Конспект урока по русскому языку «Несклоняемые существительные. II

План-конспект урока по русскому языку для 4 класса.

Тема: «Слово и словосочетание»

Цель урока:

Расширение понятийной базы - знакомство со словосочетанием, как номинативной единицей языка, позволяющей точнее, чем слово, называть явления, предметы, признаки, действия;

Формирование умения самостоятельно строить словосочетание и применять новое знание.

Задачи урока:

Учить различать функции языковых единиц (слово, словосочетание, предложение)

Формировать навык вычленения словосочетаний из предложений, умения находить главное и зависимое слово

Совершенствовать устную и письменную речь учащихся

Развивать познавательные логические УУД (умения сравнивать, обобщать)

I . Самоопределение к деятельности

Звенит звонок, заливается.

Детвора на урок собирается.

Мы за парты тихо сели

На экран все посмотрели.

II . Систематизация имеющихся знаний. Работа над предложением

Цель: - продолжать обучать детей умению ставить вопросы; формировать навык вычленения словосочетаний из предложений. УУД: регулятивные (контроль, коррекция, оценка,) познавательные (применение знаний в изменённой ситуации); коммуникативные ( планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

(слайд 1)

На экране видите ….

Прочитайте их.

Какое слово можно исключить? Почему?

Проверим это утверждение.

Какие задания можете предложить к данным словам?

Составьте из слов предложение, соответствующее схеме:

Где? Чего?

(не хотите меня ни о чём спросить?)

Запишите предложение в тетрадь.

(На траве блестят капельки росы)

Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа. Оцените её.

Сколько словосочетаний в предложении?

- трава, блестят, роса, капельки

- «Капельки»- трёхсложное слово, остальные двухсложные

Слово «блестят», т.к. это – глагол, остальные слова - имена существительные.

Что? – трава, что? – роса, что? - капельки

Что делают - блестят

Предлагают варианты заданий

Предлагают варианты предложений

(можно ли использовать другие слова, менять форму слов)

Оценивают, используя смайлики.

В предложении два словосочетания:

«капельки росы », «блестят на траве»

Оценивают при помощи смайликов

III . Постановка учебной задачи

Цель: - активизация знаний учащихся и создание условий для постановки учебной задачи на урок. УУД: Регулятивные: целеполагание; познавательные (Логические): анализ с целью выделения признаков

Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке?

Как бы вы сформулировали тему урока?

Нам знакомы эти понятия?

А что вы знаете о словосочетании, расскажите о нём, используя схему:

Почему сегодня вновь обращаемся к этой теме? Какую познавательную задачу поставим на урок?

Можете уже что-нибудь сказать по этому поводу.

О словах и словосочетаниях

- «Слово и словосочетание»

Да, мы знаем, что слова называют предметы, признаки и действия

Словосочетание – это два слова, связанных по смыслу.

Связь слов устанавливается при помощи вопросов. Вопрос ставим от главного к зависимому.

- Чем словосочетание отличается от слова?

Высказывания детей.

IV . Решение учебной задачи

Цель: - обучать умению проводить сопоставительный анализ; выходить на новое знание; сравнивать свой вывод с выводом учебника УУД: Регулятивные: планирование, прогнозирование; Логические - решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Давайте выполним ряд заданий, которые помогут нам найти ответ на поставленный вопрос. Рассмотрите картинки.

Дайте название каждому предмету

Что называют слова?

Удовлетворяют вас эти названия? Почему?

Нельзя ли найти более точных названий предметам и действию?

Сначала предметы и действие мы назвали словом, потом словосочетанием. Чем отличается слово и словосочетание?

Где можем проверить свои предположения?

Мы выдвинули правильную гипотезу?

Подтвердите чтением.

Какую дополнительную информацию узнали из текста учебника?

Почему словосочетание сложное название»





действие


- В учебнике (читают)

- «Словосочетание более точно, чем слово может назвать предмет, действие, признак»

Словосочетание – это «сложное название»

Сигнализируют

V . Применение новых знаний.

Цель: - формирование умения самостоятельно строить словосочетание и применять новое знание УУД:

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению; Личностные: самоопределение

Итак, вопрос на ответ найден. Скажите, где мы можем применить новые знания.

Какие умения нам для этого понадобятся?

Сейчас поработаете в паре. Скажите, какие правила работы в паре нужно соблюдать?

Будем давать более точные названия предметам, действиям и признакам, используя словосочетания.

Правильно строить словосочетания

Доброжелательное отношение, выслушать до конца, тактично поправить

Карточка 1

Задание Прочитай. Составь словосочетания, подбирая к главному слову зависимое с помощью вопроса

Пилить (чем?) ________________, идти (как?) ________________,

дарить (кому?)______________, ________________ (какой?) ветер,

________________ (какой?) ветерок, _________________ (какое?) яблоко

Объясни другу, как ты соствил эти словосочетания

Обсудите с другом способы образования словосочетаний

Карточка 2

Задание Прочитай. Замени данные словосчетания другими, близкими по значению, например кисель из ягод – ягодный кисель

Сок из моркови - ______________________________________, лист берёзы –

_________________________, посуда для чая - _________________________,

уши зайца - ____________________________

Объясни другу, как ты составил словосочетания

Обсудите с другом способы образования словосочетаний.

- Выполняя задания, чему учились?

- Составлять словосочетания.

Словосочетание можно образовать при помощи вопроса, ставим его от главного к зависимому.

Заменить одно словосочетание другим, близким по смыслу

VI . Рефлексия деятельности

Цель: - продолжить обучение умению фиксировать учебную задачу, осуществлять рефлексию учебной деятельности – что решили из поставленных задач. УУД: Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование

- Ну что ж, ребята, подведём итог нашей работы. Какую познавательную задачу ставили на урок?

Что мы должны знать о словосочетании?

- Чем словосочетание отличается от слова?

Словосчетание –это «сложное название»

Оно точнее, чем слово называет предмет, признак, действие.

Конспект урока по русскому языку

с элементами технологий В.Ф.Базарного

В 4-м классе "Склонение имен существительных. Закрепление"

Цели урока:

Образовательные :

  • повторить имеющиеся знания о склонении имен существительных;
  • закреплять умения склонять имена существительные;
  • развивать умение определять окончания имен существительных единственного числа по склонению и падежу;

Развивающие:

  • развивать логическое мышление, внимание, воображение, восприятие;
  • развивать устную речь,
  • расширять словарный запас учащихся;
  • развивать орфографическую зоркость.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету;
  • воспитывать взаимоуважение;
  • воспитывать интерес к окружающему миру.

Здоровьесберегающие:

  • развивать и поддерживать зрительные функции глаза;
  • создавать положительный психологический климат на уроке;
  • поддерживать высокую работоспособность.

Оборудование:

  • карточки с целями;
  • индивидуальные карточки с заданиями;
  • цифры из ребристого картона и бархатной бумаги.

Ход урока

1. Организационный момент.

Психологический настрой на урок с учетом модальностей учащихся.

Учитель:

– Закройте глаза и нарисуйте ту отметку, которую вы хотите получить сегодня на уроке.

Дети: Рисуют в воздухе с закрытыми глазами отметку.

Учитель:

– Возьмите дневник, нашепчите туда отметку.

Дети: Шепчут отметку в дневник.

Учитель:

– Возьмите на парте карточку с отметкой и указательным пальцем проведите по той отметке, которую хотите получить.

Дети: обводят свою отметку.

(На партах лежат карточки с пятерками, четвёрками. Цифры сделаны из ребристого картона, бархатной бумаги.)

Учитель:

– Мы совершили магический ритуал, и, надеюсь, ваши желания исполнятся! Садитесь!

2. Сообщение темы и целей урока.

Учитель:

– Ребята, раз наш урок начался с магии, мы должны проверить, может мы с вами волшебники? Даже цели урока волшебным образом растворились на стенах нашего класса. Посмотрите вокруг внимательно и среди этих слов найдите глаголы. -

Цели (глаголы развешаны по классу в разных местах, предложения записаны на доске с пропусками глаголов):

– Вспомнить , склонения имен существительных.

– Какие падежи существуют в русском языке?

– Как, по каким признакам можно отличить один падеж от другого? (по вопросу, по предлогу, по окончанию, по роли в предложении)

– Отрабатывать умение определять падежи, склонения.

– Ставить слова в нужный падеж.

При ответе учащиеся доказывают, что найденное слово является глаголом.

Учитель:

– Сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания об изменениях имен существительных по падежам и склонениям.

Разминка

Чтобы быстро справиться с первым задание, нам необходимо провести волшебную разминку, которая поможет работе головного мозга.

Выполним упражнения: «Слоник», «Ребро-ладонь-кулак», «Волшебные восьмёрки».

Учитель: Молодцы! Мы подготовили наш мозг для активной работы, теперь подготовим руку для письма.

3. Чистописание

В первой строчке чистописания вот такое задание д/б/ (-д, -б)

Если у вас есть волшебные чары, то вы без труда расшифруете вторую строчку чистописания и запишите её в тетрадь.

елка си ела в упле. (Белка сидела в дупле).

– Дополни предложение.

– Назовите грамматическую основу.

– Назовите существительные, докажите, что это слово является именем существительным, определите падеж, склонение.

4. Работа по теме урока.

Учитель: Ни один волшебник не обходится без теории. Давайте повторим названия падежей, вспомогательные слова и падежные вопросы.

– Кто-то испортил карточку! Давайте в парах выполним задание верно!

Работа в парах на карточках.

– Установить соответствие между падежами, вспомогательными словами и вопросами с помощью стрелок.

Даю

И.п.

кем? чем?

Вижу

Р.п.

кому? чему?

Думаю

Д.п.

о ком? о чём?

Нет

В.п.

кого? что?

Любуюсь

Т. п.

кого? чего?

Есть

П.п.

кто? что?

Проверка фронтально.

– Сколько падежей в русском языке?

– Назовите отличительные признаки падежей.

– Теперь никакая практическая работа для волшебников не страшна!

Задание на карточке.

Учитель:

– Чтобы стать настоящими волшебниками мы должны знать некоторые хитрости. Приготовим Глазки для хитрости (Прищурили глаза на 15 счетов). А теперь посмотрим, сколько хитростей нас ждет.

Выполните задание на карточках.

– Вставь пропущенные буквы. Обозначь склонение и падеж выделенных существительных.

Живые барометры

непогод__ .

поверхност ___ р__ки.

В Африк __ о погод жизн __ .

– Зачем в этом задании нужно определить склонение и падеж существительных?

– Что вы узнали нового про животных?

Взаимопроверка в парах с комментированием.

Проверяющий выставляет отметку 5 или 4 на карточке.

5. Физкультминутка.

Учитель: Только самые внимательные могут быть волшебниками.

(Повторение знаний о склонении, развитие внимание.)

Учитель называет существительные разных склонений, если ученик слышит 1 скл. – приседает, 2 скл.– тянется вверх, 3 скл.– хлопает в ладоши.

Слова для физминутки: снег, метель, мороз, вьюга, стужа, заморозок, оттепель, снежинка,

Задание на карточке.

А как вы думаете, трудно зимой животным в лесу? Предлагаю перенестись в зимний лес при помощи колдовства. Закрыли глаза… мы летим над полями, лугами опускаемся в лесу у высокой ели. При работе с карточкой мы узнаем кто дружит с елью.

Проверка фронтально.

Задание на карточке.

Самопроверка, по Смарт доске.

Учащиеся выставляют себе отметку 5 или 4 на карточке.

Физкультминутка для глаз.

Глазки дружно закрываем,
В это время отдыхаем.
Переносимся, дружок,
На открытый мы урок.

Самостоятельная работа с учебником

Раз мы владеем приемами волшебства, значит, можем делать добрые поступки. А для этого нужно правильно указывать адресата: кому и от кого мы дарим подарки, выполним упражнение для закрепления.

Выполнив задание, учащиеся сдают тетради.

Домашнее задание.

Итог урока.

– Ребята, над какой темой мы сегодня работали на уроке?

– Какие цели перед собой ставили? Чего достигли?

– Встаньте, кто сегодня на уроке получил все 3 “5”

– А те, кто 2?

После проверки тетрадей детям выставляется общая отметка.

Рефлексия.

“Метод пяти пальцев”.
М(мизинец) – мыслительные процессы.

– Какие знания, ты получил на уроке?
Б(безымянный) – близость к цели.

– Что сегодня я делал и достиг?
С(средний) – помощь, услуга.

– Чем я сегодня помог, чем порадовал учителя, одноклассников?
У(указательный) – физическая форма.

– Что я сегодня сделал для своего здоровья?
Б(большой) – состояние духа.

– Какое у меня настроение?

– Как вам наше волшебство? – Во!!!

Дам, друзья, такой наказ
Чтоб настроенье было класс!
И здоровье берегите, спинки ровненько держите!
И чтоб знаний вы с урока унесли бы очень много!

Дополнительная карточка на урок.

Задание 1.

Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Укажите падеж имени существительного ЕЛЬ во всех предложениях.

В л__су на полян__ растёт ель. На ел__ висят шишки. Ч___сто на ел__ забирается белочка. Нередко к ел___ прил__тает дятел. Под ел__ прячется пугливый зайчик. Зимой около ел__ увидишь на сн__гу сл__ды зв__рей и птиц.

Задание 2.

Запиши ответы на вопросы, слова в скобках поставьте в нужном падеже.

  1. Где прыгала рыженькая белочка? (вершина, ель) ___________________________________________________________
  2. Где росла кудрявая берёза? (опушка, роща) ___________________________________________________________
  3. Где показалась река? (голубая дымка, туман) ___________________________________________________________

Задание 3.

Допишите, кто где живёт, выделите окончания имён существительных в предложном падеже.

Астраханцы – в ________________, калужане – в _____________________, туляки – в __________________, москвичи – в ___________________, киевляне – в _________________, омичи – в _______________, казанцы – в _________________.

Даю

И.п.

кем? чем?

Вижу

Р.п.

кому? чему?

Думаю

Д.п.

о ком? о чём?

Нет

В.п.

кого? что?

Любуюсь

Т. п.

кого? чего?

Есть

существуют

отличить

Отрабатывать

Ставить

Карточка №1

Живые барометры

Снегирь под окном з__мой чирикает – к оттепел___. Ласточки летают ни__ко над землёй – к непогод__ .

Сом перед гр__зой поднимается к поверхност ___ р__ки.

В Африк __ о погод __ узнают по поведению слонов. Перед дождем эти гиганты укрываются на возвышенност __, потому что в низин ___ много воды. Это гр__зит им гол__дом и опасностью для жизн __ .

Карточка №2

Поставьте существительные в скобках в нужном падеже, определите падеж.

Высокая (ёлка) росла в дремучем лесу. Около (ёлка) бегали зайцы, волки. Над (ёлка) летали синицы, сороки.

Карточка №3

Вставьте пропущенные безударные окончания имен существительных.

На белой скатерт..(3скл.П.п.) снегов видны следы рыс..(3скл.Р.п.). От ёлк..(1скл.Р.п.) к ёлк..(1 скл. Д.п.) прыгает шустрая белка. На берёз..(1скл. П.п.) лежат пушистые шапки снега. Ветки пригнулись к земл..(1скл. Д.п.) от такой тяжест..(3скл. Р.п.).


Прочай Наталья Александровна
Учебное заведение: КГКОУ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Алтайская общеобразовательная школа № 2
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2017-09-08 Конспект урока по русскому языку «Несклоняемые существительные» Прочай Наталья Александровна Конспект урока по русскому языку в 4 классе на тему: Упражнения в склонении имен существительных. Несклоняемые существительные. Цель урока: создать условия для систематизации и закрепления знаний и умений учащихся по теме: "Склонение имен существительных".

Просмотреть свитедельство о публикации

Конспект урока по русскому языку «Несклоняемые существительные»

Открытый урок русского языка в 4 классе

Тема: Упражнения в склонении имен существительных. Несклоняемые существительные.

Цель: создать условия для систематизации и закрепления знаний и умений учащихся по теме: «Склонение имен существительных».

Задачи:

Обучающие : закрепить знания о падежах, падежных вопросах, умении определять падеж имен существительных; познакомить с понятием «несклоняемые существительные».

Коррекционно – развивающие: развивать память, внимание, словесно-логическое мышление; расширять словарный запас; совершенствовать речевые умения и творческие способности.

Воспитательные: содействовать развитию интереса к изучению родного языка; воспитывать аккуратность и организованность; коммуникативные умения.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование : учебники, памятки, карточки для самостоятельной работы, опорные таблицы.

Ход урока:

1. Оргмомент

-Ребята, я рада вас видеть! Давайте улыбнемся друг другу, зарядимся хорошим настроением и отлично поработаем на уроке!

2. Минутка чистописания

Урок мы начнем с минутки чистописания, а для этого выполним упражнения для пальчиков. Повторяйте за мной:

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому:

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Сам мизинчик- малышок

Постучался на порог!

(Дети вместе с учителем выполняют пальчиковую гимнастику на развитие мелкой моторики).

А сейчас отгадайте загадку:

Опоясал каменный ремень

Сотни городов и деревень.

(Шоссе)

Какой первый звук в этом слове вы слышите?

Как называется буква, которая обозначает этот звук?

Итак, мы напишем красиво и правильно буквы и соединения.

Пишем чисто, аккуратно. Следим за осанкой.

Ш ш ша шо шл шк

На ваши буквы я смотрю,

И все понять я не могу.

Я прошу вас указать,

Где мне лучшие искать?

(Дети оценивают работу по чистописанию, проводят самоанализ).

3. Словарная работа

Как вы понимаете слово шоссе?

(Оно пришло к нам из французского языка и обозначает дорогу с твердым покрытием)

Прочитайте слово как говорим. Согласный в конце слова произносим твердо.

Прочитайте орфографически, как пишем.

— Спишите, поставьте в слове ударение, подчеркните «ошибкоопасные» места.

Проскороговорим скороговорку и запишем в тетрадь.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

4.Актуализация опорных знаний

Саша шоссе сушку

Что объединяет эти слова? Какой частью речи они являются?

Мы уже много знаем об этой части речи и сейчас схематично зафиксируем наши знания.

Что такое имена существительные?

Как изменяются им. существительные?

Что такое склонение существительных?

Как определить падеж имени существительного?

Все ли существительные склоняются?

5. Постановка темы и целей урока

Итак, тема нашего урока: «Упражнения в склонении имен существительных. Несклоняемые существительные.»

Подумайте,

(Цели: отрабатывать умения определять падеж существительных по вопросам и предлогам падежей; узнаем, все ли существительные в русском языке склоняются)

6. Работа по теме урока

Закрепим умение определять падежи существительных. Можно использовать памятку. Выполним упражнение № 115, с комментированием.

(Индивидуально у доски по цепочке.)

Итак, ребята, какие умения отрабатывали, выполняя это упражнение? Что вам помогало в работе?

7. Физическая минутка

Буратино потянулся.

Раз — нагнулся, два — нагнулся.

Руки в стороны развел,

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать!

Какое отношение имеет существительное Буратино к теме нашего урока?

(Читали о Буратино, переживали за Буратино, гордились Буратино…)

В русском языке достаточно много несклоняемых существительных. Многие слова заимствованы из других языков.

1. Познакомьтесь с некоторыми существительными:

пальто радио

метро шимпанзе

кино какаду

такси кенгуру

2.Наблюдение за склонением существительных.

И.п. мел метро

Р.п. мела метро

Д.п. мелу метро

В.п мел метро

Т.п. мелом метро

П.п. о меле о метро

Какая часть слова обычно меняется при изменении существительных по вопросам?

Изменилась ли форма слова у существительного метро ?

Есть ли у этого слова окончание?

Вывод: существительные, которые употребляются в разных падежах, но не меняют форму слова, называются несклоняемыми. Эти слова нужно запомнить.

Для чего?

3. Рассмотрите картинки и найдите несклоняемое существительное. (Пальто)

Поработаем устно. Упражнение- игра «Вставь словечко.»

В магазине продаются разные……..

Красивые пуговицы пришиты к ……..

Мне купили осеннее и зимнее ………

Я довольна своими новыми……….

4. Самостоятельная работа в парах по карточкам, с последующей проверкой.

А сейчас я зачитаю полностью это юмористическое стихотворение, а ваша задача исправить окончания в несклоняемых существительных.

Как-то рано поутру с другом сели мы в метру.

И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре.

Любит кины детвора, если в кинах кенгура

Ходит-бродит по шоссу, носит в сумке шимпанзу.

Кенгуру в кафу зашел, занял там свободный стол

И сидит за доминой с шимпанзой и какадой.

Интересное кино, жаль, что кончилось оно.

Вопрос: употребление каких слов показалось вам странным?

Тема: « Предложение. Виды предложений по цели высказывания.»

Цель: Закрепить различные виды предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные).

Задачи: отрабатывать умения определять цель предложения;

развивать мыслительную деятельность: умения сравнивать, наблюдать, анализировать, делать выводы. Развивать речь.

Воспитывать культуру речи, умение слушать других.

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Минутка чистописания

Ж ж ж жж жж жж

Жужжит вожжи дрожжи

Слово жжёт хуже огня.

III. Словарно – орфографическая работа. Игра « Вижу – слышу».

Индивидуальные задания по карточкам:

В это время работа с классом.

А с остальными поиграем в игру « Вижу – слышу».

Ребята, что это за слова? (словосочетания)

Что такое словосочетания? (Словосочетания – это соединение двух слов, главного и зависимого, связанных между собой по смыслу и грамматически).

Крепкое здоровье Верные друзья Сильная вьюга Белые хлопья Новое пальто

Что вы можете сказать об этих словосочетаниях? (существительные и прилагательные)

На какие группы можно разделить существительные? (одуш.и неодуш.)

Какое слово может быть лишним? (друзья – одуш.)

Составьте предложение используя одно из словосочетаний. Запишите его. (Заслушать 1 – 2 учеников)

Какая орфограмма встречается в именах существительных? (Раздел ь)

Когда он пишется? (Раздел. Ь пишется после согласных, перед буквами е,ё,ю,я,и).

IV. Актуализация опорных знаний.

Давайте вспомним, что такое предложение? (законченная мысль)

Чем могут отличаться предложения друг от друга?

Вывод: Предложения по характеру резко отличаются. Они бывают и спокойные, и ужасно любопытные, восторженные, гневные, изумительные.

Предположите, о чём мы будем говорить на уроке?

Верно, сегодня повторим какие предложения бывают по цели высказывания.

V. Раскрытие темы урока:

Встретились два друга. И разговорились.

Черепаха, унеси меня домой.

А где ты живешь?

В муравейнике.

Что заметили? (Каждое предложение написано с новой строки и перед ним стоит тире)

Какая это речь? (Разговорная)

Сколько героев участвует в разговоре? (2)

Кто они? (Черепаха и муравей)

Как называется такой текст? (диалог) Что называют диалогом?

(В словаре Ожегова диалог – это разговор между двумя лицами)

С какой целью муравей произнес первое предложение? (попросил)

Какой знак стоит в конце этого предложения? (!)

Как называются предложения, в которых о чем-то просят, побуждают к действию? (побудительное)

Что содержится в ответе кузнечика? (вопрос)

Какой знак стоит в конце предложения? (?)

Что сообщается в последнем предложении?

Какой знак стоит в конце предложения?

Как называются такие предложения?

VI. Обобщения (выводы).

Что содержит вопросительное предложение?

Что содержит повествовательное предложение?

К чему побуждают побудительные предложения?

Приведите на каждый вид свои примеры.

По цели всегда различай предложения.

В повествовательном – сообщение. Вопрос в вопросительном (даешь ответ).

А в побудительном – просьба, совет.

VII. Физминутка.

VIII. Работа в группах.

Откройте учебник на с. 209 Поработаем в группах по упр.600

1 группа – выписывает только повествовательные предложения

2 группа – только вопросительные

3 группа – только побудительные

Взаимопроверка. Коллективная проверка.

IХ. Индивидуально –групповая работа с использованием разно уровневых заданий.

Ребята, на столах у вас лежат карточки с заданиями разных уровней. Задания для себя вы выбираете сами, но с учётом своих возможностей.

Поднимите руки кто получил 5 баллов? (4 балла, 3 балла)

Х. Повторение ранее изученного. Работа с предложением. Упр 601

Прочитайте текст.

Что вы заметили? (нет знаков препинания)

Выделите предложения.

Запишите получившиеся предложения, поставив правильные знаки препинания.

Что повторили о предложении?

Какие бывают предложения по цели высказывания?

1.Создать условия для ознакомления учащихся с правописанием мягкого знака после шипящих в глаголах.

2.Создать условия для формирования умения писать Ь после шипящих в именах существительных и кратких прилагательных

3.Создать условия для развития орфографической зоркости и мыслительной деятельности учащихся.

4.Создать условия для воспитания культуры учебного труда и коммуникативных способностей.

Используемый учебник: Русский язык.:Учебник для 4 класса четырехлетней начальной школы. В 2-х частях.-2-е изд., с уточ..-М.:Вентана-Граф,2004г.

Ход урока

І. Орг. момент.

ІІ. Орфографическая минутка.

Начнём урок русского языка с орфографической минутки. Запишем слова

под диктовку, выделим орфограммы:

Воро бь и, па ль то, яко рь , моло дёжь , соло вь и, помощь .

* Самопроверка. (слова вынести на доску )

Сверьте с доской. У кого все слова записаны так, как на доске, поднимите руку.

Прочитайте слова ещё раз и скажите, что в них общего?

( имена существительные;

С безударной гласной в корне слова;

Пишутся с мягким знаком;)

Какую роль выполняет “ Ь ” в словах?

Ь – разделитель;

Ь – смягчитель;

Ь – указывает на существительное жен. рода 3 склонения;

А как вы напишите следующие слова: ключ…, хорош…, могуч…, чертёж…?

Объясните.

Вывод. Расскажите, что мы знаем о правописании Ь после шипящих на конце слов?

А как вы думаете, пишется ли Ь после шипящих на конце глаголов?

Тема нашего урока сегодня звучит так:

“Мягкий знак после шипящих в глаголах”.

Попробуем сформулировать цели урока.

У – узнаем, пишется ли Ь после шипящих в глаголах;

Р – будем развивать внимание и орфографическую зоркость;

О – объяснять написание слов;

К – корректировать ответы товарищей;

ІІІ. Работа над новым материалом.

Для того, чтобы ответить на вопрос: пишется ли Ь после шипящих на конце глаголов, предлагаю обратиться к рубрике “Давай подумаем” на с.82.

Внимательно прочитайте предложения.

Скажите, это просто предложения или что-то иное? (пословицы)

Кому не понятен смысл пословиц? (по необходимости объяснить)

1). Семь раз отмерь, один раз отрежь.

2). За двумя зайцами погонишься , ни одного не поймаешь.

4). Без теста пирога не испечёшь .

5). Важно беречь платье снову, а честь смолоду.

Прочитайте выделенные слова. Какой частью речи они являются?

(Глаголы)

В каких формах стоят? (в нач. ф.; в личн. ф.; в ф. повелит. накл.)

Что интересного вы заметили в написании глаголов? (на конце глаголов после шипящих пишется Ь)

Сравним наши выводы с выводом девочки Жени. (На конце глаголов в любой форме после шипящих пишется Ь )

Совпали ли выводы? (да)

Чтение вывода по учебнику хором. (Во всех глагольных формах после шипящих пишется Ь )

А сейчас закрепим наши теоретические знания на практике.

Упр. 1 – внимательно прочитайте задание. Как вы его поняли?

(записать глаголы в три столбика: нач.ф. гл. 2л. ед.ч. гл. повел. накл.)

(4-5 слов разобрать коллективно, остальные записать самостоятельно; можно работать в парах)

Встаньте, кто выполнил задание правильно.

Ф? минутка . Я буду называть слова. Если в слове надо писать Ь, вы приседаете 1раз, если Ь писать не нужно – делаете 1 хлопок над головой.

Рожь, шалаш, скрипач, спишь, дружишь, беречь, кирпич, могуч, пишешь, думаешь, (желаю) удач.

Работа по карточкам.

“Ветер, ветер! Ты могуч…,
Ты гоняеш… стаи туч… .
Ты волнуеш… сине море,
Всюду вееш… на просторе,
Не боиш…ся никого,
Кроме Бога одного…”

Прочитайте отрывок.

Из какого произведения эти строки? Кто автор?

Вставь, если нужно Ь в слова. (дети работают самостоятельно)

Проверка .

Назовите слова, в которых написали Ь, и докажите, что он необходим.

А почему в словах могуч и туч Ь писать не нужно?

Письмо под диктовку с комментированием.

Поспешишь – людей насмешишь.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Упражнение с использованием сигнальных карточек . (слова записаны на доске; дети показывают Ь, учитель вписывает в слова)

Стри…, доч…, поёш…, мыш…, скрипач…, гореч…, трубач…, стрич…, играеш…, сторож…, печ…, спряч…, береч…

Вывод .

Дети, кто понял, когда же пишется Ь после шипящих на конце слов?

Сейчас я проверю.

Задание на карточках . (соедини линией, когда пишется Ь)

Сравните с таблицей! (на доску вывешивается таблица)

Обратимся к целям урока и сделаем вывод.

Что нового мы узнали о правописании глаголов?

Чему учились?

Кому на уроке было интересно и всё понятно – поставьте на полях в тетради восклицательный знак (! ). Если были затруднения или что-то непонятно – поставьте знак вопроса (?)

Не переживайте, завтра мы продолжим разговор на эту тему.

Дом. задание. С.82 –правило, с. 83 – упр. 5, 2.