Девиация и социальный контроль. Функции и дисфункции девиации

Функции девиации.

Девиантное поведение может также способствовать эффективному функционированию общества.

Во-первых, девиации способны усиливать подчинение нормам.

Во-вторых, не выражаются в твердых правилах или сводах законов. Согласно положению Э. Дюркгейма, всякий раз, когда члены группы осуждают некий акт как отступление от нормы, они ярче очерчивают контуры того, что считается нормой. Их негативная реакция недвусмысленно указывает, какое поведение неприемлемо для «коллективного сознания». Американский социолог Кай Т. Эриксон отмечает, что одной из примечательных черт, свойственным органам контроля, является реклама их деятельности. Когда-то нарушителей правопорядка наказывали на рыночной площади на виду у толпы народа. Сейчас те же результаты достигаются с помощью средств массовой информации, широко освещающих криминальные процессы и приговоры суда.

В-третьих, привлекая внимание к нарушителям норм, группа может укрепить самое себя. Общий враг вызывает общие чувства и усиливает групповую солидарность. При этом возникающие эмоции разжигают страсти и укрепляют связи между людьми «нашего типа». Трения и антагонизмы между внутренними и внешними группами помогают подчеркнуть границы между группами и групповую принадлежность. Точно так же кампании против ведьм, предателей, извращенцев, преступников консолидируют социальные связи между «хорошими людьми». К примеру, Эриксон показал, что члены пуританской общины, почувствовав угрозу своей безопасности, намеренно инициировали «волны преступлений» и истерию «охоты на ведьм», чтобы отвести беду от своей общины и заново очертить групповые границы.

В-четвертых, девиация является катализатором социальных изменений. Каждое нарушение правила служит предостережением, что социальная система функционирует неправильно. Конечно, политическая элита не может рассматривать высокий уровень грабежей как сигнал того, что грабежи следуют легализовать, а общественные блага перераспределить. Однако этот факт говорит о том, что в обществе множество неудовлетворенных людей, что институты социализации молодежи не справляются со своей задачей, что соотношение социальных сил находится под вопросом, а моральные принципы общества нуждаются в пересмотре. Таким образом, девиация зачастую служит толчком для признания необходимости внесения изменений в социальную систему. Можно сказать, что это призыв к пересмотру старых норм и одновременно новая модель.

Дисфункции девиации.

Несомненно, большинство обществ способно ассимилировать немалое число отклонений от нормы без серьезных последствий для себя, однако постоянные и широко распространенные девиации могут нарушить организационную жизнь общества или даже подорвать ее. Социальная организация общества складывается из скоординированных действий множества людей. Если некоторые индивиды не в состоянии выполнять свои действия в надлежащее время и в соответствии с общественными ожиданиями, институциональной жизни может быть нанесен весомый урон.

Девиация также подрывает готовность члена общества выполнять свои социальные роли и вносить вклад в функционирование социальной системы. Если некоторые индивиды получают вознаграждения, причем несоразмерные, «играя» не по правилам (это относится к так называемым бездельникам, симулянтам, подхалимам и паразитам и т.п.), у других возникает чувство обиды и горечи. При этом страдают мораль, самодисциплина и верность долгу. Общественная жизнь диктует необходимость доверять друг другу. Человек должен иметь уверенность в том, что другие тоже живут по принятым нормам. Принимая на себя обязательство перед коллективом, член общества вкладывает определенные средства, отказывается от каких- то альтернатив и питает некие надежды на будущее, ожидает от других людей таки же поступков. Но если эти другие не оправдывают доверия, человек ощущает, что его усилия бессмысленны, напрасны и наивны, и уже не так стремится «играть по правилам».

Во всех обществах поведение человека постоянно выходит за рамки, допустимые нормами. Нормы только указывают, что человек должен делать, а что не должен делать, но они не являются отражением фактического поведения. Реальные поступки людей нередко не соответствуют тому, что другие рассматривают как допустимое поведение. Для социальной жизни характерны не только конформизм, но и отклонение. Девиация - это отклонение от норм, рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое. Обычно мы оцениваем поведение как девиантное в зависимости от того, получает ли оно отрицательную оценку и вызывает ли враждебную реакцию.

О девиации нельзя сказать, что она внутренне присуща определенным формам поведения. Скорее, это оценочное определение, налагаемое на конкретные модели поведения людей различными социальными группами. В повседневной жизни человек составляет суждения о желательности (или нежелательности) того или иного стиля поведения; общество переводит такие суждения в положительные (или отрицательные) последствия для тех, кто следует (или не следует) подобным моделям поведения. В этом смысле можно сказать, что девиация есть то, что общество считает отклонением.

Девиантным (отклоняющимся, деликвентным) называется поведение, которое не согласуется с ожиданиями общества относительно поведения человека. Соответственно, само поведение данного типа называют девиацией, человека, нарушившего норму, - девиантом. Термин «деликвентный» часто употребляется в значении «относящийся к преступности, к нарушению правовых норм», то есть для обозначения серьезных нарушений. Девиантное поведение включает в себя самые разнообразные явления: убийство, воровство, психические отклонения, половые извращения, алкоголизм, наркомания, педофилия и малолетняя проституция, насилие в семье, жестокое обращение с детьми и т.д. В то же время принципиально важно отметить, что оно не обязательно всегда приносит вред, (например, проявления субкультуры, эксцентричное поведение или инновации как отклонение от того, что привычно для членов общества).

Выдвигаются следующие причины девиантного поведения: биологические; психологические; культурологические; экономические; социологические. Согласно социологическому объяснению, девиации возникают в те моменты, когда общество переживает кризис, при котором усиливается дезорганизация общества. Это объяснение было предложено Э. Дюркгеймом. Он ввел понятие «аномия» - буквально «отсутствие норм». Аномия - общественное состояние, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленное кризисом всего общества, его социальных институтов, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства.

В социологии девиантного поведения получила распространение так называемая «теория наклеивания ярлыков» или теории стигматизации (от греческого stigmo - клеймо). Приверженцы теории стигматизации Э. Лемерт, Г. Бекер и К. Эриксон взяли главную идею конфликтологии, согласно которой индивиды часто не могут поладить друг с другом, так как расходятся в своих интересах и взглядах на жизнь; при этом те, кто стоит у «руля» власти и собственности, имеют возможности выражать свои взгляды и принципы в нормах (законах), управляющих институциональной жизнью, и с успехом навешивают ярлыки на «нарушителей» этих норм. То есть характер поступка (отклонения от нормы) обусловлен не его внутренним содержанием, а тем, как окружающие оценивают такой поступок и реагируют на него. Этих исследователей интересует процесс, в результате которого отдельные индивиды получают клеймо девиантов, начинают рассматривать свое поведение как девиантное.

Ряд социологов подчеркивает сходство между способом выработки девиантного поведения и способом выработки любого другого стиля поведения. К таким выводам пришли Э. Сазерленд и Г. Тард, сформулировавшие теорию подражания (теория культурного переноса).

Понятие «девиация» тесно связано с понятием социальный контроль. Социальный контроль - система предписаний, запретов, убеждений, мер принуждения, которая обеспечивает соответствие действий индивида принятым образцам и упорядочивает взаимодействие между ними.

Понятие социального контроля было введено Т. Тардом, который понимал под ним совокупность способов, при помощи которых преступника приводят к нормальному поведению. Впоследствии значение данного термина существенно расширилось Э. Россом и Р. Парком, которые под социальным контролем понимали целенаправленное воздействие на индивида с целью приведения в соответствие человеческого поведения социальным нормам. Согласно Т. Парсонсу, социальный контроль представляет собой процесс, при помощи которого посредством наложения санкций оказывается противодействие девиантному поведению и поддерживается социальная мобильность.

Социальный контроль осуществляется в следующих формах:

принуждение (так называемая элементарная форма);

влияние общественного мнения;

регламентация в социальных институтах;

групповое давление;

общие ценности и стабильность в социальных группах.

Выделяют две разновидности социального контроля:

внешний социальный контроль - совокупность социальных механизмов, которые регулируют деятельность индивидов. Внешний контроль может быть формальным и неформальным. Формальный контроль основан на инструкциях, предписаниях, нормах и нормативных актах; неформальный базируется на реакциях окружения;

внутренний социальный контроль - это осуществляемый человеком самоконтроль, направленный на согласование собственного поведения с нормами. Регуляция в данном случае осуществляется не в рамках взаимодействия, а в результате чувства вины или стыда, которые возникают при нарушении усвоенных норм.

Социальные нормы - это предписания, которые являются общими указаниями для социального действия. Норма обычно предполагает некие варианты поведения, новые или отличающиеся от нормативного, но не выходящие за рамки допустимого. Нормы могут быть представлены не в виде фиксированной точки или прямой линии, а, скорее всего, как некоторая зона допустимых вариаций.

Можно выделить несколько видов социальных норм:

обычаи и традиции, представляющие собой привычные образцы поведения;

моральные нормы, базирующие на коллективном авторитете и обычно имеющие обоснование;

правовые нормы, закрепленные в законах и нормативных актах, которые изданы государством и обеспечиваются силой государства;

политические нормы, которые касаются отношений между личностью и властью, между социальными группами и государствами и находят свое отражение в международных правовых актах, конвенциях и т.д.;

религиозные нормы, которые поддерживаются верой сторонников религии в наказание за грехи;

эстетические нормы, закрепляющие представления о прекрасном и безобразном.

Отклонение от норм наказывается при помощи санкций. Санкции могут быть позитивными и негативными. Позитивные санкции представляют собой награду или поощрение за соответствие поведения общественно одобряемым стандартам, стимулируют следование нормам. Негативные санкции - это наказания, которые направлены на то, чтобы исключить девиантное поведение или уменьшить его вероятность.

Согласно одной из социологических теорий - в основе девиации лежит конфликт.

Жизнь людей протекает в общении друг с другом, поэтому им необходимо объединять и координировать свои действия. Любую потребность - в пище, одежде, сексе, работе, образовании, дружбе, славе - человек может удовлетворить лишь через других людей путем взаимодействия с ними, занимая определенное положение в сложных и организованных группах и институтах - в семье, школе, коллективе предприятия, политических партиях, спортивной команде. Несомненно, мир существует исключительно потому, что действия огромного числа людей согласуются, однако для этого им необходимо понимать, кто, что и когда предположительно должен делать. Первым условием организованной социальной жизни является наличие между людьми неких соглашений, которые принимают форму социальных ожиданий, выражаемых в нормах. Без норм, обусловливающих поведение, взаимодействия в социальной группе были бы невозможны. Мы бы лишились ориентиров, подсказывающих, что допустимо, а что выходит за рамки допустимого. Взаимодействие между людьми превратилось бы в настоящую проблему, потому что мы бы не знали, чего можно ожидать от других людей. С нормами принято связывать вознаграждение и наказание. В современном обществе государство выполняет роль механизма реализации большого количества норм - законов. Законы далеко не нейтральны: они, как правило, отражают интересы определенной группы и воплощают ее основные ценности.

Во всех обществах поведение человека порой выходит за рамки, допустимые нормами. Нормы только указывают, что человек должен делать, а что не должен; но они не являются отражением фактического поведения. Реальные поступки некоторых людей нередко выходят за рамки того, что другие рассматривают как допустимое поведение. Для социальной жизни характерен не только конформизм, но и отклонение. Девиация - это отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое. Обычно мы оцениваем поведение как девиантное в зависимости от того, получает ли оно отрицательную оценку и вызывает враждебную реакцию.

О девиации нельзя сказать, что она внутренне присуща определенным формам поведения; скорее это оценочное определение, налагаемое на конкретные модели поведения различными социальными группами. В повседневной жизни человек составляет суждения о желательности (или нежелательности) того или иного стиля поведения; общество переводит такие суждения в положительные (или отрицательные) последствия для тех, кто следует (или не следует) подобным моделям поведения. В этом смысле можно сказать, что девиация есть то, что общество считает отклонением.

Относительность девиации. Сравнение разных культур показывает, что одни и те же действия одобряемы в одних обществах и недопустимы в

других. Определение поведения как девиантного зависит от времени, места и группы людей. Приведем примеры.

Если обычные люди взламывают склепы, их клеймят как осквернителей праха, но если это делают археологи, то о них говорят с одобрением, как об ученых, раздвигающих границы познания. Тем не менее, в обоих случаях в места погребения вторгаются посторонние и выносят оттуда какие-то предметы. Также коммуникабельное поведение, современная одежда и "открытое" лицо европейской женщины недопустимы во многих традиционных мусульманских странах.

Эти примеры свидетельствуют о том, что отклонения не могут быть внутренне присущи поведению людей. Общество решает, считать или не считать какое-то поведение отклоняющимся от нормы. Это не означает, что такие явления, как убийство, воровство, половые извращения, психические отклонения, алкоголизм, азартные игры и жестокое обращение с детьми и т.п., могли бы не иметь места, если бы им не были даны социальные определения. Скорее, решающее значение имеет то, как люди определяют поведение и каким конкретным образом реагируют на него.

Кто и что определяется как нарушитель и отклонение от нормы, в значительной степени зависит от того, кто дал это определение и в чьих руках сосредоточена власть, позволяющая его закрепить. За последние годы такие стили поведения, как гомосексуализм, алкоголизм, употребление наркотиков, традиционно считавшиеся в России девиантными, определявшиеся в терминах уголовного кодекса, были подвергнуты пересмотру. Все большее распространение получает мнение, что подобные стили поведения являются медицинскими проблемами, т.е. считаются болезнями наряду с физическими заболеваниями типа язвы, диабета, гипертонии. Страдающих от этих нарушений людей (алкоголиков, наркоманов) помещают в лечебные учреждения, где их называют пациентами и где они получают лечение по назначениям врачей. Добрачные сексуальные отношения и разводы, всего одно поколение назад вызывавшие сильное осуждение в обществе, сейчас в целом считаются нормой.

Функции девиации.

Девиантное поведение может также способствовать эффективному

функционированию общества. Во-первых, девиации способны усиливать подчинение нормам. Социолог Э. Сагарин отмечает:

"Один из наиболее эффективных методов, обеспечивающих следование большинства людей нормам, состоит в том, чтобы объявить некоторых людей нарушителями нормы. Это позволяет держать остальных в подчинении и одновременно в страхе оказаться на месте нарушителей... Выказывая враждебное отношение к недостаточно хорошим и правильным людям, большинство или облеченная властью группа людей может укрепить идею о том, что хорошо и правильно, и таким образом создать общество индивидов, которое будет более послушным и лояльным к их идеологии и правилам поведения".

Во-вторых, нормы не выражаются в твердых правилах или сводах законов. Согласно положению Э. Дюркгейма, всякий раз, когда члены группы осуждают некий акт как отступление от нормы, они ярче очерчивают контуры того, что считается нормой. Их негативная реакция недвусмысленно указывает, какое поведение неприемлемо для "коллективного сознания". Американский социолог Кай Т. Эриксон отмечает, что одной из примечательных черт, свойственных органам контроля, является реклама их деятельности. Когда-то нарушителей правопорядка наказывали на рыночной площади на виду у толпы народа. Сейчас те же результаты достигаются с помощью средств массовой информации, широко освещающих криминальные процессы и приговоры суда:

"Почему подобные отчеты считаются достойными отражения в печати и почему они вызывают повышенный интерес у публики? Возможно... они удовлетворяют некую психологическую извращенность, характерную для массовой аудитории, но одновременно они составляют главный источник информации о границах допустимого в нашем обществе. Это те уроки, с помощью которых мы учим друг друга тому, что значат нормы и насколько далеко они простираются. В переносном смысле на всеобщее обозрение выставляется столкновение между моралью и беспринципностью, и общество указывает, где следует проводить грань между ними... [Нарушитель] как бы предупреждает нас о том, что такое зло, какие личины может принимать дьявол. Тем самым он дает нам почувствовать разницу между опытом, допустимым групповыми рамками, и опытом, выходящим за эти рамки"(К. Эриксон).

В-третьих, привлекая внимание к нарушителям норм, группа может укрепить самое себя. Общий враг вызывает общие чувства и усиливает групповую солидарность. При этом возникающие эмоции разжигают страсти и укрепляют связи между людьми "нашего типа". Трения и антагонизмы между внутренними и внешними группами помогают подчеркнуть границы между группами и групповую принадлежность. Точно так же кампании против предателей, извращенцев, преступников консолидируют социальные связи между "хорошими людьми".

В-четвертых, девиация является катализатором социальных изменений. Каждое нарушение правила служит предостережением, что социальная система функционирует неправильно. Конечно, политическая элита не может рассматривать высокий уровень грабежей как сигнал того, что грабежи следует легализовать, а общественные блага перераспределить. Однако этот факт говорит о том, что в обществе множество неудовлетворенных людей, что институты социализации молодежи не справляются со своей задачей, что соотношение социальных сил находится под вопросом, а моральные принципы общества нуждаются в пересмотре. Таким образом, девиация зачастую служит толчком для признания необходимости внесения изменений в социальную систему. Можно сказать, что это призыв к пересмотру старых норм и одновременно новая модель.

Неформальные санкции, позитивные и негативные, составляют неотъемлемую часть всех областей социальной деятельности. Позитивные неформальные санкции могут выражаться в похвале, одобрительной улыбке, похлопывании по спине. Негативные неформальные санкции обычно выражаются как оскорбительный тон, ругань или выговор, демонстративное игнорирование индивида. (Источник: Гидденс Э. Социология, Москва:

8. Решите кроссворд.

По горизонтали.

1. Предоставление денег или товаров в долг на определенный срок, как правило с уплатой процентов, на условиях возвратности. (Кредит)

4. Процесс приобретения знаний о мире, приобщения к культуре, к ценностям человеческого общества. (Образование)

5. Финансовый документ, составляемый в виде баланса доходов и расходов государства. (Бюджет)

9. Место купли-продажи товаров и услуг или совокупность экономических отношений, проявляющихся в сфере обмена товаров и услуг. (Рынок)

10. Социально-экономическая ситуация, при которой часть трудоспособного населения, желающая трудится не может найти работу. (Безработица)

11. Обязательный платеж, взимаемый государством с каждого производителя товаров и услуг, владельца того или иного имущества. (Налог)

По вертикали.

2. Принадлежность материальных, духовных ценностей определённым лицам. (Собственность)

3. Совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. (Система)

6. Высший орган исполнительной власти в стране. (Правительство)

7. Человек как социальное существо с присущими ему чертами и отношениями, проявляющиеся в системе общественных взаимоотношений. (Личность)

8. Денежная единица какой-либо страны, находящаяся в обращении внутри страны. (Валюта)

11. Устойчивая общность людей, сложившаяся исторически на основе единой этнической судьбы, общности языка, особенностей культуры, чаще всего объединенная общностью территории и экономической жизни. (Нация)

Оценка за работу

(Заполняется жюри)

9 класс (1 час 20 мин.)

1. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу.

1.1. Укажите причины, которые определяют специфику социального познания, его отличие от познания естественнонаучного.

а) в социальном познании возможности эксперимента ограничены. б) социальное познание имеет дело с постоянно изменяющимися событиями и явлениями и поэтому направлено на открытие истин относительных в) социальное познание не может быть абсолютно беспристрастным

в силу наличия у ученых заинтересованного отношения к объекту исследования г) в социальном познании субъект и объект познания не совпадают

а) уровень разделения труда в обществе б) уровень развития армии

в) степень свободы личности и система обеспечения и защиты прав человека г) уровень развития производительных сил

1.3. Основными стратификационными переменными в современном обществе можно считать

а) семейное положение б) доступ к политической власти в) уровень дохода

г) принадлежность к конфессии д) национальность

1.4. Большую группу людей, объединяемой единством языка, самосознанием, историческим опытом, культурой и территорией можно назвать

а) родом б) племенем в) нацией г) этносом

д) народностью

1.5. Федеративное устройство государства предполагает

а) наличие двух уровней власти б) относительную правовую независимость административных единиц

в) управлением государства только из центра, которое делегирует полномочия субъектам и контролирует их полный суверенитет г) административных единиц, которые делегируют уполномоченному ими же центру вопросы только культурного характера

1.6. Что характеризует научное познание?

а) выдвижение гипотез б) эмоциональность

в) обобщение в понятиях и теориях г) эксперимент д) опора на веру

е) субъективность

2. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны - «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.

1. Девиация в обществе выполняет только дисфункцию.

2. В социологии формальной считается группа, в которой отношения

между людьми носят формальный, отчужденный характер.

3. В индустриальном обществе существуют непреодолимые границы между социальными группами и стратами

4. Одна из функций религии призвана утешать человека в трудную минуту, давать ему последнюю надежду.

5. Для процесса глобализации характерно сближение уровня жизни населения «развитых» и «развивающихся» стран.

6. Традиционный тип экономики характеризуется наличием натурального хозяйства.

7. Равновесная рыночная цена –цена, которая устраивает больше производителя, нежели потребителя.

8. Унитарное государство не может быть демократическим.

9. Испытательный срок является обязательным условием при приеме на работу

10. Событие или действие, влекущее за собой возникновение, развитие

или прекращение правоотношений называется юридическим фактом.

3. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ.

1) Вид деятельности, условный характер, направлен на процесс удовольствия, вырабатывает физические и интеллектуальные навыки и социальные компетенции ________________________________________.

2) Необходимость ощущения безопасности в различных сферах общества: в метро, у зубного врача, на улице, в самолете, уверенность в безопасности детей и родителей

_________________________________________.

3) Политический монизм, монополия государства на СМИ, территориальная экспансия, одна единственная партия, лидерхаризматик.

________________________.

1) игра

2) экзистенциальные потребности

3) признаки тоталитарного политического режима

4.Исправьте ошибки, допущенные в тексте.

Малая группа, основанная на родственные и свойственных связях, проживающая на единой территории и ведущая хозяйство, называется семьей

или браком. По наличию брачной пары в семье, семьи разделяются на нуклеарные, расширенные и неполные. Нуклеарные семьи более характерны для традиционного типа общества, в то время как, расширенные

– для современного. По форме брака, семьи бывают моногамные и полигамные. Моногамные семьи состоят из одного мужчины и одной женщины. Полигамные семьи подразделяются на полигинию и полиандрию. Брак между одним мужчиной и несколькими женщинами называется полиандрией. А брак между одной женщиной несколькими мужчинами полиандрией. Утверждение о том, что в основе полигамии лежат экономические и социальны е причины является неверным, так как основу таких браков составляют сексуальные предпочтения индивидов.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

1. Брак и семья не тождественные понятия. В утверждении приводится определение семьи.

2. Нуклеарные семьи характерны для современного общества, в то время расширенные характерны для традиционных.

3. Брак между одним мужчиной и несколькими женщинами называется полигинией.

4. А брак между одной женщиной несколькими мужчинами полиандрией.

5. Утверждение о том, что в основе полигамии лежат экономические и социальные причины является верным.

5. Используя все приведенные ниже термины, заполните схему.

Общественное сознание, индивидуальное сознание, сознание, мораль,

религия, правосознание, уровни сознания, обыденное сознание, теоретическое сознание, компоненты, идеология.

Сознание

общественное сознание

индивидуальное сознание

компоненты

теоретическое

правосознание

идеология

обыденное сознание

6. Решите логическую задачу.

Судья Справедливцева парировала аргументы, ставящие под сомнение обоснованность утверждения свидетеля о неправомерности решения, отклоняющего его протест против постановления об аннулировании заявления об отказе им от своих первоначальных показаний. Означает ли это, что она оставила в силе первоначальные показания свидетеля? Обоснуйте свой ответ.

Ответ: Нет, она признала отказ от показаний.

7. Суфийская притча гласит: один эгоцентричный человек, стремящийся к высшему сознанию, прибыл в суфийский центр и остановился

у ворот поговорить со сторожем.

- Я вот думаю, - сказал он, - немногие из нас знают, сколько в этом мире подлинных искателей Истины...

- Я стою у этих ворот полвека и могу кое-что поведать вам на этот счет, - сказал сторож.

- В самом деле? И сколько же их?

- …

Как вы думаете, что ответил сторож? Что он хотел показать пришедшему этим ответом? Обоснуйте свой ответ.

«На одного меньше, чем вы думаете». Вероятно, он хотел показать, что эгоцентризм и самолюбование, звучащие в реплике пришедшего, несовместимы с настоящими поисками Истины.

Обоснование (пример): В реплике пришедшего заложена пресуппозиция «Я-то точно подлинный искатель Истины». Однако поиски Истины устроены так, что считать себя обладателем Истины (или даже настоящим ее искателем) означает выдавать неизвестное за известное, искомое за найденное.

Допустимы и другие ответы при условии их грамотного и оригинального обоснования.

8. Прочтите ниже предложенный отрывок и выполните все задания.

Весь мир - театр.

В нем женщины, мужчины - все актеры. У них есть свои выходы, уходы, И каждый не одну играет роль.

Семь действий в пьесе той. Сперва младенец, Ревущий горько на руках у мамки...

Потом плаксивый школьник с книжной сумкой, С лицом румяным, нехотя, улиткой

Ползущий в школу. А затем любовник, Вздыхающий, как печь, с балладой грустной В честь брови милой. А затем солдат,

Чья речь всегда проклятьями полна, Обросший бородой, как леопард, Ревнивый к чести, забияка в ссоре, Готовый славу бренную искать Хоть в пушечном жерле. Затем судья

С брюшком округлым, где каплун запрятан, Со строгим взором, стриженой бородкой, Шаблонных правил и сентенций кладезь, - Так он играет роль. Шестой же возраст - Уж это будет тощий Панталоне,

В очках,в туфлях, у пояса - кошель,

В штанах, что с юности берег, широких Для ног иссохших; мужественный голос Сменяется опять дискантом детским: Пищит, как флейта... А последний акт,

Конец всей, этой странной, сложной пьесы - Второе детство, полузабытье:

Без глаз, без чувств, без вкуса, без всего.

У. Шекспир. Комедии / Пер. с англ. Т. Щепкиной-Куперник. М., 1987.С- 592-593

8.1. Какие два социологических понятия скрыты в монологе Жака комедии У.Шекспира «Как вам это понравится?»?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

8.2. Дайте определения этим двум понятиям.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

8.3. Поясните свою точку зрения посредством содержания данного монолога.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

8.1 Понятие Социализация и понятие Социальная роль

8.2 Понятие №1 Социализация – совокупность способов формирования навыков и социальных установок индивидов, соответствующий их социальным ролям. Процесс усвоения человеком культуры общества.

Понятие №2 Социальная роль - поведение, ожидаемое от индивида, занимающего определенную социальную позицию. Идея социальной роли изначально ассоциируется с ролью актера, исполняемой на сцене театра. В любом обществе индивид исполняет различные социальные роли, связанные

с различными сферами своей деятельности.(