Буддизм и буддийские практики глазами практикующего буддиста. Буддизм для начинающих

При произнесении слова "буддизм" в умах европейцев возникают оранжевые одежды буддийских монахов, снежные шапки Гималаев, золотые статуи Будд (хотя некоторые принимают за Будду толстого улыбающегося китайского бога Хотея, скорее всего потому, что на родине его иногда называют Будай или смеющийся Будда. Тем не менее, как видно из рисунков, Будда и Хотей отличаются друг от друга:)

Но все это - не буддизм, а всего лишь внешние атрибуты культуры стран с традиционной буддийской культурой.

Когда первые европейцы оказались в буддистских странах, они решили, что Будда - это бог, и по аналогии c "Христос - христианство - христианин" в европейских языках появились слова "Будда - буддизм - буддист". Но то, что европейцы называют словом "буддизм" - на санскрите называется "Дхарма", а на тибетском - "Чё" и буквально означает "вещи как они есть" или "каким всё является на самом деле". Исторический (известный под именем Сиддхартха Гаутама), живший более 2500 лет назад в Индии, не был богом . Он был человеком, который первым в нашу эпоху достиг состояния Просветления, а затем передал методы, позволяющие достичь Просветления, своим ученикам. Будда в переводе с санскрита буквально означает "Пробудившийся". Между санскритом и русским очень много общего - русские слова "будильник ", "будить " образованы от того же корня. Будда - это в большей степени не исторический персонаж, а состояние ума, полностью очищенное от всех завес - за более чем две с половиной тысячи лет существования буддизма множество практикующих смогли достичь точно такого же состояния ума и стали Буддами.

По аналогии, сами буддистские практики в Европе стали называть словом "медитация" - то есть "размышление", "дума о боге". Но размышление - это размышление, а медитация - это медитация. На тибетском слово "медитация" дословно означат "привыкание" - то есть привыкание к естественному состоянию ума, когда ум не мечется в хаотичном потоке мыслей и эмоций, а просто покоится сам в себе. Медитируя, буддисты постепенно привыкают видеть вещи и явления не через призму многочисленных оценок и концепций, а такими, какие они есть на самом деле. "Но какими?" - спросите Вы. Попытки ответить на этот вопрос с помощью слов приведут лишь к созданию очередной концепции. Но ответ на этот вопрос лежит вне слов и концепций. Он - внутри. Ведь буддист (на тибетском - "нангпа") буквально означает "тот, кто внутри ".

Буддизм называют религией, а слово "религия" вызывает в умах европейцев более чем конкретные ассоциации. Но сможете ли вы назвать буддизм религией, если узнаете, что в нем нет догматов, Добра, Зла, Бога, религиозной морали и многих других понятий, которые возникают в уме западного человека вслед за произнесением слова "религия". Наоборот, после многих лет медитации понятия и концепции исчезают из ума буддиста, освобождая место для свободной игры пространства, бесстрашия и радости.

Все крупные религии Веры появились на Ближнем Востоке и постепенно распространились по миру – это христианство, ислам и иудаизм. В основе религий Веры лежит вера в Бога, который сотворил все, что мы видим и чувствуем: весь этот мир и бессмертный души людей. Буддизм же принадлежит к религиям Опыта, которые, в основном, появились на Дальнем Востоке - если, конечно, буддизм вообще можно назвать религией. Скорее, это «лигия» (от латинского «лигия» - «соединять» + «ре» - «снова»). Буддисты не считают, что им нужно снова с чем-то соединяться. Потенциально, каждый из нас уже является Буддой. Но только потенциально, поскольку для того, чтобы действительно стать Буддой, нам нужно много практиковать, не причинять зла другим и совершать добрые поступки. А на это понадобится огромное количество жизней.

В буддизме есть школы, где к медитации приступают только после многолетнего изучения теории, и это очень хорошо, поскольку такой путь подходит людям с критическим складом ума, которые не станут применять метод, пока не поймут, как и почему он работает. В школе, практики которой я делаю на протяжении многих лет (она называется Карма Кагью), напротив, делается упор на практику, и это подходит людям, обладающим некоторой степенью доверия как к методам, так и к тому, от кого они эти методы получают - к Учителю.

Религии опыта и религии веры (Буддизм и Христианство)

Существуют определенные отличия междурелигиями опыта и религиями веры , поэтому эти религии подходят для людей с разными типами умов. Мне проще говорить о различиях религий веры и религий опыта на примере Русского православия и буддизма Ваджраяны Карма Кагью - одной из школ традиционного тибетского тантрического буддизма. Это сугубо практический подход, показывающий, как меняются ощущения человека при перемещении ума из западной, христианской системы координат в восточную, буддистскую.

В этом разделе в основном рассказывается о том, чем буддизм не является . И это довольно здравый подход для людей, родившихся в странах, где долгое время господствовали религии Веры. Поэтому сейчас, при знакомстве с религиями опыта, их ум начинает проводить аналогии, навешивать некие ярлычки, что более чем естественно: ведь основное свойство ума - определять (читайте - ограничивать, помещать в рамки уже известных концепций) . Возможно, после прочтения этой статьи некоторые концепции в вашем уме растворятся, а вместо них появится свободное пространство. И тогда, если вы захотите, вы сможете узнать, чем буддизм является - а это можно узнать только на собственном опыте.

Я не задаюсь целью доказать, что буддизм "хороший", а христианство "плохое". Я очень хорошо отношусь к Православию, и не считаю, что буддизм "лучше", "выше" или "продвинутей". Скорее дело в том, что люди очень разные, просто кому-то больше подходит христианская теология и методы, а кому то - буддийские. Также есть люди, которым буддизм и буддийские методы принесут больше вреда, чем пользы. Поэтому, если вы православный христианин, то вряд ли стоит менять Веру, которая много веков была органичной части русской земли на что-то другое. Об этом также говорил Далай-Лама, поскольку прийти к истине можно через любую религию. Но сам путь к истине может быть разным для разных людей, поэтому прислушивайтесь к своим ощущениям, к тому, что говорит ваше сердце. Ну, и конечно же, включайте голову.

Если оценивать христианство с точки зрения буддизма, то можно доказать все что угодно. Но зачем? Слова по природе своей пусты и наполнены только тем смыслом, который в них вкладывает автор. Вспомните Гете, который мог доказать любое утверждение, а потом - его полную противоположность. Или индийского профессора Наропу, который мог спорить одновременно с пятьюстами другими профессорам, проводя такой своеобразный сеанс одновременной игры. После того как все пятьсот противников были побеждены и соглашались с ним, Наропа менялся с ними точками зрения и снова побеждал. А в то время спорить было очень опасно - проигравший в споре должен был принять учение победившего. Причем, вместе со всеми учениками (а ведь за это могли и побить:)

В буддизме нет и никогда не было института миссионерства - Учитель просто рассказывает о Дхарме и дает поучения людям, которые к нему приходят. Если у человека есть связь с буддизмом, то он принимает буддийское прибежище и начинает практиковать, если такой связи нет, и человек уходит, например, в христианство - ему просто желают счастья на его Пути. Вас никто не будет зазывать в буддийский центр. Зачем? "Если есть красивые цветы, то пчелы прилетают сами, если есть прекрасное озеро, то птицы сами садятся на его поверхность".

Христианство очень просто и доступно объясняет, что такое Добро, что такое Зло и что такое Истина. Буддизм очень практичен - он не отвечает на вопрос "что такое истина ?", он отвечает на вопрос "как можно постичь истину ?". Путей к познанию истины очень много. Но все люди разные, и поэтому разнообразие религиозных традиций - это не недостаток, а большой дар для человечества. Это как в хорошем супермаркете с большим ассортиментом, пробниками всех продуктов, подробными аннотациями и отсутствием навязчивых продавцов - каждый может выбрать то, что подходит именно ему. Буддизм и христианство использует разные подходы, разные методы, разные энергии, разные пути, и, конечно же, разный результат. Цель христианина - спасти свою душу . Буддист хочет достичь просветления .

В христианстве есть понятие души , которую называют вечной. В буддизме нет понятия души, но есть другое понятие - ум , который существует и будет существовать всегда, который не был рожден, и потому не может умереть.

Буддизм говорит, что мы сами создаем свою сегодняшнюю жизнь прошлыми мыслями, словами и действиями. Будда говорил: "Если вы хотите знать, что вы делали в вашей прошлой жизни, посмотрите на свое теперешнее состояние, если вы хотите знать свое будущее состояние, посмотрите на свои сегодняшние действия". И мы можем думать: "Так в чем же я так провинился в предыдущих жизнях, что так страдаю в этой?" - но это совсем не буддистский подход, и вина здесь совершенно ни причем. Можно найти ламу, который увидит причины вашего страдания в предыдущей жизни. Можно поехать в Тибет и найти более крутого ламу, который увидит причину в более ранних воплощениях. Но дело в том, что найденная причина, в свою очередь, является следствием более ранней причины. И так до бесконечности. Мы ни в чем не виноваты - просто причины того, что нам дается в этой жизни, лежат в предыдущих жизнях и, скорее всего, нам не дано их знать. И мы также знаем, что своими сегодняшними мыслями, словами и действиями мы определяем свое будущее.

Это касается всего, в том числе и отношений с другими людьми - взаимоотношения в этой жизни обусловлены более ранними связями. И в этом смысле слова Иисуса: "Если тебя ударили по одной щеке, подставь другую", - звучат очень по-буддийски. Если какой-то человек (как нам кажется) без видимых причин испытывает к нам ненависть, значит, причины этого лежат в предыдущих жизнях, и, ответив ненавистью на его ненависть, мы перенесем конфликт в будущее.

Вообще, некоторые считают, что буддисты - это те, кто верит в идею перерождения , но это совсем не так. Идея перерождения появилась в буддизме, поскольку исторический Будда достиг просветления и учил в Индии, где господствовал индуизм, а в индуизме перерождению действительно придают большое значение. Но, поскольку буддизм - это в первую очередь не идеи, а методы, в том случае, когда буддизм приходил в культуры, в которых идея перерождения отсутствовала, - то она просто не использовалась. Например, когда буддизм попал в Китай, в традиционной китайской религии не было идеи перерождения, поэтому в китайском буддизме - Дзене, о перерождении практически не говорится, но зато получили широкое распространение совсем другие методы. Если вы начнете изучать китайский язык, то увидите, что в нем очень много сложных концепций - например, если в русском языке есть словосочетания "офисное кресло", "кресло-качалка", "кресло для отдыха", и в каждом словосочетании присутствует слово "кресло", то в Китае существовали (и существуют) отдельные названия (концепции) для каждого предмета. В результате умы жителей поднебесной функционировали совсем по-другому, и, чтобы пробить стену столь сложных концепций, в китайском буддизме появились совершенно другие методы (коаны и пр.), которые значительно отличались от классических. Так что, если буддисту идея перерождения нравится, он может ее использовать, если нет - то ему совсем не нужно в это верить.

В христианстве образ Христа продолжил классическую западную тему страдающих Богов - Осириса, Адониса, Диониса и др. - тема страдания проходит через всю историю христианства, поскольку "жизнь - это юдоль страданий". В христианстве страдание является естественной составляющей жизни, ведь "и Христос страдал", поэтому праведный христианин полностью принимает страдания, выпавшие ему при жизни, и после смерти получает в подарок Вечность. Однажды я услышал от своего Учителя слова: "Высшая истина - это высшая радость ", и это было самое высокое поучение. Будда хочет только одного - чтобы люди были счастливы, и буддизм предлагает конкретные методы, позволяющие достичь счастья при жизни.

Естественно, что в основе всех религий Веры лежит вера - и для человека, утратившего веру, религия и ее ритуалы теряют смысл. В буддизме не меньшее значение имеет однокоренное слово - доверие . Доверие к методам, доверие к Учителю. Обычно доверие возникает постепенно. У меня это происходило так: сначала мой критичный ум подвергал сомнению любое высказывание Учителя. Если то, что он говорил, совпадало с моим мнением – проблем не возникало, если не совпадало, то я думал: «Может быть Учитель не прав?». Но проходило время, и я видел, что те вещи, о которых говорил Лама, полностью совпадали с тем, что я испытывал во время медитаций. И, поскольку девять вещей совпали с моим собственным опытом, то десятой, которую я еще не проверил, я уже доверял безоговорочно, потому что то, что совпало с моими ощущениями, уже сформировало некий базис доверия. На Востоке есть такая пословица: "Если то, что говорит Учитель, не совпадает с вашим мнением, скорее всего - это хороший Учитель" :)

В христианстве есть учение о страстях , которое подробно объясняет, с помощью какого оружия можно победить ту или иную страсть (чревоугодие побеждается воздержанием, сребролюбие - нестяжанием, гордость - смирением и т.д.). В буддизме практикующий не ведет борьбу со своими страстями (в буддизме они называются мешающими эмоциями ), он вообще не считает их важными, а просто наблюдает за тем, как они появляются, играют и исчезают в его уме. Более того, методы буддизма используют энергию мешающих эмоций для трансформации - именно мешающие эмоции становятся основным топливом на пути к Просветлению, и каждая мешающая эмоция постепенно трансформируется в определенный вид мудрости.

Поэтому в разные буддистские школы приходят люди с разными базовыми мешающими эмоциями: для школы Гелугпа - это запутанность, для Ньингма - это злость и гордость. В школе Карма Кагью, - это желание и привязанность. Желание и привязанность идут вместе, поскольку любое желание в конечном итоге приводит к привязанности, а привязанность - к страданию. Так вот, мы не боремся с желаниями и привязанностью - мы считаем, что желания - это замечательно. Мы просто практикуем и наблюдаем за тем, что происходит в нашем уме. А трансформация желания и привязанности в мудрость происходит естественно после многих лет практик. И к этому не надо стремиться, или контролировать этот процесс - все происходит на автопилоте внутренней мудрости.

В христианстве есть десятки религиозных традиций , каждая из которых любит явно и неявно утверждать свою богоизбранность по сравнению с другими. Раньше это противостояние часто выходило за рамки религиозных диспутов, и, когда слова заканчивались, люди брали в руки оружие - вспомните многочисленные религиозные войны, Варфоломеевскую и другие ночи, когда одни христиане с именем божьим на устах убивали других христиан. В буддизме десятки различных традиций, тысячи методов, которые, даже на первый взгляд, сильно отличаются друг от друга. Но здесь различие методов – не минус, а большой плюс - так же как разным людям нравятся разные блюда, так же разным людям подходят различные методы познания природы вещей и явлений. Эта природа одна, но пути к ее познанию различны, и потому многочисленные школы буддизма мирно существуют и существовали и не вели религиозных войн.

Христианство считает, что человек - это венец творения, сотворенный по образу Бога, и поэтому человек должен "властвовать" над остальными живыми существами, что приводит к определенной иерархии. Поэтому христианское "не убий" скорее имеет отношение к человеку, а не к другим живым существам. Буддийский подход не отделяет человека от остального мира. Мир, в котором рождается человек - это всего лишь один из множества миров. В буддизме есть понятие драгоценное человеческое рождение - именно в мире людей у существ есть возможность встретиться с методами Дхармы и, используя их, познать природу вещей и явлений. Большинство буддистских медитаций заканчивается фразой: "для блага всех существ ", к которым относятся абсолютно все существа, в том числе и из миров, невидимых для людей.

Христианские философы считают, что есть некая объективная реальность , однажды сотворенная Богом. Что Бог дал человеку единственную истину. Что в мире есть, как говорил Фома Аквинский, некие базовые понятия (математические аксиомы и пр.), которые созданы самим Богом. Эта точка зрения хорошо стыкуется с принципами классической физики . Ведь отец классической физики, Ньютон, был человеком верующим и считал, что как материальные частицы, так и законы, управляющие их движением, были созданы Богом. Буддизм считает, что человек сам создает внешнюю и внутреннюю реальность представлениями в своем уме. Что для существования некой реальности, которую мы называем объективной, обязательно нужен наблюдатель. Без него говорить о том, что наблюдаемое существует, просто бессмысленно. Что каких-то универсальных законов и правил в мире не существует - они существуют только в умах людей. Пока человек не достиг просветления и не стал Буддой, он подчиняется этим законам, но после просветления он становится полностью свободным, и все ограничения в его уме исчезают. Мир - это некая договоренность между людьми, и мы видим мир именно таким, потому что смотрим из очень узкой полосочки реальности мира людей. Другие существа видят мир совсем по-другому. Эта точка зрения полностью согласуется с последними открытиями квантовой физики .

В буддизме существуют различные формы, которые используются во время медитации - обычно западное сознание воспринимает их как пантеон божеств, но это совсем не так. Формы – женские, мужские, мирные, защищающие, одиночные и в союзе – это выражение различных аспектов нашего Ума. В начале меня напрягали грозные формы, так называемые Защитники, которые очень напоминают демонов в христианской традиции.

Мое западное сознание продолжало разделять все на Добро и Зло , хорошее и плохое. Но в буддизме нет Бога, который есть Добро, как нет и его вечного антагониста - Дьявола. Ум буддиста не работает в таких понятиях, он не оценивает – «это добро», а «это зло», «это хорошо», а «это плохо». Все можно как-то оценить, чем и занимаются западные моралисты. Но зачем? Просто у любого действия есть причина и следствие . У многих сразу же возникает вопрос: «Ну, тогда делай все что хочешь, это какая-то анархия получается». Да, человеческие существа полностью свободны, но если я знаю, что любое мое действие, слово и мысль ведут к определенному результату, то я полностью отвечаю за то, что делаю. Поэтому «не убей», «не укради» и многие другие христианских заповеди я соблюдаю не потому, что "это можно", а "это нельзя", а потому что это просто... целесообразно, что ли.

Буддизм и Буддийские практики

Есть такой стереотип, что когда буддист медитирует, он пытается не думать. Это совсем не так, ведь мысли - это естественное свойство ума. В мысленном потоке можно утонуть, а можно просто наблюдать за его течением. Тем более, если "пытаться" не думать, то в уме появится дополнительный источник напряжения, контролер, который будет к чему-то стремиться или чего-то избегать. Медитация - это великое неделание, когда вы не стремитесь чего-то достичь, от чего-то избавиться, а наоборот - полностью расслабляетесь и позволяете всему произойти, ничего не определяя и не оценивая.

Практики различных буддийских школ сильно отличаются друг от друга. Если говорить про школы тантрического тибетского буддизма, то до того, как приступить к медитации непосредственно на сам ум, практикующий делает так называемые очищающие предварительные практики (Нёндро). Нёндро занимают достаточно много времени - обычно несколько лет (хотя особо расслабленные буддисты могут растянуть это удовольствие на несколько жизней:) . Люди, которые закончили Нёндро, нередко говорят: "Сделайте Нёндро, у Вас все будет работать как нужно". Хотя я сделал только половину практик Нёндро, могу сказать - эти слова очень точно отражают реальность. Нёндро состоит из четырех упражнений, каждое из которых выполняется 111 111 раз. Это:

1. Простирания - практика, в основном работающая с телом - девушка на фотографии делает именно эту практику. Кстати, это любимая практика актера Стивена Сигала, который каждое утро посвящает ей 1-2 часа.
2. Медитация Алмазный Ум - практика позволяет очистить ум практикующего от большого количества отрицательных впечатлений. Во время медитации практикующий произносит очищающую стослоговую мантру, представляя над своей головой белую Будда-форму (Алмазный ум), из которого течет белый, очищающий нектар.
3. Дарение Мандалы - эта практика заполняет ум практикующего большим количеством положительных впечатлений. Выполняется с рисом и специальным диском.
4. Гуру-Йога - в первую очередь обретается мудрость и может возникнуть переживание всех вещей и явлений вне концепций - "каким все является на самом деле".

Это очень мощные практики. Сначала они освобождают ум практикующего от большого числа отрицательных впечатлений. А, поскольку на месте ушедших отрицательных впечатлений в уме появляется свободное пространство, следующие практики наполняют его положительными впечатлениями. И, конечно же, в результате практик практикующий соединяется с внутренней мудростью и становится более мудрым:) Обычно, как во внутренней, так и во внешней жизни практикующего происходит много более тонких изменений, но рассказывать о собственном опыте не рекомендуется, поскольку в этом случае у человека, который не делал Нёндро, сформируется стереотип, конкретные ожидания того, как все должно происходить. Но живая практика всегда шире любых ожиданий, и у другого человека, скорее всего, многие вещи будут происходить по-другому. Некоторые буддисты во время практик испытывают необычные ощущения, у других все происходит более прозаично - все это не так важно, поскольку ощущения и их интенсивность не имеют никакого значения.

Вы, наверное, слышали много всяких рассказов о тибетских йогинах, которые могут летать, растворяться в свете, открывать пиво взглядом и делать другие удивительные вещи. Действительно, результатом длительных практик могут быть так называемые сиддхи (или удивительные способности), которые проявляются тогда, когда в уме практикующего исчезают определенные ограничения. Все эти чудеса, как говорил еще Святой Августин, "не противоречат природе, а противоречат нашим представлением о природе" - ведь неумение летать, неспособность видеть другие миры и прочее - это просто ограничения, существующие в нашем уме. Но, в отличие от магических практик, в которых к этим способностям стремятся специально, в буддизме они возникают (или не возникают) спонтанно, как побочный результат практики. С другой стороны, сиддхи нередко становятся препятствием в практиках - ведь, когда начинают происходить, мягко говоря, удивительные вещи, человек начинает уделять им слишком много внимания, и думает, что достиг заоблачных высот. Вообще, буддизм очень практичен, и если удивительные способности не способны помочь другим людям, то какой в них смысл? Практики постепенно меняют отношение к миру, и тогда все способности становятся удивительными - ведь способности любить, ходить, какать, танцевать не менее чудесны, чем способность летать.

Вообще, если у Вас не теоретический, а практический интерес к Нёндро, лучше всего пойти в буддийский центр и поговорить с людьми, которые практикуют. Конечно, вы можете читать книги, ведь в буддизме очень много литературы - гораздо больше, чем в христианстве. Но зачем изучать толстые кулинарные книги с красивыми картинками, когда можно приготовить свое любимое блюдо и наслаждаться его вкусом? Когда я формально стал буддистом, я пробовал читать разные буддийские книги, но практически ничего не понимал - все слова казались мне более чем абстрактными. Но через несколько лет практик в моем уме произошли некоторые изменения, и многое из описанного стало совпадать с собственным опытом, поэтому читать стало очень интересно - как будто бы в руки попала книга про самого себя. А книги некоторых ученых-буддологов, которые занимаются теорией, а не практикой, наоборот, стали казаться забавными и наивными - сразу видно, что человек пишет про то, чего не знает. Вернее, наполнив ум множеством концепций из других книг, он думает, что знает.

Так что сейчас я попробую оставить концепции в стороне и расскажу вам

Притчу про бочки. Исполняется впервые:)

Людям кажется, что они рождаются из утробы матери, потом живут в своем теле, и, наконец, умирают. Но если посмотреть на этот процесс не из мира людей, то рождение, жизнь и смерть будут выглядеть совсем по-другому.

На Земле есть огромная фабрика, на которой делают бочки разного размера и качества. После рождения тело маленького человека кладут в бочку, заливают бетоном и закрывают крышкой. Раньше, как и везде в мире, порядка на фабрике было больше, поэтому стандарты к бочкам были гораздо строже. В соответствии с типом бочки, человек всю жизнь причислялся к определенной касте. Ну. это было на Востоке, а на Западе были классы.

То, что человек воспринимает как первый удар акушера по своей маленькой розовой заднице - на самом деле просто первый толчок, которым бочку отправляют в длительное путешествие. По пути бочку ждут другие толчки и удары, которые люди так и называют – «удары судьбы», меняющие скорость и направление движения бочки. Многие даже не догадываются о том, что там, в мире, за толстыми стенами бочки происходят удивительные вещи - живут разнообразные и удивительные существа, рождаются и умирают целые миры. Хотя некоторым людям достаются бочки с дефектом, и они сквозь маленькие дырочки видят мир снаружи. А потом рассказывают другим про ангелов, демонов, эльфов, богов и прочих демиургов. Вообще, те, кого мы называем великими и гениальными людьми, на самом деле получают при рождении бочки с дефектами. У кого-то стенки с дырками и щелями, у кого-то бетон не такой густой.

Стенки бочки и бетон надежно предохраняют человека от внешних воздействий, но, с другой стороны, они предохраняют и от соприкосновения с другими людьми и миром. И то, что люди называют близкими отношениями, объятиями, сексом – не более чем соприкосновение двух тел через толстый слой бетона. Если бы люди знали, какой может быть НАСТОЯЩАЯ близость. Какой может быть НАСТОЯЩАЯ жизнь. Но люди не знают, и называют свое бытие «объективной реальностью, данной нам в ощущениях». И это очень правильное определение. Для взгляда из бочки. И вот катится эта бочка до тех пор, пока в силу обстоятельств не остановится. Люди называют это "смерть".

Но в жизни некоторых людей случаются удивительные вещи - они встречаются с Дхармой, становятся буддистами и приступают к основополагающим упражнениям. Обычно буддист начинает с простираний , и постепенно в его теле начинают происходить определенные изменения. Когда он заканчивает простирания, то понимает, что его тело начинает двигаться по-настоящему. Вернее, это до простираний он считал, что он - это тело. Сейчас же он знает, что у него просто ЕСТЬ тело. Которое очень многое может. Вообще, многие люди считают, что у них очень послушное тело, но смешно сравнивать возможности тела человека, закончившего простирания, с возможностями тела обычного человека, замурованного в бетон.

Затем он переходит к практике Алмазного Ума , и в его руке появляется маленький совок, которым он постепенно начинает очищать пространство внутри бочки. Вообще этот совок всегда лежал в бочке, но для человека, который не сделал хотя бы треть простираний, он кажется слишком тяжелым. Поскольку бетон полностью заполняет бочку, то вначале результатов чистки не видно – как-никак, амплитуда движений совка очень маленькая, но затем, по мере очищения, появляется все больше пространства, и человек может свободно двигать рукой, освобождая для себя новое пространство. И вот, наконец, человек вычищает из бочки весь бетон. И тогда он видит, что у него появилось очень много нового пространства для жизни.

Теперь в бочке становится просторно, и он переходит к третьей практике – дарению Мандалы , заполняя пространство внутри бочки прекрасными вещами, и в бочке становится очень уютно. И просто здорово.

Когда обустройство закончилось, он переходит к последней предварительной практике - Гуру-Йоге , а поскольку эта практика требует много Ясного света, он проделывает в стенах своей бочки щели. А некоторые даже прорубают окна. И в бочке становится очень светло и солнечно.

После этого человек переходит к основным практикам, и рано или поздно понимает, что больше нет необходимости находиться в бочке, которая катится под действием внешних сил. И когда он понимает, что бочки на самом деле не существует, она исчезает. А вместе с ней исчезает граница между человеком и миром. Который так прекрасен. После этого человек подходит к другим бочкам и начинает стучать по ним, пытаясь объяснить, что происходит снаружи. Но его обычно не слышат, или не понимают. И сами подумайте, как можно объяснить рыбке в аквариуме, как прекрасен Океан? А он так прекрасен.

Вот такая притча. Некоторые думают, что медитация - это своеобразный уход от реальности, что, садясь в позу медитации и закрывая глаза, буддист перестает видеть проблемы реального мира, попадая в мир, которого нет. Да, медитация - это особая реальность, но самое интересное, что постепенно медитация начинает проникать в реальную жизнь. Сначала это похоже на редкие вспышки, потом они происходят все чаще. И, если попытаться облечь в слова одну из таких вспышек, то это будет выглядеть как-то так...


Когда все Будды сняли свои маски,
Когда их тела стали светом и исчезли,

Потому что там ничего и не было
Никогда.

И в зеркале не было моего отражения,
И самого зеркала не было,
Я сам стал зеркалом,
И люди смотрели в него, и их эго дрожало,
Боясь потерять себя навсегда.
О, если бы они знали, что эго нет, и не было
Никогда.

И женщины думали, что любят меня,
И я не мог им ответить – они любили
Не меня, а свои отражения в зеркале
Своего ума.
Так происходило всегда.
Происходило не происходя.

И мужчины думали, что ненавидят меня,
И я не мог драться с ними – они смотрели
На свои отражениями, и вызывали на бой
Самих себя в зеркале
Своего ума.
Так происходило всегда.
Происходило не происходя.

И когда все это происходило в зеркале моего ума,
Я смеялся, я не мог не смеяться,
И пространство смеялось вместе со мной,
И смеясь об одном, мы сливались,
И я не мог понять, где эта грань
Между мной и пространством.
Пока не увидел, что это только ограничение в моем уме
Разницы между мной и пространством
Нет и не было
Никогда.

И все стало возможно,
И к этому не нужно было идти,
Пытаться что-то делать, кем-то быть.
Казалось, что это произошло само собой,
Но, как и все в этом мире, это имело причину.
И я вижу, какой путь прошло мое тело
В пространстве наших умов,
Прежде чем все произошло, и пространство засияло.
Но это не похоже ни на что
И это происходит не происходя.
Прямо сейчас.
В пространстве наших умов.

ПОСМОТРИТЕ, КАК ЭТО КРАСИВО

И напоследок

Буддизм - это, в первую очередь, здравый смысл, и люди, слова которых приведены ниже, никогда не были буддистами - они просто приблизились к тому, "каким все является на самом деле". Они не верили словам и концепциям, но доверяли себе и собственным ощущениям.

Я не верю в Бога. Я знаю. Карл Юнг в ответ на вопрос верит ли он в Бога

Мне кажется, я существовал всегда. Я ясно вижу себя в различные времена истории, занимающегося различным ремеслом, человеком с различной судьбой. Густав Флобер

Человек – часть того целого, что мы называем «Вселенной», часть, ограниченная временем и пространством. Он чувствует себя, свои мысли и ощущения, как что-то отдельное от всего остального – это своего рода оптический обман его ума. Этот обман является для нас чем-то вроде тюрьмы, ограничивая нас нашими личными желаниями и приязнью к тем немногим, кто к нам близок. Наша задача - освобождение из этой тюрьмы, путем расширения сфер своего сочувствия так, чтобы охватить все живые существа и всю Вселенную. Альберт Эйнштейн

Человек не знает своего ума. Джонатан Свифт

Некогда я уже был мальчиком и девочкой, кустом, птицей и выныривающей из моря немой рыбой. Эмпедокл

Попроси меня азиат дать определение Европы, мне придется ответить так: "Это часть света, пребывающая во власти невероятного заблуждения, будто человек создан из ничего, а его нынешнее рождение - это первое вступление в жизнь". Артур Шопенгауэр - 1788-1860

Концепция реинкарнации не является ни абсурдной, ни бесполезной. В том, чтобы родиться дважды, а не единожды, нет ничего странного. Вольтер

Учение о реинкарнации – единственная теория бессмертия, которую может принять философия. Дэвид Юм

Приобретенные человеком качества, медленно в нас развивающиеся от одной жизни к другой, представляют собой невидимые связи, соединяющие каждое из наших существований, о которых помнит только наша душа. Оноре де Бальзак

Когда задается вопрос, где мы были перед тем, как были рождены, ответ гласит: в системе медленного развития на пути реинкарнаций с долгими интервалами отдыха между ними. На естественный вопрос, почему мы тогда не помним этих существований, мы можем ответить, что такие воспоминания бесконечно бы усложнили нашу теперешнюю жизнь. Артур Конан Дойль - 1859-1930

Мы все едем на казнь в одной и той же телеге: как я могу кого-либо ненавидеть или кому-то желать зла? сэр Томас Мор , перед тем, как его обезглавили.

P.S. Это не реклама буддизма - в буддизме никогда не было института миссионерства. Буддизм - это не истина, а Путь, на котором вы можете найти истину внутри себя. Это конкретные методы, позволяющие понять иллюзорную природу страдания и узнать, каким все является на самом деле. Стать счастливым и сделать счастливым других людей. Каждый человек может найти Путь, на котором он может стать самим собой, а вопрос выбора религии - это вопрос связи. Если у человека есть связь с определенной религией - она обязательно проявится.

P.P.S. Уверен, что до этого места уже никто не добирается, так что вы первый, кто читает эти слова. Вообще, как объяснить словами состояние, когда из ума исчезает двойственность. Ведь состояние вне двойственности настолько простое и естественное, что слова только все усложнят. Давайте я лучше расскажу Вам притчу про обычный двойственный ум, наполненный добротными концепциями, сквозь призму которых мир кажется "белым" или "черным".

Один буддист по имени Вовка, устав от медитаций, решил пройтись и увидел пастуха, стоящего посреди стада овец.
- Какие у вас красивые овцы, - сказал Вовка. - Можно мне спросить вас о них?
- Конечно, - ответил пастух.
- Сколько ежедневно проходят ваши овцы?
- Какие, черные или белые?
- Белые.
- Белые овцы проходят около четырех километров в день.
- А черные?
- Столько же.
- А сколько они съедают травы в день?
- Какие, черные или белые?
- Белые.
- Белые овцы съедают около четырех кило травы в день.
- А черные?
- Столько же.
- А сколько они дают шерсти ежегодно?
- Какие, черные или белые?
- Белые.
- Белые овцы дают шерсти около трех килограммов в год, когда мы их стрижем.
- А черные?
- Столько же.
- Ага. - Вовка был заинтригован. - Скажите, а почему вы таким странным образом делите своих овец на белых и черных, отвечая на мои вопросы?
- Понимаете, - ответил пастух, - это вполне естественно. Просто белые овцы принадлежат мне.
- Ага! А черные?
- Тоже мне.

Самое главное в буддизме – работать над своими недостатками и раскрывать свой потенциал. Недостатки – это неясность сознания и эмоциональный дисбаланс, из-за которых мы заблуждаемся относительно реальности. В результате мы совершаем компульсивные (основанные на навязчивых импульсах) поступки под влиянием беспокоящих эмоций, таких как гнев, жадность и наивность. Наш потенциал включает способность к ясной коммуникации, пониманию реальности, эмпатии и самосовершенствованию.

Начиная практиковать буддизм, мы успокаиваем ум и поддерживаем памятование. Памятование означает, что мы не забываем поддерживать осознание того, как мы себя ведём и как разговариваем с другими, а когда остаёмся одни – о чём мы думаем. Но это не означает, что мы просто наблюдаем и оставляем всё как есть. Благодаря памятованию мы различаем, что конструктивно, а что деструктивно. Памятование – совсем не то же самое, что озабоченность собой: мы открываемся другим людям и заботимся о них.

Смысл осознанности и наблюдения за собой в том, чтобы обнаружить причины проблем. Внешние факторы и люди служат лишь обстоятельствами, в которых возникают трудности. Но буддийский подход – постараться обнаружить более глубокие причины, а для этого нужно наблюдать за собственным умом . То, как мы воспринимаем происходящее, зависит от наших ментальных привычек, положительных и отрицательных эмоций.

Видео: Джецунма Тензин Палмо - «Как сделать практику радостной и устойчивой»
Чтобы включить субтитры, кликните на иконке «Субтитры» в правом нижнем углу окна с видео. Сменить язык субтитров можно, кликнув по иконке «Настройки».

Когда мы чувствуем стресс на работе, депрессию, беспокойство, одиночество или неуверенность в себе, нам плохо из-за этих ментальных и эмоциональных состояний, а не из-за внешних обстоятельств [См.: ]. Успокоить свой ум, обрести эмоциональное равновесие и ясность ума – лучший способ справиться с постоянно возникающими жизненными трудностями.

Став внимательными к своим эмоциям, состояниям ума и действиям, которые ведут к стрессу и проблемам, мы сможем им противостоять.

Нам нужна эмоциональная гигиена, основанная на ясном понимании реальности и того, как работает ум. - 14-й Далай-лама

Все мы уделяем внимание гигиене тела, но не менее важно заботиться о состоянии своего ума. Чтобы поддерживать эмоциональную гигиену, нужно памятование в отношении трёх вещей. Нужно помнить противоядия от беспокоящих состояний, не забывать применять их , когда это необходимо, и помнить о том, чтобы поддерживать эту практику в течение дня.

Чтобы помнить о противоядиях, нужно:

  • изучить их,
  • размышлять о них, чтобы правильно их понять, уметь их применять и убедиться в том, что они работают,
  • практиковать их в медитации, чтобы их освоить.

Нужно стать собственным врачом: учиться диагностировать проблемы, понимать их причины, узнавать о методах лечения, учиться применять эти методы и затем применять их.

Когда мы хронически больны и нам нужно изменить образ жизни, важно сначала убедиться в том, что изменения принесут пользу. Большинство людей не будет изучать тонкости разных систем питания и физических тренировок. Они попробуют какую-нибудь диету и упражнения. Конечно, сначала им понадобятся инструкции, но они сами захотят узнать больше, получив первые результаты.

То же самое касается эмоционального здоровья. Когда практика памятования начнёт приносить нам ощущение благополучия, у нас естественным образом появится интерес к буддийским практикам, поскольку они сделают нашу жизнь лучше и мы сможем помогать другим.

Будда тоже был обычным человеком и сталкивался с жизненными трудностями. Как и все мы, он хотел сделать лучше свою жизнь и жизнь других людей. Благодаря интроспекции он осознал, что мы можем оставаться спокойными, осознанными и управлять своими эмоциями независимо от происходящего вокруг.

То, что Далай-лама называет эмоциональной гигиеной, выходит за пределы культуры и религии, поскольку касается нашего самого глубинного желания – жить без проблем счастливой и спокойной жизнью.

Можно ли выполнять практики сразу нескольких буддийских Школ?

Ответ Дорже Жамбо Чойдже-ламы:
- Только в том случае, если эти практики относятся к одной группе, в противном случае разнородные практики могут сильно мешать друг другу при одновременном выполнении.

Так, например, если вы осуществляете практики, вызывающие сильное возбуждение (Бренность, Тягостность сансары, Прибежище, Четыре Безмерных Состояния и. т.п.) и одновременно пытаетесь развить безмятежную ясность Шаматхи - то у вас...

«Карма» – санскритское существительное в именительном падеже; оно происходит от глагола «кар», означающего «делать»; в косвенных падежах данное существительное принимает форму «карман», а его палийский эквивалент звучит как «камма», «камман».

Все состояния и условия этой жизни суть прямые результаты предшествующих действий; а каждое действие в настоящем предрешает судьбу будущего. Жизнь есть рабочий процесс кармы, бесконечная серия причин и следствий.

В «Дхаммападе» Будда сказал:
«Всё...

Буддизм значительно отличается от других мировых и национальных религий. Хотя в буддизме есть своё «священное писание» - собрание слов Будды (Типитака), опора в большей степени делается не на книжное слово, а на буддийскую практику.

Только личный опыт, обретённый после изучения слова Будды и последующей буддийской практики, позволяет обрести истинную мудрость.

Будда и его учение

Будда, в отличие от пророков других религий, начинал изложение своего Пути не с рассказов о творении мира, о...

Концепции и идеи, приведенные ниже, многие буддисты воспринимают как мифологию. Однако:

1) эти идеи можно найти даже в самых сложных буддийских текстах

2) те, кто серьезно занимается буддийской практикой (таких, к сожалению, немного), имеют общирный опыт миров, описываемых ниже.

Людям Запада сложнее привыкнуть к этим понятиям, чем жителям Востока, выросшим среди них. Однако, если ненамного задуматься, то можно обнаружить, что у нас на Западе существуют очень похожие идеи и пользуемся...

Школа (линия) Кагью тибетского Буддизма Ваджраяны славится своим практическим подходом к Дхарме и часто зовется Линией Практики. Но все ее методы, как и методы других буддийских школ, имеют под собой, в конечном итоге, общую основу.

Вообще, буддийский путь включает в себя три элемента: соблюдение заповедей, практику медитации и достижение мудрости. Эти три элемента взаимосвязаны. Так, при аморальном поведении медитация вряд ли будет успешной. И наоборот: без осознанности, вырабатываемой во...

В наставлениях о прегрешениях в обетах бодхисаттвы даются обстоятельные советы, как в нашей повседневной жизни преобразовывать все свои действия в путь бодхисаттвы. Эти наставления чрезвычайно важны для принявших обеты бодхисаттвы.

С вводом их в практику мы постепенно исполним тренировки бодхисаттвы и в конце концов достигнем наивысшего блаженства – состояния Будды.

Существует сорок шесть второстепенных прегрешений. Совершая второстепенное прегрешение, мы наносим ущерб своим обетам...

Практика НЕНДРО очень важна, поскольку она очищает карму и развивает мудрость. Собственно, нашей основной практикой является Махамудра, но без очищения и благословения заниматься ею невозможно. В этом отношении практика "подготовительных упражнений" - наиболее существенная из всех.

Вы все еще находитесь в самсаре, и пока это так, у вас возникают мешающие чувства. Если бы дело обстояло иначе, вы должны были бы уже стать просветленными. В прошлом, где бы вы ни были рождены, у вас постоянно были...

Практика Гуру Йоги и особое отношение, когда учитель видится, как гуру, является специфическим для пути Ваджраяны. В традиции сутр Хинаяны и в обычных учениях Махаяны, когда мы принимаем обеты прибежища; обеты мирян, начинающего, монаха и монахини; и обеты бодхисаттвы; мы не говорим о гуру или ламе в строгом смысле этого слова.

Мы получаем обеты от нашего настоятеля или наставника, нашего учителя или духовного друга, но не от нашего гуру. На уровне практики сутры нет того понимания, что...

Начало регулярной практики медитации означает изменение в повседневной рутине. Включить короткую медитацию в повседневную жизнь относительно просто, но выполнить Основополагающие упражнения Великой Печати (Тиб. нёндро) труднее. Это потребует больше времени. Здесь вы найдёте некоторые идеи и советы, которые помогут сделать первые шаги на пути.

Когда мы, буддисты, слышим слово «практика», большинство из нас, прежде всего, думает о практике медитации. Но буддийская практика – нечто большее. Существует множество медитаций, которые не приводят к Освобождению и Просветлению. На практическом уровне с помощью медитации можно развить любое качество человека как позитивное, так и негативное. Чтобы медитация открыла в нашем уме нечто положительное, чтобы она вела нас по пути к Просветлению, медитация должна подкрепляться чистым видением и правильным поведением – такова полная буддийская практика. Освобождающее видение появляется благодаря знакомству с объяснениями Будды об истинной природе ума; мы слушаем их, размышляем над ними, задаемся вопросами. Тогда у нас появляется внутренняя уверенность в этих объяснениях. Взгляд, ведущий через практику к Просветлению, заключается в осознании единства переживающего, объекта переживания и самого переживания как частей единого целого, а так же понимании, что все качества будда-природы уже заложены в нашем уме.

Благодаря медитации то, что было понято, превращается в опыт – «опускается из головы в сердце». Этот путь состоит не столько в накоплении знаний, сколько в узнавании природы ума, находящейся за рамками суждений и концепций.

Идея правильного поведения, в свою очередь, исходит не из следования какому-либо образцу, как это происходит в теистических религиях веры. Скорее это хорошо мотивированная рекомендация Будды, которая поможет переживать гармоничное человеческое развитие. Нам следует видеть Будду как друга, обладающего лучшим видением – он обращает наше внимание на то, к каким результатам приводит то или иное поведение, и даёт советы, как сохранить достигнутый уровень развития.

Когда мы, буддисты, слышим слово «практика», большинство из нас, прежде всего, думает о практике медитации. Но буддийская практика – нечто большее.

Эти три столпа буддийской практики идут рука об руку. Медитация без правильного видения не приведёт к Просветлению. Медитация без понимания сути ума, переживающего все явления, и сути всех переживаемых явлений, в буддизме сравнивается с беспомощным блужданием в тумане.

С другой стороны, тот, кто понимает буддийский взгляд, но никогда не медитирует, может стать учеником, обладающим глубокими знаниями, который никогда не справится со своими мешающими эмоциями и не познает сути буддийских поучений. Его можно будет сравнить с человеком, теоретически знающим путь, но в действительности не следующим ему.

И наконец, даже при хорошей медитации трудно развивать правильный взгляд, если человек игнорирует советы Будды о правильном поведении в долгосрочной перспективе. Эти советы являются методами, позволяющими сохранить достигнутое, чтобы не взбираться в гору, хватаясь за болты безопасности, закреплённые на ее поверхности.

Отвлечение и вдохновение

Сегодня группы Алмазного пути предлагают разные возможности тем, кто интересуется буддизмом. Можно использовать методы, чтобы придать жизни больший смысл и внутреннее богатство, а можно полностью посвятить себя пошаговому пути, начав выполнять практику Прибежища и Основополагающие упражнения (нёндро).

Почти каждый, кто хотел бы начать регулярную практику медитации, сталкивается с трудностями. Бессчётное множество обстоятельств отвлекает нас от практики и крадет наше время. Кажется, мир устраивает заговор, заставляя нас концентрироваться на картинках, проявляющихся в уме, вместо того чтобы направлять внимание на сам ум. Снова и снова наша практика Дхармы ускользает из рук, и нам потребуется сознательное усилие, чтобы найти вдохновение и продолжить.

К счастью, существуют внешние и внутренние помощники. На внешнем уровне – это контакт с группой медитирующих друзей и заслуживающая доверия связь с учителем Алмазного пути – это всегда будет давать силы и вдохновение. На внутреннем уровне – Прибежище и альтруистическая мотивация – решимость следовать этому пути для блага всех существ. Важно доверять тому, что только природа Будды принесёт нам и другим постоянное счастье. Это доверие отсекает все отвлечения обусловленного мира, словно холодный нож отрезает масло. Приятные вещи всё больше и больше будут переживаться как подарок нашему уму, а неприятные как очищение, растворение негативных впечатлений в уме. И тогда как приятные, так и неприятные переживания не собьют нас с пути. Когда доверие станет глубоким внутренним ощущением, препятствия будут растворяться с каждым биением сердца, ведь у нас появятся совершенно другие приоритеты. Значимость многих вещей, казавшихся главными, померкнет перед величием взгляда, суть которого есть достижение состояния Будды и желание привести к этому состоянию других.

Важно доверять тому, что только природа Будды принесёт нам и другим постоянное счастье. Это доверие отсекает все отвлечения обусловленного мира, словно холодный нож отрезает масло.

Самый известный образец непоколебимого доверия, которое привело к Просветлению, – Миларепа. Благодаря доверию он стал просветлённым Буддой за одну жизнь, несмотря на то, что ее начало было худшим из всех, какие только можно представить – он стал убийцей 35 человек. Однажды он сказал: «Если вы не будете медитировать в этой жизни, вы потратите её понапрасну. Убедитесь, что вам не о чем будет жалеть, когда наступит ваш смертный час». Книга об истории его пути – величайший источник вдохновения.

Основа

Доверие, подобное доверию Миларепы, невозможно включить в себе также легко, как включают, к примеру, свет. Доверие нужно развивать, для него необходима крепкая основа, которая останется неподвижной, когда в океане нашей жизни станет неспокойно. Внутреннюю силу, позволяющую поставить практику Дхармы на первое место, как и способность придерживаться этого, независимо от приятных вещей или очищений, всплывающих на пути, тибетцы называют ньинг-ру (сердечная кость). Прежде всего это означает использовать Четыре основные мысли, которые дают нам основу и углубляют практику, делая её непоколебимой. Великие мастера говорили, что эти Четыре основные мысли в действительности важнее нашей главной медитации, потому что без них в практике не может быть никакой стабильности. Эти Четыре мысли таковы: сейчас мы находимся в благоприятной ситуации; это может измениться; по законам кармы мы ответственны за то, что сейчас переживаем; непросветлённое состояние не может удовлетворять нас, любое счастье ничто по сравнению с той радостью, которую приносит Просветление.

Даже при небольшом начальном доверии к Дхарме эти поучения понятны. Но что можно подумать, когда и великие мастера говорят о неполном понимании поучений? Они имеют в виду, что при размышлении о Четырёх основополагающих мыслях важно трансформировать их, а не просто довольствоваться интеллектуальным пониманием. Только то, что проникло «в кости», остаётся с нами и в жизненных проблемах, и в болезни, и в старости, и в смерти. Кому-то достаточно лишь однажды услышать поучения о драгоценной человеческой жизни, непостоянстве, карме и недостатках обусловленного мира, чтобы впитались в нас и изменили взгляд на жизнь и на мир в целом. Другие могут слушать поучения в течение всей жизни и оставаться как камни, которые в оде намокают лишь снаружи, но не внутри. Это вопрос открытости поучениям и тому, что они могут сделать с нашей жизнью и с ситуацией всех существ, окружающих нас.

Привычки

Когда люди спрашивали Калу Ринпоче о проблемах в своей практике, он часто отвечал, что они появляются из непонимания по крайней мере одной из Четырёх основополагающих мыслей. Иначе проблем вообще бы не возникло. Естественное следствие преобразования Четырёх основных мыслей – принятие Прибежища в постоянных ценностях, вместо непостоянных и быстро сменяющихся идей. Четыре мысли подготавливают ум перед каждой медитацией, чтобы принятие прибежища проникало все глубже и мы могли развивать просветлённый настрой. Заставлять себя практиковать Дхарму без этого понимания не имеет смысла –– это исходит из неправильной мотивации. Никто не сможет медитировать так же, как Миларепа, на следующий же день. Иногда люди разбивают колени в кровь, делая огромное количество простираний за одну неделю, но не способны сделать и одного в последующие несколько месяцев. И это не работает.

Лучше выполнять за один раз столько, сколько вы можете, но каждый день. Таким образом ваша практика Дхармы сможет стать стабильной и регулярной. Привычки появляются, когда вы делаете одно и то же, снова и снова, часто на протяжении множества жизней. Едва ли возможно изменить их по щелчку пальцев; только благодаря терпению и продолжительности практики привычки смогут измениться. Непросветлённый ум подобен животному, которое предпочитает делать то, что делало всегда: оставаться непросветлённым.

«Благородное обязательство»

Переживание положительного результата практики и ощущение возможности справляться с собой и с окружением могут возникнуть очень быстро. Мы всё чаще будем оказываться в ситуациях, которые казались сложными раньше, но перестали быть трудными теперь. Этот опыт даёт почувствовать, сколько свободы и радости ожидает нас на пути. Если с самого начала мы вкладываем в практику энергию, то быстро замечаем хорошую отдачу. Это усиливает наше доверие к методам, и мы наслаждаемся практикой все больше. То же самое происходит во время курса пховы (умирания в сознании), в которой за несколько дней интенсивной медитации в энергополе мощного учителя, обладающего силой глубокого благословения, происходят невероятные перемены в теле и уме. Этот первый быстрый опыт подобен сильному толчку для дальнейшей практики.

Переживание положительного результата практики и ощущение возможности справляться с собой и с окружением могут возникнуть очень быстро. Мы всё чаще будем оказываться в ситуациях, которые казались сложными раньше, но перестали быть трудными теперь.

В идеале, и это часто происходит, в практике соединяется качество и количество. Качество даёт практике глубину; оно связано с пониманием, глубокой мотивацией, преданностью учителю и сочувствием к другим существам. Количество означает устойчивую привычку не лениться и использовать для практики чуть больше времени, чем это комфортно для нас в данный момент. Это всегда будет вознаграждено. Девятый Кармапа Вангчуг Дордже сказал: «Если вы будете медитировать, укрепляя усердие при столкновении с трудностями, вы получите плоды в виде невероятных качеств».

Лучше, если качество сопряжено с количеством, но у кого это получается с самого начала? Поскольку они взаимозависимы, вы акцентируетесь на том, что ближе вам. Работа с умом в определённый момент неизбежно преобразует количество в качество. Накопление хороших впечатлений в уме откроет его более широкому видению; ум станет глубже осознавать свою истинную природу. Тщательный анализ и практическое применение поучений укрепит чувство глубины Дхармы, что, в свою очередь, усилит желание практиковать.

В нашей традиции Карма Кагью, также известной как школа практики, были самые впечатляющие реализованные мастера Тибета, которые стойко сохраняли целостность линии – другими словами они выполняли «благородное обязательство». Гампопе его учитель Миларепа убедительно продемонстрировал важность практики. Миларепа сказал: «У меня есть ещё одно глубокое поучение, но я не могу тебе его дать, потому что оно слишком драгоценно». Что Гампопа мог сделать? Он ушёл без этого поучения.

Мотивация

Существует два способа мотивировать себя: думая радости Просветления или о страданиях обусловленного мира. В зависимости от ваших ощущений можно чередовать эти способы.

Западному образу мышления ближе аспект радости. Вы напоминаете уму о безграничном блаженстве, которое переживается во время Просветления; встречаетесь с учителями, которые могут дать прочувствовать это; читаете биографии великих мастеров, где это отображено; и представляете, как прекрасно приводить всех существ к постоянному счастью. Когда возникает вопрос, как мы узнаем, что предварительные практики выполняются должным образом, Шамар Ринпоче отвечает: вы действительно должны наслаждаться практикой Дхармы.

Использование радости на пути к Просветлению считается сердцем буддизма Алмазного пути. Цель – это такой уровень, на котором пространство и радость переживаются как части одного целого, и самые эффективные методы работы с состояниями высшего блаженства сочетаются с пониманием пустоты. Пока мы не просветлены, сам переживающий чувствует то радость, то страдание. Однако, по своей сути, он – высшая радость, но без идеи «Я», воспринимающего эту радость. И это знание может быть огромным источником вдохновения.

Какой бы из двух подходов вы ни предпочли, важно с самого начала развивать отношение к практике не только как к средству принести пользы себе, но и как к способу стать полезным для других. Только такое отношение к практике делает её поистине просветляющей.

Второй способ мотивации к практике – страдания сансары – в том виде, как как его представляли в Тибете, несколько смущает западных людей. У европейцев аллергия на такой подход. Неприятие возникло из-за многовековой идеологии католицизма с его угрозами огня и серы, а также из-за стиля подачи поучений некоторыми представителями буддизма, в своих собственных жизнях переживших мало радости. Но, если не быть драматичными, совсем неплохо подумать иногда о страданиях в мире. Новости из Африки, информация о жизни в трущобах стран третьего мира, мысли о неизлечимых болезнях и больницах могут пробудить желание сделать что-то для всех несчастных людей. Кроме того, размышления о старости, болезни и смерти могут дать мотивации существенный толчок. При этом не нужно превращать мир в долину слёз. Из-за сознательно убийства 35 человек Миларепа больше использовал второй подход. Он сам говорил, что именно страх перед кармическими последствиями негативных действий, которые он совершил, привёл его к Просветлению.

Какой бы из двух подходов вы ни предпочли, важно с самого начала развивать отношение к практике не только как к средству принести пользы себе, но и как к способу стать полезным для других. Только такое отношение к практике делает её поистине просветляющей.

Друзья и помощники на пути

Лишь немногие способны практиковать в одиночку долгое время. Большинству из нас полезно контактировать с группой и проводить время с друзьями. Для гармоничного развития хорошо время от времени взаимодействовать с группой, практикующей Дхарму. В этом случае вы не сойдёте с дистанции своего развития, и не будете изобретать свою собственную Дхарму. Друзей в группе, как и все переживания, нужно воспринимать как зеркало нашего ума. Совместная работа в поле силы центра Алмазного пути прямо противоположна волонтёрству в местном клубе собаководства. Такая работа затрагивает и меняет вещи на самых глубоких уровнях нашего ума. Подобно тому как алмазы полируют друг друга и сверкают всё ярче при взаимном трении, совместная работа друзей в центрах приводит к глубокому и интенсивному развитию. Нет более быстрого способа заполнить ум хорошими впечатлениями, необходимыми для того, чтобы распознать истинную природу ума.

Благодаря дружескому обмену в группе вы узнаете, что у всех, как и у вас самих, во время практики возникают те же трудности и приятные моменты, вы можете делиться опытом и внести свой вклад в огромную сокровищницу взаимообмена. Большинство людей ведут структурированный образ жизни, они считают, что для практики очень важно определённое место и время. Организуя в своей квартире место для медитаций, возможно со статуей Будды или его изображением, вы заметите, что оно не только напоминает о практике каждый раз, когда вы видите его, но и притягивает вас больше и больше.

Регулярная медитация в определённом месте создаёт в нём энергополе, которое поддерживает практику. Для выработки глубокой привычки можно определить время для практики. Вы редко будете находить возможность для неё, если каждый раз станете ждать подходящего момента, занимаясь другими делами. Многие утверждают, что медитируют больше, когда их расписание плотно насыщенно, а не когда меньше дел и достаточно времени для практики.

В конце XX и в начале XXI вв. восточные религии начали активную экспансию в страны Запада. Такие религии, как буддизм и индуизм, имеют в них чрезвычайный, невероятный успех. Этому есть множество причин - набившая оскомину культура потребления, навязываемая чуть ли не в качестве идеологии демократическими властями, ущербность и односторонность собственных религиозных традиций, тяга к экзотике, ну и, конечно же, стремление постичь сокровенные знания Востока, о которых ходят легенды. Эта статья имеет целью прояснить только один аспект всего этого контекста - азы религиозной практики новообращенного буддиста.

О пути буддиста

Буддизм объединяет в себе большое количество различных независимых школ и традиций. Но все они имеют одну общую основу - в качестве трех фундаментальных религиозных ценностей все буддисты признают Будду, Дхарму (то есть учение Будды) и Сангху (духовное сообщество буддистов). Это так называемые три прибежища. Смысл буддийской практики - достижение просветления, реализация природы Будды в человеке. Именно в свете этой цели и ради нее совершаются все ритуалы, читаются мантры, практикуются медитации и так далее. Однако буддизм многолик, и его различные деноминации подчас значительно отличаются друг от друга. Поэтому и в отношении начальной практики то, что требуется от адепта японского дзен, очень далеко от предлагаемого последователю тибетской гелугпы. Мы сосредоточимся главным образом на традициях тибетского буддизма, поскольку именно они наиболее широко представлены и распространены в нашей стране, являясь традиционными для трех регионов.

Самостоятельное принятие буддизма

Этой темы необходимо коснуться, потому что очень многие люди, начитавшись буддийской литературы, вдруг принимают решение стать буддистами и немедленно начинают практиковать те или иные медитации или ритуалы. Однако не все так просто. Уверовать в истинность буддийского учения человек, конечно же, может и должен самостоятельно. Но вот чтобы считать себя полноправным буддистом, то есть членом сангхи, простого решения недостаточно. Для того чтобы войти в духовное сообщество, требуется принять так называемые три драгоценности. Иначе это называется обетом прибежища. Он-то и вводит человека в буддизм. Для начинающих очень важно, чтобы в первый раз этот обет был принят кем-то из уполномоченных служителей-лам. Для этого требуется личная встреча с ламой и совершение церемонии принятия обета прибежища. Без посвящения в эту передачу прибежища большая часть практик не имеет смысла.

Чистое видение

Основная практика буддиста должна быть направлена на развитие навыка чистого видения. Последнее подразумевает, что человек должен тотально и всецело пребывать в «здесь и сейчас», освобождая свой ум от выстраивания пространственно-временных связей. Ум не должен оказываться где-то в другом времени или размышлять о других местах. В нем должна отражаться наличная действительность - то время и то место, где человек находится в текущий момент. Когда этот навык развивается, то меняется восприятие, оно становится чистым. Именно это первый шаг к раскрытию природы Будды. Состояние «здесь и сейчас» - это и есть медитация, ее внутреннее содержание. Таким образом, буддист, чем бы они ни занимался - питьем чая, уборкой квартиры или приготовлением еды, должен стремиться пребывать в медитации через развитие ощущения «здесь и сейчас».

Домашние медитации и ошибки

В тибетском буддизме очень много различных медитативных техник, и некоторые из них чрезвычайно сложны и даже опасны, а потому их передают тайно. Но практики буддизма для начинающих обычно являются безопасными и ошибиться в них практически невозможно, если не подходить, что называется, «творчески», то есть изменяя практику, привнося в нее новые элементы и устраняя прежние. К тому же в буддизме предполагается, что новообращенный занимается практикой под руководством и с благословения своего наставника, который преподавал ему три прибежища (то есть принимал в лоно буддизма и конкретной буддийской школы), а также инструкции по практике. Самостоятельно же принять буддизм без этой церемонии фактически нельзя.

О домашнем алтаре

Что касается обустройства домашнего святилища, то надо сказать, что это считается очень полезным делом. Однако в то же время оно не является необходимым. По своему назначению алтарь играет роль фокуса, который должен концентрировать внимание человека и организовывать его жилищное пространство таким образом, чтобы он помнил, что его важнейшая цель - просветление. Поэтому алтарные предметы должны стимулировать постоянную практику. Поэтому, если уж принято решение святилище создать, то его не нужно превращать в экспозицию, посвященную буддийскому искусству. Обычно достаточно поставить изображение Будды, изображение своего гуру и еще несколько особо важных скульптур или икон. Но лучше не выходить за рамки пяти. Помимо этого, на алтаре принято держать символы чистоты тела, речи и ума. Это значит, что кроме иконы или статуэтки Будды, на алтаре желательно иметь выдержки из священного буддийского писания (как вариант - «сутра сердца» или Ламрим) и так называемую ступу - символ чистоты ума Будды.

Обновление обетов

Вступая на путь тибетского буддизма, человек приобщается к махаяне, которая декларирует для своих последователей не только практику личного освобождения и просветления, но и так называемый путь Бодхисаттвы. Последними называются которые, однако, дают обещание, что в нирвану они отправятся только тогда, когда будут освобождены все остальные существа. И их религиозная практика направлена не только на самих себя, но на благо всех живых существ. Для того чтобы начать практику, новообращенный буддист в традиции махаяны приносит обет Бодхисаттвы. Но через различные неправедные действия нарушает их. Поэтому обет Бодхисаттвы периодически нужно обновлять. Однако буддизм для начинающих бывает чрезвычайно сложен, а его требования запутаны. К примеру, монахи дают обеты, состоящие из нескольких сотен четко прописанных правил. Но для мирян более продуктивным станет другой подход.

Практиковать буддизм для начинающих лучше всего не в контексте свода заповедей, а в контексте правильной мотивации. Это означает, что в своей жизни и буддист должен стремиться принести максимальную пользу как можно большему числу существ. В таком свете нарушением обета будет любое действие, слово или мысль, которые будут направлены во вред кому-либо. Также нарушением обета станет сознательное исключение кого-либо (животного, врага или просто неприятного человека и т. д.) из поля сострадания. Когда обет бывает нарушен, его необходимо принять еще раз. Впрочем, этот обет регулярно обновляется. Например, в практике простираний, которую включает в себя буддизм. Для начинающих это может быть хоть 1 поклон или же 3, 7, 21, 108. К слову сказать, в некоторых школах полная практика включает в себя 108000 простираний.

Начальные практики

Начальные практики в буддизме называются нёндро. Во всех четырех школах тибетского буддизма они примерно одинаковые. Состоят они из четырех частей (хотя классификации бывают различные). В них входит 100000 простираний с принятием прибежища, начитка 100000 раз стослоговой мантры Ваджрасаттвы, 100000 подношений мандалы и 100000 повторений гуру-йоги. Этот порядок, в принципе, можно менять, но лучше следовать именно такой схеме. Кроме того, следует добавить, что эту практику можно выполнять и тем, кто не получил передачи обета прибежища, то есть формально не является буддистом. Однако, как утверждают буддийские учителя, пользы от нёндро в данном случае будет значительно меньше.

Буддизм для начинающих - книги

В заключение поговорим о том, что почитать тем, кто делает первый шаг в сторону буддизма. Для начала упомянем такую книгу, как «Буддизм для начинающих». Геше Джампа Тинлей - ее автор, доктор буддийской философии традиции гелуг, это очень уважаемый, заслуженный учитель Дхармы на территории СНГ. Его книжка посвящена основным, базовым вопросам, с которыми необходимо разобраться новичкам, чтобы иметь правильное представление о выбранном пути. В этом труде описана история возникновения учения, объяснены его главные аспекты, а также дан ряд практических указаний для ежедневной практики.

Следующий труд - это книга с таким же названием, что и предыдущая - «Буддизм для начинающих». Тубтен Чодрон, ее написавшая, - это буддийская монахиня из Америки, которая много лет провела, обучаясь буддийскому пути в Непале и Индии под руководством Далай-ламы и других высоких учителей. На сегодняшний день в западном мире она является одним из самых авторитетных специалистов в своей области. В книге Тубтен Чодрон «Буддизм для начинающих» в форме вопросов и ответов даются ответы на самые популярные вопросы касательно сути учения, его приложения в различных областях человеческой деятельности и, собственно, повседневной религиозной практике. Другими словами, это своего рода катехизис тибетского буддизма.

Другие книги

Кроме этих двух книг, на вопрос «с чего начать изучать буддизм?» мы порекомендуем такие произведения, как «Буддийская практика. Путь к жизни, полной смысла» Далай-ламы XIV и «8 дебютных ошибок» уже упоминавшегося Геше Тинлея.