Классный час что такое нравственность. Классный час на тему "нравственность"

«УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ: МОРАЛЬ. ЭТИКА. МИЛОСЕРДИЕ»

Каждый учитель и родитель задумывался над тем, какими выходят во взрослую жизнь их ученики и дети. Готовы ли они в полной мере служить гуманистическим идеалам мира и добра? Смогут ли составить свои нравственные убеждения, которые сформировались у них в семье и в школе? Будут ли защищать слабых, помогать нуждающимся, уважать старших, беречь родных и близких? Эти и другие вопросы морально-нравственного воспитания подрастающего поколения всегда остаются актуальными для нас педагогов и для наших родителей.

Этика (с греческого – привычка, нрав) – философская наука, объектом изучения которой является мораль.

Слово «мораль» означает в современном языке примерно то же самое, что и нравственность.

И слово «этика» первоначально означало то же, что и «мораль» и «нравственность». До сих пор говорят об этике поведения, этике офицера, о педагогической этике и т.д., имея в виду, главным образом, моральные нормы и нравственные отношения, которые сложились в той или иной сфере общественной жизни.

Тот содержательный смысл, который вкладывается в нравственный идеал, существенно зависит от миропонимания людей. Поведение человека тогда оказывается нравственным, благочестивым, законным, когда оно согласуется с законом, естественной необходимостью.Происходит углубление и изменение представлений о нравственном идеале человека. Наряду с естественной необходимостью поведением человека управляют обычаи людей, установления культуры, всё то, что составляет невещественную природу. И эта «вторая природа» предстаёт как результат выбора и продукт творчества, активности самого человека. Она рукотворна и создана самим человеком. А, это означает, что нравственности можно научиться.

Нравственность – это то, что относится ко «второй природе», к культурному пласту человеческой жизнедеятельности, к тому, что характеризует человека как общественное, а не природное существо.

Моральными качествами человека являются те, которые характеризуют его с точки зрения способности жить в обществе. Они формируются в практическом общении и совместной деятельности людей. Это мужество, умеренность, щедрость, правдивость, дружелюбие, справедливость и дружба и т.д. Вырабатывая в себе эти качества, человек становится нравственным. И в этом смысле нравственно все то, что служит укреплению общества и государства.

Нравственность направлена на самого человека, на развитие заложенных в нем способностей, особенно его духовных сил, на совершенствование его жизни, т.е. на достижение человеком высшего блага, на реализацию им смысла своей жизни и её назначения.

Аристотель доказывает, что в сфере деятельности человек сообразует свое поведение и образ жизни с нравственным идеалом, с представлениями о добре и зле.

Родившийся ребенок ни морален, ни аморален. И тем и другим он может стать лишь в обществе, в коллективе, в семье, в общении. Нравственность пропитывает каждый шаг человека. Она формирует у него представления о ценности жизни и её смысле. Под влиянием воспитательных воздействий общества на человека, а также целенаправленных педагогических воздействий, человек становится личностью. Чем нравственнее он, тем сильнее в нем индивидуальность, тем интереснее он для окружающих.

Давно уже стало доброй традицией школы забота о ветеранах нашего микрорайона. Школьники приглашают их на классные часы, беседы, участвуют в совместной деятельности. С огромной охотой и ответственностью готовятся к праздничным концертам, куда приглашают ветеранов, бабушек, дедушек и родителей. Всё это позволяет не прерывать связей между поколениями, сохранять традиции и воспитывать в детях доброе, уважительное отношение к старшим, гордость за их и свои дела.

В этом году сами дети выступили с инициативой посетить близлежащий детский дом № 32 (Варшавское шоссе, дом 143 «В»). Посмотреть, как живут его воспитанники, узнать, чем нужно им помочь, и подарить мягкие игрушки, свои поделки, а главное - просто пообщаться. Так родилась идея акции «Милосердие» в нашей школе и появился особый интерес учащихся к проблеме гуманного отношения к окружающим. Отсюда возникла и необходимость расширения тематики классных часов морально-этической, духовно-нравственной направленности, которые мы и назвали «Уроки нравственности», что предполагает цикличность.

И для нас , педагогов, родителей, это особенно важно и ценно, потому что дети сами прочувствовали наболевшие вопросы нашего общества. А нам остается только искать новые формы и методы, чтобы этот интерес у них не угас.

Цели и задачи классного часа

    Способствовать усвоению понятий «мораль», «этика», «доброта», «чуткость», «милосердие», «гуманность», «альтруизм»;

    Способствовать развитию нравственного самосознания;

    Развитию доброжелательного, милосердного отношения к людям;

    Способствовать расширению кругозора.

Форма: час общения (практикум)

Подготовительная работа:

    Сбор материала для изучения на классном часе (тексты и иллюстрации);

    Подбор пословиц, поговорок, цитат по теме;

    Подготовка детей для чтения стихов наизусть;

    Отработка художественного чтения отрывка;

    Музыкальное оформление;

    Подбор материалов для стенда.

Оборудование:

    Очерк Д. Гранина «О милосердии».

    Стенд (фотографии: бездомные, беспризорники, пенсионеры, Беслан…).

    Толковый словарь Ожегова для раскрытия понятий «мораль», «этика», «доброта», «альтруизм»…

    Заготовки плакатов с определениями слов – понятий.

    Музыкальное сопровождение.

    Выставка литературы по теме классного часа.

Ход классного часа

    Организационный момент

    • формирование групп

      выбор (ответственного) руководителя группы

    Работа над нравственными понятиями

А) словарная работа

Вопрос классу:

    Как понимаете слова: - мораль

Этика?

    (ответы учеников)

(На доске закрепляются определения из словаря Ожегова - «мораль», «этика»)

    К какому аспекту жизни человека отнесем эти понятия?

(духовно – нравственному)

    Как вы понимаете значения слова «нравственность»?

(ответы детей)

    Вот такое толкование дает словарь – посмотрите на доску

Б) Подбор синонимов

    Какие качества характера человека мы можем отнести к нравственности?

(Опрос)

    работа со схемой:

НРАВСТВЕННОСТЬ

Гуманность, самоотверженность, доброта, отзывчивость, долг, сочувствие

(человечность), (альтруизм)

забота, честь, внимание, ласка, сострадание, человеколюбие, жалость, любовь

    Как по-другому мы можем назвать эти слова во взаимосвязи со словом «нравственность»?

В) Художественный пересказ текста:

    Сегодня мы поговорим об одном из главных в наше время, на мой взгляд, нравственных понятий. А что это за понятия, ответите вы, прослушав пересказ очерка известного писателя Даниила Гранина.

(Ученик пересказывает текст)

Г) Беседа по содержанию

    Какую проблему поднимает Д. Гранин?

    По какому поводу собирается он бить тревогу?

    Об отсутствии какого нравственного начала в человеке тревожится? (милосердие).

    Как вы понимаете значение этого слова?

(несколько ответов)

    Где мы найдем синонимы к слову «милосердие» (см. «нравственность»)

    (Добавляем слово «милосердие» к теме классного часа).

Д) Подбор антонимов

    А сейчас я попрошу вас подобрать антонимы к слову «милосердие».

Милосердие. Антонимы: равнодушие, эгоизм, черствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность.

Е) Работа со стендом

(Подбор картинок: дети-беспризорники, сироты, пенсионеры, Беслан…).

    Беседа «Нужно ли милосердие в наше время?»

    • Каких же слов больше получилось синонимов или антонимов?

      Каких людей больше в нашей жизни? Отзывчивых или равнодушных?

      Нужно ли милосердие в наше время?

      В чем оно проявляется? Примеры.

      В чем причины людского равнодушия и невнимания?

      Можно ли воспитать милосердие в себе?

    Работа в группах

    • Чтобы ответить на некоторые из этих вопросов и наметить пути своих рассуждений, проработаем дополнительный материал, приготовленный мной и некоторыми вашими одноклассниками.

Задание группам : (в конвертах). (музыка), (тексты, фотографии, репродукции)

1группа

    Вспомнить притчи о блудном сыне и добром самарянине

    Какой нравоучительный смысл несет каждая? Чему учит?

2 группа

Мать Тереза

Императрица Александра Федоровна (стихотворение Есенина)

Движение сестер милосердия

Красный крест

Доктор Л. Рошаль

3 группа

    Вспомнить стихотворение И.С. Тургенева «Два бочага».

    Как вы его понимаете?

4 группа

    Как они понимают, что такое милосердие?

    Что вам понравилось в этих работах?

    Какой совет дает он читателю?

5 группа

    Обдумайте их. Объясните значение.

6 группа

    Составить памятку, жизненные правила, которые помогут нам жить так, чтобы милосердие согревало жизнь.

    Отчет групп о проделанной работе.

    Принятие за основу «жизненных правил», составленных учащимися.

    Ученик читает стихотворение Э. Асадова.

Падает снег, падает снег –

Тысячи белых ежат…

А по дороге идет человек,

И губы его дрожат.

Мороз под шагами хрустит, как соль.

Лицо человека – обида и боль.

В зрачках два черных тревожных

флажка

Выбросила тоска

Измена? Мечты ли разбитой зов?

Друг ли с подлой душой?

Знает об этом только он

Да кто-то еще другой.

Случилась катастрофа, пожар, беда –

Звонки тишину встревожат.

У нас милиция есть всегда

И «Скорая помощь» тоже.

А если просто падает снег

И тормоза не визжат,

А если просто идет человек

И губы его дрожат?

А если в глазах у него тоска –

Два горьких черных флажка?

Какие звонки и сигналы есть,

Чтоб подали людям весть?!

И разве тут может в расчет идти

Какой-то там этикет,

Удобно иль нет, к нему подойти,

Знаком ты с ним или нет?

Падает снег, падает снег,

По стеклам шуршит узорным.

А сквозь метель идет человек,

И снег ему кажется черным…

И если встретишь его в пути,

Пусть вздрогнет в душе звонок,

Рванись к нему сквозь людской поток.

Останови! Подойди!

    Классный руководитель предлагает учащимся продолжить работу по теме классного часа.

ПАМЯТКА «ЖИЗНЕННЫХ ПРАВИЛ»

(Перечень примерный, каждый кл.руководитель самостоятельно прорабатывает памятку с классом)

    Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей.

    Умейте видеть достоинства людей, ценить их.

    Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды.

    Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.

    Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим.

    Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.

    Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.

Методическая разработка внеклассного мероприятия для старшеклассников.

Сценарий классного часа: Разум ума и сердца

Цель классного часа: воспитание нравственности.

Задачи классного часа: побудить учащихся к самостоятельной работе ума и сердца в вопросах морали; способствовать формированию нравственных качеств личности, духовному и нравственному росту; развивать умения выступления перед аудиторией; развивать творческие способности.

Подготовительная работа:

Консультации для выступающих;

Подготовка и распечатка анкеты, карточек с заданиями по решению нравственных ситуаций;

Приглашение гостей (учащиеся, учителя, родители);

Оформление помещения;

Участники : учащиеся класса, учителя, родители учащихся, старшеклассники.

Форма работы: ток-шоу.

Ход мероприятия

Нравственность - это разум сердца.

Г. Гейне

Ведущая . Основная проблема нравственности заключается в обретении личностью целостности, единства мотивов и поступков, воли и действия, слова и дела, мысли и поведения, рассудка и чувства. Генрих Гейне утверждал, что если бы мир раскололся, то трещина прошла бы через сердце поэта. Если говорить о расколе нравственности, то здесь трещина пролегает между сердцем и разумом.

В жизни человека, а значит и в нем самом, борется множество противоречий. Поэтому духовная целостность его мира распадается. В человеке постоянно ведут свою борьбу разум и сердце. Именно нравственность связывает и примиряет их, снабжая разум сердцем, а сердце разумом.

Еще легендарный мудрец царь Соломон говорил, что желал бы иметь превыше всего «сердце, чтобы различать, что добро и что зло». Как вы представляете себе это сочетание разума и сердца?

Учащиеся:

Разум - это всегда что-то расчетливое и холодное. А от слова «сердце» веет теплом.

Мне кажется, что сердце обладает каким-то особенным, своим собственным разумом, который часто уму неподвластен.

Человек осознает пределы своего ума, а вот пределы человеческого сердца, по-моему, безграничны. Где-то в глубине человеческого сердца может храниться такое, о чем ты и сам не подозреваешь.

Когда человек совершает безнравственные поступки, когда он жесток, никто не говорит, что у него злой ум. Говорят, что у него «злое сердце». Думаю, что у такого человека ум и сердце находятся в завидном единении, к сожалению, безнравственном.

Русский мыслитель и публицист П.Я. Чаадаев писал, что в чувстве гораздо больше разума, чем в разуме чувств.

Все то, что нам говорится, все то, что направлено на наш ум, не так действенно как то, что сказано (важно еще, как сказано) с целью затронуть наше сердце. Это воздействие и становится двигателем нравственных поступков человека.

Если разум сердца не участвует в твоих мыслях, то результат твоего поступка может не устроить не только тех, на кого он направлен, но даже и тебя самого. Потому что даже человеку невысокого уровня нравственности свойственно анализировать свои поступки, хотя бы изредка подключая к этому процессу сердце. Именно сердце помогает стать близким, понятным и приятным для других людей. То, что рождается в сердце, обретает затем мысли в вашем уме и помогает превратиться в соответствующий поступок.

Ведущая. Значит, нравственность проходит через наше сердце. Что же такое нравственность?

Учащиеся:

Употребляя термин «нравственность», мы обычно говорим об определенных характерных чертах морали. Уже упоминалось о том, что в жизни человека и его поведении много противоречивого. Эту противоречивость мы видим, прежде всего, в борьбе личного и общественного, желаемого и должного, чувственного и рационального.

Стремление к нравственности, к выполнению морального долга должно стать одним из самых важных человеческих усилий. Именно этим сильна личность. От уровня стремлений и усилий личности зависит, если можно так сказать, качество ее жизненного существования.

Ведущая. Конфуций, китайский мудрец, утверждал, что человеку все остальное становится ясным тогда, когда он поймет, в чем заключается истинная нравственность.

Учащийся. Думаю, что ясным все может стать. Но не всегда такая ясность ведет нас к тем поступкам, которые могут быть названы поистине нравственными. Ясность - это еще не подлинное осознание. К тому же в любом человеке происходит постоянная борьба нравственных и безнравственных сил. В ней сталкиваются добро и зло, честь и бесчестие, жалость и беспощадность, жестокость, справедливость и несправедливость.

Ведущая. Да, нравственные и безнравственные силы проникают во все сферы нашей жизни. И именно разум сердца стоит на страже того, чтобы победу одержало нравственное начало.

Учащиеся:

Наши личные жизненные потребности часто спорят с сердцем, заставляя нравственность отойти на задний план. Происходит конфликт желаний в тебе самом или в отношениях с другими людьми.

Иногда нравственность называют наукой о соглашениях. Для чего людям такая наука? Чтобы избежать того, что может сделать их несчастными.

Познание добра - вот нравственность моя.

Уметь его творить, желать творить и делать.

Живи и радуйся, не причиняя зла,

Ты - человек, и докажи все это делом.

Способность мыслить - вот достоинство твое.

Мысли - существенны, а не пространство, время.

Достойно мыслить постарайся, чтоб житье

Не превратилось бы в безнравственное бремя.

Ведущая. Нравственность в вопросах личного и общественного, а отсюда и проявлений добра и зла действительно сохраняет свою актуальность многие века. Вопрос нравственности актуален и для такой сферы человеческой жизни, как политика. Французский мыслитель и писатель Ж.Ж. Руссо писал: «Общество нужно изучать по людям и людей по обществу: кто захочет изучать отдельно политику и мораль, тот ничего не поймет ни в той, ни в другой».

Учащиеся:

Отделение политической науки от нравственной действительно ошибочно, потому что «все, что является нравственным злом, является злом и в политике». Хорошая политика не может отличаться от здравой нравственности.

Мне нравится мысль о том, что человек может брать в свои руки власть только после того, когда он сам научился повиноваться. А древнегреческий мудрец и ученый Пифагор сравнивал власть в руках бесчестного человека с мечом в руках безумного.

Чтобы повелевать людьми, надо научиться повелевать собой. А это и означает прислушиваться к разуму своего сердца. Иначе что можно принести тем, кем ты управляешь? Ведь управление предусматривает усовершенствование людей и условий их жизни. Если ты не сумел сделать это по отношению к себе, то как ты сможешь сделать это в отношении других людей? Настоящие люди служат государству и людям своей совестью, которая находится в ладу с разумом сердца.

Ведущая . Коль скоро мы заговорили о совести, то следует заметить, что и в этом случае уместно говорить о ее нравственном начале. Как вы считаете, что больше способствует исправлению мира: законы или совесть?

Учащиеся:

Законы, наказание... Общество не может обойтись без этих средств самозащиты против нарушений и нарушителей. Иначе будут подвергнуты опасности сами условия его существования. Другое дело, что все то, что отражено в законах, не может воссоздать моральную силу. Поэтому закон и жестокость используются обществом в тех случаях, когда другие меры не воспринимаются или не помогают.

Тот, кого от безнравственного поступка удерживает закон, способен все-таки совершить что-то противоречащее морали хотя бы втайне от всех. Тот же, кому свойственна сила убеждения, будет выполнять свой долг с чувством незапятнанной совести. Такому человеку не свойственны даже тайные преступные деяния.

А я подумала о том, что фактически в законах отражены человеческие пороки. И насколько было бы лучше жить если бы люди жили по законам добрых нравов. Ведь для справедливого человека его нравственные качества вполне заменяют все законы.

И однако же законы защищают нас не только от других людей, но зачастую и от самих себя. Потому что у каждого свой уровень совести. У одних она просыпается от малейшего шороха, у других спит достаточно крепко даже в ненастную погоду. Поэтому разумное сочетание того и другого (закона и совести) не помешает каждому из нас.

Ведущая. Художник, как говорил Лев Толстой, не столько сострадает людям, сколько наблюдает их страдания, чтобы потом воспроизвести их в своем произведении. А его цель - то воздействие, которое произведет художественное произведение. Говорят, что искусство смягчает нравы. Как вы считаете, так ли это? I

Учащиеся:

Я бы сказал, что нравы тех, кто воспринимает это искусство. Некоторые же из нас могут плакать над тем шедевром-вымыслом, который так талантливо изобразил художник, писатель, поэт и т. д., а на подлинные человеческие страдания будут смотреть достаточно равнодушно. Говорят, что в годы Великой Отечественной войны фашисты-каратели спасали кошек и с умилением слушали сентиментальные музыкальные произведения. А после всего этого отправлялись совершать карательные операции.

И все-таки чувства человеческие очищаются, когда они соприкасаются с красотою высшей, красотою идеала. Настоящая поэзия и искусство необходимы людям особенно в те времена, когда наблюдается быстрый рост материальных благ. И он опережает человеческие способности воспринимать эти блага согласно законам души, т. е. законам нравственности. М. Пришвин (русский писатель-эссеист) писал, что поэзия обращает красоту в добро.

Ведущая. Нравственные начала пронизывают и все формы общественной и природной жизни на земле. В том числе и труд. Труд, который является не только источником нашего богатства, но и условием человеческой жизни вообще. К.Д. Ушинский (русский педагог) писал: «только внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности, и счастья».

Учащиеся:

Важен не просто труд, а еще и то, как этот труд выполняется.

Для того чтобы человек ощутил в себе чувство человеческого достоинства, ему необходим труд свободный, творческий, избранный им не только для того, чтобы прокормиться, но и для удовольствия, ощущения значимости своего труда для себя и других. Плодотворность труда приносит человеку огромное удовольствие.

Труд для многих становится не только средством наслаждения, но и сохранения здоровья.

Труд помогает человеку избавиться от многих бед, в том числе от нужды, от скуки и праздности, которые в свою очередь порождают множество пороков.

Мне кажется, что по отношению к труду можно оценивать отношение одного человека к другому.

Классный час

Учитель начальных классов:

Маклакова Светлана Александровна

Тема: Нравственность в современном мир е.

Цель: формирование нравственной личности.

Задачи:

    сравнить значение нравственности в разные времена;

    развивать стремление к нравственному совершенствованию;

    разграничить понятия хорошего и плохого поступков;

    воспитание нравственной жизненной позиции у учащихся;

    способствовать развитию у детей умения правильно (объективно) оценивать своё поведение.

Форма: классный час.

Метод: дискуссия.

Ход классного часа.

I . Орг. момент.

II . Введение темы классного часа.

Учитель. Крошка сын
к отцу пришел,
и спросила кроха:
- Что такое
хорошо
и что такое
плохо?
И сегодня мы с вами поговорим о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

II . Обсуждение определения нравственности.

Как одним словом ответить на этот вопрос? (нравственность)

Как вы понимаете слово «нравственность»?

Как бы вы его определили?

В разных источника есть разные определения нравственности. Вот некоторые из них.

Нравственность - один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе.

Нравственность - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.

Нравственность - внутренняя установка человека.

Так что же такое – нравственность?

IV . Дискуссия .

Актуальна ли нравственность в современном мире?

Какого человека вы бы назвали нравственным?

Как определить нравственный человек или нет?

Как стать нравственным человеком?

Учитель . В современном мире нравственность исчерпала свою актуальность, что не вызывает особого восторга. Люди, особенно современная молодежь не совсем понимают, что такое нравственность. Нравственность - это, прежде всего ответственность за свои поступки перед собой, перед своей совестью. Только по поступкам человека, мы можем сказать о его нравственности, потому что не известно о чем думает человек, какие у него мысли. Даже если его мысли безнравственные, никто не скажет о нем, что он не имеет нравственности. В нашем понимании нравственный тот человек, который не ворует, не убивает, воспитанный. О нравственности человека можно судить по его увлечениям, по тому, какие фильмы смотрит, какие читает книги. Все очевидные поступки человека говорят о его нравственности. Нравственный человек честный, трудолюбивый, уважает окружающих людей, живет по совести. Родителям необходимо с детства объяснять своему ребенку, что такое нравственность, прививать ему все качества, соответствующие этому понятию.

Какими качествами, по – вашему, должен обладать нравственный человек?

(благородный, честный, добрый, не предающий, умеющий жертвовать собой ради других, тактичный, культурный, терпимый по отношению к людям, доброжелательный, отзывчивый, внимательный, заботливый, понимающий)

Делается схема.

– Достаточно ли для развития личности развитие одного из этих качеств? (Hет)

– Какие качества не совместимы в человеке? (Дети отвечают)

– И в подтверждение ваших ответов стихотворение И.Гетте:

Пять свойств.

Пять свойств не ладят с другими пятью.
Внимательно заповедь слушай мою:
С Надменностью Дружба не может сродниться,
От Грубости Вежливость не родится,
Величия мы у Злодейства не ищем,
Скупец не подаст убогим и нищим,
Для Веры и Верности Ложь не опора.
Всё это усвой – и храни от вора.

Существуют ли идеалы нравственности, сложившиеся в веках? Приведите примеры из книг, кинофильмов.

Существует мнение, что многие нравственные идеалы прошлого сегодня не актуальны, несовременны. Может ли нравственность быть современна или несовременна? (Обсуждение)

V . Обсуждение высказываний про нравственность.

Замечательный любимый многими русский писатель Л.Н.Толстой говорил:

«Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования. Человек подобен дроби: числитель есть то, что он есть, а знаменатель – то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь».

Человек! Это высокое звание.
Человек, как звезда, рождается
Средь неясной, туманной млечности,
В бесконечности начинается.
И кончается в бесконечности...
Поколеньями созидается век за веком земля нетленная.
Человек, как звезда, рождается,
Чтоб светлее стала Вселенная.

Ж.Ж.Руссо (18 век, французский писатель):

«Человек от природы добр, и надо только не мешать развитию этого врождённого добронравия».

Добро и зло творить
Всегда во власти всех людей,
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь.
Рождает птица птицу.
От доброго - добро,
От злого - зло родится.

Омар Хайям (11 век, персидский поэт, математик, философ):

Благородство и Подлость,
Отвага и Страх –
Всё с рожденья заложено
В наших сердцах.

Древнеиндийское изречение: «Делать ближним добро – это делать то, чего желаешь себе».

Аристотель (древнегреческий философ) : «Не для того мы рассуждаем, что такое добродетель (нравственность), а для того, чтобы быть хорошими людьми

Высказать несколько точек зрения, доказать актуальность данных изречений и в современном мире.

VI . Разбор ситуаций.

1. Чтение стихотворения «Ёжик» О. Высотской.

Серёжа очень нелюдим.
Ох, как подружиться с ним?
А может быть, напрасный труд?
Его не зря Ежом зовут.
Девчонки просят: – Ёжик,
Дай перочинный ножик!
А Коля крикнет всех смеша:
– Не уколитесь об Ежа!
Но Ёж как будто глух и нем –
Сидит, не говорит ни с кем.
– Серёжа, взять в кино билет?
А он сердито буркнет: – Нет.
– А на коньках пойдёшь кататься?
– Нет мама будет волноваться.
Но вот в начале декабря
Узнали об Еже,
Что у него совсем не зря
Так плохо на душе,
Что мама у него больна,
С постели не встаёт она.
И Ёжик ходит за обедом
И топит печь вдвоем с соседом.
Он должен в комнате прибрать,
А иногда и постирать.
Конечно, трудно одному
Приходится Серёже,
Решил Алёша: «Мы ему
Всей звёздочкой поможем!»
Друзья стучатся у дверей:
– Открой, Серёжа, поскорей!
Мы в нашем переулке тебе купили булки.
– И сахар взяли заодно!
– А здесь, в пакетике, пшено!
Давай готовить ужин! –
Серёжа был сконфужен.
Уж не казался он ежом,
Он стал совсем не колкий,
Скорей за чайником пошёл.
Достал посуду с полки.
Теперь хотел бы дружить,
Пожалуй, с целым светом!...
Когда кому-то трудно жить,
Должны мы знать об этом.

Какие поступки описаны в данном произведении.

Смотрим иллюстрации и объясняем поступки.

Наказание или преступление?”

Одна особа известна как сплетница, ябеда. Вы и большинство ваших одноклассников ее терпеть не можете. Однажды ваши одноклассники договорились проучить ее – побить. Как вы поступите? Вы присоединитесь; не будете вмешиваться или расскажете об этом кому-нибудь?

Уличная мораль”

В вашем классе произошел случай. Жестоко избили хорошего, но слабого физически мальчишку за то, за то, что он не поддержал предложение сбежать с урока. Вы видели кто бил, но в ответ на предложение выдать хулиганов вы промолчали.

Находка”

Вы случайно нашли чек на приобретение дорогой вещи …

А) Попытаетесь найти того, кто его потерял.
Б) Бежите к прилавку – вы столько о ней мечтали.
В) Сомневаетесь в его действительности, боитесь неприятностей.
Г) В растерянности не знаете, что с ним делать.

VII . Определение уровня нравственной самореализации.

Психологи, изучающие становление морального сознания ребенка, предложили шкалу оценки уровня нравственного развития, основанную на характере причин, побуждающих человека к тому или иному действию.

1-й уровень . Чтобы избежать наказания и получить награду. (Подделываться).
2-й уровень . Чтобы все обо мне думали хорошо – другие и я сам. (Казаться).
3-й уровень . Таковы общепринятые нормы и ценности моего общества. (Подчиняться).
4-й (высший) уровень . Таковы мои моральные принципы; они основаны на общечеловеческих принципах. (Быть самим собой).

Уровни на доске изображены в виде лестницы, где первому уровню соответствует нижняя ступенька, четвертому соответственно верхняя.

Это уровни нравственного поведения, где самому высокому уровню соответствуют высшие общечеловеческие ценности.

Приведите примеры из своих поступков и поведения на различных уровнях самореализации.

Какой уровень у вас преобладает?

Какой уровень преобладает в целом по классу?

VIII . Анкетирование.

А теперь мы проверим, правильно ли вы определили свой уровень нравственности.

4 балла - если вы полностью согласны с высказыванием

3 балла - если, вы больше согласны, чем не согласны

2 балла - если вы немножко согласны

1 балла - если вы совсем не согласны

Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное высказывание.

Текст вопросов:

1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.

2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.

4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.

5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.

6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.

7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.

8. Мне приятно делать людям радость.

9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

Обработка результатов : Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом: Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла - 2 единицы, в 2 балла - 3 единицы, в 1 балл - 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с балом. Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.

Интерпретация результатов (зачитывается учителем):

От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.

От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.

Делаем вывод по самооценке.

IX . Рефлексия.

На доске поляна. У детей различные части этой поляны (цветы, солнце, бабочки). Каждому ученику нужно написать своё самое ярко выраженное нравственное качество на этих деталях. Затем они выходят к доске, прикрепляют это качество на полянку и озвучивают его.

X . Домашнее задание.

Написать эссе на тему «Цель оправдывает средства».

XI . Итог классного часа.

Мальчик
радостный пошел,
и решила кроха:
"Буду
делать хорошо,
и не буду -
плохо".

Наш с вами классный час я хочу закончить словами Л.Толстого:

«Если ты видишь, что устройство общества дурно, и хочешь исправить его, то знай, что для этого есть только одно средство: то, чтобы люди стали лучше. А для того, чтобы люди стали лучше, в твоей власти только одно:

Тема: «ЦЕННОСТЬ НРАВСТВЕННОСТИ И НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ».

Цель: формирование у школьников нравственного миропонимания.

I. Вводная часть:

1. Сообщение темы классного часа.

  • Добрый день, ребята!

Добрый день, уважаемые гости!

Тема разговора в классе сегодня – «Нравственность и ее ценности». Эпиграфом к теме я взяла слова А. Эйнштейна , который утверждал, что «важнейшее из человеческих усилий – стремление к нравственности. Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни».

Примут участие в беседе гости класса (представление гостей).

2.Вступительное слово учителя.

  • Тема для разговора выбрана не случайно. Мы живем в трудное время, страшное бездуховностью, ожесточением, цинизмом. В стране, раздираемой противоречиями, в государстве с новыми рыночно-экономическими отношениями происходит переоценка ценностей. И все чаще и чаще ученые, педагоги, психологи высказывают мысль о необходимости духовно-нравственного возрождения.

«Как мир меняется!

И как я сам меняюсь!» - восклицает поэт Н. Заболоцкий.

И действительно, ничто неподвластно времени. Оно меняет все и всех, непрестанно вносит коррективы в жизнь общества и в представления людей. И часто мы слышим: «Времена уж не те, взгляды не те, вкусы не те». И все же есть то, что существовало во все времена – понятие о нравственном и безнравственном.

  • Так что же такое нравственность?

По определению толкового словаря Ожегова , «Нравственность – внутренние духовные качества человека, которыми руководствуется человек, правила поведения, определяемые этими качествами».

II. БЕСЕДА.

Вопрос классу:

  • Существует выражение «человек безупречной нравственности». Скажите, какими на ваш взгляд, духовными качествами должен обладать такой человек?

Вопросы гостям:

  • Как вы считаете, в наши дни каких людей больше: нравственных или безнравственных? Каких вы лично встречали больше (на примере людей разного поколения: ровесников, людей старше, младше вас)?
  • Скажите, какой недостаток в нравственном поведении людей вы считаете самым непростительным?
  • Уважение к людям – одна из важнейших нравственных черт человека. По существу, она определяет все остальные моральные свойства личности и является стержнем ее нравственного мира. Известный туркменский поэт 18 века Мактумкули писал: «Лучшая мораль – уважение людей».

Вопрос гостям:

  • Какова сущность уважения к людям?
  • В чем проявляется уважение?

Вопрос классу:

  • Скажите, какие законы вежливости вы знаете?
  • Что значит «проявить такт, деликатность»?
  • Что такое терпимость в отношениях с людьми?
  • Поднимите руку, кто из вас всегда, в любых обстоятельствах, соблюдает правила вежливости?
  • Выводы сделайте сами. А насколько бы проще и радостней стала наша жизнь, если бы мы соблюдали известную заповедь: «Относись к другим так…» Продолжите выражение.
  • Человек, не уважающий других, не вызовет уважения и к себе. Не случайно народная мудрость гласит: «Как аукнется…» или «Что посеешь…» Продолжите.
  • Так давайте же сеять всегда и везде ростки уважения, простого человеческого уважения к друг к другу.

(Ученики задают вопросы к гостям.)

  • Другим мерилом нравственности является совесть . Многие выдающиеся люди указывают, что без чувства совести трудно стать нравственным человеком.

Вопросы гостям:

  • Объясните, пожалуйста, что такое совесть?
  • В чем проявляется совесть?

Вопросы классу:

  • Что означают выражения «спокойная совесть», «нечистая совесть»?
  • У А.С. Пушкина есть выражение: «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста» . Почему человек с нечистой совестью действительно жалок?
  • Какого человека называют совестливым и потерявшим совесть? Как могут складываться отношения таких людей с окружающими, с коллективом?
  • Совесть служит регулятором поведения и деятельности человека, его внутренним моральным контролером. Насколько важно это нравственное чувство, показывает стихотворение Н. Рыленкова «Совесть».

Мы делаем для памяти зарубки,

Не доверяя собственным следам.

А совесть помнит все наши поступки

И не стареет вопреки годам.

Она скромна. Не говорит ни слова,

Пока не взвесит помыслов и дел,

И вдруг напомнит прямо и сурово,

Как раз о том, что ты забыть хотел.

Многие психологи считают, что совесть рождается и складывается примерно к 10-11 годам, когда у человека появляется способность к соотнесению своего «Я» и других людей, возникает способность оценивать себя, свои возможности и поведение.

Вопрос гостям:

  • Вы согласны с этим утверждением, что совесть складывается к 10-11 годам?
  • Вопрос о том, что такое совесть, задавался детям в возрасте от 5 до 9 лет одним из зарубежных журналов. Девочка 6 лет сказала, что совесть – это место внутри тебя, где жжет, если ты поступаешь нехорошо. Мальчик 6 лет сказал, что он думает, будто это как-то связано с плохим ощущением, когда обижаешь девочек или маленьких собак. А девочка 9 лет объяснила, что это голос внутри, который говорит ей «нет», когда она хочет сделать что-нибудь плохое, например, побить младшего брата. Девочка сказала, что «совесть спасала ее много раз».

Вопросы классу:

  • Ребята, кто из вас помнит, когда и по какому поводу вы впервые испытали чувство стыда?
  • У кого были случаи, когда вас, как и ту 9-летнюю девочку, спасала совесть?
  • Хочется верить, что и в дальнейшем совесть убережет вас от плохих поступков
  • Задавайте вопросы нашим гостям.

(Вопросы ребят гостям класса.)

  • С категорией совести напрямую связаны понятия о добре и зле, а в конечном итоге, и счастье человека. Ведь именно совесть сдерживает наши злые помыслы и заставляет делать добрые дела, а добрые дела, как известно, ведут человека к счастью.

Говорят, что если есть в человеке доброта, то он как человек состоялся.

Вопросы классу:

  • А что такое доброта? Какого человека мы называем добрым?
  • Сколько теплых, нежных, дорогих сердцу понятий скрывается за одним лишь словом!

Скажите, а уместно ли в столь трудное время говорить о сострадании, милосердии, гуманности? Может быть, проще подстроиться под это «злое» (по определению журналистики) время?

  • Итак, доброта все же необходима человечеству, ибо от нее лежит путь к счастью. Человек, делающий другим добро, умеющий сопереживать, готовый протянуть руку помощи в рудную минуту, чувствует себя счастливым и делает счастливым других.

О необходимости доброты в любое время очень ярко сказал И. Машбаш :

В этот век и потерь и открытий,

Век стремительный, злой, непростой,

Доброту мою, люди, примите

И согрейте меня добротой.

  • Ребята, какие у вас есть вопросы к гостям класса?

(Вопросы ребят гостям.)

III. ОБОБЩЕНИЕ.

  • Только доброта, милосердие, уважение и любовь к ближнему способны изменить нашу жизнь к лучшему и привести человечество к счастью. Все же остальное, как говорили мудрые, от лукавого. И если каждый поверит в это, будет жить по законам нравственности и помнить о ее ценности, то непременно сбудутся слова Ф.М. Достоевского , о том, что «красота спасет мир» , красота человеческих отношений, красота человеческой души. Он всю жизнь верил в это. Давайте верить и мы.

Ведущая . И по отношению людей к вопросам мира и войны, тоже можно сказать многое об отношении к другим людям, т. е. насколько это отношение нравственно. Мы говорили с вами о пороках человеческих. Хочу отметить некоторые из них. Это жажда славы, которой добиваются любыми путями, это чувство недоверия и соперничества. Все эти пороки служат причиной для развязывания войны.

Учащиеся:

Нравственно и разумно искать не могущества, а безопасности. Потому что война - это самое страшное и неразумное в жизни человека. Тот, кто ей содействует так или иначе, должен рассматриваться человечеством как преступник. Не победить, а убедить, вот что должно стать достойным славы. Правда, одно дело война ради могущества и порабощения других людей, и совсем другое - война освободительная, отстаивающая право на жизнь и свободу своего народа.

Однако заботиться о военной мощи государства и быть готовыми к военным действиям совершенно необходимо. И не для того, чтобы завоевать, поработить кого-то, а для того, чтобы не потерять свою свободу, не попасть в рабство, зависимость от других.

Ведущая . Есть еще одна сфера человеческой жизнедеятельности, успех и благополучие которой во многом зависит от моральных отношений. Это семейная жизнь. Семейные отношения, конечно, имеют и правовую основу, но они больше подчинены моральным чувствам, таким как любовь и доверие друг к другу.

Учащиеся:

Семья - это, помимо прочего, союз моральный, а его основа - любовь и доверие, которые превращают двоих людей в единое целое, единую моральную личность.

Та зависимость и ответственность, которые появляются у людей после вступления в брак, делают их более нравственными. Это происходит уже хотя бы потому, что каждый из супругов добровольно уменьшает свои права, увеличивая при этом свои обязанности. И каждый из них должен теперь не мешать, а помогать другому жить человеческой жизнью.

Семья учит человека человечности. В основе этого лежит забота о близких и чувство ответственности за их здоровье и благополучие. Именно в семье человек, которому в холостой жизни творить добро было не совсем свойственно, учится этому чуду - творить добро.

Ведущая. Нравственное отношение к человеку - только часть тех отношений, которые мы должны проявлять к природе вообще (человек - это тоже часть природы). Ведь именно природа является тем звеном, которое связывает человека с человеком.

Учащиеся:

Человечество одержало немало побед над природой. Это во многом улучшило его жизнь. Но в то же время мы можем сказать, что за такие победы человечество почти всегда расплачивается.

Нравственное отношение к природе - это не простое любо-; вание ею, а что-то гораздо большее. Важно понять и принять ее всем сердцем, только тогда ты почувствуешь в ней свои корни и свою душу. А то, что проходит через нашу душу, через разум нашего сердца, не сможет быть обиженным.

Жить сообразно с природой, быть с ней в полной гармонии - вот что поможет человеку стать чище и нравственнее. Говорят, что человеку надо во многом брать пример со зверей. Вот, например, звери, живущие рядом с людьми, становятся ручными. Почему же люди, живущие рядом друг с другом и общаясь, иногда становятся дикими?

Нравственен тот человек, который живет по зову сердца, кто может удержать себя от причинения зла всему живому, кто помогает любой жизни на земле, в том числе и природной.

Ведущая . Кроме своего внутреннего мира сердца, человек приходит еще и в великий мир общественной деятельности. В этом мире его мысли становятся конкретными делами. И он не может оставаться праздным созерцателем. В этом мире ему необходим разум положительный и творящий.

Учащиеся:

Жить и творить в свое время, и на своем месте - вот в чем призвание человека, гражданина, патриота. А ценность тебя и твоих деяний будет зависеть от той пользы, которую ты принесешь себе и другим.

Человек может, конечно, жить интересной и богатой внутренней жизнью. Но для него этого недостаточно. Человек - существо социальное. На фоне общего благополучия не должна страдать личность. Но и отдельные гении не должны витать в облаках, когда толпа, как сказал В.Г. Белинский, валяется в грязи. Потому что и то, и другое безнравственно.

Забота о своем благополучии и благополучии своих близких дело немаловажное и достойное. Но оставаться наедине со своими личными заботами и забавами человек не должен. Гражданские мотивы обязаны занимать достойное место в сфере его действий. Иначе он просто выпадет из той всесторонней жизни, которая называется общественной.

А вот та мера, которой можно измерить его служение улучшению общественной жизни, исчисляется теми требованиями, которые человек предъявляет своей совести.

Ведущая. Значит, чтобы стать гражданином, надо, прежде всего, стать человеком. Основа человечности и гражданственности закладывается еще в детстве на основе правильного видения добра и зла. Став взрослым, человек получает все больше возможностей на проявление своих прав гражданина и на исполнение своих обязанностей.

Учащиеся:

Быть гражданином - значит служить Родине. Ведь именно Родина защищает тебя и способствует твоему благополучию в жизни.

Жизнь становится целостной, единой тогда, когда каждый гражданин общества будет соотносить свою деятельность со своим общественным назначением.

Ведущая . Воспитание и знания дополняют друг друга. Они неразделимы. Воспитывая, мы передаем друг другу знания, а знания, в свою очередь, оказывают воспитательное воздействие.

Учащиеся:

Если знания несут нам идеи, которые проходят не только через наш ум, но и сердце, то с уверенностью можно сказать, что они приобретают ту нравственную силу, которая впоследствии воплощается в достойные гражданина дела и поступки.

Можно знать все о здоровье, о том, как надо его укреплять и поддерживать, но не осуществлять все на практике. Можно знать все правила нравственности и весь мир добродетели, но остаться человеком не способным воплотить все это в жизнь. Поэтому нельзя не согласиться с великим Львом Толстым и его словами: «Настоящее познание дается сердцем. Мы знаем только то, что любим».

Ведущая . А это означает, что помимо образования ума необходимо еще и образование сердца?

Учащиеся:

Да, это так. Если в сердце человека царит смятение и хаос, если он завистлив и корыстолюбив, если все это лишает его покоя и сна - значит он действительно нуждается в образовании сердца, т. е. в нравственном воспитании.

Воспитывая волю и характер, занимаясь самовоспитанием и преобразованием образа своих мыслей, человек так и начинает образование и моральное воспитание своего сердца.

Говорят, наше сердце

Размером с кулак.

Ты поверь, я - не недруг,

Не заклятый твой враг.

Возразишь, что терзаю

В обидах, сомненьях,

Что изведало меру

Ты страданий, терпенья.

То, что совесть свою

Прячу я в твой тайник,

Что ссылаться на сердце

Я в обидах привык.

Не даю что покоя

Я тебе день и ночь,

Что прошу постоянно

Поддержать и помочь.

Да, все так, но по жизни

Нам с тобою идти.

Без обид поддержи,

Подскажи и прости.

Ведущая предлагает ребятам высказать свое мнение по нескольким нравственным ситуациям.

Ситуация 1 . Ваш друг сообщает вам, что у него большие финансовые затруднения. От положительного решения финансового вопроса именно в данный момент зависит его будущее благополучие и душевный комфорт (например, возможность сделать взнос на строительство квартиры, потому что ему уступают очередь, сделать необходимую операцию, потому что в противном случае придется еще долгое время ждать своей очереди и т. д.). Ваш друг не знает, есть ли у вас необходимая сумма (а она у вас есть!). Мало того, он не спрашивает вас об этом. Какова ваша реакция?

Ситуация 2 . Вам сообщили, что ваш друг в незнакомой вам компании отозвался о вас довольно нелестно. Вы не хотите этому верить, потому что ваши отношения уже много лет ничем не омрачены. Но определенное беспокойство вы все же испытываете.

А) Вы уточнили у друга, и он признался, что все так и было.

Ваша реакция.

Б) Вы уточнили у друга, и он не признался. Ваша реакция.

B) Станете ли вы вообще поднимать этот щекотливый вопрос? -

1. В современной жизни нравственность в прежнем ее понимании - понятие устаревшее.

2. Нравственность - одно из условий продолжения жизни на Земле.

Участникам ток-шоу и зрителям предлагается принять участие в опросе по анкете:

1. Происходит ли в настоящее время переоценка жизненных ценностей? (Да, нет.)

2. Если да, то как вы к этому относитесь? (Положительно, отрицательно, с пониманием необходимости такого процесса.)

3. Существуют ли, на ваш взгляд, вечные нравственные ценности? (Да, нет.)

4. Что вы считаете вечной ценностью?

В заключение делаются выводы:

1. Нравственные начала и ценности проникают во все сферы жизни человека.

2. Правильное сочетание разума ума и сердца приводят человека к нравственным поступкам.

3. Умение любить, сострадать и делать добро - вот главные нравственные ценности нашей жизни.

4. Сила жизни - вот что останется вечной ценностью на Земле.

Память можно и нужно тренировать.

Результаты человеческой деятельности зависят от богатства внутреннего мира человека, гармонии души и мыслей.