Как отмечают год петуха в тюрьме. Колония-поселение

Прибывает этан. Прием дел производят сотрудники Учреждения. Они же обеспечивают охрану периметра объекта. Следят, чтобы не было побегов. На этом их функции заканчиваются. Всем остальным заправляют осужденные из хозяйственной обслуги

Они отбывают весь срок в тюрьме. В колонию идти боятся из-за провинностей перед блатным миром Многие из них этим самым миром приговорены к смерти. Есть среди них воры в законе, которым «дали по ушам» (проще говоря - развенчали, лишили сана). Есть «петухи» (они баланду раздают), озлобленные на весь мир и срывающие злобу на ком только можно. Им здесь лучше, чем в зоне, во сю крат, здесь они - власть.

Первое, что ощущаешь, попадая внутрь учреждения,- запах душистого мыла. Везде с мылом моют коридоры и камеры. И все, за исключением сотрудников и хозобслуги, передвигаются только босиком После водворения этапников в камеру, зэки-надзиратели (их здесь за глаза называют «погонялами») заявляют, что хата обязана собрать дань за «прописку». По две пачки курева с человека (в камерах все равно курить нельзя), душистое мыло, зубные пасты и другие, весьма ценные в неволе вещи. Если дань не собирается в нужном объеме, хорошего отношения не будет. В любом случае устраивают обыск. Тем более что на шмоне при поступлении обслуга примечает, у кого что есть. Утаившего «ценности» не трогают, бьют его сокамерников, чтобы они потом разобрались с провинившимся.

Поскольку «погонялам» позволено вытворять с зэками что угодно и отнимать у них все, что приглянется, хозобслуга мало похожа на арестантов. Все откормлены, одеты в вольные вещи, ходят с резиновыми дубинками н нередко пускают их в ход. Администрация специально закрываем глаза па беспредел, так как в это учреждение любят отправлять гак называемых «отрицал» - нарушителей дисциплины, борцов с начальниками колоний. Очень удобно: на ментов вроде и жаловаться нельзя - зэков такие же зэки прессуют. А друг на друга осужденным писать жалобы в падлу.

Из этапников сразу выделяют тех. что помоложе. Объявляют: «О, какой симпатичный мальчик! Сегодня трахнем». И вечером насилуют несчастного. Некоторые жертвы после такой «процедуры» вешаются, вскрывают веры. Сот рудники подобные суициды преподносят как естественную смерть из-за сердечной недостаточности. Более отчаянные сводят счеты с жизнью накануне, не дожидаясь, пока из них сделают «петухов». Хотя это трудно, могут помешать сокамерники.

Бывает, для изощренных издевательств поместят молодого зэка в специальный карцер, где по колено воды, и предлагают: «Дашь добровольно в попу, выпустим». Несчастный стоит несколько суток в воде, если упадет - захлебнется. Через каждый час ему говорят: «Подверни зад - выйдешь».

После того как кого-то «опустят», даже по беспределу, сочувствия от сокамерников такой бедолага не дождется. Его также переведут в «обиженку».

Команды «погонял» выполняются бегом. Когда они входят в камеру, все встают смирно. Дежурный зэк рапортует о количестве народа. Чтобы поприкалываться, «погоняли» - часто без цели — навещают хаты. Им нравится, когда народ прячет глаза. Придравшись к тем, кто чем-либо не понравился, выведут в коридор, изобьют, посадят в карцер. Самое культурное обращение с их стороны - «педераст», «козел».

Распорядок дня простой. В 6.00 - подъем, заправка коек. До 22.00 нельзя прилечь, иначе - экзекуция.

Кормят сносно, но и тут не обходится без издевательств. Баландер - «петух», взять от него пищу значит, «законтачиться» и тоже стать «обиженным». Не возьмешь баланду - изобьют или сдохнешь от голода. Ну, воры разрешили питаться из рук педиков и не считаться такими же. Конечно - вдруг сами туда попадут?..

Еще, когда открывается «кормушка» (окошечко в двери), надо за секунду успеть кинуть на ее низ белое полотенце Чуть замешкались, раздатчик пищи кричит: камера такая-то отказалась от обеда. Вся хата идет под пресс. Тарелки он буквально кидает в руки, не дай Бог уронить хоть одну - прибьют. Горячая еда в казенных мисках (свои иметь запрещено). Через две-три минуты следует команда: сдать посуду. Мешкать нельзя - накажут. Поесть не успевает никто, особенно те, кто получил «шлемку» последним.

Водят на хозработы во двор тюрьмы. Все под присмотром «погонял». Зимой - уборка снега. Его вообще к вечеру не видно. По пастилу, имеющему угол сорок пять градусов, на уровень второго этажа поднимают тяжелые носилки и высыпают снег в большой котел внизу. Под котлом - печь. Другие зэки носят к ней горбыль с пилорамы - на топливо. За территорию отведена труба - растаявший снег стекает через нее. Работников, обессиливших от высокого темпа, избивают, погоняя дубинками, заставляют все выполнять бегом. Если кто-то упадет и не может встать, его, особо не церемонясь, сильно пинают ногами.

Начальник учреждения, бывает, запрягает в сани тройку бывших воровских авторитетов и, подстегивая кнутом, катается по двору.

Летом водят на уборку двора. Или на вычерпывание бассейна вручную. После вычерпывания ведрами его моют и так же заливают воду вновь. Заключенным приходится часами стоять в холодной воде. Некоторые зэки после такого субботника попадают в больницу, это когда уже совсем подыхать начинают.

Бассейном пользуются как сотрудники, так и «погонялы». Последним созданы все условия. Есть спортзал, многие из них - бывшие спортсмены. В комнатах - телевизоры. Не хватает свободы и женщин, но последних заменяют «петухи».

В подвале находится цех, где работают художники, резчики и другие мастера. Прибыль от реализации изделий и сувениров идет в карман администрации. Маленькая толика перепадает «погопялам». Они находят мастеров-зэков для работы. Они всем заправляют.

Еще тюрьма поражает «мертвой тишиной». Томящийся в камерах люд разговаривает только шепотом. Иногда слышны команды «погонял» да вопли тех, кого они избивают в коридоре.

Случаев неповиновения не бывает. Любая попытка жестоко пресекается. Массовый бунт поднять невозможно. С другими камерами нет связи - не покричать, не отправить записки. Да и бунты бывают только там, где слабая, мягкая власть.

Не все, конечно, пройдя эту тюрьму, забывают обиды. Но «погонялы» знают, что их могут ждать за забором. Из-за этого освобождаться опасаются. Их часто вывозят на хлебных машинах.

Другое странно: почему воры не трогают сотрудников, все это устроивших и поддерживающих? Значит, правила игры не позволяют.

Камерный быт. Смотрящий. Петух

Я уже несколько раз садился за написание "конкретики", но все никак не мог изложить всего так, как бы хотелось. Потому отчасти несколько ушел в отвлеченные темы.

Несколько раз меня знакомые расспрашивали - как оно, там? Обычно начинаешь рассказывать, смотришь на собеседника и видишь непонимание - человек слушает, но не воспринимает. Это ему просто не влазит в голову. Как будто говорим об интегральном исчислении. Все слова вроде понятны - но в картинку не складываются.

Трудно понять, что вот здесь же, рядом, в том же городе, где ты живешь, где на расстоянии каких-то 10 метров ходят обычные люди - совсем другой мир. Кто-то из зэков назвал его "Затерянный мир". Гниющие тела, вонь, вши, клопы, чесотка, туберкулез, "петухи" под шконками, вонючая баланда с червяками, "понятия", ментовской и блатной беспредел.

Однажды, видя непонимание, я завел товарища в ванную - обычную среднюю ванную комнату обычной квартиры. Представь себе, говорю, что вот в этой ванне мы ставим три двухъярусные шконки, стол, унитаз (точнее просто очко - "дальняк" - как в общественных туалетах).

И теперь сюда поселяем 7–8, а может быть и 10–12 человек. Это как? - человек смотрит на меня с недоверием, - тут десятерым просто не стать, если даже все выбросить и оставить голые стены, а не то чтобы три шконки…

Ну конечно, стать негде - а жить можно. Год, два, три - выходя только один раз в день на неполный час на прогулку.

Именно такую картину я увидел, когда переступил порог хаты номер 105 Калининградской тюрьмы.

Шконари, сваренные из труб и полос металла. Матрасы, при первом взгляде, есть - но позже оказалось, что они практически пустые - это в тюрьме предмет роскоши. Очень ограниченное их количество передают "по наследству" своим семейникам, близким. Остальное - просто камуфляж с несколькими комками ваты. Спать поэтому многим приходится почти на металле.

Но это уже дело привычное - десять дней перед этим в карантине даже таких не было - там просто спят на железе, без матрасов, одеял, постели. Октябрь месяц в Прибалтике уже очень холодный и сырой, особенно ночи. Спать больше полутора часов невозможно - приходилось вставать и двигаться, пить чай (если есть). А больше 8 часов у тебя нет, так как в хате 30 человек на 10 мест. Так что теперь на этом матрасе и даже под одеялом можно будет отоспаться. Как мало надо человеку для радости.

Дальняк отгорожен ширмочкой. Над ним выходит водопроводный кран и вода льется прямо в очко. Об этом надо всегда помнить, так как вставая после большой нужды можно наткнуться на него спиной. Но забыть о нем не так просто - он протекает, и когда вы сидите на дальняке, холодная вода капает вам на спину. Чтобы капли воды не раздражали свои звуком, к крану привязана полоска материи, вода по которой стекает вниз.

Рядом стол - "общак", крепко вбетонированный в пол. Сидеть за ним могут не больше двух человек - один на рядом стоящей шконке, другой на табуретке. Над ним "телевизор" - металлический ящик для посуды и продуктов.

Табуретка - "табурка" к полу не прикреплена. Вообще это нарушение - все должно быть крепко приварено к полу. Но в этой конуре это просто невозможно - негде.

Проход между шконарями точно на одного человека, и то - не особо широкоплечего. Двое, даже боком, пройти не могут. Всего проходу от дверей ("тормозов") до дальнего шконаря - четыре шага. Иногда даже удавалось погулять - три шага, на четвертом поворот, снова три… и так целый час. Но это редко - в короткие промежутки незаполненной (это когда ВСЕГО 7 человек) хаты.

Верхний шконарь у решки - рабочий. На нем не спят, там рабочее место дорожника - отвечающего за дороги, т. е. связь между хатами. Не спят там и по другой причине - окон нет и в холодное время там просто невозможно находиться. Там сложены баулы. И еще плюс несколько полос из шконаря вырвано - кому-то понадобилась в свое время "сабля", вероятнее всего, чтобы немного раздвинуть меха баяна.

Окна практически нет - т. е. оно есть, под потолком, но увидеть вы через него ничего не сможете - металлические жалюзи, называемые баяном (или ресничками), установлены так, чтобы только пропускать воздух. Свет практически не проходит - в камерах и днем и ночью - круглые сутки - горит лампочка (тут только до меня дошли слова известной песни - "Таганка, все ночи полные огня…"). Есть еще две решетки - решки. Одна кованная, еще немецкая, с крупными ячейками - сантиметров 20, другая мелкая - фарш - из арматуры, с размером ячейки меньше спичечного коробка - уже наша.

Стены - невероятно-грязно-коричневого цвета. Похоже, они когда-то были белыми. Говорят, что капремонт здесь не делался еще со времен Германии - точнее, окончания войны. Очень похоже на то. Эта тюрьма - одно из немногих зданий, что уцелели от старого Кенигсберга. При немцах в таких хатах - говорят - сидело по два человека. Да, вдвоем здесь было бы более-менее сносно.

Размеры камеры - 3,60 на 1,70, высота - около 2.50. На 10 человек. Сейчас даже туалеты порой больше делают.

В углах - огромные древние паутины и такие же огромные пауки. Паук и паутина - один из основных воровских символов и поэтому очень часто встречается на татуировках. Трогать паука по зэковским поверьям нельзя - что-то вроде священного животного. Можно в крайнем случае переселить. Но в хате 105 их видно особо уважали и не трогали вообще. Зато хоть мух не было.

Рулил в хате Санек. Ему было тогда 35.. Досиживал третий год своей пятой (и, вероятно, не последней) ходки, что в сумме набрали уже 13 годков. 35 минус 13 равно 22. Сидеть начал в 17. Итого 5 на свободе - 13 в тюрьме. Раньше пхнул по понятиям, но в авторитеты не рвался. Сейчас же подустал, начал задумываться о жизни. Лицо на удивление доброе и даже детское. Никто с первого разу не давал Саньку ни его 35, ни пятую ходку. За ушлого угрюмого зэка все, кто заходили в хату, принимали меня - и делали круглые глаза, когда узнавали как оно на самом деле.

После короткой спокойной беседы (кто, откуда, статья) определил мне верхнюю шконку ("пальму") над собой. Заварил чифирку. Когда я вскоре завалился спать (после бессонных ночей карантина), уже сквозь сон почувствовал, как он набросил на меня свое одеяло. И даже то, что я узнал о нем позже, не притупило чувство благодарности за ту проявленное сочувствие.

Но этому моменту еще предшествовал один инцидент. В 105-ю хату нас с карантина закинули вдвоем - был еще один парень лет 27. Когда мы вошли, один из зэков, спящий на верхней шконке, поднял голову, издал возглас удивления и обратился к вошедшему за мной:

"У тебя есть выбор - либо ты сейчас ломишься с хаты либо я предъявляю тебе".

Тот в ответ, что он собой ничего не чувствует и останется в хате.

"Тогда стой возле тормозов и не двигайся. Ты долбишся в жопу и в рот берешь".

Он в отказ - ничего подобного, за базар ответишь и все такое.

Вступает в беседу Санек и обращается к Сереге (так звали обвинителя) - "Ты уверен? Ты его знаешь?" - "Да, это Воха, к тому же терпила по моему первому делу, земляк из Балтийска. Я слышал о нем от правильных людей, что он под дурью брал за щеку и просил, что бы ему заехали в жопу, когда они каких-то телок таскали".

Санек обращается к Вохе - "Это правда?" - "Нет. То что у него терпилой был, признаю, на суде показания давал, а все остальное - чёс". "Отвечаешь?" - "Отвечаю". "Подтвердить сможешь?" - "Смогу". "Сидел?" - "Полгода в СИЗО, сейчас под условняком ходил". "За что взяли?" - "Менты, падлы, подставили, гоп-стоп вешают".

"Тогда вот такое будет решение" - говорит Санек - "вы, ребята, понятия знаете - каждый из вас должен обосновать свои слова. Сроку вам 10 дней. Отписывайте по тюрьме, на волю - как хотите. Сроку даю вам более чем достаточно. На тебя, Серега, есть подозрение, что ты напраслину на парня хочешь навести в отместку за прошлое. Терпил у нас не уважают, но и под шконку за это не загоняют - это ваши дела. На тебе же серьезное обвинение - знаешь, что будет, если подтвердится. А пока - ты под подозрением. К посуде и продуктам не прикасаться, с общих кружек чай не пить. Твой шконарь - пока под окном (в холода это самое плохое место в хате - сквозняк и дубарь все равно, что на улице - трудно пролежать даже час). Если кто с тобой место делить захочет - пока ты под подозрением - без проблем".

Никто так с Вохой его шконарь и не делил. Серега нашел еще свидетелей (очевидцев, как говорят в тюрьме - свидетелей там не любят), которые подтвердили его слова. А Воха так и никого не искал. Сидел и обреченно ждал своей участи, которую, как он понял, ему не избежать.

Видя такой расклад, Санек даже не дождался отведенного им самим сроку и потребовал объяснений, в ходе которых приложился ногой к физиономии Вохи (предварительно аккуратно сняв тапочек). Тот все еще отказывался. Тогда Санек все же дождал до сроку и объявил Воху петухом. С дальнейшим избиением ногами - петухов руками бить, оказывается, нельзя - можно "законтачиться".

Попробовал тот сломиться с хаты, но опера не захотели его переводить - нам, говорят, по фиг - девать его некуда, делайте с ним, что хотите. После этого он самостоятельно переселился под шконарь, хотя Санек все же разрешил ему жить на его шконке - на бетонном полу в такой холод протянуть хотя бы несколько часов, по-моему, было невозможно, но он смог. Когда менты заходили на проверки, смеялись и говорили ему - подай-ка звук, чтобы знать живой ли. Один раз просто сапогом заехали - Воха промычал что-то от боли. "Ааа, значит живой" - сказал мент и пошел дальше.

С усилением холодов Воха все-таки из-под шконки вылез и жил тихонько на своем шконаре, о чем-то разговаривая сам с собой. Когда в хате пили чай, ему тоже наливали в его кружку, давали сигареты. Он сам, без принуждения, регулярно подметал хату и время от времени начинал доказывать что, он не петух. Потом снова соглашался.

Позже, уже после Нового Года, уехал на этап на следствие в свой городок. Когда вернулся - закинули его в другую хату. Он снова затихарился и не сказал, кто он. На этот раз ему повезло меньше - били долго, с хаты таки сломили, сделали объяву на всю тюрьму. После осел он где-то в обиженке и больше о нем слышно не было.

А еще в карантине вел он себя достаточно нагло и попробовал даже безо всяких причин, чтобы показать свою крутизну, заставить человека "упасть на тряпку" - убирать хату. Решил наверное действовать по старой зоновской присказке - "Лучше гнать, чем быть гонимым". Но все обернулось наоборот. Получил в ответ по морде. Не по понятиям, конечно, но конфликт разрулили.

А посадили Воху, как оказалось, за мешок картошки. Бабулька торговала на улице, он подошел, хотел забрать у нее выручку, но ее то ли не оказалось, то ли бабулька не дала. Тогда он взял мешок картошки, который она продавала, кинул на плечи и попробовал свалить, но как раз поблизости оказался наряд милиции. На следствии он говорил, что просто помогал бабуле перенести мешок через дорогу. А как у него еще не закончилась условная судимость за хулиганство, то мешок картошки обошелся ему, вероятно, лет в несколько.

А Санек вел себя очень спокойно, любил порассказать всякие зэковские истории, о том как было раньше. До выхода ему оставалось около полугода. Родных и близких у него не было. Какая-то двоюродная тетка где-то в селе - вот и все.

На свободу он идти боялся. Ни дома, ни семьи. И ждал освобождения со страхом. Это было видно невооруженным глазом. Да он и сам этого особо не скрывал в разговорах со мной. Частенько расспрашивал о всяких житейских мелочах - вплоть до того, как ехать на троллейбусе, покупать билет и т. п. Как добраться до вокзала - жил он (и его тетка) где-то в деревне вдалеке от областного центра. Он просто панически боялся идти через город, садится в троллейбус. Боялся женщин - сам говорил, что их у него за его 35 лет было не больше, чем промежутков между отсидками. Да и то - с натяжкой. Часто длинными ночами он тихонько просил меня рассказать ему о жизни - что делать, может чем заняться и как. Частенько говорил, что делать ему на свободе нечего - выйду, говорит, маленько погуляю, пока не поймают в очередной раз на какой-то мелкой краже - и снова сяду.

Здесь же он чувствовал себя как рыба в воде. Все ему было знакомо, не надо было думать о крове и хлебе. Он даже на прогулки ходил максимум раз в неделю. Пользовался определенным уважением - умел красиво подрассказать молодежи о понятиях и жизни. Хотя к молодым, растопыривающим пальцы, относился с иронией и мог удачно посмеяться с их детской наивности.

Санек, как оказалось, был регулярным осведомителем - стучал, то есть. Начал догадываться я об этом уже месяца через два или три пребывания в хате. Позже, в других хатах, это подтвердили.

Хоть никого родных у него не было, он регулярно, где-то раз в месяц, ходил на свиданки. Говорил, что скентовался с мужиком одним за год совместной отсидки, вот он к нему и заходит. Также раз в месяц получал передачи - всегда приблизительно одно и то же - простые сигареты, грузинский чай, немного сала, карамельки. Позже приходилось слышать о таких передачах - ими опера рассчитывались со своими нештатными сотрудниками. А брали их с общаковских передач в качестве мзды за попустительство. Интересный получался круговорот сигарет в природе.

К нему в хату забрасывали тех, кто был им интересен и только первоходов, чтобы оградить Санька от нежелательных встреч.

Почему так, почему он боялся ехать на зону - не знаю. Скорее всего, ему просто все надоело и он хотел какого-то, хоть временного, спокойствия. Опера предоставили ему определенные гарантии спокойной жизни, по крайней мере в тюрьме, в обмен на информацию.

Надо признать, что Санек никогда не расспрашивал никого, и не выуживал ничего. Да, с другой стороны, и не надо было - язык наименьший из членов тела, но кто может обуздать его. Ночи и дни тянутся ой как долго - а поговорить с кем-то хочется. Людей так и перло рассказать о своих подвигах.

Но вот у него вдруг появилась цель - Санек влюбился…

photo-1lМикола из своих 48 - 26 лет - жизни провел в неволе. Впервые "отчалил" на зону для малолеток еще в СССР. Тогда ему не было еще и шестнадцати. За банальную хулиганку. "Отпарился". Поехал в Москву. Там "спалился" на краже кошелька. Получил снова срок. Вышел. "Украл, выпил, в тюрьму!" - такой стала его жизнь от ходки к ходке.

Обычаи и нравы, царящие за решеткой, знает не по наслышке. Сейчас уже больше трех лет, как завязал с криминалом. Туберкулез замучал. Бросил он и пить, по его словам, потому, что устал. Но от чифира (очень крепкого чая - традиционного напитка зеков) отказаться не в силах. Так, за чашечкой чая, и состоялся этот "базар без понтов".

Тюрьма, как известно, это своебразная семья. Там живут по своим, неписанным, правилам. В чем они заключаются?

Те, кто сидел, знает, что существуют четыре основные касты заключенных: блатные, мужики, актив и "опущенные".

photo-2lЛидерами среди блатных являются ВОРЫ В ЗАКОНЕ. Практически на каждой зоне есть свой авторитет. В его обязанности входит обеспечение "гревом" - деньгами, наркотиками, сигаретами, водкой, проститутками, мобильниками. Вообщем, всем тем, без чего не обходится жизнь на любом нормальном "курорте". "Законники" занимаются и ведением всех "разборок". Паханы чаще имеют реально большую власть, чем администрация.

МУЖИКИ - это вообщем-то случайные в преступном мире люди. Которые по своей глупости (кто тещу зарубил по пьяне, кто случайно сбил пешехода), или по вине ментов (кто наркотой приторговал без "крыши", кто не захотел делиться с налоговиками) оказались на нарах. Именно на мужиках держится зона. Они в основном работают за себя и за блатных. Ворам не положено работать. Их дело воровать на воле - "отдыхать" на зоне! Мужики ни на какую власть не претендуют, но и с администрацией не сотрудничают. Не имеют они права голоса на воровских сходках, но в то же время никому не обязаны и минет делать.

Третья группа - это заключенные, открыто сотрудничающие с лагерной администрацией. Начиная от библиотекарей и заканчивая комендантом зоны. К ним отношение соответствующее. "Кум" - лагерный шеф - называет их АКТИВ, а зеки кличут козлами. Рядом с ними в компании находятся "шестерки", прислуживающие остальным зекам, "шныри" - дневальные, уборщицы.

И в самом низу иерархии расположились "ОТВЕРЖЕННЫЕ". Их еще иногда называют "Петухами" или "Опущенными". Их место около параши. С ними не принято вступать нормальным зекам ни в какие отношения. Нельзя с ними за руку здороваться, пить с одной чашки. От них требуется только одно - по команде выполнять функцию "Манек". Они, кстати, отличаются от "Чушек" тем, что последние трахаются по своему желанию, а "петухов" имеют в любое время дня и ночи.

photo-3l- Как становятся "отверженными"?

В основном, "маньками" становятся те, кто грубо нарушил тюремные обычаи. Живет не по нашим понятиям. "Стучит". "Крысятничает" - ворует у своих. Проигрался в карты, а долг не смог отдать. На воле сдал ментам своих подельников.

- А это правда, что с "опущенным" могут сделать что угодно. Даже убить без причины.

На любой нормальной зоне беспредел не поощряется. Ни со стороны братвы, ни аминистрацией. "Маньки ограничены в своих правах в сравнении с остальными заключенными. Они не могут сидеть за одним столом со всеми, не имеют права голоса на сходках и т.д. Но это не значит, что их любой зек может "замочить" без базара.

Некоторые из опущенных, которые становятся "давалками" для авторитетов, вообще живут, как в гареме. Пользуются некоторыми поблажками. Но ведь и на свободе, как мы видим на примере Верховной Зрады, любовницы и водители олигархов даже становятся народными депутатами. Поэтому и на зонах тоже есть коррупция.

- Тех, кто попадает на зону за изнасилование, всегда "опускают"?

Статья, по которой тебя осудили, конечно, играет большое значение. Но в каждом конкретном случае к человеку подход индивидуальный. В местах заключения ответственность как за дела, так и за слова намного выше и суровее, чем на свободе. Насильники, убийцы, торговцы наркотой и некоторые другие категории зеков не пользуются особой симпатией.

А там уже зависит все от человека, как он может себя "поставить". Главное, что за каждое слово, "за базар" приходиться отвечать. В криминальном мире наибольшим уважением пользуются те, кто работает без крови, без трупов, без насилия. Особенно по отношению к детям, старикам. На этом строятся все отношения жизни "по понятиям".

photo-4l- Это правда, что в местах заключенния люди не такие разговорчивые и эмоциональные, как на гражданке?

Наверное, да. Просто в условиях камеры прежде чем что-то сказать, каждый тысячу раз должен подумать, как его фраза будет истолкована. К тому же некоторые ругательства вообще не поощряются. Например, для осужденного слово "мать" воспринимается как нечто святое. Поэтому, когда кто-то не к месту его использует, то только по этой причине сокамерники могут оценить как оскорбление. И тогда придется отвечать. Откупаться деньгами, куревом, одеждой. Если этого недостаточно, то могут и "отпетушить".

- Какие фразы лучше не употреблять?

Нельзя называть человека "козлом", если он по понятиям, не козел. "Хватит петушиться!" - лучше никогда не говорить никому. Иначе весь барак, где живет твой собеседник, может воспринять это за оскорбление. И тот, кто это произнес, будет расплачиваться. Еще хуже обозвать кого-то "петухом", если тот таковым не является. За это могут и "пику" в живот сунуть.

- Но, кроме запретных фраз, есть ведь еще и много тюремных обычаев, которые нельзя нарушать...

Ничего никого нельзя брать без спроса. Даже у активистов или мужиков. Тех, кто на этом попадается, называют "крысами". С таким "погонялом" жить очень непросто. Да и часто их просто "опускают".

Дело в том, что на зоне не только красть западло, но и вообще касаться чужого не желательно. Ты, например, взял чужую курточку и перевевсл ее на другой крючок. Уже за это тебе могут "предъявить" - сказать, что ты украл, скажем, деньги или курево. Ты обязан будешь, чтобы съехать с гнилого базара, срочно исправлять ситуацию.

Ничего нельзя поднимать с пола. Даже шапку зимой нельзя брать с земли, особенно, если ты находишься на построении на плацу. считается, что она оскверненна. Хотя в целом, таких обычаев совсем немного.

photo-5l- А с чем это связано, что "петухов" начали использовать как пассивных гомосексуалистов?

Я не знаю точно, но поговаривают, что после реформы исправительно-трудовой системы 1961 года появился обычай - наказывать провинившегося посредством насильственного обращения в педерасты. Будто бы это придумала сама администрация в зонах, чтобы бороться с "правильными" блатными, которые не признавали официальных тюремных законов. Именно после 61-го года реформа поделила лагеря на режимы: общий, усиленный, строгий, особый. Чтобы таким образом заключенные, которые имеют первую ходку (они попадали, как правило, на общий режим), от рецидивистов. Сначала будто бы что-то давало, а потом все это было похерено. Как чаще всего у нас и бывает.

- Почему говорят, что на зоне лучше умереть, чем стать "манькой"?

В большинчстве случаев опускают в зонах для малолеток. Молодые не знают блатных законов, а некоторые сопливые блатяги попросту не хотят их придерживаться. Я прошел "малолетку", поэтому знаю, что больше всего "опущенных" и "законтаченных" попадают уже на взрослую зону оттуда.

Слышал, что в "опущенные" попадают и просто грязнули, нечистоплотные люди, страдающие кожными и венерическими заболеваниями. Так ли это?

Бывает и такое. Замарашек никто и нигде не любит. как и спидозных, сифилитиков. Да, им на зоне не позавидунешь...

- Можно ли избавиться от такого непочетного в криминальных кругах звания, как "Манька"?

Нет. "Петух", как говорится, он и в Африке "петух". Любой заключенный, который "причаливает" на зону, обязан сразу сообщить о своем статусе. Кто ты? Вор в законе, мазурик, мужик или "Манька". Если, скажем, ты контактировал с "опущенным", даже не зная этого, то ты все равно уже будешь "зашкваренным", то есть "опущенным" тоже.

- Какова роль "главпетуха" - предводителя всех "опущенных"?

Он является посредником между "отверженными" и всеми остальными, находящимися в лагере. Основная его обязанность, чтобы выполняли добросовестно свой долг Мани и Кати. Да, тюремные законы суровы, но считаю, что они более справедливы, чем Уголовный кодекс. Тем более, если человек на воле был насильником или убийцей, а на зоне еще и стал "крысятничать", пусть хоть в шкуре "петуха" прочувствует, что за все в жизни приходиться расплачиваться.

- А как с ментами поступают, если они попадают на ваш "курорт"?

О, это отдельная тема. Известно, что менты, работающие в органах, на обычную зону не идут. Для них есть свои, "красные" тюряги. Там, конечно, и свои порядки действуют. Я когда последний раз срок тянул в Шосткинской зоне, то у нас в отряде был один бывший капитан милиции. Сука конченная. Соседскую девочку, будучи в дрыбадан пьянючий, изнасиловал и задушил. Так его сразу, без всяких базаров, запетушили. Этому козлу теперь придеться до конца срока своим "очком" расплачиваться за беспредел...

Этот мент откупиться, или еще как-то отмазаться, не может, чтобы, скажем опять стать, как и прежде, обычным Козлом по жизни?

Нет, так не бывает. Петухами козлы становятся нередко, а вот назад у них дороги нет. Разве что на том свете. И то, если Бог разрешит. Но Бог же не фраер - баблом его не возьмешь, и никакой "крышей" не испугаешь.

Беседовал Павло СОКИЛ

Основной чертой этой касты является пассивный гомосексуализм: добровольный или принудительный.

Но не каждый петух регулярно практикует гомосексуальные связи.

Петухи в тюрьме — кто это?

Опущенные в рамках тюремного быта являются кастой неприкасаемых. Как живут опущенные в тюрьмах?

Они живут отдельно от полноценных членов тюремного сообщества: под кроватью («под шконкой»), возле туалета.

В крупных лагерях для них выделяются отдельные бараки, которые называются петушатниками.

Опущенные пользуются отдельными предметами быта.

В их посуде проделываются дырки, чтобы никто не случайно не спутал «зашкваренные» тарелки и ложки с нормальными.

Жизнь опущенных в тюрьме очень тяжела. Петухи выполняют самые грязные виды работ.

Существуют несколько теорий происхождения этой касты.

Согласно самой распространенной версии, опущенные выделились в отдельную тюремную прослойку после реформы 1961 года.

Она разделила лагеря по строгости режима содержания: матерые зеки, рецидивисты стали жить отдельно от первоходочников (о том, какие виды тюрем в России существуют сегодня и какие там есть режимы, можете узнать ).

Первоходочники – это, как правило, молодые люди, стремящиеся к конкуренции во всех сферах жизни, они не знали тюремных устоев и при отсутствии надзора более опытных заключенных их быт со временем становился все более диким.

Это привело к тому, что наказание изнасилованием, которое было до реформы крайней мерой, применяющейся в единичных случаях, стало распространенным повсеместно (о видах насилия в тюрьмах читайте ).

Опущенным может стать любой заключенный.

Сюда относятся:

  1. Люди, которые практиковали гомосексуальные связи на воле.
  2. Заключенные, попавшие в МЛС за изнасилование несовершеннолетних детей.
  3. Люди, родственники которых работают в правоохранительных органах.

Справка: помимо петухов в тюремном сообществе существует каста чертей. С опущенными чертей роднит статус неприкасаемых, но для сексуальных утех они не используются.

Автоматическое опускание в тюрьмах практикуется все реже. Отношение к людям, севшим по «петушиным» статьям, не будет хорошим, но и сексуального насилия в их отношении проявлять не будут.

Почему петухом называют в тюрьмах? Точного ответа на этот вопрос нет. Вероятно, такое название произошло от глагола «петушить», которым обозначался процесс изнасилования.

За что становятся?

Вопреки стереотипу, доля добровольных гомосексуалистов среди обиженных невысока.

Большинство заключенных становятся петухами за проступки, не имеющие отношения к сексуальной сфере.

Ниже приводится, за что опускают в тюрьмах. Обычно это различные серьезные нарушения правил тюремной жизни:

  1. Неуплата карточного долга. За невозвращенные долги в тюрьме приходится платить кровью, а единственной альтернативой, позволяющей сохранить жизнь, является оказание секс-услуг.
  2. Телесный контакт с другим петухом вне сексуального акта. Этого петуха после таких инцидентов очень жестоко наказывают (вплоть до убийства), но человек, с которым он контактировал, опущенным быть уже не перестает никогда.

    Обиженные, доведенные до отчаяния, нередко пользуются этим в целях мести. Иногда телесный контакт необязателен – достаточно провести ночь в петушатнике.

  3. Слабость характера, неумение постоять за себя. За некоторые вещи (например, за посылание на …) нужно обязательно спрашивать ответ. Если оскорбленная сторона этого не сделает, то она может потерять весь свой авторитет и перейти в категорию обиженных.
  4. Стукачество.
  5. Кража имущества у других арестантов.
  6. Опускание другого человека без серьезного повода.
  7. Смазливая внешность, высокий голос, жеманность – эти факторы увеличивают вероятность получения прописки в петушином углу.

Опускание может проводиться и по указу тюремной администрации для устранения неугодных заключенных из арестантской жизни.

Самый популярный способ – это запирание зека на ночь в петушатнике.

Но к таким опущенным в тюремном сообществе отношение более лояльное.

В 2000-х и последующих годах наблюдается отказ от опускания путем изнасилования. Это связано с повышением контроля над внутренним распорядком исправительных учреждений, защите прав заключенных стало уделяться большее внимание.

Кратко о том как в тюрьме не стать петухом:

  1. Следить за своими словами. Не раскрывать излишних подробностей сексуальной и личной жизни, никого не оскорблять без оснований.
  2. Иметь гордость. Уметь постоять за себя и запросить ответ с обидчика.
  3. Минимизировать контакты с петухами. Сюда входит и воздержание от участия в их избиениях и изнасилованиях.
    Даже в тюрьме нужно оставаться человеком, и человечность там ценят.
  4. Не воровать у своих, не стучать, не сотрудничать с администрацией.

Заключение

Теперь вы знаете, как живут в тюрьмах геи. Такое явление, как наличие касты опущенных в тюрьме – это дикий феномен, пережиток тяжелого прошлого страны. Но, несмотря на то, что со временем внутренние порядки исправительных учреждений смягчаются, эта прослойка по-прежнему существует, и с данным печальным фактом приходится мириться.

На зоне большинство праздников заключенные отмечают как придется: вместо спиртногољ- чифирь, вместо закускиљ- "травка", тайно присланная с воли. Не особо отличается от обычных тюремных застолий и встреча любимого всеми Нового года, разве что импровизированным шампанскимљ- под бой курантов зэки поднимают чарки с мутной жидкостью, настоянной на хлебе. А затем ложатся спать.

Но год Петуха в российских зонах отмечать не будут. Ведь там это слово имеет совсем другой, обидный, даже неприличный смысл. Петухов в тюрьме по-прежнему не считают за людей. Более того, как удалось выяснить МК, в последнее время в иерархии заключенных произошли некоторые изменения. И попасть в число отверженных на зоне гораздо проще, чем раньше.
Что в рот, что по лбу

О касте петухов ходят разные байки. Многие представляют себе эдаких тюремных изгоев, которых зэки используют для черных работ и сексуальных услуг. Но на самом деле петухи имеют свою внутреннюю организацию и даже главаря. Который зачастую бывает более жестоким, чем обычный зэк.

Петухами становятся по разным причинам. Так, в зоне опускают осужденных по статье 131 УК (изнасилование). В эту же группу попадают растлители, развратники, половые извращенцы. И гомосексуалистыљ- вне зависимости от того, какое преступление совершили. Но в последнее время все чаще в петухи попадают и из-за косяковљ- то есть за поступок, недостойный зэка. К примеру, ни мужикам, ни блатным не положено делать ничего, связанного с сантехникой,љ- это работа исключительно для петухов.

-љЕсть целый свод правил поведения по отношению к петухам,љ- рассказал начальник одной из колоний.љ- Например, порядочный заключенный не должен брать вещь, если ее касался петух. У последних все свое: сигареты, чай, миски, кружки. В курилке можно отдать петуху недокуренную сигарету, но уже брать у опущенного бычок нельзя ни в коем случае. В столовой у таких людей отдельные столы, в лагерной церкви особые скамейки, отдельные лавки и тазики в бане и тому подобное. Если зэк случайно сел не за тот стол или взял не ту ложку, он сразу же попадает в петушиную касту. Поэтому у петухов в СИЗО есть особые камеры. Бывает, милиционеры сознательно сажают в такую камеру блатных, чтобы их сломать, поскольку порядочный зэк не может провести там ночь. Даже если он не ел, не пил, не спал, он все равно окажется опущенным. Как только заключенный понимает, что оказался среди петухов, он идет на любые ухищрения, чтобы перевестись.

-љНадо в зоне четко знать некоторые правила,љ- признается Сергей, отсидевший 9 лет за убийство.љ- Особенно новичкам. Главноељ- при первом же появлении в зоне не соглашаться на петушиную работу, не брать в руки тряпку и швабру. В столовой нужно следить, куда садятся товарищи по отряду и не торопиться занять свободный стол. Кстати, многие вещи, принадлежащие опущенным, помечаются красной краской.

Процесс перевода обычного зэка в петухи сейчас изменился. Раньше мужика просто насиловали и заставляли заниматься оральным сексом с кем-нибудь из блатных. Но после нескольких несчастных случаев (когда опущенные откусывали чужое достоинство) ритуал стал проходить по-другому: петуху шлепают половым органом по лбу или губам. А бывает, что блатные просто постановляют объявить какого-то зэка петухом. Дальше слух распространяется через тюремную почту, и зэку не смыть с себя клеймо.љ

У нас на зоне все петухи делились на три группы,љ- продолжает Сергей.љ- Были так называемые форшмаки, которые выпадали из общей группы за какой-нибудь проступок. Например, поспал около параши... А собственно петухи делали у нас на зоне всю черную работуљ- убирали, выносили мусор, драили очко. Были, правда, еще и так называемые рабочие петухи, или кобылы, служившие именно для удовлетворения сексуальных потребностей блатных. Кстати, многие гомосексуалисты сразу признавались в своей ориентации и таким образом добровольно становились опущенными. Все эти рабочие носили женские прозвища, чаще всего переделанные из их настоящих имен. Леня становился Леной, Сашаљ- Соней. Такие петушки имели женские повадки, пользовались косметикой, духами, имели презервативы и старались выглядеть привлекательно.
В одной из зон нам удалось поговорить с несчастным, которого сделали петухом. Впрочем, наш собеседник утверждает, что сам сделал этот выбор. Сразу бросается в глаза нежное, чисто выбритое лицо с ярко наложенной специально перед нашим приездом косметикой. Вместо зэковской робыљ- простенький джемпер с рюшками и шерстяная, обтягивающая мужские бедра юбка, надетая поверх брюк.

-љВсе меня здесь называют только Даной,љ- признается парень, заискивающе и одновременно кокетливо опустив ресницы. Когда-то, еще до зоны, я звалась Денисом. Но это было давно... Я сюда за воровство попала, пять лет дали. А потом здесь же влюбилась. От Мишеля я сначала прятала свои чувства. Но это же невыносимо! Он обратил на меня внимание, только когда я наконец преобразилась в женщину. Но петухом я себя ни в коем случае не считаю!

-љА как к твоему перевоплощению относятся родные, близкие?љ
- На воле о моем втором я знает только одна подружкаљ- она-то привозит мне тушь для ресниц, нижнее белье, юбки. Тяжело, конечно, здесь. О моем желании не спрашивают, вызываютљ- и все... За день иногда приходится обслуживать трех-четырех зэков. Но я все терплюљ- иначе изобьют, а мне синяки ни к чему. Впрочем, ко мне относятся более бережно, чем к другим.

-љНапример?љ
- Разрешили больше времени общаться с моим любимым, хотя здесь это и не положено. А вот на строгом режиме, где у заключенных длительные сроки, образуются целые семейные пары, и это вполне нормально. Двое мужиков живут вместе, делят обязанности, как в настоящей семье, только что детей не рожают.
Петухи на зоне живут отдельно от остальныхљ- в отряде под последним номером. И даже во время поверки на плацу стоят отдельно.љ
- Большинство опущенных вступают в половые сношения не добровольно,љ- вздыхает Дана.љ- Их склоняют к этому угрозами, избиениями. Порой они сопротивляются, просят оставить их в покое, но просьбы опущенного никого здесь не трогают. Во время изнасилования над ними еще и издеваются с особой изощренностью. Опущенных насилуют ночью в отделении, в туалете, в бане. А если петухи все же отказываются их бьют жестоко, минут по 40.

Своим обидчикам петухи мстят редкољ- они не могут поднять руку на мужчину.љ
- Но бывает, что не выдерживают и хватаются за нож,љ- рассказывает Дана.љ- Был, говорят, даже такой случай, когда один вогнал шило в блатного, изводившего его своими приставаниями! Этому петуху разбили башку табуреткой, но убивать не стали. В любом петушином отряде обязательно есть лидер, который физически сильнее других. Он-то и держит в кулаке всех остальных. На зоне, где я сидела в прошлый раз, на Дальнем Востоке, это место занимал петух по кличке Кузя. В зоне он подмял под себя весь отряд. Чтобы добиться этого статуса, он буквально шел по трупам. Как-то в петушиный отряд пришел один крутой, за что его опустили, я не знаю. Он Кузю избил и стал смотрящим. Но Кузя настучал на него так, что этого качка отправили на тюремный режим. С другим претендентом на пост главного петуха Кузя еще круче обошелся. Среди блатных он пустил слух, будто его соперник украл вещи, а сам подбросил их сопернику. Блатные пришли, обнаружили пропажу и размозжили ему голову.

-љСобираются ли в твоей зоне отмечать этот Новый год?љ- спросила я на прощание заключенную.љ- Ведь мало того, что будет год Петуха, так еще и синего?!љ
- Я новогоднюю ночь надеюсь провести со своим Мишелем. А потом, видимо, придется кроме своего желания исполнять и чужие. Всем петухам в эту ночь на зоне придется несладко,љ- вздыхает, теребя в руках косыночку, Дана.љ- Но пить за петушиный год никто не будет. Это уж точно.