Что обозначают буквы е, ё, ю, я. Пищевые добавки

Тип урока: изучение нового материала

Цель: познакомить с буквой “Е” и звуком [э, йэ] её обозначающим, установить случаи, когда буква “Е” имеет два звука.

образовательная: формировать знания учащихся о том, что буква Е может обозначать два звука в начале слова;

развивающая: развить фонематический слух, речь, мышление, память. Обогащать словарный запас;

воспитывающая: воспитывать любовь к природе.

Оборудование: мультимедийная презентация, учебник.

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
Урок начнем с чистоговорки
Цы-цы-цы мы ребята молодцы
Ок-ок-ок – дружно мы начнем урок
Ать-ать-ать – будем дружно мы читать
На вопросы отвечать!

II. Динамическая разминка

  1. Упражнение “Зубная щетка”
  2. “Разбудим язычок”
  3. Ароматный цветок
  4. Свеча
  5. Воздушный шарик

III. Повторение

На какие две группы делятся звуки русского языка? (Гласные и согласные)

Как распознать гласные и согласные звуки? (Гласные – воздух проходит свободно, произносим голосом, можем звуки “петь”; согласные – при их произношении воздух встречает преграду, произносим с шумом)

Каким цветом мы обозначаем гласные звуки в звуковой схеме слова? (Гласные – красным)

Каким цветом обозначаем согласные звуки в звуковой схеме слова? (Синим или зеленым)

От чего зависит цвет согласного в звуковой схеме? (От того, какая гласная стоит после согласного)

Значит какие бывают согласные? (Твердые или мягкие, звонкие или глухие)

В каком ряду на ленте букв стоят звонкие согласные?

Какие гласные обозначают твердость предыдущего согласного? мягкость?

Сегодня на уроке вы познакомитесь еще с одной очень особой, хитрой буквой.

IV. Постановка темы и цели урока

Послушайте песню, какой герой мультфильма ее исполняет? (Крошка енот) (Cлайд 2, 3). Приложение

О еноте еще говорят так
Немытое в рот
Ни за что не возьмёт. -
И ты будь таким,
Как чистюля... (Енот)

Как называют вечнозеленое дерево? (Ель)

В лесу мороз крепчает,
В полях метёт метель,
На праздник нас встречает
Сверкающая… (Ель) (Слайд 4)

А когда она не одна, а много, как будем говорить? (Ели) (Слайд 5)

Ребята, сколько слогов в слове ели?

Какой первый? Второй?

Произнесите еще раз первый слог. Что слышим? (Йэ) (Слайд 6)

На доске схема слова. (Правило сколько в слове гласных столько и слогов)

Посмотрите внимательно на первый слог в схеме обозначается двумя звукам, а вот на письме принято обозначать не двумя буквами, а одной буквой Е. (Слайд 7)

Если рядом слышим звуки йэ, значит пишем букву Е. Это и есть тема нашего урока. Сегодня на уроке мы научимся анализировать слова с этой хитрой буквой.

V. Работа над новым материалом

1. Беседа о звуке

Произнесем этот звук. Как мы его произносим?

Какой он? (Гласный)

Слого-звуковой анализ слов:

Еда, енот, моет, воет, роет. (Слайд 8)

Понаблюдайте и скажите, в каких случаях мы слышим два звука йэ рядом? (В начале слова и после гласного звука)

Посмотрим, что обозначает буква е после согласного. (Слайд 9)

(Мягкость предыдущего согласного)

Какой вывод мы можем сделать об этом звуке? (Гласный, в начале слова и перед гласной обозначает два звука, обозначает мягкость предыдущего согласного и звук э) (Слайд 10)

2. Знакомство с новой буквой

А) На что похожа буква (Слайд 11)

На дворе - такая жалость! -
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась,
Буква Е зато осталась. (Е. Тарлапан)

Ева гребнем причесалась -
В нем три зубчика осталось. (Г. Виеру)

Е на грядке пригодилась -
Вместо грабель потрудилась. (В. Степанов)

Б) Сравнение печатной буквы с прописной. (Слайд 12)

Посмотрите, чем схожи печатная и прописная буква. (У печатной углы острые, а прописной закругленные)

3. Физминутка

Вы наверное устали?
Ну тогда все дружно встали
Ручками похлопали,
Ножками потопали,
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись
Дружно глазки закрываем
До пяти все мы считаем
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.

4. Работа по учебнику, с.76-77

1. Отгадайте загадку:

Вымолвил словечко –
Покатилась печка.
Прямо из деревни
К царю да царевне.
И за что, не знаю,
Повезло лентяю. (Емеля)

Что изображено на картинке? (Эпизод из сказки “По щучьему веленью”)

Какое время года изображено?

Чему удивились и люди, и птицы, и звери?

Почему мы можем сказать, что они удивились? (По мимике)

Какие еще чудеса происходили с Емелей?

В какое время года произошло это событие?

Какие еще времена года вы еще знаете? (Часы о времени года)

Каким образом художник передал красоту зимнего пейзажа?

Се, ре, ле, ве, не, ке, те.

Доведение слога до слова. (Слайд 13)

3. Чтение столбиков слов

Каких зверей мы видим на картинке?

На какие две группы можно разделить этих животных? (Домашние и дикие)

Еще что видим? (Птицы)

Скажите на какой вопрос отвечают слова – белка, лиса, снегирь, сорока? (кто?) Почему? (Одушевленные)

Что еще можно о них сказать. (Нарицательные)

Когда будут собственными. (Если дать им кличку)

Какие еще слова отвечают на этот вопрос? (Емеля, бабушка, дедушка)?

Что можем сказать об имени Емеля? (Собственное)

4. Чтение текста с.77

Каким еще порядок слов может быть в предложении? (Лиса около ели)

Отгадайте ребусы. (Слайд 14-17)

Работа с пословицами.

5. Беседа по иллюстрации с.78

Что изображено на рисунке?

Можно ли сказать о реке, что она полноводна?

Какие деревья растут на правом берегу реки? (Сосны, ивы) А на левом? (Березы, ели, ивы)

На какие виды можно разделить деревья? (Лиственные и хвойные)

(Рисунки деревьев)

6. Знакомство со словами – антонимами с.78

Что можно сказать об этих словах? (Противоположные по значению – антонимы)

Сколько звуков на конце слова обозначает буква “е” в этих словах? (Слайд 18 )

Чтение текста. Лес

Какие предложения встретились в тексте? (Повествовательные и восклицательные)

7. Чтение с.79

Какой берег крутой? А какой пологий?

Что делает мальчик у реки? Каким образом он попал из деревни на противоположный берег?

Чтение текста. Река (учителем)

Где росли ели?

Какая была река?

Какие ветви у ивы?

Куда они склонили свои ветви?

Что есть в реке?

Кто находится в иле и тине? Кто они такие? (Рыбы)

V. Подведение итога урока

Вы очень много сегодня отвечали на вопросы. Как одним словом можно назвать то, что мы произносим, говорим? (Речь)

Какие виды речи вы знаете?

Какую речь на уроке мы с вами использовали?

С какой новой буквой вы сегодня познакомились?

Сколько звуков она обозначает?

Когда она обозначает два звука?

Домашнее задание: с.77-79.

Подчеркнуть букву е .

Урок законен. (Слайд 19)

На этом уроке мы узнаем, в каких случаях буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать два звука, а в каких - один звук и указывать на мягкость предыдущего согласного звука. Выполним множество интересных заданий.

Буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать один звук и указывать на мягкость предыдущего согласного звука

Как мы уже знаем, согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими. Сравним пары слов по произношению.

Мэр - метр

Очевидно, что в первом столбике первый согласный звук - твёрдый, во втором - мягкий.

Запомните : буквы Е, Ё, Ю, Я после согласного указывают на его мягкость.

Произнесём слова и определим, какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я после согласных: лес - звук [э], мёд - звук [о], брюки - звук [у], мяч - звук [а].

Можно сделать вывод, что буквы Е, Ё, Ю, Я после согласных обозначают 1 гласный звук и указывают на мягкость согласного, который стоит впереди.

Буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать два звука

Часто буквы Е, Ё, Ю, Я в словах стоят первыми. Например: ель, ёжик, юла, яблоко.

Медленно и чётко произнесём эти слова вслух. В слове ель буква Е обозначает два звука Й Э, в слове ёжик буква Ё обозначает два звука Й О, в слове юла буква Ю обозначает два звука Й У, в слове яблоко буква Я обозначает два звука Й А.

Мы узнали, что в начале слова буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука:

буква Е звучит как [йэ], буква Ё звучит как [йо], буква Ю звучит как [йу], буква Я звучит как [йа]. Рассмотрим примеры слов, где Е, Ё, Ю, Я стоят после Ь и Ъ знаков: деревья (буква Я после Ь знака обозначает два звука - [йа]), подъезд (буква Е после Ъ знака обозначает два звука [йэ]). Произнесём слова и определим, какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я: колья [йа], съёмка [йо], съезд [йэ], вьюга [йу], пьёт [йо]. Итак, буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, если стоят после Ь и Ъ знаков.

Следующее задание поможет нам понять, что будут обозначать буквы Е, Ё, Ю, Я после гласной.

В слове маяк буква Я стоит после гласной А и обозначает два звука [йа].

Красное яблоко.

Рис. 10. Красное яблоко ()

В слове красное буква Е стоит после гласной О и обозначает два звука [йэ].

Запомните:

Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, если они стоят:

  1. В начале слова (юг, яма)
  2. После гласных (заявка, поют)
  3. После Ъ и Ь (въезд, вьюнок).

Буквы Е, Ё, Ю, Я получили название йотированные гласные, потому что в некоторых позициях они обозначают два звука, первый из которых звук [й], который называется йот .

Закрепление знаний на практике

Закрепим полученные знания, выполнив задания.

Разделим слова на два столбика: первый столбик - где буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 звук, второй столбик - 2 звука.

Ветка, пьёт, Петя, Алёша, мята, поют, друзья, берёза, люстра, съели, синие.

Ветка пьёт

Петя поют

Алёша друзья

мята съели

берёза синие

В этом задании в 1 столбик отнесём слова, где буква Я указывает на мягкость согласного звука, во 2 столбик - где Я обозначает два звука.

Яркий, тянуть, Петя, деревья, ясно, мяч, растения, Аня, ястреб, швея, рябина.

Проверим правильность выполнения задания:

Тянуть яркий

Петя деревья

Аня растения

рябина ястреб

Прочтём стихотворение и подчеркнём буквы, которые обозначают два звука.

Мы едем, едем, едем

В далёкие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья

Проверьте правильность выполнения задания:

Мы е дем, е дем, е дем

В далёкие края ,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья .

На следующем уроке мы узнаем, что мягкий знак - это буква, которая не произносится, но означает мягкость согласного, после которого стоит. Поговорим о правилах переноса слов с мягким знаком.

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа.
  1. School.xvatit.com ().
  2. Nsportal.ru ().
  3. Genon.ru ().
  • Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012. Выполни упр. 95 С. 67.
  • Отгадай загадки. В словах-ответах найди буквы Е, Ё, Ю, Я и подчеркни их одной чертой, если они означают 1 звук, или двумя чёрточками, если они означают 2 звука.

Цель урока: подвести детей к открытию знаний о букве е и её звуках.

Задачи урока:

  • создать условия для осознания детьми того, что гласная буква е обозначает два звука [йэ] в начале слова и после гласного и звук [э] в слиянии с мягким согласным; формировать навык чтения слов с буквой е;
  • развивать фонематический слух: упражнять в слогозвуковом анализе слов, в выделении изучаемых звуков в словах, их артикулировании и характеристиках; развивать речевую и мыслительную деятельность учащихся;
  • расширять коммуникативные способности детей, воспитывать культуру учебного труда.

Оборудование:

Учебник “Букварь” (Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева); схемы; карточки с вопросительными знаками; картинки; карточки с изображениями мимики человека; картина В.Д.Поленова “Заросший пруд”.

Ход урока

1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).

– Человеческая улыбка – одно из самых удивительных явлений в мире. С помощью улыбки человек может знакомиться и прощаться. Улыбка позволяет передать наши чувства. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение.

– Вижу, что настроение у вас радостное, деловое.

Мы пришли учиться в школу,
Чтобы знать всё назубок.
Сядем мы за парту дружно,
Будем думать, рассуждать.
И читать нам тоже нужно,
Чтобы грамотными стать.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

– Начинаем урок обучения грамоте. А начнём его сегодня с игры “Дополни предложение” :

а) Звуки бывают… (гласные и согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие).
б) Звуки… (слышим), буквы… (пишем).
в) В слове столько слогов, сколько… (гласных).
г) Гласные, которые обозначают твёрдость предыдущего согласного… (а, о, у, ы).
д) Гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного… (и).

– Как отличить согласный звук от гласного? (Гласный можно пропеть, тянется, струя воздуха не встречает во рту преграды…).

(Чтение учителем стихотворения В.Берестова о гласных и согласных)

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

– Соотнесите рисунки и схемы. (На доске оса и ели, ниже схемы слов)

Рисунок 1

(Дети выполняют задание: 1 чел. у доски, остальные – на месте).

– Какая схема соответствует слову оса? (Вторая, т.к. в слове оса 3 звука, 3 буквы…).

– У кого по-другому? (У всех должны быть одинаковые ответы).

– Какая схема соответствует слову ели? (Первая, т.к. в слове ели 3 звука, 3 буквы…).

– Другие мнения в классе есть? (4 звука, 3 буквы; 3 звука, 3 буквы).

3. Постановка учебной задачи.

– Почему задание мы выполняли одно и то же, а ответы разные? (Мы ещё не знакомились с буквой, с которой начинается слово ели).

– Произнесите слово ели по слогам. (Е -ли)

– Сколько слогов в слове ели?

– Произнесите с ударением. Какой слог ударный?

– Произнесите первый слог протяжно.

– Сколько слышим звуков? (Два)

– Какие? ([й’]и [э], дают им характеристику).

(Дети выставляют схему 1 слога, один учащийся у доски).

– Произнесите 2 слог. Из каких звуков он состоит?

(Дети выставляют схему 2 слога, один учащийся у доски).

– Обозначьте звуки в нашей схеме буквами.

– Что мы поставим под первым слогом? (Дети не могут ответить на вопрос).

– Два звука [й’] [э] на письме принято обозначать одной гласной буквой е. Мы слышим 2 звука [й’] [э], а пишем одну букву е.

4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).

– Сформулируйте тему нашего урока. (Буква е).

– Учитывая тему урока, поставьте перед собой цель нашей работы. (На доске опорная запись в виде предложений с пропущенными словами и с условными обозначениями вместо некоторых слов).

– Познакомиться с… звуком и с новой …;

– Учиться отличать новые … и …от других звуков и букв;

– Для чего мы изучаем букву е? (Чтобы уметь читать, писать слова с этими буквами).

– А ещё мы узнаем 3 работы, которые умеет выполнять буква е.

? Три вопроса – это три работы буквы е.
?
?

– Посмотрите на букву е и скажите, на что она похожа? (Предположения детей, учитель читает стихи).

Рисунок 2

1. На дворе – такая жалость! –
Наша лесенка сломалась,
Наша лесенка сломалась,
Буква е зато осталась.

(Е.Тарлапан)

2. Ева гребнем причесалась –
В нём три зубчика осталось.

3. Е на грядке пригодилась –
Вместо грабель потрудилась.

(В. Степанов)

– Составьте букву е из пуговичек. Кто выложил, напечатайте её в тетради.

– Найдите букву е в кассе букв и слогов.

– Теперь мы можем написать первый слог? (Да)

– Где стоит буква е? (Вначале слова)

– Вернёмся к схеме этого слова. Сколько звуков и букв в слове ели? (4 звука, 3 буквы)

– Исправьте ошибку, если вы её допустили.

– На с. 102 Букваря есть схема – человечек буквы е. Давайте её завершим.

– Что будем делать? Рассуждаем. (Буква е гласная, закрасим красным цветом. Эта буква может обозначать 2 звука: [й’] – согласный, мягкий, звонкий; [э] – гласный. Обозначим это на схеме: “туфли” закрасим в зелёный и красный цвет).

Физкультминутка.

Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели,
А потом кругом, кругом,
Все бегом, бегом, бегом,
Тише, тише, не спешите!

Карусель остановите,
Раз, два, раз, два!
Вот и кончилась игра!

– Вернёмся к поставленной вами цели урока. Что мы уже сделали? (Познакомились с буквой е и её звуками).

– А что ещё предстоит сделать? (Будем учиться читать с буквой е слоги).

– На с.102 учебника прочитайте слоги с буквой е в 1 строчке.

– Какие слоги одновременно являются и словами? (ел, ем)

– Сделайте звуко-буквенный анализ слов (1 вариант – слова ел, 2 вариант – слова ем).

– Рассмотрите картинку и назовите действие, которое видите (воет).

Рисунок 3

– Произнесите протяжно слово воет . Сколько звуков слышите в этом слове? (5)

– А сколько в нём букв? (4)

– Почему так? (Буква е обозначает два звука)

– После какого звука следует е? (После гласного).

– Сделайте вывод. (Буква е обозначает два звука, если стоит в начале слова или после гласного).

(Аналогично проводится работа со словом роет)

Рисунок 4

– Составьте предложение с этими словами.

– О какой работе буквы е мы узнали? (Буква е обозначает два звука, если стоит в начале слова или после гласной).

– Прочитайте слоги, записанные в 3 строчке. На что вы обратили внимание? (Перед е согласные мягкие, только звук [ш]– твёрдый).

– Какой вывод можно сделать? (Буква е обозначает мягкость предыдущего согласного).

– Это и есть вторая работа буквы е. (Открываю 2 карточку, где написано: е- показатель мягкости согласного на письме ).

– Какой гласный звук слышится в данных слияниях? (Звук [э] ).

– Звук [э] гласный или согласный? (Гласный)

– Какой сделаем вывод? (Если буква е стоит после согласного, то она обозначает звук [э]).

– Мы узнали 3 работу, которую выполняет буква е. (Переворачиваю карточку, где написано: буква е обозначает звук [э] после согласного).

– Назовите 3 работы, которые выполняет буква е.

– Можно ли назвать букву е особой, хитрой? Почему? (Может обозначать один или два звука).

5. Первичное закрепление.

– Прочитайте 1-й столбик слов. Что общего у этих слов? (Эти слова состоят из одного слога, буква е обозначает звук [э] и мягкость предшествующего согласного) .

– Прочитайте 2-ой, 3-ий, 4-ый столбики слов. Что у них общего? (Эти слова, кроме слова мел, состоят из двух слогов. Буква е обозначает звук [э] и мягкость предшествующего согласного).

– Какие слова различаются одним слогом? (Дева-дети).

– Прочитайте слова, которые состоят из 4 букв; из 5 букв.

– Прочитайте 5-ый и 6-ой столбики слов про себя. На что обратили внимание? (Буква е обозначает звук [э]. Согласный звук [ш] твёрдый ).

– Прочитайте однокоренные слова. (Шест, шесток).

– А шествие? Одинаковое ли значение у корня? (Нет разное).

– Назовите звуки в этом слове. Что заметили? (Буква е обозначает два звука [й’] [э], когда стоит после гласного).

– Прочитайте 7-ой столбик слов, найдите ошибку и попробуйте объяснить её. (Чтение вслух). (Лишнее слово леска (тонкая нить на удочке). Это слово не является однокоренным).

– Найдите в словах суффиксы. Выделите их.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).

а) Работа с текстом до чтения.

– Прочитайте название текста, сделайте предположение, о чём будет текст.

– Рассмотрите иллюстрацию. Что ещё можно добавить к сказанному?

б) Работа с текстом во время чтения.

(После чтения 1-го предложения).

– В какой деревне есть пруд?

(После чтения 2-го предложения).

– Какое слово подсказывает нам, что пруд был небольшим? (Прудик, суффикс -ик придаёт слову уменьшительно-ласкательное значение).

(После чтения 3-го предложения).

(После чтения 4-го предложения).

– Что растёт у пруда?

(После чтения 5-го предложения).

– Что растёт в пруду?

(После чтения 6-го предложения).

– Благодаря чему видны водоросли?

(После чтения 7-го предложения).

– Почему у рассказчика возникают такие чувства?

в) Работа с текстом после чтения.

– Можно ли сказать, что перед нами весь текст? (Нет начала текста).

– Как вы думаете, когда и кому это могло присниться?

– Соответствует ли заглавие тексту?

– Как озаглавили бы вы этот текст? (Работа с вариантами заглавий).

– Какое заглавие не подходит?

– Давайте рассмотрим картину известного русского художника В.Д.Поленова “Заросший пруд”. Что общего в этих двух произведениях? (Зелёный берег весь в цветах, лилии и кувшинки в пруду…)

Рисунок 5

– Какое у вас создалось настроение при виде картины?

– Если бы вы оказались в этих местах, что бы вам захотелось сделать? (Побегать по траве, посидеть, опустить ноги в воду…)

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

буква е обозначает звук [э] и мягкость предшествующего согласного.

– Найдите и прочитайте в тексте слова с буквой е, где буква е обозначает два звука [й’] [э], когда стоит после гласного.

– Сейчас поиграем в игру “Узнайте звук” (Хлопаем в ладоши 1 раз, если услышим звук [э] и 2 раза, если услышим два звука – [й’] [э]). Самая низкая школьная отметка. (Единица)

  • Зимой и летом одним цветом. (Ель)
  • Небольшой зверёк с ценным мехом. (Енот)
  • Как называется по-другому пища или её приём? (Еда)
  • Кто ездил на печи? (Емеля)
  • Эту сказку ты прочтёшь тихо, тихо, тихо…
    Жили-были серый ёж и его… (Ежиха)
  • Сизо-чёрная ягода, похожая на малину. (Ежевика)

    8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

    – Что вы дома расскажите своим родителям о новой букве?

    – Где можно применить новые знания?

    – Что на уроке у вас хорошо получилось?

    – Над чем ещё надо поработать?

    – Какую самооценку своему труду на уроке вы бы дали? На доске изображены ступеньки лестницы знаний. Поместите свои фигурки человека на ту ступеньку знаний, на которой вы сейчас находитесь.

    • 1 ступенька – пока испытываю трудности.
    • 2 ступенька – всё понятно.
    • 3 ступенька – хочу знать больше.

    Урок …

    Тема: Обозначение звука [й"] с помощью букв Я, Е, Ё, Ю

    Проектная группа: Кузина А.В., Ширяева Г.В.

    Консультант: Восторгова Е.В.

    Цель: Обнаружить новый способ обозначения звука [й’] c помощью букв Я, Е, Ё, Ю.

    Результат: Учащиеся должны прийти к выводу о том, что звук [й’] в позиции перед гласным нужно обозначать гласными буквами Я, Е, Ё, Ю.

    Вводный комментарий: На данном уроке дети впервые сталкиваются с позиционным характером обозначения звука [й’]. До настоящего момента учащиеся обозначали этот звук лишь буквой Й на конце слова или перед согласным звуком, т.е. в позиции НЕ ПЕРЕД ГЛАСНЫМ звуком. При этом, т.к. у учеников был только один способ обозначения звука [й’] (в обоих случаях с помощью буквы Й), позиции данного звука не анализировалась, в этом не было никакой необходимости. На предстоящем уроке ученики должны обнаружить, что звук [й’] может обозначаться разными способами – с помощью своей буквы Й (если данный звук находится не перед гласным) и с помощью гласных букв Я, Е, Ё, Ю (если данный звук находится перед гласным). Сложность этого урока состоит именно в противопоставлении указанных позиций и разных способов обозначения одного и того же звука. Данный урок чрезвычайно важен, т.к. на нем дети еще раз осознают важнейший принцип русской графики – позиционности.

    Проектируемый ход урока:

    Этапы

    Содержание

    Примечания

    1.Организационный момент.

    2. Постановочная часть.

    3. Решение проблемы

    У: Ребята, здравствуйте!

    Д: Здравствуйте! (хором, все поднимаются)

    У: Присаживайтесь, пожалуйста!

    Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы постарайтесь их отгадать. И полученное слово соотнести с его звуковой моделью:

    Запевает соловей.

    В белый цвет оделся сад,

    Пчёлы первые летят

    Гром грохочет. Угадай,

    Что за месяц это?... (МАЙ)

    Освещает темноту,

    И сигналит кораблям:

    У детей могут возникнуть следующие варианты написания слова МАЯК: МАЙАК, МАЙЯК. Давайте поставим вопрос рядом с этим словом.

    У: Почему же мы написали слово МАЙ, МАЙКА одинаково, а слово МАЯК – по-разному?

    С каким звуком в слове маяк проблема? (с 3 звуком).

    Какой это звук? [й"]

    А мы разве раньше не умели обозначать звук [й"]? (умели)

    Какой буквой? (Й)

    Давайте, обратим внимание на слова МАЙ, МАЙКА. Может, сосед виноват?

    В слове МАЙ какой сосед справа? (нет гласного)

    В слове МАЙКА? (нет гласного). Хорошо!

    Давайте сделаем следующую запись у себя в тетради:

    А в слове МАЯК назовите соседа? (гласный). Верно! Получается следующая запись:

    Получается, что звук [й"] в этих словах занимает разную позицию, т.е. место. Как же все-таки правильно писать это слово? (МАЙАК, МАЙЯК, МАЯК)

    Но в русском языке принято только одно написание! Осталось только узнать, какое именно.

    Давайте откроем наши Буквари на странице 6 и посмотрим, как же там записано это слово:

    У: Что же особого в имени буквы Я? (она обозначает два звука [й"а])

    Верно! А сколько звуков в слове МАЯК (5)

    А букв? (4)

    Вывод: одна буква может обозначать два звука. Назовите работу буквы Я?

    У: А как вы думаете, есть ли еще в ленте буквы, которые обозначают 2 звука? (Е,Ё,Ю)

    Какую же работу выполняет буква Я? (обозначает 2 звука)

    В каком случае? (если сосед справа гласный)

    На доске:

    Учащиеся работают у себя в тетради, один ученик у доски

    Фронтальное обсуждение

    Учащиеся работают в тетради

    Анализ проекта и его реализации:

    Этапы 1-2. Организационный момент. Постановочная часть.

    На втором этапе учитель загадывает детям загадки, ребята называют слова и соотносят их с моделями на доске. По поводу первого слова между детьми разворачивается дискуссия о том, подходит ли слово май к определенной схеме. Т.к. дети отвечают с места, им нелегко убедить друг друга – конечно, было бы намного удобней, если бы учитель пригласил ребят к доске и попросил их прочитать слово по модели, непосредственно сравнивая произносимые звуки в слове и значки для звуков в словесной звуковой модели. После того, как нужная модель выбрана, дети записывают ее в тетрадь и обозначают каждый звук соответствующей буквой. С точки зрения организации работы это хорошо – дети не успевают устать от дискуссии и коллективная работа перемежается индивидуальной работой первоклассников.

    Слово маяк , как и предполагалось при проектировании, было записано детьми по-разному: МАЯК и МАЙАК. Учитель, как и было запланировано в проекте, перешел к анализу и фиксации двух разных позиций в записанных словах: перед гласным (в слове маяк ) и не перед гласным (в словах май, майка ). Однако, возникает впечатление, что учитель несколько поторопился обозначить проблематичность новой позиции – не все дети осознали обозначение звука [й’] перед гласным как проблему. Вместе с тем, один ребенок сразу предположил, что такая же ситуация возникает с буквами Ю, Е, Ё – они тоже могут обозначать звук [й’]. Жаль, что учитель не зафиксировал на доске это предположение в тот момент, когда оно возникло – ведь вторая часть урока была посвящена именно этому вопросу.

    При анализе позиций существенным недостатком работы было то, что не был развернут анализ работ букв в словах (дети не проводили стрелочек, обозначающих эти работы) – это бы существенно упростило восприятие детьми позиций и их противопоставление. На уроке же момент анализа и фиксации позиций выглядит несколько натянуто, как лекция. Т.к. не был развернут в полной мере звуко-буквенный анализ (не были проанализированы работы букв), акценты сместились: в большей степени на уроке речь шла о правильности или неправильности того или иного варианта написания слова маяк, а не о том, что в данном слове нам встретилась принципиально новая позиция, допускающая эти варианты. В сущности, надо было привести детей к выводу, что в каждом из вариантов написания (МАЯК и МАЙАК) звук [й’] обозначен – только по-разному. А уже затем можно было обратиться к учебнику,чтобы выяснить, как принято обозначать данный звук в этой ситуации. Кроме того, необходимо отметить, что на доске появилась очень неудачная схема: от буквы Я отходят две стрелочки к буквам Й и А, которые, конечно же символизируют звуки. Такая путаница звуков и букв затрудняет содержательный анализ на уроке.

    Этапы 3-4. Решение проблемы. Итог.

    Любопытно, что в проекте фактически не была разработана часть урока, связанная с обсуждением работы букв Е, Ё, Ю. Однако на уроке эта часть урока заняла значительное место.

    Ребенок, который сам в первой части урока предложил букву Я для обозначения звука [й’], на данном этапе урока вдруг написал в слове каюта буквы ЙУ. Это еще раз подтверждает, что новая позиция данного звука не стала главным объектом внимания детей. Вместе с тем, нельзя не отметить, что, разобрав несколько слов к концу урока, учащиеся все же разобрались в том, почему в новой позиции нужно использовать гласные буквы Я, Е, Ё и Ю.

    Перепроектированный ход урока по результатам обсуждения его видеозаписи:

    Этапы

    Содержание

    Примечания

    1.Организационный момент.

    2. Постановочная часть.

    3. Решение проблемы

    У: Ребята, здравствуйте!

    Д: Здравствуйте! (хором, все поднимаются)

    У: Присаживайтесь, пожалуйста!

    У: На доске висят 3 звуковые модели слов.

    Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы постарайтесь их отгадать. И полученное слово соотнести с его звуковой моделью (чтобы доказать свою точку зрения ребенку необходимо выйти к доске и прочитать это слово по звуковой модели).

    Загадка №1: Зеленеет даль полей,

    Запевает соловей.

    В белый цвет оделся сад,

    Пчёлы первые летят

    Гром грохочет. Угадай,

    Что за месяц это?... (МАЙ)

    Учащиеся записывают у себя в тетради звуковую модель к слову - МАЙ, а затем учитель предлагает сделать и буквенную запись.

    Загадка №2: Что одевают люди под свитер, рубашку? (МАЙКА)

    Аналогичная работа проводится и с этим словом, сначала учащиеся составляют звуковую модель, затем обозначают звуки буквами.

    Загадка №3: Великан стоит в порту,

    Освещает темноту,

    И сигналит кораблям:

    «Заходите в гости к нам!» (МАЯК)

    Работа проводится аналогично предыдущим словам.

    (Если есть ошибки, обсуждаем с детьми).

    У детей могут возникнуть следующие варианты написания слова МАЯК: МАЙАК, МАЙЯК, и даже такой вариант как: МАЯАК (обращаем внимание на звуковую модель, и выясняем, что это избыточный вариант, необходимо выяснить, как работает каждая буква). Давайте поставим вопрос рядом с этим словом.