Церковь святой марии на конюшенной органный концерт. Церковь святой марии

История этого небольшого храма на Большой Конюшенной улице восходит к первым годам существования Петербурга, когда на территории города появилась лютеранская община финнов и шведов. Это были бывшие жители Ниеншанца, а так же пленные, взятые русской армией в ходе Северной войны. Первые упоминания о приходе относятся уже к 1703 году.

Хотя и шведы и финны говорили по-шведски, отношения между двумя нациями были далеко не безоблачными. Все это привело в 1745 году к расколу. Шведы обосновались на Малой Конюшенной улице, где была воздвигнута церковь Святой Екатерины , а финны устроились по соседству на Большой Конюшенной улице, где в 1805 году была возведена каменная церковь Святой Марии.

Свое название храм получил в честь вдовствующей императрицы Марии Федоровны, известной своей благотворительной деятельностью. Архитектором церкви стал Г. Паульсон. Несмотря на то, что петербургская финская община была гораздо многочисленнее шведской, нетрудно заметить, что церковь Св. Марии значительно уступает своими размерами и оформлением шведскому собору. В этом нашло отражение тот факт, что большинство финнов в Петербурге принадлежали к городским низам, в то время как шведы были купцами и аристократами.

После аннексии Финляндии в 1809 году приход Св. Марии стал быстро расти. В 1890-хх годах церковь вмещавшую 2400 верующих посещало до 17 тысяч человек. Пастор для богослужений приезжал из Финляндии. В 1842-1844 годах при храме была пристроена церковная усадьба. С 1860-годов при церкви возник сиротский приют для девочек. Постоянно действовали воскресные школы.

Церковь Св. Марии в начале XX века

После революции церковь Св. Марии сильно пострадала, потому что в холодную зиму 1919-1920 года у прихода не было средств для отопления помещения. Позднее, в начале 1920-хх годов здание все-таки удалось отремонтировать. До 1938 года храм продолжал работать. При приходе работало пять конфирмационных школ, которые посещало 800 человек. Лишь в 1938 году, накануне приближающейся войны церковь была закрыта. Все ценности прихода были переданы в Государственный Эрмитаж.

Долгое время в храме находилось общежитие со складом метелок в подвале. С 1970 году в церковном здание разместился Дом природы. Лишь в начале 1990-хх годов храм передали верующим.

Известной достопримечательностью церкви Св. Марии является орган. Первый орган в храме был выполнен мастером С.Г. Талом из Тарту и установлен в 1805 году. В 1876 году его сменил инструмент фирмы «Зауэр». Позднее этот инструмент был передан Тбилисской консерватории. Современный орган храма был изготовлен в Финляндии фирмой Мартти Портана. За его основу были взяты органы Готфрида Зилбермана - известного немецкого мастера органостроения. С декабря 2010 года в церкви Св. Марии проходят регулярные бесплатные органные концерты.

Над средневековыми крышами старого Толедо возвышается Кафедральный собор Святой Марии - воплощение силы и могущества католической веры. Посетите музеи собора, особенно интересны картинная галерея и комната мантий священников.

Собор Святой Марии Толедской (Catedral Primada Santa María de Toledo) или его еще называют Толедский собор (Catedral de Toledo) – это один из главных католических храмов Испании, резиденция епископа Толедского. С какого времени ведет свою историю первый христианский храм Толедо? Точно не установлено. Об этом нет летописных упоминаний. Считается, что он был построен на месте явления Богородицы святому покровителю города – Идельфонсу.

История строительства собора

Первую церковь на этом месте построили римляне. В V-VI вв. ее перестроили вестготы и назвали в честь Святой Марии. Позже арабы снесли христианскую церковь и на ее фундаменте возвели Соборную мечеть.

В 1085 году строение вновь перешло в руки христиан, но вскоре его снова снесли. Только в 1226 году, по указу Фернандо III, было начато строительство Кафедрального собора.

Собор Святой Марии возводился более двух веков: с 1226 по 1493 гг. Разработал проект храма архитектор Мартинер, а руководил первыми этапами работ Петрус Петри. В XIV веке Родриго Альфонсо занимался обустройством внутреннего двора; в 1418 году Алвар Мартинес строил западный фасад. В 1460 году зодчий Педро де Алала приступил к завершающему этапу строительства.

Здание изначально планировали возводить в готическом французском стиле, но работы слишком затянулись. Уже в процессе строительства храм приобрел черты испанской готики с присутствием черт мудехара. Мавританское влияние ощущается в многолопастных и подковообразных арках. Своей близостью к зальному типу собор напоминает мечеть.

Толедский собор — это один из шести крупнейших христианских храмов Европы и одно из высочайших зданий . Грандиозный собор взметнулся на 44 метра. Высота Северной башни — 90 метров. На ней установлен колокол «Кампанья-Горда» (1753 г.) весом 17 т.

В 1986 году Кафедральный собор был признан объектом исторического наследия и занесен в реестр ЮНЕСКО.

Главный фасад, фото viajeblogevasion

Главный фасад Толедского собора обращен к площади Аютамьенто. На нем три готических портала: Ада, Прощения и Страшного Суда. Все порталы украшены скульптурным декором библейской тематики. Фасад был реконструирован в 1787 году зодчим Эухенио Дуранго.

Северный фасад

Портал Часов (Puerta del reloj), фото viajeblogevasion

Портал Часов — это северный вход в собор. На фронтоне над воротами изображены сцены жития Иисуса и Богоматери (работы Хуана Алемана). Над ними, в верхней части тимпана, можно увидеть сцену успения Богородицы. Фасад был создан в XIII веке, а часы на нем установлены с XVI века.

Южный фасад

Самый современный портал носит название Портала львов. Он был создан в XVI веке и находится на Южном фасаде. Фасад украшен богатой каменной резьбой. Львов можно увидеть на верхушках колонн у самого входа.

Клуатр, фото viajeblogevasion

Галереи клуатра (открытого двора) перекрыты готическими сводами. На стенах сохранились фрески, изображающие сцены из жизни святых Эладия, Евгения, Касильды (работа Байе), и две фрески кисти Маэльи о мученичестве Леокадии и Святого Дациана.

Внутреннее убранство

Толедский собор славится своим богатым внутренним убранством. Площадь основного зала составляет больше 7000 м². В церкви пять нефов (включая поперечный трансепт). Своды храма поддерживают массивные колонны. Вдоль внутренних нефов тянутся огромные витражи. В здании семьсот витражных окон, через которые внутрь проникают разноцветные солнечные лучи. Для увеличения освещенности в XVIII веке мастером Нарсисо Томэ было создано огромное прозрачное барочное окно — Транспаренте.

Главный зал храма заканчивается просторной апсидой. Вдоль всех стен протянулись часовни с красивейшим и многообразным декором.

Главная капелла

Стены Главной капеллы богато украшены резьбой. В левой части расположена усыпальница кардинала Педро Мендосы в стиле испанского Ренессанса. Здесь же в часовне похоронены кастильские короли — Санчо III, Санчо IV, Альфонсо VII Император. Ажурная решетка закрывает вход в капеллу.

Позднеготическое ретабло (алтарь) Главной капеллы, созданное в 1498-1504 гг., — жемчужина собора. Выполнено оно из позолоченного дерева. Состоит из 7 вертикальных частей. Центральная часть находится над дарохранительницей. Ретабло украшено скульптурами святых и сценами на евангельские сюжеты.

Под алтарем находится небольшая крипта с часовней.

Хоры, фото santiago sanz romero

В центральной части главного нефа расположены хоры. Здесь заседал епископский Совет, состоящий примерно из 140 церковных служителей. Хоры поделены на 2 яруса и украшены скульптурами, орнаментами и рельефами. На хорах установлены два органа. Резные скамьи с изображениями библейских сцен и исторических сражений изготовлены в ренессансном стиле. Над убранством хор трудились мастера: Родриго де Алеман, Фелипе Бигарни и Алонсо Берругете. Хоры защищены решеткой в стиле платереско (1548 г.)

Капелла Святого Причастия

Еще ее называют капеллой Девы Марии Старинной, т.к. алтарь венчает статуя Девы Марии из дерева (ХII в.), стоящая на позолоченном троне.

Часовня Святого Ильдефонса

Самая примечательная из капелл собора — часовня Святого Ильдефонса. В ней погребен архиепископ и кардинал Хиль Альварес де Альборнос. Саркофаг его стоит на шести фигурах львов, он окружен двадцатью двумя статуями святых. На мраморном ретабло (XVIII в.) изображено явление Девы Марии Святому Ильдефонсу (работа знаменитого Вентуры Родригеса).

Другие часовни

Капелла Новых Королей (1531-1534 гг.) была построена как усыпальница королей.
Капелла Сантьяго (1435-1440 гг.) — усыпальница рода де Луна со звездчатым сводом и позолоченным золотым алтарем.
Капелла Транспаренте (1729-1732 гг.) уникальна способом освещения.
В Мосарабской капелле совершаются богослужения по вестготскому и испанскому (мосарабскому) обряду.
Главная ценность капеллы Сан-Блас — фрески.

Ризница, фото Jose Luiz

В ризнице храма устроена картинная галерея, где можно увидеть полотно Эль Греко «Эсполио» и ряд работ Тициана, Веласкеса, Ван Дейка и Гойи. Выставлены здесь и другие произведения искусства, старинные культовые предметы и церковные облачения, украшенные драгоценными камнями.

Дароносица, фото [email protected]

Сокровищница находится под главной башней собора. В этом месте планировалось устроить фамильную усыпальницу. Но позднее организовали сокровищницу, где разместили ювелирные изделия, подаренные храму. В экспозицию включена 2,5-метровая дароносица. На самом деле их 2. Золотая дароносица с драгоценными камнями и жемчугом Изабеллы Католической, древняя весом 17 кг, помещена в центр серебряной (позже позолоченной) большой дарохранительницы (160 кг).

Храм сегодня является действующим. В нем проводятся богослужения. В это время вход в Кафедральный собор бесплатный. В другое время храм работает как музей.

Часы работы музея

ПН-СБ: 10:30-18:00;
ВС: 14:00-18:30.

Входной комплексный билет — €12,50.

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Церковь Святой Марии – исторический приход Пиетари Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии. Один из старейших храмов города, построенный в начале XIX века. Финская Церковь Святой Марии — памятник архитектуры регионального значения. Здесь регулярно проходят концерты классической музыки.

История храма

За 500 лет до того, как Петр I основал Петербург, в шведском городе Ниен была построена лютеранская церковь. Северная война разрушила город, и многие шведы стали переселяться в новое поселение. С 1703 году собрания для лютеранской общины начал проводить пастор Якоб Майделин. Люди собирались в обычном жилом доме.

Через 30 лет количество желающих послушать проповеди превысило 1 500 человек. Императрица Анна Иоанновна подарила общине участок на Большой Конюшенной улице . Там был построен первый деревянный храм, который освятили 19 мая 1734 года в честь Святой Анны. Здание было небольшим, а убранство скромным. Долгое время он был единственным финским храмом.

Финская община росла, и в 1803 году началось строительство новой каменной церкви на 2 400 мест

12 декабря 1805 года церковь освятили в честь Богородицы. Началась новая, местами трагичная, история.

На попечительстве прихода Святой Марии находились :

  • дома сирот
  • приют для бедных
  • касса взаимопомощи
  • общеобразовательные школы
  • часовня на Митрофаньевском кладбище
  • молитвенный дом Святой Марии в Лахте

В 1918 году на церковь начались гонения. Власти отобрали все социальные сооружения и за здание храма назначили арендную плату. В 1938 году пастор Церкви Святой Марии был расстрелян, здание закрыли и передали Эрмитажу . Но прихожане продолжали собираться тайно и сохранили традиции.

В 1940 году церковь перестроили под общежитие для рабочих

С 1970 года в здании находился «Дом природы» . Здесь проводились выставки животных, насекомых и мероприятия по природоохранной деятельности.

В 1990 году, благодаря усилиям пастора Арво Сурво, появилась возможность снова проводить богослужения. Сначала они проходили на ступенях храма, а потом в маленькой комнате на верхнем этаже здания.

К середине 90-х годов Приход Святой Марии вернули прихожанам . Центр зарубежной помощи Финляндии и Музейное ведомство Санкт-Петербурга начали проводить масштабную реставрацию церкви. Лютеране из Финляндии собрали почти 7 млн. рублей пожертвований.

В сентябре 2002 года Церковь Святой Марии стала епископальной церковью, что соответствует кафедральному собору

В 2010 году в церкви установили барочный духовой орган , который сопровождает все службы.

Сейчас в Церкви Святой Марии проводятся богослужения , мессы и проповеди на двух языках: русском и финском.

В храме проходят:

  • библейский час для прихожан
  • воскресная школа для детей
  • собрания для молодежи
  • концерты духовной музыки для всех желающих

Настоятель церкви — главный секретарь Церкви Ингрии пастор Михаил Иванов

Архитектура

Приход Святой Мариипостроили по проекту архитектора Г. Х. Хаульсена в классическом стиле. С начала XIX века внешний вид здания почти не изменился . Церковь Святой Марии — это прямоугольное здание, увенчанное куполом на барабане. Главный западный фасад храма, украшенный портиком из четырёх колонн тосканского ордера, выходит на Большую Конюшенную улицу. Отдельные части композиции — это вазы и треугольный фонтан.

В 1871 году архитектор К. К. Андерсон провел небольшую перестройку. Количество прихожан росло, и необходимо было увеличить вместимость церкви. Это сделали за счет сооружения вторых хоров на чугунных столбах внутри здания. Для свободного передвижения окна главного фасада переделали в двери.

Реставрация 1999 года по проекту С. И. Иванова и Э. Лонка вернула храму первоначальный вид. Но были внесены изменения. Массивный алтарь заменили на более легкий, оставив только алтарную решетку.

Церковный интерьер

Приход Святой Марии уютный и светлый. Внутри все лаконично – белые стены, потолок, деревянная крашеная мебель, яркие люстры, звуковое оборудование. Из религиозной атрибутики, как во многих лютеранских церквях, только алтарь.

Алтарная картина в Церкви Святой Марии создана по проекту художника Альберта Степанова

Церковный орган имеет 27 регистров и около 1 500 труб. Каждую неделю в храме проводятся органные вечера , концерты классической и религиозной музыки. Выступают российские, зарубежные исполнители, играют симфонические оркестры, поют хоры, приезжают детские коллективы. Все это за символические пожертвования. Вход открыт для всех. Иногда посетителей больше 700 .

Перед каждым концертом в церкви проходит проповедь

Режим работы и расписание богослужений 2019

  • Понедельник, вторник с 10:00 до 20:00
  • Среда с 10:00 до 22:30
  • Четверг, пятница, суббота, воскресенье с 10:00 до 20:00

Расписание богослужений можно посмотреть на официальном сайте прихода

Пастор Аннекирхе утверждал, что в церкви на Конюшенной стоит уникальный инструмент.
Нужно сходить и проверить звук на ламповость.

Основана она была как объединённая шведско-финская община.

В 1745 году шведско-финская община разделилась, однако богослужения совершались в общей церкви.

В 1767 году церковь перешла во владение финской общины.

В 1803 году финская община начала строительство новой каменной, прямоугольной в плане церкви на 2400 мест. Строительство осуществлялось по проекту архитектора Готтлиба Xристиана Паульсена - ученика Ю. М. Фельтена в классицистическом стиле.

12 декабря 1805 года, в день рождения императора Александра I , храм освятили в честь святой Марии, тёзоимённой его матери, вдовствующей императрице Марии Фёдоровне. В него из старой, деревянной церкви перенесли люстру, изготовленную ювелиром Захарием Дейхманом.

В 1878 году была предпринята попытка собрать деньги на строительство нового храма, однако набрать необходимой суммы не удалось.

В 1899 году архитектор К. К. Керковиус разработал проект нового храма. Его предполагалось возвести вблизи Финляндского вокзала , где традиционно проживало много финнов, однако и этот проект не был осуществлён из-за недостатка средств.

На попечительстве прихода Святой Марии находились многочисленные приюты: дом сирот для мальчиков на 34 места, построенный в 1886 году, дом сирот для девочек, открытый в 1859 году, приют для бедных на 309 мест, организованный в 1885 году, касса взаимопомощи и школа. Приходу также принадлежала часовня на финском участке Митрофаниевского кладбища , проект которой составил в 1868 году архитектор Ф. К. Мельгрен, и молитвенный дом Святой Марии в Лахте .

Службы в церкви Святой Марии проводились по воскресеньям и праздникам 3 раза в день, зимой - ещё и по средам. Церковный хор всегда был открыт для всех.

Постановлением Леноблисполкома от 21 апреля (23 марта) 1938 года церковь Святой Марии была закрыта, а её здание передано Эрмитажу .

В 1940 году здание было перестроено под общежитие строительного управления.

С 1970 года в здании церкви находился «Дом природы» .

Современность

Борьба прихожан за полное возвращение здания увенчалась успехом лишь в 1994 году. После этого начался сбор средств на реставрацию.

В 1999 году под руководством Центра зарубежной помощи Церкви Финляндии, при поддержке финских приходов и под контролем Музейного ведомства Санкт-Петербурга начали проводить реставрацию церкви по проекту С. И. Иванова и Э. Лонка. Здание церкви Святой Марии было восстановлено исключительно благодаря пожертвованиям лютеран Финляндии, которые собрали для этой цели почти 20 млн финских марок.

Церковь была повторно освящена в 19 мая 2002 года в присутствии архиепископа Евангелическо-Лютеранской церкви Финляндии Юкки Паарма, президента Финляндии Тарьи Халонен и губернатора Санкт-Петербурга Владимира Яковлева .

В сентябре 2002 года по решению церковного правления церковь Святой Марии стала епископальной церковью, что соответствует кафедральному собору .

Лютеранская церковь Святой Марии - действующий храм Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии в Санкт-Петербурге. Находится в центре города, на улице Большая Конюшенная. Памятник архитектуры начала XIX в.

Евангелическо-лютеранский приход на территории современного Санкт-Петербурга известен с 1630-х гг., когда на берегах Невы существовал шведский город Ниен (крепость "Ниеншанц"). Когда по итогам Северной войны (1700 - 1721) Российская Империя получила выход в Балтийское море, а столицей России стал Санкт-Петербург, основанный в 1703 г., часть шведских жителей бывшего Ниена были переселены в Санкт-Петербург, и приход собирался в частном доме.

В 1734 г. приходу императрицей Анной Иоанновной было подарено место на улице Большой Конюшенной, где была сооружена деревянная кирха. Храм был освящен во имя Святой Анны, бабушки Иисуса Христа (богопраматери). В 1745 г. произошел раскол шведско-финской общины, а в 1767 г. церковь перешла финской общине.

Современный каменный храм был построен в период с 1803 - 1805 гг. Автор проекта - русский архитектор немецкого происхождения Готлиб Христиан Паульсен. Архитектурный стиль храма - классицизм. Новый храм был освящен во имя Святой девы Марии, в честь императрицы Марии Фёдоровны, матери Александра I, в день рождения которого освящали храм.

В ведении церкви находилось несколько сиротских приютов, часовня на лютеранском участке Митрофаниевского кладбища, а так же лютеранская кирха Святой Марии в Лахте.

Храм был закрыт в 1938 г. советской властью. Здание было передано в ведение Государственного Эрмитажа. А в 1940 г. здание было перестроено и здесь разместили общежитие. С 1970 г. здесь размещался "Дом природы".

В 1990 г. в городе был вновь зарегистрирован евангелическо-лютеранский приход. В 1994 г. здание церкви было передано в его ведение, и началась реставрация. В 2002 г. храм был освящен в присутствии президента Финляндии и губернатора Санкт-Петербурга.