Игрушка экскаватор из дерева своими руками чертежи. Экскаватор из шприцов

Частая аренда землеройной техники - процедура затратная и не обеспечивает удобства владельцу участка. Другое дело - собственная компактная машина, с которой можно сэкономить на услуге аренды, расходовать минимум топлива и при этом получать все функции полноценных моделей. Создать такую технику непросто, но для настоящего мастера не невозможно. Как сделать мини экскаватор своими руками? Для начала нужно определить его параметры и тип.

Правильно собранный мини-экскаватор ничем не уступает моделям, созданным по всем правилам в заводских условиях. Обладает некоторыми преимуществами для частного использования: минимальный расход топлива, простая транспортировка, адаптированность под конкретные потребности, малый вес. Работать можно на любых площадях, в том числе в складских и других закрытых помещениях. Обычно подобная техника требуется на дачах, у загородных домов, используется в рытье ям и котлованов, для неглубоких коммуникаций и пр.

Существуют различные виды мини экскаваторов

Типы самодельных моделей:

  1. Экскаватор из мотоблока, на базе имеющегося минитрактора или просто автомобиля. На нем используется навесное оборудование. Собирается автономная техника на гусеничном или автомобильном колесном ходу, способная перемещаться по участку самостоятельно. Другой вариант - машина, перемещаемая с использованием вспомогательных средств. Если понадобится, все навесное оборудование легко демонтируется, а использованная база снова используется по прямому назначению.
  2. Мини экскаватор с нуля. Трудоемкий вариант для самых опытных умельцев. Невозможно справиться с подобной задачей новичку, время и деньги будут потрачены зря. Понадобятся специфические навыки или квалифицированные помощники, хороший багаж технических знаний.
  3. Простое бюджетное решение - прицепной экскаватор на прицепе Т40 с рамой и колесной осью.

Устанавливается автономный двигатель, гидравлика и специфическое оборудование.

Подготовительный этап: где взять чертеж

Нужно подобрать конкретную, четкую и понятную схему для сбора своей землеройной машины. Сложностей с выбором быть не должно. Можно использовать:

  1. Уменьшенные в масштабе заводские схемы больших экскаваторов типа «Беларус».
  2. Готовые чертежи из Интернета, размещенные народными умельцами. Интересные рабочие варианты можно найти не только в рунете, но и на зарубежных ресурсах.

Подобрав оптимальный чертеж, нужно составить смету и примерно определиться с затратами на расходники и детали.

Конструктивные решения

Самодельный ручной экскаватор компонуется так же, как и заводские автомобильные модели. В такой технике присутствуют узлы:

  1. Несущая рама, установленная на гусеницах от трактора или автомобильном ходу.
  2. ДВС для приведения в действие гидравлики.
  3. Опорно-поворотная часть.
  4. Гидравлика.
  5. Ковш.
  6. Стрела.

Выбор ковша для экскаватора

Оптимальным решением будет установка оборудования на Т40 или создание своими руками подобного прицепа для установки на нем мотора, бака, колесной пары. Устойчивость машине обеспечит дополнительное башмачное крепление: пара «башмаков» удержит от опрокидывания.

Мотором может быть ДВС мощностью 15 кВт - японская или даже недорогая китайская модель.

Узлы мини-экскаватора

Стрелу и гидросистему можно приобрести в комплекте, и просто установить их на базу. Подобное решение избавит от многих ошибок и поиска запчастей. На всё время эксплуатации можно забыть о настройке землеройной машины. Но подобные комплекты дорого стоят, и при должном опыте домашние умельцы предпочитают изготовление всех узлов своими руками. Могут использоваться и модернизированные узлы от старой техники.

Система гидравлики

В заводских экскаваторах гидросистему составляют 4 части:

  • опорно-поворотная часть;
  • стрела;
  • ковш;
  • система управления.

При изготовлении землеройной машины своими руками можно прибегнуть к упрощенному варианту. В этом случае понадобится опорно-поворотная колонка и стрела. Колонка крепится на несущую конструкцию, роль которой может выполнить мотоблок. Чтобы самостоятельно сделать узлы, нужно иметь 4 гидроцилиндра для движения стрелы вниз и вверх, управления ковшом, поворотов. Подойдут старые гидроцилиндры от грузовых автомобилей советского производства.

Для гидропривода удобно использовать недорогой шестеренчатый насос. Это простое в использовании и ремонте, бюджетное решение. Чаще всего мастера выбирают НШ-10, совмещая его с распределителем Р-16А.

При необходимости увеличение мощности техники достигают путем одновременной установки 2 насосов с 2 распределительными узлами.

Техника в работе

Как сделать ковш

Рабочей частью машины служит ковш. Эта деталь подвергается максимальным нагрузкам, потому выдвигаются повышенные требования к качеству материала. Оптимальное решение - листовая сталь 6-9-миллиметровой толщины.

Рассчитываются по чертежам и вырезаются из стального листа отдельные заготовки, надежно свариваются между собой. Для усиления боков и днища дополнительно используются пластины из стали. Эффективность и производительность ковша повысится, если на передней части приварить прочные «клыки». Для них могут быть использованы «пальцы» гусеничных машин.

Каждый раз при произведении земляных работ, особенно на мелком строительстве, встаёт вопрос - копать лопатой (на это уйдёт много времени) или - минут 30. Можно рассмотреть множество вариантов, и не получить универсального совета, что лучше сконструировать мини-экскаватор своими руками, взять в аренду или приобрести такую технику. Но проанализировать плюсы и минусы, сложности и преимущества построения самодельного агрегата необходимо. К важным этапам отнесём:

  • Подготовку
  • Конструирование
  • Изготовление
  • Сборку.

Самостоятельно изготовить или купить мини экскаватор - вот в чём вопрос.

Мини установка отличается многофункциональностью , компактностью, лёгкостью транспортировки и прекрасно подходит для мелких строительств или частных собственников.

Купить или сделать самодельный мини экскаватор будет зависеть от нескольких деталей: финансовые возможности и технические навыки . Если ваш бюджет позволит потратить от 15000$ на покупку такой техники - конечно проще купить и работать в удовольствие.

Если у вас одна кратковременная задача - копка траншеи или фундамента для дома - возможно проще арендовать его.

Если вы всё же хочется создать агрегат своими руками, то вы должны обладать:

  • Горячим желанием сделать это самостоятельно;
  • Временем для осуществления затеи;
  • Инженерно - технические знания и навыки, в том числе знание гидравлики, электрогазосварочной работы, слесарные навыки;
  • Наличие финансов - при хороших навыках значительно удешевит расходы при самостоятельной постройке экскаватора;
  • Наличие необходимых инструментов и оборудования.

Типологизация экскаваторов - определимся, что именно нужно нам.

Решившись на самостоятельное конструирование, вы должны понять, какой именно вид миниэкскаватора подойдёт вам. Различают автономный и прицепной типы .

При наличии в вашем распоряжении мотоблока или мини трактора логично будет создать прицепной экскаватор, с дополнительным узлом крепления.

Если в наличии имеется старый автомобильный двигатель, то вам проще создать автономный агрегат с шасси и блоком для земельных работ .

Загоревшись идеей как сделать самодельный прицепной мини экскаватор своими руками, следует учесть, что процесс будет нелёгким, нужны знания и умения .

Конструкция мини экскаватора и её особенности.

Чтобы сконструировать мини экскаватор, нужно сделать схему вашей модели , знать особенности всех элементов, узлов, деталей. Принцип конструкции самодельного мини экскаватора сходен с промышленными технологиями.

При обладании определёнными навыками в инженерном деле, можно попробовать создать конструкцию экскаватора самому. Но гораздо проще воспользоваться множеством идей на просторах интернет форумов .

При выборе конструкций следует заметить, что на иностранных сайтах измерения все указаны в дюймах , и их нужно перевести в отечественную систему измерения.

Определившись с конструкцией, делаем смету, без которой мы не увидим всех нюансов самодельного построения экскаватора. В смете указываем:

  • Необходимые расходные материалы
  • Запасные части и детали
  • Оборудование для изготовления запчастей
  • Инструментарий (наличие или доступ)
  • Примерные затраты на изготовление экскаватора.

Сделав всё это, вы сможете решить, стоит ли строить его самому или лучше воспользоваться арендой.

Чертежи - не проблема.

Подсчитав свои финансы и определившись с возможностями, вы всё-таки решили строить экскаватор сами? Прекрасное решение, творческое удовольствие вам будет обеспечено!

И следующим этапом станут чертежи самодельного мини экскаватора.

Для построения чертежей самостоятельно вы должны иметь инженерные навыки, навыки расчетов. Тут важным будет прочертить каждую деталь, составить все расчеты.

Можете воспользоваться помощью интернет — ресурсов, ведь если вы знаете, какой именно вид мини экскаватора будете делать - найти чертежи в интернете будет не так сложно.

Чертежи прицепного мини экскаватора будут гораздо легче и проще , чем экскаватора автономного, в изготовлении которого значительно больше деталей и узлов.

Основные узлы - что это, как их собирать и стоит ли покупать?

Найдя все необходимые чертежи, или сделав их самостоятельно, приступаем к основным узлам мини экскаватора, попутно прикинув их стоимость.

Раму мы изготовим из швеллера 8 или 10, воспользовавшись электросваркой. К полученной раме прикрепим старую балку от автомобиля, сняв с неё рессоры и пружины. Вариантом будет посадка колёс на самодельную ось. Из затрат имеем: около 12 метров швеллера, автомобильная балка, ну и ваша работа.

Манипулятор - проще изготовить двухколенный из таких же швеллеров, сваренных в прямоугольный профиль. При изготовлении манипулятора понадобится рассчитать всё, и не имея инженерных навыков сделать это будет сложно . Поэтому возможно манипулятор лучше купить готовый .

Из оборудования, если всё таки решите делать манипулятор сами, нужны будут станки - фрезерный, токарный, слесарный.

Стоимость готового манипулятора будет примерно на 30% меньше, чем сделать его своими руками.

Гидравлика - выбор тут широк, из насосов подойдут масляные, типов: НШ-10, НШ-32, НШ-150, насосы нужно купить, и желательно новые . А вот цилиндры для манипулятора подойдут и б\у от МАЗа или КАМАЗа, размер 63x40x500. Для узла управления можно найти, если постараться, б\у гидрораспределитель РГС 253, МРС 70.4.

Стрелу желательно взять готовую и установить вместе с гидравликой, так как велика возможность ошибки в расчётах при проектировании этого узла. Вполне подойдёт стрела от старого погрузчика .

Привод - какой лучше и как выбрать.

Перешерстив просторы интернета, и пообщавшись на форумах вы увидите стойкую тенденцию наших самоделкиных - мастеров использовать, выбирая привод дизель для гидравлики. В промышленных моделях так же используется дизель . В самостоятельном изготовлении дешевле брать китайский двигатель «Лифан». Можно конечно поэкспериментировать с отечественными двигателями, но это зависит от ваших навыков.

Мини экскаватор надёжный помощник в ведении земляных работ, он компактен и удобен, но не лишён недостатков. Первым из недостатков можно назвать низкую скорость, эта техника не очень мобильна, и глубина копания невелика из-за размеров мини экскаватора. Но для небольших строительств такая техника вполне подойдёт.

Строим ковш - особенности подбора и установки.

Ковш - наша рабочая лошадка. Непосредственная нагрузка при земельных работах ложится на этот важный узел.

Ковши для мини экскаватора нужно делать прочными, чтобы техника прослужила долго и эффективно. Изготавливаем ковш из двух боковин и днища, используя электросварку. При изготовлении усилим конструкцию ковша, приварив рёбра жёсткости и клыки. Зубья можем сделать из «пальцев» от гусениц старых тракторов .

Ковш так же можно купить готовый , но и самостоятельно изготовить его не сложно, тут нет сложных расчетов, выбор за вами.

Выбор мини экскаватора зависит только от вашего желания и возможностей. Если вы оценили свои возможности и решили строить самостоятельно свой мини экскаватор - вы получите море удовольствия от процесса и результатов вашего труда. Если ваше финансовое положение позволяет купить новую модель - замечательно, она прослужит долго и эффективно.

Но для технически творческого человека истинным удовольствием всё-таки будет создать свою собственную модель. Тут важно чтобы результаты вашего труда не померкли после подсчётов растрат на строительство. Если вы не уверены в своих силах и навыках - ваш мини экскаватор может обойтись вам дороже, чем купить готовый .

Фото самодельных мини экскаваторов

Несколько вариантов изготовления самодельных агрегатов:

Видео о самоделках

Небольшой видеоролик об одной из самоделок:

Вконтакте

Которая может стать отличной игрушкой для развития механики у детей. Итак, будем изготавливать экскаватор из шприцов.

Нам понадобится:
- 5 шприцов на 20 кубов;
- 5 шприцов на 5 кубов;
- пластиковые хомуты;
- гайки, шайбы и болты диаметром 4 мм;
- деревянные линейки;
- рейка 30х10 см;
- система от капельницы.

Первым делом нужно сделать стрелу из рейки. Ниже представляем чертежи и разметку.




Из двух линеек необходимо сделать вторую половину стрелы.








Соединяем половины стрелы болтом, шайбами и гайкой.


Между линейками подкладываем отрезок рейки, чтобы придать стреле форму.

Разрезаем линейку вдоль и проделываем два отверстия по краям.


Между получившимися кусками также приклеиваем отрезок рейки.

Из рейки также изготавливаем башню экскаватора.




Две заготовки башни соединяем к стреле.

Доска толщиной 2 см будет служить станиной, поэтому вырезаем круглую заготовку, на которой будет крепиться стрела.


На круглой заготовке проделываем пазы по размеру заготовок башни. Башню также можно соединить при помощи железных уголков. Если сделали пропилы, то можно дополнительно приклеить башню горячим клеем.




Между двумя элементами башни приклеиваем кусок рейки, чтобы не зажать стрелу при затягивании.

Приклеиваем обрезки линейки для придания необходимой толщины.




Основание можно сделать из куска доски толщиной 3 см. На основании просверливаем отверстие и вставляем болт.




Перейдем к изготовлению ковша. Заготовки представлены на фотографии ниже.


Собираем ковш клеевым пистолетом.

В рейке стрелы проделываем паз, в котором можно будет закрепить маленький шприц. Фиксируем шприц пластиковым хомутом.






Стрелу соединяем с ковшом при помощи проволоки, которая должна соединить линейку ковша с хомутом.






Аналогичным образом соединяем остальные движущиеся места. По словам автора, места затягивания хомутами необходимо обмотать толстым слоем изоленты, чтобы не согнуть шприц. Также не следует затягивать хомуты слишком туго.




Нагрузку на шприц можно уменьшить, если прикрепить резинку для купюр.

Вы думаете, объектом хэндмэйда может стать только открытка на Новый год бабушке из Нового Уренгоя? Или самостоятельно сшитый заяц 2-х летней дочке вашего троюродного брата? А что, если мы скажем, что переделать можно все, ну разве что не жену, с которой прожито-пережито лет 20. Да, все, даже миниэкскаватор своими руками сегодня не проблема. Не верите? Читайте!

С чего начать?

Конечно, с визуализации. Дабы проблемы, связанные с дальнейшей эксплуатацией мини экскаватора, созданного своими руками, не закопали навсегда ваше время и труд, к его созданию вы должны подойти с четким осознанием, что и как делать. Ведь накупив уйму запчастей, потратив бессчетное количество времени и усилий, навряд ли кому-то захочется в конечно итоге осознать, что его "поделка" оказалась дороже, чем серийный экземпляр, но при этом менее эффективной.

После взвешивания всех "за" и "против", первое, чем необходимо вооружиться, - это чертеж. Его можно или купить на иностранных сайтах, или подсмотреть на просторах рунета. Если вы займетесь поиском необходимой информации на зарубежных сайтах, помните, что, например, в американской системе измерения используются дюймы, а не метры. Не забудьте перевести одни величины в другие!

Источник фото: сайт

От общего к частному

Есть два наиболее распространенных метода создания мини экскаватора своими руками: можно установить навесное оборудование на небольшой трактор или соорудить автономный самодельный мини экскаватор, который может передвигаться самостоятельно или при помощи иного транспорта. Второй вариант более трудоемкий. Необходимо самостоятельно сделать раму, установить по крайней мере заднюю ось (можно использовать от старого автомобиля), двигатель. Если вы чувствуете техническую подкованность, то можно комбинировать детали двигателей или использовать китайские моторы различных производителей. Только имейте в виду, что в случае сборки деталей от разных машин, вам придется постоянно делать подгонку этих деталей и вносить в них доработки.


Источник фото: сайт

Раз лошадка, два лошадка

Как быть с "лошадьми"? Вопрос резонный, и ответ на него кроется в тех целях и в той работе, которую вы будете осуществлять на мини экскаваторе, сделанном своими руками. От того, что именно вы будете копать, зависит расчет усилий на гидроцилиндрах подъема-опускания стрелы и поворота рукояти, затем определяется скорость движения звеньев и перемещения поршней в цилиндрах. Обычно мощности в 8-13 лошадей хватает с лихвой.

Поиск необходимого оборудования или запчастей стал еще проще - оставьте и Вам перезвонят.

Гидравлика. Наши умеют и это

На самом деле, американские коллеги по цеху предпочитают устанавливать гидравлику уже готовую. Вариант не самый дешевый, но требующий наименьших трудозатрат. Но наши люди легких путей не ищут! Вооружившись теоретическими знаниями, можно попробовать сделать гидравлику своими руками. Но предупреждаем: процесс этот достаточно сложный.

Итак, гидравлическая система полноценного экскаватора состоит из 4 секций (это минимум): поворотная платформа, ковш, стрела и рукоять. Что касается поворотной платформы, то от нее можно отказаться, так как сложные работы на самодельном мини экскаваторе, как правило, не выполняются. Устанавливаем 4 гидроцилиндра (этого вполне хватит, чтобы поворачивать и поднимать стрелу и рукоять, управлять ковшом). Гидроцилиндры от механизма подъема кабины МАЗ или КАМАЗ подойдут как нельзя лучше.


Источник фото: сайт

Рабочее оборудование: готовое или смастерить?

Самый простой вариант - установка готовой стрелы вместе с гидросистемой. Также можно установить стрелу на ваш самодельный мини экскаватор, например, от старого фронтального погрузчика. Если, конечно, к таковому имеется доступ. К тому же ее нужно будет адаптировать для землеройных целей. Еще один вариант "попроще" - сделать стрелу из трубы квадратной формы своими руками.


Источник фото: сайт

Ковш: чем прочнее, тем лучше

Ковш - это непосредственно та составная часть машины, которая будет соприкасаться с рабочей поверхностью. Для того, чтобы мини экскаватор своими руками прослужил вам (не будем загадывать сколько!) рекомендуют использовать прочный металл. Минимальный набор таков: 2 боковины и днище. К вертикально установленным боковинам при помощи сварки прихватывается днище, в качестве которого используется прямоугольная пластина. Уже прихваченная с одного края к боковинам, она нагревается горелкой и постепенно огибается по контуру боковин. Не забудьте делать прихватки. Верхнюю кромку и днище рекомендуется дополнительно усилить стальными пластинами. После всего проделанного можно приваривать зубья.


Источник фото: сайт


Источник фото: сайт А у кого-то уже "прорезались" зубки

Насос. Можно так, а можно этак

При установке насоса вы гарантированно зададитесь вопросом: аксиально-поршневый или шестеренный? Скажем так, тут выбор за вами. Первый - более дорогой, но и более эффективный. Из шестеренчатых хорошо себя зарекомендовал НШ-10. Можно позаимствовать опыт российских предприятий: два насоса НШ-10 и два распределителя Р-16А, которые соединены параллельно. Исходя из показателей насоса и гидравлики подбирается литраж топливного бака.


Источник фото: сайт

Докопаться до философского зерна

Как будет копать ваш мини экскаватор, сделанный своими руками, - это уже вопрос риторический. Но, согласитесь, собранный вами самостоятельно, он точно будет иметь право претендовать даже если и не на звание надежного помощника в хозяйстве, то уж точно на предмет вашей, теперь уже непоколебимой, гордости. Так что, дерзайте! А порадоваться чужим успехам можно на многочисленных форумах, как русскоязычных, так и иностранных.


Источник фото: сайт


Источник фото: сайт

В деталях

Дайте ребенку эту игрушку и груду мелких камешков, а затем наблюдайте за многочасовой игрой по их перемещению. В этом экскаваторе используется часть таких же деталей, как в опубликованном ранее проекте подъемного крана (см. «Игрушка «Подъемный кран «»).

ОБЗОР ПРОЕКТА

  • Габаритные размеры с ковшом на уровне земли, мм: 487x152x164 (длина х ширина х высота)
  • Емкость ковша , см3: около 60
  • Вылет стрелы , мм: 432
  • Глубина копания , мм: 210
  • Мощность двигателя : детская сила

Мы начали с ковша, затем перешли к стреле

1. Из 19-миллиметрового материала выпилите дно А и заднюю стенку ковша В по указанным в «Списке материалов» размерам. Склейте обе детали так, чтобы направление волокон было одинаковым (рис. 1).

2. Сделайте две копии бокового шаблона ковша и отложите одну из них в сторону. Другую копию вырежьте по пунктирным линиям вокруг деталей А и В , а затем приклейте ее к сборке A/В . Выпилите внутреннюю часть ковша ленточной пилой (фото А).

СОВЕТ МАСТЕРА. Режем резьбовую шпильку — щелк, и готово!

Относительно тонкие резьбовые шпильки (МЗ-М5) можно быстро и аккуратно разрезать клещами для зачистки проводов. Вверните шпильку в отверстие соответствующего диаметра и отделите отрезок нужной длины. Затем выверните шпильку из отверстия, и инструмент выправит смятые витки резьбы. Такие клещи продаются в большинстве инструментальных магазинов по цене около $20.

Для этой операции установите полотно шириной 3 или 6 мм. Ведите пропил вплотную к линии контура, затем отшлифуйте до линии с помощью шлифовального барабана.

Совместите пунктирные линии шаблона с кромками ковша A/В. Выровнять боковые стенки С помогут резьбовые шпильки.

3. Выпилите заготовки для стенок ковша С и приклейте к одной из них оставшуюся копию бокового шаблона. Сложите заготовки вместе, выровняв кромки, и просверлите отверстия в местах, указанных на шаблоне. Прочтите «Совет мастера» и подготовьте два 70-миллиметровых отрезка резьбовой шпильки. Наверните на один конец каждого отрезка колпачковую гайку. Приклейте стенки к ковшу A/В и зафиксируйте струбцинами (фото В).

4. Сделайте две копии бокового шаблона стрелы и одну копию шаблона консоли. С помощью аэрозольного клея прикрепите шаблоны к заготовкам, затем выпилите и отшлифуйте консоль D и половинки стрелы Е по форме. Аэрозольным клеем прикрепите копию шаблона кабины к заготовке толщиной 38 мм и выпилите кабину F указанной формы. Просверлите отверстия по разметке на шаблоне, затем сделайте фаски на ребрах. Отшлифуйте детали наждачной бумагой № 150, затем вклейте деревянный колышек в отверстие одной из половинок стрелы (рис. 1). Примечание. Колышек можно приклеить к стреле с любой стороны.

5. Наклейте одну копию рычага консоли и две копии опор стрелы на заготовку толщиной 13 мм. Выпилите рычаг консоли G и опоры стрелы Н по контурам. Затем выпилите две тяги I в соответствии с шаблоном. Удалите бумажные шаблоны и отшлифуйте детали наждачной бумагой № 150. Подготовьте пять отрезков резьбовой шпильки для стрелы (рис. 1), затем отложите ковш А/В/С , детали стрелы D, Е, G, Н, I и кабину F в сторону.

Сосредоточимся на поворотной части

1. Выпилите по указанным размерам поворотную платформу J , противовес К и ходовой мостик L . Выпилите заготовку для кожуха двигателя М и приклейте к ней копию соответствующего шаблона. Просверлите отверстия в кожухе, противовесе и поворотной платформе (рис. 2), затем отфрезеруйте скругления на противовесе и кожухе. Вклейте выхлопную трубу в отверстие кожуха и отложите кожух в сторону.

2. Приклейте ходовой мостик L к поворотной платформе J , выровняв детали сверху и спереди (рис. 2). Затем приклейте опору стрелы Н к поворотной платформе (фото С). Когда клей высохнет, приклейте на место вторую опору (фото D ).

Точно расположите первую опору Н с помощью линейки. Приклейте деталь на место, выровняв ее узкий конец с торцом поворотной платформы J.

С помощью половинки стрелы Е и резьбовой шпильки приклейте на место вторую опору Н. Стрела должна двигаться при небольшом усилии.

3. Приклейте к поворотной платформе J противовес К вплотную к опорам стрелы Н , выровняв по центру. Чтобы отверстия противовеса и платформы получились соосными, вставьте в них длинный болт.

4. Соедините консоль D , половинки стрелы Е , рычаг консоли G и тяги I с помощью отрезков резьбовой шпильки и колпачковых гаек (рис. 1). Прикрепите эту сборку к опорам стрелы Н . Затем закрепите шурупами на поворотной платформе J кабину F , не приклеивая ее. Это позволит снять кабину для регулировки хода стрелы.

Изготовим массивное шасси

1. Выпилите шасси N указанных размеров. Разметьте сужения и центры отверстий на обеих сторонах (рис. 3а). Просверлите 10-миллиметровое отверстие с цековкой в центре (рис. 3). Затем опилите сужения и просверлите отверстия для осей (фото Е).

2. Приклейте две копии шаблона колесных проставок к 19-миллиметровой заготовке. Выпилите колесные проставки О по контуру и просверлите отверстия. Приклейте проставки к шасси N вровень с нижней стороной, выровняв посередине длины (рис. 3а).

Сделайте ровный ряд отверстий в шасси N, прижимая деталь к упору сверлильного столика. Просверлите до половины с одной стороны, переверните шасси и завершите операцию.

Выровняйте верхнюю сторону крыла Q с нижним краем фаски на поворотной опоре Р и совместите центральные метки.

3. Выпилите поворотную опору Р и сделайте фаски на верхних ребрах (рис. 2).

Приклейте деталь к шасси, выровняв по центру, и зафиксируйте струбцинами. Когда клей высохнет, просверлите через отверстие в шасси такое же отверстие в опоре.

4. Приклейте две копии шаблона крыла к 13-миллиметровой заготовке и выпилите крылья Q по форме и размерам. Приклейте крылья к шасси (рис. 3а, фото F ).

5. Если требуется, отшлифуйте колесные оси, чтобы они плотно входили в отверстия шасси N и колесных проставок О . Укоротите 22-миллиметровые оси на 3 мм (рис. 3). Убедитесь, что колеса и оси соответствуют друг другу, но пока не приклеивайте их на место.

Отделка и сборка

Чтобы устранить люфты, но обеспечить подвижность узлов, наверните самоконтрящуюся гайку на соединительный болт. Нейлоновая шайба уменьшает трение.

1. Перед тем как приступить к отделке, снимите колеса, оси и всю фурнитуру. Нанесите отделочное покрытие. (Мы два раза нанесли полиуретан методом распыления, слегка отшлифовав первый слой после просушки абразивной губкой № 320.) Когда покрытие высохнет, снова соберите стрелу А/В/С, D, Е, G, I , скрепляя детали с помощью резьбовых шпилек с колпачковыми гайками. Прикрепите стрелу и кабину к поворотной платформе H/J/K/L .

2. Наденьте на каждую ось колесо с шайбой и вклейте оси в отверстия шасси. Убедитесь, что клей не попал на колеса и они вращаются свободно (рис. 3). Когда клей высохнет, соедините болтом шасси и поворотную часть со стрелой (фото G ). Затем прикрепите на место кожух М (рис. 2).

3. После заправки «двигателя» печеньем и молоком, покажите ребенку новую игрушку и дайте ему возможность испытать ее и насладиться игрой.