Й согласная мягкая или твердая. Буквы гласные и согласные и фонетический разбор слова

Без кратки

И краткое (Й) существует как самостоятельная буква со времен орфографической реформы 1918 года. Но писать И с краткой стали гораздо раньше: написание Й попало в русский язык из малороссийских книг в XVII веке, во время церковной реформы патриарха Никона, и постепенно перешло из церковнославянского и в светское русское письмо. «Кратка» — это русское название диакритического знака бреве (от латинского breve — «короткое»), заимствованного и латынью, и кириллицей из древнегреческого. Выглядит кратка как дужка над буквой, причем знатоки шрифтов отличают кратку кириллическую по утолщениям на концах дужки от латинского бреве, утолщенного в середине.

В 1708 году Петр I, чтобы упростить начертание букв русского алфавита, ввел гражданский шрифт. В кириллице были отменены надстрочные знаки, под нож попала и кратка. В 1735-м Й в правах восстановили, но отдельной буквой не признали — в словарях Й объединялось с И.

В конце XIX века законодатель русского правописания профессор Яков Грот посетовал на то, что И и Е с диакритическими знаками обозначают совершенно другие звуки. Он предложил включить буквы Й и Ё в алфавит на равных правах с остальными и назвать Й не «И с краткой», а «И краткое». Буквы в алфавит при его жизни введены не были, а вот название прижилось и вскоре стало единственным.

Под краткой

Лингвисты затрудняются точно определить звук, который буква Й обозначает. Долгое время его в словарях называли гласным, теперь называют согласным. Дело в том, что в разных позициях Й обозначает разные звуки: когда Й идет после гласной, звук гласный (как в слове «май»), а когда перед гласной, тогда согласный — [йот] (как в слове «йод»). Чтобы разобраться в столь сложном прошлом И краткого, стоит вспомнить историю буквы И. До 1918 года в русском языке существовало сразу три буквы для передачи звука [и]. Первая — I — звучала как И после согласных (внизу). Эту букву называли «И десятеричное», так как ей соответствовало числовое значение 10. Современная кириллическая И происходит от прописной греческой буквы эта — Η (вверху). Интересно, что у буквы И общий финикийский предок с греческой Η/η и произошедшей от нее латинской Η/h. Это финикийская буква хет. Именно она, кстати, в позиции между гласными или в начале слова передавала звук [йот]: iена, маiоръ. Было еще И осьмеричное (современное И, имевшее числовое соответствие 8). А еще была ижица (в центре), она происходила от греческой буквы ипсилон и ставилась преимущественно в церковных терминах, поскольку и введена была ради того, чтобы делать заимствования как можно более походящими на греческий оригинал. Последовавшая в 1918 году реформа сократила число вариантов И, не оставив места для латинской йот.

С краткой

Считается, что реформа орфографии 1918 года была призвана упростить жизнь гражданам, поскольку новая власть объявила курс на поголовную грамотность. О том, что реформа обсуждалась и готовилась Орфографической подкомиссией при Императорской академии наук задолго до революции и еще в 1912 году была одобрена, строители нового государства предпочитали не вспоминать. Декретом наркома просвещения Анатолия Луначарского с 1 январа 1918 года устанавливалось новое правописание всех государственных изданий. Среди прочего упразднялось i. Об ижице в тексте закона ни слова нет, но она к тому времени умерла сама собой, ею перестали пользоваться. Таким образом, для звука [и] оставалась одна буква — та, которой мы пользуемся и сегодня. Об И кратком реформа отдельно не позаботилась, но с 1918 года Й уже значилось как отдельная буква в учебных пособиях. А в 1934 году в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова она была зафиксирована задним числом в составе русского алфавита.

Для многих родителей, которые начинают изучать с малышами алфавит, встает вопрос: как квалифицировать Й – как гласный или согласный звук?

Действительно, звук Й похож и на тот, и на другой, находясь как бы посередине. Попробуем разобраться в этом вопросе.

Немного из истории

Й, или И краткое, как называется эта буква в алфавите, известно во многих славянских языках: русском, украинском, белорусском, в Сербии и Македонии для обозначения звука Й используют букву J.

В неславянских языках, которые используют кириллическую письменность, эта буква тоже присутствует.

В русском языке эта буква 11-я по счету.

Звук Й образовался на основе неслогового гласного «И» и похожего на него звонкого согласного «J».

Таким образом, звук Й действительно объединяет в себе гласный и согласный.

В болгарском и украинском языках до сих пор применяется буква Й в сочетании «ЙО», которое призвано обозначать букву Ё.

Буква Й возникла в церковнославянской письменности в 15-16 веках. В 17 веке во времена патриарха Никона Й уже вошла в издания книг на церковнославянском языке в Москве.

В начале 18 века был введен так называемый гражданский шрифт. Надстрочные знаки в славянской письменности были ликвидированы, и буква Й изъята из алфавита, хотя звук в языке остался.

Во времена Петра Первого в 1735 году Й была реабилитирована и снова появилась в письме, однако в алфавит она не включалась и не обозначала никакой цифры (ранее цифры обозначались буквами церковнославянского алфавита). Уже в 20 веке буква Й наконец вошла в состав алфавита, но по-прежнему оставалась несколько «ущемленной в правах». Она не включалась в буквенные обозначения списков, а порой хвостик над буквой в письме пропускается, как и точки над ё.

В 18-19 веках буква Й уже входит в состав украинского и белорусского алфавита. В украинском языке ее называют «ий», что еще раз демонстрирует ее двойное происхождение.

Какой звук?

И все же при классификации звуков не совсем ясно, какой звук Й: гласный или согласный.

Сразу стоит ответить: ни тот и ни другой.

Попробуем размышлять.

Звук Й не глухой, что можно легко почувствовать, произнеся этот звук.

Он скорее звонкий, так как произносится с участием голоса. Однако это и не гласный звук, поскольку любой гласный можно без труда пропеть.

Попробуйте пропеть звук Й: у вас это вряд ли получится. В связи с этим, хоть голос и участвует при образовании этого звука, он все же согласный.

Так квалифицируют его в школьной практике учителя-филологи.

Однако звук Й не звонкий. Согласный звук по классификации филологов можно отнести к какой-либо из четырех групп: глухие, шипящие, звонкие или сонорные. О последней группе звуков поговорим подробнее.

Согласный сонорный звук располагается по своим характеристикам между гласными и согласными, но обозначают его все-таки как согласный.

Сонорных звуков в русском языке немного: Н, Р, Л, Й, М. Их можно протянуть голосом, но петь, как гласный звук, их нельзя.

Таким образом, звук Й – согласный сонорный.


Еще один вопрос, который может возникнуть, - буква Й какая: мягкая или твердая.

Большинство звуков имеет пары по мягкости-твердости. Звук Й такой пары не имеет.

Он квалифицируется учеными как всегда мягкий.

В транскрипции слова возле него всегда стоит обозначение мягкости.

В составе букв

Согласный сонорный звук Й в русском языке присутствует не только в виде буквы Й, но и входит в состав четырех гласных звуков: Е, Ё, Ю, Я. На письме, конечно, он в этом случае не обозначается, но при произнесении слышится четко. Каждая из этих букв представляет собой сочетание: гласный звук и Й.

Если разложить эти буквы на составляющие, то получим: Е=Й+Э, Ё=Й+О, Ю=Й+У, Я=Й+А.


Эти буквы читаются как «гласный + Й» только в строго определенных случаях: после гласного, Ъ или Ь. В остальных случаях они лишь смягчают предыдущий согласный.

Таким образом, можно сказать вполне определенно, что сегодняшняя наука не склонна расценивать звук Й как гласный, хотя родился он именно из такого звука.

Если учесть, что в греческом языке существовало такое понятие, как долгий и краткий звуки, то рождение в церковнославянской письменности Й как краткого варианта И вполне закономерно, ведь церковнославянский язык создавался на основе греческого.

В современном языке мы причисляем Й к согласным звукам, однако относим в разряд сонорных как максимально приближенных к гласным. Именно так знания о звуке Й преподаются детям и в школе. Конечно, маленькому ребенку очень сложно объяснить, что значит сонорный звук. Можно просто обозначить его как согласный, однако для себя родители должны помнить об истории его происхождения, чтобы в любой момент быть готовым ответить на непредвиденные вопросы.

Буква «Й» гласная или согласная, твердая или мягкая? Фонетический разбор слова.

Этот вопрос очень часто задают ученики, которым необходимо разобрать слово согласно всем правилам фонетики. Ответ на него вы получите чуть далее.

Общие сведения.

Прежде чем рассказать о том, какой является буква «й» (мягкой или твердой), следует выяснить, почему буквы русского алфавита вообще делятся по таким признакам.


Дело в том, что у каждого слова имеется своя звуковая оболочка, которая состоит из отдельных звуков. Следует отметить, что звучание того или иного выражения полностью соотносится с его значением. При этом у разных слов и их форм совершенно разное звуковое оформление. Причем сами звуки не имеют никакого значения. Однако они выполняют важнейшую роль в русском языке. Ведь благодаря им мы может легко различать слова.
Приведем пример : [дом] – [дама´] – [до´ма]; [м’эл] – [м’эл’], [том] – [там], [дом] – [том].


Транскрипция.

Для чего нам необходима информация о том, какой является буква «й» (твердая или мягкая)? Во время фонетического разбора слова очень важно правильно отобразить транскрипцию, которая описывает его звучание. В такой системе принято использовать следующие символы:

– данное обозначение называют квадратными скобками. Их обязательно ставят для обозначения транскрипции.

[ ´] – это ударение. Он ставится, если слово имеет больше, чем один слог.

[б’] – своеобразная запятая ставится рядом с согласной буквой и обозначает его мягкость.

Кстати, во время фонетического разбора слова нередко используют и следующий символ – [j]. Как правило, им обозначают звучание буквы «й» (иногда применяют и такой символ, как [й]).

Буква «й»: согласный или гласный?

Как известно, в русском языке все звуки делятся на согласные и гласные. Они совершенно по-разному воспринимаются и произносятся.


  • Гласные звуки – это те звуки, во время произношения которых воздух легко и свободно проходит через рот, не встречая на своем пути никаких преград. Более того, их можно тянуть, при помощи них можно кричать. Если приложить ладонь к горлу, то работу связок (голосовых) во время произношения гласных букв можно довольно легко ощутить. В русском языке имеется 6 ударных гласных, а именно: [а], [э], [у], [ы], [о] и [и].
  • Согласные звуки – это те звуки, во время произношения которых воздух на своем пути встречает преграду, а именно смычку или щель. Их вид определяет характер звуков. Как правило, щель образуется при произношении [с], [ш], [з] и [ж]. При этом кончик языка приближается к верхним или нижним зубам. Представленные согласные можно тянуть (например, [ж-ж-ж], [з-з-з]). Что касается смычки, то такая преграда образуется за счет смыкания органов речи. Воздух, а точнее его поток, резко ее преодолевает, благодаря чему звуки получаются энергичными и краткими. Именно поэтому их называют взрывными. Кстати, тянуть их невозможно (попробуйте сами: [п], [б], [т], [д]).

    Помимо вышеперечисленных согласных, в русском языке имеются и следующие: [м], [й], [в], [ф], [г], [л], [р], [ч], [ц], [х]. Как видите, их намного больше, нежели гласных.


    Глухие и звонкие звуки.

    Кстати, многие согласные звуки образуют собой между пары по глухости и звонкости: [к] – [г], [б] – [п], [з] – [c], [д] – [т], [ф] – [в] и пр. Всего в русском языке 11 таких пар. Однако существуют звуки, у которых нет пар по этому признаку. К ним относятся: [й], [р], [н], [л], [м] – это непарные звонкие, а [ч] и [ц] – это непарные глухие.

    Мягкие и твердые согласные буквы.

    Как известно, согласные буквы различаются не только по звонкости или, наоборот, глухости, но и по мягкости и твердости. Данное свойство представляет собой второй наиважнейший признак звуков.

    Так, буква «й»: твердая или мягкая? Чтобы ответить на этот вопрос, следует рассмотреть каждый признак по отдельности:

  • Во время произношения мягких согласных весь язык сдвигается немного вперед, а его средняя часть слегка приподнимается.
  • Во время произношения твердых согласных весь язык буквально оттягивается назад.

    Следует особо отметить, что многие согласные буквы образуют между собой пары по таким признакам, как мягкость и твердость: [д] – [ д’], [п] – [п’] и пр. Всего существует 15 таких пар. Однако есть и такие звуки, у которых нет пар по этому признаку. Какие буквы твердых согласных звуков являются непарными? К ним можно отнести следующие – [ш], [ж] и [ц]. Что касается непарных мягких, то это [щ’], [ч’] и [й’].


    Обозначение на письме.

    Теперь вам известна информация о том, буква «й» твердая или мягкая. Но здесь возникает новый вопрос: «Как обозначается мягкость таких звуков на письме?» Для этого используются совершенно разные способы:

  • Буквы «е», «ю», «ё», «я» после согласных (не считая «ж», «ш», и «ц») свидетельствуют о том, что эти согласные являются мягкими. Приведем пример: дя´дя — [д’а´д’а], тётя — [т’о´т’а].
  • Буква «и», стоящая после согласных (не считая «ж», «ш», и «ц») свидетельствует о том, что эти согласные являются мягкими. Приведем пример: ми´лый – [м’и´лый’], лист – [л’ист], ни´тки – [н’и´тк’и].
  • Мягкий знак («ь») после согласных (не считая «ж» и «ш») представляет собой показатель грамматической формы. Он также свидетельствует о том, что согласные буквы являются мягкими. Примеры пример: даль – [дал’], мель – [м’эл’], просьба – [проз’ба].

    Как видите, мягкость согласных звуков на письме передается не отдельными буквами, а их сочетаниями с гласными «е», «ю», «ё», «я», а также мягким знаком. Именно поэтому при фонетическом разборе слова специалисты рекомендуют обращать свое внимание на соседние символы.


    Что касается гласной буквы «й», то она является всегда мягкой. В связи с этим в транскрипции ее принято обозначать следующим образом: [й’]. То есть символ запятой, свидетельствующий о мягкости звука, необходимо ставить всегда. Этому же правилу подчиняются и [щ’], [ч’].

    Подведем итоги.

    Как видите, нет ничего сложного в том, чтобы правильно сделать фонетический анализ какого-либо слова. Для этого лишь следует знать, что такое гласные и согласные буквы, глухие и звонкие, а также мягкие и твердые. Для большего понимания того, как необходимо оформлять транскрипцию, приведем несколько подробных примеров.


    1. Слово «герой». Состоит из двух слогов, причем 2-ой является ударным. Сделаем разбор:

    г — [г’] - звонкий, согласный и мягкий.
    р — [р] - звонкий, согласный, непарный и твердый.
    о — [о] - ударная гласная.
    й — [й’] - звонкий, согласный, непарный и мягкий.


    Итого: 5 букв и 5 звуков.

    2. Слово «деревьев». Состоит из трех слогов, причем 2-ой является ударным. Сделаем разбор:

    д — [д’] - звонкий, согласный и мягкий.
    е — [и] - безударная гласная.
    р — [р’] - звонкий, согласный, непарный и мягкий.
    е — [э´] - ударная гласная.
    в — [в’] - звонкий, согласный и мягкий
    ь — [–]
    е — [й’] - звонкий, согласный, непарный и мягкий и [э] — гласный, безударный;
    в — [ф] - глухой, согласный, парный и твердый.

    Итого: 8 букв и 8 звуков.

    Буква й — гласная или согласная?

      Буква Й относится к согласным.

      В русском алфавите не много, немало, а 33 буквы.

      Гласные буквы — певучие, то есть рот сжимать не надо.

      А согласные мы произносим с помощью губ и языка.

      Гласные буквы русского алфавита: А, Е, О, Э, у, И, Ы, Я, Ю. Всего 10 гласных букв.

      Все остальные буквы согласные, кроме ь и ъ, которые не являются гласными и не являются согласными буквами..

      Буква й уже потому не может быть гласной, что она не может сочетаться с другой согласной так, чтобы следовать после этой согласной. К тому же буква й не может образовать слог, как может любая гласная буква. Буква й передает звонкий звук, т.к. для ее произнесения задействован голос, а не просто шипение или другие способы передачи глухих звуков.

      Буква Й (и краткое) передает согласный звук. Так в школе нас учили. Однако, некоторые лингвисты считают ее полугласной, потому что в некоторых случаях буква й ведет себя как гласная. Например, когда она стоит в конце слова: дай, край и т.п.

      Буква й — согласная буква.

      Если посмотреть в информационный источник, то нам указывают на то, что в русском языке всего 21 согласная буква и 10 гласных.

      К согласным относится и Й .

      Также написано, что звук Й — это согласный непарный звонкий звук.

      Буква й — согласная, точнее не буква согласная, буква такой быть не может, согласный звук! При составлении транскрипции следует также учитывать, что звук й всегда является согласным, звонким и мягким.

      Букву Й (и краткое) не родную для кириллицы утвердили непарной звонкой согласной буквой .

      В восьмидесятые она такой уже была, а вот когда я начинал учиться (не берусь утверждать на 100%) в середине 70-х она вроде не относилась ни к гласным, ни к согласным.

      Порывшись в интернете без сильного фанатизма я не нашел этому подтверждения.

      Известно, что буква Й относится к согласным буквам. Чтобы ее произнести мы не открываем рот широко, а используем язык и зубы.

      Кроме того, эта буква является звонким непарным звуком. Пары у нее нет, как например, ж-ш, з-с, в-ф и прочие буквы.

      Провоцирует довольно распространенную ошибку. Поскольку буква И является гласной буквой, то букву Й также считают гласной, ведь они похожи по написанию и даже звучанию. На самом деле буква Й — согласная буква .

      Согласная.

      Также этот звук иногда называют полусогласным или полугласным

      Вопрос интересный, но ответ, по моему совершенно однозначный. Во всех учебниках буква Й указывается, как согласная. А относится к звонким потому, что передат звонкий звук. Могу добавить, что эта буква введена в русский алфавит в 1735 году.

      Буква не может быть гласной или согласной. Только звук может. Звук й- согласный мягкий звук.

      итак, буква и краткое обозначает звук й-который является согласным, звонким,всегда мягким,сонорным (сонорный -очень звонкий). источник- школьный словарик фонетический разбор слова. Автор Ушакова Ольга Дмитриевна.

  • Сегодня на уроке мы поговорим о букве, которую можно назвать хитрой путешественницей. Хитрой, потому что внешне она очень похожа на свою соседку по алфавиту, а еще потому, что звук её умеет хорошо прятаться. А путешественницей по той причине, что в древние времена она то появлялась в нашем алфавите, то исчезала, и первоначально буквой её совсем не считали. И только в прошлом веке у неё появилось свое постоянное место в алфавите, рядом с гласной И. Это буква Й (И краткое) и звук [й’]. Иногда звук, который она обозначает, еще называют «йот». Так зачем же в нашем алфавите понадобилась еще одна буква И? Для начала вспомним характеристику звука [и]. Звук [и] гласный, он тянется, поется. А теперь попробуйте спеть звук [й’]. Не получилось? Конечно, потому что это короткий согласный звук. Значит, в нашем алфавите у гласной [и] и согласного [й’] совсем разная работа, поэтому они оба нам нужны и важны. Сегодня мы поговорим только об одной работе буквы Й.

    Начнём с определения звука [й’]. Положите руки на горло или на уши и произнесите звук [й’]. Мы почувствовали вибрацию, значит, это звонкий звук. А теперь запомните еще одну хитрость этого звука: звук [й’] только мягкий, и у него нет твёрдой пары. Значит, звук [й’] согласный, звонкий, мягкий. Теперь потренируемся узнавать этот звук в словах.

    Сегодня мы отправимся в птичье царство. Отгадывайте загадку и называйте место звука в слове: в начале слова, в середине или в конце.

    Чик-чирик!

    К зёрнышкам прыг!

    Клюй, не робей!

    Кто это?

    Воробей - звук [й’] в конце слова (рис. 1).

    Белокрылая птица

    Над морем летает.

    Рыбу увидит -

    Клювом хватает.

    Чайка - звук [й’] в середине слова (рис. 2).

    Кто без нот и без свирели

    Лучше всех выводит трели,

    Отвечайте…

    Соловей - звук [й’] в конце слова (рис. 3).

    Серенькая птичка,

    Птичка-невеличка,

    Шеей вертишь ты всегда.

    Разве в этом есть нужда?

    Вертишейка - звук [й’] в середине слова (рис. 4).

    Рис. 4. Вертишейка ()

    В птичьем радостном задоре,

    Твёрдо веруя в успех,

    Кто из птиц ныряет в море,

    Без сомненья, лучше всех?

    Кайра - звук [й’] в середине слова (рис. 5).

    То не радуга, не пламя!

    Что за птица? Угадай!

    Целый день болтает с нами

    Разноцветный…

    Попугай - звук [й’] в конце слова (рис. 6).

    Жить без дела не люблю я,

    В пятом я встаю часу,

    То сажаю кедры клювом,

    То дубы в глухом лесу.

    Сойка - звук [й’] в середине слова (рис. 7).

    Шум и гам по всей округе,

    Птицы мечутся в испуге.

    Появился в небе хищник,

    Чем полакомиться, ищет.

    Ястреб - звук [й’] в начале слова: [йастр’ип] (рис. 8).

    Мы заметили, что звук [й’] в начале слова встретился только один раз. Дело в том, что в словах русского языка этот звук встречается нечасто. Слов, которые начинаются на букву Й, в нашем языке немного, среди них в основном географические названия, но не только. Попробуйте назвать слова на букву Й.

    Йод ребёнок знает каждый.

    Йодом мама ранки мажет (рис. 9).

    Какой молочный продукт надо пить всем детям обязательно? Йогурт (рис. 10).

    Йог вовек не скажет: «Ох!»

    «Ой-ой-ой!» - не крикнет йог (рис. 11).

    Молодой, владей собой!

    Старый, будь как молодой!

    Йоркширский терьер, или йорк (рис. 12).

    Рис. 12. Йоркширский терьер ()

    Рассмотрим, как пишется буква Й.

    Потому что запятая

    На её плечах сидит.

    Рассмотрите печатные буквы. Что они вам напоминают? Буквы Ии .

    Букву Й зовут И кратким.

    Й как И в твоей тетрадке.

    Чтобы Й не путать с И,

    Сверху галочку пиши.

    Перекладинка прыг-скок

    И легла наискосок.

    Изменилась Н внутри,

    Получилась буква И.

    А потом над буквой И

    Птичка пролетела,

    Стать Й (И краткой) буква И

    Сразу захотела.

    На что похожа буква Й?

    Встало И под фонарем,

    Мы его не узнаём.

    Изменилось - посмотри

    На него украдкою.

    Раньше было просто И,

    А теперь Й (И краткое).

    Писатель Виктор Хмельницкий придумал свою историю.

    Прежде буквы Ы и Й приглашали друг дружку в гости, но буква Ы всегда оставляла в прихожей палочку, и буква Й не могла отличить её от мягкого знака. А когда буква Й приходила в гости, то оставляла на вешалке свою шляпу, и хозяйка путала гостью с буквой И. В конце концов эта путаница им надоела. А как же чай? А чай теперь они пьют в саду. Буква Ы держит при себе свою палочку, а буква Й может не снимать шляпу (рис. 13).

    Рис. 13. Сказка про буквы Ы и Й

    Звук и буква Й любят отвечать на вопрос «какой?». Давайте проверим. Рассмотрите картинку и рассказывайте.

    Какой котёнок (рис. 14)?

    Рыжий, маленький, забавный, мягкий и т. д.

    Какой рюкзак (рис. 15)?

    Школьный, новый, тяжёлый, красивый и т. д.

    Рис. 15. Школьный рюкзак ()

    Какой арбуз (рис. 16)?

    Полосатый, сладкий, сахарный, вкусный и т. д.

    Прочитаем слова: ай, ой, эй - й помогает выражать чувства.

    Заменяя одну букву в слове, получим другое слово: май - лай - рай - рой - мой .

    Звук [й’] всегда мягкий. Итак, буква Й обозначает звук [й’], который всегда мягкий, а гласная И показывает мягкость предшествующего согласного.

    Рассмотрим письменные буквы Й (рис. 17, 18).

    Посмотри-ка, посмотри,

    Милая подружка,

    До чего же

    Мы похожи!

    Общие у нас черты,

    Ты - как я,

    А я как - ты.

    Мы похожи, как птенцы.

    Может быть, мы близнецы?

    Рис. 17. Письменная и печатная буква И ()

    Рис. 18. Письменная и печатная буква Й ()

    В чём различие? У Й сверху появилась галочка, или птичка.

    Потренируйтесь написать букву Й.

    Теперь выполним такое задание: послушайте стихотворение и запишите все звуки [й’] буквами Й. Подсказка: сколько звуков, столько и букв.

    Рядом с комнатой моей

    А там полно друзей:

    Рыжий,

    Серый,

    Полосатый,

    И бескрылый,

    И крылатый,

    И безрогий,

    И рогатый,

    И бесхвостый,

    И хвостатый…

    Сколько букв у вас получилось? 9. А каких зверей, обитающих в лесу, вы представили? Расскажите.

    А теперь напишем небольшой диктант.

    Напишите букву, обозначающую первый звук в слове «Рома».

    Напишите букву, обозначающую последний звук в слове «лентяй».

    Напишите букву, обозначающую второй звук в слове «лес».

    Напишите заглавную букву Н.

    Напишите заглавную букву сегодняшнего урока.

    Рис. 19. Проверь себя

    Домашнее задание

    1. Потренироваться писать прописью заглавную и маленькую букву Й.

    2. Вспомнить и назвать 5 сказок, в названиях которых будет буква Й.

    3. Сочинить небольшую сказку про Ой и Ай.

    Список литературы

    1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. - М.: Астрель, 2011.

    2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас, 2012

    3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник, 2014

    1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» ()

    Начнем мы наш интернет — урок со сказки…

    «Один мальчик нарисовал лесного зверька с длинными ушами, с большими задними ногами и маленьким хвостиком. И написал, как зовут зверька, чтобы никто не сомневался. Вот тут-то и начались чудеса…. Зверек вдруг заговорил!…

    Бе – бе — безобразие! — сказал он.

    Почему безобразие?
    -Ко – ко — конечно! — рассердился зверек.
    Мальчик удивился:
    -В чем дело? То ты бараном блеешь, то курицей квохчешь…
    -Му – му – му — читель ты, вот кто! — замычал зверек. – Что ты со мной сделал?
    -Ничего. Разве я плохо тебя нарисовал?
    -Нет, узнать можно.
    -Так в чем же дело?
    -З – зачем меня за – за –заикой сделал? Я не заика.

    Спохватился мальчик и еще один хвостик пририсовал, но уже к букве И. И зверек перестал заикаться.
    -Cпасибо, — сказал он. – Теперь каждый знает, что я — ….

    — Догадались, кого нарисовал мальчик? Какие буквы перепутал мальчик?

    Вот и мы сегодня познакомимся с этими звуками и буквами. Звуки-то разные. Сравните: иголка и йогурт.

    Какой первый звук в слове «иголка»? Какой это звук?… Да, звук [и] — гласный звук

    Какой первый звук в слове «йогурт»? Каковы особенности звука [й’] ? (согласный, мягкий, звонкий).

    Запомни! Звук [й’] ВСЕГДА МЯГКИЙ и звонкий!

    1. Придумайте слова со звуком [й’] в начале (йод, йог, йота), в середине (майка, лейка, змейка), в конце слова (май, чай, край).

    2. Измените слова так, чтобы они обозначали просьбу, приказание, побуждение к действию: стоит (стой ), моет (мой ), строит (строй ), поёт (пой ), решает (решай ), играет (играй ), повторяет (повторяй ), плавает (плавай ), думает (думай ).

    3. Послушайте слова , скажите, где, в какой позиции стоит звук [й’] : сильный, жокей, шайба, йод, линейка.

    4. Хлопните в ладоши один раз, если услышите звук [й’] в словах: лиса, лайка, игрок, лицо, умывальник, соловей, автобус, троллейбус, ножницы, машина, змей, имя, чай.

    Как странно, звуки разные, а вот буквы почти по написанию очень — очень похожи. Не перепутай! Очень важно правильно читать слова, замена одной буквы повлечёт за собой изменение смысла слова. Чтобы зай ка не превратился в заи ку….

    5. Доскажи словечко

    Дом на рельсах тут как тут,

    Всех умчит он в пять минут.
    Ты садись и не зевай.
    Отправляется… (трамвай).

    Врач живет в стеклянной банке.
    Лечит он болячки, ранки.
    «Ай, как щиплет!»,
    «Ой, как жжет!».
    Узнаете? Это… (йод)

    Зимой уснули комары,
    Спит медведь в берлоге,
    А где-то в джунглях от жары
    Изнывают… (йоги)

    Что мы пели, угадай?
    «Кара…» (вай).
    Что нам пели, угадай?
    «Баю…» (бай).
    Что за месяц, угадай?

    Месяц… (май).
    Что в стакане, угадай?
    Сладкий… (чай)
    Знакомьтесь, буква И и буква Й !

    1. Внимательно рассмотри буквы, найди сходства и различия.

    2. Найди спрятанные буквы И и Й . Обведи их.

    3. Определи букву в неправильном положении.

    4

    5 . Выдели знакомую букву.

    6. Раскрась только те кубики, на которых написана буква Й .

    7. Раскрась обе буквы И красным цветом с правой стороны рисунка. Заштрихуй букву по образцу в середине рисунка. Найди и раскрась букву И с правой стороны рисунка.

    8. Раскрась обе буквы зелёным цветом. Заштрихуй. Найди и раскрась букву Й .

    9 . Соедини с буквой И только те предметы, названия которых начинаются со звука [и] .


    10 . Соедини с буквой Й только те предметы, названия которых начинаются со звука [й’] .

    11. Подчеркни такую же букву, как внизу на рисунке слева. Обведи в кружок все буквы И на рисунке справа.

    12.

    Букву Й зовут «И кратким»
    Й как И в твоей тетрадке.
    Чтобы Й не путать с И,
    Сверху галочку пиши.

    Возьми зелёный карандаш и закрась все части рисунка, в которых ты видишь буквы Й .


    13. Пишем…

    14.

    • Иллюзия — вымысел, фантазия
    • Иллюзионист — фокусник
    • Имидж — «образ» товара, услуги, предприятия, человека
    • Иммунитет — защитная реакция организма
    • Империя — могущественная держава, объединяющая разные народы и территории в единое государство
    • Интеллект — ум
    • Ипподром — спортивный комплекс для соревнований по конному спорту.
    • Исследование — действие, при котором учёные изучают какое-либо явление.
    • Йод — химический элемент.
    • Йога — физический упражнений для поддержания формы. Это особый стиль жизни и образ мысли.

    Крылатые выражения или фразеологизмы

    • Играть первую скрипку — играть ведущую роль в каком-либо деле; являться руководителем, заводилой.
    • Играть с огнём — рисковать.
    • Идти по чьим-либо стопам — подражать кому-либо; следовать чьему-либо примеру.
    • Идти против течения — делать что-либо наперекор окружающим.
    • Излить душу — рассказать кому-либо о чём-то самом сокровенном, личном.
    • Искать иголку в стоге сена — искать среди большого объёма; искать то, что найти заведомо невозможно.
    • Искры из глаз посыпались — о последствии сильного удара.

    Класс: 1

    Задачи:

    • Познакомить с новым звуком [й,] и буквой («и краткое»).
    • Учить отличать новый звук и букву от других звуков и букв.
    • Совершенствовать навык правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения.
    • Развивать память, внимание, речь, мышление и наблюдательность младших школьников.
    • Воспитывать чувство коллективизма, уважительного отношения к старшему поколению.

    Оборудование: учебник «Русская азбука»/В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, А.Ф.Шанько, В.Д.Берестов – М.: Просвещение, 2007 год, карточки со словами и слогами, картинки животных, плакат «9 Мая», линейка, бутылочка с йодом, каравай.

    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент

    Учитель: Сядьте удобно. Впереди нас ждёт интересная работа, поэтому будьте на уроке внимательны. Я думаю, что своими ответами на уроке вы будете радовать и себя, и меня, и наших дорогих гостей.

    II. Повторение

    Выделение звука [й,]

    Учитель: Отгадайте загадку:

    Дом на рельсах тут как тут.
    Всех умчит он в пять минут.
    Ты садись и не зевай,
    Отправляется (Трамвай)

    Это вид транспорта. К сожалению, в нашем городе трамваев нет, но может быть появятся в будущем. (Приложение . Рисунок 1)

    Учитель: Какой звук услышали в конце слова?
    Предполагаемый ответ учащихся: Звук [й,]
    Учитель: Этот звук вам уже знаком. Мы встречали его, когда изучали буквы «е», «я», «ё». Прочитайте слова и вспомните, в каких случаях буквы «е», «ё», «я» обозначают два звука.
    Слова для чтения: енот, маяк, ружьё
    В начале, после гласной, после разделительного Ь

    III. Объяснение нового материала

    Постановка цели

    Учитель: Сегодня мы научимся распознавать звук [й] и обозначать его новой буквой « и краткое». А также научимся читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

    Работа со звуком

    Учитель: Произнесём звук [й] и поймаем его ладошкой. Обратите внимание: при произношении этого звука мы улыбаемся, язык упирается, верхние и нижние зубы обнажены.

    Вопросы учащимся:

    • Дайте характеристику звуку [й] (Согласный)
    • Докажите (Не поётся, есть преграда во рту)
    • Закройте уши, произнесите звук [й]
    • Что услышали? (Звук)
    • Сделайте вывод: звук звонкий или глухой. (Звонкий)
    • Определите, твёрдый или мягкий.
    • Повторите характеристику звука [й]

    (1 учащийся дает полную характеристику звука [й,], затем все повторяют хором, далее учащимся предлагается игра «Найди звук»)

    Учитель: Хлопните в ладоши, если услышите звук [й]. Если звука нет, молчите.

    Лиса, копьё, майка, игрок, лицо, троллейбус, имя, чай, сильный, яма, машина, чайка.

    – Молодцы! Большинство из вас правильно нашли звук. А кто ошибался, не огорчайтесь. Мы учимся.

    Знакомство с новой буквой

    Учитель: Какой буквой на письме обозначается звук [й]. (И краткое)
    – Посмотрите внимательно. На что похожа буква?

    Учитель показывает карточку с буквами Й й

    – Чтобы Й (и краткое) не путать с И, сверху галочку пиши.
    – Посмотрите, на что ещё похожа буква.

    Летает над калиткой
    Птица,
    Но на калитку
    Не садится. (Приложение . Рисунок 2)

    Учитель: Чтобы букву вы хорошо запомнили, напечатаем её на спинке друг у друга.

    Работа в парах

    Дети печатают на спине друг друга заглавную букву Й, маленькую букву й.

    Учитель: Я думаю все запомнили эту букву.

    IV. Закрепление нового материала

    Отгадывание сказочных героев

    Учитель: (по мере отгадывания загадок учитель крепит слова на доску)

    1. В Африке разбойник,
    В Африке злодей,
    В Африке ужасный (Бармалей)

    3. Появилась девочка
    В чашечке цветка.
    А была та девочка
    Чуть больше ноготка.
    В ореховой скорлупке
    Та девочка спала
    И маленькую ласточку
    От холода спасла. (Дюймовочка)

    2. Я – великий умывальник
    Знаменитый (Мойдодыр)
    Умывальников начальник
    И мочалок командир.

    4. Всех на свете он добрей.
    Лечит он больных зверей.
    Он известен, знаменит
    Добрый доктор (Айболит)

    – Почему эти слова пишутся с большой буквы? (Имена сказочных героев)

    Работа со слогами, словами

    Учитель: Заглянем в больницу к Айболиту. На приёме у него посетители невесёлые, больные. Пусть Доктор Айболит их послушает трубочкой. (Приложение . Рисунок 3) А мы будем отправлять к доктору других пациентов.
    – Сегодня день особенный. На приём к доктору могут придти только те больные, в названии которых есть буква Й. Кто может придти к Айболиту?
    Предполагаемые ответы учащихся: Воробей, соловей, чайка, Незнайка, муравей, змей, лентяй, Гадкий утёнок
    Учитель: Достаточно на сегодня посетителей.
    Ребята, а вам интересно узнать, какой диагноз Айболит поставил больным?

    Всех послушал Айболит
    И животным говорит:
    «Ваша хитрая семейка
    Заболела «неумейкой».
    Помогать вам не хочу,
    Я лентяев не лечу.»

    Учитель: Почему доктор не захотел лечить, ведь он был такой добрый? (Звери – лентяи, притворщики)

    Учитель: Давайте поможем, ребята, вылечить болезнь «неумейку» и вернём животным доброе имя.

    1) Кто был первым посетителем? (Приложение . Рисунок 4)

    ОЙ АЙ ЫЙ ИЙ

    свой – свои
    мой – мои
    твой – твои

    Учитель: В чём отличие каждой пары слов?
    – На какую букву оканчиваются слова в 1 столбике? А во втором?
    – Сколько слогов имеют слова в 1 столбике? Почему? А во втором?

    2) И Зайка слёзы льёт. Он не может написать правильно своё имя.

    ЗАИКА (карточка со словом)

    – Прочитаем, в кого он превратился. Что надо сделать, чтобы вернуть зайке имя?

    Предполагаемые ответы учащихся: Дописать галочку сверху. (Приложение . Рисунок 5)

    3) Поможем попугаю подобрать противоположные по смыслу слова: узкий, высокий, добрый, большой, здоровый, далёкий. (Приложение . Рисунок 6)

    4) Научим Белого медведя делить слова на слоги. (Приложение . Рисунок 7)

    ЛИ – НЕЙ – КА, КА – РА – ВАЙ, ЙОД [ёд], ГЕ – РОЙ, ВОЙ – НА

    Задания детям: (учащиеся выполняют задания по каждому слову)

    1. Прочитайте слово.
    2. Разделите на слоги. Какое правило знаете?
    3. Растолкуйте значение этого слова.

    ЛИ – НЕЙ – КА: (показ предмета)

    а) прямая черта на бумаге. В тетрадях в узкую линейку вы пишете на уроках письма

    б) инструмент для измерения и чертежа. (на математике – отрезки чертим по линейке)

    в) строй в шеренгу (на физкультуре)

    КА – РА – ВАЙ: большой круглый хлеб (показ предмета)
    ЙОД: лекарство, которым смазывают царапины (показ предмета)
    – А знаете ли вы? Йод есть в воздухе, воде, пище. Если его не будет, то люди будут болеть. Больше всего йода в морских водорослях. Из них и делают на фабрике йод.
    ГЕ – РОЙ: человек, который совершает подвиги. Он храбрый, доблестный.
    ВОЙ – НА: вооруженная борьба между государствами, народами.

    V. Физминутка

    Учитель: Молодцы! Вылечили всех больных. Можно и отдохнуть.

    Учитель проводит игру «Если нравится тебе, делай так…».

    VI. Работа с учебником (работа с текстом)

    Учитель:

    Дети, а вы здоровы?
    Тогда отвечайте дружно мне
    С какой буквой сегодня знакомы?
    С буквой «И краткое». Молодцы!

    – Откройте азбуку на странице 158-159.

    Учащиеся рассматривают иллюстрацию.

    Учитель: Какое страшное слово «война». В течение столетий русскому государству приходилось вести войны с оружием в руках, защищать мирную жизнь людей. К счастью, мы не были участниками того тяжёлого времени. Не знаем, что такое война. Мы живём мирной жизнью.

    Задание детям: У кого есть бабушки и дедушки, которые участвовали в Великой Отечественной войне 1941-1945 года, поинтересуйтесь, как жили они в военное время. А потом расскажете об этом в классе.

    Работа со словами

    Учащиеся читают текст самостоятельно, затем хором: одно предложение громко, другое вполголоса .

    Вопросы детям: Из чего состоит текст? Что выражает предложение?

    Вопросы детям по прочитанному тексту :

    – Кем был дедушка на войне? (Солдатом)
    – Какую награду получил дедушка на войне? (Медаль за отвагу)
    – Как вы понимаете слово «отвага»? (Смелость, храбрость, бесстрашие)
    – Какой подвиг мог совершить дедушка? (Мог подорвать танк гранатой, мог сбить самолёт, взять в плен немецкого офицера…)
    – Прочитайте из текста, что сказала мама о дедушке. (дедушка стар, а душа у него молодая.) (Приложение )
    – Как понимаете слова мамы? (В пожилом возрасте дедушка чувствует себя молодым, энергичным, жизнерадостным, ощущает прилив новых сил)

    Учащиеся читают еще раз текст («жужжащее чтение») и готовятся к пересказу.

    Задания учащимся: Найдите в тексте слова, в которых есть буква Й (Война)

    Учитель: А вы бы хотели, чтобы сейчас наступила война? Почему? (Война всё разрушает, гибнут люди)

    Пусть всегда будет солнце,
    Пусть всегда будет небо,
    Пусть всегда будет мама,
    Пусть всегда будет МИР!

    VII. Подведение итогов урока

    Учитель: С какой буквой познакомились на уроке?
    – Обратимся к алфавиту, между какими буквами стоит Й?
    – Какой звук эта буква обозначает?
    – Поднимите руку, кто порадовал себя своими ответами.