Конспект урока на тему род имен существительных. Урок русского языка в третьем классе «Род имен существительных

Урок русского языка в 3 классе

Тема урока: Род имён существительных (2-ой урок-закрепление)
Цель урока:
- расширить представления об имени существительном, об определении рода имён существительных, познакомить с осбенностями определения рода некоторых имён существительных
Задачи:
- обогащать словарный запас учащихся;
- развивать связную речь, орфографическую зоркость;
- воспитывать интерес к учению, любовь к природе.

Межпредметные связи: белорусский язык,человек и мир, литературное чтение.

Ход урока:

1. Организационный момент. Приветствие друг друга, гостей.

2. Проверка домашнего задания (взаимопроверка в парах)
-Поднимите руки, кто нашёл в тетради соседа ошибки?

Как изменяются имена существительные? (по числам, по родам)
-Какие слова –помощники помогают нам опрелелить род существительных?
-Какое стихотворение королевы из сказки прошлого урока.
Женский род запомню я
И скажу: “Она - моя”.
И запомню род мужской
И опять скажу: “Он - мой”.
Средний род:”Оно - моё”.
Это правило - моё! (твоё)

3. Сообщение темы и цели урока. (на доске)
4. Орфографическая разминка. Чистописание
- Чтобы узнать, какую бкву мы будем писать сегодня на минутке чистописания, мы должны отгадать слова и правильно их записать.
*Мебель для сна, на которую кладут матрац и постельные принадлежности (КРОВАТЬ)
*Утренняя еда, еда до обеда (ЗАВТРАК)
*Городская электрическая дорога, обычно под замлёй (МЕТРО)
*Дерево с оранжево-красными плодами- еда для снегирей (РЯБИНА)
*Огородное растение с продолговато-зелёным плодом (ОГУРЕЦ)
*Плетёное изделие для хранения, упаковки, переноски вещей (КОРЗИНА)
-Что общего у этих слов? (словарные)
-Посмотрите внимательно на все слова и найдите согласную букву, которая встречается во всех этих словах? (р)
Рр ря ру ри ры тростник деревья дорожка рыжик
-Объясните орфограммы в словах.
-С каким новым словарным словом познакомились на прошлом уроке? (неделя- придумать предложения с этим словом) Сколько дней в неделе? (7)
5. Ход урока:
- А чего в жизни бывает 3- по количеству видов рода?(по сказкам, 3 месяца в каждой поре года и т.д.)

3 этапа урока: МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ (открываем на доске плакаты природы с названиями месяцев по очереди)
1) МАРТ (как звучит название месяца на белорусском языке, немного описать природные изменения) Повторение пройденного. На доске- картинки с названиями предметов. Распределить их по группам (определить род)
Проблема:
На доске написаны ещё некоторые слова (или под диктовку)-кенгуру, шампунь, кофе, какао.

Это существительные? Докажите.
– Определите род этого существительного. (Задание, на которое не могут дать ответ.)
– Почему затрудняетесь ответить на вопрос? (Не знаем такого окончания, не можем использовать подсказку: он, она.)
------- Поиск решения.
Такие слова называются заимствованными. Они неизменяемые(не изменяется окончание) Эти слова несут национальный колорит (окраску): кенгуру живёт только в Австралии, кофе выращивают в Бразилии, а какао – в тропических лесах Америки. Понаблюдаем, как они сочетаются с другими словами (Может быть, в них можно найти подсказку?)
– Какие окончания у слов-помощников?
– Какой род?
– Какие слова нужно добавить, чтобы было понятно, какого рода эти существительные? (Нужно добавить имена прилагательные: большого кенгуру, крепкий кофе, сладкое какао, новый шампунь.) Рекомендуем записать и правильно использовать в речи: мыть голову (чем?) шампунем.
– Что предлагается вам в задании в отношении этих слов? (Запомнить род этих существительных.)
2) АПРЕЛЬ Открываем следующий месяц весны. Какой праздник празднуем сегодня? (Всемирный день здоровья)

6. Физкультминутка
Приготовьте свои ладони. Ученики будут приседать, если услышат существительное женского рода. Подниматься на носочки – существительные мужского рода. Будут хлопать, если услышат существительные среднего рода. Будьте внимательны!
(Ягода, улей, болото, озеро, белка, сахар, дождь, календарь, молоко, чайка, радуга, лето, огонь, полотенце, весна)
Проблема: Учитель называет существительные:
староста, плакса, умница, забияка, соня.
Куда их отнесём? Это существительные общего рода. Род их можно определить только в предложении по слову, которое к ним относится. Приведите примеры.

7. Работа с учебником. Упр. 170 (2 ученика -к доске, по 3 словосочетания, 1 –за доской- разбирает 3 выделенных слова по составу)
-Давайте вспомним, какого рода эти существительные в белорусском языке. Делаем вывод (нужно запомнить, как и написание заимствованных слов)
3) МАЙ (как звучит название на белорусском, выводы, описание природы)
Беседа о дружбе, взаимопомощи.
8.Задания по группам(на время-5 минут)
-Молодцы, все справились. Проверка, анализ заданий.

9. Игра «Найди ошибки» (на доске)
10. Итоги урока, рефлексия.
Чему сегодня учились на уроке?
Как доказать, что существительное среднего, женского, мужского рода?
А как определить род, если существительное пришло из другого языка; общего рода; стоит во множественном числе?
Кто доволен своей работой сегодня?

11. Домашнее задание (3 разных задания- вытягивают на листочках (в виде листика с дерева) ***упр.172
***упр.173
***записать по 2 слова –существительных каждого рода
(мужского, женского, среднего)
Задания по группам.

Карточка 1
Даны имена существительные. В каждой группе зачеркните 1 лишнее. В остальных сверху определить род.

Тетрадь, журнал, блокнот, ручка.

Племянник, сестра, школьник, мачеха.

Шкаф, ковёр, диван, полка.

Карточка 2
-Вместо точек вставьте названия животных. Определите их род.

Голоден как… Хитёр как… Труслив как… Грязный как… Здоров

Как… Надут как … Нем как… Болтлив как …

Карточка 3
-Найди слово, в котором не та буква. Напиши, какое слово должно быть в пословице, определи род.
Ус хорошо, а два лучше. Голод – не щётка. Один в золе не воин.

Трус своей лени боится. Жди у горя погоды. Полк в овечьей шкуре.

Трус кормит, а лень портит. Терпение и

Пруд всё перетрут. Не зная броду, не суйся в моду.

Карточка 4.
Вставить пропущенные буквы, определить род существительных.
ар_мат вет_р л_мон

Л_пата орф_грамма б_рёза

С_ребро ябл_ко прав_ло

Т_мат юн_ша ш_ссе

М_шина к_лендарь ч_рёмуха

Тип урока : комбинированный.

Цель: создать условия для развития умения определять род имён существительных.

Задачи:

  1. отрабатывать умения учащихся определять род имён существительных путём подстановки личного и притяжательного местоимения;
  2. развивать орфографическую зоркость, речь учащихся; умение обобщать, группировать слова по определённым признакам;
  3. воспитать человека, который умеет заботиться о своём здоровье.

Оборудование:

  • учебник «Русский язык-3» (2 ч.) автор Т.Г. Рамзаева;
  • плакат со словами народной мудрости «Береги платье снову, а здоровье смолоду»;
  • рисунок «помидор»;
  • карточка «токарельф»;
  • карточка « г - - - х»;
  • таблица «Род имён существительных»;
  • таблица с именами существительными во множественном числе;
  • рисунок «пирожок» у каждого ученика);
  • фотографии детей на тему: «Зимние забавы»;
  • рисунок-плакат «На горке»;
  • модель градусника (у каждого ученика);
  • разноцветные магниты;
  • магнитофон.

Ход урока

I. Организационный момент:

У. Добрый день! Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Я желаю вам хорошего настроения и успешной работы.

У .Сегодня наш урок мы начнём с народной мудрости. Прочитайте.

Береги платье снову, а здоровье смолоду.

– Как вы понимаете эти слова?

– Какие гласные чаще всего повторяются в этом предложении? (буквы о, е)

– Это первая строка чистописания.

– Сядьте ровно, красиво и пропишите ое.

На второй строке напишите слоги и сочетания с данными буквами ог оро оре.

II. Словарная работа .

  1. Первое слово начинается на « ог». (огурец)
  2. Посмотрите на рисунок. Что это? (помидор)
  3. Слово рассыпалось «токарельф». (картофель)
  4. Вставьте пропущенные буквы «г - - -х». (горох)
  5. Отгадайте слово по лексическому значению.
    Это травянистое растение, семейства розоцветных, дающее сладкие ягоды красного цвета. (земляника)
  6. Отгадайте загадку.
    Само с кулачок, красный бочок.
    Тронешь пальцем – гладко,
    А откусишь – сладко.
    (яблоко)

– Обозначьте ударные и безударные гласные.

III. Актуализация знаний.

У. Что общего во всех словарных словах? (обозначают предметы)

– На какие вопросы отвечают имена существительные? (кто? что?)

– Какого рода бывают имена существительные? (м.р., ж.р., с.р.)

– Как определить род существительного?

На доске таблица:

У. Сегодня на уроке мы закрепим умение определять род имён существительных, будем учиться заботиться о своём здоровье.

IV. Работа над новой темой.

У. На доске записано предложение, прочитайте его.

Девочки приготовили овощной салат.

У. Зажигаем огоньки. Появляются сигнальные точки под орфограммами.

Запись предложения по памяти. Синтаксический разбор предложения.

В каком числе стоит существительное салат ? (в единственном числе)

Измените число. (салаты)

– Какого рода это существительное? (м.р.)

– Измените род этого существительного. (существительные не изменяются по родам)

– В каком числе стоит существительное девочки ?

– Какого рода это существительное? (ж.р.)

– Как узнали? (поставили слово в единственное число)

– Как узнать род имени существительного, которое стоит во множественном числе?

– Об этом гласит правило на странице 21 вашего учебника.

(знакомство с правилом)

У. Пользуясь этим правилом, выполним следующее задание.

На доске даны слова. Прочитайте их.

  • орехи
  • обезьяны
  • хот-доги
  • перья
  • орлы)
  • письма
  • шалуньи

– Определите род имён существительных. Напишите их в единственном числе в три столбика – по родам.

(Ученики записывают с объяснением на доске и в тетрадях.)

1) У. Посмотрите на слова среднего рода. Какое слово лишнее? Обоснуйте ответ.

(Первое мнение. Лишнее слово перо. Потому что перо и письмо можно потрогать, а дело нельзя потрогать руками.

Второе мнение. Лишнее слово дело. Так как письмо и перо начинаются на букву пэ, а слово дело начинается на букву дэ. )

– Подберите синоним к слову дело . (занятие)

– Какого рода существительное занятие? (с.р.)

2) У. Посмотрите на слова женского рода. Какое слово лишнее? Обоснуйте ответ.

(Первое мнение. Лишнее слово зима. Потому что в словах обезьяна, шалунья есть разделительный мягкий знак, а в слове зима нет.

Второе мнение. Лишнее слово зима . Так как существительные обезьяна и шалунья – одушевлённые, а зима – неодушевлённое.

– Подберите антоним к слову зима. (лето)

– Определите род существительного лето. (с.р.)

3) У. Посмотрите на существительные мужского рода. Какое слово лишнее? Обоснуйте ответ.

(Первое мнение. Лишнее слово орёл. Так как орёл и хот-дог – неодушевлённые, а орёл – одушевлённое существительное.

Второе мнение. Лишнее слово хот-дог , потому что слова орех и орёл начинаются на букву о, а слово хот-дог начинается на букву ха.)

У. Обратите внимание на то, что слово хот-дог пришло к нам из английского языка. Состоит из двух частей.

– Кто знает, как переводится первая часть – хот ? (горячий)

– Кто знает, как переводится вторая часть – дог? (собака)

– Вот и получилась «горячая собака». Изобрёл хот-дог любитель собак, у которого жила такса.

В настоящее время всё чаще в нашем меню увидеть сэндвичи, хот-доги, гамбургеры.

– Всегда ли полезна такая еда?

– Каким продуктам стоит отдавать предпочтение? Почему?

V. Физкультминутка.

У. Сейчас вы услышите название продукта. Если этот продукт богат витаминами, то хлопните в ладоши. Если нет, то сделайте поворот головы слева направо.

Апельсин, сухарики, свёкла, молоко, сыр, кока-кола, груша, мясо.

Какие слова женского рода прозвучали?

– Какие слова мужского рода прозвучали?

– Какие слова среднего рода прозвучали?

VI. Работа над пройденным материалом.

1) Перед вами схема предложения.

Кто? что делает? какой? что?

– Составьте предложение, в котором дополнение, отвечающее на вопрос что?, обозначает полезный продукт питания. Это дополнение согласуется с определением, отвечающим на вопрос какой?. Значит, какого рода будет существительное, отвечающее на вопрос что?.

Обезьяна ест жёлтый банан.
Мальчик ест зелёный огурец .
Катя ест спелый апельсин.

Запишите одно предложение по выбору в тетрадь.

– Назовите словосочетания, которые встретились в вашем предложении.

– Каких два слова нельзя назвать словосочетанием?

– Определите род существительных в вашем предложении.

А сейчас отгадайте загадку.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (хлеб)

У. Трудно представить нашу жизнь без хлеба. Народ сложил много пословиц о нём.

– Какие пословицы о хлебе вы знаете?

Хлеб хлебу брат.
Худ обед, когда хлеба нет.
Хлеб – батюшка, вода – матушка.
Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.
Хлеб да вода – мужицкая еда .

3) На с. 20 вашего учебника найдите упражнение 406. Прочитайте рассказ о хлебе.

У. Определите главную мысль текста.

Д. Чтобы вырастить хлеб, надо приложить много сил.

– Первое предложение записываем с комментированием.

– второе и третье предложение списать учениками первого варианта;

– третье и четвёртое предложение списать ученикам второго варианта.

Последнее предложение записываем под диктовку.

У. Над именами существительными укажите род.

Взаимопроверка.

4) У каждого из вас на столе лежит булочка.Эта булочка не простая. Она с орфографической начинкой. Вставьте пропущенные орфограммы в словах:

  • муч…ной
  • м…сной
  • бруснич…ка
  • з…рнистый
  • печен…е
  • вкус…ный
  • скорлу…ка
  • капус…ный
  • ж…лток
  • п…мыл
  • об…едки
  • зап…х
  • …чистил
  • кушан…е
  • чудес…ный
  • а…….етит

У. Мучные изделия содержат много калорий, которые приводят к избыточному весу. Предлагаю всем вам немного подвигаться

VII. Физминутка. (под музыку)

Кто не любит танцевать
И не дружит с физкультурой,
Тот не должен и мечтать
Стройной обладать фигурой.
Кто конфеты, сухари
Уплетает без стесненья,
У того несчастный вид
И плохое настроенье.

А мы все любим веселиться,
Посмотрите на нас.
Любимый танец хип-хоп
Мы танцуем просто класс!
Хип-хоп – ля-ля-ля.
Топ-хлоп – два ноля.
Бух-бах – та-ра-ра.
Мы танцуем до утра.

5) Особенно полезно играть, активно двигаться на свежем воздухе. Посмотрите, сколько забав подарила нам зима! Это катание на коньках, на лыжах, на санках.

(Обзор детских фотографий.)

– Предлагаю заглянуть в один из двориков.

(На доске появляется иллюстрация на тему « Зимние забавы.»)

– Кто изображён на рисунке?

– Что делают дети?

– Составьте повествовательный текст по данному рисунку. Озаглавьте его.

Самостоятельная работа учащихся.

Заслушивание лучших работ.

У. Определите род существительных, которые встретились в вашем тексте.

VIII. Итог урока. Домашнее задание.

– Как определить род существительных?

– Эти знания помогут вам выполнить дома упражнение 405 на странице 20.

IX. Рефлексия.

У. У каждого из вас на столе есть модель градусника для измерения температуры тела. Когда человеку плохо, тревожно, температура поднимается до 38, 39, 40, 41.

Если нет тревоги, всё хорошо, температура 36,6. Температура у человека может быть и 35. При такой температуре человек испытывает усталость, отсутствие интереса и желания что-либо делать.

– Измерьте температуру своего тела.

– Большинство ребят в классе чувствуют себя хорошо.

– Благодарю всех за работу. Будьте здоровы! Урок окончен.

Елена Цмоковенко
Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Род имён существительных»

Конспект урока по русскому языку

в 3 классе «Д»

Тема урока :

«Род имён существительных »

Подготовила :

Учитель начальных классов

Цмоковенко Е. А.

Цель : создание условий для формирования умения определять род имен существительных ;

Задачи :

личностные : способствовать формированию интереса к урокам русского языка , готовности преодолевать школьные затруднения; регулятивные : обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль , самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;

познавательные : создать условия для развития умения анализировать слова с целью выделения признаков, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;

коммуникативные : помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, способствовать развитию монологической и диалогической речи.

Предполагаемый результат :

способность, опираясь на существенные признаки , определять род имени существительного ; способность выявления границ своего знания; умение оценивать и корректировать свою деятельность; сформированность предпосылок к овладению учебной деятельностью; появление навыков сотрудничества.

Ход урока

I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Цель : Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Для реализации этой цели необходимо :

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу» )

Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо» )

Установить тематические рамки учебной деятельности («могу» ).

Над какой большой темой мы начали работать?

Назовите часть речи, которую начали изучать.

Послушайте сказку про имя существительное .

Сначала все существительные были очень похожи . Даже королева их путала. И вот однажды она издала указ : «Кто придумает для моих слов - существительных - различия , тот будет награжден».

Услышали про это муж и жена в другом королевстве. Муж набрал себе много слов и сказал : пусть они будут мои, мужского рода. А жена схватила много слов себе и сказала : а это будут мои, женского рода. А все остальные слова остались посередине, лишние - среднего рода. Королева наградила мужа и жену. Она перестала путать существительные , потому что знала «секрет» различия.

Сформулируйте тему урока .

Род – это грамматический класс слов , имеющий характерные особенности.

Какие три рода имен существительных есть в русском языке ?

Прочитайте слова.

Женщина, мужчина, озеро,

солнце, дочь, луг, мальчик, земля.

Что можете сказать про эти слова?

II. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

Целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся :

Воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий

Активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификафия , аналогия и т. д.) и познавательные процессы (внимание, память и т. д.)

Актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу» )

Попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке

Зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании

III. Этап выявления места и причины затруднения

Основная цель этапа - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся :

Проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали

Зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения)

Соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения)

Вижу, вы удивлены. Почему?

И ваши мнения разошлись.

Значит, чего мы не знаем?

Чему будем учиться на уроке ?

Вспомните последние слова в сказке.

А вы хотите раскрыть этот «секрет» ?

IV. Этап построения проекта выхода из затруднения

Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся :

Сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться) предложили и согласовали тему урока

(как) ) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий)

Выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего) - изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т. д.

РАБОТА В ПАРАХ

- Дано два конверта : в одном слова – имена существительные ,

в другом – слова-помощники.

Соотнесите имена существительные со словами-помощниками.

Что получилось?

Назовите имена существительные , к которым можно подставить слова он, мой. О ком мы говорим ОН?

Значит, какого рода слова, к которым можно подставить слова он, мой?

Назовите имена существительные , к которым подставили слова она, моя. О ком мы говорим ОНА?

Какого рода слова, к которым можно подставить слова она, моя?

Назовите имена существительные , к которым подставили слова оно, мое.

Определите род имен существительных , к которым можно подставить слова оно, мое?

Какой «секрет» мы раскрыли?

Это наш секрет.

А теперь прочитаем «секрет» , который знала Королева. С. 21 в учебнике.

Проверим, для всех ли имен существительных работает этот секрет.

Предложили и согласовали тему урока , которую учитель может уточнить

выбрали способ построения нового знания (как) - метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных ) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа

ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ

Называю имя существительное , а вы рисуете глазами букву, которая соответствует роду данного слова.

Птица, волк, снегирь, животное, соловей, улитка, насекомое.

V. Этап реализации построенного проекта

Основной целью этапа реализации построенного проекта является построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще .

Для реализации этой цели учащиеся должны :

На основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы

При построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т. д.

Применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение,

Зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково,

Зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

Теперь, зная «секрет» узнавания рода имен существительных , вернемся к заданию, которое выполняли дети и проверим его.

Кто из ребят выполнил работу правильно? Докажите.

VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся :

Решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия

При этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т. д.

А теперь подобное задание выполните вы. (в тетради)

На карточке № 1 даны слова : яблоко, дядя, ветер, тетя, имя, дедушка, тетрадь, корова, горе.

Разделите слова на 3 группы по родам.

Проверка.

Выделите окончания существительных . Что заметили?

Дополним таблицу.

Сделаем вывод по таблице.

Проверим свои выводы по учебнику. С. 21.

VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

Для этого необходимо :

Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия

Организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону

Создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка

Для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.

Выполним упр. 235.

1 ряд – выписывают слова ж. р.

2 ряд – м. р.

3 ряд - с. р.

Проверка.

VIII. Этап включения в систему знаний и повторения

Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

Для этого необходимо :

Выявить и зафиксировать границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний

Довести его до уровня автоматизированного навыка,

При необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса,

Повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.

Задания по группам :

1. Творческое задание. Составить пиктограмму (рисуночное письмо) по правилу.

2. Используя все буквы данного слова, образуйте новое. Определите род. (Самопроверка)

весна– навес

валик– вилка

лето – тело

камыш – мышка

уклон – клоун

каприз – приказ

3. Выберите правильный вариант ответа. Обоснуйте свой выбор.

IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Для реализации этой цели :

Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке ,

Учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия,

Намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества)

Какое открытие вы сделали?

В русском языке 3 рода имен существительных .

Знаете ли вы, что…

Есть языки , в которых у существительных нет никакого рода . Это «безродовые» языки – английский , финский, японский, китайский, узбекский.

Есть языки , в которых существительные имеют 2 рода – французский, итальянский, испанский, молдавский,

Есть языки , в которых родов намного больше, чем в нашем языке . В языках Африки , Кавказа до 40 родов.

Кросс-опрос.

1. Назовите 3 рода имен существительных .

2. Какие слова-помощники можно использовать для определения рода имен существительных ?

3. Назовите окончания имен существительных м . р., ж. р., с. р.

Вы молодцы! За открытие должно быть награждение.

Я вам предлагаю две награды :

Первая награда – удовольствие от проделанной работы.

Вторая награда – радость открытия нового.

Какую награду выбираете вы?

Кто выбирает первую награду? Поаплодируем им.

Кто выбирает вторую награду? Поздравим им.

Д/З. Упр. 236 или подобрать по 5 имен существительных каждого рода и записать.

Я бы хотела вам рассказать об одном интересном письме. Моя подруга Оля дружит с Майклом. Он живёт в иностранном городе, о котором мы уже сегодня упоминали. (Лондон).

Столица какого государства Лондон?

На каком языке говорят в этой стране?

Майкл пишет на русском языке, но предложения его звучат необычно. Оля разрешила прочесть это письмо вам, чтобы вы подсказали, в чём его необычность. У вас есть копия письма, следите, слушайте внимательно.

Письмо Майкла (слайд 10)

Здравствуй, мой любимый подруга Оля! Я часто вспоминаю нашу встречу в вашем доме. Твой добрый мама угощала меня пирогами и вареньем. А твоя умный дядя учил меня играть в лото. Твоя милая дедушка рассказывал о своей молодости. Моя сердце полюби ла Россию и русских людей за их доброту. Ваша Майкл.

2.Обсуждение письма.

Что вас рассмешило, а, может, удивило?

(Не знает русского языка. Неправильно употребляет слова.)

(Затемнить слайд11)

4 . Постановка учебной задачи.

1. - А что именно Майкл не знает? (как правильно согласовать слова)

Сегодня мы говорим о существительных только в единственном числе .

2.- Поможем Майклу, исправим ошибки.

(Вернуть слайд назад…Читают, исправляют ошибки).

Проверка исправленных предложений. Читают по цепочке.

3. Вывод

Практически мы умеем правильно употреблять имена существительные в устной речи, т.к. мы люди русские. Но практические знания должны опираться на науку.

Поэтому мы приступаем к научно – исследовательской работе.

5. Построения проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)

1. Исследовательская работа в группах.

На 1 этапе: Выпишите из письма Майкла имена существительные по инструкции. Сделаем это вместе, помогая друг другу. Писать карандашом, можно исправлять.

Последовательное выполнение задания, согласно инструкции.

(Учитель наблюдает и по необходимости помогает группам.) (слайд 7)

Найди и подчеркни имена существительные, обозначающие одушевлённые предметы в единственном числе.

Подумай каким словом – помощником можно заменить мужчину, женщину?

Запиши слова-помощники в таблице в 1 и 2 столбике в красной рамке.

Запиши в 1 столбик имена существительные, которые называют мужчин.

Запиши во 2 столбик имена существительные, которые называют женщин.

Подумайте, какие имена существительные мы запишем в 3 столбик и какие слова нам помогут

5 мин

Заполняют таблицу.

Сравним! (Учитель открывает часть своей таблицы.) (слайд 8).

5-7 мин

Какие имена существительные называет мужчину?

Назовите слова-помощники.

Как можно назвать род этих существительных?

Запишите в рамку- мужской род.

(Учитель открывает рамки в своей таблице.)

Какие имена существительные называют женщину?

Назовите слова-помощники.

Как можно назвать род этих существительных?

Запишите в рамку- женский род.

Итак, мы записали сущ. мужского и женского рода. А какие слова вы записали в 3 столбик? Молодцы! Назовите слова-помощники. Как называется этот род?