Как подчеркивается междометие. Как подчёркивать междометие

Особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства, настроения и побуждения. Междометия не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. Междометия - особенность разговорного стиля, в художественных произведениях используются в диалогах.

Группы междометий по значению

Междометия бывают непроизводными (ну, ах, фу, эх и др.) и производными , произошедшими от самостоятельных частей речи (Брось! Батюшки! Ужас! Караул! и др.).

Междометия не изменяются и не являются членами предложения . Но иногда междометие употребляется в значении самостоятельной части речи. При этом междометие принимает конкретное лексическое значение и становится членом предложения. Вот раздалося «ау» вдалеке (Н. Некрасов) - «ау» равно по значению существительному «крик», является подлежащим. Татьяна ах! а он реветь . (А. Пушкин) - междометие «ах» употреблено в значении глагола «ахнула», является сказуемым.

Нужно различать!

От междометий следует отличать звукоподражательные слова . Они передают различные звуки живой и неживой природы: человека (хи-хи, ха-ха ), животных (мяу-мяу, кукареку ), предметов (тик-так, динь-динь, хлоп, бум-бум ). В отличие от междометий звукоподражательные слова не выражают эмоций, чувств, побуждений. Звукоподражательные слова состоят обычно из одного слога (буль, гав, кап) или повторяющихся слогов (буль-буль, гав-гав, кап-кап - пишутся через дефис).

От звукоподражательных слов образуются слова других частей речи: мяукать, мяуканье, булькать, бульканье, хихикать, хихиканье и др. В предложении звукоподражательные слова, как и междометия, могут употребляться в значении самостоятельных частей речи и являться членами предложения. Вся столица содрогнулась, а девица хи-хи-хи да ха-ха-ха (А. Пушкин) - «хи-хи-хи» и «ха-ха-ха» равны по значению глаголам «смеялась, хохотала», являются сказуемыми.

Междометия - это словесные знаки, которые служат для выражения различных чувств, ощущений, состояний и других эмоциональных и эмоционально-волевых реакций на окружающую действительность, но не обозначают и не называют их.

e . g . Ба! Бац! Ради Бога! Мое почтение!

Преимущественно употребляются в разговорной речи, связаны с мимикой, жестами, интонацией.

Вместе с тем «как выразительные языковые средства междометия нередко употребляются и за пределами собственно эмоциональной речевой сферы» (такое употребление сближает их с другими частями речи).

По Абакумову:

Междометная теория возникновения языка- первые слова человеческого языка возникли из рефлекторных криков.

В связи с этой теорией междометия, существующие в современных языках, рассматривались лишь как остатки «первобытного языка», которые подобны инстинктивным выкрикам и не являются словами, т. е. «лежат вне системы средств языкового общения»

По Ломоносову, Виноградову, Востокову- междометия-слова

Главные отличительные особенности междометий(по Виноградову):

    Междометия не обладают номинативной функцией, поэтому в структуре их значения господствуют экспрессивно-смысловые и интонационно-мелодические элементы, в то время как познавательные элементы или выражены слабо,или полностью отсутствуют, что ≪кладет резкую грань между ними и другими типами слов

    В каждом языке есть своя система междометий, отмеченная собственно языковыми особенностями (фонетическими, словообразовательными, синтаксическими и др.).

Место междометий в системе частей речи:

    Междометия рассматриваются как разнородный по составу класс слов, выделяемый преимущественно на синтаксической основе и стоящий вне системы частей речи.

    Междометия входят в систему частей речи, но занимают в ней изолированное место.

    Междометия включаются в группу неизменяемых «частиц речи», противопоставленную «частям речи».

К междометиям относят:

    Собственно междометия (междометия в узком смысле), в состав которых включаются два разряда: а) слова, выражающие эмоциональные реакции говорящего: ай-ай-ай , бррр , гм , ей-же-ей , ну и ну ,чтоб тебя , ага , вот это да и т. п.; б) слова, выражающие эмоционально-волевые реакции говорящего: брысь , марш , цыц , алле , майна , караул и т. п.

    Междометия, соотносимые с глаголами: а) звукоподражательного типа (бряк , дзинь , бац и др.) и б) собственно глагольные междометия (прыг , скок , хлоп и др.). Вслед за Л. В. Щербой, эти слова нередко толкуют как особую форму глагола: «Нет никаких оснований во фразеа она трах его по физиономии! отказывать трах в глагольности: этоне что иное, как особая, очень эмоциональная форма глагола трахнуть с отрицательной (нулевой) суффиксальной морфемой».

Но! о н и д е й с т в и я н е н а з ы в ают, а и з о б р а ж а ют.

    Слова, обслуживающие сферу этикета: здравствуйте , спасибо ,всего доброго , мое почтение ,пока и др.

Не выражают понятий и представляют собой «свернутые предложения». Ср. сопоставление А. А. Шахматова: Воды! = Дай (дайте ) мне воды! и Спасибо! = Я тебя (вас ) благодарю! (Перформатив= высказывание, эквивлентное действию, поступку).

    Звукоподражания (кхе-кхе , уа-уа , кря-кря , чик-чирик , бац , чмок ).

Билет 18. Классификация междометий

По семантическим функциям междометия разделяются на обслуживающие следующие сферы:

    эмоций и эмоциональных оценок(э м о ц и о н а л ь н ы е междометия);

    семантически специализированные (однозначные )

Бoльшая часть однозначных междометий выражает отрицательные эмоции (ай-ай-ай , боже сохрани , вот тебе на , еще чего , как бы не так , как же , однако , ой-ли , ох , подумаешь , тьфу , фи , фу , сейчас (в произношении - щас ), эва , эк , эка , эхма и др.

Слова, выражающие положительные эмоции, среди междометий с семантически однозначными функциями единичны: браво (восторг,восхищение), слава богу (облегчение), ура (ликование)

Но! Междометия «восприимчивы» к контектсу (например, «слава богу» не всегда означает облегчение), поэтому уместнее говорить о преоблодании значения в разных контекстах.

    семантически неспециализированные (неоднозначные, диффузные ).

а , ага , ай , ах , ахти , батюшки , боже мой , вот это да , господи , ишь , их , матушки , ну , о , ого , ой , с ума сойти , ужас , черт возьми ,черт побери. Все они могут встречаться в самых разнородных поэмоциональной окрашенности контекстах, и это выражается с помощью средств общения различных уровней - как языковых (интонация, тембр, ритм и т. д.), так и внеязыковых (жест, мимика).

    волеизъявления (п о б у д ит е л ь н ы е, или и м п е р ат и в н ы е междометия);

ау , эй , алло , караул , тш , чш , тсс , чу , айда ,брысь , марш , тпрру , цыц , шабаш и др. - выражают зов, оклик,обращение, побуждение, запрет и т. п. и часто используются как команды и призывы, обращенные к людям или животным

Значительную часть междометий этой группы составляют слова,заимствованные из других языков и принадлежащие профессиональной речи военных, охотников, строителей, дрессировщиков:

караул , полундра , фу , фас , анкор , аппорт , пиль , тубо , майна(вниз) , вира(вверх)

В качестве особой разновидности волеизъявительных междометий выделяется группа слов, функционально близких к обращениям и используемых для призыва животных (кис-кис , цып-цып ), а также при общении с детьми (агу , агушеньки , бай-бай ).

    э т и к е т а (приветствия, пожелания, благодарности, извинения);

здравствуй (те ),до свидания , спокойной ночи , извини (те ), прости (те ), всего хорошего , здорoво (просторечное), привет , пока (разговорное) - в большей или меньшей степени связаны со словами знаменательных частей речи18 и могут развивать вторичные значения («здравствуйте» в значении удивления

    экспрессивно-изобразительного отображения различных звуков (з в у к о п од р а ж а н и я)

а) звуки, произносимые людьми; б) звуки животных, птиц; в) звуки явлений природы; г) звуки, издаваемые предметами; д) звуки, образующиеся при действиях человека. Например:

агу , уа-а-а-а , апчхи ; мяу-мяу , гав-гав , кукареку ; тик-так , ту-ту

Считать ли звукоподражания словами? В них нет нет членения на звуки и значения, свойственного слову, так как здесь все значение в звуках. Но! Звукоподражания обладают рядом свойств, позволяющих рассматривать их как слова.

1) звукоподражания обладают собственным специфическим лексическим значением, мотивирован-

ным именно их звуковым обликом,эта особенность звукоподражаний позволяет отличать их как от звукоподражаний других языков, так и от других русских слов с принципиально иным характером лексического значения

2) благодаря постоянству своего фонемного состава основные звукоподражания (типа ха-ха , мяу , буль-буль ) даже вне контекста одинаково понимаются всеми носителями русского языка и фиксируются толковыми словарями наряду с другими словами.

К какой части речи относить звукоподрожания? В грамматиках это междометия(но их не выдкляют в отдельный разряд), в учебной литературе это «особая группа слов», которая описывается вместе с междометиями, некоторые авторы выделяют как самостоятельную часть речи на основаниях:

1)звукоподражания, в отличие от ≪ядерных≫ междометий,не выражают чувств, волеизъявлений и т. д., а лишь воспроизводят, ≪изображают≫ разного рода звуки (семантический критерий)

2)эти слова, как полагают, менее ≪привязаны≫ к интонации

Но! В лексическом отношении они схожи с медометиями, и те и другие не имеют понятийной семантики. Также функционально-семантическая характеристика этих слов нуждается в уточнении: звукоподражания не просто имитируютзвуки, а в большинстве своем отображают их в качестве ≪звуковых действий≫. Неслучайно они в основном употребляются с глаголами или в позиции сказуемого. Это сближает их с глагольными междометиями.

В ≪контексте пересказа≫значения, выражаемые междометиями, могут передаваться лишь описательно, с помощью обязательного (и только словесного и графического) контекстуального окружения. Они могут быть охарактеризованы как звукоподражания, так как сами по себе(вне контекста живой звучащей речи) они предназначены лишь для отображения соответствующих звуков человеческой речи, и только контекст дает возможность понять, каким эмоциональным содержанием они наполняются.

e.g. От удивления мог произнести только один звук : « О

Звукоподрожания часто связаны с жестами и мимикой. (цып-цып-цып, гуль-гуль-гуль)

Ряд схожих признаков

1) фонетических; важной особенностью первообразных междометий и звукоподражаний ≪является наличие среди них некоторого количества слов, содержащих редкие или даже необычные для русского языка звуки и звукосочетания≫

брр , гм , тпру , тьфу - междометия

уа-уа ,дзинь-дзинь , фррк-звукоподражания

2) словообразовательных; наиболее показательным и специфическим средством образования и междометий, и звукоподражаний являются разного рода повторы

ай-ай-ай , ох ,ох , ох , ну-ну-междометия

хе-хе-хе , тяф-тяф , кап-кап-кап -звукоподражания

3) синтаксических;они могут выполнять одни и те же синтаксические функции: экви-

валента предложения, модального компонента предложения, члена предложения и др

По своему строению (составу) междометия делятся на первообразные (первичные) и непервообразные (производные)

Первообразные

междометия, которые в современном русском языке не соотносятся ни с одной из знаменательных

частей речи:

а , ага , ай , ау , ах , ба , брр , брысь , гей , ей-ей , и , их , на , но , ну , о , ого , ой , ох , тпру , тю , тьфу , у , увы , улю-лю , уф , ух , фи , фрр , фу , ха , хи , хо , цыц , э , эй , эх , эхм.

Такие междометия по происхождению связаны с эмоциональными выкриками, восклицаниями, а также с рефлекторными реакциями человека на внешнюю среду.

Звукоподражания: агу , кхе-кхе , ха-ха-ха , хи-хи-хи , хо-хо-хо , уа-уа ; гав-гав , иго-го , карр-карр , кудах-тах-тах , мяу , му-у ,фырк ; бряк , бух , грох , дзинь-дзинь , кап , тра-та-та , трах-тах-тах ,

шлеп , щелк.

Непервообразные

слова, которые в разной степени соотносятся со знаменательными частями речи:

    C существительными (батюшки , боже , господи ,дьявол , матушки , создатель , черт и др.);

    C глаголами (брось , будет ,вишь (из видишь ), здравствуй (те ), извини (те ), ишь (из видишь ),

пли (из пали ), подумаешь , подумать и подумать только , пожалуйста , помилуйте , скажите , товсь (из готовься ), усь (из куси ), хва nbn )

    C местоименными словами (то-то , эва (просторечное), эк , эка )

    C наречиями (вон , долой , полно , прочь , тс , тш , цс , ш-ш - последние четыре из

тише ), частицами (ужо (просторечное), ни-ни )

    союзами (однако ,однако же )

Группа устойчивых словосочетаний: боже мой , боже праведный , господи боже мой , господи

прости , боже сохрани , господи благослови , господи помилуй , славабогу , черта с два , черт побери , что за черт , поди ж ты, я тебя , вот тебе на , вот тебе раз , вот так так , вот то-то и оно , вот это да , как бы не так , чтоб тебя

В отличие от непервообразных, группа первообразных междометий пополнялась и пополняется за счет заимствованных слов типа алло ,айда , оценочно-характеризующих существительных (горе , беда ,

смерть , страх , ужас , крышка , табак , труба , каюк , дудки , пропасть ,дьявольщина ), глагольных форм со значением побудительности (погоди , постой , давай , вали ), а также устойчивых сочетаний типа вот так клюква , вот так номер .

Междометия - важная часть русского языка. Именно междометия во многом делают речь богаче, выразительнее и насыщеннее - они позволяют передавать эмоции, чувства, делают описания более яркими и живыми. Само определение междометий звучит именно так - это слова и выражения, помогающие выразить эмоции, чувства и волеизъявления, при этом не определяя их.

Междометия не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи и остаются изолированной группой. Однако их можно классифицировать по нескольким признакам.

Основные и дополнительные типы классификации междометий

Прежде всего, слова-междометия принято разделять на непроизводные и производные. Что это означает?

  • Производные междометия образованы от других частей речи, являются видоизмененными формами некоторых слов. Например, к ним можно отнести междометия «полно», «скажите на милость», «да будет вам», «батюшки».
  • Непроизводные междометия изначально образовались сами по себе и не связаны ни с какими частями речи - например, это «ой» и «ай», «ох» и «ах», «а» и «ну».

Также междометия принято подразделять в соответствии с их составом на простые, сложные и составные. Понять смысл очень легко:

  • простые больше похожи на звуки и состоят только из одного слова - «ой», «ах», «господи»;
  • сложные представлены несколькими повторяющимися словами - «ой-ой», «ну-ну», «ай-ай»;
  • составные включают в себя сразу несколько разных слов и по сути являются целыми выражениями - «черт побери», «вот это да», «скажите пожалуйста».

Еще одна классификация междометий подразделяет их по значению в речи.

  • Эмоциональные междометия - такие, как «ах», «ура», «ой», «какой ужас» - нужны для выражения определенных чувств и эмоций.
  • Побудительные междометия предлагают совершить какое-то действие - например, «стой», «помилуй», «брысь» и так далее.
  • Этикетные слова-междометия используются в речи для выражения благодарности, для приветствий и прощаний, просьб - например, «здравствуйте» и «салют», «мерси» и «спасибо» и тому подобное.

Для производных междометий можно выделить отдельную классификацию по частям речи - в зависимости от слова, благодаря которому они образованы. Существуют междометия местоименные и существительные, глагольные, междометия от союзов, наречий и частиц.

Особенность междометий - в том, что они не являются членами предложения, и проверочных вопросов для них не существует. Эти слова нужны исключительно для того, чтобы эмоционально выражать какие-либо чувства.

§1. Общая характеристика междометий

Междометия - самый удивительный класс слов. Он не относится ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи.

Междометия - это чаще всего выражение спонтанной эмоциональной реакции говорящего на ситуацию. Лингвисты полагают, что междометия - это эмоциональные сигналы, «первичные человеческие слова». Они связаны с мимикой и жестом говорящего, которые тоже выражают физическое состояние или реакцию человека.

Порезал палец: - Ой!
Узнал результат ЕГЭ: - Слава богу!
Услышал неприятный запах: - Фу...

Чувства, эмоции могут быть самыми разными: и положительными, и отрицательными, и сильными, и слабыми.

§2. Образование междометий

По образованию междометия делятся на непроизводные и производные.
Непроизводные: ах, ох, ух, эх, фу, тьфу и др.
Производные: Батюшки!, Батюшки светы!, Чёрт побери!, Господи!, Боже мой! Вот тебе на!, Была не была!, То-то!, Ещё бы!
Класс междометий продолжает пополняться, в частности, за счет устойчивых сочетаний. Самым распространённым способом образования является переход в другую часть речи.

Значения междометий разнообразны, что позволяет выделить разряды по значению.

§3. Разряды по значению

Многие междометия многозначны. Может быть произнесён лишь один звук. Важно, как его произнести. Длительность гласного, интенсивность, громкость, регистр и тембр голоса, интонация (движение тона) - все это помогает выражать разные чувства. Например: А! (досада), А-а-а! (догадка), А-а-а! (угроза, крик при нападении). Тем не менее можно говорить о группах междометий с разным значением.

  • Эмоциональные: Ай , ой , ах , ох , ух , эх , у-у-у , ой-ой-ой , фу , тьфу , чу , боже , боже мой , слава богу , ура , увы , О! , о-о-о , А! , а-а-а и др.
  • Волеизъявительные: вон , прочь , долой , стоп , брысь , цыц , тс-с , ш-ш , ч-ч-ч , кис-кис , цып-цып , но , тпру , айда (из татарского), караул (из турецкого), алло (из французского), бис (из латыни) и др.
  • Глагольные (звукоподражательные*, приближающиеся к передаче значения действия): бац , стук , бух , чебурах , хлоп , толк , трах , жик и др.
  • Этикетные: спасибо , мерси , здрасьте , привет , пока , пожалуйста , простите и др.
  • Бранные: черт , черт возьми , черт побери и др. Сюда же относится слово блин , используемое в качестве бранного междометия при выражении досады, огорчения, недовольства и др. отрицательных эмоций.

Не путай:

Глагольные звукоподражательные междометия нужно отличать от звукоподражаний типа: динь-динь, му-у, гав-гав, чик-чирик, кар-р, га-га-га , которые являются звуковым подражанием реальным звукам и не являются частью речи.

§4. Синтаксическая роль междометий

Междометия могут выступать в качестве самостоятельного восклицательного высказывания. Особенностью таких высказываний является отсутствие особой синтаксической оформленности, особой структуры.

Возможны междометия и в составе предложения.

По лесу разнеслось ау! (междометие в роли подлежащего)
Вдруг я услышал ау! (междометие в роли дополнения)
Он трах меня по голове! (междометие в роли сказуемого, роль междометия приближается к глаголу)
Мышеловка хлоп , захлопнулась . (междометие в роли сказуемого, роль приближается к глаголу)

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Является ли междометие частью речи?

  2. Отличается ли междометие от всех других частей речи: самостоятельных и служебных?

  3. Верно ли полагать, что междометия выражают спонтанные эмоциональные реакции говорящего?

  4. Верно ли думать, что междометия выражают только положительные реакции?

  5. Междометия - это однородный класс слов с точки зрения их образования?

  6. Междометия - это однородный класс слов с точки зрения их значения?

  7. Какой способ словообразования активнее всего используется для образования междометных слов в современном языке?

    • Аббревиация
    • Переход в другую часть речи
    • Сложение основ
  8. Многозначны ли междометия?

  9. Есть ли у междометий омонимы в других частях речи?

  10. Каким членом предложения является междометие в примере: А он вдруг чебурах со стула! ?

    • Подлежащее
    • Сказуемое
    • Определение
    • Обстоятельство
    • Дополнение
А28. В каком предложении иридаточyую часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением выраженным причастным оборотом?

1) В свое повествование автор нередко вплетает поговорки и пословицы, которые выражают народную мудрость.
2) Юмор, который не вызывает мгновенной ответной реакции у зрителя или читателя, мертв.
3) Режиссеру очень хотелось, чтобы фильм «Гараж», который показывав многие социальные недостатки, устарел как можно скорее.
4) В 1892 г Д А Фет готовил итоговый сборник стихотворений r котором хотел уместить все созданное им за полвека.

А29. Какое высказывание противоречит точке зрения автора текста?
1) Противоречия между поколениями отцов и детей существовали всегда и будут существовать вечно.
2) В ваше время любая попытка наладить контакт между поколениями окажется бесплодной.
3) Душенная стойкость позволила жителям нашей мно1Х)страдальноЙ страны пережить исторические катаклизмы.
4) Убыстрившийся за последние столетия ход истории часто вызывает у людей чувство смятения, беспомощности, дезориентации.

АЗО. Какой(-ис) тип(-ы) речи представлсн(-ы) в предложениях 2-6?
1) повествование и рассу ждение
2) рассуждеиие и описание
3) описание и повесствовалие
4) повествование

А31. Какое значение имеет слово НЕВЕЖЕСТВЕННЫЕ (предложение 5)?
1) бесхарактерные
2) нечуткие
3) нетерпимые
4) малокультурные

В1. Укажите способ образования слова БЕСПОМОЩНОСТЬ (предложение 18).

В2. Из предложений 1 - 5 выпишите причастие.

В3. Укажитe тип подчинительной связи и словосочетании РЯД ПОТРЯСЕНИЙ (предложение 19).

В4. Среди предложений 20 - 25 найдите сложные, частью которых является односоставное безличное предложение. Напишите номера всех этих сложных предложений.

В5. Среди предложений 16 - 22 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 7 - 17 найдите сложноподчиненное предложение с однородными придаточными. Напишитите номер этого предложения.

В7. Среди предложений 20 - 28 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи частицы и личного местоимения. Напишете номер этого предложения.

В8. «Автор текста Е. Корсневскаы цитирует письмо, пришедшее в редакцию журнала, чтобы определить круг проблемных вопросов. В этом письме семидесятидвухлетний москвич не только с болью в сердце поднимает актуальнейшую социальную проблему, но и создает точный портрет современного подростка. ___ в предложении 4 придает этому образу яркость, объемность. Неравнодушие Е. Кореневской к затронутой проблеме подчёркивают такие лексические и синтаксические средства выразительности, как ___ («фрасширившейся пропасти между отцами и детьми» в предложений 11), ___ («неуловимое мтовение». «странные старики»), ___ (предложение 14)».

Список терминов:
1) метафора
2) диалектизм
3) литота
4) ряд однородных членов
5) риторическое восклицание
6) сравнительный оборот
7) термины
8) индивидуально-авторское слово
9) эпитеты

В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) В Катае люди,оворящие на разных диалектах,не понимают друг друга:(НА)СТОЛЬКО (ПО)РАЗНОМУ они произносят слова.
2) Пиктография-внеязыковая знаковая система, (ПО)СКОЛЬКУ она (НА)ПРЯМУЮ выражает мысли, а не слова и предложения.
3) В(РЕЗУЛЬТПТЕ Великих географическтх открытий международная торговля (В)СЛЕД за Европой и Азией охватила другие регионы земного шара.
4) В деловом письме-просьбе излагается КАКАЯ(ЛИБО) просьба, ПРИ(ЭТОМ) в ней подчёркивается заинтересованность организации в её исполнении.