Короткие рассказы про птиц. Познавательная сказка для детей о зимующих и перелетных птицах Рассказы о птицах для малышей

В одной хорошенькой малороссийской деревеньке было столько садов, что вся она казалась одним большим садом. Деревья цвели и благоухали весною, а в густой зелени их ветвей порхало множество птичек, оглашавших окрестность звонкими песнями и веселым щебетаньем; осенью уже появлялось между листьями множество розовых яблок, желтых груш и сине-пурпуровых слив. Но вот несколько злых мальчиков, собравшись толпою, разорили птичьи гнезда. Бедные птицы покинули сады и больше уже в них не возвращались. Прошла осень и зима, пришла новая весна; но в садах было тихо и печально. Вредные гусеницы, которых прежде птицы истребляли тысячами, разводились теперь беспрепятственно и пожирали на деревьях не только цветы, но и листья: и вот обнаженные деревья посреди лета смотрели печально, будто зимою. Пришла осень, но в садах не было ни розовых яблок, ни желтых груш, ни пурпуровых слив; на ветках не перепархивали веселые птички; деревня не оглашалась их звонкими песнями.

Кукушечка

Серая кукушка-бездомная ленивица: гнезда не вьет, в чужие гнезда яички кладет, своих кукушат на выкорм отдает, да еще и подсмеивается, перед муженьком хвалится

- "Хи-хи-хи! Ха-ха-ха! Погляди-ка муженек, как я овсянке на радость яичко снесла."

А хвостатый муженек на березе сидючи, хвост развернул, крылья опустил, шею вытянул, из стороны в сторону покачивается, года высчитывает, глупых людей обсчитывает.

Ласточка

Мальчик осенью хотел разорить прилепленное под крышей гнездо ласточки, в котором хозяев уже не было: почуяв приближение холодов, они улетели.
- Не разоряй гнезда, - сказал мальчику отец, - весной ласточка опять прилетит, и ей будет приятно найти свой прежний домик.
Мальчик послушался отца.
Прошла зима, и в конце апреля пара острокрылых, красивеньких птичек, весёлых, щебечущих, прилетела и стала носиться вокруг старого гнёздышка.
Работа закипела; ласточки таскали в носиках глину и ил из ближнего ручья, и скоро гнёздышко, немного попортившееся за зиму, было отделано заново. Потом ласточки стали таскать в гнездо то пух, то пёрышко, то стебелёк моха.
Прошло ещё несколько дней, и мальчик заметил, что уже только одна ласточка вылетает из гнезда, а другая остаётся в нём постоянно.
«Видно, она наносила яичек и сидит теперь на них», - подумал мальчик.
В самом деле, недели через три из гнезда стали выглядывать крошечные головки. Как рад был теперь мальчик, что не разорил гнёздышка!
Сидя на крылечке, он по целым часам смотрел, как заботливые птички носились по воздуху и ловили мух, комаров и мошек. Как быстро сновали они взад и вперёд, как неутомимо добывали пищу своим деткам!
Мальчик дивился, как это ласточки не устают летать целый день, не приседая почти ни на одну минуту, и выразил своё удивление отцу. Отец достал чучело ласточки и показал сыну:
- Посмотри, какие у ласточки длинные, большие крылья и хвост в сравнении с маленьким, лёгким туловищем и такими крошечными ножками, что ей почти не на чем сидеть; вот почему она может летать так быстро и долго. Если бы ласточка умела говорить, то такие бы диковинки рассказала она тебе - о южно-русских степях, о крымских горах, покрытых виноградом, о бурном Чёрном море, которое ей нужно было пролететь, не присевши ни разу, о Малой Азии, где всё цвело и зеленело, когда у нас выпадал уже снег, о голубом Средиземном море, где пришлось ей раз или два отдохнуть на островах, об Африке, где она вила себе гнёздышко и ловила мошек, когда у нас стояли крещенские* морозы.
* (Крещенские. Крещенье - старинный зимний праздник. Обычно на крещенье стояли сильные морозы.)
- Я не думал, что ласточки улетают так далеко, - сказал мальчик.
- Да и не одни ласточки, - продолжал отец, - жаворонки, перепела, дрозды, кукушки, дикие утки, гуси и множество других птиц, которых называют перелётными, также улетают от нас на зиму в тёплые страны. Для одних довольно и такого тепла, какое бывает зимою в южной Германии и Франции, другим нужно перелететь высокие снежные горы, чтобы приютиться на зиму в цветущих лимонных и померанцевых рощах Италии и Греции; третьим надобно лететь ещё дальше, перелететь всё Средиземное море.
- Отчего же они не остаются в тёплых странах целый год, - спросил мальчик, - если там так хорошо?
- Видно, им недостаёт корма для детей или, может быть, уж слишком жарко. Но ты вот чему подивись: как ласточки, пролетая тысячи четыре вёрст, находят дорогу в тот самый дом, где у них построено гнездо?

Орёл

Орел сизокрылый всем птицам царь. Вьет он гнезда на скалах да на старых дубах; летает высоко, видит далеко, на солнце не мигаючи смотрит.

Нос у орла серпом, когти крючком; крылья длинные; грудь навыкат-молодецкая.

В облаках орел носится: добычу сверху высматривает.

Налетит он на утку шилохвостую, на гуся краснолапого, на кукушку-обманщицу, только перушки посыплются.

Дятел

Тук-тук-тук! В глухом лесу на сосне черный дятел плотничает.

Лапками цепляется, хвостиком упирается, носом постукивает,-мурашей да козявок из-за коры выпугивает; кругом ствола обежит, никого не проглядит.

Испугалися мураши:

"Эти-де порядки не хороши!"

Со страху корячутся, за корою прячутся-не хотят вон идти.

Тук-тук-тук! Черный дятел стучит носом, кору долбит, длинный язык в дыры запускает: мурашей, словно рыбку таскает.

Гусь и журавль

Плавает гусь по пруду и громко разговаривает сам с собою:
— Какая я, право, удивительная птица! И хожу-то я по земле, и плаваю-то по воде, и летаю по воздуху: нет другой такой птицы на свете! Я всем птицам царь!
Подслушал гуся журавль и говорит ему:
— Глупая ты птица, гусь! Ну, можешь ли ты плавать, как щука, бегать, как олень, или летать, как орёл? Лучше знать что-нибудь одно, да хорошо, чем все, да плохо.

Леший

Жители одной уединенной деревни были в большом беспокойстве, особенно бабы и ребятишки. В ближнем любимом их лесу, куда мальчики и девочки поминутно шныряли то за ягодами, то за грибами, завелся леший. Как только настанет ночь, так и пойдет по лесу хохот, свист, мяуканье, а по временам раздаются страшные крики, точно кого-нибудь душат. Как зааукает да захохочет, волосы становятся дыбом. Дети не только ночью, но и днем боялись ходить в свой любимый лес, где прежде только и слышно было что пенье соловьев да протяжные крики иволги. В то же время чаще прежнего стали пропадать по деревне молодые куры, утки и гусята.

Надоело это наконец одному молодому крестьянину Егору.
- Погодите, бабы, - сказал он, - я вам лешего живьем принесу.

Дождался Егор вечера, взял мешок, ружье и отправился в лес, несмотря на просьбы своей трусливой жены. Целую ночь пробродил он в лесу, целую ночь не спала его жена и с ужасом слушала, как до самого света хохотал и аукал леший.

Только уже утром показался Егор из лесу. Он тащил в мешке что-то большое и живое, одна рука у Егора была обмотана тряпкой, а на тряпке видна была кровь. Весь хутор сбежался на двор к отважному крестьянину и не без страха смотрел, как он вытряхивал из мешка какую-то невиданную птицу, мохнатую, с ушами, с красными большими глазами. Она кривым клювом щелкает, глазищами поводит, острыми когтями землю дерет; вороны, сороки и галки как только завидели чудище, так стали над ним носиться, подняли страшный крик и гам.

Филин! - крикнул тут один старик. - Ведь я ж вам, глупые, говорил, что это все филин проказит.

Подборка рассказов про зимующих птиц для детей дошкольников и для начальной школы (1 - 4 класс).

СТАЯ ПТИЦ ПОД СНЕГОМ

Скакал заяц по болоту. С кочки на кочку, с кочки на кочку, да - бух! - сорвался и в снег по самые уши.

И чувствует косой: под ногами у него живое что-то шевелится. В ту же минуту из-под снега кругом него с громким хлопаньем крыльев пошли вырываться белые куропатки. До смерти перепуганный заяц кинулся назад в лес.

Оказалось - целая стая белых куропаток живёт в снегу на болоте. Днём они вылетают, ходят по болоту, клюкву выкапывают. Поклюют - и опять в снег.

Там им тепло и безопасно. Кто их под снегом заметит?

В. Бианки

Мать и кормилица.

На лесной поляне растёт огромная старая ель. Её вершина высоко поднялась над другими деревьями, будто смотрит через их головы куда-то вдаль, на холмы и долины, на поля и луга... на бескрайний простор родной земли. Кто знает, сколько лет этому дереву: может, двести, триста, а может, и больше.

Когда-то давным-давно эта ель была не одна посреди поляны, а в тесной семье таких же молодых ёлочек, как и она сама. Все они росли дружно, крепко прижавшись друг к другу.

Так проходили годы. Ели разрастались, мужали. Их уже нельзя было назвать молодыми. Стволы у них загрубели, покрылись твёрдой шероховатой корой, а нижние сучья засохли, пообломались, оставив после себя узловатые выросты.

Но далеко не все ёлочки дожили до этого возраста. Многие из них давно уже зачахли, погибли, зато те, что остались, шире раскинули ветви и всё выше и выше поднимали к небу свои вершины.

Ветви соседних деревьев почти смыкались друг с другом, поэтому на земле под ними всегда, даже в жаркие летние дни, было сумрачно и прохладно. Там не росли ни травы, ни цветы, а всю землю будто ковром устилал влажный мох.

Наступила зима.

Голодно стало в лесу. Где же раздобыть еду тем, кто не улетел в южные страны и не заснул на всю зиму глубоким сном?

Выскочила на лесную поляну пушистая белка, взглянула зорким глазком на старую ель: «Сколько чудесных шишек висит на концах её ветвей! В них, наверное, спрятаны вкусные семена». Мигом забралась белка на дерево, взяла шишку в передние лапы и принялась за еду.

И пёстрый дятел из леса прямо к высокой ели - тоже спешит за шишками. Выбрал, какая поплотней, порумяней, сорвал своим крепким клювом и обратно в лес полетел к заветному дереву.

Улетел дятел в лес, а у ели уже новые гости. Целая стайка клестов с весёлыми криками опустилась на ветки дерева.

Немало лесных обитателей кормит зимою старая ель, большую пользу лесу приносит. Значит, недаром висят на её ветвях тяжёлые грозди созревших шишек, недаром под их чешуйками кроются вкусные семена., Старая ель - это кормилица многих птиц и зверей.

По Г. Скребицкому.

Снегирь.

Ты знаешь, многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. А есть и такие, что прилетают к нам только зимой. И называются они «снегири», потому что появляются у нас вместе со снегом. Что за странное желание - жить у нас зимой, когда здесь холодно и все птицы уже давно на юге? Но дело в том, что наши леса для снегирей уже «тёплые края»: летом они живут гораздо севернее, там, где очень сильные морозы.

Узнать снегирей легко. Их красные грудки, голубовато-серые спинки, чёрные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега.

Снегири - птицы солидные. Не торопясь перелетают они небольшими стайками с дерева на дерево, вежливо уступая самкам (которые окрашены так же, лишь грудь буровато-серого цвета) лучшие грозди рябины.

Когда зазвенит песня зяблика, снегири уже будут далеко на севере - на родине. Совьют там гнёзда, выведут и вскормят птенцов. А поздней осенью или в начале зимы снова раздастся их низкий звонкий посвист: «Жю... жю... жю...- мы прибыли!»

Добро пожаловать! У нас в лесу всегда рады гостям.

Ю. Дмитриев.

Весне навстречу.

Был самый разгар зимы. В лесу от мороза трещали деревья. По утрам солнце вставало красное, как начищенный медный таз. Оно поднималось невысоко над горизонтом и почти не грело землю. Кусты и деревья покрывал белый сверкающий иней, а небо походило на синий застывший ледок. И на нём ещё ярче рисовались серебряные вершины деревьев.

В заколдованном царстве деда-мороза всё было красиво, но безжизненно. Звери попрятались от холода в норы, в логовища, насекомые забрались в глубокие щели и заснули там непробудным сном. Одни только птицы летали по полям и лесам, стараясь разыскать хоть немного корма. Они нахохлились и молчали.

Но вот однажды в лес прилетели весёлые, шумливые птицы - клесты. Ростом они были покрупней воробья и одеты гораздо наряднее. У самочек пёрышки были зеленоватые, а у самцов - с оранжево-красным отливом. Но самое удивительное, что сразу поражало в наружности клестов,- это их клювы.

У разных птиц клювы бывают различной формы.

У синицы он тоненький, как иголочка; таким клювом очень удобно вытаскивать жучков из узких щёлок, У дятла клюв крепкий, короткий; хорошо им долбить кору, добывать из-под неё жуков-дровосеков или расклёвывать хвойные шишки. А вот у ястреба или у коршуна клюв острый, загнутый вниз. Это хищные птицы. Своим крючковатым клювом они ловко хватают добычу и разрывают её на куски.

У птичек клестов клювы были совсем удивительной формы - тоже острые, крючковатые, но только загнуты не книзу, а в разные стороны: верхняя половина клюва изогнута в одну сторону, а нижняя - совсем в другую. Такой необычный клюв больше всего походил на кривые щипцы.

Ну и носы! - удивлялись, глядя на клестов, щеглы и синицы.- Как же ими клевать корм или долбить что-нибудь? Вот уж уроды!

Но кривоносые птицы не унывали. Наоборот, в хмуром зимнем лесу они чувствовали себя как нельзя лучше. Перекочевали они в тот лес с далекого Севера - из тайги. Там, в тайге, ещё холоднее и ещё меньше корма. Прилетев на новое место, клесты прежде всего уселись на вершины сосен и елей.

Ой, сколько здесь спелых шишек!- радовались они.- Какие вкусные в них семена! Вот где раздолье!

Хорошо жилось птицам клестам в новом лесу: шишек вволю! Так и остались они там зимовать.

По Г. Скребицкому.

Гвоздик.

Лес в дрёме по-зимнему спит, заколдованный стужей и снегами. И веет от него светлой печалью и покоем...

Улетели лебеди далеко-далеко. И могучие орланы - великаны птичьего мира - покинули скалы и сухостойные сосны, откуда подкарауливали добычу. Ни крылья не прошелестят, ничей звонкий голос не нарушит зимней дрёмы...

Но остались с нами корольки!

Королёк - малютка, весь-то со стрекозу, да хвойные ели ему дом родной.

Бесшумно перепархивает королёк по веткам, словно с этажа на этаж. Теребит висячий мох, отколупывает чешую с сучьев, и жёлтые пёрышки на голове его как золотая корона.

Неугомонен, деятелен королёк - неспроста он прозван в народе «гвоздиком». Подлинно гвоздит: для всякой щёлки, куда бы ни спрятались мошки и паучки на зиму. По миллиону вредителей леса уничтожает он в год.

Ветер сдувает королька с вершин елей, снегом засыпает пурга, пробирает насквозь мороз... Не сдаётся упрямый, несёт вахту в хвойном море лесов.

Оксана Ащеулова
Конспект занятия для детей 5–6 лет «Птицы».

Конспект занятия для детей 5-6 лет «Птицы » .

Программное содержание :

1. Воспитывать любовь к природе родного края.

2. Обратить внимание детей на птиц - удивительных созданий, живущих рядом с нами; показать разнообразие и многообразие птиц , их разноцветность; дать детям возможность почувствовать себя птицей .

3. обратить внимание детей на трудности зимующих птиц ; включить в элементарную природоохранную деятельность.

Материал : парад картинок на тему : «Птицы »

Ход занятия:

Воспитатель : - Дорогие, ребята! К нам в гости прилетело много птиц ! (Обращает внимание детей на картинки ) . Вы узнаёте их? (Ответы детей ) . Назовите их.

- Птицы- дети воздуха , покорители воздушного океана. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море.

- Птицы- дети радуги . Перо их переливается всеми мыслимыми цветами.

- Птицы-вестники радости . Каждый год они приносят нам на крыльях весну.

- Птицы - верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных насекомых-короедов, листогрызунов и плодожорок.

-Птицы - это тайна и красота.

-Птицы – друзья нашего детства. О птицах сложены прекрасные стихи и песни, легенды и сказки.

Дети читают стихи о птицах .

Ребята, а что делает птицу птицей ? (ответы детей )

- Птицы передвигаются на двух ногах.

Для чего нужны крылья? (ответы детей ) .

А ещё птицам помогает летать ещё и то, что кости у них внутри пустые, чтобы они были лёгкими.

А все ли птицы летают ? (ответы детей )

Ребята, помашите руками, как птицы крыльями . Устали? А птицы могут летать долго , много и почти не устают. Не все птицы летают одинаково . Есть птицы , которые паря в потоках воздуха, а другие летают и делают очень много взмахов крыльями. Есть птицы большие , тяжёлые, быстрые.

Ребята, какая птичка самая маленькая? (колибри, вес 3 грамма, рост 5 сантиметров) .

У какой птицы самые большие крылья? (аист.)

А какая птица самая быстрая ? (сокол, летает со скоростью 320 км/ч.)

Какая птица лучший пловец ? (пингвин) .

А лучший певец? (соловей)

Какая птица самая высокая ? (страус) .

У какой птицы самые большие глаза ? (у страуса глаза 5 см. в диаметре) .

А самые большие яйца? (у страуса -15 см.) .

Какая птица не вьёт гнезда ? (кукушка) .

У какой птицы самый большой клюв ? (у тукана)

Ребята, давайте изобразим птиц .

Игра «Пантомима»

Ребята, у всех ли птиц одинаковая окраска перьев?

Какие птицы (разноцветные) .

А где живут птицы ? (ответы детей ) .

Строят ли они себе жилище? (ответы детей ) .

Как называются домики птиц ? (ответы детей ) .

А из чего они их строят? (ответы детей ) .

Скворец живёт в скворечнике, сорока строит гнездо из веток и глины, иволга делает корзиночку из травы, ласточка из глины и травы, филин живёт в дупле.

А кто появляется у птиц после того , как они построят гнездо? (ответы детей ) .

Как птицы заботятся о своих птенчиках? (ответы детей ) .

Солнце, солнце,

Поскорей

Моего птенца согрей!

Я прошу тебя, дружок,

Обогрей его пушок!

Ветер, ветер,

Ты бы тоже мне помог :

Покачай моё дитя!

Листья, листья, не ленитесь

Вы пониже наклонитесь :

Потихонечку шурша,

Укрывайте малыша!

Всюду солнце, всюду тишь

Подрастает мой малыш.

А как только подрастёт,

Он вам песенку споёт.

А чем питаются птицы ? (зерном, семенами, насекомыми) .

Какую пользу приносят птицы ? (съедая вредных насекомых они оберегают растения садов, огородов, парков – поэтому птиц надо беречь , не пугать их, не разорять гнёзда).

Ребята, а все ли птицы живут у нас в России? Есть птицы , которые живут в других странах. В Африке – попугаи, страусы. В Антарктиде – пингвины. А какие птицы живут у нас ? Знаете? Я сейчас проверю.

Отгадывание кроссворда.

1. Кто на ёлке, на суку

Счёт ведёт «ку – ку, ку – ку» (кукушка)

2. Чёрный, проворный,

Кричит «крак»

Червякам враг. (грач)

3. Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это… (снегири)

4. Озорной мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крохи собирает. (воробей)

5. На шесте дворец,

Во дворце певец,

А зовут его… (скворец)

Ребята, а какие изменения происходят в жизни птиц с приходом зимы ? (ответы детей )

А все ли птицы улетают в тёплые края? (ответы детей )

А какие остаются зимовать? (ответы детей )

Как готовятся к зиме птицы ? (под перьями вырастает тёплый пушёк)

Ребята, а как живётся птицам зимой ? Что страшнее птицам – холод или голод ? А как можно помочь птицам ? (делать кормушки)

Ребёнок : - Покормите птиц зимой

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их – не счесть

Видеть тяжело,

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло .

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Воспитатель : - Очень важно, что бы в кормушках, которые мы с вами сделали, всегда был корм. А птицы уже сейчас зимой , благодарят нас. Ведь прилетая к кормушке, они осматривают соседние деревья, кустарники и отыскивают на них вредных насекомых. Ребята, мы многое узнали сегодня. Узнали, какие бывают птицы , где живут, какие песни поют, какую приносят пользу. Обратили внимание на их красоту, разноцветность оперения, и ещё узнали, как нужно помогать птицам холодной зимой .

Ребёнок : - Давайте будем

Дружить с друг другом,

Как птица – с небом ,

Как поле - с лугом,

Как ветер - с морем,

Трава – с дождями,

Как дружит солнце

Со всеми нами!

Давайте будем

К тому стремиться,

Чтоб нас любили

И зверь, и птица .

И доверяли

Повсюду нам,

Как самым верным

Своим друзьям!

Воспитатель : - Ребята, давайте нарисуем птиц , которые встречаются в нашей местности.

Рисование цветными мелками на цветной бумаге.

Публикации по теме:

Конспект занятия для детей старшей группы комбинированной направленности «Зимующие птицы» Тема: «Зимующие птицы» (КРД для детей старшей логопедической группы). Цели: 1. Уточнение и активизация словаря

Считается, что дети должны иметь представление о птицах и пользе от них уже в 5 лет. А в 6-7 лет различать некоторых пернатых по названиям. Весенние месяцы – самые подходящие для занятия на тему «Что такое перелетные птицы» для детей старшей группы.

Чем ярче и разнообразнее будет рассказ о кочующих птицах для детсадовцев, тем больше он останется в памяти. При подготовке я рекомендую максимально задействовать органы восприятия: глаза, уши и пальчики. Это значит, что мы будем смотреть картинки и видео, слушать информацию и стихи о птичках, трогать руками перышки.

Первое и важно пособие, которое мы используем на занятиях – плакат «Перелетные птицы» . На нем показаны все нужные виды, картинки крупные и видны издалека. Птички хорошо прорисованы и по ним легко объяснять, чем одна отличается от другой (хвостики, крылья, ноги, оперение, размеры). Птички подписаны, самые любознательные дети попробуют прочитать.

Очень помогают и дидактические карточки с перелетными птицами. У них сразу три предназначения: с карточки можно взять стишки и загадки, выучить птичье название на русском и английском. Но самое главное, по карточкам мы даем задание составить рассказ: описать, какие у птички крылышки, лапки, цвет оперения и т.д. Для примера по первой карточке рассказывает ведущий. Есть еще другие карточки без названий. Их мы даем на втором занятии и проверяем узнаваемость.

Стихи, в которых фигурируют жаворонок, ласточки, скворец, соловей, дрозд, аист, грач, журавль и другие птицы, мы ищем в интернете или берем в специальных методических пособиях. В сети есть и сказки, интересные для деток 6 лет. Например, «На озере», «Как Воробьишко Африку искал», «Возвращение на родину» и другие.

Здорово, когда есть возможность после стиха или сказки показать видео, в котором птица летает, ходит, питается. Можно попробовать найти в интернете видеозаписи и смонтировать короткие ролики, не дольше минуты. Есть познавательные фильмы, видеоуроки и обучающие видео о перелетных видах на Youtube. Но они занимают время, лучше такой фильм показать помимо занятия. Можно посмотреть мультфильм: «Серая шейка», «Мама-цапля», «Крякнутые каникулы», «Махни крылом».

Что рассказать детям о перелетных птицах

Основной смысл занятия – рассказать, что птицы – живые существа с теплой кровью. Температура их тельца выше человеческой, где-то +41 градус. Чтобы иметь возможность выжить в зимние холода, птицам нужно много энергии. Значит, требуется больше пищи.

Насекомоядным и плотоядным птицам нечем насыщаться зимой, и они перелетают на юг, в теплые страны. Вынуждены улетать и водоплавающие, ведь вода, в которой они ищут пищу, замерзает. Журавли едят ягоды, аисты и цапли – лягушек, в морозы им тоже нечем питаться. Летят на юг и отдельные разновидности, предпочитающие растительную пищу. У зерноядных есть одна особенность – они покидают наши широты не всегда.

Птицы, улетающие на зиму, называются перелетными, или кочующими. А те, которые остаются зимовать в родной стране – оседлые (зимующие). На зимовку отправляются гуси, лебеди, цапли, аисты, соловьи, чижики, грачи, скворцы, ласточки, перепела, жаворонки, дрозды, иволги. Перебираются они в разные страны. Перепела – в Африку и Азию, соловьи – в Африку, чижи – в Казахстан и на Кавказ. К зимующим можно отнести ворон, синичек, воробьев, голубей, сорок, другие виды.


Летят они стаями или клиньями, а некоторые – в одиночестве (кукушки, ястребы, соколы). Весной перелетные птицы путешествуют назад, в родные края, чтобы растить потомство. Они очень полезны для природы и человека. Насекомоядные поедают насекомых-вредителей, а другие помогают поддерживать экосистему. Например, аисты едят змей и саранчу.

Детсадовцам понравятся интересные факты. О том, что птицы летают на юг стаей, прямым фронтом, клином или косяком. Как это выглядит, можно показать на презентации или фото. Есть народные приметы и загадки о перелетных птицах. Пернатые путешественники запоминают свои гнезда, из года в год прилетают туда же. Время вылета меняется: птицы принимают решение, ориентируясь на погоду и инстинкты (готовьтесь объяснить, что это). Иначе и быть не может, ведь газет они не читают.

Как составить план занятия

Если это ваше первое занятие по птицам, нужно подробно составить список того, что будете рассказывать и показывать, в какой последовательности, сделать хронометраж. Важно, где вы решите проводить занятие – на природе или в помещении. На природе можно услышать, а иногда даже увидеть птиц. Зато в помещении можно посмотреть видео и мультфильмы. Спланировать занятие с описательной частью, играми и другими задачами поможет это тематическое пособие .

Сложно рассказывать ребенку о том, чего он не видел. Поэтому детсадовцам нужно показывать рисунки и видео, давать слушать записи птичьего пения. Кстати, еще одно пособие с картинками перелетных и зимующих птиц, а еще домашних и диких. Оно поможет рассказать о домашних, лесных, водоплавающих и других видах. Не забудьте объяснить, что пернатые живут в скворечниках, гнездах, дуплах. Еще лучше – показать во время прогулки.

Можно построить занятие для детского сада в форме диалога: задавать вопросы и рассказывать. Например: «Какой сейчас сезон? Дни удлинились, произошли другие изменения (перечислить). А вы слышали пение птиц по утрам? Поют те, кто вернулся из теплых краев – перелетные птицы. Вы знаете, кто такие перелетные?». Стоит упомянуть кочующих птиц, прилетающих к нам на зиму, потому что привыкли к холодам (снегири, синицы).


Можно разделить занятие на две или три части. Но не давать их друг за другом, а сделать перерыв в несколько дней. Детям нужно переварить, «прожить» информацию, рассказать о новых знаниях родителям и друзьям, обсудить.

В одно из занятий можно включить игры для развития речи. Например:

  • Назови птенчика (кукушка – кукушонок, грач – граченок и т.д.).
  • Найди лишнего (выбрать из тройки или четверки птиц неперелетную).
  • Назови ласково (кукушка – кукушечка, перо – перышко, крыло – крылышко, соловей – соловушка).

Рекомендую включить в план занятия разнообразные игры и развлечения. Например, раскраски и наклейки с птичками, детское лото или другие игры с изображениями птиц, несложные оригами, пальчиковые игры. Можно давать задания по карточкам: к примеру, разложить их в два ряда – с перелетными и зимующими птицами.

4

Счастливый ребенок 23.04.2018

Дорогие читатели, думаю, все со мной согласятся, современные дети без труда разбираются в гаджетах, в интернете могут найти всё, что им нужно, даже легко учат иностранные языки, но слишком мало знают о природе родного края: о растениях и животном мире.

Именно мы, взрослые, можем рассказать нашим малышам об окружающем мире, познакомить с перелётными и зимующими птицами нашего края. А читая и разучивая стихи о пернатых, дети лучше запоминают названия птиц и узнают о них много интересного.

До чего же эта птица красотой своей гордится!

Малыши очень любят рассматривать красочные книжки и просят их почитать. И, конечно, особенно хорошо они воспринимают короткие стихи, в том числе про птиц для детей 3-4 лет, ведь рифмованные тексты и звучат веселее, и запоминаются лучше.

Аист

У обочины дороги
Ходит аист длинноногий.
Самый лучший из отцов
Ищет пищу для птенцов.

Свиристели

К нам с ветрами прилетели
Стайки ярких свиристелей.
Прилетели свиристели,
Песню севера запели.
Г. Ладонщиков

Снегири

Зарумянились кустарники
Не от утренней зари.
Эти красные фонарики
Засветили снегири.
Л. Татьяничева

Жаворонок

Жаворонок полевой,
Нет певца чудесней!
В чистом поле – домик твой.
В ясном небе – песня.
В. Берестов

Курица и петух

Курица кудахчет: «Квох!
Как же я хочу горох».
А петух ей: «Не трещи!
Лучше встань и поищи».
Елена Стеквашова

Зяблик согрелся

Зяблик: – Пинь! Пинь! Пинь!
Шубу скинь! Скинь! Скинь!
Зяблик распелся –
Зяблик согрелся!
Э. Мошковская

Ласточки

Ливень, ливень льет везде.
Рады птенчики в гнезде:
Мама дома посидит,
Hикyда не yлетит!
Григоре Виеру

Филин

Филин ухает, хохочет,
Напугать в лесу всех хочет.
У меня от этой пташки
По спине бегут мурашки.
Татьяна Коваль

Гусь

«Гусь, а правду говорят,
Что ты щиплешь всех подряд?»
«Что ты, – гусь сказал зевая, –
Всех щипать не успеваю».
Татьяна Коваль

Петух

Я красивый петушок,
Шпоры есть и гребешок.
Хвост красиво как раскрашен –
Нравится всем курам нашим.
Татьяна Коваль

Павлин

До чего же эта птица
Красотой своей гордится!
Хвост как веер золотой
У чудесной птицы той!
Андрей Парошин

Птицы по утрам поют — миру красоту несут!

Дети, которые знакомы с окружающим миром, с растениями и обитателями, населяющими его, всегда намного больше ценят и любят его. Поэтому так полезно знакомить ребят с природой. В этом разделе вы найдёте стихи о птицах для детей 5, 6, 7 лет.

Птица – друг

Птицы по утрам поют –
Миру красоту несут!

Вышел летом я с утра –
Не машинам, птицам рад!

Солнце светит, небо золотит,
И с деревьев птицы трель звучит!

Птица словно друг, товарищ, брат,
Каждый ей в душе ведь рад!

Курочка и петушок

Квохчет курица-хохлатка:
– Ко-ко-ко, мои цыплятки!
Травку вам пора щипать,
Червячков в траве клевать.
Петушок:
– Ку-ка-ре-ку!
Деткам всем – по червяку!
Людмила Громова

Птичка

Весело на воле
Пташечке летать,
Над цветами в поле
Песни распевать.
А на гибкой ветке
В сумраке лесном
Ждут певунью детки
В гнездышке родном.
С. Дрожжин

Зяблик

Лишь утро в саду настаёт,
Ещё не проснувшись, я слышу:
Hа ветке то громче, то тише
Без удержу зяблик поёт.
Kупается в алом рассвете,
Прищёлкивает язычком,
Kак будто бы лучшим на свете
Позавтракал он червячком!
Тимофей Белозеров

Доктор дятел

Доктор Дятел сел на сук,
По коре стучит: тук-тук.
– Вот что, дерево-рябина, –
Доктор Дятел говорит, –
Вы больны, у вас ангина,
Потому и хмурый вид.
Вот вам сладкая микстура,
Чтоб прошла температура.
А для каждой вашей ветки
Пропишу сейчас таблетки!
Михаил Пляцковский

Еловик

Еловик – обычный клёст.
Видом клёст весьма непрост:
Клюв, как клещи, перекрещен;
Удержать тяжёлой вещи
Он не сможет – суть проста:
Выпадает изо рта.
Но чирикая задорно,
Шишку вылущит проворно
И совьёт в лесу гнездо –
Для птенцов надёжный дом.

Что ты плачешь, кулик, на болоте?
Ты бы крылья расправил в полёте,
Ты б умчался скорее отсюда –
Не страшны будут грязь и простуда!

Громко плачет кулик средь болота,
Но болото бросать неохота!
М. Пляцковский

Цапля

Надо дать скорее капли
Этой длинноногой цапле,
Потому что на охоту
Цапля шлепает к болоту.
Медленно она ступает
И лягушек собирает,
Клювом целит без ошибки,
Чтоб достать побольше рыбки.
Целый день в воде возиться –
Так недолго простудиться.
Все же надо дать ей капли,
Чтоб не заболела цапля!

Кукушка

Нет, она нам не подружка
Эта самая кукушка!
Ну куда это годится,
Как тебе не стыдно, птица?
Почему вдруг всем подряд
Отдала ты кукушат?
Зяблику, дрозду, синичке
Подложила ты яички.
Подрастает кукушонок,
Смотрят все – ну и ребенок!
Маму с папой обогнал,
В десять раз их больше стал.
Обманула всех кукушка.
Нет, она нам не подружка!

Лебедь

Подошел к пруду и ойкнул –
Вдруг увидел там я двойку.
Ну и ну! Вот это сценка!
По воде плывет оценка.
Стал руками я махать,
Чтобы двойку ту прогнать:
«Кыш отсюда, в самом деле,
Вы мне в школе надоели!»
Двойка крылья вдруг раскрыла
И сейчас же в небо взмыла.
Это лебедь, чудо-птица.
Как я мог так ошибиться!

Пеночка

Пенки есть у нас не только
В кипяченом молоке.
Посмотрите, пенок сколько
За околицей в леске.
Эта ласковая птичка
Чуть поменьше воробья.
Часто пеночка с синичкой
Неразлучные друзья.
Вот они веселой стайкой
Замелькали по кустам.
Ты попробуй, угадай-ка,
Где какая птица там?
Раздается тонкий, нежный,
С переливом голосок.
И уже расцвел подснежник,
Ожил с пеночкой лесок!

Покормите птиц зимой

В зимнее время бывает очень холодно и голодно зимующим пернатым. Поэтому, гуляя с детьми по заснеженному парку, не стоит забывать про птиц, возьмите с собой хлебных крошек, семечек и покормите птиц вместе с детьми. Ведь покормить птиц зимой это малая толика того, что мы можем для них сделать! А знают ли наши дети о птицах, остающихся зимовать в холодных краях? Стихи о зимующих птицах собраны в этом разделе.

Покормите птиц зимой

Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Мне не нужны
Ни стаканы, ни кружки –
Птички не очень-то
Любят компот!
Лучше развешу я
Всюду кормушки,
Голодно птичкам –
Зима настаёт.

Мне не нужны
Ваши вилки и ложки,
Даже тарелки
Совсем не нужны.
Птичкам насыплю я
Хлебные крошки –
Буду я птичек
Кормить до весны.

На дворе белым-бело,
Землю снегом замело.
Трудно птицам зимовать,
Трудно пищу добывать.
Подлетай, воробей,
Подлетай, не робей!
Видишь девочку? Она
Принесла тебе зерна.
Подошла к крылечку,
Сыплет на дощечку.
Подлетай, воробей,
Угощайся, не робей!
И. Беляков

Про синицу

Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям –
Желтогрудые синицы
Прилетели в гости к нам.
«Тинь-тень, тили-тень,
Всё короче зимний день.
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика, ни мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек!»
Юрий Синицин

Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.

Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром окутан весь.
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.
Т. Зайцева

Зима

Вышел на просторы
Погулять мороз.
Белые узоры
В косах у берез.
Снежные тропинки,
Голые кусты.
Падают снежинки
Тихо с высоты.
В белые метели,
Утром до зари
В рощу прилетели
Стайкой снегири.
Е. Авдиенко

Воробышки

На дворе – морозище
Градусов под сорок,
Плачутся воробушки,
Что весна не скоро.
Что в морозы лютые
Плохо греют шубки…
Я принес воробушкам
На тарелке крупки:
Кушайте, воробушки,
Кушайте, хорошие.
Я бы вам и валенки
Подарил с калошами.
Но сказала мама –
Воробей ведь маленький,
Сразу как запрыгает,
Потеряет валенки.
В. Звягин

Свиристели

За окном метут метели,
Но случается порой –
Прилетают свиристели
Ягод поклевать зимой.
Куст боярышника гнётся
От напора птичьих стай.
Звон серебряный несётся,
Славя стылый урожай.
На рябину пересели,
Алых ягод напились,
И в морозный воздух трели
Тонким эхом понеслись.

Дедушка Глухарь

Старый дедушка Глухарь
С красными бровями
В нос бубнит, как секретарь,
Сводку с новостями.
Отчитался кое-как,
Прочь заторопился,
С ветки соскользнул, чудак,
В снег, бух, утопился.
Ах, неловко и смешно
С головой в сугробе.
Но, однако же, тепло
У снежка в утробе.
«Подожду до утречка», –
Так Глухарь решает.
Не ищите старичка,
Он тут отдыхает.
Ирина Батый

Давайте беречь удивительные творения природы – прекрасных птиц, ведь с каждым годом их становится меньше! Послушайте «Песню о птицах» в исполнении Пелагеи.

Возвращаются певцы из далёких стран…

Перед возвращением из дальних стран перелетных птиц самое время узнать о них больше, чтобы на прогулках было интересно замечать и наблюдать за пернатыми, которых не было видно всю долгую зиму. Ниже вы найдете стихи про перелетных птиц весной.

Возвращаются певцы

От полуденных лучей
Побежал с горы ручей,
И подснежник маленький
Вырос на проталинке.
Возвращаются скворцы –
Работяги и певцы,
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся.
И малиновка, и дрозд
Занялись устройством гнёзд:
Носят, носят в домики
Птицы по соломинке.

Журавушка

Прилетел журавушка
На старые места:
Травушка-муравушка
Густым-густа!
Ивушка над заводью
Грустным -грустна!
А водица в заводи
Чистым-чиста!
А заря над ивушкой
Ясным-ясна!
Весело журавушке:
Весным-весна!

Перелётные скворцы

Мы построили скворечню
Для весёлого скворца,
Мы повесили скворечник
Возле самого крыльца.
Всё семейство вчетвером
Проживает в доме том:
Мать, отец и скворушки –
Чёрненькие пёрышки.

Ласточка-певунья

Милая певунья,
Ласточка родная
К нам домой вернулась
Из чужого края.
Под окошком вьётся
С песенкой живою:
«Я весну и солнце
Принесла с собою…»

Грачиная столовая

В берёзовой роще – веселье.
Справляют грачи новоселье.
Шумит и волнуется роща,
Как будто на празднике площадь.

Подолгу веселие длится
В зелёной грачиной столице,
И гнёзда, как шапки, взлетают
И там, на ветвях, повисают.

Песенка дрозда

Даже небо устало от стужи,
Обречённо рассыпало снег.
Вдруг со старой раскидистой груши
Чёрный дрозд мне запел о весне!
И слетались с округи синицы
Под веселую песню дрозда,
Таял снег у меня на ресницах
И блестел, словно капли дождя.
Трель соседям стучала в окошки
И морозы гнала под кусты,
Ей в ответ замурлыкали кошки
И коты распушили хвосты.
Красовался оранжевым клювом
Наш весёлый пернатый певец,
Только жалобно плакала вьюга,
Что зиме наступает конец!

Невзначай их увидел на ветках –
Села стая целая на клен,
Удивился я картине редкой:
Клен мой, клен – стал яблоней он!

Разве мог я спрятаться куда-то,
Руки от соблазна удержать,
Но вспорхнули яблоки крылаты,
Я ни одного не мог поймать.

Нет в душе желаниям предела,
Пусть иным дано лишь вспыхнуть в ней,
Только б к нам опять весна летела
В мартовской упряжке снегирей.
Рами Гарипов

Хоть снега в низинах, а на лужах лёд,
Жаворонок в небе о весне поёт.
Сердцу землепашцев мил его прилёт:
Жаворонка песня за сердце берет.

А весна на нивы не с его ль крыла
Падает лучами света и тепла?
Может быть, не слышен жаворонка взлёт –
Собственное сердце о весне поет!
Рами Гарипов

Пригревает жарко солнце,
На дворе журчат ручьи,
А у нашего оконца
Стайка ласточек кричит.

Подлетели… Тише, тише…
С криком вьются у крыльца.
Это ласточки под крышей
Строят гнёздышки птенцам.

Скоро пёстрые яички
Будут в гнёздышках лежать.
Согревать их станут птички,
Малых деток поджидать.
Н. Забила

Птички песни о счастье поют…

Мы сейчас не так много времени проводим на природе, но даже в городах мы постоянно можем наблюдать за птицами – как они клюют что-то, как купаются в лужах, вспархивают с кустов, пролетают по небу. А как они щебечут по утрам с приходом весны, каким радостным гомоном наполняют пространство! И, конечно, от их жизнерадостных песен светлее и легче становится на душе. В этом разделе собраны короткие и красивые стихи про птиц.

Птички песни о счастье поют,
Дарят много прекрасных минут,
Жизнь становится сразу светлей,
Если песню поет соловей!

Лесная птица

Hе капелька за капелькой
Стyчит по сеpебpy –
Лесная птица гоpлышко
Полощет поyтpy.

Как солнечные зеpнышки,
Она pосy клюет,
Клюет, катает в гоpлышке –
И потомy поет.
Анатолий Чепуров

Пестреет цветами опушка,
Плывут облака налегке.
«Ку-ку!» – напевает кукушка
В зелёном лесном далеке.
«Ку-ку!» – отзываются эхом
И роща, и луг, и река.
И вешнюю песенку эту
Уносят с собой облака.

Всем ребятам

Приручите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Приучите птиц зимой
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
А. Беляков

Цыплёнок

Скорлупа в гнезде хрустит.
Любопытный глаз блестит:
Из яйца, как из пелёнок,
Выбирается цыплёнок.
Потянулся, отряхнулся,
Тихо пискнул, оглянулся:
– Что ж, пожалуй, я пойду
И родителей найду!

Лебедь

Повелось так с самой древности,
Эти птицы – символ верности.
В отражение своё глядя,
Вот скользят по водной глади,
Восхищая всех людей,
Двое белых лебедей.

Взлетают птицы

Из-под ног взлетают птицы
Фейерверком в тишину,
И, конечно, не успеешь,
Не поймаешь ни одну…

Красота блеснет случайно,
И погаснет – не ищи.
Знай, что есть она на свете,
А не веришь – не взыщи!

Слышишь трели соловья?
Он выводит их любя
И поет их для людей,
И для всех своих друзей.
Восхитительно поет!
Радость пением несет.
Стой, послушай, не спеши,
Соловей поет в тиши!

К речке уточка идёт,
За собой утят ведёт.
Будут детки умываться,
Чистить пёрышки, купаться,
Червячков искать, нырять
И научатся считать.
Каждый должен знать урок.
Слушай уточку, дружок!

Желаю я всем птицам
Жить сыто и свободно,
И только ввысь стремиться,
Лететь куда угодно,
Не ведая границ,
Петь песни щебетливо!
Мы очень любим птиц,
Они ведь так красивы!

Чем чаще мы ходим с детьми в зоопарк, в лес или городской парк и рассказываем им про птиц, живущих рядом с нами, тем легче дети запоминают различных пернатых. А с красивыми стихами запомнить их становится еще проще. И ребенок по случаю сможет рассказать эти стихи в детском саду, школе или в кругу семьи.

А помните «Нас учили быть птицами» – прекрасное было время! Музыкальный подарок в исполнении группы «Непоседы» и Ольги Кормухиной.