Фолклендский сценарий. Что Россия собирается делать с Курилами

В новой программе развития Курил российские власти, как и раньше, щедры на новые планы и проекты. Но принципиальное отличие тут в том, что на этот раз гарантами выполнения программы станут военные, а расходы на них власти теперь сокращают очень неохотно

В июне стало известно, что еще до конца текущего года Россия планирует начать строительство новой стратегической базы Тихоокеанского флота на одном из островов Курильского архипелага. Одновременно в этом году началась реализация третьей по счету федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Курильских островов», рассчитанной на десять лет и 70 миллиардов рублей. К тому времени, по задумке Москвы, Курильские острова, о которых сейчас вспоминают в основном в связи с претензиями Японии, должны стать настолько привлекательными для жизни, что у местных жителей, как в свое время у обитателей Фолклендских островов, и мысли не возникнет о разрыве с метрополией.

Пригодны для жизни

Курильская гряда насчитывает 56 островов, и почти все они пригодны для жизни, но постоянное население сейчас имеется только на четырех — Парамушире, Итурупе, Кунашире и Шикотане. Так было не всегда. Еще до проникновения на Курилы русских и японцев почти на всех островах существовали многочисленные поселения айнов, которые ловили здесь рыбу и охотились на морского зверя. В японский период (1875-1945) бурно развивались южные острова архипелага, которые в Токио считали естественным продолжением острова Хоккайдо. Собственно, на них — Кунашир, Итуруп, Шикотан и группу мелких островов Хабомаи — и претендует сегодня Япония.

К 1945 году на островах Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп проживало около 17 тысяч японцев и айнов. Незначительная часть гражданского населения постоянно жила и севернее. Практически на каждом острове были сезонные поселения и хозяйства — в основном по добыче рыбы и морепродуктов. Внушительным был и японский гарнизон островов — более 80 тысяч солдат и офицеров.

В течение трех лет после войны все японцы и айны были депортированы на Хоккайдо (к 1948 году в Японию с Южного Сахалина и Курил вернулось более 357 тысяч человек). От японцев на Курилах остались многочисленные военные сооружения — на Матуа до сих пор сохранился в законсервированном виде целый подземный город, состоящий из бетонированных помещений бывшего гарнизона.

После войны на Курилы были переброшены части советской 15-й армии и 255-я смешанная авиадивизия. Одновременно с усилением военной группировки советское руководство озаботилось и заселением Курил гражданскими лицами. Чтобы сделать острова более привлекательными для переезда, на переселенцев распространили льготы, установленные для лиц, работающих в районах Крайнего Севера.

Контекст

Курилы: 25 лет безвизового обмена

Майнити симбун 14.06.2016

У России свои виды на Курилы

The National Interest 27.07.2015

«Путин плачет: хочет отдать Курилы, но не может»

«Нихон кэйдзай» 09.07.2015

Мультимедиа

Между Россией и Японией

Reuters 28.09.2015
Серьезный удар по освоению Курил нанесло цунами 1952 года, когда был полностью смыт в море город Северо-Курильск и несколько поселков на островах Шумшу и Парамушир. Число погибших оценивается в 2400 человек — почти столько же, сколько проживает на Парамушире сегодня. И все же к первой половине 1960-х годов население Курил составляло около 20 тысяч человек. В дальнейшем оно продолжало расти, даже несмотря на последствия развернувшейся во времена Хрущева кампании по борьбе с северными льготами. Росла и добыча рыбы, достигнув к 1984 году 931 тысячи тонн (десятикратный рост по сравнению с 1953 годом). Правда, ценные породы рыб постепенно выбивались, и к середине 1980-х две три улова составлял минтай.

К концу 1980-х годов население Курил достигло своей максимальной численности — здесь проживало чуть менее 30 тысяч человек. В то время зарплата на островах была вдвое выше, чем в среднем по стране. Но распад СССР обернулся для островов тяжелым кризисом — все 1990-е годы наблюдался отток населения с Курил: военные части выводились, предприятия закрывались, а добыча рыбы упала почти втрое по сравнению с 1984 годом. Намного больше лосося и морепродуктов вылавливалось браконьерами и контрабандой вывозилось в Японию, Южную Корею, Китай. Значительный ущерб инфраструктуре Южных Курил в 1994 году нанесло шикотанское землетрясение.

Пожалуй, в этот период, когда на фоне бедственного положения местной экономики активизировались международные споры вокруг принадлежности островов, жители Курил сильнее всего почувствовали неопределенность своего статуса и оторванность от России. Из 1098 жителей села Малокурильское (Шикотан), опрошенных в 1993 году, 916 человек (83,4%) высказались за передачу острова Японии. В 1998 году за передачу островов выступали 44% опрошенных жителей Итурупа, Кунашира и Шикотана (против — 42%). К тому времени население Курил по сравнению с советским периодом сократилось почти вдвое, многие поселения были заброшены, а в оставшихся половина построек превратилась в руины. Сообщение с Большой землей и между островами шло в основном по морю, да и то крайне нерегулярно из-за сложностей с навигацией.

В три захода

Однако Россия о Курилах не забывала. Только вот принятая в начале 90-х программа «Социально-экономическое развитие Курильских островов (1994-2005 годы)» провалилась — из 150 запланированных в ней мероприятий было реализовано менее сорока, а внутренний валовый продукт Курил, который должен был вырасти в 2,5 раза, увеличился лишь на 20%.

На реализацию следующего этапа, рассчитанного на 2007-2015 годы, из бюджетов всех уровней было выделено почти 35 млрд рублей. Но и тут к концу 2013 года было выполнено только 21 из 38 мероприятий программы. Строительство объектов социальной, промышленной, транспортной инфраструктуры затягивалось, а те, что были построены, сдавались с нарушениями. Как, например, новый детский сад на Кунашире, который местные власти с гордостью продемонстрировали Дмитрию Медведеву, после чего здание почти сразу покрылось трещинами и пришло в негодность.

Особых успехов не было и в развитии рыбной отрасли. Как констатировал в октябре 2013 года аудитор Счетной палаты РФ Юрий Росляк, на тот момент не было построено ни одного нового предприятия, предусмотренного программой, в том числе сорвалось строительство шести, которые должны были профинансировать инвесторы.

Не лучше было и с квартирным вопросом. Два года назад в руководстве Сахалинской области гордились тем, что обеспеченность жильем по региону составляет в среднем 25 квадратных метров на человека, однако на Курилах она не превышает 15 квадратных метров (по России в среднем — 24 квадратных метра).

И все же в итоге Курилы ощутили пользу от реализации федеральной программы — на островах появились новые жилые дома, а кое-где и приличные дороги. На Итурупе был открыт современный аэропорт, благодаря которому с островами было налажено регулярное авиасообщение, и дворец культуры; на Шикотане — новая школа и новая больница; на Кунашире — ветряная электростанция; на Парамушире — новое здание пожарной части; на Итурупе все же были запущены два новых рыбоводных завода. Довести население Курил аж до 30 тысяч человек, как планировали, не получилось, но по крайней мере отток населения с островов действительно удалось остановить. Все это позволило властям Сахалинской области заявить, что программа на 2006-2015 годы выполнена.

Больше военных, больше гражданских

Следующий этап программы, рассчитанной до 2025 года, готовили уже в новых для России геополитических условиях. Сумму, которую планируется потратить на развитие островов, увеличили по сравнению с предыдущей программой почти вдвое — до 70 млрд рублей. Во многом это увеличение уже съедено девальвацией рубля, а любые работы на Курилах обходятся в разы дороже, чем на материке, но все равно для территории с населением менее 20 тысяч человек сумма получается огромная и вполне сопоставимая с бюджетными тратами на развитие других особых, но гораздо более населенных регионов — например, с 62 млрд рублей на развитие Калининградской области в 2014-2020 годы, или 96 млрд рублей, прописанные в федеральной программе «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2012 годы».


© AP Photo, Sergei Krasnoukhov Рыбный промысел на острове Итуруп

За десять лет на островах планируется построить 123 тысячи квадратных метров жилья (почти по квадратному метру на каждого жителя в год), а также восемь детских садов и школ и 11 рыбоводных заводов. Для бесперебойного пассажирского и грузового сообщения между островами, Сахалином, Камчаткой и материком будут отремонтированы или построены заново четыре порта, а на линию запущены три грузопассажирских судна. В рамках госпрограммы власти Сахалинской области намерены запустить рекламную кампанию для россиян, которые хотели бы поехать работать и жить на Курилы.

Помимо рыбы и морепродуктов, внимание властей привлекли и богатства собственно островов — ожидается, что уже в этом году на Итурупе начнут добывать рений. Обладающий очень высокой температурой плавления, он используется в ракетостроении и стоит более $3000 за килограмм.

Российские власти не делают различий между теми островами, чья территориальная принадлежность не обсуждается, и теми, на которые претендует Япония. В первую очередь речь идет о Шикотане (после недавнего визита японского премьера Абэ в Сочи появились слухи о том, что Россия согласилась уступить Шикотан и острова Хабомаи). Согласно программе, на острове, где в этом году был открыт спорткомплекс, предполагается обновить порт, построить жилья на 1,3 млрд рублей, создать биотехнопарк и, наконец, Шикотан будет подключен оптико-волоконной линией связи к Сахалину. Кроме того, руководство Сахалинской области начало поиск инвесторов для рыбокомбината «Островной», работники которого пожаловались президенту во время прямой линии на свое тяжелое положение.

Помимо инвестиций в инфраструктуру, на Курилах планируется серьезно расширить военное присутствие — создание базы на Матуа лишь часть новой доктрины Минобороны в отношении островов. Военные заявили об обновлении армейской инфраструктуры еще несколько лет назад, однако тогда новые контракты по строительству новых военных городков были сорваны. На этот раз Спецстрой Минобороны РФ задекларировал намерение возвести на островах 466 зданий и сооружений общей площадью 390 тысяч квадратных метров.

Параллельно Минобороны будет усиливать военную группировку на Курилах. В этом году планируется разместить на островах береговые ракетные комплексы «Бал», «Бастион» и БПЛА нового поколения «Элерон-3». На Курилах уже был развернут дивизион зенитно-ракетного комплекса «Бук-М1», а к дивизии на Итурупе добавили танковый полк. Вертолетоносцы «Мистраль», покупка которых у Франции сорвалась после введения против России санкций в 2014 году, по замыслу Минобороны, тоже должны были охранять именно Курилы. Теперь полк ударных вертолетов Ка-52К, ранее предназначавшихся для «Мистралей», перебазируется на Камчатку, а входящие в его состав эскадрильи будут нести службу и на расположенных южнее островах.

Понятно, что даже если все эти многочисленные планы удастся успешно выполнить, Курилы все равно будут мало похожи на благополучные британские Фолкленды. Да и вообще щедрые проекты, заявленные в федеральной программе развития островов до 2025 года, мало чем отличаются от таких же деклараций, составлявших аналогичную программу на уже прошедшее десятилетие. Но одно важное различие между ними все-таки есть — на этот раз главным гарантом того, что хотя бы часть проектов будет действительно выполнена, станут военные. И, судя по тому, с каким упорством российские власти отказываются сокращать военные расходы даже несмотря на экономический кризис, к этой гарантии стоит отнестись более серьезно.

Премьер-министр Японии Синдзо Абэ разговаривает с президентом России Владимиром Путиным на Восточном экономическом форуме, 3 сентября 2016 г., Владивосток, Россия. Sputnik/Kremlin/Alexei Druzhinin/via REUTERS

Российско-японские отношения после длительного периода неопределенности начинают обретать вполне отчетливые черты. Сценарий «Тарабаров в обмен на сотрудничество» имеет ненулевую вероятность и в отношении Японии. Как и в случае с Китаем, с которым в течение десяти лет шли переговоры по газовым соглашениям, которые завершились спешным заключением невыгодных контрактов в условиях ограничения сотрудничества с Западом, с Японией активизация сотрудничества является результатом политики поиска новых инвесторов в условиях неспадающей геополитической изоляции России с Запада.

ТАЙНЫЕ ЗАМЫСЛЫ КРЕМЛЯ

В российско-японских отношениях удивительными остаются не столько факт отсутствия мирного договора, сколько два других аспекта: это диктат побежденной страной своих правил мирного договора государству-победителю и трансформация территориальной претензии в территориальный спор. Очевидно, что Россия сама меняет свой статус.

Япония подписала мирные договоры с государствами коалиции на Сан-Францисской конференции. Как государство проигравшее, Япония не могла рассчитывать на какие-либо преференции, а тем более настаивать на своих условиях в мирном договоре. В ст.2 договора было зафиксировано, что Япония «отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 г.». И хотя в нем не было прописано, что эти территории принадлежат СССР, значимо, что Япония по договору отказалась от своих претензий.

В настоящее время ситуация складывается следующим образом: страна, проигравшая в войне и причинившая ущерб другому государству, требует заключения мирного договора на своих условиях. Россия, которая не имеет мирного договора и с Германией, почему-то во главу угла отношений с Японией ставит именно мирный договор, хотя двустороннее развитие отношений, в том числе экономических, возможно и без заключения подобного договора. С военной точки зрения Япония не представляет угрозу России, а окончанием войны с Японией можно считать подписание Советско-японской совместной декларации 1956 года. В этой связи закономерен вопрос - а зачем вообще России мирный договор с Японией? И в этом кроется ключевой момент. По заявлению Путина (в интервью Bloomberg) «несколько лет назад японские коллеги попросили нас вернуться к обсуждению этой темы, и мы это сделали, мы пошли навстречу». А зачем? Что хотели приобрести взамен? Этот шаг навстречу уже был провал российской дипломатии, поскольку возращение к проблеме мирного договора автоматически поднимало судьбу Курильских островов.

Согласно декларации 1956 года Япония получала острова Хабомаи и Шикотан после заключения мирного договора между странами. Если сейчас мирный договор будет подписан, то следующим шагом станет возвращение к той самой декларации 1956 года. Кремль усугубил Курильский вопрос и тем, что объявил по факту территориальную претензию территориальным спором. Притязания Японии на Курилы укладываются в концепт территориальной претензии. Есть Курилы, которые согласно соглашению 1956 года признаны советскими островами, то есть признается юрисдикция СССР над ними. Япония в одностороннем порядке пытается это оспорить, выдвигая свои претензии на территорию. России в такой ситуации следовало бы считать это претензией, но Кремль напротив объявляет Курильскую проблему территориальным спором. То есть признает, что Курилы являются территорией, юридическая принадлежность которой точно или окончательно не установлена.

И сомнительно, что воскрешение проблемы мирного договора и объявление Курил предметом территориального спора было всего лишь ошибкой российской дипломатии. Скорее за этим стояли вполне осознанные планы по пересмотру судьбы Курил с целью изменения характера экономического сотрудничества между странами. Территория в обмен… на что? Кроме денег ничего вообразить нельзя. Как такие обмены называются? Правильно, любой именно так это и назовет. Хотя Путин и сказал «мы территорией не торгуем». Но насколько нужно верить его словам жизнь уже показала.

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ИЛИ ЭКОНОМИКА?

Курильский вопрос в понимании российских политиков уже вышел за пределы политической плоскости, заняв место в поле экономической проблематики. Даже западный корреспондент, который брал интервью у российского лидера, говоря о Курилах, апеллировал экономическими терминами - «политическая сделка», то есть Курилы в обмен на экономическое сотрудничество. Российский лидер, полностью соглашаясь с подобной постановкой вопроса, рассуждал также на языке экономики - «ни одна из сторон не будет чувствовать себя в накладе», «не торгуем территориями», «на принципах ненанесения ущерба». Создается впечатление, что о Курилах говорит не лидер государства, а менеджер крупной компании, занимающейся поиском выгодных партнеров. Именно этой экономизацией внешней политики и были разрушены отношения с государствами некогда российской зоны влияния. Но и это неудивительно, ведь по мнению Путина «у нас есть необходимость что‑то расширять что ли?».

Российская внешняя политика выступает придатком экономики. Сотрудничество с Японией ориентировано на одну единственную цель - привлечь японские инвестиции в регион. Например, весной этого года Япония предложила российской стороне план из восьми пунктов по экономическому сотрудничеству, предусматривающий строительство заводов СПГ, портов, аэропортов, больниц и других объектов инфраструктуры. Не Россия, а Япония предлагает развивать дальневосточные территории. Но возникает вопрос - а на что тогда нам государство, если оно передает свои функции по развитию инфраструктуры региона иностранному государству? Разве у нас нет собственных источников развития? Какую функцию в таком случае выполняет российская власть, если она устранилась от своих ключевых задач? Функцию только перераспределения денежных потоков и обслуживания интересов бизнеса в сфере продажи российских ресурсов?

Состав делегации переговоров в рамках рабочей поездки Путина в Приморский край с 1 по 3 сентября говорит сам за себя. Из представителей бизнеса в ней значились главы Роснефти и Русала - бизнесов, далеких от инновационной составляющей. И проблемная повестка встречи - осуществление крупных инвестиционных проектов говорит о том, что сотрудничество с Японией для Кремля становится все более притягательной сделкой на фоне роста ожиданий притока японских инвестиций. При этом триллион долларов собственных денежных ресурсов как известно либерал-монетаристская власть попросту ликвидировала. Уже 25 лет исполняется безумной демонетизации российской экономики.

ТЕРРИТОРИЯМИ ТОРГУЕМ?

Казалось бы, что вопрос с Курилами закрыт утверждением президента, что «мы не торгуем территориями». Однако после этого следовало многозначительное: «хотя проблема заключения мирного договора с Японией является, конечно, ключевой и нам бы очень хотелось с нашими японскими друзьями найти решение этой проблемы». Для японской стороны проблема мирного договора с Россией неотделима от Курильского вопроса. Еще в феврале японская сторона сообщала, что «Япония не станет заключать мирный договор с Россией до тех пор, пока не будет разрешен вопрос северных территорий. Территориальный вопрос является ключом для разрешения проблемы мирного договора». Поднимая проблему мирного договора, российский лидер возвращается и к вопросу о Курилах. Но здесь все оказывается уже не столь однозначным, как раньше.

Если еще зимой этого года Кремль декларировал, что тема островов Южной Курильской гряды закрыта, и российский суверенитет над ними сомнению не подлежит, то уже в сентябре появилась новая формула: Курилы в обмен на тесное сотрудничество, как это было реализовано с Китаем. Российский лидер открыто подчеркнул, что в обмен на экономическое сотрудничество мы отдали территорию, которая с 1929 года была под юрисдикцией СССР. И если Япония готова к сотрудничеству, то может получить земли, которые до 1945 года принадлежали ей - сделка с Китаем стала возможной «на фоне очень высокого уровня доверия, которое сложилось к тому моменту между Россией и Китаем. И если мы добьёмся такого же высокого уровня доверия с Японией, то и здесь мы можем найти какие-то компромиссы». Кремль, таким образом, нашел формулу «обмена» проблемы Курил на контракты, как в свое время решил поменять миллионы судеб жителей Донбасса на смягчение санкций и рукопожатность.

Пока Кремль готовится к сделке с Курилами, россияне выступают за сохранение островов. По данным опроса Левада-Центр от 6 августа этого года 78% россиян выступают против передачи Японии спорных островов Курильской гряды, 71% выступили против того, чтобы РФ оставила себе крупные острова (Уруп и Итуруп) и передала Японии два небольших острова (Хабомаи и Шикотан). В целом, по мнению респондентов, сейчас для России важнее «сохранить в своем составе спорные острова из Южной Курильской гряды» (56%), а не «подписать мирный договор с Японией и получить японские кредиты и технологии» (21%). Примечательно, что в информационном поле россиян готовят к сдаче Курил. Если в августе Левада-Центр, признанный иностранным агентом, дает вполне патриотическую информацию о том, что 78% россиян выступают против передачи Японии спорных островов Курильской гряды, то уже в сентябре ВЦИОМ, имеющий «особые отношения» с Кремлем, публикует опрос, что 42% россиян выразили поддержку продолжению переговоров и необходимости взаимной договорённости России и Японии.

Пока вопрос по Курилам - это дело кулуарной дипломатии, которая не всегда доводится до россиян. Население будут последовательно готовить к тому, что Курилы - это зона совместного хозяйственного ведения России и Японии, а после 2018 года, когда новым президентом станет старый президент, будут объявлены открыто итоги решения Курильской проблемы, как когда-то с островом Тарабаров. Договор о его передаче Китаю был подписан в октябре 2004 года, то есть через полгода после победы президента на выборах - и выборы прошли, и к новым выборам факт преступной передачи российской территории уже подзабылся. Вот такая продолжается с Курилами мутная история.

ПРИМЕЧАНИЯ

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

Премьер-министр Японии Синдзо Абэ заявил о желании «создать новую историю» отношений с Россией. У нас появился новый друг? Вряд ли. История территориальных претензий Японии к РФ всем хорошо известна. Но именно сейчас санкции и противостояние России с Западом дают Токио неиллюзорный шанс вернуть Курилы.

Сейчас японцы с нетерпением ждут визита Владимира Путина, надеясь, что он приблизит подписание мирного договора. Это ставит российского лидера в непростую ситуацию: стране нужны союзники, но подобная сделка может раз и навсегда уничтожить его образ собирателя русских земель. Потому совершенно очевидно: до президентских выборов возвращать острова нельзя. А после?

О чём точно говорили Владимир Путин и Синдзо Абэ во время неформальной встречи в Сочи 6 мая, доподлинно неизвестно. Однако перед визитом японский премьер не скрывал своего намерения обсудить территориальный вопрос. И вот теперь в скором времени запланирован ответный визит президента РФ.

В начале апреля МИД Японии разработал так называемую «Синюю книгу» по вопросам дипломатии на 2016 год. В ней говорится, что укрепление отношений с Россией соответствует национальным интересам и способствует установлению мира и процветанию в Азиатском регионе. Таким образом Япония официально провозгласила курс на сближение с Россией.

Это уже вызвало беспокойство у США. Недаром ещё в феврале во время телефонного разговора Барак Обама советовал премьеру Абэ пересмотреть сроки визита в Россию и выразил озабоченность смягчением позиции Японии в отношении Москвы, в то время как страны Запада ввели антироссийские санкции «в попытке восстановить международный порядок».

Аттракцион невиданной щедрости

Почему вдруг в Токио решили протянуть Москве руку дружбы? Редактор журнала «Россия в глобальной политике» Фёдор Лукьянов считает, что «в отношениях между Японией и Россией доминирует китайский фактор; обе страны пытаются сбалансировать рост Китая в качестве наиболее важной силы в регионе, и это ведёт к оттепели». Об этом, кстати, недавно писала газета «Асахи симбун»: «Главам России и Японии важно чаще встречаться и идти к доверительным отношениям также и для того, чтобы стабилизировать ситуацию в Северо-Восточной Азии – регионе, где набирает влияние Китай и не прекращаются вызовы со стороны КНДР, которая проводит ракетные и ядерные испытания».

Важной вехой сотрудничества можно назвать строительство Японией на тихоокеанском побережье России терминала по приёму сжиженного природного газа. Предприятие мощностью 15 млн тонн, по планам «Газпрома», будет запущено в 2018 году.

Всё бы ничего, только вот отношения двух стран омрачает нерешённый территориальный спор. После окончания Второй мировой войны СССР присоединил к себе четыре острова Курильской гряды – Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Помимо рыбы острова ценны полезными ископаемыми, обнаруженными в их недрах: это золото и серебро, полиметаллические руды, содержащие цинк, медь, ванадий и т.д. Неудивительно, что японцы считают их своими и требуют вернуть.

Ещё в декабре японский премьер-министр сокрушался: «После окончания войны прошло уже 70 лет, но, к сожалению, не возвращены северные территории, проблема не решена. Мы хотели бы и дальше вести упорные переговоры о возвращении северных территорий, о заключении мирного договора. Мы будем заниматься данным вопросом всеми силами правительства, чтобы сокровенная мечта бывших жителей островов сбылась».

Позиция Москвы такова: острова вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны, и российский суверенитет сомнению не подлежит. Но так ли непримирима эта позиция?

В 2012 году Владимир Путин сделал обнадёживающее для японцев заявление: спор должен быть решён на основе компромисса. «Что-то вроде хикивакэ. «Хикивакэ» – термин из дзюдо, когда ни одной из сторон не удалось добиться победы», – сказал президент. Что это значит? Японии могут вернуть два острова из четырёх?

Подобные опасения имеют под собой основания. Достаточно вспомнить о том, как в 2010 году, в период президентства Дмитрия Медведева, Россия подписала договор с Норвегией о разграничении морских пространств в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. В результате страна потеряла 90 тыс. квадратных километров в Заполярье. В недрах этой территории, по оценкам норвежского нефтяного директората (NPD), содержатся залежи углеводородов объёмом как минимум 300 млн кубометров – почти 1,9 млрд баррелей нефти. Тогда норвежцы возликовали, а другие страны, в том числе и Япония, немедленно вспомнили о своих территориальных претензиях к России. Есть ли гарантия, что этот аттракцион невиданной щедрости не продолжится?

Дождаться следующего лидера

Так или иначе, но сейчас японские СМИ полны оптимизма. «Премьер Абэ стремится урегулировать проблему «северных территорий», пока находится у власти. Для него это шанс стать политическим руководителем Японии, которому удастся сдвинуть с мёртвой точки проблему, существующую уже 70 лет», – пишет «Асахи симбун».

У Абэ, кстати, есть в этом свои интересы: в этом году в стране пройдут парламентские выборы, и ему нужно укрепить свои позиции. Тем временем Toyo Keizai публикует интервью с отставным дипломатом Ёсики Минэ, который утверждает: «Россия уже заявляла о готовности вернуть Хабомаи и Шикотан. При этом она выдвинула определённые условия, по которым мы можем договориться. Цели России предельно ясны. Проблема в том, что делать с островами». Господин Минэ считает, что Японии нужно не мелочиться, а требовать у России все территории, некогда принадлежавшие Японии, в том числе и Сахалин. Но не сейчас, а после смены лидера в России. «Я думаю, лучше дождаться политически сильного руководителя, который будет настроен на решение этой проблемы», – говорит японский дипломат. Но российский политический опыт говорит о другом: именно слабые руководители раздают земли направо-налево, а сильные – никогда.

Тем временем в Москве пока что не подают никаких признаков, могущих свидетельствовать о переходе островов под японский флаг. Недавно стало известно, что правительство РФ намерено вложить 5,5 млрд рублей в новую территорию опережающего развития «Курилы». Программа предполагает развитие рыбохозяйственного и горнопромышленного комплексов. В период с 2016 по 2018 год на Курилах будут размещены предприятия в сфере аквакультуры, завод по переработке водно-биологических ресурсов и горноперерабатывающий комплекс. Всё это, конечно, внушает веру в то, что российское руководство не собирается отдавать острова Японии. Если только не развивает территорию именно под отдачу, с целью получить за неё больше бонусов.

Безусловно, для электорального потенциала Путина раздача российских территорий была бы крайне вредна. А президентские выборы в России пройдут в 2018 году. Кстати, в вопросе взаимоотношений с Японией эта дата всплывает с завидной регулярностью.

Любопытен и такой момент: в Японии рассматривается аналогичный крымскому сценарий присоединения островов. Ещё в 2014 году бывший министр обороны Юрико Коикэ заявила, что среди населения Курил нужно провести референдум о присоединении к Японии. А недавно глава японской Новой партии Дайти Мунео Судзуки предложил правительству снять санкции с России в обмен на острова. Заманивают, торгуются. Ну-ну...

  • Социальные явления
  • Финансы и кризис
  • Стихии и погода
  • Наука и техника
  • Необычные явления
  • Мониторинг природы
  • Авторские разделы
  • Открываем историю
  • Экстремальный мир
  • Инфо-справка
  • Файловый архив
  • Дискуссии
  • Услуги
  • Инфофронт
  • Информация НФ ОКО
  • Экспорт RSS
  • Полезные ссылки




  • Важные темы

    В новой программе развития Курил российские власти, как и раньше, щедры на новые планы и проекты. Но принципиальное отличие тут в том, что на этот раз гарантами выполнения программы станут военные, а расходы на них власти теперь сокращают очень неохотно, пишет Петр Болотов (Московский центр Карнеги).

    В июне стало известно, что еще до конца текущего года Россия планирует начать строительство новой стратегической базы Тихоокеанского флота на одном из островов Курильского архипелага. Одновременно в этом году началась реализация третьей по счету федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Курильских островов», рассчитанной на десять лет и 70 миллиардов рублей. К тому времени, по задумке Москвы, Курильские острова, о которых сейчас вспоминают в основном в связи с претензиями Японии, должны стать настолько привлекательными для жизни, что у местных жителей, как в свое время у обитателей Фолклендских островов, и мысли не возникнет о разрыве с метрополией.

    Пригодны для жизни

    Курильская гряда насчитывает 56 островов и почти все они пригодны для жизни, но постоянное население сейчас имеется только на четырех - Парамушире, Итурупе, Кунашире и Шикотане. Так было не всегда. Еще до проникновения на Курилы русских и японцев почти на всех островах существовали многочисленные поселения айнов, которые ловили здесь рыбу и охотились на морского зверя. В японский период (1875–1945) бурно развивались южные острова архипелага, которые в Токио считали естественным продолжением острова Хоккайдо. Собственно, на них - Кунашир, Итуруп, Шикотан и группу мелких островов Хабомаи - и претендует сегодня Япония.

    К 1945 году на островах Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп проживало около 17 тысяч японцев и айнов. Незначительная часть гражданского населения постоянно жила и севернее. Практически на каждом острове были сезонные поселения и хозяйства - в основном по добыче рыбы и морепродуктов. Внушительным был и японский гарнизон островов - более 80 тысяч солдат и офицеров.

    В течение трех лет после войны все японцы и айны были депортированы на Хоккайдо (к 1948 году в Японию с Южного Сахалина и Курил вернулось более 357 тысяч человек). От японцев на Курилах остались многочисленные военные сооружения - на Матуа до сих пор сохранился в законсервированном виде целый подземный город, состоящий из бетонированных помещений бывшего гарнизона.

    После войны на Курилы были переброшены части советской 15-й армии и 255-я смешанная авиадивизия. Одновременно с усилением военной группировки советское руководство озаботилось и заселением Курил гражданскими лицами. Чтобы сделать острова более привлекательными для переезда, на переселенцев распространили льготы, установленные для лиц, работающих в районах Крайнего Севера.

    Серьезный удар по освоению Курил нанесло цунами 1952 года, когда был полностью смыт в море город Северо-Курильск и несколько поселков на островах Шумшу и Парамушир. Число погибших оценивается в 2400 человек - почти столько же, сколько проживает на Парамушире сегодня. И все же к первой половине 1960-х годов население Курил составляло около 20 тысяч человек. В дальнейшем оно продолжало расти, даже несмотря на последствия развернувшейся во времена Хрущева кампании по борьбе с северными льготами. Росла и добыча рыбы, достигнув к 1984 году 931 тысячи тонн (десятикратный рост по сравнению с 1953 годом). Правда, ценные породы рыб постепенно выбивались и к середине 1980-х две три улова составлял минтай.

    К концу 1980-х годов население Курил достигло своей максимальной численности - здесь проживало чуть менее 30 тысяч человек. В то время зарплата на островах была вдвое выше, чем в среднем по стране. Но распад СССР обернулся для островов тяжелым кризисом - все 1990-е годы наблюдался отток населения с Курил: военные части выводились, предприятия закрывались, а добыча рыбы упала почти втрое по сравнению с 1984 годом. Намного больше лосося и морепродуктов вылавливалось браконьерами и контрабандой вывозилось в Японию, Южную Корею, Китай. Значительный ущерб инфраструктуре Южных Курил в 1994 году нанесло шикотанское землетрясение.

    Пожалуй, в этот период, когда на фоне бедственного положения местной экономики активизировались международные споры вокруг принадлежности островов, жители Курил сильнее всего почувствовали неопределенность своего статуса и оторванность от России. Из 1098 жителей села Малокурильское (Шикотан), опрошенных в 1993 году, 916 человек (83,4%) высказались за передачу острова Японии. В 1998 году за передачу островов выступали 44% опрошенных жителей Итурупа, Кунашира и Шикотана (против - 42%). К тому времени население Курил по сравнению с советским периодом сократилось почти вдвое, многие поселения были заброшены, а в оставшихся половина построек превратилась в руины. Сообщение с Большой землей и между островами шло в основном по морю, да и то крайне нерегулярно из-за сложностей с навигацией.

    В три захода

    Однако Россия о Курилах не забывала. Только вот принятая в начале 90-х программа «Социально-экономическое развитие Курильских островов (1994–2005 годы)» провалилась - из 150 запланированных в ней мероприятий было реализовано менее сорока, а внутренний валовый продукт Курил, который должен был вырасти в 2,5 раза, увеличился лишь на 20%.

    На реализацию следующего этапа, рассчитанного на 2007–2015 годы, из бюджетов всех уровней было выделено почти 35 млрд рублей. Но и тут к концу 2013 года было выполнено только 21 из 38 мероприятий программы. Строительство объектов социальной, промышленной, транспортной инфраструктуры затягивалось, а те, что были построены, сдавались с нарушениями. Как, например, новый детский сад на Кунашире, который местные власти с гордостью продемонстрировали Дмитрию Медведеву, после чего здание почти сразу покрылось трещинами и пришло в негодность.

    Особых успехов не было и в развитии рыбной отрасли. Как констатировал в октябре 2013 года аудитор Счетной палаты РФ Юрий Росляк, на тот момент не было построено ни одного нового предприятия, предусмотренного программой, в том числе сорвалось строительство шести, которые должны были профинансировать инвесторы.

    Не лучше было и с квартирным вопросом. Два года назад в руководстве Сахалинской области гордились тем, что обеспеченность жильем по региону составляет в среднем 25 квадратных метров на человека, однако на Курилах она не превышает 15 квадратных метров (по России в среднем - 24 квадратных метра).

    И все же в итоге Курилы ощутили пользу от реализации федеральной программы - на островах появились новые жилые дома, а кое-где и приличные дороги. На Итурупе был открыт современный аэропорт, благодаря которому с островами было налажено регулярное авиасообщение, и дворец культуры; на Шикотане - новая школа и новая больница; на Кунашире - ветряная электростанция; на Парамушире - новое здание пожарной части; на Итурупе все же были запущены два новых рыбоводных завода. Довести население Курил аж до 30 тысяч человек, как планировали, не получилось, но по крайней мере отток населения с островов действительно удалось остановить. Все это позволило властям Сахалинской области заявить, что программа на 2006–2015 годы выполнена.

    Больше военных, больше гражданских

    Следующий этап программы, рассчитанной до 2025 года, готовили уже в новых для России геополитических условиях. Сумму, которую планируется потратить на развитие островов, увеличили по сравнению с предыдущей программой почти вдвое - до 70 млрд рублей. Во многом это увеличение уже съедено девальвацией рубля, а любые работы на Курилах обходятся в разы дороже, чем на материке, но все равно для территории с населением менее 20 тысяч человек сумма получается огромная и вполне сопоставимая с бюджетными тратами на развитие других особых, но гораздо более населенных регионов - например, с 62 млрд рублей на развитие Калининградской области в 2014–2020 годы, или 96 млрд рублей, прописанные в федеральной программе «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008–2012 годы».

    За десять лет на островах планируется построить 123 тысячи квадратных метров жилья (почти по квадратному метру на каждого жителя в год), а также восемь детских садов и школ и 11 рыбоводных заводов. Для бесперебойного пассажирского и грузового сообщения между островами, Сахалином, Камчаткой и материком будут отремонтированы или построены заново четыре порта, а на линию запущены три грузопассажирских судна. В рамках госпрограммы власти Сахалинской области намерены запустить рекламную кампанию для россиян, которые хотели бы поехать работать и жить на Курилы.

    Помимо рыбы и морепродуктов, внимание властей привлекли и богатства собственно островов - ожидается, что уже в этом году на Итурупе начнут добывать рений. Обладающий очень высокой температурой плавления, он используется в ракетостроении и стоит более $3000 за килограмм.

    Российские власти не делают различий между теми островами, чья территориальная принадлежность не обсуждается, и теми, на которые претендует Япония. В первую очередь речь идет о Шикотане (после недавнего визита японского премьера Абэ в Сочи появились слухи о том, что Россия согласилась уступить Шикотан и острова Хабомаи). Согласно программе, на острове, где в этом году был открыт спорткомплекс, предполагается обновить порт, построить жилья на 1,3 млрд рублей, создать биотехнопарк и, наконец, Шикотан будет подключен оптико-волоконной линией связи к Сахалину. Кроме того, руководство Сахалинской области начало поиск инвесторов для рыбокомбината «Островной», работники которого пожаловались президенту во время прямой линии на свое тяжелое положение.

    Помимо инвестиций в инфраструктуру, на Курилах планируется серьезно расширить военное присутствие - создание базы на Матуа лишь часть новой доктрины Минобороны в отношении островов. Военные заявили об обновлении армейской инфраструктуры еще несколько лет назад, однако тогда новые контракты по строительству новых военных городков были сорваны. На этот раз Спецстрой Минобороны РФ задекларировал намерение возвести на островах 466 зданий и сооружений общей площадью 390 тысяч квадратных метров.

    Параллельно Минобороны будет усиливать военную группировку на Курилах. В этом году планируется разместить на островах береговые ракетные комплексы «Бал», «Бастион» и БПЛА нового поколения «Элерон-3». На Курилах уже был развернут дивизион зенитно-ракетного комплекса «Бук-М1», а к дивизии на Итурупе добавили танковый полк. Вертолетоносцы «Мистраль», покупка которых у Франции сорвалась после введения против России санкций в 2014 году, по замыслу Минобороны, тоже должны были охранять именно Курилы. Теперь полк ударных вертолетов Ка-52К, ранее предназначавшихся для «Мистралей», перебазируется на Камчатку, а входящие в его состав эскадрильи будут нести службу и на расположенных южнее островах.

    Понятно, что даже если все эти многочисленные планы удастся успешно выполнить, Курилы все равно будут мало похожи на благополучные британские Фолкленды. Да и вообще щедрые проекты, заявленные в федеральной программе развития островов до 2025 года, мало чем отличаются от таких же деклараций, составлявших аналогичную программу на уже прошедшее десятилетие. Но одно важное различие между ними все-таки есть - на этот раз главным гарантом того, что хотя бы часть проектов будет действительно выполнена, станут военные. И, судя по тому, с каким упорством российские власти отказываются сокращать военные расходы даже несмотря на экономический кризис, к этой гарантии стоит отнестись более серьезно.

    Немихаил, конечно, желтый заголовок придумал, но дело-то на самом деле интересное.

    Оригинал взят у nemihail в Японцы таки получили Курилы (онлайн)

    О да, всё решилось этой ночью, как собственно это всегда и бывает, пока вы все спали, Владимир Путин и Синдзо Абэ договорились. Конечно рано или поздно это все равно бы произошло, так что все те, кто ставил на срыв этих переговоров - промахнулись.


    Фото: Яндекс Фотки


    Дело в том, что в сложившийся международной обстановке нам сейчас как никогда нужны союзники, а если кто не в курсе, то с Японией у нас до этого момента даже не подписано мирное соглашение.

    Напомню, что в сентябре 1945 года советские войска полностью заняли Курильские острова, а в 46-м их включили в состав Хабаровского края.

    В 56-м СССР и Япония подписали "Московскую декларацию", о окончании войны, тогда мы согласились передать Японии два острова Хабомаи и Шикотан. Но вмешались штаты и японцы включили заднюю. С тех пор под вопросом остаются четыре острова, те что я уже перечислил и ещё Итуруп и Кунашир.

    Возвращаясь в наши дни нужно отметить, что встреча готовилась уже давно, ей занимался экс-министр экономического развития Алексей Улюкаев. Да-да, тот самый, который сейчас находится под домашним арестом и дожидается решения суда по коррупционному делу.

    Но срыва не произошло, в нужный момент инициативу перехватил Шувалов. Он достаточно длительное время занимался подготовкой почвы для экономического сотрудничества между нашими странами, так что все прошло "на отлично" и встреча не просто состоялась, её уже называют самом большим прорывом в наших непростых отношениях с Японией.

    Решения

    Да, в последнее время в обществе буквально бурлит тема, что острава достанутся Японцам, а те на них разместят военные бызы НАТО.

    Однако это не случилось. Началось все с разморозки военных контактов. Теперь как и раньше будет проистекать в формате "2+2" (главы МИД и министерств обороны).

    Да, яапонцы действительно получат допуск к островам, но исключительно в сфере совместной хозяйственной деятельности. Т.е. Россия и Япония на равных будут развивать на Курилах: рыболовство, морекультуру, экологию, медицину и туризм.

    Речи о том, что на островах будут размещены базы НАТО даже не стояло, само собой как и о территориальной целосности России.

    Помимо прочего шла речь о перспективе заключения мирного договора, сотрудничестве в сфере мирного атома, об упрощении визового режима, обсуждались перспективы работы в сфере экономики, да и в целом было подписано 68 документов (соглашений и меморандумов).

    Прямое включение (Пресс-подход Путина и Абэ по итогам переговоров):

    Про визы

    Расширяется круг лиц, которые могут получить многократные визы для краткосрочного пребывания в Японии. В перечень, в частности, войдут бизнесмены, ученые и деятели культуры. Срок действия таких виз продлен с трех до пяти лет.

    Многократные визы на три года, которые разрешают находиться в Японии до 30 дней, в том числе туристические, будут теперь выдаваться параллельно с однократными.

    Кроме того, для получения виз россиянам теперь не требуется письмо от гаранта, если поездка финансируется за свой счет.

    Про Курилы

    Путин же в вопросе Курильских островов предложил вернуться к истории, напомнив о перипетиях вокруг этих территорий.

    «Нужно прекратить этот исторический пинг-понг по этим территориям», — заявил Путин.

    Абэ заверил их, что позиция Японии по острова остаётся неизменной в намерении вернуть себе все четыре острова. Он рассказал, что обсуждение этого вопроса с Путиным велось пять часов, и политики смогли понять друг друга.

    Курилы должны стать зоной совместного проживания россиян и японцев — Абэ

    Абэ также заявил, что ему удалось договориться с российским президентом о режиме совместной хозяйственной деятельности на Южных Курилах. Он подчеркнул, что это не только не нанесет ущерба решению проблемы мирного договора, но и создаст условия для его заключения.