промышленными зонами и предприятиями.

    Таким образом, человеческое производство, в отличие от природного, построено на отходной технологии, которые не могут затем быть сырьем для природных процессов (циклов). Это приводит к накоплению на поверхности Земли инертных (неусвояемых) или вредных материалов. Воздействие человека на природную среду и негативные последствия его деятельности создали в цивилизованном обществе проблему регулирования качества среды, в которой живет и проявляет себя человек, контроля и мониторинга опасных и негативных факторов.

    Сам термин «мониторинг» впервые появился в рекомендациях специальной комиссии СКОПЕ (научный комитет по проблемам окружающей среды) при ЮНЕСКО в 1971 году, а в 1972 году уже появились первые предложения по Глобальной системе мониторинга окружающей среды (Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде).

    Мониторинг окружающей среды - система наблюдения, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под влиянием антропогенного воздействия.

    Мониторингом окружающей среды называют регулярные, выполняемые по заданной программе наблюдения природных сред, природных ресурсов, растительного и животного мира, позволяющие выделить их состояния и происходящие в них процессы под влиянием антропогенной деятельности.

    Мониторинг окружающей природной среды - по законодательству РФ - долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния окружающей природной среды.

    Под качеством природной среды понимают такое состояние экологических систем, при котором постоянно обеспечиваются обменные процессы энергий и веществ между природой и человеком на уровне, обеспечивающем воспроизводство жизни на Земле. Качество среды до активного вмешательства человека поддерживалось самой природой путем саморегуляции, самоочищения от загрязнения нетехногенного происхождения.

    В соответствии с типами загрязнений мониторинг различают:

      глобальный;

      региональный;

      импактный;

    По способам наблюдения:

      авиационный;

      космический;

      дистанционный.

    По задачам:

      прогностический.

    Глобальный мониторинг осуществляет слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере и осуществление прогноза возможных изменений.

    Региональный мониторинг охватывает отдельные регионы, в пределах которых наблюдаются процессы и явления, отличающиеся по природному характеру или антропогенным воздействиям от естественных биологических процессов.

    Импактный мониторинг обеспечивает наблюдения в особо опасных зонах и местах, непосредственно примыкающих к источникам загрязняющих веществ.

    Базовый мониторинг осуществляет слежение за состоянием природных систем, на которые практически не накладываются региональные антропогенные воздействия. Для осуществления базового мониторинга используют удаленные от промышленных регионов территории.

    При мониторинге качественно и количественно характеризуется состояние воздуха, поверхностных вод, климатические изменения, свойства почвенного покрова, состояние растительного и животного мира. К каждому из перечисленных компонентов биосферы предъявляются особые требования и разрабатываются специфические методы анализа.

    Основные цели мониторинга состоят в обеспечении своевременной и достоверной информацией, позволяющей оценить показатели состояния экосистем и среды обитания человека; выявить причины изменения этих показателей и оценить последствия таких изменений; а также определить корректирующие меры в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются; создать предпосылки для определения мер по исправлению возникающих негативных ситуаций до того, как будет нанесен ущерб.

    Экологический мониторинг - определение изменений в экологических системах (биогеоценозах), природных комплексах и их продуктивности, а также выявление динамики запасов полезных ископаемых, водных, земельных и растительных ресурсов.

    Основные задачи экологического мониторинга:

    Наблюдение за источниками и факторами антропогенного воздействия;

    Наблюдение за состоянием природной среды и происходящими в ней процессами под влиянием факторов антропогенного воздействия;

    Оценка фактического состояния природной среды;

    Прогноз изменения состояния природной среды под влиянием факторов антропогенного воздействия и оценка прогнозируемого состояния природной среды.

    Биосферный мониторинг осуществляется в рамках глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС) на базе международных биосферных станций, восемь из которых располагаются у нас в стране.