Денежно-кредитная политика государства. Кредитная экспансия и рестрикция

Денежно-кредитная политика государства -- это совокупность действий, предпринимаемых государством в области регулирования денежного обращения и кредита.

Основными инструментами денежно-кредитной политики являются:

1. операции на открытом рынке, т. е. сделки с государственными облигациями (покупка их у банков и населения -- приводит к росту денег в обращении; продажа банкам и населению -- снижает объем денежной массы);

2. изменения резервных норм коммерческих банков (увеличение резервных норм ведет к уменьшению количества денег в обращении; уменьшение обязательных резервов увеличивает количество денег);

3. изменения учетной ставки (учетная, или дисконтная политика), т. е. процентной ставки, по которой центральные банки взыскивают платежи по кредитам коммерческим банкам (повышение ставки ограничивает предложение денег; уменьшение -- сокращает).

Кроме этого применяется прямое регулирование государством величины процентной ставки и установление для коммерческих банков лимитов кредитования.

Денежно-кредитная политика является основным инструментом регулирования государства, по мнению экономистов монетаристской школы. Данное направление сформировалось в качестве своеобразного протеста против кейнсианства, ибо в качестве основного инструмента воздействия на экономику монетаристы считают деньги, которые практически не присутствуют в многочисленных кейнсианских моделях. Идейные источники монетаризма необходимо искать «в количественной теории денег, на которой основывалась классическая денежная теория»1.

По мнению лидера монетаристов М. Фридмена, денежно-кредитное регулирование оказывает существенное воздействие на цикличность экономических процессов, причем это воздействие проявляется с некоторым временным лагом. Так, колебания денежной массы приводят и к «пикам» цикла, опаздывающим на 16 месяцев, и к кризисам, опоздание которых равняется одному году.

М. Фридмен рекомендует совсем отказаться от последовательной денежно-кредитной политики, все равно приводящей к циклическим колебаниям и придерживаться тактики постоянного наращивания денежной массы, причем эмпирически американский ученый пришел к выводу, что оптимальный прирост денег в экономике должен равняться 4 % в год.

Чтобы это правило действовало, считает М. Фридмен, требуется:

1) определить запас денег, к которому оно относится;

2) установить, как должна определяться норма прироста;

3) установить, какие допущения необходимо сделать для внутригодовых или сезонных изменений.

Одной из причин кризиса в казахстанской экономике начала 90-х гг. многие авторы считают попытки импорта на казахстанскую почву некоторых монетаристских построений, например, жесткой денежно-кредитной политики, направленной на борьбу с инфляцией и бюджетным дефицитом. Однако сторонники реализации данной модели в Казахстане не учли отсутствие конгруэнтности западной и национальной экономики с ее специфическими региональными, отраслевыми и технологическими особенностями.

Основными типами денежно-кредитной политики выступают:

1) кредитная экспансия (политика дешевых денег) -- политика, направленная на стимулирование кредитных отношений в стране и денежной эмиссии;

2) кредитная рестрикция (политика дорогих денег) -- ограничение эмиссии и кредитования.

1. Политика дешевых денег используется в условиях циклического уменьшения объемов производства и растущей безработицы. Центральный банк прибегает к приобретению ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств) у населения и коммерческих банков, понижает резервную норму и понижает учетную ставку процента (или ставка рефинансирования, т. е. ставка, по которой государственный банк взыскивает платежи по кредитам, выданным коммерческим банкам).

В результате данных мероприятий включается так называемый трансмиссионный (передаточный) механизм, приводящий последовательно к:

1) росту денежного предложения;

2) падению процентных ставок коммерческих банков;

3) росту инвестиционных расходов предприятий;

4) увеличению реального чистого национального продукта.

Кредитная экспансия также приводит к включению трансмиссии на уровне международных связей страны. Последовательно происходит:

1) сокращение спроса на национальную валюту за границей;

2) обесценение национальной валюты;

3) увеличение чистого экспорта.

2. Политика дорогих денег применяется в условиях роста общего уровня цен. Центральный банк реализует ценные бумаги, увеличивая при этом норму резерва и учетную ставку. В итоге предложение денег сокращается, ставки процента коммерческих банков возрастают, сокращается объем инвестиций предприятий и уменьшается рост цен.

Кредитная рестрикция на международном уровне приводит к росту спроса на национальную валюту за границей, увеличению стоимости национальной валюты и сокращению чистого экспорта.

Эффективность кредитной экспансии и рестрикции зависит от следующих составляющих:

а) от быстроты принятия решений центральным банком (как правило, решения об изменении фискальной политики принимаются парламентом и долго обсуждаются);

б) изоляции руководителей центрального банка от давления групп лобби.

Основными целями денежно кредитной политики вообще можно считать1:

1. увеличение реального ВВП;

2. снижение уровня безработицы;

3. стабилизацию цен;

4. достижение устойчивости платежного баланса.

Страница 1

Денежно-кредитная политика государства - это совокупность действий, предпринимаемых государством в области регулирования денежного обращения и кредита.

Основными инструментами денежно-кредитной политики являются:

Операции на открытом рынке, т. е. сделки с государственными облигациями (покупка их у банков и населения - приводит к росту денег в обращении; продажа банкам и населению - снижает объем денежной массы);

Изменения резервных норм коммерческих банков (увеличение резервных норм ведет к уменьшению количества денег в обращении; уменьшение обязательных резервов увеличивает количество денег);

Изменения учетной ставки (учетная, или дисконтная политика), т. е. процентной ставки, по которой центральные банки взыскивают платежи по кредитам коммерческим банкам (повышение ставки ограничивает предложение денег; уменьшение - сокращает).

Кроме этого применяется прямое регулирование государством величины процентной ставки и установление для коммерческих банков лимитов кредитования.

Денежно-кредитная политика является основным инструментом регулирования государства, по мнению экономистов монетаристской школы. Данное направление сформировалось в качестве своеобразного протеста против кейнсианства, ибо в качестве основного инструмента воздействия на экономику монетаристы считают деньги, которые практически не присутствуют в многочисленных кейнсианских моделях. Идейные источники монетаризма необходимо искать «в количественной теории денег, на которой основывалась классическая денежная теория»1.

По мнению лидера монетаристов М. Фридмена, денежно-кредитное регулирование оказывает существенное воздействие на цикличность экономических процессов, причем это воздействие проявляется с некоторым временным лагом. Так, колебания денежной массы приводят и к «пикам» цикла, опаздывающим на 16 месяцев, и к кризисам, опоздание которых равняется одному году.

М. Фридмен рекомендует совсем отказаться от последовательной денежно-кредитной политики, все равно приводящей к циклическим колебаниям и придерживаться тактики постоянного наращивания денежной массы, причем эмпирически американский ученый пришел к выводу, что оптимальный прирост денег в экономике должен равняться 4 % в год.

Чтобы это правило действовало, считает М. Фридмен, требуется:

) определить запас денег, к которому оно относится;

) установить, как должна определяться норма прироста;

) установить, какие допущения необходимо сделать для внутригодовых или сезонных изменений.

Одной из причин кризиса в казахстанской экономике начала 90-х гг. многие авторы считают попытки импорта на казахстанскую почву некоторых монетаристских построений, например, жесткой денежно-кредитной политики, направленной на борьбу с инфляцией и бюджетным дефицитом. Однако сторонники реализации данной модели в Казахстане не учли отсутствие конгруэнтности западной и национальной экономики с ее специфическими региональными, отраслевыми и технологическими особенностями.

Основными типами денежно-кредитной политики выступают:

) кредитная экспансия (политика дешевых денег) - политика, направленная на стимулирование кредитных отношений в стране и денежной эмиссии;

) кредитная рестрикция (политика дорогих денег) - ограничение эмиссии и кредитования.

Политика дешевых денег используется в условиях циклического уменьшения объемов производства и растущей безработицы. Центральный банк прибегает к приобретению ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств) у населения и коммерческих банков, понижает резервную норму и понижает учетную ставку процента (или ставка рефинансирования, т. е. ставка, по которой государственный банк взыскивает платежи по кредитам, выданным коммерческим банкам).

выделяют два типа: политику монетарной экспансии и политику рестрикции, которые являются крайними, противоположными по направленности действия вариантами из всех возможных механизмов регулирования предложения денег. Между ними возможны промежуточные варианты таких механизмов - политика рефляции и политика дезинфляции.
Политика монетарной экспансии заключается в произвольном быстром росте предложения денег, благодаря чему деньги стремительно «дешевеют», а инфляция набирает высокие темпы. Поэтому такую политику называют ещё политикой инфляции, или политикой «дешёвых денег». На этапе развёртывания политики экспансии ослабляются контроль и ограничения над эмиссионной деятельностью и операциями по рефинансированию центрального банка, на кредитную деятельность коммерческих банков (снижается норма обязательного резервирования, учётная ставка, ставки рефинансирования, ставки на рынке межбанковского кредита и т.п.).

Как правило, целью перехода к экспансионной политике провозглашается стимулирование деловой активности, экономического роста, сокращение безработицы, т.е. стратегические цели, которые пребывают исключительно в реальном секторе экономики и не задевают уровня цен. В краткосрочном периоде указанные цели могут быть достигнуты благодаря интенсивному наращиванию платёжеспособного спроса и уменьшению % за кредит.

Однако долговременное проведение такой политики приводит к бесконтрольному наращиванию предложения денег и высокой инфляции, которая влечёт за собой тяжёлые негативные последствия в экономике.

1) рефляция (восстановление уровня упавших цен)
2) возобновление инфляции (искусственное)
3) стимулирование экономики или экономического роста (напр. путём ослабления кредитно-финансовых ограничений)

Более целесообразной и действенной является политика рефляции, которую можно назвать ещё политикой «мягкой инфляции». Предложение денег при такой политике наращивается медленно, контролировано. Рефляция проводится после дефляции (рестрикции), в связи, с чем она предусматривает постепенное повышение цен до уровня, на котором они были до начала дефляции.

Политика рестрикции (ограничения) состоит в резком сокращении предложения денег, уменьшения их массы в обороте. Достигается это ограничением денежно-кредитной эмиссии, ужесточением условий и снижением объёмов рефинансирования центральным банком коммерческих банков, уменьшением объёмов кредитования субъектов предпринимательства и населения. Применяется обычно в условиях высокой инфляции. В таких условиях монетарная рестрикция сопровождается ужесточением фискально-бюджетных мероприятий воздействия на конъюнктуру рынка: повышением уровня налогообложения. уменьшением налоговых льгот, сокращением бюджетных расходов и бюджетного дефицита. Поэтому политика рестрикции имеет противоположное по отношению к политике инфляции влияние на экономику, и её ещё называют политикой дефляции или «дорогих денег».

Дефляционная политика подразумевает регулирование спроса в виде методов ограничения денежного спроса через денежно – кредитный и налоговый механизмы:
1. снижение государственных расходов;
2. повышение процентной ставки за кредит;
3. усиление налогового пресса;
4. ограничение денежной массы.

Для вывода экономики из рестрикционного шока используется ещё один тип монетарной политики – политика дезинфляции. По своей сути она является «мягкой» формой рестрикции

Дезинфляционная политика - совокупность регулирующих мероприятий правительства в области государственных финансов и в денежно-кредитной сфере, имеющих целью сдерживание инфляции и оздоровление платежного баланса посредством ограничения некоторых видов деловой активности. Все виды дезинфляционной политики сводятся к принудительному сужению денежных потоков в экономике. В том числе:
- изъятие денег: уничтожение купюр, блокирование банковских счетов;
- сокращение финансовых средств, находящихся в распоряжении экономики: повышение учетной ставки, выпуск государственных займов;
- превышение бюджетных доходов над расходами;
- блокирование или принудительное снижение цен;
- ограничение некоторых социальных льгот.



Основными типами денежно-кредитной политики выступают кредитная экспансия и кредитная рестрикция.

^ Кредитная экспансия (англ. credit expansion), или политика дешевых денег (англ. easy money policy) – политика, направленная на стимулирование кредитных отношений в стране и денежной эмиссии.
Политика дешевых денег используется в условиях циклического уменьшения объемов производства и растущей безработицы.
Инструменты кредитной экспансии :


  • приобретение ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств) у населения и коммерческих банков;

  • понижение резервной нормы;

  • понижение учетной ставки процента (или ставки рефинансирования, т. е. ставки, по которой государственный банк взыскивает платежи по кредитам, выданным коммерческим банкам).

В результате данных мероприятий включается так называемый трансмиссионный (передаточный) механизм, приводящий последовательно к:


  1. росту денежного предложения;

  2. падению процентных ставок коммерческих банков;

  3. росту инвестиционных расходов предприятий;

  4. увеличению реального чистого национального продукта.
Кредитная экспансия также приводит к включению трансмиссии на уровне международных связей страны. Последовательно происходит:

Сокращение спроса на национальную валюту за границей;

Обесценение национальной валюты;

Увеличение чистого экспорта.
^ Кредитная рестрикция (англ. credit restriction), или политика дорогих денег (англ. tight money policy) – ограничение эмиссии и кредитования.
Политика дорогих денег применяется в условиях роста общего уровня цен.

Инструменты , реализуемые Центральным Банком при реализации кредитной рестрикции :


  1. реализация ценных бумаг;

  2. параллельное увеличение нормы резерва и учетной ставки.

В итоге:


  1. предложение денег сокращается;

  2. ставки процента коммерческих банков возрастают;

  3. сокращается объем инвестиций предприятий;

  4. уменьшается рост цен.
Кредитная рестрикция на международном уровне приводит к:

  1. росту спроса на национальную валюту за границей;

  2. увеличению стоимости национальной валюты;

  3. сокращению чистого экспорта.
Факторы эффективности кредитной экспансии и рестрикции:

  • скорость принятия решений центральным банком (как правило, решения об изменении фискальной политики принимаются парламентом и долго обсуждаются);

  • степень изоляции руководителей центрального банка от давления групп лобби.

Основными целями денежно-кредитной политики вообще можно считать:


  • увеличение реального ВВП;

  • снижение уровня безработицы;

  • стабилизацию цен;

  • достижение устойчивости платежного баланса.
^

7ОРГАНИЗАЦИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ

7.1Банковская система и центральный банк


В настоящее время банковская система в большинстве стран мира состоит из двух уровней:

  • центрального (государственного) банка (в США носит название «Федеральная резервная система»);

  • коммерческих банков и выполняющих отдельные банковские операции специализированных кредитно-финансовых институтов (инвестиционных и пенсионных фондов, страховых компаний и т. п.).
До появления центральных банков (первым возник Банк Англии в 1694 г.) его функции выполняла государственная казна. Операции, являющиеся прерогативой коммерческих банков, до их возникновения (появились во Флоренции и Венеции в XVI веке) осуществлялись ростовщиками, менялами, нотариусами, ломбардами.

В рамках командно-административной экономики банковская система является одноуровневой: коммерческие банки запрещены; государственный банкединолично осуществляет соответствующие банковские функции.

Основными функциями центрального банка являются:


  • эмиссионная функция – заключается в выпуске в обращение бумажных и металлических денег;

  • функция кредитования коммерческих банков – т. е. Центробанк является своеобразным «банком банков», выдавая коммерческим банкам ссуды обычно во время финансовых кризисов;

  • функция осуществления безналичных расчетов, так называемых клирингов;

  • функция хранения золотовалютных резервов государства;

  • функция кредитования и выполнения расчетных операций для правительства;

  • функция хранения резервов коммерческих банков.
Выполняя последнюю функцию, центральный банк может влиять на объем денежной массы, обращающейся в стране.

^ Банковские резервы представляют собой определенную долю средств коммерческих банков, полученных от его вкладчиков; данные средства коммерческий банк обязан хранить в Центробанке и не имеет права использовать для кредитования.

Прежде всего создание резервов преследует цель гарантии возвращения хотя бы части депозитов вкладчикам в случае разорения коммерческих банков. Увеличивая обязательную норму резервов, Центральный банк фактически уменьшает объем денежной массы, и наоборот.

Величина банковских резервов может отличаться для вкладов физических и юридических лиц, а также вкладов в валюте.

Депозитная политика  политика регулирования Центральным банком резервных норм.
Существует два основных типа депозитной политики :


  • экспансив­ная – предполагает уменьшение резервных норм;

  • рестрикционная – напротив, ведет к увеличению норм обязательных резервов.

Баланс Центрального банка складывается из следующих составляющих:

активы:


  • драгоценные металлы;

  • средства, размещенные у нерезидентов, и ценные бумаги иностранных эмитентов;

  • кредиты и депозиты (в том числе кредитным организациям-резидентам; для обслуживания внешнего долга);

  • ценные бумаги (в том числе ценные бумаги правительства);

  • прочие активы (в том числе основные средства);
пассивы:

  • наличные деньги в обращении;

  • средства на счетах в центральном банке (в том числе средства правительства и кредитных организаций-резидентов);

  • средства в расчетах;

  • выпущенные ценные бумаги;

  • прочие пассивы;

  • капитал;

  • прибыль отчетного года.
В настоящее время центробанков нет только в 2 странах мира – Андорре и Монако. В то же время существуют международные центробанки. Например, Центральный банк государств Центральной Африки (Bank of Central African States) обслуживает кредитные системы Камеруна, Чада,.Эк-ваториальной Гвинеи, Габона, Конго и Центрально-Африканской Республики. Восточно-Карибский центральный банк (Eastern Caribbean Central Bank) выполняет функции главного банка Антигуа и Барбуды, Гренады, Сент-Китса и Невиса, Доминики, Сент-Люсии, Сент-Винсент и Гренадин.

В 1998 г. начал функционировать Европейский Центробанк (European Central Bank; ЕСВ), штаб-квартира которого находится во Франкфурте-на-Майне. Уставный фонд евро-центробанка – 5 млрд евро.

Среди основных задач главного банка Европы:


  • разработка и осуществление валютной политики еврозоны;

  • управление официальными обменными резервами стран еврозоны;

  • эмиссия банкнот евро;

  • обеспечение уровня инфляции в рамках еврозоны не выше 2%.
Европейская система центральных банков (ЕСЦБ; European System of Central Banks; ESCB) представляет собой международный орган банковского регулирования, включающий Евроцентробанк и все 27 центральных банков стран, входящих в Европейский союз.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», среди функций Банка России выделяются следующие:


  • Банк России устанавливает правила осуществления расчётов в Российской Федерации;

  • устанавливает правила проведения банковских операций;

  • осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчётов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются функции организации и исполнения бюджетов;

  • организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

  • определяет порядок осуществления расчётов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами и т. д.
Современный Центральный банк РФ ведет свою историю с 1860 г., когда в Петербурге был учрежден Государственный банк. Были также созданы конторы (отделения) Госбанка в Москве, Архангельске, Одессе, Риге, Киеве, Екатеринбурге, Харькове (все – в 1860 г.), Ростове-на-Дону (1862), Варшаве (1885),

Государственный банк РСФСР был основан в 1921 г.; в 1923 г. был переименован в Госбанк СССР, который включал формально независимые организации: Стройбанк и Внешторгбанк; в состав Госбанка входили также сберегательные кассы, привлекавшие депозиты населения.

Главной задачей Стройбанка СССР (Всесоюзного банка финансирования капитальных вложений) было долгосрочное кредитование и финансирование жилищного, культурно-бытового, коммунального и некоторых других видов строительства.

Внешторгбанк (Банк для внешней торговли СССР) являлся формально акционерным обществом; в числе его «акционеров» состояли: Государственный банк СССР, Министерство финансов СССР, Министерство внешней торговли СССР, внешнеторговые организации «Экспортлес», «Союз-промэкспорт», «Техмашимпорт», «Союзпушнина» и т. п.

20.12.1991 Госбанк СССР был упразднен и все его активы, пассивы и имущество были переданы Центробанку РСФСР.

Основные структурные подразделения Банка России :


  • сводный экономический департамент;

  • департамент исследований и информации;

  • департамент наличного денежного обращения;

  • департамент регулирования, управления и мониторинга платежной системы Банка России;

  • департамент регулирования расчетов;

  • департамент бухгалтерского учета и отчетности;

  • департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций;

  • департамент банковского регулирования и надзора;

  • главная инспекция кредитных организаций;

  • департамент операций на финансовых рынках;

  • департамент обеспечения и контроля операций на финансовых рынках;

  • департамент финансового мониторинга и валютного контроля;

  • департамент платежного баланса;

  • департамент методологии й организации обслуживания счетов бюджетов бюджетной системы РФ;

  • юридический департамент;

  • департамент информационных систем;

  • департамент персонала;

  • департамент по работе с территориальными учреждениями Банка России;

  • финансовый департамент;

  • департамент внутреннего аудита и ревизий;

  • департамент международных финансово-экономических отношений;

  • департамент внешних и общественных связей;

  • административный департамент;

  • главное управление недвижимости;

  • главное управление экспертизы;

  • главное управление безопасности и защиты информации;

  • департамент полевых учреждений.
К полевым учреждениям Банка России относятся структурные элементы системы Центобанка, утвержденные совместно с Министерством обороны РФ и предназначенные для банковского обслуживания воинских частей, а также других учреждений и организаций военного ведомства в тех случаях и в тех местах, когда и где невозможно функционирование территориальных учреждений Банка России.

A) покупку Центральным банком государственных облигаций

B) повышение нормы обязательных резервных требований

C) сокращение нормы резервирования

D) рост спроса на ссуды в коммерческих банках

E) жесткую кредитную политику

F) уменьшение ставки рефинансирования

G ) увеличение ставки рефинансирования

H) продажу государственных ценных бумаг Центральным банком

В | G | H

25. Эффект от увеличения государственных расходов больше от снижения налогов на такую же величину объясняется следующим :

A) прирост дохода при росте государственных расходов больше прироста дохода при уменьшении налоговых ставок

B) величина налогового мультипликатора больше мультипликатора государственных расходов

C) при снижении налогов все высвободившиеся деньги поступают в экономику, сбережения не производятся

D) прирост дохода при росте государственных расходов меньше прироста дохода при уменьшении налоговых ставок

E) прирост дохода при росте государственных расходов равен приросту дохода при уменьшении налоговых ставок

F ) при снижении налогов только часть высвободившихся денег поступает в экономику, другая часть сберегается

G) величина налогового мультипликатора равна мультипликатору государственных расходов

H) величина налогового мультипликатора меньше мультипликатора государственных расходов

A | F | H

Вариант 2 Макроэкономика

1. Обобщающие макроэкономические модели:

A) модель «Кейнсианский крест»

B) равновесие на рынке факторов производства в условиях совершенной конкуренции

C) рыночное равновесие

D) равновесие фирмы-монополиста

E) модель IS-LM

Ғ) модель AD-AS

G) равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции

H) модель потребительского выбора

A | E | F

2. Движение вдоль кривой ad отражает:

A) обратную зависимость между величиной совокупного спроса и уровнем цен

B) увеличение объема производства и уровня цен

C) прямую зависимость между величиной совокупного предложения и уровнем цен

D) изменение совокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен

E) прямую зависимость между величиной совокупного спроса и уровнем цен

Ғ) обратную зависимость между величиной совокупного предложения и уровнем цен

G) закономерность, что при росте уровня цен и неизменности прочих условий происходит сокращение совокупного спроса

H) изменение совокупного предложения в зависимости от динамики общего уровня цен

A | D | G

3. Источники автономных инвестиций:

A) автономное потребление

B) прирост национального дохода

C) доходы от собственности

D) прибыль корпораций

E) запасы полезных ископаемых

Ғ) экзогенные события

G ) технологический прогресс

H) внешние займы

E | F | G

4. Для сокращения предложения денег Центральный банк:

A) покупает государственные ценные бумаги

B) сокращает норму обязательных резервов

C) отменяет необходимость лицензирования банковской деятельности

D ) увеличивает норму обязательных резервов

E) уменьшает ставку рефинансирования

Ғ) продает государственные ценные бумаги

G) сокращает норму налогов

H) повышает ставку рефинансирования

D | F | H

5. Для построения кривой IS используется:

А) кривая Филлипса

B) кейнсианский крест

C) кривая Лаффера

D) кривая Лоренца

E) равенство планируемых и фактических расходов

F ) кривая инвестиций

G) кривая производственных возможностей

H) кривая Оукена

B | E | F

6. Определение инфляции:

A) Падение производства

B) Рост процентной ставки

C) Обесценивание денег

D) Явление возможное как при растущем, так и при стабильном уровне цен

E) Устойчивая тенденция к снижению общего уровня цен

F) Снижение цен в экономике

G ) Устойчивая тенденция к повышению общего уровня цен

H) Падение покупательной способности денег

C | G | H

7. Чистый экспорт:

A) Сумма всех расходов жителей страны на иностранные товары за вычетом расходов остального мира на товары данной страны

B) Национальные сбережения

C) Элемент закрытой экономики

D) Главный упор делается на рост населения

E) Устойчивый характер равновесного экономического роста обеспечивается повышением нормы сбережения

F ) Экспорт минус импорт

G) Главный упор делается на организацию производства

H) Элемент открытой экономики

A | F | H

8. Номинальный валютный курс:

A) соотношение, в котором товары одной страны обмениваются на товары другой страны

B) показатель, оценивающий относительную цену товаров, произведенных в разных странах

C) относительная цена иностранных товаров и услуг, выраженных во внутренних товарах и услугах

D) соотношение цен товаров двух и более стран

E) валюта одной страны, выраженная в валюте другой страны

F) цены потребительской корзины одной страны, пересчитанные в ценах другой страны

G ) цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны

H) относительная цена валют двух стран

E | G | H