Дисграфия как исправить. Дисграфия у школьников: коррекция, упражнения, причины

Дисграфия имеет определенно выраженную симптоматику, но точный диагноз может поставить только специалист, чаще всего, логопед. Дисграфия не проходит сама и препятствует дальнейшему обучению ребенка: без устранения проблемы овладение школьной программой даже на базовом уровне будет практически невозможным.

Что такое дисграфия? Как узнать, что у ребенка дисграфия?

Как правило, о том, что у ребенка есть проблемы с письмом (дисграфия), родители и учителя узнают только при обучении письму, то есть в начальной школе. Дисграфия — это специфическое нарушение письма, когда ребенок пишет слова с фонетическими ошибками, ошибками записи звуков. Вместо "п" пишет "б", вместо "т" — "д", неправильно формирует слоги, добавляет лишние буквы, пропускает нужные, пишет несколько слов слитно.

По ошибке дисграфию можно принять просто за незнание грамматических правил, однако проблема кроется глубже.

Сравните "предложение" — "бретлошение" и "предложение" — "придложение". В этом примере отчетлива видна разница между простым незнанием правильного написания (правила) и дисграфией.

При этом почерк таких детей часто бывает неразборчивым, неровным. При письме ребенок проявляет много усилий, но пишет очень медленно. Если такой ребенок обучается в классе с обычными детьми, то может испытывать серьезные переживания из-за своих ошибок, медлительности, недовольства учителя. В речи ребенок с дисграфией часто не может строить длинные предложения и предпочитает отмалчиваться или говорить кратко. Из-за этого "дисграфик" не имеет полноценного общения со сверстниками, и ему кажется, что одноклассники настроены против него.

К сожалению, это достаточно серьезная проблема, которая "не ходит одна": чаще всего дисграфия проявляется вместе с , проблемой чтения, также ребенок может иметь проблемы в речи и нарушения других физических функций.

Виды дисграфии

  • Артикуляторно-акустическая . Связана с тем, что ребенок неправильно произносит звуки, а значит, проговаривая их про себя, неправильно записывает. Для лечения этого вида дисграфии нужно работать и над правильным произношением звуков.
  • Акустическая . В этом случае ребенок правильно произносит звуки, но путает их со схожими по звучанию (глухие-звонкие: б-п, д-т, з-с; шипящие: с-ш, з-ж; а также не различают мягкость отдельных звуков).
  • Оптическая . Ребенок с оптической дисграфией затрудняется в написании и различии букв: добавляет лишние элементы (палочки, черточки, кружочки), пропускает нужные, даже пишет зеркально в обратную сторону).
  • Дисграфия из-за проблем языкового анализа и синтеза . Ребенок с этой проблемой на письме может пропускать или повторять целые слова, перестанавливать слоги и буквы местами, писать слитно разные слова (путают приставки и предлоги у существительных — пишут слитно или раздельно, прикрепляют к одному слову часть следующего слова и т.п.)
  • Аграмматическая дисграфия . Как правило, выявляется после 1-2 класса, так как требует больших знаний правил написания слов ("хороший кошка", "красивый солнце" и т.п.). То есть эта проблема связана с тем, что ребенок не может правильно склонять слова по родам и падежам, не может согласовать прилагательное и существительное. Такая проблема может наблюдаться в двуязычных (билингвальных) семьях, а также в когда ребенок обучается на неродном языке.

Причины дисграфии

Причины этого нарушения могут быть самыми разными: от родовых травм, инфекций и генетики до запущенности воспитания. При проблемах в работе головного мозга дисграфия чаще всего сопровождается сопутствующими заболеваниями, о которых уже может быть известно родителям.

По сути, ребенок, у которого выявлена дисграфия, не может писать без ошибок, потому что у него нарушена работа речевого, слухового и зрительного и двигательного анализаторов, ребенок не может обрабатывать информацию (синтез и анализ).

Как устранить дисграфию и возможно ли это?

К счастью, да, при определенных усилиях как со стороны родителей, специалистов, так и самого ребенка дисграфию можно скорректировать и вылечить . Конечно, это не быстрый процесс: могут потребоваться месяцы и годы систематических занятий, чтобы полностью преодолеть дисграфию и сопутствующие нарушения письма, речи и чтения. Но эти труды будут вознаграждены: ребенок сможет полноценно обучаться в обычной школе и стать полноценным членом общества, обычным ребенком.

Дисграфия — это не приговор, с этим можно жить, но задачей родителей и педагогов должно стать преодоление этого недуга. Благо разработано множество методик и упражнений для устранения дисграфии. Это подтверждают и известные люди , страдающие от дислексии и дисграфии. Вот лишь небольшой список имен: Ганс Христиан Андерсен, Альберт Энштейн, Том Круз, Сальма Хайек, Шер, Дастин Хоффман, Уолт Дисней, Федор Бондарчук, Владимир Маяковский, Мерлин Монро.

Какой врач лечит дисграфию?

Обычно о дисграфии сообщает учитель, обучающий ребенка. Он уже может иметь опыт работы с такими детьми. Далее стоит обратиться к логопеду и психоневрологу. Основная работа ведется логопедом: он развивает оба полушария мозга, учит различать, произносить и записывать звуки. Психоневролог поможет выявить сопутствующие нарушения (если они есть), понять причины дисграфии и назначить медикаментозное лечение. В отдельных случаях к решению проблемы подключаются другие специалисты, например, если ребенок имеет проблемы со слухом, он не может ни расслышать звуки, ни записать их.

Что делать учителю и родителям?

Устранение такой проблемы невозможно в одиночку: родители, учителя и врачи должны объединиться и договориться о своих действиях. Назначить лечение, выполнять определенные упражнения. Возможно, ребенка стоит перевести в другую школу (специализированную) или нанять репетитора, который сможет профессионально выполнять упражнения с ребенком дома.

Не нужно забывать, что "дисграфик" очень часто остро чувствует свою проблему и боится вновь проявить ее: пропускает уроки, теряет тетради по русскому языку, мало общается. Задача взрослых, кроме лечения, оказать психологическую поддержку ребенку: не ругать, показывать заинтересованность в успехах, помогать.

Итог

Дисграфия — нарушение, с которым можно и нужно работать: выполнять упражнения, исправлять сопутствующие проблемы (например, проблемы коммуникации со сверстниками). Особенности этого нарушения и его значимость для дальнейшей жизни ребенка не может допустить непрофессионального вмешательства — необходимо обращение к специалистам, в первую очередь, к логопеду.

Фото дисграфии

Фото предоставлено пользователем Јеленко, Виталием Куприяновым.

Фото предоставлено пользователем Alla Max.

Дорогие читатели! Если у вас есть фотографии примеров записей ребенка с дисграфией, пожалуйста, для иллюстрации этой и других статей по теме. Заранее благодарны!

Дисграфия представляет собой частичное расстройство процесса письма, которое связано с нарушением либо неполным формированием психических функций, отвечающих за контроль и реализацию письменной речи. Данная патология проявляется повторяющимися стойкими ошибками на письме, которые не могут быть устранены самостоятельно без специального обучения. Подобные нарушения выступают серьезным препятствием для овладения грамоты ребенком, поэтому коррекция дисграфии является тем необходимым шагом, который должны предпринять родители как можно раньше.

Коррекция дисграфии у младших школьников

Довольно часто дисграфия у детей сочетается с таким явлением, как дислексия, которое проявляется нарушениями процесса чтения. В основе дислексии также лежат недоразвитость внимания, сложность распознавания букв и пространственного восприятия. Обычно дисграфия проявляется пропусками букв и слогов. Это свидетельствует о том, что ребенок не вычленяет на слух гласные или некоторые согласные звуки.

Если родители замечают у своего ребенка подобные признаки, необходимо незамедлительно начинать лечение патологии. Коррекция дисграфии у младших школьников предполагает, в первую очередь, работу с детским психологом и логопедом. Психолог должен помочь ребенку преодолеть сложности в отношениях в семье и в школе, а логопед разрабатывает план лечения болезни. Он строится в соответствии с механизмом и формой нарушения письма. Если же говорить об общих способах коррекции дисграфии у младших школьников, то среди них можно выделить следующие наиболее эффективные:

  • Устранение нарушений в звукопроизношении и фонематических процессах;
  • Работа над обогащением словарного запаса у младшего школьника;
  • Акцент на формирование грамматической стороны речи;
  • Развитие аналитико-синтетической деятельности;
  • Занятия, направленные на улучшение пространственного и слухового восприятия;
  • Занятия, развивающие память и мышление;
  • Развитие двигательной сферы;
  • Занятия для улучшения связной речи;
  • Письменные упражнения для закрепления полученных навыков.

Кроме того, при коррекции дисграфии у младших школьников нередко назначаются курсы медикаментозной терапии и некоторые виды реабилитационного лечения. Среди последних чаще всего используются физиотерапия, гидротерапия и массажные процедуры.

Коррекция оптической дисграфии

Специалисты различают несколько видов дисграфии:

  • Артикулярно-акустическую, при которой наблюдаются нарушения звукопроизношения, фонематического восприятия и артикуляции;
  • Акустическую, для которой характерны проблемы с фонемным распознаванием;
  • Аграмматическую, обусловленную недостаточным развитием лексико-грамматической стороны речи;
  • Дисграфию, связанную с проблемами языкового анализа и синтеза;
  • Оптическую, указывающую на нарушения зрительно-пространственных представлений.

Последний вид характеризуется неустойчивостью зрительных впечатлений, приводя к специфическим ошибкам, когда не распознаются отдельные буквы и непривычные шрифты. Такое неправильное восприятие выражается смешением букв при письме.

Е. В. Мазанова в своей книге “Коррекция оптической дисграфии” для лечения заболевания предлагает проведение коррекционно-логопедической работы по данным основным направлениям:

  • Расширение объема зрительной памяти ребенка;
  • Овладение графической символизацией;
  • Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза;
  • Развитие слухового анализа и синтеза;
  • Развитие зрительного гнозиса (узнавание цвета, величины и формы);
  • Формирование временных и пространственных представлений;
  • Формирование графомоторных навыков;
  • Дифференциация букв, которые имеют кинетическое и оптическое сходство.

Коррекция оптической дисграфии включает множество различных упражнений, которые способствуют вышеназванным направлениям. К примеру, для развития зрительного гнозиса специалистами рекомендуется называние контурных, перечеркнутых и наложенных изображений предметов, а также их дорисовка. Для улучшения цветового восприятия практикуются такие упражнения, как называние цветов на картинках, их группировка по цветовому фону или оттенкам, закрашивание различных геометрических фигур в конкретные цвета по заданию.

Коррекция дисграфии, по Мазановой, включает также упражнения по узнаванию букв. Так, можно предложить ребенку найти определенную букву среди ряда других, определить буквы, которые расположены неправильно, определить буквы, наложенные друг на друга и т. д.

Следующим этапом выступает развитие зрительной памяти и пространственного восприятия. В данном случае при коррекции дисграфии, по Мазановой, проводятся такие упражнения, как запоминание картинки или предметов, их расположение и воспроизведение через определенное время. Пространственная ориентация же требует нескольких видов ориентировки:

  • В собственном теле (включая дифференциацию левых и правых частей);
  • В окружающем мире;
  • На листе бумаги.
  • В слогах;
  • В словах;
  • В словосочетаниях;
  • В предложениях;
  • В тексте.

Коррекция дисграфии и дислексии

Коррекция дисграфии и дислексии, как правило, делится на 4 основных этапа:

  • Диагностический;
  • Подготовительный;
  • Коррекционный;
  • Оценочный.

Первый этап коррекции дисграфии и дислексии предполагает выявление данных расстройств у детей с помощью диктантов, обследования состояния лексико-грамматической стороны речи и анализа его результатов.

Второй этап направлен на общее развитие ручной моторики, пространственно-временных представлений, памяти и мышления.

Для третьего этапа коррекции дисграфии и дислексии характерно преодоление дисграфических нарушений. Работа в данном случае реализуется преимущественно на синтаксическом, лексическом и фонетическом уровнях и нередко направлена на устранение проблем со связной речью, чтением и звукопроизношением.

Последний этап методики призван оценить результаты коррекции дисграфии и дислексии, поэтому на нем обычно проводится повторная проверка навыков письма и чтения, а также анализ всевозможных письменных работ детей.

Видео с YouTube по теме статьи:

Наверное, читателям встречался термин "дисграфия". Что это такое, как она проявляется? Является ли дисграфия заболеванием, и каким образом можно от нее избавиться? На все эти вопросы мы постараемся дать ответ в данной статье.

Определение дисграфии и дислексии

Терминами "дисграфия" и "дислексия" в медицине обозначают специфические проблемы с навыками письма и чтения. Человек в таких случаях в силу разных причин не в состоянии писать грамотно или бегло читать.

Правда, эти нарушения не нужно путать с такими медицинскими понятиями, как аграфия и алексия, которые обозначают полную неспособность больного к данным видам деятельности.

Как правило, дисграфия подразумевает нарушения в высшей психической деятельности, отвечающие за навыки письма. Это обычно становится серьезным препятствием для обучения грамоте и языку.

Причины дисграфии у детей

Для того чтобы записать услышанное предложение, человек должен не только помнить порядок написания деталей каждой буквы, но сохранить смысловую последовательность слов и помнить об их разграничении. Если же у ребенка имеются нарушения в дифференциации звуков, в их произношении, анализе, синтезе или в пространственных представлениях, то это значит, что у него может начать развитие дисграфия.

У детей, между прочим, такие нарушения могут оказаться и генетически обусловленными. Многие исследователи, изучающие причины этой проблемы, считают, что на ее развитие сильное влияние оказывают патологические факторы, которые действуют на ребенка как в утробе матери, так и после рождения.

Кроме того, в основе дисграфии могут оказаться длительные и травмы головы. Немаловажную роль играет также дефицит речевого общения ребенка, его педагогическая запущенность и т.п. Интересно, что в двуязычных семьях также зафиксировано много случаев дисграфии у детей.

Дисграфия: что это такое, и в чем она выражается

Ребенок, страдающий дисграфией, как правило, затрудняется с установлением последовательности деталей письма, что вызывает либо замедление скорости написания слов либо неграмотное, но достаточно быстрое письмо.

Иногда причиной дисграфии являются нарушения в способности к обработке зрительной информации - детям трудно запомнить, а затем воспроизвести в тетради увиденное. В ситуации, когда они не различают на слух некоторые звуки, также возникает путаница при их написании.

Особенности проявления дисграфии

Дисграфия у детей часто проявляется ошибками в написании букв, находящихся в сильной позиции, например лефый вместо левый, или в пропуске букв даже в коротком слове: км вместо ком и т.п. В то время, когда обычные наблюдаются в написании букв, находящихся в слабой позиции: малако вместо молоко и т.п.

Кроме того:

  • ребенок не только пропускает буквы и слоги, но и переставляет их местами (онко вместо окно );
  • может заменять слова по звуковому сходству;
  • он добавляет в слово лишние буквы и слоги (детити, команата );
  • искажает графический образ буквы (например, пишет зеркально буквы с, э, ю );
  • не различает (для него одинаково звучат б-п или в-ф );
  • ошибки, которые он допускает, оказываются стойкими на протяжении долгого времени, не исчезая в процессе обучения.

Все перечисленные признаки должны стать для родителей стимулом, заподозрив у своего ребенка дисграфию, срочно обратиться за консультацией к логопеду.

Основные формы дисграфии

В зависимости от проявляемых нарушений дисграфия делится на несколько форм.

Так, существует артикуляторно-акустическая дисграфия, возникающая на фоне измененного звукопроизношения. Ребенок, как правило, при этом пишет слова так, как произносит, например: лыба вместо рыба или сумел вместо шумел .

Дисграфия акустическая характеризуется заменой при письме звуков подобными по звучанию (д-т, з-с, ж-ш и т.п.). При этом у ребенка правильная.

Аграмматическая дисграфия проявляется в проблемах с согласованием слов. Но интересно, что это происходит только в письменной речи, а говорит при этом ребенок правильно. Например, он может написать, не учитывая ни род, ни падеж: добрый мама или на улица . Кстати, этот вид нарушения обнаруживается обычно уже в 3-м классе, когда школьники начинают учить падежи.

Существует также и оптическая дисграфия, которую характеризует нарушение зрительного анализа. Ребенок в этом случае практически не воспринимает различия между буквами с похожими элементами написания. Проблему вызывают Ц и Щ, а также Р, Ь, Ы или Э и З и подобные. В рукописном же варианте это буквы: п-т, в-д, л-м, и-ш и др.

Но наиболее часто встречаются нарушения языкового анализа и синтеза. Ребенок может не дописывать слова, писать предлоги слитно или приставки отдельно (при ходить , приней ), пропускать буквы и целые слоги, менять их местами или повторять.

Является ли дисграфия самостоятельным заболеванием, и можно ли ее предупредить

Можно смело утверждать, говоря о диагнозе «дисграфия», что это не самостоятельная болезнь, так как она обычно сопровождает какие-то патологии неврологического характера, нарушения слуха, двигательного аппарата, слухового или зрительного анализатора.

Возможность предупреждения названной проблемы - до сих пор открытый вопрос. Специалисты считают, что профилактика дисграфии в принципе невозможна, так как в современной медицине нет четкого понимания причин возникновения данной патологии. Зато абсолютно реальным является выявление риска дисграфии или ее ранних признаков еще до поступления в школу, что может значительно облегчить борьбу с ней.

Обычно к таким относят детей из двуязычных семей, переученных левшей, деток с нарушением воспроизведения звуков, а также концентрации внимания и памяти. Таких ребят стоит показать логопеду и провести с ними специальное тестирование, чтобы иметь возможность как можно раньше начать коррекцию.

Каким образом можно бороться с дисграфией

Коррекция дисграфии - это, прежде всего, совместная работа родителей, учителей и квалифицированного логопеда, так как маме и папе самостоятельно эту проблему решить не удастся.

Важно помнить, что если у ребенка имеются нарушения в устной речи, то исправление дисграфии начинают с коррекции произношения!

Занятия у логопеда проводят по разработанной системе. Для этого используются разные речевые игры, а также специальная азбука для складывания слов и выделения их грамматических элементов.

Ребенок в процессе обучения должен усвоить, как именно произносятся определенные звуки, и какие буквы им соответствуют. Логопед отрабатывает с малышом различия между твердым и мягким или глухим и звонким произношением звука, повторяя слова, подбирая их по заданным и буквенный состав выбранных слов и т.п.

Часто детям помогает использование наглядного материала для запоминания очертаний букв, например: «О» - бублик или обруч, «Ж» - жук, «С» - полумесяц.

Дисграфия: упражнения по коррекции

Для успешного преодоления проблемы существует ряд специальных упражнений.

  1. Например, ребенку предлагают выделять определенные буквы в написанном тексте. Для этого подбирается скучный для ребенка текст с небольшим количеством абзацев и крупным шрифтом, в котором предлагается зачеркнуть в словах, например, все буквы «а», затем - все буквы «о» и так далее. В течение дня на данное упражнение тратится не более 5 минут. Через неделю можно усложнить задание: ребенку предлагают выделять уже 2 буквы, при этом одну зачеркивать, а другую обводить или подчеркивать. Выбираются «парные» буквы, те, которые ребенок путает при письме (их обычно можно обнаружить, рассмотрев рабочие тетради вашего школьника).
  2. Обязательно проговаривать при письме слова, обращая внимание на звуки, которые произносятся не так, как пишутся. То есть мы говорим: «На стале стайал куфшын », а записывая это, ребенок должен произносить: «На стОлЕ стОЯл куВшИн» (называя те буквы, которые будут написаны). Главное - не забывать «озвучивать» и конец слова, так как дисграфия у школьников часто проявляется недописыванием слов до конца.
  3. Очень важно тренировать почерк. Для этого в тетради в клеточку предложите ребенку писать так, чтобы каждая буква слова помещалась только в одну из клеточек и заполняла ее всю.

Несколько слов о методике Мазановой Е. В.

Отлично описала работу с детьми, имеющими диагноз «дисграфия», Мазанова Е. В. в своих работах, посвященных разным видам данной патологии. Для каждого из них учитель-логопед высшей категории разработала содержательные и красочные рабочие тетради и альбомы. Методики этого автора широко используются специалистами для практических занятий и приносят, судя по отзывам, ощутимый успех.

Так, например, Мазанова советует для лучшего запоминания буквенного образа предлагать детям лепить их из пластилина, писать в воздухе, обводить по готовому контуру, пытаться найти различия в оптически сходных буквах, находить определенную букву при наложении нескольких изображений друг на друга и т.п.

Но, несмотря на кажущуюся доступность и простоту методик, разработанных для коррекции дисграфии, хочется еще раз обратить внимание родителей на то, что заниматься самостоятельно без регулярных консультаций со специалистом с ребенком, страдающим этой патологией, неразумно. Вы потеряете драгоценное время и добьетесь минимальных результатов!

Если у вашего ребенка дисграфия, не ругайте его за ошибки, не заставляйте по много раз переписывать текст, иначе вы добьетесь лишь неуверенности малыша в своих силах и поселите в нем нелюбовь к письму и чтению. Обязательно хвалите ребенка за каждый успех, но не перехваливайте. Кроме того, не показывайте свою сильную озабоченность возникшей проблемой, чтобы не развить у ребенка чувство неполноценности.

Нужно учитывать при диагнозе «дисграфия», что это, как правило, такое состояние, при котором развивается хорошая зрительная память (в качестве замещения дефекта), поэтому таким детям не стоит предлагать упражнения, где нужно исправить изначально допущенные ошибки. Это может оказать ребенку «медвежью услугу».

Диктанты в таких случаях пишутся медленно, с проговариванием всех букв и знаков препинания перед началом письма, а затем и во время него.

Предупреждать развитие дисграфии нужно еще в дошкольном возрасте

Родителям очень важно помнить, что дисграфия и дислексия не возникают вдруг! А работа по устранению этих патологий должна проводиться не в школьном возрасте, когда у ребенка обнаружатся специфические проблемы с грамматикой и правописанием, а еще задолго до начала обучения.

Если же у ребенка много описок и ошибок в тетради, и он, даже выучив назубок правило, все равно не в состоянии применить его на письме, стоит обратиться к логопеду. На первых занятиях он определит особенности протекания ее у вашего ребенка, а затем лишь предложит комплекс упражнений по ее устранению.

Ошибки, которые допускают такие дети, не могут быть преодолены без специальной корректировки. Приготовьтесь, что это нелегкий путь, на котором понадобится ваше терпение и настойчивость в преодолении проблемы. Удачи!

Когда у ребенка (взрослого человека) выявляются сложности (вплоть до отсутствия возможности? аграфии) с овладеванием письменной речью, то можно с уверенностью сказать, что это дисграфия.

Причины дисграфии у детей и взрослых

Развитие способности высказывать письменно свои мысли напрямую связано с устной речью – умением различать фонемы, четко произносить звуки, говорить связно, грамотно выстраивая фразы.

Причины дисграфии у младших школьников бывают спровоцированы как медицинскими проблемами, так и обусловлены условиями, в которых осуществляется социальное, психологическое становление малыша. При этом могут присутствовать также:

  • дизартрия (звуки выговариваются неверно из-за проблем со структурами организма, отвечающими за речь);
  • алалией (ребенок практически не разговаривает или говорит очень плохо и мало);
  • афазией (пропадает уже установившаяся речь);
  • дислалией (неверно выговариваются звуки, но нет структурных поражений) и пр.

Медицинские причины? это повреждение мозга из-за:

  • сложной беременности (родов);
  • инфекций;
  • гипоксии и т.д.

Социальные и психологические условия:

  • вынужденность одномоментного овладевания рядом языков из-за семейных обстоятельств (как пример, билингвизм);
  • проблемы с речью у лиц в окружении малыша;
  • недостаток общения посредством разговорных навыков;
  • отсутствие настороженного отношения к особенностям речи малыша со стороны значимых взрослых;
  • начало обучения грамоте на фоне недостаточной готовности;
  • конституциональные черты;
  • наличие иных проблем (психических, речевых и т.п.).

У взрослых факторами, предрасполагающими к дисграфическим проблемам, служат в структурах мозга:

  • хирургические вмешательства;
  • опухолевые образования;
  • травмы;
  • инсульт и др.

Классификация и виды

Предложен целый ряд классификаций, основанных на причинно-следственных взаимодействиях. Наиболее распространено выделение 6-ти видов.

Оптическая

Довольно редко встречается сама по себе, но часто сопутствует иным формам. Для нее типичны:

  • проблемы с пространственным, зрительным мировосприятием;
  • слабая зрительная память;
  • проблемы с восприятием понятий величины, формы, цвета;
  • сложности с различением буквенных изображений.

Проявляется:

  • заменой (неправильным изображением) на письме похожих внешне букв (л-м, э-с и пр.).

Акустическая

Причиной патологии служат трудности дифференциации звуков, которые похожи по звучанию (проблемы с фонематическим слухом). Проявляется:

  • заменой букв, которые соответствуют парным звукам (ж-ш, д-т, е-и и пр.);
  • перестановкой и/или пропусками букв.

Аграмматическая

Несформированность умения правильно выстраивать речь? причина данного типа. Проявления:

  • неправильное применение рода, предлогов, числа;
  • неверное упоминание окончаний падежей;
  • пропуски ряда членов в предложении;
  • неверный порядок слов;
  • нарушения взаимосвязей между предложениями, внутри одного.

Артикуляторно-акустическая

Патология вызвана неверным выговариванием звуков. Проявляется:

  • написанием, как самому пациенту «слышится», как он сам произносит.

Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза

Патология заметна в предложениях (при их делении на слова) и словах (проблемы со слогами/звуками). Проявления:

  • буквы/слоги меняются местами, пропускаются, добавляются лишние;
  • появляется склонность к неверному написанию слов слитно и/или раздельно;
  • появляется склонность к сливанию предлогов с иными словами;
  • появляется склонность к отделению корня от приставки.

Моторная или диспраксическая

Обуславливается двигательными проблемами во время письма, а также со связыванием зрительных отображений слов и звуков с моторными. Проявляется в виде структурных искажений, замен предложений и отдельных слов.

Представляем вашему вниманию видео, в котором рассказывается о причинах и признаках дисграфии:

Диагностика

Мероприятия подразумевают изначальное исключение физиологических факторов, слуховых и зрительных патологий и предполагают консультацию узких специалистов – невролога, окулиста, ЛОРа. Для выявления уровня сформированности речи пациент обязательно обследуется логопедом. Зачастую дисграфия и дислексия встречаются у ребенка одновременно.

При постановке диагноза важными моментами являются дифференцирование дисграфии с простым незнанием грамматических основ, а также определение типа патологии.

Проводятся обследования:

  • речевого, общего развития;
  • слуха, нервной системы, зрения, артикуляционного аппарата;
  • моторики (ручной, речевой);
  • по выявлению «главной» руки;
  • по оценке выговаривания звуков, способности к проведению звукового анализа;
  • специфических черт и объема словарного запаса, точности речевого построения;
  • аналитический разбор работ, которые пациент выполняет письменно;
  • на основе выполненных заданий на списывание, составление описаний, написание под диктовку, чтение и пр.

Лечение

Коррекция проводится с учетом механизма и типа нарушения. При наличии показаний назначаются медикаментозное и/или реабилитационное (физио- и гидротерапия, лечебная физкультура, массаж и пр.) лечение.

Коррекционная работа

Логопед оказывает пациенту помощь в:

  • восполнении пробелов при произнесении звуков;
  • формировании верной грамматически речи и обогащении словаря;
  • развитии связности речи;
  • развитии памяти, двигательной активности, пространственной ориентации, мыслительных процессов, восприятия на слух, способности к звуковому анализу/синтезу.

Сформированные в результате устойчивые навыки устной речи далее закрепляются посредством письменных упражнений.

Упражнения для устранения и коррекции дисграфии

Исходя из вида нарушения, логопед предлагает проведение ряда специфических упражнений. Однако имеются и примеры общего уровня, которые можно осуществлять своими силами в домашних условиях.

  • «Лабиринты» . Задания подобного рода, требующие проведения безотрывной линии, направлены на тренировку крупной моторики (предплечья, руки). Правильное их выполнение предполагает своевременную смену положения руки, но не листа бумаги.
  • «Пропущенные буквы» ? вставление отсутствующих букв в большой текст. Задание может осуществляться с помощью текста-подсказки, в котором заполнены все пробелы. Назначение упражнения? развитие внимания, уверенности письменного навыка.
  • Разъяснение постановки знаков препинания в тексте.
  • Проговаривание вслух непосредственно в момент письма согласно правилам написания.
  • «Корректурная правка» ? вычеркивание из довольно объемного текста заданной буквы, а на следующем этапе? вычеркивание одной и подчеркивание другой. Способствует запоминанию зрительного образа букв, устойчивости внимания.

Подобные упражнения, в отрыве от занятий со специалистом, не способны разрешить проблему, но позволяют значительно увеличить результативность лечения дисграфии у младших школьников.

Профилактика

Профилактические мероприятия эффективны до начала освоения грамоты и включают:

  • устранение проблем устной речи;
  • стимуляцию своевременного развития представлений о пространстве, сенсорных функций, способности различать звуки/буквы на слух или зрительно;
  • выявление и лечение проблем медицинского характера.

Часто родителям попросту сложно поверить в то, что ребенок действительно не может грамотно писать слова. Вообще, многие родители занимают по отношению к своему ребенку донельзя странную позицию. Когда ребенок просит помощи и говорит, что не справляется, они отвечают: «Я в школе учился давным-давно, уже ничего не помню» и в лучшем случае нанимают ему репетитора, а в худшем – попросту оставляют проблему без внимания. С другой стороны, они упрекают ребенка в том, что «уж свой-то родной язык стыдно не знать, что там трудного!». Но трудности действительно могут возникнуть.

Если, несмотря на свою старательность и выполнение всех домашних заданий, ребенок не способен писать грамотно, путает буквы, слоги, слова, не умеет правильно построить предложение, не различает языковые понятия, то, скорее всего, он страдает дисграфией.

Дисграфия – это неспособность человека овладеть навыками грамотного письма. Чаще всего она встречается в паре с дислексией – неспособностью читать, но в некоторых случаях эти расстройства могут наблюдаться и отдельно.

Дисграфия – не заболевание, однако может доставить немало проблем не только в учебе, но и в жизни.

Почему-то логопеды и психологи часто уделяют внимание только фонетической дисграфии, то есть, ошибкам, связанным с неразличением фонем и неправильным соотнесением звука и обозначающей его буквы. Однако существует несколько типов ошибок при дисграфии.

1. Ошибки, связанные с несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия – эти ошибки . То есть, если ребенок пишет вместо слова «дом» слово «дым», если постоянно пропускает буквы («тарека»), если путает местами слоги и буквы («онко» вместо «окно»), если прибавляет к слову лишние слоги или выпускает нужные, искажает слова, путается в гласных, это и есть ошибки, связанные со слуховым восприятием.

2. Ошибки, связанные с плохой сформированностью лексико-грамматического строя языка: ребенок неправильно согласует друг с другом слова («красивый »), неправильно устанавливает управления между словами («пойти в улицу» вместо «пойти на улицу»), заменяет слова похожими, путает приставки и , пропускает слова в предложении.

3. Третий тип ошибок – это ошибки, связанные со зрительным узнаванием букв. Ребенок путает схожие буквы – «ь» и «ъ», «ш» и «щ», пишет буквы зеркально (особенно когда начинает писать прописными буквами) и т.д.

Когда, как и с чего начать

О том, с дисграфией, написано множество статей и книг, однако почти все они, поему-то, затрагивают довольно узкий круг проблем. Например, большинство из них нацелен на исправление дисграфии среди школьников и дошкольников. Подобных методик и альбомов с заданиями можно найти сколько угодно. Но случается, что родители решают бороться с проблемой достаточно поздно, например, когда ребенок уже в третьем-четвертом классе. И здесь задача осложняется тем, что за несколько лет ребенку на уроках уже успели дать множество языковых понятий и определений из разных разделов языкознания, и он путается и «плавает» в них. Особенно трудно детям, которые, страдая дисграфией, обучаются по учебным программам повышенной сложности, например, по программе Эльконина-Давыдова. Часто проблемы с русским языком списываются на лень, на ребенка давят и учителя, и родители, в итоге у ребенка и вовсе может возникнуть полное неприятие этого предмета, а писать грамотно он так никогда и не научится.

Итак, что же делать, если вы заметили у ребенка признаки дисграфии или дислексии?

1. Будьте внимательны к своему ребенку. Если у него есть задержка в речевом развитии, если он плохо произносит звуки, если только начинает читать и писать, но уже не справляется, обязательно обратитесь к логопеду и психологу за консультацией. Лучше решить эти проблемы до школы. Дома вы можете заниматься с ребенком по специальным альбомам с интересными заданиями, которые нетрудно найти в продаже.

2. Если ребенок только пошел в школу, и вы видите, что он объективно не справляется с программой по русскому языку, если ему не даются домашние и классные задания, также незамедлительно обратитесь к логопеду и психологу. Кстати, узнайте у других родителей, насколько хорошо русский язык дается одноклассникам ребенка – если проблемы есть у всех, скорее всего, дело не в нарушениях развития, а в учителе.

4. Если вы решили бороться с проблемой, когда ребенок уже в третьем-четвертом классе или позже, то вам будет гораздо сложнее. Для начала заручитесь поддержкой и согласием ребенка – он должен сам осознать, что у него проблемы, но если вы будете с ними бороться, то у него все получится. Очень часто дети ошибаются просто потому, что боятся ошибиться, считают себя неспособными сделать правильно – здесь поможет психолог и чуткое отношение родителей.

Вы можете попробовать нанять репетитора, но старайтесь отыскать либо специалиста, уже имеющего опыт работы с такими детьми, либо такого, который готов отойти от своей традиционной программы и посвятить чуть больше времени работе с вашим ребенком. Так как у ребенка, скорее всего, в голове полная каша из понятий и терминов, он не может отличить части речи от членов предложения, фонемы от звуков, а звуки от букв, придется работать над системностью языка. Вместе с учителем или репетитором составьте удобную схему для работы, например подобную той, что на изображении. Прорабатывайте каждый раздел языка отдельно и показывайте ребенку, как они связаны между собой. Следите за тем, чтобы ребенок больше читал, а затем пересказывал вам прочитанный текст. А главное – не забудьте объяснить учителю, что у ребенка есть проблемы, с которыми он не может справиться самостоятельно, поэтому какое-то время не стоит спрашивать с него столько же, сколько с других.

Будьте последовательны и настойчивы в борьбе с дисграфией, заручитесь поддержкой специалистов, изучайте специальную литературу – и результаты не заставят себя ждать.

Видео по теме

Источники:

  • Виды дисграфии
  • Причины дисграфии

Под дислексией понимается частичное специфическое нарушение мозговой деятельности, отвечающей за процесс чтения. Это заболевание вызвано тем, что некоторые высшие психические функции не были до конца сформированы. Дислектики читают очень медленно, постоянно допуская ошибки: переставляют местами буквы, пропускают слоги, искажают звучание звуков.

Людей с дислексией ни в коем случае нельзя считать умственно отсталыми, так как кроме затруднений при чтении, они развиваются абсолютно нормально. По данным ВОЗ этим заболеванием в той или иной степени страдают от 5 до 8 процентов начальных классов. Сам по себе диагноз «дислексия» не является поводом для наклеивания на ярлыков «недоразвитого» или «слабого ученика», так как вовремя обнаруженное заболевание при правильной коррекции почти всегда можно победить.

Однако при несвоевременно начатом, либо неправильном лечении, а также в особо тяжелых случаях, расстройство может носить стойкий характер, сохраняясь многие годы и заметно осложняя ребенку жизнь.

Именно поэтому необходимо обращать внимание на поведение и особенности 5 – 6 , чтобы не упустить время и вовремя диагностировать дислексию.

Диагностика дислексии

Это заболевание относится к тем, которые тяжело поддаются диагностике, так как проблемы с чтением могут быть вызваны самыми разнообразными причинами. Однако родителям стоит обратить внимание на такие дополнительные , как дезориентация в пространстве, нарушение координации, проблемы с вниманием, затруднения в общении, проявление излишней обидчивости и агрессии, отсутствие инициативы и некоторые другие.
Проявления часто носят индивидуальный характер, но если возникли подозрения, стоит обратиться к специалисту.

Окончательный диагноз поможет поставить специальный тест, в ходе которого врач записывает все параметры чтения ребенка, сравнивает их с уровнем других и делает пометки, где нарушается процесс. Другие тесты проверяют слух, способность к воспроизведению речи, способность воспринимать информацию. По результатам проверки делается заключение о том, как работает тот или иной отдел мозга.

Лечение дислексии

Различные фонематические нарушения восприятия слов успешно поддаются лечению при совместной работе родителей, учителей и врачей. Одной универсальной методики не существует, так как дизлексия принимает разные формы и специалист должен составить индивидуальный план, который будет корректировать все отклонения в восприятии ребенком слов, букв и звуков.
Если в школе по месту жительства нет специалиста по коррекции, а учителя отнеслись безразлично к вашей проблеме, переведите ребенка в другую школу, где умеют работать с детьми, страдающими дислексией.

Чаще всего проводятся дополнительные занятия по работе над тем, с чем у ученика возникают трудности, чтобы постепенно избавиться от проблемы. Очень важным в процессе лечения является доброжелательное отношение, снисходительность к повторяющимся ошибкам, индивидуальный подход к донесению информации.

Видео по теме