Цели чтения сказок в доу. Проект «Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок

Тип проекта: творческий, групповой, краткосрочный. Цель: формирование у детей младшего дошкольного возраста интереса к чтению сказок. Задачи: Вызвать интерес к книгам. Расширять представления детей о сказках. Развивать традиции чтения в семье. Оформить полочку сказок в книжном уголке. Воспитывать желание слушать сказки и сопереживать их героям.


Участники проекта: воспитатель, помощник воспитателя, дети, родители. Актуальность проекта: Дети четвертого года жизни тоже являются читателями, даже если они не умеют читать, а только слушают чтение взрослого. Приобщение детей к чтению бесспорно. Необходимо формировать у детей потребность и интерес к чтению сказок. Книга помогает овладеть речью, познавать мир, эмоционально реагировать на содержание книг, формулировать свои мысли, она совершенствует ум ребенка и развивает языковые навыки. Сроки проекта: краткосрочный (1 неделя). Интеграция областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, физкультура, музыка. Проблема: падение интереса к чтению книг.




I этап – подготовительный Обсуждения воспитателя с родителями цели и задач проекта. Подбор сказок, иллюстраций к ним, стихотворений, загадок, песен, соответствующей литературы. Подборка консультаций для родителей. Изготовление родителями масок для инсценирования, изготовление игры « Лото- сказки». Разработка сценария сказки « Теремок».


II этап – основной (практический) Внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных приёмов по расширению знаний дошкольников о сказках. II этап – основной (практический) Внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных приёмов по расширению знаний дошкольников о сказках.


Домашнее задание родителям Прочитать любимые сказки. Отгадывать загадки по сказкам. Совместно с детьми инсценировать сказку « Колобок». Рассмотреть с детьми сказки с яркими иллюстрациями. Домашнее задание родителям Прочитать любимые сказки. Отгадывать загадки по сказкам. Совместно с детьми инсценировать сказку « Колобок». Рассмотреть с детьми сказки с яркими иллюстрациями.


Игровая деятельность Дидактические игры «Один много», «Назови ласково», «Счёт сказочных персонажей», «Угадай героя по описанию», «Узнай знакомую сказку». Настольные игры: Лото « Сказки», «Разрезные картинки». Подвижные игры: «Поедем в гости», « У медведя во бору», « Вершки- корешки».




Познавательная деятельность: Формирование целостной картины мира. Тема: « Откуда книга к нам пришла?» Цели: рассказать детям об истории происхождения книги, объяснить как изготавливают книгу, кто пишет сказки, иллюстрирует их, способствовать воспитанию бережного отношения к книгам.






Коммуникация: Чтение сказок « Колобок», « Волк и семеро козлят», « Дюймовочка». Заучивание песенки « Колобка» Отгадывание загадок о персонажах сказок. Рассматривание иллюстрированных книжек со сказками Рассматривание иллюстраций Рассказывание любимых сказок



Художественное творчество: Рисование: тема «Любимая сказка». Цель: Передать эмоциональное впечатление от прочитанных сказок. Лепка: тема « Колобок» Цель: учить лепить предмет круглой формы, аккуратно раскатывать кругообразными движениями между ладоней, воспитывать аккуратность. Аппликация: тема « Моя любимая сказка» Цель: Учить детей наклеивать предметы любимой сказки, состоящих из нескольких частей, уточнить знание цветов, аккуратно пользоваться клеем, кисточкой, салфеткой.










Результаты реализации проекта В дошкольной группе созданы необходимые условия по формированию у дошкольников представления о сказках. Заинтересованность детей совместно с родителями чтением русских народных сказок, появилось желание беречь книги. У детей сформированы знания о происхождении книги. Улучшение работы по взаимодействию с родителями. Расширение кругозора детей о сказках. Развитие любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативной навыков.

Создано 01.12.2014 16:32 Обновлено 16.02.2017 10:19

  • «Лиса и медведь» (мордовская);
  • «Война грибов с ягодами» - В. Даль;
  • «Дикие лебеди» - Х.К. Андерсен;
  • «Сундук –самолет» - Х.К. Андерсен;
  • «Прожорливый башмак» - А.Н. Толстой;
  • «Кот на велосипеде» - С. Черный;
  • «У лукоморья дуб зеленый…» - А.С. Пушкин;
  • «Конек – горбунок» - П. Ершов;
  • «Спящая царевна» - В. Жуковский;
  • «Господин Ау» - Х. Мякеля;
  • «Гадкий утенок» - Х.К. Андерсен;
  • «Всяк по-своему» - Г. Скребицкий;
  • «Лягушка – путешественница» - В. Гаршин;
  • «Денискины рассказы» - В. Драгунский;
  • «Сказка о царе Салтане» - А.С. Пушкин;
  • «Мороз Иванович» - В. Одоевский;
  • «Госпожа Метелица» - Бр. Гримм;
  • «Сказка о потерянном времени» - Е. Шварц;
  • «Золотой ключик» - А.Н. Толстой;
  • «Гарантийные человечки» - Э. Успенский;
  • «Черная курица, или Подземные жители» - А. Погорельский;
  • «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - А.С. Пушкин;
  • «Слоненок» - Р. Киплинг;
  • «Аленький цветочек» - К. Аксаков;
  • «Цветик – семицветик» - В. Катаев;
  • «Кот, который умел петь» - Л. Петрушевский.

Старшая группа (5-6 лет)

  • «Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. Караноуховой);
  • «Царевна – лягушка» (обр. Булатова);
  • «Хлебный колос» - А. Ремизов;
  • «Серая шейка» Д. Мамин-Сибиряк;
  • «Финист – ясный сокол» - р.н.сказка;
  • «Случай с Евсейкой» - М. Горький;
  • «Двенадцать месяцев» (пер. С.Маршака);
  • «Серебрянное копытце» - П.Бажов;
  • «Доктор Айболит» - К. Чуковский;
  • «Бобик в гостях у Барбоса» - Н. Носов;
  • «Мальчик – с - пальчик» - Ш. Перро;
  • «Доверчивый ежик» - С. Козлов;
  • «Хаврошечка» (обр. А.Н. Толстого);
  • «Царевна – льдинка» - Л. Чарская;
  • «Дюймовочка» - Х. Андерсен;
  • «Цветик – семисветик» - В. Катаев;
  • «Тайна третьей планеты» - К. Булычев;
  • «Волшебник изумрудного города» (главы) – А.Волков;
  • «Собачкины огорчения» - Б.Захадер;
  • «Сказка про трех пиратов» - А. Митяев.

Средняя группа (4-5 лет)

  • «О девочке Маше, о собачке, петушке и кошке Ниточке» - А. Введенский;
  • «Бодливая корова» - К. Ушинский;
  • «Журка» - М. Пришвин;
  • «Три поросенка» (перевод С. Маршака);
  • «Лисичка – сестричка и волк» (обр. М. Булатова);
  • «Зимовье» (обр. И. Соколова-Микитова);
  • «Лиса и козел» (обр. О. Капицы;
  • «Про Иванушку – дурачка» - М. Горький;
  • «Телефон» - К. Чуковский;
  • «Зимняя сказка» - С. Козлова;
  • «Федорино горе» - К. Чуковский;
  • «Бременские музыканты» - братья Гримм;
  • «Собака, которая не умела лаять» (перевод с датск. А. Танзен);
  • «Колобок – колючий бок» - В. Бианки;
  • «Кто сказал «Мяу!»?» - В. Сутеев;
  • «Сказка о невоспитанном мышонке».

II младшая группа (3-4 года)

  • «Волк и козлята» (обр. А.Н. Толстого);
  • «Бычок – черный бочок, белое копытце» (обр. М.Булатова);
  • «У страха глаза велики» (обр. М. Серовой);
  • «У солнышка в гостях» (словацкая сказка);
  • «Два жадных медвежонка» (венгерская сказка);
  • «Цыпленок» – К. Чуковский;
  • «Лиса, заяц, петух» – р.н. сказка;
  • «Руковичка» (украинская, обр. Н. Благина);
  • «Петушок и бобовое зернышко» - (обр. О. Капицы);
  • «Три брата» - (хакасская, пер. В. Гурова);
  • «Про цыпленка, солнце и медвежонка» - К. Чуковский;
  • «сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» - С. Козлов;
  • «Теремок» (обр. Е. Чарушина);
  • «Лиса-лапотница» (обр. В. Даля);
  • «Хитрая лиса» (корякская, пер. Г. Меновщикова);
  • «Кот, петух и лиса» (обр. Боголюбской);
  • «Гуси – лебеди» (обр. М. Булатова);
  • «Перчатки» - С. Маршак;
  • «Сказка о рыбаке и рыбке» - А. Пушкин.
  • < Назад

О роли сказок в воспитании детей


Цель: Дать представление о сказке «сказке», как о важном средстве воспитания детей
Задачи: Понять духовный мир ребенка через сказку, развивать психические процессы детей, функционально использовать особенности сказки в воспитании.

Тема методической разработки для воспитателей, родителей
Наши современные дети духовно опустошенны, так как на смену книгам пришли компьютеры, мобильные телефоны, электронные игрушки. Сейчас воспитанники получают больше информации чем раньше, что приводит к стрессам, неврозам, страхам. Нередко в семьях молодое поколение воспитывается в потребительском духе, всё для них, нет уважения к трудовой деятельности. И чтобы этого было меньше, нужно воспитывать любовь к сказке.
На каждой возрастной ступени развития ребёнка складывается психофизиологический уровень, от которого во многом зависят результат развития, структура и функциональные возможности будущей личности. До поступления в школу ребёнок интенсивно усваивает представления об общественно важных нормах, целях, идеалах. Вместе с тем он приобретает собственный эмоциональный опыт в общении с другими людьми.
Множество прекрасных книг появившихся в последнее время, дают детям в основном информационные знания об окружающем мире, уделяя мало внимания влиянию красоты природы на душу человека. Но разве можно научить ребенка чуткому и бережному отношению к тому, что его окружает, без воспитания в нем любви к людям. Один из возможных путей контролируемого и целенаправленного эмоционально- нравственного развития ребёнка лежит через художественную литературу, и особенно через сказку.
Сказки – кладезь народной мудрости. В них высмеивались и осуждались человеческие пороки и восхвалялись доброта, честность, верность и любовь к ближним. Цель чтения сказок не только развлечь ребенка или успокоить перед сном. Цель использования сказок - дать детям образец поведения, посмотреть последствия поступков героя для него самого, для его близких и для его души, а уже потом сравнить действия ребенка с этим образцом, рассказанным в сказке. Дети начинают понимать, что сказка не только развлекает, но и учит, наставляет, убеждает в том, что зло наказывается, а за правду надо бороться. Известно, что дети воспринимают сказку как реальность. Именно поэтому сказка оказывает огромное влияние на нравственное воспитание ребят.
Сказка, как бы помогает в упражнении его совести, в решение глубоких духовных проблем каждого человека. Сказку называют «копилкой жизненных рецептов». Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Чтобы познакомить детей с такими проблемами, не надо подбирать слова, не надо продумывать рассуждения, достаточно прочитать сказку и ждать вопросов от самих детей. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости.
Первоначальный этап идейного воспитания тоже происходит - сказке. Дети воспринимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах. А сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Перед педагогом стоит сложная задача – каждое произведение донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональными отношением к литературным персонажам, их чувствам, поступкам или лирическим переживаниям автора, т. е интонационно передать свое отношение к героям и действующим лицам. А для этого необходимо передать свое отношение к героям и действующим лицам. А для этого необходимо воспитателю, прежде чем знакомить детей с произведением, понять и прочувствовать его, суметь проанализировать его со стороны содержания и художественной формы. И конечно, педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания - четкой дикцией, средствами интонационной выразительности (правильно расставлять логические ударения, паузы, владеть темпом, умея ускорять или замедлять его, в нужных местах повышать или понижать голос).
Сказка особенно побуждает активность ребенка, так как она настраивает малыша на сопереживание, сочувствие: ребенок мысленно происходит с героем весь путь. Само построение сказки: ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и очень определенные по нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно- следственные связи явлений, доступные пониманию воспитанника, результаты разных характерных поступков, повторы – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Их захватывают сказочные события, детям порой бывает трудно оставаться в роли зрителя или слушателя им хочется действовать, активно помогать или отвергать. Есть дети, которые слушая сказку, застывают в напряженной позе - не шевелясь и как бы, не дыша. Их захваченность событиями не проявляется явно. Однако они переживают, содействуют персонажам не менее активно, чем эмоционально-подвижные и открытые дети. Таких детей надо уметь отличать от равнодушных, безразличных. От взрослого требуется глубокое знание детей, чтобы понять, что и как чувствует ребенок, слушая сказку. Если «он не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение, - это значит что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу» (Сухомлинский В.А.Сердце отдаю детям. Киев. 1969 .с 32).
Сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его сопереживать и внутреннее содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у ребенка появляются не только новые знания и представления, но и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающему, к людям, предметам и явлениям. В связи с этим перед взрослыми, встают две задачи: во-первых, понять, разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьёзны, открылось ему что-то либо новое в мире чувств под влиянием сказки, а если нет, то почему, и во-вторых помочь ребенку полнее высказать проявить свои чувства, создать для него свои условия, в которых могли бы развернуться его активность, его содействие персонажам произведения.
Малыш хорошо понимает, что например, сказка – это нечто чудесное, волнующее, запоминающееся. Но его нужно настроить на серьезность восприятия сказки, побуждать к прочувствованию глубины имеющихся в сказке нравственных проблем.
Сказки детям младшего дошкольного возраста предпочтительнее рассказывать, а не читать по книге: это усиливает эмоциональное воздействие, что в свою очередь способствует лучшему пониманию основного смысла сказки. Народные сказки дают образы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имен героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх. Запоминание сказок оказывает большое влияние на развитие словаря детей.
В более старшем возрасте после чтения сказки необходимо проводить её анализ, чтобы дети смогли понять и почувствовать и идейное её содержание, и художественные достоинства, и особенности сказочного жанра, чтобы поэтические образы надолго запомнились и полюбились им. Эти вопросы направлены на осознание детьми основного содержания и характеров героев сказки, средств её художественной выразительности (зачин, повторы, концовка).
Перед школой нужно подвести детей к пониманию жанра сказки, обратив их внимание на специфичность художественной формы, образность языка(повторы, зачин, концовка, постоянные эпитеты),учить понимать отличие от рассказа, стихотворения. Например, после чтения сказки П.Бажова «Серебряное копытце». Дети начинают рассуждать, что в названом произведений звери и животные разговаривают, а это случается только в сказках, стало быть произведение-сказка. Так в самой элементарной форме старшие ребята начинают понимать специфические особенности жанров. Они уже могут объяснить, чем рассказ отличается от сказки, в чем отличие прозы от ритмически организованной речи.
Старшим детям допустимо читать сказки в вечернее время, но не непосредственно перед сном, малышам лучше читать сказки днем, и совершенно недопустимо читать сказки на ночь. Это может отрицательно сказаться на ночном отдыхе ребенка, вызвать фантастически искаженные образы и сновидения и тем самым нарушить нормальный сон малыша. Иногда дети хорошо понимают условность художественного произведения, как бы «отстраняются» от него, от его персонажей, от их бед и страданий. Таким образом, получается, что всё самое ценное что дает, сказка для нравственного воспитания личности остается за пределами эмоционального опыта ребенка. Поэтому взрослые должны четко определять, что ребенок смог перенести из сказки или рассказа свой нравственный опыт, что изменилось в его эмоциональной сфере, и не менее важно создавать оптимальные условия в которых дети могли бы проявить не только сочувствие, но и реальное содействие, хотя бы в игровых ситуациях. Взрослый должен внимательно присматриваться к тем детям, которые проявляют безразличие, равнодушие к несчастьям сверстников: несправедливое наказание, обида на непринятого в общую игру, ушибленное колено, не доставшаяся игрушка – все это может больно ранить ребенка. И здесь очень важно как отнесутся его друзья, товарищи по его окружению. Всегда можно обратиться к соответствующей сказке, чтобы напомнить детям аналогичную ситуацию. В художественной литературе, особенно в сказках, имеются сюжеты, в которых дети одни без родителей, описываются испытания и невзгоды, которые в связи с этим выпадают на долю, и очень эмоционально представлены детей-персонажей вновь, обрести дом и родителей. Одно из главнейших качеств личности - ценить и уважать труд других. В книгах, сказках - огромное число примеров, как позитивных,так и негативных. О труде, о уважений к нему можно проводить очень интересные беседы по сказкам с куклами-персонажами, где неплохо столкнуть точки зрения положительных и отрицательных персонажей, причем желательно, чтобы отрицательный герой ссылался бы на авторитет ребят, которые не умеют ценить труд других, ломают вещи и игрушки, пачкают вымытый пол. Здесь возможно возникнет дискуссия, в которой будут принимать активное участие все дети, а педагог, естественно должен активно стимулировать и направлять такую дискуссию через реплики персонажей. Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности дети и в своих сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых и наказывая злых. На сказках и других жанрах художественной литературы выросло ни одно поколение. Они учат понимать добро и зло,любить мир и ненавидеть насилие в любом его проявлении. Беречь то, что любишь и бороться с тем, что мешает жить в мире и согласий. Таким образом, детская художественная литература, а в частности сказка действенная сила воспитания, и надо уметь её целенаправленно использовать

О роли сказок в воспитании детей.

"Сказка ложь да в ней намек - добрым молодцам урок"


Цель: Раскрыть значение чтения сказок для детей на собственном повествовании.
задачи:
-показать важность народных сказок в процессе взросления;
-пробудить желание читать сказки детям;
-воспитание любви к Родной стране.
Ветрова Марина Александровна, Воспитатель МБДОУ д/с №4 г.Татарска Новосибирской области.
Описание: данная работа адресована ученикам старших классов, студентам, педагогам, учителям и всем, кто любит сказки. Советую прочитать родителям.

«Здравствуй, моя милая мамочка!
Как ты живёшь? Как твое здоровье? Недавно увидела в интернете конкурс «В гостях у сказки» и вспомнила, как ты мне в детстве много читала и рассказывала разных сказок, сказочных историй. Помнишь, да?
Мама, ты, наверное, начала читать мне сказку, когда я еще даже не разговаривала, а была совсем грудничком? Я представляю, как ты держала меня у себя на руках и, покачивая, рассказывала сказку. Наверняка это была «Курочка Ряба»! Я угадала?!
Сейчас смотрю, как мои дети ложатся спать и просят прочитать им сказку… Мама, я ведь тоже такая была и просила сказку? Думаю, что многие дети так делают, ну а мы, как хорошие и любящие родители берем книгу, выбираем самую лучшую сказку, садимся и читаем ее любимым чадам.
Мама, ты знаешь, я очень любила, когда ты рассказывала про Ивана-Царевича, про богатырей. Я, еще даже не закрывая глаза, представляла их себе добрыми и смелыми. Я верила, что Добрыня Никитич обязательно должен победить этого злого Змея Горыныча, а Иванушку обязательно найдет Аленушка и злая Баба Яга пропадет пропадом. А Емеля – дурачок, вовсе и не дурачок, а повезло – щуку волшебную поймал, и все у него закончилось удачно – женился на Марье-царевне. Да, нельзя о людях плохо думать, пока не узнаешь получше!
А богатырям часто приходилось выбирать куда идти: прямо, направо или налево. И куда бы он путь не выбрал, везде препятствия были, прежде чем хороший конец наступал. Ну, прям, как в жизни: всё хорошее через трудности и испытания.
Мама, это что же получается? Что сказки готовили меня к жизни? Ведь из сказок я такое узнаю.
А что сказка «Репка», которую каждый наизусть знает, а мы ее даже в садике часто инсценируем, чему-то тоже меня научила?!
Вот посадил дед репку. Пришло время ее убирать. Самому трудно. Стал звать своих домашних. И пока все, даже самая незначительная и, казалось бы, ненужная мышка не присоединилась – не было бы результата. Да, конечно это очевидно, что только дружно и вместе они смогли вытащить репку. А еще получается: любой человек, даже самый незначительный - важен! Все как в жизни.
Мамочка, но ведь не каждая сказка имела хороший конец. Например, «Сказка о рыбаке и рыбке». В итоге старуха оказалась снова у разбитого корыта! А как же так получилось? А все потому, что характер свой менять не хотела, людей не любила, ни чем не была довольна, а жадность и ненасытимость стали сильнее её. Так она ни чему и не научилась и осталась ни с чем.
Мама, а ведь и не сказке такое тоже бывает, у людей. Ну, неужели им в детстве сказок не читали?
Да, мамуль, многому меня твои сказки научили и учат. Когда я подросла и сама уже могла читать книги, знаешь, какая книга стала у меня самой читаемой? СКАЗКИ народов СССР! Там уже, конечно, были и про любовь: как богатырь спасает возлюбленную и у них (ну, как и всегда) все хорошо заканчивается. Я ведь стала верить и представлять, что любовь – это счастье. И это действительно так! Ведь у хороших людей, которые не преломляются под зло и ложь, а излучают добро, свет, говорят правду, у них всегда бывает и будет хороший конец.
Ой, мамуль, знаешь, вроде в городе живу, все есть, а так в деревню тянет. В лес хочется, к русским березкам, по траве босиком походить, чтобы ветер в лицо, запах цветов полевых! А зимой-то, зимой как здорово! Речка замерзает. Представляю, как раньше люди к проруби ходили за водой; Емеля с щукой в ведре; волк хвост приморозил, когда рыбу ловил. А морозы, какие трескучие бывают!
Мам, я люблю Россию, люблю её просторы, её народ, песни, люблю сказки, которые ты мне читала!
Мама, я поняла! Читая мне сказки, ты хотела, чтобы я выросла хорошим человеком, верила в добро, в людей!
Спасибо, тебе, моя родная мамочка!
Твоя дочь Марина»

P.S. Да, это не статья. Это мое письмо к моей маме. Но ведь в условиях к конкурсу и не сказано, как рассказать о воспитательной роли сказок. Это моя история о том, как сказки, читаемые мне, мной оказали свое воспитательное воздействие. Я действительно люблю свою страну. И надеюсь, что сказки не потеряли свое волшебное действие и по отношению к моим детям. Поживем – увидим.
Спасибо всем!

Елена Кузина
Чтение и рассказывание сказки в детском саду

ВВЕДЕНИЕ

Издревле люди использовали сказки в воспитательных целях. Почему именно сказки ? Да потому, что сказка – это наиболее понятный для ребенка способ передачи и получения информации. Несмотря на то, что наши дети смотрят телевизор и играют в компьютерные игры, им по-прежнему нравится, когда воспитатели, а, иногда и родители читают и рассказывают сказки . Поэтому, на мой взгляд, тема чтения и рассказывания сказки в детском саду наиболее актуальна в данный момент.

Все дело здесь в особенностях детского восприятия – дети воспринимают всю информацию через НАШИ чувства. Ведь они смотрят на мир НАШИМИ глазами. Они запоминают НАШИ жесты и мимику, НАШУ реакцию на предметы и ситуацию. Они внимательно наблюдают проявления НАШИХ чувств и эмоций, а потом также смотрят на мир.

Например, мама в присутствии ребенка искренне порадовалась распустившемуся цветку, голубому небу или красивой бабочке. Ребенок понял : «Это что-то очень хорошее, раз так порадовало маму, значит, я буду это воспринимать, как хорошее, буду радоваться цветам и небу…» А если мама вскрикнула при виде маленького мышонка, и на ее лице отразился страх, то ребенок будет воспринимать мышей, как нечто опасное для себя и своих близких. Скорее всего, он тоже начнет бояться мышей или испытывать к ним неприязнь.

Поэтому дети воспринимают только ту информацию, которая передается им в непосредственном общении с взрослыми и которая окрашена множеством интонаций и эмоций. А где же, как не в сказках , искать яркие образы, которые так легко и живо представляются детским сознанием и остаются в нем на долгие годы?

Слушая сказку , ребенок «видит» ее героев, сопереживает им, радуется вместе с ними, учится у них, желает быть похожим на них или наоборот, дает себе слово никогда так не поступать. Сказка трогает душу ребенка, заставляет задуматься, что-то поменять в себе, помогает найти выход из сложившейся ситуации. В сказках противопоставляется добро и зло, щедрость и жадность, смелость и трусость, доброта и жестокость. Без лишних сложностей сказки прямо и доходчиво , на ярких примерах объясняют ребенку, что быть плохим – значит действовать себе во вред, а быть хорошим – правильно и выгодно. Ведь положительного героя всегда ждет награда.

Язык сказок гораздо ближе и понятнее ребенку, нежели скучные родительские нотации и замечания.

Сказка не вызывает внутреннего сопротивления, поэтому ребенок способен к ней прислушаться. В сказках детям не читают наставлений, их не обвиняют и не принуждают говорить о своих затруднениях и проблемах – они просто слушают и делают свои собственные выводы. Сказка может очень многое : помогает избавиться от страха темноты и спокойно заснуть, учит, как преодолеть тревоги и конфликты.

Через сказку ребенку можно преподнести любую информацию, даже ту, которую он отказывался слушать и воспринимать в разговоре с взрослыми. Ведь, слушая сказки , дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни и стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими проблемами. Сказка способна вселить в ребенка надежду, а значит, у него появятся силы идти к успеху.

ЧТЕНИЕ И РАССКАЗЫВАНИЕ СКАЗКИ В ДЕТСКОМ САДУ

В работе с детьми дошкольного возраста широко используется художественное слово. Дети любят слушать народные сказки , стихи, рассказы . Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и, в то же время, оказывают на него воспитательное воздействие.

Ценность произведений художественного слова заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка. Реалистические рассказы , сказки , стихи являются для детей одной из форм познания мира, помогают ребенку уточнить имеющиеся у него представления об окружающей действительности, постепенно обогащают его новыми понятиями, расширяют жизненный опыт.

Художественное слово воспринимается путем чтения и слушания . В первом случае восприятие непосредственное, во втором – через исполнителя (чтеца или рассказчика , который является как бы посредником между автором и исполнителем.

Овладеть искусством художественного чтения и рассказывания – профессиональная обязанность воспитателя детского сада .

Художественное исполнение литературного произведения требует тщательной подготовки. Предварительная работа над произведением – работа творческая. В процессе подготовки нужно хорошо изучить данное произведение, осмыслить его идею, понять замысел автора. Понимание идеи поможет определить свое отношение к произведению в целом, к действующим лицам и их поступкам, поможет яснее увидеть образы, обстановку действия.

Чтобы овладеть вниманием детей-слушателей, речь воспитателя должна быть эмоциональной и убедительной. А это произойдет лишь в результате тщательной подготовки, во время которой воспитатель настолько вживается в данное произведение, что сможет передать свое отношение к тому, о чем говорит.

Большую помощь в исполнении художественного произведения оказывает творческое воображение. Нужно видеть то, о чем рассказываешь .

В процессе творческой работы над произведением намечаются и средства художественной передачи. Основное средство выразительного звучания произведения – голос. Разнообразнейшие интонации голоса, всевозможные оттенки его силы, темп чтения , соответствующие содержанию, помогут созданию правдивого, убедительного рисунка исполняемого произведения.

Задача воспитателя – умело использовать все богатство оттенков своего голоса.

В процессе подготовки к чтению или рассказыванию большое внимание следует уделить и усвоению текста. Независимо от вида исполнения (чтение по книге , чтение или рассказывание наизусть , от жанра исполняемого произведения, воспитатель обязан хорошо усвоить текст. Знание текста художественного произведения для рассказывания в большинстве случаев должно быть дословным.

Произведения для детей дошкольного возраста невелики по объему, легко запоминаются. Дословная передача текста при рассказывании сохраняет стиль и целостность всего произведения.

Воспитателю необходимо на основе глубокого, полного понимания содержания исполняемого текста легко находить и использовать соответствующие приемы художественного чтения и рассказывания .

Цель нашей работы – научить детей осознанно относиться к своим чувствам, к своему внутреннему миру, иначе говоря, способствовать становлению их самосознания, развивать умение управлять своими чувствами посредством народных сказок .

На начальном этапе работы ставится задача пробудить у детей желание слушать рассказывание сказки , следить за развитием действия, сочувствовать положительным героям.

Для детей младшего возраста мы сказки не читаем , а рассказываем : это усиливает эмоциональное воздействие, что, в свою очередь, способствует пониманию основного смысла сказки . Ведь, когда воспитатель смотрит не в книгу, а на детей, он как бы разговаривает с каждым ребенком, и этим воспитывает очень важное умение слушать и понимать монологическую речь.

При рассказывании сказок хорошо использовать для показа настольный театр, магнитную доску или фланелеграф, показ иллюстраций. Чтобы заинтересовать детей предстоящим рассказом сказки можно использовать также присказки или небольшие стихи собственного сочинения.

При поступлении детей в группу многие воспитатели сталкиваются с тем, что в индивидуальных беседах с родителями выясняется – мало, кому из детей родители читают сказки , а, уж, тем более рассказывают , пытаясь заменить «живое» слово показом видеокассет или DVD дисками.

Поэтому хорошо провести родительское собрание на тему «Чему учит сказка , на котором воспитатель расскажет о том , что такое сказка , даст рекомендации в адрес родителей по отбору сказок в соответствии с возрастом детей, а так же методические советы (место и время чтения или рассказывания сказок ; необходимость готовить ребенка к слушанию сказки , возвращаться к прочитанному; беседы по прочитанному – отношение к героям и оценка их поступков; пересказывание сказок детьми ; рассматривание иллюстраций , рисование на темы сказок ).

И воспитатели, и родители должны всегда помнить, что читать и рассказывать сказки детям дошкольного возраста необходимо, так как :

Дошкольный возраст – это возраст сказки .

Сказка – это особый способ освоения мира, позволяющий дошкольнику понять и по-своему систематизировать тот поток событий, который обрушивается на него со всех сторон и который не хочет ждать, пока мышление ребенка не станет «научным» . А такая, пусть ненаучная, пусть временная систематизация ребенку необходима : она снижает «напряженность понимания» , гармонизирует сознание малыша, делает мир понятным, а значит, приятным и удобным. Делает его миром, в котором интересно жить, который хочется лучше исследовать и глубже понять.

Сказки играют очень важную роль, так как в них мощно звучит жизнеутверждающий мотив, который каждый ребенок открывает для себя. Они дают ребенку возможность верить в то, что Зло всегда будет наказано, Добро восторжествует.

Сказка открывает перед ребенком ворота богатейшего мира культуры, помогая ему лучше ориентироваться в различных жизненных ситуациях.

Сказка будит и пленяет мечту. Она дает ребенку первое чувство героического… Она учит его мужеству и верности, учит созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие «правды» от «кривды» .

От соприкосновения со сказкой у ребенка рождается собственное впечатление. Чем младше ребенок, тем сильнее это впечатление отличается от видения взрослого. Логически мыслить ребенок еще не умеет, а сказка не учит его напрямую. Сказочные образы , стиль, язык сообщают малышу жизненно важную информацию исподволь.

Сказка ставит и помогает решать моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его сложных чувств. Ребенок отождествляет себя с положительным героем.