Хадисы сплетник не войдет в рай. Хадисы о тех, которые не войдут в рай

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

‘Амара ибн Хузайма рассказывал: “Когда мы были с ‘Амром ибн аль-‘Асом в Хадже или в Умре, с нами была женщина, на которой были браслеты и кольца, которые стали видны, когда она высунула руку из паланкина, и ‘Амр ибн аль-‘Ас сказал: “Когда мы вместе с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) были в этом ущелье, он сказал: «Посмотрите, видите ли вы что-нибудь?» Мы сказали: “Мы видим ворону с белым животом, красным клювом и красными лапками”. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не войдут в Рай женщины, если только одна из них не будет подобна этой вороне из числа других ворон!» ” Ахмад 4/197, Абу Я’ля 1/349. Достоверность этого хадиса подтвердили имам аль-Хаким, хафиз аз-Захаби, имам ас-Сафарини и шейх аль-Альбани. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1850.

Со слов Джубайра ибн Мут’има (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не войдет в Рай порывающий (родственные связи)!» аль-Бухари 5984, Муслим 2556.

Со слов Абу Шурайха (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не войдет в Рай тот человек, сосед которого не находится в безопасности от его зла» . Муслим 46.

Со слов Хузайфы (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сплетник не войдет в Рай!» аль-Бухари 6056, Муслим 105.

Со слов Ма’къаля ибн Ясара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Какой бы правитель ни руководил делами мусульман, не стараясь для них и не проявляя к ним искренности, он не войдет с ним в Рай» . аль-Бухари 7150, Муслим 142.. Муслим 1429.

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Два вида обитателей Огня я еще не видел! Это мужчины с плетьми, которые подобны бычьим хвостам и которыми они избивают людей. И женщин, являющиеся одновременно и одетыми и обнаженными, отклоняющимися и отклоняющими, головы которых подобны свисающим верблюжьим горбам. Они не войдут в Рай и не ощутят его благоухания, хотя благоухание его непременно будет ощущаться уже на таком-то и таком-то расстоянии» . Муслим 2128.

Со слов Саубана (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Какая бы женщина не попросила развода у своего мужа без причины, то для нее запретным станет запах Рая!» Ахмад 5/277, Абу Дауд 2226, ат-Тирмизи 1187, Ибн Маджах 2055. Достоверность хадиса подтвердили имам ат-Тирмизи, имам Ибн Хузайма, имам Ибн аль-Джаруд и шейх аль-Альбани. См. “Фатхуль-Бари” 9/403, “Ируауль-гъалиль” 2035.

Со слов Анаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Две категории людей из моей общины не будут подпущены к моему водоему и не войдут в Рай! А это къадариты и мурджииты!» ат-Табарани в «аль-Аусат» 1/253. Хадис хороший. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2748.

Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто убьет неверного, находящегося в договоре, не почувствует запаха Рая, несмотря на то, что его аромат ощущается на расстоянии сорока лет!» аль-Бухари 3166.

Со слов Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Трое в Рай не войдут! Ослушающийся своих родителей; даюс; и женщина, уподобляющаяся мужчинам!» ан-Насаи, аль-Баззар. Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн Хаджар аль-Хайтами и шейх аль-Альбани. См. “аз-Зауаджир” 1/155, “Сахих ат-таргъиб” 2070.

Даюс – это мужчина, который знает или предполагает совершение его женщинами нечестия, и не реагирует на это должным образом. См. “ат-Таргъиб уа-ттархиб” 2/473.

Со слов Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не войдет в Рай тот, в сердце которого есть высокомерие весом с пылинку!» Услышав это, один человек спросил: “Но ведь человеку хочется, чтобы его одежда и обувь были красивыми!” На что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах прекрасен, и Он любит прекрасное, однако высокомерие – это неприятие истины и проявление презрения по отношению к людям» . Муслим 91.

Однако следует правильно понимать смысл подобных хадисов!
Слова «Не войдет в Рай» и т.п. означают, что такие категории людей, если были мусульманами, то не войдут в Рай в числе первых или без расчета, или же войдут в Рай после того, как пребудут в Аду за совершение данных грехов. Поскольку любой мусульманин, если умер мусульманином рано или поздно все равно войдет в Рай! И это убеждение сторонников ахлю-Сунна уаль-джама’а. См. “Шарх Сахих Муслим” 17/191, “Шарх ‘акъида ат-Тахауия” 318, “Фатауа аль-Ляджна” 2/27.

Имам аль-Хатыб аль-Багъдади сказал: “Что касается грешников из числа мусульман, которые умерли, не принеся покаяние за свои грехи, то среди них будут те, кому Всевышний Аллах простит прежде, чем подвергнуть наказанию обитателей Ада. Но среди них будут и такие, кого подвергнут наказанию в Аду какое-то время, после чего им будет прощено, и они войдут в Рай” . См. “Усуль ад-дин” 242.

Поэтому в подобных хадисах содержится предостережение мусульман от совершения таких грехов и указания на степень их тяжести.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Бывает такое, что мы не задумываясь начинаем обсуждать чьи-либо недостатки или жаловаться на кого-нибудь, не замечая, как это плавно перетекает в «перемывание косточек». Иногда героями наших «рассказов» бывают наши братья и сестры по вере. Задуматься об этом должен каждый мусульманин, который в суете дня или из-за проблем забывает те Божественные установления, которые категорически запрещают гыйбат – сплетни .

Согласно мусульманской терминологии слово «гыйбат» означает «говорить об отсутствующем человеке, то, что ему не понравилось бы, даже если это правда» . Если же это не правда, то это является двойным грехом. Совершающий подобное затрагивает честь своего брата, хотя на самом деле он должен любить его как самого себя. Конечно, никто не захотел бы, чтобы его поступки, которые он совершил по оплошности, стали достоянием общественности. Никто не любит, когда о нем говорят за спиной. Поставив себя на место своего брата – мы получим еще один повод не говорить о нем плохо. Какое же наказание предусмотрено в хадисах за это поистине страшное преступление.

Хузайфа (да будет доволен им Аллах) говорил, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: Сплетник не войдет в рай .

В другом хадисе, приведенном Абу Са"дом и Джабиром бин "Абдуллах (да будет доволен ими Аллах) говорится от том, что Расулюллах ﷺ сказал: «Сплетни хуже, чем прелюбодеяние» . Сахабы спросили: «О Расулюллах! Как сплетни могут быть хуже, чем прелюбодеяние?» Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если человек, совершивший прелюбодеяние, попросит прощения, Аллах простит его, а сплетник не будет прощен, пока его не простит тот, о ком он сплетничал» . (Байхаки)

Абдуллах бин Умар (да будет доволен им Аллах) рассказывает, что он слышал, как Расулюллах ﷺ говорил: «Чье заступничество препятствует исполнению наказания по Шариату, тот противостоит Аллаху. Кто, зная, что не прав, продолжает ссориться, тот под гневом Аллаха, пока не прекратит. Кто говорит о верующем то, что в нем нет, того Аллах бросит в Радгатуль Хабаль (яму с жижей из гноя и крови), пока он не очистится за то, что сказал» . Абу Дауд.

Конечно, мусульманин искренне верующий в Господа и Судный День никогда не позволит себе совершать подобные вещи, дабы не навлечь на себя Его гнев. Даже узнав, что кто-либо отзывался о нем плохо, он предпочтет промолчать, нежели ответить тем же. Бывает так, что мы можем считать какой-либо поступок малым, думаем, что Аллах нам простит, но разве мы можем быть уверены в этом? Никакое несчастье в этом мире не сравнится с наказанием в могиле или огне Ада.

Ученые говорят: значение слов "мучаются не за большие грехи" не большие по их мнению, но на самом деле вред от этих грехов очевиден. Нередко, сплетни служат причиной появлению смуты (фитна). Как правило сплетни имеют особенность быстро распространяться. Если же о «неблаговидности» мусульман узнают немусульмане, то это способствует снижению доверия к мусульманам в частности и к Исламу вообще. То есть, сплетники усиливают исламофобию, тем самым «играя на руку» врагам Ислама.

В конце хочется привести еще один показательный хадис, помогающий глубже понять сущность злословящих людей.
Джабир бин Абдуллах (да будет доволен им Аллах) рассказывает, что мы сидели с Посланником Аллаха ﷺ, когда неожиданно почувствовался неприятный запах. Расулюллах ﷺ сказал: «Знаете ли вы, что это за запах? Это запах тех, которые сплетничают за спинами мусульман» .

Грехи различны по своей тяжести, простительности и воздаянию за них. И среди них есть такие, которые согласно преданиям от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сделают Рай для человека запретным. Даже если он был мусульманином. Алимы толкуют и рекомендуют придерживаться того мнения, что это не категорический запрет, а обещание наказания за грехи и отсрочка воздаяния Раем.

Например, как сказал один из ученых:

«Что касается грешников из числа мусульман, которые умерли, не принеся покаяние за свои грехи, то среди них будут те, кому Всевышний Аллах простит прежде, чем подвергнуть наказанию обитателей Ада. Но среди них будут и такие, кого подвергнут наказанию в Аду какое-то время, после чего им будет прощено, и они войдут в Рай»

Что же касается дел, по причине которых верующий будет подвергнут наказанию и войдет в Рай только после него, то следует остерегаться их и исправлять их, если они уже совершены.

  • Непослушание родителям, злоупотребление алкоголем и упреки за добро

Передается в хадисе от Ахмада, ан-Насаи и Ибн Хузеймы, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не посмотрит Аллах на троих в Судный День: на непослушного своим родителям, на женщину, уподобляющуюся мужчинам, и на мужчину, не ревнующего свою жену. И трое не войдут в Рай: ослушающийся родителей, злоупотребляющий алкоголем, и попрекающий за то, что он сделал (то есть сделавший кому-то добро, а затем напоминающий об этом и попрекающий)» (хадис назван хорошим)

  • Высокомерие

Со слов Ибн Масъуда, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не войдет в Рай тот, в сердце которого есть высокомерие весом с пылинку!» Услышав это, один человек спросил: «Но ведь человеку хочется, чтобы его одежда и обувь были красивыми!» На что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Аллах прекрасен, и Он любит прекрасное, однако высокомерие – это неприятие истины и проявление презрения по отношению к людям». (Муслим)

  • Порывание родственных уз

Со слов Джубайра ибн Мутъима, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не войдет в Рай порывающий (родственные связи)!» (Бухари, Муслим)

  • Неблагонадежность для соседей

Со слов Абу Шурайха, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не войдет в Рай тот человек, сосед которого не находится в безопасности от его зла». (Муслим)

  • Сплетни

Со слов Хузайфы, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Сплетник не войдет в Рай!» (Бухари, Муслим)

  • Безответственность в управлении делами мусульман

Со слов Маъкаля ибн Ясара, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Какой бы правитель ни руководил делами мусульман, не стараясь для них и не проявляя к ним искренности, он не войдет с ним в Рай». (Бухари, Муслим)

  • Развод без причины (со стороны женщины)

Со слов Саубана, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Какая бы женщина не попросила развода у своего мужа без причины, то для нее запретным станет запах Рая!» (Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, Ибн Маджа.

  • Убийство немусульманина, с которым заключен договор

Со слов Абдуллаха ибн Амра, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот, кто убьет неверующего, находящегося в договоре, не почувствует запаха Рая, несмотря на то, что его аромат ощущается на расстоянии сорока лет!» (Бухари)

Всевышний Аллах заповедует:

- «…Воистину, того, кто признает [других богов кроме Аллаха], лишил Он райских садов, а прибежищем ему будет адский огонь. И никто не поможет заблудшим!» (аль-Маида, 72).

- «Воистину, не откроются врата небесные перед теми, которые опровергали наши знамения и относились к ним с высокомерием. И не войдут они в рай, пока верблюд не пройдет сквозь игольное ушко. Так воздаем мы грешникам!» (аль-Араф, 40).

Святой Пророк Мухаммед (с) повествует:

- «Джебраил мне сказал, что аромат рая можно будет учуять с расстояния тысячи лет. Таким образом запах рая не смогут вдохнуть следующие люди: наглое дитя перед ликом своих родителей, человек, прервавший связь со своими родственниками, пожилой прелюбодей, человек, причиняющий страдания своему соседу, лицо, распространяющее порок, человек, делающий одолжение и человек, не могущий насытиться миром» (Шейх Садуг. Мааниййуль-ахбар, стр. 330). Конец хадиса приводится еще в другом варианте, в котором к этой группе людей причисляют тех, кто, раскрывая могилы, крадет саваны мертвых, людей, творящих половую распущенность (то есть вступают в связи со своим полом), и надменно ведущих людей, с гордыней.

- «Избегайте наглости в отношении родителя. Аромат рая будет вдыхаться на расстоянии тысячи лет. Однако наглые в отношении родителей, прерывающих связи со своими родственниками, пожилые прелюбодеи и ослепленные гордыней никогда не вдохнут аромат рая» (Усулуль-Кафи, II, стр. 349)

- «Если какой-либо мусульманин обратился к своему брату для того, чтобы попросить о долге, однако последний имея возможность, отказал ему, то Аллах запретил ему аромат рая… Аллах запретил рай человеку, упрекающему своими хорошими деяниями, сплетнику и завистнику» (Шейх Садуг, Амали, 66 собрание).

- «Всевышний Аллах обратит хорошие деяния в ничто и запретит запах рая на расстоянии пятисот тысяч лет тому, кто наняв рабочих, при выдачи им денег совершит в отношении них несправедливость» (Табриси, Макаримуль-ахлаг, стр. 428).

- «Аллах запретит аромат рая каждому, кто обидит своего соседа,» (Васаилуш-шиа, Джихад китабы, стр. 283).

- «Три типа людей никогда не войдут в рай: бесчестный человек, женщина, уподобляющая себя мужчинам и человек, который последовательно пьет вино» (Мизануль-хикма, I, 430, хадис 2590).

- «Лжецы и предатели не войдут в рай» (Канзуль-уммал, XVI, 25, хадис 43777).

- «Клянусь Аллахом, сохраняющим право на жизнь Мухаммеда, не будучи правоверным, вы не войдет в рай, не любя друг друга, вы не будете правоверными. Хотите ли, чтобы я научил вас пути, как увеличить любовь между вами? Приветствуйте друг друга в открытую (громким голосом)» (Нахджуль-фасаха, хадис 1555).

- «Сплетник не войдет в рай» (Сунану Абу Давуд, Китабуль-Адаб, 38 дар, хадис 4871).

- «Всевышний Аллах после создания рая сказал ему, чтобы он молвил слово. От рая пришел возглас: «Пусть возрадуются люди, кому я стал прибежищем». В этот момент Всевышний Аллах велел: «Клянусь Своей честью и достоинством, восемь типов людей не смогут найти в тебе пристанище: привыкший пить вино, повторно творящий прелюбодеяние, наушничающий и сплетничающий, не задумывающийся о чести семьи, действующий как подельник с правителем-тираном и причиняющий страдания людям, блудник, лицо, порвавший связи с родственниками и не следующий своему слову человек, давший обет Аллаху по совершению какого-либо деяния» (Шахиди-сани. Кашфур-рейба, стр. 82).

- «Три человека не войдут в рай: пьяница, кудесник и человек, прервавший связи с родственниками» (Васаилуш-шиа, XV, 346).

- «Аллах запретит рай каждому, кто станет хозяином подданного (то есть заработает власть над группой людей) и обманет его» (Сахиху Муслим, Китабуль-Иман, 62 дар, хадис 363).

- «Воистину, Хусейн является одним из врат рая. Каждому, кто враждует с ним, Аллах запретит рай» (Бихаруль-анвар, XXXV, 405, хадис 28).

Имам Али ибн Абу Талиб (а) повествует:

- «Кто не приукрашивает свой внутренний мир и не очищает свое намерение, не заработает блага рая (удовольствие, награда)» (Гураруль-хикам, хадис 10868).

Имам Джафар Садиг (а) повествует:

- «Всевышний Аллах назначил себе обязанность, чтобы три человека не стали жителями рая: лицо, отрицающее Аллаха, человек, отрицающий святого руководителя-имама, и человек, препятствующий правоверному получить причитающееся ему» (Шейх Садуг, Аль-Хисал, стр. 151).

- «Четыре человека не войдут в рай: жрец (медиум, гадалка), лицемер, пьяница и сплетник» (Васаилуш-шиа, XII, 309).

- «Человек, у котого в сердце есть хотя бы капля гордыни, не войдет в рай» (шейх Хурр Амули, Джахадун-нафс, Глава о гордыне, хадис 4).

Со слов Джубайра ибн Мут’има (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Не войдет в Рай порывающий (родственные связи)!» аль-Бухари 5984, Муслим 2556.


Со слов Абу Шурайха (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Не войдет в Рай тот человек, сосед которого не находится в безопасности от его зла». Муслим 46.

Со слов Хузайфы (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Сплетник не войдет в Рай!» аль-Бухари 6056, Муслим 105.

Со слов Ма’къаля ибн Ясара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Какой бы правитель ни руководил делами мусульман, не стараясь для них и не проявляя к ним искренности, он не войдет с ним в Рай». аль-Бухари 7150, Муслим 1429.


Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Два вида обитателей Огня я еще не видел! Это мужчины с плетьми, которые подобны бычьим хвостам и которыми они избивают людей. И женщин, являющиеся одновременно и одетыми и обнаженными, отклоняющимися и отклоняющими, головы которых подобны свисающим верблюжьим горбам. Они не войдут в Рай и не ощутят его благоухания, хотя благоухание его непременно будет ощущаться уже на таком-то и таком-то расстоянии». Муслим 2128.

Со слов Саубана (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Какая бы женщина не попросила развода у своего мужа без причины, то для нее запретным станет запах Рая!» Ахмад 5/277, Абу Дауд 2226, ат-Тирмизи 1187, Ибн Маджах 2055. Достоверность хадиса подтвердили имам ат-Тирмизи, имам Ибн Хузайма, имам Ибн аль-Джаруд и шейх аль-Албани. См. “Фатхуль-Бари” 9/403, “Ирвауль-гъалиль” 2035.

Со слов Анаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Две категории людей из моей общины не будут подпущены к моему водоему и не войдут в Рай! А это къадариты и мурджииты!» ат-Табарани в «аль-Аусат» 1/253. Хадис хороший. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2748.

Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Тот, кто убьет неверного, находящегося в договоре, не почувствует запаха Рая, несмотря на то, что его аромат ощущается на расстоянии сорока лет!» аль-Бухари 3166.


Со слов Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Трое в Рай не войдут! Ослушающийся своих родителей; даюс; и женщина, уподобляющаяся мужчинам!» ан-Насаи, аль-Баззар. Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн Хаджар аль-Хайтами и шейх аль-Альбани. См. “аз-Заваджир” 1/155, “Сахих ат-таргъиб” 2070.
Даюс – это мужчина, который знает или предполагает совершение его женщинами нечестия, и не реагирует на это должным образом. См. “ат-Таргъиб ва-т-тархиб” 2/473.

Со слов Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Не войдет в Рай тот, в сердце которого есть высокомерие весом с пылинку!» Услышав это, один человек спросил: “Но ведь человеку хочется, чтобы его одежда и обувь были красивыми!” На что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах прекрасен, и Он любит прекрасное, однако высокомерие – это неприятие истины и проявление презрения по отношению к людям». Муслим 91.

Однако следует правильно поминать смысл подобных хадисов!
Слова «Не войдет в Рай» и т.п. означают, что такие категории людей, если были мусульманами, то не войдут в Рай в числе первых или без расчета, или же войдут в Рай после того, как пребудут в Аду за совершение данных грехов. Поскольку любой мусульманин, если умер мусульманином рано или поздно все равно войдет в Рай! И это убеждение сторонников ахлю-Сунна валь-джама’а. См. “Шарх Сахих Муслим” 17/191, “Шарх ‘акъида ат-Тахавия” 318, “Фатава аль-Ляджна” 2/27.
Имам аль-Хатыб аль-Багъдади сказал: “Что касается грешников из числа мусульман, которые умерли, не принеся покаяние за свои грехи, то среди них будут те, кому Всевышний Аллах простит прежде, чем подвернуть наказанию обитателей Ада. Но среди них будут и такие, кого повергнут наказанию в Аду какое-то время, после чего им будет прощено, и они войдут в Рай”. См. “Усуль ад-дин” 242.
Поэтому в подобных хадисах содержится предостережение мусульман от совершения таких грехов и указания на степень их тяжести.