Куда вознесся и откуда придет вновь наш господь. Вознесение господне Рассказ о Вознесении у Евангелиста Луки

А что это означает? Обычно мы понимаем это так, что Господь перестал ходить по земле, являться ученикам и оставил их телесно для того, чтобы послать Святого Духа. Но обычно мы не понимаем, куда это Вознесение, хотя ведь очень ясно объясняется.

Для людей того времени было очень ясным указанием в Евангелии на двух ангелов, а в богослужении еще больше говорится о всей библейской подоплеке из того, что происходило, словами псалма: "Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная".

Господь проходит небеса, которые последовательно открываются, и каждое небо соответствует разным иерархиям, там находящимся. Нечто подобное произойдет в Успение Богородицы, когда тоже откроются небеса.

Основной случай, когда они так открылись, - именно Вознесение Господне, а в Ветхом Завете основной такой случай был, когда Моисей взошел на Синай. Ему открылись небеса, когда он стоял на вершине горы, и через посредство ангельских иерархий ему был дарован Закон, и он увидел то, что на этих небесах происходит. И по образцу небесной скинии, Небесного Храма, которую он увидел, - а небеса – это именно Небесный Храм, - он создал ту скинию, которую Господь повелел ему создать по этому образцу. Так была создана Скиния Свидения еще в Ветхом Завете.

И теперь Господь тоже входит в этот Храм, который духовно является не чем иным, как самим же Богом, потому что Бог – это Сам Свой собственный Храм. Но теперь Он в Плоти входит в Свой собственный Храм и открывает Небеса для того, чтобы мы могли видеть и слышать, знать, куда нам тоже надлежит пойти и, более того, где мы и находимся.

Ведь если в момент Вознесения было от учеников еще скрыто то, что находится за пределами этого облака, взявшего Господа – облаком обозначается, мы знаем, слава Господня, она же нетварный Свет, но облако препятствует видеть мрак не преображенным очам, - то по даровании Святого Духа, созидании Церкви на земле, когда все уже истинно верующие пришли и стали Телом Христовым, тогда, когда достигли уже обожения святые Нового Завета, в том числе и ученики, которые тут стояли, и не видели, куда Господь возносится, то они сами же смогли сказать, как говорит апостол Павел, что "жизнь наша сокрыта со Христом в Боге". Но закрыта, конечно, не от нас самих, а от тех, кто смотрит снаружи, но, может быть, и от нас самих, если мы сами смотрим на свою жизнь снаружи, если мы сами пребываем не в жизни, ав смерти.

Вот о чем говорит нам сегодняшний праздник, если смотреть догматически. А если смотреть аскетически, то тоже понятно, о чем он нам говорит, и даже гораздо понятнее. Мы должны помнить, что Господь присутствует всегда, хотя нам может в какой-то момент казаться, что мы одни, и присутствуют все эти ангельские иерархии, на глазах которых мы совершаем каждое наше действие, и вместе с которыми мы совершаем действие, если оно по воле Божией. А если, наоборот, против воли Божией совершаем какое-то действие, значит, вопреки тому, что нам хотят подсказать, в чем хотят помочь все эти ангельские силы, которые на нас смотрят.

И вот так получается, что жизнь христианина становится совершенно иной, нежели жизнь нормального, что называется, человека. Если смотреть со стороны, то все вроде одинаковое. Вот стоит один человек-христианин, другой человек-нехристианин – и каждый из них предоставлен сам себе, если смотреть внешне, не понимая ничего духовного. Каждый как-то борется за то, за что он хочет. За что – это уже другой вопрос.

Но если христианин, то он уже не один на самом деле. Он окружен бесчисленными ангельскими силами, потому что жизнь его сокрыта со Христом в Боге. Самое главное – он сам пребывает в Теле Христовом, которое вознеслось на Небо и сидит одесную Бога-Отца, и в котором тоже он находится, если он христианин. Поэтому у него совершенно другие задачи, другие способы их решения.

Человек, который нехристианин, ничего этого не знает, не видит, а интуитивно какими-то своими действиями тоже к этому стремится. Не надо думать, что все плохо в нехристианстве, потому что если б это было так, то ни один человек не смог бы стать христианином. Конечно, благодать Божия действует, и ангельские силы тоже действуют на всех людей, стремясь привести к спасению. С другой стороны – другие желания стремятся к противоположному, противоборствуют, и человек сам не понимает, почему такое сопротивление вызывают какие-то его жизненные планы и попытки что-то делать, тем более, если он думает, что ничего вроде плохого и криминального он не хочет.

А в чем дело? Дело в том, что надо остановиться и подумать: для чего это я делаю? Потому что все, что мы делаем в жизни земной, все цели, которые мы себе ставим и должны ставить, и в этом нет ничего плохого, -это все суть не цели, а средство. Если это цели, то это цели промежуточные. А если мы считаем, что вот я сделаю то и то, и после этого заживу счастливо, как очень часто люди думают, что они заработают много денег, нарожают много детей, женятся много раз – тут разные бывают вкусы, - то когда такие цели достигаются, оказывается, что там все не так.

Вот достиг, а удовлетворения нет, и не знаешь, что с этим делать. Если это ощущение приходит не сразу, то вскоре. Многие, конечно, цели оказываются для человека недостижимыми по объективным и субъективным причинам. Но мы должны понимать, что все цели – это только наше упражнение для Царствия Небесного.

То есть надо смотреть не на то, что достигну ли я на самом деле цели – в духовном смысле это неважно, а важно, что я буду делать в процессе ее достижения. Будет ли мне это помогать стяжать Царство Небесное? Будет мне это помогать меньше грешить, иметь память Божию? Или это будет мешать? И в зависимости от этого надо выбирать тактические цели, а все земные цели являются тактическими, потому что стратегическая одна – Царствие Небесное. А также надо выбирать методы, которые должны этим целям соответствовать.

Поэтому сегодняшний праздник, воспоминаемое сегодня событие, которое отверзает небеса для человеческой природы, должно нам лишний раз напоминать о том, что всегда с нами. Не о том, что по временам бывает с нами, а по временам отнимается, а о том, что именно всегда с нами, если мы чада истинной Церкви.

епископ Григорий

portal-credo.ru

Вознесение Господне относится к числу «двунадесятых», то есть самых великих праздников Православной Церкви.

Христианские праздники похожи на кольца золотой цепи, неразрывно связанные друг с другом. Через сорок дней после Пасхи наступает праздник Вознесения. Через десять дней после Вознесения – праздник Троицы.

Прежде чем говорить о Вознесении, следует остановиться на вопросе о значении и смысле библейской и храмовой символики, о связи Священной Истории с храмовой литургикой. Участвовать в религиозном празднике – это не только вспоминать события Священной Истории, но мистически включаться в них, духовно переживать их.

Через храмовую службу, ее образы и ритуалы, ее символические обряды человек становится реальным участником происходивших в истории мира и повторяющихся в ритмах церковного календаря событий. Вознесение Господне – это сияющее ослепительным светом завершение земной жизни Христа Спасителя. Вознесение – это венец христианских праздников. Это зримая форма возвращения Сына Божия к Своему предвечному бытию. Это раскрытие перед человеком бесконечных далей духовного совершенства.

В своей земной жизни Христос подчинил себя времени и истории, и вместе с тем он стоит над временем и историей, поскольку Он – их Творец и Владыка. Для христианина жизнь Христа из Назарета – не прошлое как прошедшее, а актуальное настоящее и бесконечное будущее. Христианский праздник – это соприкосновение вечного и временного, земного и небесного, это откровение духовного эона на земле в сакральном пространстве храма.

Вознесение Христа имеет онтологическое, нравственное, духовное и эсхатологическое значение. В Евангелии от Марка дана величественная картина Вознесения Иисуса Христа. Но мало иметь и читать Евангелие. Надо еще знать его особый язык, символику и другие средства изображения. Это вовсе не значит, что Евангельская символика превращает события в отвлеченную аллегорию. Нет, Евангелие – истина, но она многогранна и многопланова. В земном – присутствует небесное, в историческом – вечное. Символ не подменяет, а углубляет смысл и открывает сакральный план событий.

Евангелие – это откровение Божественного ума через человеческое слово. Откровение о духовном мире, о вечной жизни, о союзе человеческой души с Божеством, о высшей реалии бытия, находящейся за пределами феноменологии, о том, что не может быть предметом сенсорного восприятия или логического анализа. Оно воспринимается душой только через мистическую включенность, через интуитивное проникновение в мир духовных сущностей, в мир Божественных энергий, в мир сверхлогических категорий. Поэтому Священное Писание употребляет символ, который должен возводить ум от знакомого и привычного к неизвестному и таинственному, от видимого к невидимому.

Библейский символ является духовным звеном между интеллектуальной возможностью человека и бездной Божественного гносиса. Когда мы берем в руки Библию, то становимся перед великой тайной. Соприкоснуться с этой тайной можно только через благоговение к ней.

Сорок дней прошло от Пасхи до Вознесения. Сорок дней Господь пребывал со Своими учениками, уча их Тайнам Небесного Царства. До Воскресения Христа эти тайны были бы для них непонятны и недоступны.

Число сорок символизирует время духовного испытания и земную жизнь. Сорок лет вел Моисей народ по пустыне в Обетованную Землю. Сорок дней постился Иисус Христос перед Евангельской проповедью. Сорок дней после Своего Воскресения Он пребывал на земле, являясь своим ученикам и апостолам, приготовляя их к принятию Божественной благодати и будущей проповеди Евангелия.

Апостольскую проповедь можно представить в виде трех концентрических кругов, трех этапов со все более нарастающим напряжением:

1. Проповедь апостолов, обращенная к своим соплеменникам, во время земной жизни Христа Спасителя.

2. После Воскресения Христа до Его Вознесения – миссионерство во всей Палестине, что требовало больше духовной подготовки и самоотверженности.

3. Всемирная проповедь апостолов после нисхождения Духа Святого, проповедь, которую почти все они окончили мученической смертью.

На сороковой день по Воскресении Господь, окруженный учениками, вышел из Иерусалима и направился к Елеонской горе. В прощальной беседе он говорил о чудодейственной силе, которую дает человеку вера. Некоторые недоумевают, почему теперь явственно не происходят те дивные знамения веры, о которых говорил Христос.

Существуют разные степени веры:

1. Вера, допускающая возможность и вероятность. Это вера рационалистов с подавленным и заглушенным религиозным чувством. Она похожа на мерцающий блеск звезд, которые не делают ночь светлой.

2. Другая степень веры – это убеждение человека, но не согретое любовью сердца. Она похожа на холодный и мертвый свет луны.

3. Наконец, та вера, которая включает в себя и соединяет воедино ум, чувство и волю человека, которая становится главной потребностью души, целью и содержанием его жизни, непрестанным горением его сердца. Такая вера подобна свету солнца, лучи которого несут тепло и жизнь. Такая вера – подвиг души, такая вера чудодейственна и победоносна.

Евангелие повествует о Вознесении Христа на небо. Небо в Священном Писании употребляется в трех значениях:

1. Атмосфера вокруг земли – то, что воспринимается нами как огромный голубой океан, в котором плывет, как корабль, наша земля.

2. Космическое пространство. Это вид необъятного звездного неба, который вызывал вдохновение и трепет не только у поэтов, но и у философов и великих ученых. «Две вещи приводят меня в изумление – звездное небо надо мною и нравственный закон во мне», – писал Кант. Когда Гагарина, возвратившегося из космического полета, спросили, видел ли он в небе Бога, тот ответил «нет». Такой ответ привел в восторг антирелигиозных примитивистов. Гагарин не понял, а скорее не хотел понять, что космический полет был продвижением в физическом пространстве, в «царстве вещества», а к духовному миру отношения не имел.

3. Внематериальная духовная сфера, которая не мыслится в физических категориях, измерениях. Она представляет собой уже другой план бытия. Однако эта сфера – не антимир, не антиматерия, которые гипотетически допускаются наукой, а эон вечности. В системе сакральных библейских знаков и образов видимое небо может только служить символом духовных небес. Таким оно явилось в событии Вознесения – событии, исторически реальном и мистическом.

Вознесение Христа Спасителя имеет онтологическое значение. Сын Божий воспринял человеческую природу, которая в Вознесении вошла в Божественную славу. Вознесение имеет эсхатологический смысл. Оно явилось завершением земной жизни Христа, а Второе пришествие будет завершением цикла земного бытия человечества. Вознесение имеет для нас нравственное значение. Мы должны помнить, что принадлежим не только земле, но и небу, не только времени, но и вечности, не только материи, но и духу. И, живя на земле, стараться мыслями и сердцем подниматься над всем низменным, грубочувственным и греховным. Повествуя о Вознесении Христа, евангелист Марк ввел образ-символ: Иисус Христос сел по правую сторону Бога-Отца. Бог вневременен и внепространственен. Что значит это иносказание, эта антропоморфическая метафора? Когда император избирал себе соправителя, или его сын-наследник достигал совершеннолетия, то совершался особый ритуал: интронизация. Во дворцовом зале ставили рядом два трона. На одном сидел император. К другому подводили соправителя, и он садился по правую руку от императора. Это означало их одинаковое достоинство и единую власть.

Этот образ-символ еще более подчеркивает аксиологическое значение Вознесения. В лице Богочеловека Христа Спасителя все человечество получило возможность бесконечного духовного восхождения.

Иисус Христос вознесся с простертыми в благословении руками. Апостолы и ученики, стоящие у Елеонской горы, представляли собой первую христианскую церковь. Этот образ, полный любви и надежды,– знак и обетование того, что благословение Божие всегда пребывает в церкви и будет хранить Ее во веки.

С праздником Вознесения!

Этот праздник такой необычный, потому что вчера мы пели: «Христос воскресе», вчера была Пасха, а сегодня — куда вознесся Христос? Где Он?..

Наверное, трудно было прожить этот момент апостолам, которые разлучались со своим Учителем, с той жизнью, которую вкусили. И с нами это испытание всегда будет, потому что в нашем маленьком опыте духовной жизни тоже был пасхальный период, когда мы только пришли в храм. Мы чувствовали, что Бог во всём и во всех, что всё вокруг действительно пропитано благодатью Божией. А потом наступает момент, когда Господь куда-то уходит, и мы как будто остаемся одни... Надо этот период достойно прожить, помня о том, что было, и живя этим — той минутой радости и победы над смертью, победы над временем, над землей, над всем человеческим, над плотью и кровью!

Мы знаем, что через десять дней после Вознесения будет праздник Троицы, когда Господь сходит и уже соединяется Духом Святым с апостолами. Они становятся настоящими храмами Божества. Бог в них уже живет, Дух Святой живет… И они идут бороться с целым миром и побеждают этот мир, покоряя именем Христа целые народы!

Мы готовимся к этому дню... Представляете, ангельский мир — это духовный мир, а Христос возносится с плотью, Пречистой плотью, такой же, как у нас, только без греха. Какое было, наверное, изумление ангельского мира — как это, человек, творение, которое должно быть на земле, плоть человеческая — вдруг возносится и сидит на престоле Божием, Божества своего! Это тайна, которая непостижима человеческим умом... Но это реальность!

И мы тоже говорим о том, что человеческая плоть — это не кусок мяса, это святыня. Даже частички тела святых мы почитаем и знаем, что через них к Самому Богу обращаемся. Мы относимся бережно к своей плоти, которая, несмотря на то что уйдет в землю, растворится с землей, потом восстановится. И не только в духовном плане, но и в физическом. На новой земле под новым небом мы будем жить с плотью. Поэтому плоть моя — друг мой, а не враг мой. И война наша идет не против плоти. Например, индусы пытаются сказать, что эта плоть мешает человеку жить. А оказывается, не мешает.

Плоть свою нужно беречь, о ней нужно заботиться, ее нужно лечить. Она должна служить человеку в добрых, богоугодных делах, в помощи друг другу, в созидании. Мы не говорим об этом мире как об иллюзии, мы говорим, что это реальность. И храм — это тоже реальность. Конечно, строитель храма — Господь, но строит Он его руками людей. И мы с вами, соединенные сегодня в одном существе — душа и тело, — не можем говорить о теле небрежно и думать, что оно нам мешает. Нам мешает не тело, а грех, который нас всё время толкает в какие-то крайности: то человек угождает своей плоти, то изнуряет так, что уже ничего не может. Эти крайности свидетельствуют о нашем неразумии, о нашем еще детском состоянии. Хочется, чтобы мы следили за своей плотью, чтобы она училась подчиняться духу и трудиться, пока есть у нас на это время.

Наша задача — освятить нашу плоть, сделать ее способной участвовать в богоугодной жизни. И поэтому всегда на литургии мы слышим призыв иметь сердца наши горе, оторваться от земли и вкусить, яко благ Господь. Мы смотрим на небо и видим, что Господь благословляет нас на добрые дела сегодня и каждый день. Помоги и спаси всех, Господи. Завтра две Божественные литургии. Бог приглашает всех на обед.

Каждый раз Господь беседовал… и в какой-то момент апостолы переставали Его видеть.

Не оттого, что это было призрачное явление и подобное видение не могло продолжаться долго. Явление было совершенно реальным. Причина в том, что воскресшее Тело Господа стало преображенным. Тело оставалось осязаемым и все же могло свободно проходить сквозь затворенные двери. Внешний облик пришедшего Спасителя был хорошо знаком апостолам, но порой оказывался неузнаваемым. Господь являлся апостолам и был зримым, осязаемым, а потом – невидимым.

Так апостолы после Пасхи встречали Христа несколько раз. Но в день Вознесения все было иначе. Христос снова явился беседовать с учениками. Снова благословил их, а потом вознесся на небо, и они перестали видеть Учителя.

Произошло нечто исключительное, небывалое. Что именно? Апостолы не просто перестали созерцать Господа, как бывало и раньше, – а Господь вознесся от земли на небо. Как это неземное «небо» понимать?

Небо и земля

Люди того времени крепко стояли ногами на земле. Земля – наш общий дом, место жизни для всех нас. Это и мы со всей очевидностью сознаем, но в то далекое время у людей было еще понятие об аде, которое из сознания большинства наших современников вытравлено.

Апостолы знали, что в преисподней, под землей, влачат существование души отошедших от нас отцов и матерей, братьев и сестер. А над землей распростерто огромное небо. Оно может считаться частью огромной вселенной. Правда, на небе люди не живут, но птицы, например, летают. И у них это ловчее получается, чем у нас ходить и бегать.

А где ангелы небесные живут, не на небе ли? И вот мы подбираемся к главному, – небо может еще восприниматься как высокий предел вселенной. И даже как нечто запредельное – как «место, где» Бог живет.

Небо и Бог… Посмотрите, в Евангелии на равных правах существуют выражения Царство Божие и Царство небесное. Откроем первые строки Нагорной проповеди: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Матф. 5:3). У евангелиста Матфея смиренным людям обещано Царство небесное. Еще раз перечитаем ту же Нагорную проповедь, по другому Евангелию: «Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие» (Лук. 6:20). Здесь Царство небесное названо Божиим.

У слова «небо» есть много значений, обнаруживается несколько смысловых слоев. И эта «небесная многозначность» проступает в русском слове «небеса» («небо» во множественном числе) и в древнееврейском слове «шамаим» («небо» в двойственном числе).

Вознесение и обожение

– Куда же вознесся Господь Иисус Христос?

– На небо, к Богу.

– Подождите, Христос ведь и Сам – Бог?

– Значит, Он всегда присутствует на небе?

– Правильно. Как Бог Он всегда на небе, но Он же не только Бог.

– Не только, Он еще и Человек, Богочеловек…

– Христос вознесся именно как Человек – «туда, где» всегда пребывал как Бог.

– И что это означает?

– Что человеческая природа Христа получила в Вознесении несказанную славу, которую имеет только Божественная природа.

– О славе Христос молился перед Пасхой…

– И это прямо относится к нашей теме. Христос в Гефсимании говорит Богу Отцу: «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин. 17:4–5). Извечно Сын Божий имел небесную Божественную славу, и Он после Пасхи ее получает уже как Сын Человеческий.

– В Евангелии Христос молится о небесной славе, и наш Символ веры тоже исповедует Христа «восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца; и паки грядущаго со славою…» Между Вознесением и Вторым славным Пришествием Христа есть «промежуточный» момент. Что он означает? Что такое седение одесную Отца?

– Здесь опять в полный голос звучит язык библейских символов. Восшествием на небеса, Вознесением, Христос достигает небесной славной высоты. А Его седение означает постоянное, нескончаемое пребывание на высоте. Седение одесную, то есть по правую руку – символ, понятный нам и по нашей сегодняшней жизни. Одесную Бога Отца – это самое почетное, славное место рядом с Богом. Можно было бы сказать, что это место «на равных», хотя…

– Хотя что?

– Надо быть аккуратнее, когда мы рассуждаем о богословских вопросах. Есть одна богословская книга, ее написал архимандрит Киприан (Керн). С немецкой пунктуальностью он приводит и анализирует множество святоотеческих изречений о Боге и человеке. Среди них есть весьма необычная цитата из святителя Григория Паламы. В цитате так говорится о Христе: «Слава Его Божества при первом пришествии была скрыта под телом, которое Он от нас и ради нас воспринял; а теперь она скрывается на небе у Отца с богопричастною плотию… при втором пришествии, Он откроет Свою славу» .

Итак, Божественная слава Христа скрывается на небе у Отца с богопричастною плотию… Отец Киприан настаивает, что греческое слово «омофеос» следует «переводить на русский только как «богопричастный», но никак не «равнобожественный»… Если бы это слово в самом деле толковать как «равнобожественный», то естеству человеческому, или плоти Спасителя, было бы придано единосущное Богу значение» . Для язычников уравнять природу человека и Божества, смешать две природы воедино, – вполне допустимо. Для христиан – нет.

– А что же допустимо для нас?

– Допустимо признавать, что в Вознесении человеческая природа Христа стала богопричастной, в высшей степени – причастной Божественным энергиям. То есть произошло полное обожение человеческой природы. Обсуждать, что такое обожение, исходя из богословских понятий о сущности и энергии, мы сейчас не будем. Это отдельная большая тема. Пока просто назовем: Вознесение Господне – это небесная высота обожения, которую достигла человеческая природа Господа Иисуса Христа. Вот кратко богословский смысл Вознесения.

То, что произошло со Спасителем, имеет отношение и к нам. Его человеческая природа сродна нам, мы же все люди. Вознесшийся Христос и верным Своим ученикам дает взойти к высотам небесной славы, каждому в свою меру.

Посреди храма в день праздника полагается икона Вознесения – это икона обожения.

_________________________________

1. Архим. Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. М., 1996. С. 426.
2. Там же. С. 426, 427.

Диакон Павел Сержантов

Святой Церковью читается Деяния святых апостолов. Глава 1, ст. 1-12.

1. Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала

2. до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал,

3. которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.

4. И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,

5. ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.

6. Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?

7. Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти,

8. но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.

9. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.

10. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде

11. и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.

12. Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.

(Деян. 1, 1– 12)

Дорогие братья и сестры, мы снова прочитали самое начало книги Деяний святых апостолов. Сегодня мы читали с 1-го по 12-й стих 1-й главы, а на праздник Святой Пасхи читали стихи 1–8. Мы читаем этот отрывок сегодня потому, что наступил большой праздник: на 40-й день после Пасхи празднуется Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. С этим прекрасным светлым праздником, дорогие братья и сестры, всех вас и поздравляю!

Как вы понимаете, сегодняшний отрывок читается именно потому, что в нем повествуется о событии Вознесения. Первые восемь стихов мы с вами уже обсуждали, в них как раз описывается то, что происходило в период от воскресения до вознесения Христа. Надо сказать, что вообще Евангелия немного говорят нам о том, что происходило с Иисусом и Его учениками после Его воскресения. Евангелие от Матфея говорит об этом совсем мало, от Марка – тоже немного, от Луки – побольше и от Иоанна – еще побольше. Но подробного описания нет, в Евангелиях даже не говорится, сколько именно времени Иисус пребывал с учениками до Своего вознесения. Скажем, в Евангелиях от Марка и от Луки Вознесение описывается, но не сказано, через какой срок после Воскресения это произошло. Период в сорок дней указан как раз в книге Деяний, в 3-м стихе 1-й главы: которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.

Сорок дней Иисус был с учениками, при том что Он уже был Иисусом Воскресшим, Господом, воскресшим в новом теле. Как мы говорим, воскресение предполагает, что человек не возвращается в старое физическое тело, а обретает новое духовное и потом в этом духовном теле наследует Царство Божие, потому что, как говорит апостол Павел в Послании к Коринфянам, «плоть и кровь Царства Божия не наследуют». Не может физическое тело войти в обители Небесного Царства Божия (не в смысле физического неба, а именно духовного). Поэтому и наше воскресение, как и Воскресение Христово, будет в новом духовном теле.

Пребывая с учениками в этом состоянии, Господь их учит не отлучаться от Иерусалима, то есть это уже посыл к празднику Троицы, Пятидесятницы, когда Дух Святой сойдет на апостолов. Иисус называет здесь это крещением Духом Святым, Который сойдет и укрепит, напомнит все, что говорил Иисус. Об этом Он и говорит в своей прощальной беседе. Надо сказать, что Иоанново крещение кто-то из апостолов принял, но в Евангелиях мы не видим, чтобы они принимали крещение во имя Иисуса Христа. Поэтому они крещены Духом Святым через схождение огненных языков, событие, вспоминаемое нами в праздник Пятидесятницы. В любом случае, это Один и Тот же Дух: Тот, Который человеку дается во время Таинства крещения во имя Христово, и Тот, Который в случае с апостолами сошел особым образом.

Дальше звучит вопрос от учеников: «Когда Ты восстановишь Царство Израиля?». То есть они еще не понимают, что крещение Духом Святым будет обновлением их внутреннего существа и неким внутренним стимулом, толчком, чтобы идти на проповедь и распространять Царство Божие, которое есть внутри человека. До того, как быть крещенными Духом Святым, апостолы все еще воспринимают Царство Божие как некую внешнюю реалию: как некое торжество Израиля, как государство. Но здесь Иисус еще не объясняет, что они неправильно мыслят, Он просто говорит: «Не вам дано знать времена и сроки, которые Отец определит. Главное, ждите Духа; Дух сойдет на вас – и вы будете свидетелями Мне в Иерусалиме, Самарии и даже до края земли ». Книга Деяний как раз и описывает, как это все происходило; и мы с вами уже достаточно далеко продвинулись по ней.

С 9-го стиха начинается та часть отрывка, которая не читалась на праздник Святой Пасхи. Собственно, эти стихи являются достоянием именно сегодняшнего апостольского чтения. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. Облако – общебиблейский символ присутствия Божия. Христос, находясь после воскресения в новом духовном теле, поднимается с земли и там в присутствии Божьем скрывается в облаке, оставляя Своих учеников. Ученики, конечно, с печалью смотрят на то, как Господь отходит от них.

И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.

Здесь дается некое обетование того, как будет выглядеть Второе Пришествие Христово. Все христианское богословие учит о том, что если Первое Пришествие Христово было в смиренном виде человеческого ребенка (Христос родился так же, как мы, к тому же в не очень комфортных условиях, прожил эту жизнь, претерпел все ее невзгоды и в конце концов мучения, смерть, погребение), то Второе Его пришествие обычно называется Славным и Страшным. Господь придет в Своей славе, как и вознесся во славе; в тропаре этого праздника поется: «Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш». Христиане ждут этого момента, мы помним это даже из наших комментариев к книге Апокалипсис, из того, что писал в своих посланиях апостол Павел. Этот час не является нежелательным для христианина, наоборот, христиане стремятся к нему, ведь тогда наступит исполнение Царства Божия – полная реализация замысла Божия о мире. Мир ветхий разрушится и будет «новое небо и новая земля», какие видел Иоанн Богослов. Правда, об этом написано во второй части книги Апокалипсис, а мы с вами успели прочитать только половину, но тот, кто читал книгу полностью, конечно, помнит эти слова. Так что для христиан это событие радостное.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов