Король и королева шахматы. Шахматный ферзь - шахматная фигура королева, знакомство

Шахматные фигуры. Слева направо — Король — Ферзь — слон — конь — ладья — пешка

В шахматы играют специальными фигурами. Давайте посмотрим, как выглядит, называется и по каким правилам ходит каждая из них. Кроме того, шахматные фигуры имеют свою определенную ценность, классификацию, слабые и сильные стороны. Начнем описание с самой важной фигуры — короля, и дальше продолжим от самой сильной — ферзя, к самой слабой — пешке.

Король

Французский король Людовик XIV говорил: «Государство — это я!». Шахматный король и есть государство, то есть олицетворение играющего. Это самая важная фигура на , так невозможность защиты своего короля ведет к поражению, а неотразимая атака на вражеского короля ведет к победе в партии. Несмотря на такую важность в игре, король является достаточно слабой фигурой, он может ходить в любом направлении, но только на одно поле за ход. Поэтому оберегайте короля от самого начала игры и до конца партии.

Ферзь

Ферзя зачастую называют королевой и во многих шахматных комплектах изображают эту фигуру женщиной. Король и ферзь внешне похожи, поэтому не путайте их, сразу определите кто из них кто. Ферзь — самая сильная фигура на шахматной доске, он может ходить на какое хочет количество клеток в любом направлении по горизонтали, вертикали и диагонали. Потеря ферзя зачастую является невосполнимой утратой для играющего и частенько он сдается в таких ситуациях.

Ладья

Ладья в классическом комплекте шахматных фигур выглядит, как оборонительная башня замка, такой вид соответствует ее европейскому названию. Также эту фигуру могут изображать в виде боевой колесницы или она может выглядеть, как старинная морская боевая единица — ладья. По силе эта фигура занимает почетное второе место после ферзя. Ладья может ходить на любое количество клеток по вертикали и горизонтали. В начале партии у каждого играющего по 2 ладьи.

Слон

В классическом комплекте фигур шахматный слон совсем не похож на слона из мира животных. По высоте он уступает только королю и ферзю. Верхняя часть этой фигуры внешне представляет собой олицетворение балахонов западных священников, что соответствует английскому названию слона — bishop, что переводится, как епископ. Слоны ходят в любом направлении по диагонали на любое количество полей. В начале партии у вас два слона, у каждого на всю партию сохраняются цвета диагонали, то есть один будет ходить только по диагоналям из светлых полей, а второй только по темным полям, отсюда их называют соответственно белопольный и чернопольный слоны.

Конь

Шахматные фигуры. Конь

Единственная фигура на доске, которую внешне сразу все определяют, даже самые маленькие дети, только начинающие играть в шахматы. Только конь может прыгать через свои и чужие фигуры, да и траектория ходов у этой фигуры тоже необычна. Конь ходит сначала на две/одну клетки по вертикали или горизонтали и далее на одну/две клетки по горизонтали или вертикали перпендикулярно первоначальному направлению. Указанное описание хода коням звучит очень мудрено, а запомнить, как ходит конь просто — он ходит русской буквой «Г». Слон и конь приблизительно равны по силе и они уступают ладье по ценности, но превосходят пешку.

Пешка

Шахматные фигуры. Пешка

В начале партии у вас их 8 штук и пешка является самой слабой фигурой. Пешка ходит только вперед на одно поле, ест вперед наискосок и тоже только на одно поле. Из стартового расположения пешка первым ходом имеет право прыгнуть сразу на 2 клетки вперед. При этом прыжке на 2 хода, если вражеская пешка оказывается непосредственно сбоку от вашей, то соперник следующим ходом может взять вашу пешку, поставив свою не на место вашей а на 1 клетку ближе к вам — это называется взятие на проходе. Самая слабая фигура в процессе игры может стать самой сильной, так пешка, достигнув последней горизонтали, превращается в любую фигуру на усмотрение играющего, хоть в ферзя.

Мы описали как называются, выглядят и ходят шахматные фигуры. В следующей статье мы затронем слабые и сильные стороны и рекомендации, что с ними делать в той или иной позиции или стадии партии.

Многие проводят свое свободное время за игрой в шахматы. В эту игру увлеченно играют люди всех возрастов. При знании правил игры и составлении определенной стратегии ходов удовольствие от выигрыша не заставит себя долго ждать. Однако для начала необходимо ознакомиться с правилами, узнать название фигур в шахматах.

История шахмат

Игра в шахматы была придумана индийцами в VI веке до н. э. В глубоком прошлом шахматы назывались по-другому. Чатуранга - это значило «Четыре отряда войск».

Игра очень походила на современные шахматы, однако были определенные отличия. Доска, на которой происходила сама игра, также состояла их клеточек 8х8, но вот только цвет их был один. Разделили доску на два цвета намного позже, уже в Европе. Сколько фигур в шахматах в наше время, столько было и на тот момент.

Но главным отличием древних шахмат было количество участников игры. В игре принимали участие сразу четыре человека. Причем каждый выставлял отдельно свое «войско» в определенном углу на игровой доске. Вместо короля был Раджа, пешки были пехотой, конница, соответственно, состояла из коней, также в войско входили боевые слоны и колесница из ладьи. Фигуры имели четыре цвета: красный, желтый, зеленый и черный. Игроки по очереди бросали игральный кубик, который определял, какая фигура будет производить ход. Если выпадала единица - ход был пешкой, двойка - конь, цифра три означала ход ладьи, четыре - слон, пять и шесть означали ход короля. Королева, она же ферзь, в шахматах отсутствовала. Игра заканчивалась, когда все фигуры противника были ликвидированы.

Эволюция игры

Из солнечной Индии шахматы со временем начали завозить и в другие страны. Так, китайцы называли шахматы "сянци", японцы - "сёги", жители Таиланда - "макрук". Только в Персии нынешнее название шахмат взяло свое начало. Арабы называли своего правителя шахом, поэтому и шахматного короля так назвали.

Менялись правила и названия, происходила эволюция шахмат. Отказались от игрального кубика, и количество игроков уменьшилось до двух человек. Цвет фигур стал традиционно черным и белым. Название фигур в шахматах осталось неизменным. Некоторые из изменили название. Так, Раджа стал Шахом. Так как королей оказалось двое, одного из них принято было ослабить и сделать ферзем. Также персы ввели конечный итог игры - мат королю. На языке персов слово шахматы означает «шах умер».

Длительный путь прошла игра, пока добралась до Руси. К нам шахматы попали не из Европы. Предполагают, что шахматы в Россию привезли таджики в IX веке до нашей эры. Именно поэтому название фигур в шахматах переводятся дословно с арабского и персидского языков. А уже в XI веке правила игры в шахматы дошли до Руси.

Шахматный набор

Для игры в шахматы потребуется которая разделена на 64 квадратика, имеющих два цвета: черный и белый.

Горизонтальные и вертикальные поля имеют свои обозначения. По горизонтали это цифры от единицы до восьмерки, а по вертикали - буквы от А до Н, таким образом, каждое поле имеет координаты. Сколько фигур в шахматах? У каждого игрока на поле должно быть по две ладьи, пара коней, два слона, восемь пешек, ферзь и король. Всего в шахматах 32 фигуры, которые соперники делят пополам. Далее - более подробно о шахматных фигурах.

Король

На арабском языке король звучит как «аль-шах» и в переводе с персидского языка означает король, но и на других языках значение фигуры - самое главенствующее.

Это очень весомая и значимая фигура король, несмотря на свою важность, может передвигаться только лишь на одну клетку, но в любом направлении. Эта фигура уязвима без защиты остальных фигур. Собственно, вся суть игры и состоит в защите короля от прямых ходов других шахматных фигур. Угроза неприкрытому королю в шахматах называется «шах». В России фигура обозначается «Кр», а в международной системе - «К».

Ферзь в шахматах - вторая сильная фигура после короля

На арабском слово «аль-фирзан» означает "ученый". Но есть и другие предположения, среди которых слово значит "мудрец", "полководец" и др. В XV веке ферзь появился в Европе уже с новыми возможностями, теперь фигура могла ходить на разное расстояние по всем диагоналям и линиям на шахматной доске. Обозначают ферзь буквой «Ф». «Q» - королева в международной системе. Во многих странах ферзя называют королевой.

Ладья и слон, они же тура и офицер

Ладья в далеком прошлом исполняла функции колесницы, ее так и изображали в виде запряженных коней. Называли такую колесницу "рух". На арабском языке «аль-рох» означает "башня". Отсюда и внешний вид фигуры. Передвигается по полю она только по горизонтали или вертикали, располагается по крайним доски. Обозначают эту фигуру в России заглавной буквой «Л», а в Европе - буквой «R».

Название фигур в шахматах не всегда соответствует их внешнему виду. Так, например, шахматная фигура слон раньше действительно имела вид однако со временем ее начали изображать в облике человека. Обозначения: у нас это «С», за рубежом «B». Ходит слон только по диагонали своего цвета, у игрока один слон будет на белой диагонали, а второй - на черной.

Конь в шахматах

Данная фигура действительно выглядит как конь. "Аль-фарас" на арабском языке - всадник. Когда-то эта фигура имела наездника, но со временем его убрали. Ход конем можно производить только в виде русской буквы «Г», т. е. две клетки прямо и одну в сторону. Записывают коня русской «К» и английской «N». Это единственная фигура, которая может передвигаться не по прямой траектории и прыгать через фигуры, свои и соперника.

Пешие солдатики

Пешка - единственная фигура, которая никак не записывается и имеет такую значительную численность на игровом поле. "Аль-бейзак" в переводе с арабского языка - пехотинец. Совершать ходы пешка может только вперед на одну клетку.

Фигуры в шахматах, фото которых присутствуют в данной статье, помогут шире познакомиться с захватывающим шахматным миром.

Ферзь в шахматах является самой опасной фигурой, сила которой равна девяти пешкам. Современная теория относит его к «тяжелым фигурам» (вторая из них - ладья). Внешний вид ферзя в традиционных шахматах похож на таковой у короля, но король выше и отмечен крестом в верхней части фигуры (у ферзя вместо него небольшой шарик).

Расстановка ферзей на шахматной доске

У каждого игрока в начале партии имеется один ферзь. Вместе с королем ферзи занимают две центральные клетки на первой и восьмой горизонталях. Запомнить, как они располагаются относительно друг друга, достаточно просто. Поля (у черных это d8, а у белых - d1), на которых расставляются ферзи, перед началом партии обладают тем же цветом, что и у самих фигур. Начинающим шахматистам легко запомнить это правило с помощью правила «ферзь любит свой цвет».

Как ходит ферзь

Ферзь способен совершать ходы как по вертикалям и горизонталям, так и в диагональных направлениях.

Рассмотрим данный пример. На нем ферзь белых может пойти в любом из направлений, то есть ему доступны ходы:

(1. Фd1),(1. Фd2),(1. Фd3),(1. Фd8+),(1. Фd7),(1. Фd6),(1. Фd5),(1. Фh4),(1. Фg4),(1. Фf4),(1. Фe4),(1. Фa4),(1. Фb4),(1. Фc4),(1. Фa1),(1. Фb2),(1. Фc3),(1. Фh8+),(1. Фg7),(1. Фf6),(1. Фe5+),(1. Фg1),(1. Фf2),(1. Фe3),(1. Фa7),(1. Фb6),(1. Фc5).

Ферзь, аналогично пешке, королю, слону или ладье, не может «перепрыгивать» через пешки и фигуры соперника или свои собственные.

В этом примере ферзь черных не имеет возможности хода на поля d8-d6, так как его блокирует пешка белых, стоящая на поле e5. Конь белых, стоящий на поле f3, также блокирует возможность перемещения (на h3 и g3).

Как ферзь бьет? Точно так же, как и совершает ход.

В данном примере ферзь белых, стоящий на поле d4, способен «съесть» любую черную фигуру:

  • Одну из пешек: (1.Фxd7) или (1.Фxb4+).
  • Коня (1.Фxg4).
  • Ладью (1.Фxg7).
  • Слона (1.Фxd2).

Как пешка может превратиться в ферзя

После того, как пешка доходит до наиболее отдаленной горизонтали от начальной позиции, игрок должен ее заменить на коня, ладью, слона или ферзя. Такая замена называется термином «превращение» и является составной частью этого хода. Чаще всего пешку превращают именно в ферзя, так как он обладает наибольшей силой. Для превращения неважно, сколько аналогичных фигур имеется на доске, так что если у игрока уже имеется один ферзь, после превращения их станет два.

В этом примере пешка доходит до восьмой горизонтали и превращается в ферзя. Так как превращение является частью этого хода, белые ставят мат: (1.пd8(Ф)#).

Вам будет интересно: слабые превращения

В некоторые моменты игры пешку более выгодно превратить в отличную от ферзя фигуру (это называется «слабым превращением»). Вот эти ситуации:

  • Так как конь может атаковать по недоступным ферзю направлениям, то с помощью превращения в коня появляется возможность создать «вилку» (подставить под удар сразу несколько вражеских фигур), поставить шах или мат.
  • Превращение в ферзя создает патовую ситуацию (ничья), и тогда пешка становится ладьей или слоном.

Мат ферзем

План постановки мата ферзем:

А. Выбираем сторону шахматной доски , к которой король соперника расположен ближе. Для мата мы будем использовать именно ее.

В нашем примере это левая сторона.

Б. Отсекаем короля. Ферзь должен сделать такой ход, чтобы отсечь королю возможность перемещения по большей части шахматной доски. Блокируем его на выбранной стороне доски.

1. Фe1 – e5.

В. Ферзь, как конь. Заставляем короля отступать.

Для мата нам необходимо оттеснить на крайнюю горизонталь короля соперника. Ферзю для этого не нужна помощь, не требуется даже ставить шах. Даже более, шах здесь будет неуместен, так как даст сопернику возможность выбора пути отхода.

Если к ладье король может подойти по диагонали и «отогнать» ее, то против ферзя он бессилен. Достаточно каждым ходом становиться на позицию атаки, аналогичной ходу коня. У соперника не остается никакого выбора, кроме как отступить (на клетки, которым угрожает ферзь, он ходить не может).

От ферзя теперь требуется лишь повторять ходы за королем, снова и снова становясь в позицию атаки коня. Король влево - ферзь влево, король по диагонали - ферзь по диагонали в том же направлении.

1. . . . Крc6 – b6
Король вынужден отступать.
2. Фе5 – d5 Крb6 – a6
Ферзь снова становится в позицию атаки коня, король отходит к краю доски.
3. Фd5 – c5 Кра6 – b7
Король уходит на предпоследнюю горизонталь.
4. Фс5 – d6 Крb7 – a7
Ферзь планомерно следует своей стратегии.
5. Фd6 – c6 Кра7 – b8
Король почти загнан в угол!
6. Фc6 – d7 Крb6 – a8

А вот на это моменте остановимся поподробнее. Если ферзь в данной ситуации пойдет на c7, черный король не будет иметь ни одного поля, куда бы он мог пойти. Такая ситуация называется термином «пат». Поставивший пат игрок вместо выигрыша получает ничью, так как не выполняется главное условия победы (объявить королю соперника мат).

Поэтому, имея очевидное преимущество, торопиться не следует. У короля должно всегда оставаться два поля, между которыми он может перемещаться.

Г. Вперед-назад. Оставив противнику два свободных поля для перемещения, мы можем не бояться получить пат. Приступаем к воплощению последней части плана в жизнь.

Д. Выдвигаем вперед собственного короля. Черный король повторяет одни и те же два хода, а белый постепенно приближается к нему и становится напротив.

7. Крd1 – d2 Кра8 – b8
8. Крd2 – d3 Крb8 – a8
9. Крd3 – d4 Кра8 – b8
10. Крd4 – c5 Крb8 – a8
11. Крc5 – b6 Кра8 – b8

Теперь ферзю белых остается лишь выбрать, какой мат ему по душе. Более красивым вариантом считают тот, в котором белый ферзь становится между двух королей. Он атакует короля соперника и блокирует возможности для отхода, в то время как белый король его защищает.

12. Фd7 – b7 (e8, d8)#

Наработав достаточно практического опыта игры, можно применять и более изящные решения. Не обязательно гонять короля по всей доске, если можно повторить пункт Б («отсечь») .

3. Фd5 – b3 Крa6 – а5

Окончание партии можно дополнительно ускорить, если заставить короля соперника самому двигаться навстречу вашему.

4. Фb3 – b7 Кра5 – а4
5. Фb7 – b6 Кра4 – а3
6. Фb6 – b5 Кра3 – а2
7. Крd1 – c2 Кра2 – а1
Король черных пошел навстречу белому.
8. Фb5 – b1#.

Современная теория шахмат говорит, что мат ферзем можно поставить из любой начальной позиции на доске за 9-10 ходов (при условии, что кроме одного ферзя и королей на доске нет фигур). Но у новичков быстрые способы постановки мата чаще могут приводить к патовым ситуациям, поэтому сначала рекомендуется хорошо освоить способ с ферзем, атакующим как конь, а только потом переходить к более сложным.

Второй шахматной фигурой , с которой нужно обязательно познакомиться является шахматный ферзь. Он чуть меньше шахматного короля на шахматной доске , но в то же самое время и в разы сильнее. У шахматного ферзя на голове небольшая круглая шапочка, которую еще называют короной, но на вид это маленькая круглая шапочка. На демонстрационной шахматной доске или шахматной диаграмме у ферзя красивая корона с пятью зубцами. Шахматного ферзя иногда называют шахматной королевой.

Шахматный ферзь, шахматная королева на Руси и в России

С шахматным ферзем у славян Киевской Руси возникли большие проблемы. Славные воины даже не могли представить, что возможно появление фигуры , почти равной Царю по рангу. Великий князь обычно все решал сам: и мирные дела, и, тем более, военные.

И поэтому, на всякий случай, чтобы не смущать сознание русского воина, решено было не переводить на наш язык этот восточный термин. Вначале в России эту шахматную фигуру в России называли «Ферязь всяческая», из-за умения передвигать по шахматной доске самыми разнообразными способами. А затем одна буковка из слова «Ферязь» выпала и остался «Ферзь». Звучит гордо и мощно!

Подвиги шахматного Ферзя заставляли русских шахматистов относиться к этой фигуре, как к мужчине. Слишком уж велики и значительны его успехи на шахматной доске . Поэтому русские так никогда и не восприняли Ферзя как супругу Царя, а то бы она, безусловно, стала Царицей, а затем, возможно, и шахматной королевой.

История шахматного ферзя в разных странах

Европейские народы общались с азиатами меньше, чем русские, и не поэтому они совсем не приняли названия Ферзь. У поляков Ферзь стал Шахматной Королевой, а затем – Гетманом, у чехов – Краловной, у болгар – Царицей. В наше время почти во всех языках Ферзь стал Шахматной Дамой. Так эту фигуру зовут и немцы, и болгары, и чехи.

И когда наши шахматисты стали играть с европейскими, то и они частенько сталкивались с тем, что их боевой шахматный ферзь – это подруга шахматного короля . Многие даже с этим стали соглашаться. Но при издании в России шахматного учебника Лабурдоннэ род Ферзя все же стал мужским, и к этому постепенно и навсегда привыкли.

Сказочная шахматная история о шахматной королеве

Теперь стоит рассказать сказку о подруге короля. Чем раньше занимались Короли? Ходили на войну да на охоту! А удел Цариц – сидеть у окна и пришивать пуговицы. Подруга Великого Шаха это страшно не любила делать. И поэтому один раз сказала: «Я тоже отправлюсь в поход!» Шах испуганно замахал руками: «Что ты, что ты!» Но Царица его убедила, что мешать особо царским утехам не будет, а чем может, тем поможет. И в следующий поход они отправились вместе!

Однажды случилась такая история. Стоит ШАХская армия у одной вражеской неприступной крепости. Схожу штурмом взять крепость не удалось: враг камнями да стрелами бедных солдат закидал. Слоны, которые раньше вместо танков использовались, своими лбами прошибить каменные стены не сумели, только шишки большие набили. Конница через ров и высокие стены перепрыгнуть не смогла. Сидят все грустные, а враг с высоких стен дразнится, рожи противные корчит. Обидно, конечно! Вероятно, пришлось бы возвращаться назад, если бы не Королева. «Что же Вы ничего не соображаете?!» - говорит. Весь генеральский совет с удивлением посмотрел на нее. – «А боевых наших крокодилов вы почему не использовали! Пускай они подкоп своими зубами выроют.» Ночь не прошла, как мощными челюстями боевые десятиметровые крокодилы прорыли подкоп, и утром все враги проснулись в крепости уже связанными. Не раз еще своими советами помогали Королева войску. И в конце концов, совет старейшин присвоил ей звание Самого Большого Военачальника – Ферзя. Стал Ферзь главным советником и помощником Шаха!
Король стал сидеть на троне – учиться играть в шахматы , ну и управлять, то есть смотреть в окно и ждать свою Царицу – Ферзя, который носился по полям и командовал огромным войском. Войско не знало поражений со своим мощным Ферзем. Ферзь в переводе означает «умный, ученый, советник». Но запомни, что шахматный ферзь настолько быстро бегает, что советы может давать только себе. Медлительному Шахматному Королю за ним просто не успеть.

Всеволод Викторович Костров

Задайте вопрос или Оставьте свой комментарий