Церковная иерархия в русской православной церкви. Католическая церковь Церковные саны католической церкви

Церковная иерархия. Клирики и миряне

Отличительной чертой католицизма уже на заре его существования становится строгая централизация управления Церковью, которую папы смогли осуществить, используя римскую систему управления. Действительно, именно благодаря этому Католическая церковь стала преемницей древней Римской империи и смогла заложить основы средневековой Европы. Устройство и управление Католической церковью поэтому носит «римский» юридический характер. Все церковные дела регулируются Кодексом канонического права, который начал создаваться еще в средневековье и содержит в себе свод всех древних церковных постановлений, к которым на протяжении веков добавлялись новые. Начало пересмотру Кодекса канонического права 1917 г. было положено II Ватиканским собором. Иоанн Павел II обнародовал новый Кодекс в 1983 г. Основное содержание Кодекса 1917 г. было сохранено, но количество статей сокращено с 2412 до 1752. В нем значительно уменьшено число церковных наказаний, а причины отлучения от Церкви сокращены с 37 до 7.

Католическая иерархия (от греч. hieros – священный и arche – власть) представляет собой принцип организации католического духовенства и соподчинения духовных лиц, обладающих церковной властью. Иерархия утвердилась уже в Ранней церкви благодаря авторитету апостолов. Согласно учению Церкви, иерархическое служение состоит в совершении богослужебных действий, проповеди католического вероучения и управлении Церковью.

Основу католической иерархии составляют три ступени священства, которые считаются божественным установлением: диакон, священник (пресвитер), епископ. На вершине иерархической лестницы стоит папа как источник всей духовной и церковной власти.

Членами иерархии становятся благодаря таинству священства. Согласно древней традиции, наиболее важная роль в иерархии принадлежит епископам, а священники и дьяконы являются помощниками и заместителями в исполнении их обязанностей. На низших уровнях католической иерархии находятся установленные Церковью субдиаконат и другие институты.

В Католической церкви члены иерархии составляют клир (лат. clerus. жребий, наследство, владение), то есть духовенство. Исторически между клириками и остальными верующими, то есть мирянами, сложилось строгое различие, и клирики возвысились над мирянами. Такому положению способствовало то, что после признания христианства государственной религией в IV в. клир получил особые права и привилегии. Содержался клир за счет десятины, ему предоставляли пребенды и бенефиции, он получал вознаграждение от церковных властей. Введение обязательного обета целибата также служило отдалению клира от мира. Папа Григорий I Великий позаботился о том, чтобы клириков можно было отличить от мирян. Так, клирики должны были носить тонзуру (от лат. tonsura – стрижка) – выбритое место на макушке как знак принадлежности к духовенству. Таким образом, клириками становились прошедшие обряд пострижения и посвящения. Согласно «Декрету Грациана» XII в., девять чинов клира делились на высшие (диакон, пресвитер, епископ) и малые (певчие, чтецы, экзорцисты и т. д.) чины. Ныне, после II Ватиканского собора, к клиру принадлежат лица, посвященные в сан диакона, пресвитера или епископа. В средние века клирика мог судить только церковный суд, он освобождался от воинской повинности и имел другие привилегии. В результате секуляризации положение клириков ничем не отличается от положения других граждан, однако в государствах, с которыми заключены конкордаты, они сохраняют отдельные привилегии.

Католическая иерархия подразделяется на два ранга. К высшему рангу относятся те, кто получает свою власть непосредственно от папы. Это кардиналы, папские легаты, апостолические викарии. Низший ранг состоит из тех, кто получает свою власть от епископа. Это генеральные викарии, выполняющие юрисдикцию епископа, и синодики, то есть члены церковного трибунала, назначаемые епископом.

Венчает иерархическую пирамиду папа римский. Первоначальное представление о Папе как преемнике апостола Петра в XIII в. Иннокентий III дополнил учением о нем как наместнике (викарии) Христа на земле. На протяжении веков папы боролись за признание своей непогрешимости, но только в 1870 г. на I Ватиканском соборе был принят догмат о безошибочности (infallibilitas ) папы. Согласно этому догмату, «когда Римский Первосвященник говорит “ex cathedra ” (с кафедры) [то есть исполняя служение пастыря и учителя всех христиан], тогда в силу Божьей помощи, обещанной ему в лице святого Петра, он обладает той безошибочностью, которой Божественный Искупитель хотел, чтобы его Церковь была одарена в определениях, касающихся веры и нравственности».

Вплоть до XI в. папу избирали жители Рима (вернее, римская аристократия), но в 1059 г. папа Николай II утвердил правило, по которому папу избирает Коллегия кардиналов. Однако случалось, что кардиналы бесконечно затягивали выборы, добиваясь избрания «своего» кандидата, и папа Григорий X в булле 1274 г. установил новый порядок проведения выборов на так называемом конклаве. Коллегию кардиналов просто стали закрывать на ключ (отсюда происходит слово «конклав» – от лат. conclave – «запертая комната») и сильно урезали рацион. «Если по истечении трех дней папа не будет “сделан”, – гласила булла, – кардиналы будут получать лишь одно блюдо на обед и одно на ужин; если же выборы задержатся еще на пять дней, им будут давать только хлеб, воду и немного вина». Ныне двери Сикстинской капеллы, где с 1878 г. проходят конклавы, замуровываются. По правилу Григория X, кандидат в папы должен набрать две трети голосов плюс один голос в ходе тайного голосования. Об избрании папы жителей Рима оповещает белый дым из трубы над Сикстинской капеллой от сожжения в печи избирательных бюллетеней и сухой соломы. Если выборы еще продолжаются, в печь подкладывают мокрую солому, тогда из трубы идет черный дым. С конца X в. при избрании папа меняет свое имя на тронное. Папа избирается пожизненно. Вновь избранный папа с балкона приветствует собравшихся на площади Св. Петра и посылает благословение Urbi et Orbi - Городу и Миру. Папа обладает неограниченной властью в Церкви. Он назначает глав диоцезов и высших церковных сановников и иерархов: кардиналов, примасов, патриархов, митрополитов, архиепископов и епископов. Кардиналов назначает папа по согласованию с консисторией (собранием кардиналов). С 1968 г. все кардиналы являются епископами. Папа Павел VI определил состав Коллегии из 120 кардиналов. Но в 2005 г. в Коллегии было уже 193 кардинала. Однако принимать участие в выборах папы имеют право только кардиналы, не достигшие 80 лет. Коллегия кардиналов и Синод епископов являются совещательными органами при папе. Римская курия во главе с Государственным секретариатом помогает папе в осуществлении его функций.

Наряду с папой высшей церковной властью обладает Коллегия епископов, действующая под руководством папы. Коллегиальность епископского управления Церковью осуществляется через Синоды епископов различных регионов и через Вселенские соборы, на которых епископы представляют всю Церковь. Духовенство национальных церквей после II Ватиканского собора возглавляется конференциями епископов, которые направляют своих делегатов на Синод епископов. Это обеспечивает большую коллегиальность управления Церковью.

Католический клир, как и Православный, состоит из белого, то есть светского, секулярного духовенства, и черного, то есть регулярного, монашествующего. Вместе с тем все клирики входят в конгрегации и ордены, работают в провинциях, диоцезах, приходах и общецерковных институтах.

Из книги Руководство по истории Русской Церкви автора Знаменский Петр Васильевич

2. Церковная иерархия и состояние духовенства Расстройство в церковном управлении вследствие татарского нашествия и восстановление порядка митр. Кириллом II. Монгольский погром печально отозвался на состоянии Русской церкви, произведя в ней сильное расстройство

Из книги Вера Церкви. Введение в православное богословие автора Яннарас Христос

Церковная иерархия В наше время многие люди - очевидно, под влиянием вышеупомянутой западной концепции - отождествляют Церковь исключительно с клиром, то есть с епископами, священниками и диаконами, отделяя, таким образом, верующих от тех, кто «совершает» церковные

Из книги Православное Догматическое Богословие автора Помазанский Протопресвитер Михаил

Церковная иерархия

Из книги Догматическое Богословие автора Давыденков Олег

4.8. Богоучрежденная церковная иерархия По мнению протестантов, иерархия есть не более чем церковное представительство, достаточно выбрать наиболее достойных людей и доверить им служение учительства, священнодействия и управления. Протестантское учение о церковной

Из книги Азы православия автора Слепинин Константин

Церковная иерархия Предстоятелем Русской Православной Церкви является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий ii. Он управляет Церковью вместе со Священным Синодом. В Синод, кроме Патриарха, постоянно входят митрополиты: Киевский, Петербургский, Крутицкий,

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

8. Какая существует церковная иерархия? Вопрос:Какая существует церковная иерархия?Отвечает священник Константин Слепинин:Предстоятелем Русской Православной Церкви является Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Он управляет Церковью вместе со Священным Синодом.

Из книги Византийцы [Наследники Рима (litres)] автора Райс Дэвид Тальбот

Из книги Католицизм автора Рашкова Раиса Тимофеевна

Курия, клирики и «помещики Господа» Большую роль в успехе идей Реформации сыграла сама римская курия, эксплуатируя церкви, чаще немецкие. Все епископства и высшие духовные должности находились в руках дворянства. Церковь была неимоверно богата, духовные пастыри

Из книги Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание автора Алфеев Иларион

2. Церковная иерархия Вопрос о значении церковной иерархии Симеон затрагивает в 3–м Послании, которое посвящено теме апостольского преемства в Церкви:Владыка наш и Бог избрал Себе учеников и апостолов и вверил им все тайны Своего домостроительства (?????????)… Апостолы…

Из книги Катехизис. Введение в догматическое Богословие. Курс лекций. автора Давыденков Олег

3.4.2. Апостольское преемство и богоучрежденная церковная иерархия Во-вторых, должны сохраняться благодатные дары Духа Святого, которые Церковь в лице апостолов получила в день Пятидесятницы. Это преемство даров Святого Духа передается через священное рукоположение,

Из книги Отцы-святогорцы и святогорские истории автора Старец Паисий Святогорец

Клирики, которые не были готовы к Божественной литургии и которых Бог не допустил к ее совершению Некогда в пещере святого Афанасия жил старец с двумя послушниками. Один из них был иеромонахом, а другой - иеродиаконом. Однажды послушники пошли служить в находившуюся

Из книги Никейское и посленикейское христианство. От Константина Великого до Григория Великого (311 - 590 г. по Р. Х.) автора Шафф Филип

§52. Клирики низших чинов По мере того как власть и влияние епископов после воцарения Константина возрастали, клирики низших чинов все больше и больше зависели от них. Теперь между епископами и пресвитерами существовало строгое разграничение. Иероним в конце IV века

Из книги Новые мученики российские автора Польский протопресвитер Михаил

33. Миряне Иван Ефимович Татаринцев Член и юрисконсульт Литовского Православного Епархиального Совета. В двадцатых годах он окончил юридический факультет Ковенского университета и вступил в сословие присяжных поверенных. Состоял Секретарем Союза граждан Литвы

Из книги Пасхальная тайна: статьи по богословию автора Мейендорф Иоанн Феофилович

Клир и миряне Акцент на общении и братстве как основополагающих началах церковной жизни препятствует развитию клерикализма. Раннехристианская практика участия мирян в выборе епископа никогда до конца не исчезала на Востоке. В Новое время она была восстановлена в

Из книги История религий. Том 1 автора Крывелев Иосиф Аронович

Из книги Церковное Право автора Цыпин Владислав Александрович

Высшие и низшие клирики Иерархическое священство - богоустановленный институт. От начала Церковь знает три степени иерархического служения: епископскую, пресвитерскую и диаконскую.Епископы - преемники апостолов, имеющие чрез чреду рукоположении благодатную связь с

Что такое церковная иерархия? Это упорядоченная система, определяющая место каждого церковного служителя, его обязанности. Система иерархии в церкви очень сложная, а зародилась она в 1504 году после события, которое получило название «Великого церковного Раскола». После него получили возможность развиваться автономно, самостоятельно.

Прежде всего, церковная иерархия выделяет белое и черное монашество. Представители черного духовенства призваны вести максимально аскетический образ жизни. Они не могут вступать в браки, жить в миру. Такие чины обречены вести либо скитальческий, либо изолированный образ жизни.

Белое духовенство может вести более привилегированную жизнь.

Иерархия РПЦ подразумевает, что (в соответствии с Кодексом чести) главой является патриарх Константинопольский, носящий официальный, символический титул

Однако формально русская церковь ему не подчиняется. Церковная иерархия главой считает Патриарха Московского и Всея Руси. Он занимает высшую ступень, но власть и управление осуществляет в единстве со Священным Синодом. В него входят 9 человек, которые выбираются на разной основе. По традиции митрополиты Крутицкий, Минский, Киевский, Петербургский являются его постоянными членами. Пятерых же оставшихся членов Синода приглашают, причем их епископат не должен превышать полугода. Постоянным членом Синода является Председатель внутрицерковного ведомства.

Следующей по значимости ступенью церковная иерархия называет высших чинов, которые управляют епархиями (территориально-административными церковными округами). Они носят объединяющее название архиереев. К ним относятся:

  • митрополиты;
  • епископы;
  • архимандриты.

Архиереям подчиняются священники, которые считаются главными на местах, в городских или иных приходах. От рода деятельности, обязанностей, которые возложены на них, священники разделяются на иереев и протоиереев. Человек, на которого возложено непосредственное руководство приходом, носит титул Настоятеля.

Уже ему подчиняется младшее духовенство: диаконы и попы, чьими обязанностями является помощь Настоятелю, другим, более высоким духовным чинам.

Говоря о духовных званиях, не следует забывать, что иерархии церквей (не путать с церковной иерархией!) допускают несколько разные толкования духовных титулов и, соответственно, дают им другие названия. Иерархия церквей подразумевает деление на Церкви Восточных и Западных обрядов, их более мелкие разновидности (например, Пост-Православные, Римскую католическую, Англиканскую и т.п.)

Все вышеперечисленные титулы относятся к белому духовенству. Черная церковная иерархия отличается более жесткими требованиями к людям, принявшим сан. Высшей ступенью черного монашества является Великая Схима. Она подразумевает полное отчуждение от мира. В русских монастырях великие схимники живут отдельно от всех, не занимаются никакими послушаниями, но день и ночь проводят в непрестанных молитвах. Иногда принявшие Великую Схиму становятся отшельниками и ограничивают свою жизнь множеством необязательных обетов.

Предшествует Великой Схиме Малая. Она также подразумевает исполнение ряда обязательных и необязательных обетов, важнейшие из которых: девство и нестяжание. Задача их - подготовить монаха к принятию Великой Схимы, полностью очистить его от грехов.

Принять малую схиму могут монахи-рясофоры. Это низшая ступень черного монашества, на которую вступают сразу после пострига.

Перед каждой иерархической ступенью монахи проходят особые обряды, им меняют имя и назначают При смене титула ужесточаются обеты, меняется одеяние.

Вера римско-католической церкви

Вероучение Католической Церкви изложено в Никео-Константинопольском Символе веры и раскрывается в решениях первых семи Вселенских соборов, а также соборов, проводившихся позже по инициативе папы.

В главных вопросах вероучения католичество имеет много общего с православием, но есть и отличия. Вот основные из них. Римско-Католическая Церковь учит, что существует один вечный Бог в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын (Иисус Христос) и Бог Святой Дух. Католическая догматика приведена в Никейском символе веры и подробно описаны в Катехизисе Католической Церкви. Католическая вера провозглашает, что Церковь «… это продолжающееся присутствие Иисуса на земле». Церковь учит, что спасение существует только в католической церкви, но признает, что Святой Дух может использовать христианские общины, чтобы привести людей к спасению.

Иерархия римско-католической церкви

Глава Церкви - Папа Римский.

Как и во всех остальных исторических церквях, священническая иерархия, чётко отделена от мирян, и разделяется по трём степеням священства:

· епископ;

· священник.

· диакон.

Иерархия клира подразумевает наличие многочисленных церковных степеней и должностей (см. Церковные степени и должности в Римско-католической церкви), как пример:

· кардинал;

· архиепископ;

· примас;

· митрополит;

· прелат;

Существуют также должности ординария, викария и коадъютора - последние две должности включают функцию заместителя или помощника, например епископа. Члены монашеских орденов иногда называются регулярным (от лат. regula - правило) клиром, но большинство, назначаемое епископом, является диоцезиальным, или секулярным. Территориальными единицами могут являться:

· диоцез (епархия);

· архидиоцез (архиепархия);

· апостольская администратура;

· апостольская префектура;

· апостольский экзархат;

· апостольский викариат;

· территориальное аббатство;

Каждая территориальная единица состоит из приходов, которые иногда могут быть сгруппированы в деканаты. Объединение епархий и архиепархий называется митрополией, центр которой всегда совпадает с центром архиепархии. Существуют также военные ординариаты, обслуживающие воинские части. Партикулярные Церкви в мире, а также различные миссии, носят статус «Sui iuris».

Коллегиальность в управлении Церковью (extra Ecclesiam nulla salus) коренится ещё в апостольских временах. Административную власть Папа проводит в соответствии с Кодексом канонического права и может советоваться со Всемирным синодом епископов. Диоцезиальные клирики (архиепископы, епископы и др.) действуют в рамках ординарной юрисдикции, то есть связанной по закону с должностью. Этим правом обладает также ряд прелатов и аббатов, а священники - в пределах своего прихода и по отношению к своим прихожанам.

Структура католической церкви

Высшей, полной, непосредственной, вселенской и ординарной властью в Католической церкви обладает папа римский. Совещательными органами при папе являются коллегия кардиналов и синод епископов. Административный аппарат Церкви называется Римская курия, в состав которой входят конгрегации, суды и другие учреждения. Епископская кафедра папы вместе с курией формируют Святой Престол, располагающийся в независимом государстве Ватикан. Святой Престол является объектом международного права.

Всемирная Католическая Церковь состоит из Церкви латинского обряда и Восточнокатолических церквей, которые исповедуют один из восточных литургических обрядов и имеют статус «sui iuris» (своего права). На практике это выражается в том, что эти церкви, оставаясь в общении с Папой и полностью разделяя католическую догматику, имеют собственную иерархическую структуру и собственное каноническое право. Крупнейшие Восточнокатолические церкви возглавляет Патриарх или верховный архиепископ. Восточные Патриархи и верховные архиепископы приравнены к кардиналам-епископам латинского обряда и занимают в католической иерархии место сразу же за папой.

Основной отдельной территориальной единицей является епархия, возглавляемая епископом. Некоторые важные епархии исторически носят название архиепархий. К епархиям приравнены другие разновидности территориальных единиц:

· апостольский викариат

· апостольская префектура

· апостольская администратура

· военный ординариат

· территориальная прелатура

· территориальное аббатство

В восточнокатолических церквях существуют, кроме того, экзархаты.

Несколько епархий (и архиепархий) могут составлять митрополию или церковную провинцию. Центр митрополии обязательно совпадает с центром архиепархии, таким образом митрополит в Католической церкви обязательно является архиепископом. В некоторых странах (Италия, США и др.) митрополии объединены в церковные регионы. Епископы большинства стран объединены в конференцию епископов, обладающую большими полномочиями в организации церковной жизни страны.

Епархии состоят из приходов, которые возглавляют приходские настоятели, подчинённые епископу. Настоятелю в приходе могут помогать другие священники, называемые викарными. Иногда рядом расположенные приходы объединяются в деканаты.

Особую роль в католической церкви играют так называемые институты посвящённой Богу жизни, то есть монашеские ордена и конгрегации; а также общества апостольской жизни. Институты посвящённой жизни имеют собственные уставы (утверждаемые папой), их территориальная организация не всегда соотносится с церковным епархиальным устройством. Местные единицы монашеских орденов и конгрегаций иногда подчиняются местным епархиальным епископам, а иногда непосредственно папе. Ряд орденов и конгрегаций имеют единоличного главу (Генерал ордена, генеральный настоятель) и чёткую иерархическую структуру; другие представляют собой объединение полностью автономных общин.

Организация католической церкви

Католическая церковь имеет строго централизованную организацию. Во главе римской церкви стоит папа , что по-гречески означает «отец». В раннем христианстве верующие называли так своих духовных руководителей, монахов, священников, епископов. На рубеже II и III вв. в восточном христианстве титул «папа» присваивался патриарху Александрийской церкви. На Западе этот титул носили епископы Карфагена и Рима. В 1073 г. папа Григорий VII заявил, что право носить титул «папа» принадлежит только римскому епископу. Однако в настоящее время в официальной номенклатуре слово «папа» не употребляется. Его заменяет выражение Romanus Pontifex (римский понтифик или верховный жрец), заимствованное из древнеримской . Это название отражает две основные функции папы: он является епископом Рима и одновременно главой католической церкви. Согласно тезису об апостольском наследии епископ Рима унаследовал все атрибуты власти, какие имел апостол Петр, возглавлявший коллегию двенадцати апостолов. Как Петр был главой церкви, так и его преемники обладают властью над всем католическим миром и его иерархией. Этот тезис нашел окончательное выражение в принятом на Ватиканском соборе (1870) догмате о верховенстве папы.

Первых епископов Рима утверждал народ и духовенство с последующим утверждением избрания епископами соседних епархий. После этого избранный посвяшался в епископы. В V в. начинается процесс исключения влияния светских лиц на ход выборов римского епископа, которые становятся прерогативой духовенства. Одобрение же избранного кандидата народом превратилось в чистую формальность. Однако еще долгое время на избрание папы оказывала влияние верховная светская власть. В 1059 г. папа Лев IX превратил избрание пап в дело только кардиналов. Раньше кардиналами назывались священники и диаконы приходских церквей, а в XI в. так стали именовать епископов римской церковной области. В последующие годы титул кардинала присваивали и другим церковным иерархам, однако с XIII в. он становится более высоким, чем титул епископа.

С XIII в. были ужесточены требования к процедуре выборных совещаний. На время проведения выборов кардинальскую коллегию стали изолировать от окружающего мира. Закрытые на ключ (отсюда происходит название конклав — лат. «под ключом»), кардиналы обязаны были быстро завершить выборы нового папы, в противном случае им грозило ограничение пищевого рациона. Было введено требование сохранять в полной тайне ход конклава. Избирательные бюллетени предписано было сжигать в специальной печке. Если выборы не состоялись, то к бюллетеням подмешивали влажную солому и черный цвет дыма извещал собравшихся перед собором об отрицательном результате голосования. В случае избрания к бюллетеням подмешивали сухую солому. Белый цвет дыма говорил о том, что новый папа избран. После избрания глава кардинальской коллегии убеждался в том, что избранный согласен занять трон, а затем ему присваивали новое имя согласно его желанию.

Папа осуществляет свою власть при посредстве комплекса учреждений, называемых папской курией. Название «курия» происходит от латинского словаcuria , которое означало резиденцию городских властей Рима на Капитолии. Кроме курии, в настоящее время существует два совещательных органа при папе: кардинальская коллегия и синод епископов , созданный после II Ватиканского собора в 1970 г.

Официальные документы, принимаемые папой, называются конституциями или буллами. Ко второй группе документов относят бреве или постановления частного характера. Важнейшие документы носят название «декреты». В 1740 г. появилась первая энциклика. Некоторые документы скрепляются специальной печатью, называемой «перстнем рыбака », так как на нем выгравирована фигура Петра-рыбака. Папа пользуется правом награждения рыцарскими орденами за заслуги перед церковью.

Папа является не только духовным наставником, но и руководителем города-государства Ватикан , которое возникло в 1929 г. в результате Лютеранских соглашений с правительством Муссолини. Цель церковного государства заключается в обеспечении независимости папы и католической церкви от светских властей, беспрепятственном его сношении с епископами и верующими всего мира. Территория Ватикана составляет 44 га и находится в Риме. Ватикан обладает символами политического суверенитета — флагом и гимном, жандармерией, финансовыми органами, средствами связи и массовой информации.

Современное состояние католической церкви

Современная католическая церковь в своем строении и управлении имеет отчетливый юридический характер . Нормой регулирования всех церковных дел является Кодекс канонического права, который содержит свод всех древних церковных постановлений и последовавших за ними нововведений.

Иерархия в католической церкви

В католической церкви сложилась строгая централизация духовенства. На вершине иерархической пирамиды стоит папа как источник всей духовной власти. Он носит титул «епископ Рима, викарий Иисуса Христа, преемник князя апостолов, верховный понтифик Вселенской церкви, патриарх Запада, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, суверен государства-города Ватикана, раб рабов Божиих. Папа избирается пожизненно специальным собранием коллегии кардиналов — конклавом. Избрание может быть произведено единогласно и устно; путем компромисса, когда право избрания передается письменно участникам конклава — семи, пяти или трем кардиналам, а последние должны прийти к единогласному мнению. Обычно выборы проводятся посредством тайного голосования по подготовленным бюллетеням. Избранным считается набравший две трети плюс один голос. Избранный на престол может и отказаться от власти. Если избрание им принимается, то с балкона св. Петра новый папа дает благословение Городу и Миру.

Папа имеет неограниченную власть. Он назначает высших церковных иерархов. Назначение кардиналов папа согласует с консисторией — собранием коллегии кардиналов. Папа выполняет также функцию суверена государства-города Ватикана. Ватикан поддерживает дипломатические отношения с более чем 100 странами и представлен в ООН. Общее руководство осуществляет римская курия — совокупность находящихся в Риме центральных учреждений, органов управления церковью и государством Ватикан. По Апостольской конституции« Pastor bonus », вступившей в силу в 1989 г., в качестве важнейших учреждений определяется Государственный секретариат, 9 конгрегаций, 12 советов, 3 трибунала, 3 канцелярии. Кардиналу, Государственному секретарю, подчиняются папские посланники, в том числе нунции (от лат. — «вестник») — постоянные представители папы при правительствах иностранных государств. Все священники страны, куда направлен нунций, кроме кардиналов, подконтрольны ему, все церкви должны быть открыты для него. В состав римской курии введен новый совещательный орган - синод епископов , в него конференции национальных епископатов делегируют своих представителей.

В последнее время расширяются и укрепляются права мирян в церкви. Они привлекаются к деятельности коллективных органов управления, к евхаристическому служению, распоряжению финансами церкви. В приходах практикуется разносторонняя культурно- просветительская деятельность, создаются кружки и клубы.

Деятельность католической церкви

В католической церкви существует множество организаций, не имеющих официального характера. Их деятельность определяется личностью руководителя. Это может быть чтение и изучение Библии, а может быть деятельность мистического характера. К такого рода организациям относятся «Эмманюэль», «Община блаженства», «Рыцари Колумба» и др.

Еще с эпохи Средневековья большое значение католическая церковь придавала миссионерской деятельности. В настоящее время большинство католиков живет в странах «третьего мира». Церковь включает в богослужение элементы распространенного в этих странах культа предков и отказывается рассматривать это как идолопоклонство, как это было ранее.

Важные позиции в католической церкви занимает монашество, организованное в ордена и конгрегации, подчиняющиеся папе. Ордена разделяются на «созерцательные» и «деятельные» и живут по уставу, в котором молитва, богослужение сочетаются с физическим и умственным трудом. Уставы созерцательных орденов более строгие, требуют, чтобы монахи посвящали себя молитве, а работали только для поддержания жизни.

Членом ордена может быть любой католик с 15-летнего возраста, если этому нет канонических препятствий. После двухлетнего послушничества принимаются обеты — торжественные (монашествующими) или простые. Традиционно даются обеты бедности, целомудрия и послушания, а также обеты, предписанные правилами ордена. Торжественные обеты признаются вечными, для их снятия требуется позволение папы. Миряне, члены орденов, называются братьями, монашествующие священники — отцами. Женщины, давшие вечный обет, называются монахинями, прочие — сестрами. «Первые ордена» — мужские, «вторые ордена» — женские, «третьи ордена» состоят из мирян, которые стремятся к осуществлению идеалов данного ордена.

На II Ватиканском соборе начался процесс «аджарнаменто» — обновления, модернизации всех сторон жизни церкви, направленный на упрощение обрядов и богослужения, приспособление их к конкретным условиям.

Значительное внимание Ватикан уделяет распространению и укреплению позиций в России. На территории Российской Федерации насчитывается более 2 млн католиков. В последнее время открываются все новые приходы. Существует официальный орган апостольской администрации в Москве, открываются католические учебные заведения. С начала 1990 г. стали проявлять активность монашеские ордена доминиканцев, францисканцев, иезуитов. Появились католические монахини: кармелитки, паулинки и др. Руководство католической церкви в России доброжелательно относится к Русской и готово сотрудничать с ней.

) и 2) церковная И.; так называются 3 степени священства - епископы, пресвитеры и диаконы в их соподчиненности - и степени правительственной И. священнослужителей. Иногда слово «иерархия» употребляется применительно к одной степени священства - епископату, а не к низшим степеням пресвитеров и диаконов, подобно тому как слово «клирики», относящееся ко всем 3 степеням священнослужителей и к посвященным церковнослужителям, употребляется преимущественно по отношению к церковнослужителям и к 2 низшим степеням священства - диаконам и пресвитерам, но не к епископам, поэтому в церковной лит-ре, в т. ч. в офиц. церковных актах, нередко встречается выражение «клирики и епископы», хотя с т. зр. канонического права епископы также принадлежат к числу клириков.

Священная И.

В соответствии с основными экклезиологическими догматами члены Церкви разделяются на 2 основных разряда. Первый разряд составляют призванные Св. Духом через поставление совершать церковное служение: проповедовать, преподавать таинства, заботиться о внешнем устройстве храма - это клирики. Второй разряд составляют миряне, к-рые тоже являются участниками церковной жизни: они принимают участие в церковном учительстве, но лишь по благословению священнослужителей и, как правило, не с амвона, в богослужении - своими молитвами, в церковном управлении, напр. в распоряжении церковным имуществом, но под руководством клириков разных степеней в зависимости от должности, занимаемой мирянином. Клирики разделяются на высших, или священнослужителей, степени к-рых в совокупности и составляют И., и низших, или церковнослужителей, к-рые к И. не причисляются,- это чтец, певчий, иподиакон, парамонарь (пономарь), они прислуживают при отправлении богослужения в храме; в наст. время в РПЦ осталось 2 степени церковнослужителей - иподиакон и чтец.

Иерархическое священство - богоустановленный институт. С самого начала Церковь знает 3 степени священной И.: епископскую, пресвитерскую и диаконскую. Епископы - преемники апостолов, имеющие через чреду рукоположений благодатную связь с ними. Это архипастыри, первосвященники и высшие учители своих Церквей. Пресвитер по своему полномочию, полученному от епископа, может совершать все священнодействия, кроме освящения антиминса и освящения мира , а также хиротонии и хиротесии , за исключением пресвитеров, начальствующих в мон-рях, которые могут поставлять иподиаконов и чтецов для своих монастырей. Пресвитеры учат народ догматам веры и благочестию, пастырски окормляют вверенных их попечению христиан. Диаконы помогают епископам и пресвитерам в исполнении их служения, участвуя в совершении священнодействий в храме, включая алтарь. При этом, согласно 39-му Апостольскому правилу, «пресвитеры и диаконы без воли епископа ничего да не совершают. Ибо ему вверены людие Господни, и он воздаст ответ о душах их».

Три степени священства - апостольского происхождения, и они пребудут до скончания века. Церковь не властна отменить ни одну из них, не может и умножить число священных степеней.

В нек-рых, и даже весьма авторитетных, правосл. книгах отразились иные представления о границе между степенями низших и высших клириков, чем те, что стали общепринятыми в наст. время. Так, в «Православном исповедании» свт. Петра (Могилы) (1662) различаются высшие и низшие степени священства. К высшим у него отнесены епископская и пресвитерская, а к низшим - степени диакона, иподиакона, свещеносца, певца и чтеца, иными словами, низшая священная степень - диаконская и церковнослужительские чины. В своем труде свт. Петр (Могила), в сущности, повторяет католич. классификацию священства. Католики различают в иерархии священнодействий священников (епископов и пресвитеров) и служителей (диаконов, субдиаконов, аколуфов, экзорцистов, лекторов и остиариев), а по несению особых канонических обязательств (напр., безбрачия) - высшие и низшие степени, причисляя к высшей епископов, пресвитеров, диаконов и субдиаконов, а к низшей остальных церковнослужителей (после Ватиканского II Собора низшие чины были частично упразднены). В правосл. Церкви диаконы, равно как и низшие клирики, не являются самостоятельными совершителями богослужения; посвященные иподиаконы при отсутствии обязательного целибата не могут, как и священнослужители, вступать в брак после посвящения. Казалось бы, налицо обстоятельства, к-рые могут служить обоснованием для классификации, заимствованной свт. Петром (Могилой) из католич. права. Но для общепринятого в правосл. Церкви разделения на высших и низших клириков, на степени священной И. и церковнослужителей, проходящего между диаконами и иподиаконами, есть веское догматическое основание: 3 степени священной И. суть богоустановленные институты, восходят к апостольскому веку и пребудут в Церкви до скончания мира, а степени низших клириков - церковнослужителей - учреждались Церковью в процессе ее истории и упразднялись в ходе этой истории. Так, чин иподиакона стал известен в Церкви не ранее III в.; уже то обстоятельство, что Церковь не знала его изначально, не позволяет относить этот чин к богоучрежденным степеням священной И.

Священнослужители, принадлежащие к И., получают благодать священства после их избрания в отношении епископов епископским собором (в РПЦ в наст. время Свящ. Синодом), а в отношении пресвитеров и диаконов правящим епископом, через таинство Священства, или хиротонию, совершаемую в алтаре за Божественной литургией. Участие пресвитеров, диаконов, низших клириков и мирян в избрании кандидатов священства разных иерархических степеней в разные эпохи истории и в разных поместных Церквах было фактором преходящим и изменчивым в отличие от участия епископов, к-рое во все времена церковной истории имело решающее значение.

Власть совершать рукоположение на все 3 степени священной И. принадлежит епископам, и только им, как преемникам св. апостолов. Одним из условий действительности хиротонии является правосл. исповедание ее совершителя. Если же совершивший хиротонию епископ принадлежит к И., отделившейся от Вселенской Церкви, то для положительного решения вопроса о действительности совершенного им акта безусловно требуется, чтобы схизматической И. сохранялось апостольское преемство и чтобы отступления отделившейся общины от правосл. вероучения не касались основных догматов. Право окончательного решения вопроса о возможности присоединения инославных клириков к правосл. Церкви в сущем сане всегда принадлежит суду правосл. Церкви. Так, отцы Вселенского I Собора 8-м прав. признали действительность рукоположений у кафар: «О именовавших некогда самих себя чистыми, но присоединяющихся к кафолической и апостольской церкви, благоугодно святому и великому собору, да, по возложении на них рук, пребывают они в клире». Иоанн Зонара в толковании на это правило писал: «Если они рукоположены во епископов, или пресвитеров, или диаконов, то присоединяемые из них к церкви остаются в клире, в своих степенях». Иначе судили отцы Никейского Собора о еретиках-павлианах (павликианах). В I Всел. 19 говорится: «О бывших павлианами, но потом прибегнувших к кафолической церкви, постановляется определение, чтобы они все вообще вновь крестимы были. Аще же которые в прежнее время к клиру принадлежали: таковые, явясь безпорочными и неукоризненными, по перекрещении, да будут рукоположени епископом кафолическия церкви».

Священная И. существует в Церквах, сохранивших апостольское преемство рукоположений, в наст. время это правосл., католич. и нехалкидонские Церкви.

Иерархический строй католической Церкви

существенно отличается от того, к-рый отразился в каноническом корпусе правосл. Церкви и к-рый сохранялся во Вселенской Церкви на Западе и на Востоке в I тыс. христ. истории. В католич. богословии авторитет Церкви, ее непогрешимость персонифицируются в лице Римского епископа, именуемого верховным первосвященником и наместником, викарием Христа. В «Кодексе канонического права» католич. Церкви содержится такая формулировка: «Епископ Римской Церкви, в коем пребывает служение, особым образом вверенное Господом Петру, первому из апостолов, и подлежащее передаче его преемникам, является главой Коллегии епископов, Наместником Христа и Пастырем всей Церкви на сей земле, поэтому в силу своей должности он пользуется в Церкви верховной, полной, непосредственной и универсальной ординарной властью, которую он всегда может свободно осуществлять» (CIC. Can. 331). По существу, папа ставится на высшую по отношению к епископам ступень не только правительственной, но и священной И., хотя это прямо не декларируется в католич. богословии и праве. Папа, епископ Рима, признается епископом, но при этом ему усваиваются властные полномочия в Церкви, превышающие власть любых епископских Соборов, включая Вселенские (CIC. Can. 333).

Еще одна особенность иерархического строя католич. Церкви заключается в роли коллегии кардиналов, к-рой принадлежит право избрания Римского первосвященника (CIC. Can. 349). Коллегия состоит из кардиналов 3 степеней: епископской, пресвитерской и диаконской (CIC. Can. 350. 1). Кардиналы-епископы носят титулы 7 субурбикарных (пригородных) Церквей Рима: Остии («Остийский диоцез вместе с другой Церковью, которая уже была его титулом ранее» является титулом кардинала-декана, главы коллегии кардиналов - CIC. Can. 350. 4; 352. 1), Фраскати, Палестрины, Порто - Санта-Руфины, Сабины - Поджо-Миртето и Веллетри - Сеньи; к их числу принадлежат также лат. и униат. патриархи с титулами их патриарших кафедр (CIC. Can. 350. 1, 3). Кардиналы-пресвитеры и кардиналы-диаконы получают от папы титул или диаконию в Риме (CIC. Can. 350. 2). В ХХ в. значительное большинство кардиналов-пресвитеров и кардиналов-диаконов являлись одновременно и епископами (CIC. Can. 351. 1), так что одно лицо принадлежало к 2 степеням: одна из них относится к И. священных степеней, другая - к И. внутри коллегии кардиналов. Но и в наст. время есть кардиналы-пресвитеры, не имеющие епископского посвящения и являющиеся действительно пресвитерами в рамках священной И. (ср.: CIC. Can. 350. 5). Возведение в кардинальское достоинство представляет исключительное полномочие папы (CIC. Can. 351. 1). Кардиналов Римский епископ избирает из числа епископов и пресвитеров; при этом в большинстве случаев, но не во всех, пресвитеры после возведения их в степень кардиналов принимают епископское посвящение (ср.: Ibidem). Кардиналы помогают верховному Пастырю в управлении Церковью, собираясь по указу папы на очередные и чрезвычайные консистории, в к-рых председательствует Римский первосвященник (CIC. Can. 353. 1-3). Кардиналы во мн. отношениях стоят даже над патриархами, если те не удостоены звания кардинала (CIC. Can. 357. 2).

В средневековье и в Новое время, ввиду того что в католической экклезиологии принципиально разделяется potestas ministerii (власть служения) и potestas jurisdictionis (власть юрисдикции), в католич. Церкви существовали епископы, наделенные юрисдикцией, правительственной властью в своем диоцезе , но не обладавшие властью служения, т. е. не совершавшие богослужений, поскольку они не имели епископской хиротонии.

Еще одна особенность иерархического строя католич. Церкви состоит в том, что из ее жизни уже в средневековье фактически исчез диаконат, так что на диаконскую степень посвящали кандидатов священства незадолго до их рукоположения в пресвитера, само же диаконское служение отсутствовало (см. ст. Диакон). Опыт возрождения диаконского служения предпринимается в католич. Церкви после II Ватиканского Cобора, но он носит локальный, ограниченный характер.

В англиканской Церкви

(и соответственно в Протестантской епископальной церкви в США) сохраняются 3 степени священства, но действительность этой И. с правосл. т. зр. сомнительна; ее непризнание связано как с обстоятельствами отделения англикан. Церкви от католической в XVI в., ставящими под вопрос сохранение апостольского преемства рукоположений в ней, так и с офиц., вполне протестант. доктриной англиканства, не усматривающей в И. церковно-таинственного значения, иначе говоря, отрицающей таинство Священства. Более церковные идеи богословов, принадлежащих к направлению «Высокой Церкви», ничего не меняют, поскольку «Высокая Церковь» - это только направление, своего рода партия внутри единой англикан. Церкви, и ее представители имеют общение с приверженцами др. направлений англиканства - «Широкой» и «Низкой» Церквей - с их по существу кальвинистской, антииерархической экклезиологией. Кроме того, в действительном устройстве англикан. Церкви в Великобритании высшие полномочия принадлежат не ее первому епископу, к-рый носит титул Архиепископа Кентерберийского, а королю, в наст. время - королеве, признаваемой главой англикан. Церкви, при этом свои полномочия королева осуществляет через 2-палатный парламент и правительство.

Действительная священная И. отсутствует и в остальных протестантских сообществах, безусловно отвергающих таинство Священства и апостольское преемство рукоположений.

Т. о., правосл. Церковь признает действительность хиротоний, совершаемых в католич. и нехалкидонских Церквах, однако не признает протестантских ординаций, не считая их благодатными и имеющими иерархическое значение. Официально не признана РПЦ действительность старообрядческой И. обоих толков: белокриницкого и новозыбковского.

Правительственная И. священства

Сакраментально лица, принадлежащие к одной и той же степени священной И., равны между собой. Однако епископы, а также пресвитеры и диаконы могут различаться по объему полномочий и месту, занимаемому ими в диптихах или перед престолом. Различие священнослужителей по этому признаку называется правительственной И. священства.

Так, носители высшей епископской степени священства как члены правительственной И. имеют сан, или титул, пап, патриархов, католикосов, экзархов, примасов, митрополитов и архиепископов. Появление каждого из этих титулов связано с той или иной территориальной областью, входящей в систему адм. деления Вселенской Церкви, хотя впосл. различия между ними могли утратить обусловленность объемом реальной правительственной власти, превратившись в титулярные отличия и преимущества, усвояемые либо епископским кафедрам, либо лично занимающим их архиереям. Исторически первым епископским титулом являлся сан митрополита - так именовались в древности епископы столичных городов провинций Римской империи. В наст. время в РПЦ сохранились следующие степени правительственной И. епископов: патриарх, митрополит и архиепископ. В некоторых правосл., а также в нехалкидонских Церквах употребляются наряду с титулом патриарха титул папы (этот титул носит Александрийский Патриарх) и титул католикоса, к-рый принадлежит Грузинскому Патриарху, а также Патриарху всех армян, Митрополиту Маланкарскому, Патриарху Ассирийской Церкви Востока. Кроме того, в грекоязычных Церквах, Антиохийском Патриархате, Албанской Церкви титул архиепископа выше титула митрополита в отличие от Русской Церкви.

Существуют различные степени правительственной И. и для пресвитеров. В РПЦ в наст. время священник может иметь сан протоиерея или протопресвитера; монашествующий пресвитер (иеромонах) - игумена или архимандрита. В диаконской степени, кроме собственно диаконов, имеются протодиаконы и архидиаконы.

Степени правительственной И. в отличие от богоустановленных священных степеней имеют историческое происхождение. Они устанавливаются и упраздняются Церковью, к-рая то увеличивает, то уменьшает их число. Так, 39(48)-м прав. Карфагенского Собора (419) запрещены титулы экзарха, верховного священника и все вообще титулы первого престола; в соответствии с правилом занимающий этот престол должен именоваться только «епископом первого престола». Но в 9, 12, 17, 25, 28-м правилах Халкидонского Собора (451) титулы экзарха, митрополита и архиепископа обозначены; эти титулы упоминаются и в последующих правилах (VII Всел. 6; Двукр. 14 и др.).

В отличие от священных степеней, которые сообщаются через таинство Священства - хиротонию, степени правительственной И. присваиваются либо по чину хиротесии, либо путем назначения, производства в ту или иную степень законной церковной властью.

Степени правительственной И. отличаются и от должностей церковных . Как видно из истории происхождения степеней правительственной И., вначале каждая из них была связана с определенным объемом властных полномочий, т. е. соответствовала определенной должности, но со временем эта связь ослаблялась и утрачивалась и степени правительственной И. превращались в титулы. В Византии не только церковные, но и придворные, военные и гражданские должности нередко теряли первоначальное значение и становились титулами. Принципиальное отличие степеней правительственной церковной И. от должностей заключается и в том, что степени носят постоянный характер, а должности, как правило, временный, связанный с определенным кругом полномочий. В отличие от степеней правительственной И. на церковные должности ставят только путем назначения и производства, без церковного обряда. Во 2-м прав. Халкидонского Собора, осуждающем симонию, проводится различение между степенями священной и правительственной И., с одной стороны, и церковными должностями - с другой: «Аще который епископ за деньги рукоположение учинит, и непродаемую благодать обратит в продажу, и за деньги поставит епископа, или хорепископа, или пресвитера, или диакона, или иного коего от числящихся в клире, или произведет за деньги во иконома, или екдика, или парамонария, или вообще в какую либо церковную должность, ради гнуснаго прибытка своего: таковый... да будет подвержен лишению собственнаго степени...»

Ист.: Никодим [Милаш], еп. Правила; Правила ВС с толк.; CIC.

Прот. Владислав Цыпин