Конспект занятия рисованию теме насекомые. Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе на тему: Бабочки

Программное содержание:

Учить детей различать характерные признаки весны.

Закреплять знания детей об характерных особенностях насекомых.

Усовершенствовать технику рисования гуашью, кисточкой и ватной палочкой.

Развивать чувство формы и цвета.

Воспитывать умение видеть красоту природы, понимать ее хрупкость, вызвать желание оберегать.

Предварительная работа: наблюдения за явлениями в природе. Разучивание стихов, потешек.

Рисование округлых предметов в течение всего года.

Материалы к занятию: изображение березы с листьями, тонированные листья зеленого цвета, краски – гуашь (жёлтая, красная, чёрная, ватные палочки, салфетки, образец, «зеленая лужайка с одуванчиками», картинки насекомых, цветы.

Ход занятия:

Воспитатель заходит в группу с детьми, и рассматривают «луг» с цветами.

Ребята, а вы узнали эти цветы, как они называются? Когда эти цветы появляются? (весной).

Посмотрите на каждом одуванчике кто-то сидит. А вы их знаете? (пчела, кузнечик, муравей, жук, паук). А как их можно еще назвать (насекомые)

А когда просыпаются насекомые? (весной) .

Ребята, а сколько насекомых? (много).

А я вам хочу загадать загадку, постарайтесь отгадать.

Отгадывание загадки.

Надевает это крошка

Платье красное в горошек,

И летать умеет ловко

Это… (божья коровка).

Не мычит коровка та,

Нет рогов, копыт, хвоста,

Молока нам не дает,

Под листочками живет.

В чёрных точках красный плащ

Носит жук. Растеньям - страж.

С вредной тлёй воюет ловко

Эта. (божия коровка.)

Молодцы ребята, а теперь садитесь за стол. Сегодня мы на занятии будем рисовать божью коровку.

Рассматривание картины, описание божьей коровки. Воспитатель объясняет детям, что они будут рисовать последовательно: сначала красной гуашью и кисточкой, а потом продолжать ватной палочкой черной и желтой гуашью.

Показ рисования на листочке красного кружочка и закрашивание.

Детям раздаются тонированные листочки. Рисуют красный круг.

Физкультминутка.

Ребята, мы сегодня будем красивыми бабочками, они летают, устали бабочки и садятся на цветочки.

Показ воспитателя рисования ватной палочкой головы, пятен на спине, лапок и глаз.

Дети приступают к работе.

А теперь ребята возьмите свои листочки и подойдите к дереву. А вы узнали это дерево, как оно называется? (береза) .

Посмотрите, а ваш листик похож на эти листочки? (ответы детей) .

Значит, ваши листья тоже березовые и мы их подарим березке.

Ребята, какое у нас получилось красивое весеннее дерево с божьими коровками. Божьи коровки очень маленькие насекомые их нужно оберегать. А в народе говорят, если божья коровка сядет на ладошку, она приносит удачу. И я вам тоже хочу подарить, божьи коровки, и пусть она вам приносит только удачу.

Воспитатель сажает детям на ручки божьи коровки.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему «Бабочки»

Яковлева Ольга Васильевна воспитатель ГБОУ «Школа № 842», город Москва
Описание работы: Предлагаю вам конспект НОД на тему «Бабочки» для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет). Данный материал будет полезен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Этот конспект интегрированного занятия, направленный на знакомство детей с бабочками, отражение представлений об них в изобразительной деятельности.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие
Цель:
Знакомство детей с бабочками, отражение представлений об них в изобразительной деятельности.
Задачи
Образовательные:
Познакомить детей с разнообразием и стадиями развития бабочек.
Совершенствовать умение работать гуашью, продолжать осваивать технику штриховки. Продолжать учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков.
Развивающие:
Развивать творческие способности детей, чувство формы, цвета.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к познанию природы, желание любоваться красивыми бабочками и отражать впечатления в изобразительной деятельности.
Предварительная работа: Беседы, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы по данной тематике, наблюдения на прогулке за бабочками.
Методы и приемы: Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, рассказ воспитателя, вопросы к детям, использование художественной литературы.
Материалы и оборудование:
Иллюстрации бабочек, бумага, простые карандаши, гуашь, кисти № 1, стаканчики с водой, палитра, салфетки, клеенки.Организационный момент
Воспитатель загадывает загадку
Увидев на клумбе
Прекрасный цветок,
Сорвать я его захотел.
Но стоило тронуть рукой стебелёк,
И сразу цветок улетел. («Бабочка» В. Лунин)



Рассказ воспитателя (сопровождается показом иллюстраций)
Воспитатель: Дети, мы с вами не раз наблюдали, как в теплый летний день порхают над цветами разноцветные бабочки. Бабочки – одни из самых прекрасных существ на Земле! Люди придумали об этих красавицах много сказок и легенд. Римляне считали, что бабочки - это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька. Славяне, наши предки, сравнивали бабочку с сердцем влюбленного человека. В Японии пара бабочек символизирует семейное счастье, а в сказках живут эльфы с крыльями бабочки.
За их красоту люди дали этим насекомым красивые имена. Каких бабочек вы знаете?
Дети: Лимонница, крапивница, капустница, шоколадница, павлиний глаз, махаон, голубянка, адмирал и др.
Лимонница


Крапивница


Капустница


Шоколадница


Павлиний глаз


Махаон


Голубянка


Адмирал


Воспитатель: В мире существует много бабочек. Какими цветами раскрасила природа их крылья? (ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете, для чего бабочкам нужна такая яркая окраска?
Дети: Чтобы никто не смог увидеть их на цветах и причинить зло.
Воспитатель: Крылья бабочек состоят из мелких чешуек, которые покрыты красящими веществами. Они придают бабочкам чудесную окраску крыльев. Но эти цветные чешуйки очень-очень хрупкие. Поэтому, если взять бабочку в руки, можно их повредить и тогда бабочка погибнет. Не берите бабочек в руки и другим не разрешайте этого делать. Сохраняйте красоту!
Воспитатель: Рассмотрите картинки, какие части есть у бабочки?
Дети: Голова, туловище, четыре крыла, усики, ножки.
Воспитатель: Какой формы голова, туловище, крылья?
Дети: Круглая голова, туловище и крылья овальные.
Воспитатель: Туловище состоит из трех частей: круглая головка, средняя часть и брюшко.
Воспитатель: Сравните крылья и выясните, какие из них одинаковы по цвету, форме, узору, какая пара крыльев больше по размеру? (ответы детей)
Воспитатель: Рот бабочки – это длинный тонкий хоботок. Обычно он свернут в тугую пружинку, но стоит бабочке сесть на цветок, как хоботок разворачивается и опускается за нектаром на самое дно цветка. Усиками насекомые принюхиваются. Усики чувствуют запахи издалека.
Воспитатель: Сколько ног у бабочки? (Ответы детей). Бабочка – насекомое, а у всех насекомых по шесть ног.

Физкультминутка «Бабочка»
Бабочка изящно над цветком летала,
Крыльями яркими весело махала. (Плавные взмахи руками)
На цветок красивый села, (Присесть)
И нектар она поела. (Наклоны головы вниз)
Крылья снова распрямила, (Встать, руки в стороны)
В синем небе закружила. (Покружиться)

Дидактическая игра «Чудесные превращения»
Воспитатель показывает картинку гусеницы.


Воспитатель: Как вы думаете, какое отношение имеет гусеница к бабочке? (предположения детей)
Воспитатель: Давайте поможем гусенице превратиться в бабочку. (с опорой на картинку)


Что откладывает бабочка? (яйца)
Кто появляется из яйца? (гусеница)
Что делает гусеница? (питается листьями и растет)
В кого она превращается? (в куколку или кокон)
Кто вылупляется из куколки? (бабочка) У нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.

Физкультминутка «Гусеница»
Странный этот дом без окон
У людей зовётся кокон. (Медленные повороты вокруг себя)
Свив на ветке чудный дом, (Вращения руками)
Дремлет гусеница в нём. (Присесть, ладони под правой щекой)
Спит без просыпа всю зиму. (Ладони под левой щекой)
Но зима проходит мимо: (Встать, взмахи руками вверх)
Март, апрель, капель, весна… (Хлопки руками на каждое слово)
Просыпайся, сонюшка! (Потянуться)
Под весенним солнышком (Нарисовать руками круг)
Гусенице не до сна. (Погрозить пальцем)
Стала бабочкой она! (Плавные взмахи руками)


Работа в творческой мастерской
Воспитатель: Сегодня я предлагаю Вам нарисовать красивых, ярких бабочек в знакомой вам технике штриха.
Воспитатель обсуждает вместе с детьми порядок выполнения работы.
Простым карандашом набрасываем эскиз – контурный рисунок. Начинаем с туловища. Оно состоит из трех частей: круглая головка, средняя часть и брюшко. На голове обязательно есть усики. Затем рисуем крылья.
Берем кисточку, палитру, краски и начинаем разукрашивать наших бабочек штрихами.
Узоры на крылышках бабочек могут быть самыми разными. Недаром бабочек считают похожими на цветы. Узоры на крыльях бабочек считаются одним из чудес природы - так они интересны и необычны. Поэтому вы можете смело фантазировать и придумывать узоры для своих бабочек.
Дети рисуют бабочек гуашевыми красками в технике штриха. В процессе работы воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
Анализ детских работ
Воспитатель предлагает сделать выставку и рассмотреть ее.
Что за дивная краса?
Луг цветами весь покрылся!
Происходят чудеса,
Здесь волшебник потрудился
Но волшебник ни при чем!
Это бабочки слетелись,
Ясным, солнечным деньком
Отдохнуть на травку сели!
(С.А. Антонюк)

Итог
Что нового и интересного вы узнали? Какие моменты вам больше понравились и почему?

Занятие по рисованию в старшей группе по теме: «Насекомые»

«Бабочка»

Цель: 1. Расширить у детей знания и представления об особенностях внешнего вида бабочки.

2. Знакомить с симметрией на примере бабочки в природе и в ри­сунке.

3. Совершенствовать умение детей работать в нетрадиционной изобразительной технике - рисование пластилином, расширять знания о возможностях данного материала.

4. Учить детей наносить мазки пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения.

Материал для занятия: плотный картон голубого (синего) цвета с силуэтом бабочки, набор пластилина, стека, салфетка для рук.

Ход занятия

1. Организационная часть

Педагог предлагает детям послушать сказку.

Как бабочка стала разноцветной

Наступила весна. Природа оживилась: то тут, то там из разных щелей, из земли, из-под коры деревьев начали вылезать разные насекомые. Они стремились погреть свои тельца под теплым весенним солнышком.

Под старым прошлогодним листиком лежало несколько куколок, которые осенью сплели для себя из тончайших нитей гусеницы. Казалось, что они абсолютно пустые, внутри них никого нет. Но вдруг оболочка одной куколки разорвалась и через образовавшуюся щель выбралась на волю уже не гу­сеница, а совсем взрослая бабочка. Расправив крылышки, бабочка взлете­ла и села на рядом стоящую лавочку, которая была теплой от солнца.


«Какая теплая лавка,- подумала бабочка и с любопытством огляделась вокруг. - А где же травка? Где же цветочки? Вероятно, я очень рано прос­нулась. На некоторых лужицах еще есть лед. Но солнце здорово печет, и недалеко журчит ручеек. И в целом сегодня - чудесный денек!»

Так рассуждая, бабочка полетела знакомиться с окружающим миром, но вначале решила привести себя в порядок и прежде умыться, попить чистой водицы в ручейке, чье журчание слышалось недалеко от лавочки, на которой она только что сидела.

Присев около воды, бабочка сразу увидела свое отражение: на нее гля­дело невзрачное насекомое, у которого были совершенно, белые крылья. А мир вокруг был такой разноцветный: по веточкам ползали божьи коров­ки с ярко-красными спинками, над водой парили голубые стрекозы, торо­пилась по важным делам зеленая гусеница. Бабочка горько заплакала, опустив низко свои крылышки. Она подумала, что с ней никто не захочет дружить, потому что она такая бесцветная и некрасивая.

Солнышку стало ее очень жалко, оно погладило теплым лучиком ба­бочку по крылышку, и на нем чудесным образом осталось желтое пят­нышко. Но бабочка даже не заметила этого. Божья коровка, чтобы под­держать расстроившуюся подружку, потерлась ласково об нее бочком и оставила ярко-красный след. Толстая гусеница, проползая мимо, каж­дой своей ножкой дружески похлопала по крылу, оставляя отпечатки в виде зеленых точек. Но бабочка так горько плакала, что ничего не за­мечала вокруг. И только когда откуда-то сверху" на крыло бабочки упа­ла капелька, она непроизвольно от холодного прикосновения закрыла оба крыла. А когда крылья вновь раскрылись, то все увидели, что все разноцветные пятнышки, которые были на одном крыле, отпечатались на другом. Все восторженно ахнули и зааплодировали от произошедше­го чуда. Бабочка от неожиданности перестала плакать, промыла запла­канные глазки, и вдруг она увидела свое новое отражение в ручейке: на нее смотрела очаровательная красотка с разноцветными крылышками. И снова мир в ее глазах стал удивительным и прекрасным.

Воспитатель: Дети, это, конечно, сказка, а в сказках всегда случаются чудеса. В природе бабочка появляется на свет с красивым узором на крылыш­ках. Эту яркую окраску им придают мельчайшие чешуйки, имеющие яркую раскраску. Если взять бабочку в руки, то на руках останется раз­ноцветная пыльца. Насекомое, теряя пыльцу с крыльев, может от это­го погибнуть. Поэтому не нужно ловить бабочек и брать их в руки, лучшейтросто за ними наблюдать. Бабочки не только украшают наши поля и луга, но и приносят пользу природе: собирая с цветов нектар, они опыляют растения, чтобы в дальнейшем в них появились семена.

Физкультурная пауза «Бабочки»

Мы подпрыгнем столько раз,

Сколько бабочек у нас.

Руки вверх поднимем столько,

Крыльев разных у них сколько.

Столько раз присядем разом,

Сколько лапок видим сразу.

Дети выполняют движения по тексту стихотворения

2. Практическая часть

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем раскрашивать крылышки бабочки при помощи разноцветного пластилина. Необходимо помнить, что узор на крыльях бабочки симметричный, то есть одно крыло в точ­ности отражается в другом крыле, как в зеркале.

Поэтому при нанесении цветовых пятен на одно крылышко од­новременно необходимо делать те же пятнышки на другом в том же цвете, размере и расположении.


1. Выбрать цвет пластилина для изображения контура бабочки, раскатать тонкие колбаски и выло­жить ими готовый силуэт, места сое­динения сгладить пальчиком.

2. Украшение крыльев бабочки:

I вариант: отщипнуть от пластилина разного цвета парные кусочки произвольной формы, нанести их внутри контура поочередно на оба крыла. Каждое цветовое пятно располагать рядом с предыдущим, плавно «вливая» один цвет в другой - слегка размазывая один цвет пластилина на другом на границе их соединения.

II вариант: можно раскатывать определенные формы: колбаски или шарики, составлять из них узор, повторяя его на каждом крылышке.

3. Скатать колбаску-туловище из белого (желтого) пластилина, раскатать шарик-голову и расположить их в центре крыльев, при­жав к основе для закрепления. Раскатать тонкие колбаски из темно­го пластилина, нарезать стекой на полоски и сделать ими попереч­ные полоски по всему туловищу бабочки (можно просто нарисовать эти полоски стекой), на голове изобразить черные глаза - гороши­ны и загнутые вправо и влево усики.

Во время работы следует провести разминку для рук.

Разминка для рук «Бабочка»

3. Заключительная часть

Воспитатель: Наша группа превратилась в зеленый луг, над которым весело порхают пестрокрылые красавицы-бабочки, и нет среди них ни од­ной одинаковой. (Читает стихотворение А. Саврасова.)

Интеграция образовательных областей : «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Художественное творчество».

Цель : продолжать формирование художественно-графических навыков нетрадиционных способов рисования.

Задачи :

Образовательные : формировать навык нового способа получения изображения предмета – оттиск печатками из картофеля, дорисовывать дополнительные детали до получения полного изображения предмета, рисовать пауков, передавая характерные особенности их строения (4 пары лап, несколько глаз и т.д.).

Развивающие : развивать навыки рисования нетрадиционными способами (рисование ватными палочками), развивать цветовосприятие.

Речевые : обогатить словарный запас детей: печать картофелем, паук, плетет паутину, кружево.

Воспитательные : воспитывать аккуратность в работе с гуашью, печатками; бережное отношение к природе.

Раздаточные материалы : цветная бумага, гуашь, тонкая кисть для рисования №2, картошка, разрезанная пополам, ватные палочки, влажные и сухие салфетки, баночки с водой.

Демонстрационный материал : предметные картинки с изображением пауков; презентация «Паучки-домовички»; иллюстрации: репродукции с фотографий «Лесное кружево осе­ни», «Соломенный паук».

Методические приемы : сюрпризный момент, игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, продуктивная деятельность, анализ, итоги.

Предварительная работа :

1. Рассматривание иллюстраций, картинок, открыток с изображением разных видов пауков.

2. Рисование в книжках-раскрасках «Насекомые».

3. Закрепление рисования предметов круглой, овальной формы. Дидактическая игра «Что получилось?»

4. Чтение рассказов о насекомых.

5. Отгадывание загадок (о насекомых).

6. Подготовка к инсценированию сказки К. Чуковского «Муха-цокотуха».

Подготовка к НОД.

Педагог оформляет помещение, где проводится НОД, ис­пользуя вязальные крючки, вязаные изделия. Справа и слева от доски вешает репродукции с фотографиями.

1. Оргмомент .

2. Рассказ воспитателя .

Воспитатель рассказывает детям о кружевоплетении крючком и на коклюш­ках. Знакомит с произведениями народных мастеров по фотогра­фиям и натурному материалу мини-выставки).

Педагог сообщает, что бывает настолько тонкое вязаное изде­лие, его называют паутинкой, и проводит ассоциацию с лесным жителем, которого в отличие от кружевницы никто не учит, он умеет вязать от природы.

Педагог загадывает загадки о пауке:

1. Восемь ног, как восемь рук,

Вяжут шелком круг.

Мастер в шелке знает толк.

Кому нужен чудо-шелк?

2. Серый маленький Денис
На веревочке повис.

Ответ на эти загадки один - это паук.

Педагог показывает изображение паука или рисует его на доске.

Рассказывает о пауке: какого бывает размера и вида, удивителен тем, что имеет не 2 глаза, как человек, а несколько, не 6 лап, как все насекомые, а 8; где живет, как охотится на мелких насекомых (плетет паутину). Обращается внимание детей, что основу паутины составляют нити диагональные, что поперечные нити – клейкие (материал презентации «Паучки-домовички»).

3. Физкультминутка «Паучок» .

Паучок под лавку

Ненароком лапку

В городскую лавку

И другую лапку

(На строки 1 - 3 все произвольно прыгают на двух ногах. Со слов « сломал» переходят на прыжки на одной ноге. На две последние строки исполняют подскок с поочередным выставлением ноги на пятку.)

4. Продуктивная деятельность .

Воспитатель:

Ребята, неплохо бы и нам поселить у себя паучка, чтобы мух и комаров ловил. Давайте нарисуем его с паутиной и представим, что он самый настоящий.

1 этап – рисование паутины.

Воспитатель:

Сначала в воздухе, затем на листе нарисуем паутину: проведём линию сверху вниз, потом слева направо. Затем с левого верхнего угла проведём до середины, а от середины вниз. Также с правого верхнего угла до середины и вниз.

В центре изоб­ражаем спираль, которую разворачиваем через два-три оборота ду­гообразной линией, передающей особенности структуры паутины. (Можно для передачи цвета паутины исполь­зовать гелиевые ручки с бронзовым или серебряным наполнителем.)

От середины листа рисуются лучики во всех направлениях, как у солнышка. Затем простые кружочки, начиная от середины листа, круги по размеру увеличиваются. (Можно рисовать линии по кругу, как бы цепляясь за каждый лучик, проведенный ранее.) Получается паутинка.

Теперь берем в руки кисти и приступаем к работе на бумаге. (Если требуется помощь детям, воспитатель оказывает ее в индивидуальном порядке).

Пока наша паутинка сохнет, мы с вами отдохнем и поиграем.

5. Проводится игра «Ловкий паучок» .

Выбирается водящий, им мо­жет быть и педагог. Дети превращают­ся в мушек, комаров, бабочек. Очерчи­вается круг, водящий садится в центре на стул. Дети, передвигаясь в круге, имитируют насекомых. Они внима­тельно следят за водящим, чтобы не пропустить тот момент, когда он встанет и начнет ловить детей. Дети тогда должны выбежать из круга. Тот, кто попадется, займет место водящего. Игра продолжается 2 - 3 раза.

2 этап – рисование паука (оттиск печатками из картофеля).

В уголке на паутинке педагог предлагает нарисовать паука.

Воспитатель:

На картошку наносится кистью черная гуашь (на разрезанную часть) и ставятся печати прямо на высохшую паутинку. Кистью прорисовываются лапки и головка. Ватной палочкой рисуем глазки белой гуашью. (Можно прорисовать брюшко паучка по желанию ребенка.)

6. Пальчиковая гимнастика и гимнастика для глаз .

Мы старались рисовать

Трудно было не устать.

Мы немножко отдохнем,

И работать вновь начнем. (Кисти рук погладили, встряхнули, размяли.)

Поглядите, поглядите, (взгляд влево – вправо)

Это кто ползет по нити? (взгляд сверху – вниз)

Плетет такие кружева, (движения глаз по кругу)

Завидуют им мастера.

7. Анализ детских работ .

Воспитатель предлагает каждому ребенку придумать своему паучку имя, рассказать небольшую историю. (Пе­дагог замечает, что паутину ткут только паучихи - самки, поэтому имена должны быть женскими. При анализе детского рисунка педагогу следует обратить осо­бое внимание на характер и направление выгиба дуги (выгиб дол­жен быть направлен к центру листа), на ритмичность линий и бе­зотрывное их проведение.)

8. Итоги.

Воспитатель: Ребята, мы с вами еще раз перечитаем сказку К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха», разыграем ее. (Инсценировка поможет детям луч­ше представить образы сказки. Следует обратить внимание детей на то, что в сказке муха и комар - положительные герои: «Муха очень гостеприимная, комар храбрый. Однако в жизни дело обсто­ит по-другому: мухи и комары противные, они досаждают челове­ку. Тем не менее без разбора мух и комаров убивать не надо, они полезные: служат пищей для птиц и пауков». Подвести итог: «В при­роде все нужны, нет лишних».)

Дети убирают рабочие места, организовать выставку детских работ для родителей.