Личные права дворян при петре 1 кратко. Дворянство в царствование Петра I

  • Вопрос 11. Особенности формирования Московского централизованного государства, его общественно-политический строй.
  • Общественный строй Московского государства
  • Государственный строй Московской Руси
  • Вопрос 12. Форма собственности, обязательства, наследственное право в период Московского централизованного государства (по Судебнику 1497 г.)
  • Вопрос 13. Уголовное право, суд и процесс по Судебнику 1497 и 1550 гг.
  • Вопрос 14. Государственный строй России периода сословно-представительной монархии.
  • Вопрос 15. Соборное уложение 1649 г. Общая характеристика. Правовое положение различных сословий.
  • Общественный строй Московского государства
  • Вопрос 16. Правовое регулирование собственности на землю по Соборному уложению 1649 г. Вотчины. Поместья.
  • Вопрос 17. Развитие уголовного права. Преступления и наказания по Соборному уложению 1649 г.
  • 1. Физическим (содействие, практическая помощь, совершение тех же действий, что совершал главный субъект преступления),
  • Вопрос 18. Суд и судебный процесс по Соборному уложению 1649 г.
  • Вопрос 19. Предпосылки возникновения абсолютизма в России, его особенности.
  • Вопрос 20. Государственные реформы Петра 1.
  • 3. Реформы местного и городского управления
  • Вопрос 21. Сословные реформы Петра 1 (дворянство, духовенство, крестьянство, горожане).
  • Вопрос 22. Судебные и прокурорские органы России в 18 веке. Попытка отделения суда от администрации. Создание сословных судов (по губернской реформе 1775 г.)
  • Вопрос 23. Право собственности, обязательства, право наследования в 18 веке.
  • Вопрос 24. Изменения в общественном строе России во второй половине 18 веке. Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г.
  • Вопрос 25. Уголовное право и процесс по Воинскому уставу 1716 г.
  • Вопрос 26. Государственный строй России в первой половине 19 веке. Изменения в центральных и местных органах власти и управления.
  • Вопрос 27. Изменения в правовом положении населения России в первой полови 19 века. Законы о состояниях.
  • Вопрос 28. Кодификация русского законодательства в первой половине 19 века. Роль м.М. Сперанского.
  • Вопрос 29. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.
  • Вопрос 30. Крестьянская реформа 1861 г
  • Проведение реформы.
  • Вопрос 31. Земская реформа 1864 г. Городская реформа 1870 г. Их роль в становлении местного самоуправления.
  • Вопрос 32. Военная реформа 1864-1874 г.
  • Вопрос 33. Учреждение судебных установлений (новая система судоустройства по судебной реформе 1864 г.)
  • Вопрос 34. Уголовный и гражданский процесс (по судебным уставам 1864 г.)
  • Вопрос 35. Контрреформы 1880-1890 г.
  • 1. Чрезвычайные меры правительства.
  • Вопрос 36. Социальные изменения в начале 20 века. Аграрная реформа п.А. Столыпина.
  • Вопрос 37. Государственная Дума и Государственный совет в начале 20 века. (порядок выборов, структура, функции).
  • Вопрос 38. Изменения в государственном строе России в 1905-1907 г. Основные государственные законы в редакции 1906 г.
  • Вопрос 39. Третьеиньский государственный переворот: суть и значения.
  • Вопрос 40. Милитаризация государственного аппарата в годы первой мировой войны. Особые совещания, «земгор», военно-промышленные комитеты.
  • Вопрос 41. Февральская буржуазная – демократическая республика в России. Центральные и местные органы власти и управления.
  • Вопрос 42. Высшие органы власти и управления в октябре 1917-1918 г. Установление большевистской однопартийной диктатуры.
  • Вопрос 43. Перестройка государственного аппарата в годы гражданкой войны.
  • Вопрос 44. Конституция рсфср 1918 г. (разработка, структура, избирательная система, права и обязанности).
  • Вопрос 45. Создание основ гражданского права в 1917-1920 гг.
  • Вопрос 46. Создание основ семейного права в 1917-1918гг. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве рсфср 1918 г.
  • Вопрос 47. Развитие трудового права в 1917-1920 г.
  • Вопрос 48. Создание основ земельного права в 1917-1918 гг.
  • Вопрос 49. Развитие уголовного права в 1917-1920 гг. Руководящие начала по уголовному праву рсфср 1919 г.
  • Вопрос 50. Создание судебных органов в1917-1920 гг. Декреты о суде.
  • Вопрос 51. Перестройка государственного аппарата в 1921-1929 гг. Реорганизация управления народным хозяйством.
  • Вопрос 52. Судебная реформа 1922 г. Учреждение прокуратуры и адвокатуры.
  • Вопрос 53. Военная реформа 1924- 1925 гг.
  • 1.Улучшение руководства и совершенствование качества подготовки командного состава,
  • 2.Создание новой системы комплектования Вооруженных Сил,
  • 3.Организацию стройной системы прохождения воинской службы гражданами страны.
  • Вопрос 54. Разработка и принятие Конституции ссср 1924 г. Её основные положения и структурные особенности.
  • Вопрос 55. Развитие гражданского права в 1921-1929 гг. Гражданский кодекс рсфср 1922 г.
  • Вопрос 56. Развитие трудового права в 1921-1929 гг. Кодекс законов о труде рсфср 1922 г.
  • Вопрос 57. Развитие уголовного права в 1921-1921 гг. Уголовные кодексы рсфср 1922 г и 1926 г.
  • Вопрос 58. Развитие семейного права в 1921-1929 гг. Кодекс законов о браке, семье и опеке рсфср 1926 г.
  • Вопрос 59. Развитие земельного права в 1921-1929 гг. Земельный кодекс рсфср 1922 гг.
  • Вопрос 60. Гражданский процессуальный и Уголовно- процессуальный кодексы рсфср 1923 гг.
  • Вопрос 61. Конституция ссср 1936 г: структура и особенности.
  • Вопрос 62. Уголовное право и процесс в 1930-1940 гг. Изменения в законодательстве о государственных и имущественных преступлениях.
  • Вопрос 63. Развитие трудового права в 1930 -1941 гг.
  • Вопрос 64. Развитие гражданского права в 1930-1941 гг.
  • §6. Право
  • Вопрос 65. Развитие земельного и колхозного права в 1930-1941 гг.
  • Вопрос 66. Перестройка государственного аппарата и изменения в праве в период вов.
  • Вопрос 67. Изменения в государственном аппарате и праве в 1945-1953 гг.
  • Вопрос 68. Развитие права 1953-начала 60-х гг.
  • Вопрос 69. Конституция ссср 1977 г.
  • Вопрос 70. Общесоюзное и российское право в 70-80-е гг. 20 века.
  • Вопрос 71. Развал ссср и образование снг в 1990-1991 гг.
  • Вопрос 21. Сословные реформы Петра 1 (дворянство, духовенство, крестьянство, горожане).

    Крестьяне.

    Несмотря на сопротивление дворянства и бюрократии, крестьянство как экономический фактор играло все более важную роль. Наряду с этим крепостной труд превалировал над свободным.

    Этому способствовало то, что сильный сектор государственной промышленности основывайся на труде крепостных. Крестьянские повинности (барщинные дни) не регламентировались законом, что усиливало произвол. Эксплуатация непашенных крестьян (ремесленников, отходников) была не выгодна помещикам, поэтому они препятствовали неземледельческой хозяйственной деятельности крестьян. Сильно ограничивалась миграция крестьян: плодородные южные земли осваивали помещики и беглые крестьяне; единоличное хозяйство там не развивалось (этому препятствовало правовое: уравнивание однодворцев с государственными крестьянами).

    Обязанность уплачивать подушную подать и оброчный сбор помимо владельческих (крепостных) с 1719 г. была распространена и на черносошных крестьян, однодворцев, украинцев, татар и ясачных людей, а с 1724 г. - на всех попавших в переписные книги. Вся эта масса крестьян относилась к государственным.

    К этому времени уже сложился всероссийский рынок, центром торговых связей которого осталась Москва. Торговали купцы, помещики и крестьяне. Характерно отношение законодателя к торгующим крестьянам - наряду с установлением разрешений и льгот для них закон был постоянно склонен ограничивать эту деятельность. В 1711 г. установлены льготы крестьянам, торгующим в городах, но уже в 1722 г. деревенским торговцам запрещалось торговать в городах. В 1731 г. крестьянам запретили торговать в портах, выпускать промышленные товары и брать подряды. В 1723 г. были установлены ограничения для записи крестьян в посад. С 1726 г. началась выдача паспортов крестьянам-отходникам.

    Крестьянам не разрешалось записываться добровольцами в армию (1727) и приносить присягу (1741). В 1745 г. был издан Указ, разрешавший крестьянам торговать в селах, а в 1748 г. они получили право записываться в купечество.

    Черносошные крестьяне , жившие общиной, сохраняли право собственности на пашни, покосы и угодья, которые они обрабатывали; могли их продать, заложить, отдать в приданое. Они уплачивали государству денежный оброк и выполняли натуральные повинности. Крестьяне нерусского населения Поволжья и Приуралья, кроме того,уплачивали ясак (натуральную дань) государству. Особую группу государственных крестьян составляли однодворцы (не попавшие в состав дворянства-шляхетства, выходцы из московских служилых людей). Они платили подушную и оброчную подати; с 1713 г. служили в ландмилиции, выполнявшей полицейские функции вплоть до 1783 г.

    Государственные крестьяне имели право переходить в иные сословия, менять место жительства, участвовать в государственных совещаниях, нередко освобождались от налогов. Вместе с тем их земли оставались объектом посягательств со стороны помещиков. Раздача частным владельцам казенных земель была приостановлена в 1778 г. (в процессе межевых реорганизаций) и в 1796 г., когда было запрещено продавать казенные земли.

    Частновладельческие крестьяне в XVIII в. составляли большинство крестьянского населения. Дворцовые крестьяне, проживающие на дворцовых землях, находились в управлении дворцовой канцелярии (с 1775 г. - казенных палат). Из среды дворцовых крестьян к началу XVIII в. выделялись крестьяне государевы, в 1797 г. переданные в ведение Департамента уделов.

    Наиболее многочисленной была группа помещичьих крестьян. К источникам закрепощения относилось рождение, запись по ревизии, закрепление незаконнорожденных подкидышей воспитателями, военнопленных нехристианского происхождения (до 1770 г.) и участников антиправительственных восстаний. Крепостное состояние могло возникнуть по договорам купли-продажи, мены, дарения (до 1783 г.) . Прекращение крепостного состояния связывалось с отбыванием рекрутской повинности (освобождались также жена и дети рекрута), ссылкой крепостного в Сибирь, отпуском по отпускной грамоте или духовному завещанию, выкупом, отобранием имения помещика в казну, возвращением крепостного из плена, бегством в отдаленные окраины и записью в государственные волости, фабрики и заводы (с 1759 г.). Крестьянин, донесший на своего помещика, утаившего при переписи крепостные души,

    получал право подыскать себе нового господина либо идти в солдаты.

    Положение крепостных. Указом 1769 г. подчеркивалось, что земли, на которых проживали владельческие крестьяне, принадлежат не им, а их владельцам. Феодальные отработки крестьян выражались в барщине (начиная с XIX в. она была ограничена тремя днями в неделю), ≪месячине≫ (когда крестьянин всю неделю работал на господина, получая за это месячный провиант) и оброке в денежной форме.

    Большое число крепостных крестьян - это дворовые люди помещика, находившиеся на содержании у общины. Часть владельческих крестьян отпускалась на оброк или отдавалась внаем (на срок до пяти лет).

    Еще с конца XVII в. помещикам было предоставлено право продавать крестьян без земли, закладывать их, дарить, завещать, менять на имущество, расплачиваться ими за долги. Указы 1717 и 1720 гг., разрешившие выставлять в рекруты наемных людей, еще более активизировали торговлю людьми. Помещики могли перемещать крепостных из одного состояния в другое (из дворовых в пашенные), из одного селения в другое - для этого начиная с 1775 г. требовались подача заявления в верхний земский суд и уплата подати за год. Помещики разрешали браки крепостных (Указ 1724 г. о запрете принуждать к браку фактически не применялся), вышедшие замуж без разрешения помещика считались беглыми. На покупку женихов из других вотчин отпускались определенные суммы.

    Покупку недвижимости крепостной мог осуществлять только на имя помещика. Имевший лавку или завод уплачивал помещику поземельный сбор. Крестьянское имущество наследовалось только по мужской линии и по согласованию с помещиком. Крестьяне могли приобретать населенные земли на имя помещ,ика (с 60-х гг. XVIII в.). Запись крепостных в гильдии (с 1748 г.) осуществлялась по отпускной грамоте, выдаваемия в господином. С 1785 г. крестьянская торговля была ограничена продуктами собственного производства. С 1774 г. отлучка крестьянина с места проживания разрешалась только при наличии паспорта, выданного губернатором.

    Сенатский Указ 1758 г. предоставлял помещикам право штрафовать крестьян, подвергать их телесным наказаниям (палки и розги), тюремному заключению в вотчинных тюрьмах. С 1760 г. помещики получили право при посредстве местных властей отправлять крестьян в Сибирь, с 1765 г. - на каторжные работы на любой срок. Крестьян могли отдавать в смирительные дома и рекруты.

    Возвращение беглых крестьян (по указам 1661 и 1662 гг.) сопровождалось штрафной санкцией для принявших их помещиков - у него забирали нескольких крестьян. Для самих крестьян побег наказывался кнутом или каторжными работами. Злостные укрывателибеглых (помещики и приказчики) карались конфискацией имущества.

    Экономические крестьяне . За возможность управлять монастырскими крестьянами, число которых в конце XVII в. было значительным, развернулась борьба между Синодом и Коллегией экономии, завершившаяся лишь в 1764 г. Все церковные и монастырские крестьяне

    были переданы в ведение Коллегии экономии и стали называться ≪экономическими≫ крестьянами.

    В отличие от частновладельческих они не могли подвергаться произвольному переселению, но, как и первые, отдавались в рекруты и наказывались плетьми. Из их среды выделились архиерейские и монастырские служители, отбывавшие вместо рекрутской и оброчной повинностей пожизненную барщину. В 1786 г. эта категория крестьян уравнена с государственными.

    Приписные (посессионные) крестьяне. В 1721 г. был издан Указ, разрешавший купцам и заводчикам приобретать населенные деревни, чтобы обеспечивать рабочими руками создаваемые предприятия. В 1752 г. Указ определил число крестьян, которых можно было приобретать для работы на заводах, но уже в 1762 г. такая покупка запрещена: на фабриках могли работать только вольнонаемные люди по паспортам.

    Затем (в 1798 г.) последовало новое разрешение на приобретение крепостных для производства (в Указе 1797 г. эти крестьяне назывались посессионными), действовавшее до 1816 г. С 1722 г. разрешалась также приписка к фабрикам и заводам работающих на них беглых и пришлых людей; в 1736 г. к предприятиям навечно приписывались работавшие на них мастера, их владельцам уплачивалась компенсация. Но в 1754 г. был издан Указ, позволявший владельцам приписанных крестьян истребовать их обратно. За заводами оставались приписанные беглые, но принимать новых беглых крестьян впредь запреща-

    лось. По инструкции 1743 г. к приписным (посессионным) приравнивались незаконнорожденные и ≪шатающиеся разночинцы≫.

    Посессионных крестьян нельзя было продавать отдельно от фабрик, переводить с фабрики на фабрику, отпускать на волю, закладывать или отдавать в рекруты за крепостных. Они выполняли рекрутскую повинность, уплачивая подать, платили подушный налог, фабриканты могли применять к ним телесные наказания и ссылку в Сибирь.

    Существовали меры, с помощью которых приписные крестьяне могли устраниться от работы на мануфактурах: откупиться, уплатив определенные суммы, или выставить вместо себя нанятых людей. Большая часть приписных формировалась из частновладельческих крестьян и крестьян, закрепленных по Указу 1736 г. Дифференциация крестьянства приводила к выделению из его среды зажиточных людей: мануфактуристов, ростовщиков и купцов. Этот процесс наталкивался на многие препятствия социально-психологического,

    экономического и правового характера.

    Крестьянский отход ограничивалсявладельцами, заинтересованными в эксплуатации крестьян на барщине. Вместе с тем возрастание сумм оброка стимулировало помещиков к использованию труда крестьян на стороне, в отходах. Для промышленников запрет продавать крестьян без земли и в розницу (1721) затруднял использование их труда на предприятиях и мануфактурах.

    Управление приписными крестьянами осуществлялось Берг- и Мануфактур-коллегиями. Продажа этих крестьян разрешалась только вместе с мануфактурами. Такая организационная мера была возможна лишь в условиях крепостнического режима и по характеру напоминала прикрепление посадского населения к посадам, а крестьян - к земле, произведенное Соборным Уложением 1649 г. Она препятствовала перераспределению рабочей силы внутри отрасли и за ее пределами, не стимулировала повышение производительности труда и его качества. Однако это оказалось единственным способом в тех условиях сформировать контингент рабочей-силы в промышленности, создать ≪предпролетариат≫.

    Города.

    Промышленные предприятия и мануфактуры организовывались вблизи крупных центров, где сосредоточивались торговые связи, товарные массы и рабочие руки. Вокруг вновь образованных предприятий, приисков, шахт и верфей начинали возводиться новые поселения городского типа. Нарождающаяся городская буржуазия была довольно пестрой по своему составу и происхождению. В целом она являлась податным сословием, но для некоторых ее групп (мануфактуристов, купцов высших гильдий и др.) устанавливались особые привилегии и льготы.

    Указами 60-80-х гг. XVII в. все дворы и слободы частных лиц, расположенные на территории посадов, отписывались в казну. Близлежащие к посадам слободы приписывались к посадам, а их владельцы взамен получали другие, отдаленные имения. Беломестцам запрещалось приобретать на посаде новые дворы; Указом 1693 г. владельческих и беглых людей запрещалось принимать в тягло. В порядке исключения к ремеслу и торговле с 1698 г. могли допускаться люди из ≪государевых волостей≫.

    Таможенный устав 1653 г. и Новоторговый устав 1667 г . предоставили торговым людям посада право свободной торговли . На купечество стали возлагаться новые управленческие и финансовые обязанности, например взимание ≪стрелецкой подати≫ (1681) или участие в работе Корабельной палаты.

    В городах стали формироваться органы самоуправления: посадские сходы, магистраты. Стало юридически оформляться городское сословие. По регламенту Главного магистрата 1721 г. оно делилось на регулярных граждан и ≪подлых≫ людей.

    Регулярные, в свою очередь, подразделялись на первую (банкиры, купцы, доктора, аптекари, шкиперы купеческих судов, живописцы, иконописцы и серебряных дел мастера) и вторую (ремесленники, столяры, портные, сапожники, мелкие торговцы) гильдии.

    Гильдии управлялись гильдейскими сходами и старшинами. По европейскому образцу создавались цеховые организации, в которых состояли мастера, подмастерья и ученики, руководство осуществляли старшины.

    Появление гильдий и цехов говорило о том, что корпоративные профессиональные начала противопоставлялись феодальным (сюзерено-вассальным) принципам хозяйственной организации, возникали новые стимулы к труду, неизвестные крепостнической системе.

    Эти системы (гильдейская и цеховая), вышедшие из средневековья, на первом этапе своего развития отнюдь не обеспечивали появления новых буржуазных и капиталистических начал. Они уживались с крепостничеством и абсолютизмом. Мануфактурное производство стимулировало рост торгового оборота. Основными формами торговой деятельности были ярмарки и торжки. Проникновение в состав купечества разбогатевших крестьян, отход от протекционистской политики вызывали нестабильность положения старого традиционного купечества.

    Во время своей поездки по Европе в 1698 г. (≪великое посольство≫) Петр I приглашал в Россию на работу большое число иностранных мастеров. В 1702 г. в Германии публиковались такие же манифесты-приглашения, но кроме мастеров в Россию приглашались финансисты, фабриканты и ремесленники, Для приглашенных устанавливались различные льготы и привилегии.

    Мануфактур-коллегия занималась организацией зарубежного обучения русских мастеров . В российских городах правительство поощряло создание артелей, организационной формы предпринимательства, в которой происходило соединение труда и капитала. Еще раньше (в конце XVI в.) в России стали возникать торговые дома (Строгановых, Бажениных и др.).

    Финансовые льготы правительство предоставляло организаторам фабрик и заводов: они освобождались от казенных и местных городских повинностей, им давалось право беспошлинно торговать (в течение некоторого времени), получать безвозвратные субсидии и беспроцентные ссуды. Мануфактур-коллегия обязывалась поддерживать отечественное предпринимательство.

    До 1719 г. (до образования Мануфактур-коллегии) хозяевам торгово-промышленных компаний предоставлялось право суда над рабочими по гражданским и трудовым делам.

    Указом 1722 г. (июль) запрещалось снимать с фабрик рабочих, даже если они были беглыми крепостными крестьянами, еще в 1721 г. фабрикантам не дворянского происхождения разрешалось приобретать населенные деревни, приписывая их к фабрикам. На заводы для ≪исправления≫ направлялись осужденные женщины. Торгово-промышленный класс получал права и льготы, немногим уступающие дворянским.

    Дворяне.

    Правящим классом оставалось дворянство. В период формирования абсолютной монархии происходила консолидация этого сословия. Особое положение феодальной аристократии (боярства) уже в конце XVII в. резко ограничивается, а затем и ликвидируется. Важным шагом в этом направлении являлся акт об отмене местничества (1682).

    Аристократическое происхождение утрачивает свои позиции при назначении на руководящие государственные посты. Его заменяют выслуга, квалификация и личная преданность государю и системе. Позже эти принципы будут оформлены в Табели о рангах (1722); функция государственной службы объединяет дворянство (поначалу Петр I хотел назвать это сословие ≪шляхетство≫) в политически и юридически консолидированную группу.

    Экономическую консолидацию завершил Указ о единонаследии (1714), ликвидировавший правовые различия между вотчиной и поместьем и объединивший их в единое юридическое понятие недвижимость . Дворянство стало единственным служилым сословием, а служба - главной сферой приложения его сил и энергии. В 1724 г. были приняты законодательные меры для ограничения продвижения по службе недворян.

    Табель о рангах перевернула старую идею местничества : титул и звание из основания для получения должности превратились в результат продвижения по службе. Достигнув определенного чина, можно было из недворянина превратиться в дворянина, т.е. получить личное или потомственное дворянство. К концу 20-х гг. XVIII в. число дослужившихся до дворянства составило треть всего дворянского сословия.

    В интересах дворянства продолжался процесс дальнейшего закрепощения крестьян. В 1722-1725 гг. проведена перепись, которая дала основу для закрепощения категорий крестьянства, имевших до этого иной статус. В 1729 г. были прикреплены кабальные (лично зависимые, но не крепостные) и ≪гулящие≫ люди. Неоднократно предпринимались попытки распространить крепостную зависимость на казаков и однодворцев, однако эти группы продолжали занимать промежуточное место между государственными крестьянами и служилыми людьми. Земельная собственность оставалась экономической основой существования дворянского сословия. Наряду с государственной службой землевладение было его важнейшей социальной функцией. Однако между этими направлениями деятельности довольно часто возникали серьезные противоречия: дворянство, стремившееся использовать службу для приобретения земли и чинов, начинает тяготиться обязательностью государственной службы как таковой.

    Обязанность государевой службы уже с середины XVII в. стала основным критерием при распределении земельного фонда. Перераспределение поместных и вотчинных земель при непременном учете этого критерия было осуществлено в 1678 и 1679 гг.

    В 1682 г. ликвидирована система местничества и на первый план выдвинут принцип выслуги. С 1686 г. составлялись новые родословные книги, с новыми фамилиями, поднявшимися из ≪нижних чинов≫. В 1680-1700 гг. производилась новая номенклатура чинов: полковники, майоры, поручики, прапорщики, ротмистры. К нижним служилым чинам относились рейтары и драгуны. Служилые землевладельцы были объединены в единое сословие Указом о единонаследии (1714) и Табелью о рангах (1722).

    Официально титул дворянства был утвержден, однако, только Манифестом 1762 г., актами Комиссии 1767 г. и Жалованной грамотой дворянству 1785 г. В состав дворянства (в 20-х гг. XVIII в. - шляхетства) вошли придворные люди; дьяки и подьячие, владевшие вотчинами и поместьями;

    архиерейские дворяне и дети боярские; члены семей малороссийской старшины (генеральной, полковой и сотенной); татарские князья и мурзы. Множество дворян и детей боярских, проживавших в отдаленных районах, не попали в шляхетское сословие и были зачислены в сословие однодворцев, по положению близко стоявших к казенным крестьянам.. Переход в дворянство для них связывался с повышением по службе.

    Табель о рангах впервые разделила службу на военную и гражданскую, а последнюю - на статскую и придворную . Воинские чины (их 14, как и гражданских) были предпочтительнее, чем статские и придворные; высшему воинскому разряду генерал-фельдмаршала не соответствовал никакой гражданский чин. Дослужившийся до восьмого чина причислялся к потомственному дворянству (≪столбовому≫) с правом передавать чин детям. Жалованная грамота дворянству 1785 г. распространила это право на личных дворян, у которых отец и дед также обладали личным дворянством. Для ведения делами дворянского сословия при Сенате в 1722 г. была учреждена должность герольдмейстера, надзиравшего за составлением дворянских списков и обучением дворян-недорослей.

    По Табели о рангах титул ≪благородие≫ получали все чины вплоть до обер-офицера. Все сословие было определено как ≪благородное≫ в 1754 г. и окончательно утверждено в этом звании в 1762 г. (Манифест).

    С 1797 г. стал составляться общий свод дворянских гербов. С 1714 г. устанавливалось обязательное начальное обучение для дворянских детей . Создавшись специальные морские и военные школы, вводились зарубежные командировки для обучения молодых дворян, претендующих на офицерское звание. В гвардейских полках (Семеновском и Преображенском) чины были на ступень выше, чем в армейских.

    По Генеральному регламенту 1720 г. подготовка гражданских чинов производилась в коллегиях. Общее образование дворянские дети, желавшие затем поступить в гражданскую службу, получали в Кадетском корпусе, основанном в 1731 г. Эта система образования была закреплена специальным Указом 1748 г.

    Уже в первой половине XVIII в. был принят ряд нормативных актов, облегчающих служебные обязанности дворянства: с 1727 г. офицеры и рядовые из дворян отпускаются домойна побывку для приведения в порядок своих имений. Выпускники Шляхетского корпуса записывались на службу сразу в офицерском звании. В 1736 г. срок обязательной дворянской службы был ограничен 25 годами, один из дворянских сыновей вовсе освобождался от службы, оставался в хозяйстве.

    В1731 г. Сенат отменяет порядок единонаследия, введенный в 1714 г. (этот порядок и ранее обходился: часть имений продавалась до смерти завещателя, скот, хлеб и инвентарь, как движимое имущество, распределялись между всеми сыновьями и т.п.). Был установлен порядок раздела ≪имения-вотчины≫ в равных долях.

    В 1753 г. был открыт государственный Дворянский банк, выдававший ссуды под залог недвижимостей. В 1754 г. издается межевая инструкция, по которой было проведено генеральное межевание дворянских земель.

    Духовенство.

    Традиционно духовенство делилось на черное (монастырское) и белое (приходское).

    Черное духовенство не было наследственным и не входило в сословие . В 1667 г. Московский Собор принял решение о запрете постригать в монашество молодых и женатых людей. Духовный регламент 1721 г. устанавливал возрастные критерии, и обязательное согласие начальства для желающих принять постриг. В 1723 г. поступление в монашество запрещалось вовсе, однако в 1725 г. этот запрет был отменен, а решение вопроса в каждом отдельном случае передавалось на з"смотрение Синода. С 1739 г. - разрешено постригать в монахи священников-вдовцов, отставных солдат и дьяков, 1778 г. - запрещено постригать несовершеннолетних.

    Белое духовенство состояло из священнослужителей (священников или дьяконов) и церковнослужителей (дьячков и пономарей). Дети духовенства были обязаны поступать в духовные училища, в противном случае они шли в солдаты. С 1737 г. детям духовенства разрешено выставлять вместо себя рекрутов. Духовные школы курировались архиерейскими домами, монастырями и Синодом.

    С 1722 г. духовенство становится наследственным. В 1766 и 1769 гг. был подтвержден запрет лицам податных сословий вступать в духовное звание. Выход из сословия разрешался вдовым священникам, поступившим в гражданскую службу, цехи или гильдии (1767). В 1797 г. детям монахов и священников, вышедших из черносошного крестьянства, разрешалось поступать на службу в губернские учреждения. Дети, не обучавшиеся в духовных семинариях, с 1784 г. могли свободно выбирать профессию; все семинаристы обязаны идти в духовное звание.

    Духовенство было неподатным сословием (церковнослужителями уплачивалась подушная подать и рекрутский налог). Лишь в начале XVIII в. по ≪разбору≫ на военную службу призывались некоторые категории священнослужителей и их дети.

    В 1769 г. Сенат особым указом усилил ответственность за обиды и притеснения, чинимые духовенству . Последнее освобождалось от телесных наказаний, их гражданские иски в светских судах рассматривались в обязательном присутствии представителей от духовенства.

    Вместе с тем еще Указ 1698 г. запрещал духовенству заниматься торговлей и промыслами, вступать в подряды и откупа, закреплять за собой крестьян, приобретать населенные имения.

    Стремление власти привлечь как можно большее число своих подданных к тяглу и воинской повинности распространялось и на духовенство. В 1722 г. был издан указ о штатах белого духовенства, оно прикрепляется к церквам, ликвидируется категория перехожих попов . Уже в первые годы XVIII в. дети духовенства стали призываться в армию, на духовенство распространялась обязанность подушных платежей (на него даже распространялось действие указа о бритье бороды).

    С 1722 г. от подушной подати были освобождены священники, находившиеся в штате, на службе. Взамен военной службы духовенство выполняло ряд податей: с 1707 г. - сбор драгунских лошадей, с 1711 г. - адмиралтейская повинность. Духовенство отбывало полицейскую и пожарную повинности (патрулирование и явка на пожары).

    Было увеличено архиерейское тягло, ложившееся на духовенство: платежи на содержание богаделен, сборы для духовных школ, на жалование военному духовенству и пр. Правительство рассматривало духовенство как чиновников. На него возлагались обязанности наблюдения за раскольниками, бродячими монахами, за проведением переписей населения, от него требовали разглашения тайны исповеди в ≪интересах следствия≫.

    Указом 1724 г. регламентировалась монастырская жизнь: монашество закреплялось за монастырями, монахам запрещалось заниматься ≪книжным и письменным делом≫ (в кельях запрещалось держать бумагу и перья). Монашество рассматривалось законодателем, как тунеядцы, которых требовалось привлечь к общественно полезному труду (эта точка зрения повторится уже в начале 20-х гг. XX в.).

    Вместе с тем законодательно закреплялись: обязанность всех подданных ходить в церковь, смертная казнь и другие тяжкие наказания за преступления против религии и совращение православных в иную веру, православие было официальной государственной религией империи. Церковь превращалась в одно из государственных учреждений, проводившее политику госдарства, издававшее юридически обязательные акты, неисполнение которых каралось санкциями государственного закона.

    1.1 Дворянство при Петре I

    Правление Петра - 1682-1725 гг. - можно обозначить как период превращения дворянства в полноценное сословие, происходящий одновременно с его закрепощением и увеличением зависимости от государства. Процесс складывания дворянства как единого сословия заключается в постепенном обретении сословных прав и привилегий.

    Одним из первых мероприятий в этой области было принятие Указа о единонаследии. В марте 1714 г. Появился указ "О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах", более известный как "Указ о единонаследии". Этот указ явился важной вехой в истории российского дворянства. Им было законодательно оформлено равенство вотчины и поместья как форм недвижимости, т.е. произошло слияние этих двух форм феодальной земельной собственности. С этого момента земельные владения не подлежали разделению между всеми наследниками умершего, а доставались одному из сыновей по выбору завещателя. Вполне очевидно, что остальные, по мысли законодателя, лишившись источника доходов, должны были устремиться на государеву службу. В связи с этим большинство исследователей считают, что привлечение дворян к службе или какой-то иной полезной государству деятельности и было основной целью этого указа. Другие полагают, что Петр I хотел обратить часть дворянства в третье сословие. Третьи - что император заботился о сохранении самого дворянства и даже стремился к превращению его в подобие западноевропейской аристократии. Четвертые, напротив, убеждены в антидворянской направленности этого указа. Этот указ, имевший многие прогрессивные черты, вызвал недовольство среди высшего сословия. К тому же, как и многие нормативные акты петровской эпохи, он был недостаточно хорошо разработан. Неопределённость формулировок порождала сложность в исполнении указа. Вот что отмечает Ключевский по этому поводу: "Он плохо обработан, не предвидит многих случаев, даёт неясные определения, допускающие разноречивые толкования: в 1-м пункте решительно запрещает отчуждение недвижимостей, а в 12-м предусматривает и нормирует их продажу по нужде; устанавливая резкую разницу в порядке наследования движимых и недвижимых имуществ, не указывает, что разуметь под теми и другими, а это порождало недоразумения и злоупотребления". Эти недостатки вызывали неоднократные разъяснения в последующих указах Петра. К 1725 году указ был подвергнут значительной доработке, допускавшей значительные отступления от первоначальной редакции. Но все равно, по мнению В.О. Ключевского: "Закон 1714 года, не достигнув предположенных целей, только внёс в землевладельческую среду путаницу отношений и хозяйственное расстройство".

    Как считают некоторые историки, Указ о единонаследии создавался с целью привлечения дворян на службу. Но, несмотря на это, Петр постоянно сталкивался с нежеланием служить. Это объясняется тем, что служба при этом императоре была не только обязательной, но и бессрочной, пожизненной. То и дело Петр получал известия о десятках и сотнях дворян, скрывающихся от службы или учебы в своих поместьях. В борьбе с этим явлением Петр был беспощаден. Так, в указе Сенату говорилось: "Хто скрываетца от службы, объявит в народе, кто такого сыщет или возвестит, тому отдать все деревни того, кто ухоранивался". Боролся Петр не только наказаниями, но и законодательно создавая новую систему службы. Важнейшим признаком годности к службе Петр I считал профессиональную подготовку дворянина, его образование. В январе 1714 года последовало запрещение жениться дворянским отпрыскам, не имеющим хотя бы начального образования. Дворянин без образования лишался возможности занимать командные должности в армии и руководящие в гражданском управлении. Петр был убежден, что знатное происхождение не может быть основанием для успешной карьеры, поэтому в феврале 1712 года было указано не производить в офицеры дворян, не служивших солдатами, то есть не получивших необходимой выучки. Отношение Петра к проблеме взаимоотношений различных социальных групп между собой и государством в полной мере проявилось в ходе начавшейся в 1718 году Податной реформы. Практически с самого начала от обложения было освобождено дворянство, чем юридически закрепилась одна из его важнейших привилегий. Но и тут возникали проблемы, поскольку отличить дворянина от недворянина было не так то просто. В допетровскую эпоху не было практики пожалования дворянства с сопутствующим юридическим и документальным оформлением. Таким образом, на практике основным признаком принадлежности к дворянству в ходе податной реформы выступало реальное служебное положение, т.е. служба в армии в офицерском чине либо на гражданской службе на достаточно высокой должности, а также наличие поместья с крепостными крестьянами.

    Еще одним важным мероприятием Петра I было принятие в 24 января 1722 года "Табели о рангах". Петр лично принимал участие в редактировании этого указа, в основу которого легли заимствования из "расписаний чинов" французского, прусского, шведского и датского королевств. Все чины "Табели о рангах" подразделялись на три типа: военные, статские (гражданские) и придворные и делились на четырнадцать классов. К каждому классу приписывался собственный чин. Чин - служебное и общественное положение, установленное при гражданской и военной службе. Хотя некоторые историки рассматривали чин, как должность. Петровская "Табель", определяя место в иерархии государственной службы, в некоторой степени давала возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий. Все, получившие 8 первых рангов по статскому или придворному ведомству, причисляются к потомственному дворянству, "хотя бы и низкой породы были", т.е. независимо от собственного происхождения. На военной службе этот титул давался при чине низшего XIV класса. Таким образом Петр I выражал свое предпочтение военной службе нежели статской. Причем дворянское звание распространяется только на детей, рождённых уже по получении отцом этого чина; если по получении чина детей у него не родится, он может просить о пожаловании дворянства одному из ранее рожденных его детей. При введении в действие табели о рангах древние русские чины - бояре, окольничьи и другие - не были формально упразднены, но пожалование этими чинами прекратилось. Издание табели оказало существенное влияние и на служебный распорядок и на исторические судьбы дворянского сословия. Единственным регулятором службы стала личная выслуга; "отеческая честь", порода, потеряла в этом отношении всякое значение. Военная служба была отделена от гражданской и придворной. Было узаконено приобретение дворянства выслугой известного чина и пожалованием монарха, что повлияло на демократизацию дворянского класса, на закрепление служилого характера дворянства и на расслоение дворянской массы на новые группы - дворянства потомственного и личного.

    Абсолютизм в России: условия возникновения и характерные черты

    Внешняя политика России при Петре Первом

    России необходимо было найти в Европе союзников в ее борьбе с Османской империей. В 1697 г. русской дипломатии удалось заключить наступательный союз против Турции с Австрией и Венецией...

    Государственные учреждения Российской империи с 1725 по 1755 годы

    12 декабря 1741 года, вскоре после вступления на престол, Императрица Елизавета издала указ об упразднении кабинета и о восстановлении Правительствующего Сената (перед тем опять именовавшегося Высоким) в его прежней должности...

    Дворянство Києва ХІХ століття

    На початку ХІХ століття Київ став одним із найбільших міст Російської імперії. В 1797 року році виникла Київська губернія Київ, було назначено губернським містом. Розпочинається його новий розвиток...

    Европа в XVIII веке

    В России в XVIII в. наряду с укреплением и оформлением сословного строя происходят глубокие изменения в экономическом и социальном развитии, затронувшие все стороны народного хозяйства и социального облика страны...

    История отечественного флота и андреевского флага

    Безуспешной оказалась и попытка построить флот в период Русско-шведской войны в 1656-1661 гг. На Западной Двине под руководством воеводы А.Л. Ордин-Нащекина было начато строительство гребных и парусных судов, предназначенных для военных действий...

    История России от Средневековья до наших дней

    Между Сталиным Иосифом Виссарионовичем и Петром I больше сходств, чем различий. Петр I - выдающийся политический и военный деятель России. Развил промышленность, создал армию нового типа, в т.ч. новый род войск, строил города, рыл каналы...

    Петр І и его жизнь

    После победы в Северной войне и заключения Ништадтского мира в сентябре 1721 года Сенат и Синод решили преподнести Петру титул императора всероссийского со следующей формулировкой: "как обыкновенно от римского сената за знатные дела императоров...

    Постфеодальное общество переходной Англии XVI-XVII вв.

    Джентльмены составляли высшее сословие, стоявшее сразу за королем. К их числу относилась титулованная знать (принцы, герцоги, маркизы, виконты и бароны; их называли лордами), рыцари и эсквайры. Рыцарем нельзя было родиться...

    Русское дворянство

    В конце XVIII в (1795 г.) насчитывалось 362 тыс. дворян (2,2 % населения России). В середине XIX в. (1858 г.) численность дворян составляла 464 тыс. (1,5 % всего населения). Из них потомственные дворяне составляли большинство (в 1816 - 56 %, в 1858 - 55 %)...

    Сенат Российской империи

    12 декабря 1741 года, вскоре после вступления на престол, Императрица Елизавета издала указ об упразднении кабинета и о восстановлении Правительствующего Сената в его прежней должности. Сенат не только стал верховным органом империи...

    Сословия

    Дворянство сложилось из разных разрядов служилых людей (бояр, окольничих, дьяков, подьячих, детей боярских и пр.), получило при Петре I наименование шляхетства, переименовано при Екатерине II во дворянство (в актах Уложенной Комиссии 1767 г.)...

    Сословное законодательство второй половины XVIII века

    Становясь привилегированным и обособленным сословием, дворянство не имело еще сословной организации, а с уничтожением обязательной службы могло потерять и служебную организацию. Учреждения 1775 г., давая дворянству самоуправление...

    Социально-экономические преобразования Петра I

    Создание такого феномена -- Петербурга, как и другие деяния Петра, всей своей тяжестью ложилась на плечи народных масс. Народ платил всё возраставшие налоги, простой люд тысячами погибал на строительстве Петербурга, при рытье каналов...

    Франція у другій половині XVIIст.

    Французьке дворянство вишукувало, крім прямих сеньориальных поборів, і інші джерела експлуатації селян. Молодші сини знатних родів нерідко одержували духовний сан...

    3 Борьба с уклонением от службы дворян 4 Табель о рангах 5 Указ о единонаследии 6 Корпоративность дворянства 7 Результаты сословной политики Петра Великого

    Литература

    Введение

    В наследие от своих предшественников Пётр Великий получил служилое сословие сильно расшатанным и не похожим на тот служилый класс, который знала под этим названием эпоха расцвета Московского государства. Но Петру досталось от его предков на разрешение всё та же великая государственная задача, над которой вот уже два века трудились люди Московского государства. Территория страны должна была войти в свои естественные границы, огромное пространство, занятое самостоятельной политически народностью, должна была иметь выход к морю. Этого требовали и состояние хозяйства страны, и интересы всё той же безопасности. В качестве исполнителей этой задачи предшествующие эпохи дали ему в руки класс людей, исторически воспитавшихся в труде над задачей собирания всей Руси. Этот класс попал в руки Петра не только готовым к тем усовершенствованиям, которая давно требовала жизнь, но уже и приспосабливающимся к тем новым приёмам борьбы, с которыми Пётр начал войну. Старая задача и старое знакомое дело разрешения её - война - не оставляли ни времени, ни возможности, ни даже надобности, поскольку последнюю исторически можно принимать, много заботиться о новшествах, новом устройстве и новом назначении служилого класса. По существу при Петре продолжали развиваться те же начала в сословии, какие выдвинул XVII век. Правда, более близкое, чем в XVII веке, знакомство с Западом и известнейшая подражательность внесли много нового в условия быта и службы дворянства, но всё это были новшества порядка внешнего, интересная лишь теми заимствованными с Западами формами, в которых они воплощались.

    Русский язык" href="/text/category/russkij_yazik/" rel="bookmark">русского языка .

    Итак, дворяне времён Петра Великого на всю жизнь прикреплены к отбыванию государственной службы, как и служилые люди московских времён. Но, оставаясь всю жизнь прикреплёнными к службе, дворяне при Петре несут эту службу в довольно-таки изменённом виде. Теперь они обязаны служить в регулярных полках и во флоте и отправлять гражданскую службу во всех тех административных и судебных учреждениях, которые были преобразованы из старых и возникли вновь, причём военная и гражданская служба размежёвываются. Так как служба в новом войске, во флоте и в новых гражданских учреждениях требовала некоторого образования, хотя бы кое-каких специальных познаний, то для дворян была сделана обязательной школьная подготовка к службе с детства.

    На действительную службу дворянин петровских времён зачислялся с пятнадцатилетнего возраста и должен был начинать её непременно с «фундаменту», по выражению Петра, то есть рядовым солдатом в армии или матросом во флоте, унтер-шрейбером или коллегии юнкером в гражданских учреждениях. Учиться полагалось по закону только до пятнадцати лет, а далее надо было служить, и Пётр очень строго следил, чтобы шляхетство было при деле. Время от времени он устраивал смотры всех взрослых дворян, состоявших и не состоявших на службе, и дворянских «недорослей», как именовались не достигшие узаконенного для службы возраста дворянские дети. На этих смотрах, производившихся в Москве и Петербурге, царь иногда лично распределял дворян и недорослей по полкам и школам, собственноручно ставя в списках «крыжи» против фамилий тех, которые годились на службу. В 1704 году Пётр сам пересмотрел в Москве более 8000 созванных туда дворян. Разрядный дьяк выкликал дворян по именам, а царь смотрел по тетради и ставил свои отметки.

    «Не без горя и не без слёз, - говорит историк, - отправлялись дворянские недоросли в дальние края, где не бывали ни отца ни деды их, для дела мудрёного, тягостного, несообразного часто ни с званием их ни с наклонностями, и тем более трудного, что едва ли кто из них понимал какой-либо язык иностранный. Некоторые из них были уже женаты, имели детей, и легко вообразить себе, сколько плачущих по ним оставалось в Москве и по усадьбам. Конечно, не было дома, где бы не тужили и сетовали о долговременной разлуке с родными и ближними, обречёнными учиться ремеслу матросскому. Многие, сверх того, роптали на посылку молодёжи в еретические земли, опасаясь, что греховное общение с недоверками погубит молодые души в сей жизни и будущей» .

    Кроме отбывания заграничного учения, дворянство несло обязательную школьную повинность. Окончив обязательное обучение, дворянин отправлялся на службу. Дворянские недоросли «по годности» зачислились одни - в гвардию, другие - в армейские полки или в «гарнизоны». Преображенский и Семёновский полки состояли исключительно из дворян и были своего рода практической школой офицеров для армии. Указом 1714 года было запрещено производить в офицеры «из дворянских пород» не служивших солдатами в гвардии.

    2. Прикрепление дворян к гражданской службе

    Кроме военной службы такой же обязательной повинностью для шляхетства становится при Петре гражданская служба. Это прикрепление и к гражданской службе было большой новостью для шляхетства. В XVI и XVII веках только одна военная служба считалась настоящей службой, и служилые люди если и занимали высшие гражданские должности, то исполняли их как временные поручения - это были «дела», «посылки», а не служба. При Петре штатская служба становится одинаково почётной и обязательной для дворянина, как и военная. Зная старинную нелюбовь служилых людей к «кропивному семени», Пётр предписывал «не ставить в укоризну» прохождение этой службы людям знатных шляхетских фамилий. В виде уступки чванному чувству шляхетства, гнушавшегося служить рядом с подьяческими детьми, Пётр постановил в 1724 году «в секретари не из шляхетства не определять, дабы потом могли в асессоры, советники и выше происходить», из подьяческого же звания в чин секретаря производили лишь в случае исключительных заслуг. Как и военная служба, новая гражданская - по новому местному управлению и в новых судах, в коллегиях и при Сенате - требовала некоторой предварительной подготовки. Для этого при столичных канцеляриях, коллежских и сенатских, стали заводить род школ, куда сдавали дворянских недорослей для прохождения ими тайн приказного делопроизводства, юриспруденции, экономии и «гражданства», то есть вообще учили всем не военным наукам, знать которые необходимо для человека «штатской» службы. Генеральным регламентом в 1720 году такие школы, отданные под начало секретарей, было признано необходимым учреждать при всех канцеляриях, так чтобы при каждой находилось в обучении человек по 6 или 7 шляхетских детей. Но это плохо осуществилось: от гражданской службы шляхетство упорно сторонилось.

    Сознавая трудность добиться добровольного тяготения шляхетства к штатской службе, а с другой стороны - имея в виду, что впоследствии более лёгкая служба будет привлекать к себе больше охотников, Пётр не предоставил дворянству права выбирать службу по собственному усмотрению. На смотрах дворян назначали на службу по их «годности», по внешнему виду, по способностям и по состоятельности каждого, причём была установлена известная пропорция службы в военном и гражданском ведомствах : из каждой фамилии на гражданских должностях могла состоять лишь 1/3 наличных её членов, записанных на службу. Сделано это было для того, чтобы «служилых на море и на суше не оскудить».

    Генеральные именные и порознь; кто из них к делам годится и употреблены будут и к каким и сколько затем останется; сколько у кого детей и каких лет и впредь кто родится и умрёт мужского пола".

    На герольдмейстера возлагались заботы об образовании дворян и о правильном их распределении по службам. Первым герольдмейстером был назначен Степан Колычев.

    3. Борьба с уклонением от службы дворян

    В 1721 году всем дворянам, как состоявшим на службе, так и уволенным, было приказано явиться на смотр, жившим в городах Петербургской губернии - в Санкт-Петербург, остальным - в Москву. Только дворяне, жившие и служившие в отдалённой Сибири и Астрахани, были избавлены от явки на смотр. На смотр должны были явиться все бывшие на прежних смотрах и даже все те, кто в провинциях находился у дел. Чтобы дела в отсутствие явившихся не остановились, дворяне были разделены на две смены: одна смена должна была прибыть в Петербург или Москву в декабре 1721 года, другая - в марте 1722 года. Этот смотр позволил герольдмейстеру пополнить и исправить все прежние списки дворян и составить новые. Главной заботой герольдмейстера стала борьба со старым уклонением дворян от службы. Меры против этого принимались самые обыкновенные. В 1703 году было объявлено, что дворяне, не явившиеся на смотр в Москву к указанному сроку, а также и воеводы , «чинящие им поноровку», будут без пощады казнены. Смертных казней однако не последовало, и правительство как в этот раз, так и позднее, за неявку отбирало только имения. В 1707 году с не явившихся на службу брали штраф, назначив последний срок явки, после которого было приказано неявившихся «бить батоги, сослать в Азов, и деревни их отписать на государя». Но эти крутые меры не помогли.

    В 1716 года имена не явившихся на смотр в Петербург в предшествующем году было приказано напечатать, разослать по губерниям, городам и знатным сёлам и прибить всюду на столбах, чтобы все знали, кто укрывается от службы, и знали, на кого доносить. Особенно усердно сыском занимались фискалы. Но несмотря и на такие строгие меры, число дворян, умевших путём раздачи взяток и другими уловками уклоняться от службы, было значительно.

    4. Табель о рангах

    Закон о единонаследии касался, впрочем, не одного шляхетства, но всех «подданных, какого чина и достоинства оные ни есть». Запрещалось закладывать и продавать не одни только вотчины и поместья, но и дворы, лавки, вообще всякое недвижимое имущество. Разъясняя, по своему обыкновению, в указе новый закон, Пётр указывает, прежде всего, на то, что «ежели недвижимое будет всегда одному сыну, а прочим только движимое, то государственные доходы будут справнее, ибо с большого всегда господин довольнее будет, хотя помалу возьмёт, и один дом будет, а не пять, и может лучше льготить подданных, а не разорять» .

    Указ о единонаследии просуществовал недолго. Он вызывал слишком большое недовольство в дворянской среде, и шляхетство всячески старалось обойти его: отцы продавали часть деревень, чтоб оставить деньги младшим сыновьям, обязывали единонаследника клятвой уплатить младшим братьям их часть наследия деньгами. В докладе, поданном Сенатом в 1730 году императрице Анне Иоанновне, указывалось, что закон о единонаследии вызывает среди членов дворянских семей «ненависти и ссоры и продолжительные тяжбы с великим для обеих сторон убытком и разорением, и небезызвестно есть, что не токмо некоторые родные братья и ближние родственники между собой, но и отцов дети побивают до смерти». Императрица Анна отменила закон о единонаследии, но сохранила одну существенную его черту. Указом, отменявшим единонаследие, повелевалось «впредь, как поместья, так и вотчины, именовать равно одно недвижимое имение - вотчина; и отцам и матерям детей своих делить по Уложению всем равно, тако ж и за дочерьми в приданое давать по-прежнему» .

    В XVII веке и раньше служилые люди, осевшие по уездам Московского государства, жили довольно сплочённой общественной жизнью, создавшейся около того дела, которое они должны были отбывать «даже до смерти». Военная служба собирала их в некоторых случаях группами, когда каждой приходилось устраиваться самой в себе, чтобы всем вместе отбыть смотр, выбрать губного старосту, приготовиться к походу, выбрать депутатов на Земский собор и т. д. Наконец, самые полки московской армии составлялись каждый из дворян одной местности, так что соседи служили все в одном отряде.

    6. Корпоративность дворянства

    При Петре Великом эти начала общественной организации в некоторых отношениях перестали существовать, в других получили дальнейшее развитие. Исчезла соседская порука друг по друге в исправной явке на службу, прекратилась самая служба соседей в одном полку, прекратились выборы «окладчиков», которые под надзором присланного из Москвы «большого человека» собирали сведения о службе каждого дворянина и на основании этих сведений производили развёрстку поместных дач и денежного жалования, когда оно полагалось. Но старинной способностью служилых людей действовать сообща, или, как принято говорить, корпоративно, Пётр воспользовался, чтобы возложить на местное дворянство некоторое участие в местном самоуправлении и в сборе государственных повинностей. В 1702 году последовало упразднение губных старост. После реформы губернской администрации в 1719 году местное дворянство избирало с 1724 года комиссаров от земли и наблюдало за их деятельностью. Комиссары должны были каждый год давать отчёт в своей деятельности уездному дворянскому обществу, которое их выбрало и за замеченные неисправности и злоупотребления могло предать виновных суду и даже подвергнуть наказанию: штрафу или даже конфискации имения.

    Всё это были жалкие остатки прежней корпоративной объединённости местного дворянства. Оно участвует теперь в местной работе далеко не в полном составе, так как большая часть членов его служит, рассеянная по всему пространству империи. Дома, на местах, живут только старые да малые и очень редкие отпускные.

    7. Результаты сословной политики Петра Великого

    Таким образом, новое устройство, новые способы и приёмы службы разрушили прежние местные корпоративные организации дворянства. Эта перемена, по мнению, «была, может быть, самой важной для судьбы России как государства». Регулярные полки петровской армии не односословны, а разносословны и не имеют никакой корпоративной связи с местными мирами, так как состоят из лиц, набранных вразброд отовсюду и редко возвращающихся на родину.

    Место прежнего боярства занял «генералитет», состоящий из особ первых четырёх классов. В этом «генералитете» личная выслуга безнадёжно перемешала представителей прежней родовой знати, людей поднятых службой и заслугой с самых низов провинциального дворянства, выдвинувшихся из других общественных группировок, иноземцев, наехавших в Россию «на ловлю счастья и чинов». Под сильной рукой Петра генералитет был безответным и покорным исполнителем воли и предначертаний монарха.

    Законодательные меры Петра, не расширяя сколько-нибудь существенно сословных прав шляхетства, отчётливо и существенно изменили формы той обязанности, которая лежала на служилых людях. Военное дело, бывшее в московские времена повинностью служилых людей, становится теперь повинностью всех слоёв населения. Низшие слои поставляют солдат и матросов, дворяне, по-прежнему продолжая служить поголовно, но имея возможность легче проходить в чины благодаря получаемой дома школьной подготовке, становятся во главе вооружённой массы и руководят её действиями и военным обучением. Далее, в московское время одни и те же люди несли службу и военную и гражданскую, при Петре обе службы строго разграничиваются, и часть шляхетства должна посвящать себя исключительно гражданской службе. Затем, дворянин петровских времён по-прежнему обладает исключительным правом землевладения, но вследствие указов о единонаследии и о ревизии он делается обязанным управителем своих недвижимых имуществ, ответственным перед казной за податную исправность своих крестьян и за тишину и спокойствие в своих деревнях. Дворянство обязано теперь ещё для подготовки к службе учиться и приобретать ряд специальных знаний.

    С другой стороны, дав служилому классу общее название шляхетства, Пётр присвоил дворянскому званию значение почётного благородного достоинства, даровал дворянству гербы и титулы, но вместе с тем разрушил прежнюю замкнутость служилого класса, действительное «благородство» его членов, открыв путём выслуги, через табель о рангах, широкий доступ в среду шляхетства людям других сословий, законом же о единонаследии открыл выход из дворянства в купцы и духовенство тем, которые хотели этого. Этот пункт табеля о рангах привёл к тому, что в XVIII веке лучшие фамилии старинных служилых людей затерялись в массе дворян нового, служебного происхождения. Дворянство России, так сказать, демократизировалось: из сословия, права и преимущества которого определялись происхождением, оно становится сословием военно-бюрократическим, права и преимущества которого создаёт и наследственно определяет государственная служба.

    Так наверху общественного деления граждан России образовался привилегированный земледельческий слой, поставляющий, так сказать, командный состав для армии граждан, созидающих своим трудом государственное богатство. Пока ещё этот класс прикреплён к службе и науке и тем усиленным трудом, который он несёт, оправдывает, можно сказать, те большие преимущества, какие он имеет. События после смерти Петра показывают, что шляхетство, пополняя гвардию и правительственные канцелярии, - сила, с мнением и настроением которой должно считаться правительство. После Петра генералитет и гвардия, то есть шляхетство, находящееся на службе, даже «делают правительство» путём дворцовых переворотов, пользуясь несовершенством закона о престолонаследии.

    Сосредоточив в своих руках землю, имея в своём распоряжении труд крестьян, шляхетство почувствовало себя крупной общественной и политической силой, не уже не столько служилой, сколько землевладельческой. Поэтому оно начинает стремиться к освобождению себя от тягостей подневольной крепостной службы государству, с сохранением, однако, всех тех прав, какими правительство думало обеспечить трудоспособность шляхетства.

    Литература

      Романович-Славатинский А. «Дворянство в России от начала XVIII века до отмены крепостного права». Киев: Изд. Юрид. фак. Ун-та св. Владимира, 1912 Павлов- «Государевы служилые люди». М., 2000. «Курс русской истории», часть IV. «История сословий в России» Градовский А. «Начала русского государственного права». С.-Пб.: Тип. , 1887 Соловьёв С. М. «История России с древнейших времён», том XIV-XVIII
    Петру 1 досталось не самое лучшее дворянство, поэтому чтобы исправить ситуацию он вводить пожизненное прикрепление к государственной службе. Служба разделялась на военную государственную и гражданскую государственную службы. Так как проводился ряд реформ во всех сферах, то Петр 1 ввел обязательное образование для дворянства. На военную службу дворяне поступали в возрасте 15 лет и обязательно в звании рядового для армии и матроса для флота. На гражданскую службу дворянство также поступало с 15 лет и также занимало рядовую должность. До 15 лет они были обязаны пройти обучение. Бывали случаи когда Петр 1 самолично проводил смотры дворянства и распределял их в коллегии и полки. Самый крупный такой смотр прошел в Москве, где Петр 1 лично распределил всех по полкам и школам. После обучения и поступления на службу дворяне попадали кто в гвардейские полки, а кто в обычные или городские гарнизоны. Известно что Преображенский и Семеновский полки состояли только из дворян. В 1714 Петр 1 издал указ в котором говорилось, что дворянин не может стать офицером, если не служил солдатом в гвардейском полку.

    Дворянство при Петр 1 обязывалось нести не только воинскую повинность, но и гражданскую службу, что являлось дикой новостью для дворян. Если ранее это не считалось за настоящую службу, то при Петре 1 гражданская служба для дворян стала такое же почетной как и военная служба. При канцеляриях стали заводить школы определенных приказов, чтобы не проходить военное обучение, но проходить гражданское – юриспруденция, экономика, гражданское право и др. Понимая, что дворянство захочет выбирать себе военную или гражданскую службу, Петр 1 принял указ, из которого следовало, что дворян будут распределять на смотрах исходя из их физических и умственных данных. Также в указе говорилось, чтобы доля дворян на гражданское службе не превышала 30 процентов от общего количества дворян.

    Указ о единонаследии 1714 года

    Дворянство времен Петр 1 все еще пользовалось правом землевладения. Но раздача государственных земель во владения за несение службы прекратилась, теперь земли выдавались за достижения и подвиги на службе. 23 марта 1714 года Петр Алексеевич принимает закон «О движимом и недвижимом имении и о единонаследии». Суть закона заключалось в том, что все свое недвижимое имущество землевладелец по закону мог завещать своему сыну, но только одному. Если он умирал не оставив завещания, то вся недвижимость передавалась старшему сыну. В случае если он не имел сыновей, то мог завещать все недвижимое имущество любому родственнику. Если же он был последним мужчиной в роду, то мог завещать все имущество своей дочери, но также только одной. Впрочем закон просуществовал всего 16 лет и в 1730 году императрица Анна Иоанновна отменила его, ввиду постоянной вражды в дворянских семьях.

    Табель о рангах Петра Первого

    Источником дворянского благородства Петр 1 объявляет служебные заслуги, выраженные в чине. Приравнивание гражданской службы к военной вынудило Петра создание нового чиновного устройства для этого рода государственной службы. 24 января 1722 года Петр 1 создает «табель о рангах». В этом табеле все должности делились на 14 классов. Так например в сухопутных войсках высший ранг – генерал-фельдмаршал и низший – фендрик (прапорщик); во флоте высший ранг – генерал-адмирал и низший – корабельный комиссар; на гражданской службе высший ранг – канцлер, а низший ранг – коллежский регистратор.

    Табель о рангах создал переворот в основе дворянства – исключалось значение и происхождение рода дворян. Теперь любой достигнув определенных заслуг получал соответствующий чин и не пройдя с самого низа не мог сразу занять более высокий ранг. Теперь служба становилась источником дворянства, а не происхождение твоего рода. В табеле о ранге сказано, что все служащие, имеющие чины первых восьми уровней вместе с детьми становятся дворянами. Табель о рангах Петра 1 открывал путь в дворянство для любого человека, который смог попасть на государственную службу и делами своими продвигается вверх.

    От введения «Табеля о рангах» 1722 года пострадали прежде всего дворяне с богатым прошлым, имевший длинный род и до этого занимавшие все высокие посты при царе. Теперь они были наравне с людьми более низких классов, которые стали занимать высокие чины при Петре 1. Самым первым становится Александр Меньшиков , который имел незнатное происхождение. Также можно перечислить незнатных иноземных людей, но занявших высокие посты: генерал-прокурор П. И. Ягужинский, вице-канцлер барон Шафиров, генерал-полицмейстер Девиер. Холопы которые смогли достичь высот на службе - управляющий Московской губернией Ершов, вице-губернатор архангелогородский Курбатов. Из родовой знати сохранили высокие посты князья Долгорукие, Ромодановский, Куракин, Голицыны, Бутурлины, Репнин, Головин, а также фельдмаршал граф Шереметев.

    Дворянство при Петре I, как отмечает С.Пушкарев в своем «Обзоре русской истории», далеко не всегда было тем привилегированным сословием, в которое оно превратилось при его преемниках.

    Высший чин московской дворовой знати - боярство - вовсе исчез. Боярская дума прекратила свое существование, а высших должностных лиц центрального и областного управления Петр назначал, совершенно не считаясь с их происхождением.

    Служебная повинность всего дворянского сословия при Петре не только не облегчилась, но наоборот, стала гораздо более тяжелой, чем она была в Московском государстве.

    Там дворяне, отбыв военный поход или сторожевую службу, разъезжались по домам, а при Петре они обязаны были с 15 лет поступать в регулярные солдатские полки и, только пройдя продолжительный искус солдатской муштры и страды или показав особые боевые отличия, могли быть произведены в офицеры. И затем они должны были служить в армии до старости или до потери трудоспособности.

    С другой стороны, всякий солдат, дослужившийся до офицерского чина, получал потомственное дворянство.

    В 1721 году Петр подписал указ, который гласил: «Все обер-офицеры, которые произошли не из дворянства, оные и их дети, и их потомки, суть - дворяне, и надлежит им дать патенты на дворянство».

    Таким образом доступ в дворянское сословие через военную службу был открыт всем классам населения.

    Учрежденный при Сенате герольдмейстер, курирующий дворянство и его службу, должен был вести дворянам строгий учет и следить, чтобы никто из них по достижении пятнадцати лет не уклонялся от службы. Ему было предписано также следить чтобы в гражданской службе было не более трети мужчин каждой дворянской фамилии.

    Прежние московские служебные чины, зависевшие в зна­чительной степени от происхождения служилых людей, были отменены Петром. Изданная им в 1722 году «Табель о рангах» разделяла всю массу государственных служащих военных и гражданских на четырнадцать чинов и рангов, по которым должен был продвигаться офицер и гражданский чиновник.

    На место прежней аристократической иерархии «породы» и «отечества» Петр поставил военно-бюрократическую иерархию заслуги и выслуги.

    Кроме служебной повинности, Петр возложил на дворян совершенно новую учебную повинность. Он посылал сотню молодых дворян за границу учиться главным образом военному и морскому делу.

    Всех дворянских детей мужского пола велено было (в 1714 году) учить грамоте, арифметике и геометрии.

    В то же время Петр ограничил права дворян в распоряжении их имениями. Указом о единонаследии, изданном в 1714 году, Петр запретил землевладельцам делить имения между сыновьями и приказал завещать недвижимое имение лишь одному сыну «по выбору владельца», ибо «разделением имений недвижимых великий есть вред в государстве нашем как интересам государственным, так и са­мим фамилиям падение».

    Отношение между крестьянами и помещиками прямо и непосредственно не регулировалось законодательствами Петра. Однако предпринятая им крупная финансовая реформа введения «подушной» подати способствовала ухудшению юридического положения крепостного крестьянства вследствии смешения его с холопами в один класс помещичьих подданных.

    Когда Петр приказал произвести перепись населения для обложения его подушной податью, то переписчики вносили в списки только крестьян, ибо холопы по прежнему положению не подлежали обложению.

    Однако Петр хотел всех привлечь к государственному «тяглу» и в 1720 году он указал Сенату: «Понеже я слышу что в нынешних переписях пишут только одних крестьян, а людей дворовых и прочих не пишут… того ради ныне под­твердите указом, чтоб всех писали помещики своих поданных, какого они звания ни есть».

    Подушная подать была положена одинаково на крестьян и холопов. Ключевский писал: «Холопство, как особое юридическое состояние, свободное от государственных повинностей, исчезло, слившись с крепостным крестьянством в один класс крепостных людей, которых господам было предоставлено устроять и эксплуатировать экономически по своему усмотрению».

    В то же время С.Пушкарев утверждает, что Петр сам не сочувствовал крайнему развитию крепостного права, дошедшего до продажи отдельных людей «как скотов», но не принял действенных мер для его ограничения.

    В 1721 году он издал указ, который констатировал, что «крестьян и деловых и дворовых людей мелкое шляхетство продает врознь - кто похочет купить - как скотов, чего во всем свете не водится и отчего немалый вопль бывает», - «И его царское величество приказал оную продажу людям пресечь»; но затем уже следовала оговорка: «А ежели невозможно того будет пресечь, то хотя б по нужде и продавали целыми фамилиями или семьями - а не порознь».

    Сознавая важное значение коммерции и промышленности в жизни государства, Петр всячески старался поднять активность и социальный уровень русского торгово-промышленного класса. Учредив выборные городские магистраты для управления городами, Петр хотел также, чтобы русские ремесленники по образцу западноевропейских организовались в цехи (необходимо отметить, что в Европе в это время уже шла борьба с цеховой системой).

    Согласно регламенту главного магистрата «каждое художество и ремесло свои особливые цунфты (то есть цехи) и над оными альдерманов (старших) имеет».

    Впрочем, цеховая организация не должна была носить принудительный характер. Согласно указу о цехах 1722 года, в цехи надлежало «писать ремеслеников, которые похотят, а неволею не принуждать».

    Однако попытка Петра насадить в России самоуправ­ление и цеховой строй не увенчалась успехом.

    И одной из причин, замедлявших подъем и развитие городского класса, было именно государственное «тягло» - тяжесть податей, а также обязательное несение служб и повинностей, лежавших на городском населении.

    Петр, как отмечает С.Пушкарев, понимал это, и указом 1722 года попытался освободить посадских людей от казенной службы: «…впредь к пошлинным, кабацким, соляным и другим сборам, и к счету и отдаче денежной казны из посадских людей не выбирать, и которые ныне у таких дел - по окончании года уволить. А быть у таких сборов у больших главными командирами из отставных офицеров, а у меньших унтер-офицеров и рядовым солдатам… а к ним команду выбирать из магистрата из раскольников и бородачей в целовальники».

    Однако очень скоро обнаружилось, что набрать для таких служб нужное количество отставных офицеров и солдат, раскольников и «бородачей» оказалось невозможным, и посадские люди снова были привлечены к службам, от которых их освободило только Городовское положение 1785 года.