Бедняком эгоизм и черствость разъедают. Согласны ли вы с мнением Суворова: «Как тягостно равнодушие к самому себе»? Равнодушие к самому себе: примеры из произведений мировой литературы

Аксянова Гузель Саитовна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 2

  1. Героиня романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Наташа Ростова – человек с чутким сердцем. Благодаря её вмешательству подводы, предназначавшиеся сперва для переезда и нагруженные вещами, были отданы для перевозки раненых солдат. Ещё один пример небезразличного отношения к миру и людям – Платон Каратаев. Он отправляется на войну, выручая младшего брата, и, хотя борьба ему совсем не по душе, даже в таких условиях герой остаётся добрым и отзывчивым. Платон «любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь», помогал другим пленным (в частности, накормил Пьера, когда тот попал в плен), заботился о приблудной собаке.
  2. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» многие герои проявляют себя как ярко выраженные альтруисты или эгоисты. К первым, безусловно, относится Сонечка Мармеладова, которая жертвует собой, чтобы обеспечить семью, а затем отправляется в ссылку вслед за Раскольниковым, стремясь спасти его душу. Нельзя забывать и про Разумихина: он беден и живёт едва ли лучше Раскольникова, однако всегда готов прийти тому на помощь – предлагает другу работу, покупает ему одежду, даёт денег. В противовес этим благородным людям представлен, к примеру, образ Лужина. Лужин «более всего на свете любил и ценил… свои деньги»; он хотел жениться на сестре Раскольникова Дуне, преследуя низменную цель – взять бедную жену, которая была бы ему вечно обязана. Примечательно, что он даже не утруждает себя заботами о том, чтобы будущая невеста и её мать с комфортом добрались до Петербурга. Равнодушие к судьбе самых близких людей выливается в такое же отношение к миру и характеризует героя с отрицательной стороны. Как мы знаем, судьба воздала должное отзывчивым персонажам, но наказала безразличных действующих лиц.
  3. Тип человека, живущего для себя, рисует И.А. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Герой – некий состоятельный господин, имени которого мы так и не узнаем, – отправляется в путешествие «единственно ради развлечения». Он проводит время в кругу себе подобных, а прочих людей делит на обслуживающий персонал и на досадную «помеху» его наслаждению – таковы, например, комиссионеры и оборванцы на набережной, а также обитатели жалких домишек, которые господину из Сан-Франциско приходится лицезреть по пути. Однако после внезапной гибели он сам из якобы уважаемого и почитаемого человека становится обузой, и те же люди, в преданность которых он верил, потому что «был щедр», отправляют его труп на родину в ящике из-под содовой. Этой грубой иронией И.А. Бунин иллюстрирует известную народную мудрость: как аукнется, так и откликнется.
  4. Образ добросердечного, отзывчивого человека – ключевой в произведении А.И. Солженицына «Матрёнин двор». Судьбу Матрёны не назовёшь завидной: она вдова, схоронила шестерых детей, долгие годы работала в колхозе «за палочки трудодней», не получала пенсии и в старости осталась бедной. Несмотря на это, героиня сохранила весёлый нрав, общительность, любовь к труду и готовность помочь другому, ничего не требуя взамен. Апогеем её самопожертвования становится трагический случай на железной дороге, который заканчивается гибелью героини. Что удивительно, лицо её, не тронутое страшной аварией, было «целёхонькое, спокойное, больше живое, чем мёртвое» – совсем как лик святой.
  5. Человеку с открытой и отзывчивой душой бывает непросто жить на свете. Так случилось и с Чудиком из одноимённого рассказа В.М. Шукшина. Будучи взрослым мужчиной, герой мыслит и ведёт себя как ребёнок. Он тянется к людям, любит поговорить и пошутить, стремится быть со всеми в хороших отношениях, однако постоянно попадает впросак из-за того, что он не похож на «правильного взрослого». Вспомним один эпизод: в самолёте Чудик просит соседа пристегнуться, как велела стюардесса; тот воспринимает его слова с явным неудовольствием. Посадка выходит не совсем удачной: сосед Чудика падает с кресла, да так, что теряет вставную челюсть. Чудик бросается ему на помощь – но в ответ вновь получает порцию раздражения и злости. И так относятся к нему все, от посторонних людей до членов семьи. Отзывчивость Чудика и нежелание общества понять того, кто не вписывается в рамки, – две стороны одной проблемы.
  6. Теме безразличия к ближнему посвящён рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма». Девушка Настя, секретарь Союза художников, отдает работе все свои силы. Она хлопочет о судьбах живописцев и скульпторов, организовывает выставки и конкурсы, и никак не находит времени, чтобы повидать свою старую больную мать, живущую в деревне. Наконец, получив телеграмму о том, что её мать находится при смерти, Настя отправляется в путь, но – слишком поздно… Автор предостерегает читателей от совершения такой же ошибки, вина за которую, вероятно, останется с героиней на всю жизнь.
  7. Пьеса А. Вампилова «Двадцать минут с ангелом» повествует нам как о человечческой отзывчивости, так и о беспощадном равнодушии людей друг к другу. Герои Анчугин и Угаров пробуют раздобыть денег. Однако их отчаянное «Спаси» вызывает только раздражение у окружающих. И последней попыткой достать денег становится не воспринимаемое всерьез ими самими обращение Анчу-гина к прохожим с улицы: «Люди добрые! Помогите!» Вслед за эти появляется Хомутов-ангел и безвозмездно предлагает пропойцам сто рублей. Но они настолько не верят в бескорыстие, чтто столь желанные совсем еще недавно деньги пугают, просителям чудятся в них подвох и скрытая угроза: «Черт знает что...» Удалившегося было Хомутова возвращают, чтобы он забрал деньги: «Забирай ссуду. Ну тебя к черту». Хомутову не верят, атмосфера зла сгущается; стадия уговоров «по-хорошему» заканчивается, «ангела» связывают и учиняют допрос с пристрастием, в котором принимают участие все обитатели гостиницы. Дознание постепенно переходит в судилище, на котором обвинительную речь произносит молодожен Сту-пак: «Товарищи! Что здесь происходит? Это просто чудовищно! Мы же все перегрыземся. И все из-за него! Из-за него! Он провокатор! Он всех нас оскорбил! Оклеветал! Наплевал нам в душу! Его надо изолировать! Немедленно!» Страсти накаляются, назревает «распятие» в форме заключения в психбольницу, которое совсем не входит в планы героя. Третья часть пьесы включает в себя «признание» в тяжком грехе, вызванное сочувствие к нему со стороны недавних мучителей, их извинения и примирение. «Исповедь» Хомутова вызывает не негодование, не осуждение, а искреннюю жалость и ответное покаяние: «Это ужасно, ужасно. С нами что-то приключилось. Мы одичали, совсем одичали.» И далее: «Прошу вас, не думайте, что мы уж такие отпетые. Это было что-то ужасное. Наваждение какое-то, уверяю вас. Мы должны были вам верить - конечно! Мы были просто обязаны.»

В пьесе «Двадцать минут с ангелом» Вампилов показал «отпадение от нормы» не отдельного человека, а общества в целом. Название гостиницы «Тайга» стало символом одичания современных людей.

  1. Рассказ В. Крупина «Мария Сергеевна» также повествует нам как о человеческой жестокости, так и о доброте. Главная героиня, бывшая учительница, осталась без жилья и пропитание себе ищет в помойках. Она никого не винит в случившемся: ни детей, отправиших ее в дом престарелых, ни сотрудников дома престарелых, которые оскорбляли ее: «Все вы тут – тюремщики с пожизненным сроком». Мария Сергеевна умеет прощать: «Вы не подумайте чего на моих детей». Не забывает о тех, кто нуждается: «Отдельный пакетик заполнила для собак,…которые всегда ее ждали». Ей присуще чувство собственного достоинства…Это нравственно чистый человек. Автор утверждает это уже самим заглавием рассказа – «Мария Сергеевна». Не случайно же выбирается им имя матери Христа, отдавшей людям своего сына. А наличие отчества – связь с предками, с прошлым, где так много осталось хорошего. И это хорошее надо перенести в настоящее. Не случайна и другая символическая фамилия – Кожемякины. Сила настоящего человека измеряется не физическими показателями, а нравственными. Нашел же в себе силы Сергей Николаевич пригласить в дом старуху, разрешить ей помыться. Напоил же он ее чаем! Он готов был это сделать и на следующий день. А кочегар Николай, забывший имя бывшей учительницы своих детей, «…никогда не переходил на «ты».

В этом рассказе мы видим и описание потери истинных ценностей: «…на помойки хлеба выбрасывают много»; родителям позволяют покинуть дом; забывают о предках, теряя отчества, называя при этом человеческими именами собак и кошек. Равнодушие к чужой боли… Лоре и в голову не пришло, что можно помочь старухе, которая побирается на помойке. Она уверена, что это обязано делать государство: «собирать, вывозить». Последние глаголы не о мусоре, о людях!

  1. Люди свое равнодушие и жестокость проявляют по-разному. «Школьные годы чудесные», - поется в одной очень хорошей песне. Но эти «чудесные» годы быстро пролетают, иногда не оставляя в памяти бывших учеников абсолютно никакого следа. Такая ситуация сложилась и в рассказе Ю. В. Бондарева «Простите нас! ». Павел Георгиевич Сафонов - известный конструктор, который «с годами привык к известности», более того, «даже немного устал от нее». Вихрь забот служебных и семейных, «ранний успех», «удовлетворение» от собственных достижений заслонили собой воспоминания о школьных годах.

И только возвращаясь из санатория, этот человек вдруг понял, как давно он не был «в родном своем степном городишке», не видел школьных друзей, на заходил в школу. Город, в котором он вырос, неузнаваемо изменился: он был «точно заново заселен, заново выстроен». Павел Георгиевич растерянно бродил по знакомым с детства местам и не находил прежних строений, старых улиц: город «совсем не помнил и не знал Павла Георгиевича». И герой Бондарева почему-то почувствовал себя обиженным и обкраденным, «будто жестоко и зло обманули его, отняли что-то, чего нельзя было отнимать».

Вспоминает Сафонов друга детства Витьку Снегирева - «первую мальчишескую преданность», Веру - «первую любовь , незавершенную и трогательную...» и никак не может смириться с тем, что эти люди существуют такими лишь в его памяти. Но память эта не подпитывалась новыми впечатлениями: Павел Георгиевич не знал, что семья Витьки давно уже перебралась в Свердловск, а сам он стал директором завода. Не знал герой рассказа и того, что его «первая любовь» так и не вернулась с войны. Но самое жестокое разочарование постигает конструктора во время визита к старой учительнице математики. Сафонов приходит к Марии Петровне лишь потому, что случайно вспомнил еще одного человека, которого он знает в этом «чужом» городе. Да и вспомнил он старую одинокую женщину, когда забрел в школьный двор и заметил «красный огонек, пробивающийся меж ветвей» акации.

И тогда же масса воспоминаний «одолела» Павла Георгиевича: он был любимцем Марии Петровны, которая прочила ему великое будущее, а он даже не подумал о ней. В гостях у учительницы «знаменитый ученик» незаметно для самого себя осознает, что ни один из ее любимых учеников так и не навестил ее за все эти годы. Все те, кто успешно живет и трудится, так же как и Сафонов, не вспомнили, что в чем-то своим благополучием они обязаны этой женщине. И все эти знаменитые конструкторы, директора заводов и прочие успешные личности должны быть благодарны человеку, воспитавшему их, должны помнить и заботиться о нем. Тогда не придется так сожалеть о прошлом и приносить извинения в письменном виде.

  1. Роман "Мастер и Маргарита" М. Булгакова повествует о таких человеческих качествах, как слабость и трусость, доброта и равнодушие, эгоизм и любовь ко всему окружающему. Эти качества человека прекрасно раскрываются в главах, где рассказано о встречах Понтия Пилата и Иешуа.

Иешуа - образец отзывчивости, он всех людей, даже своих палачей называет добрыми людьми, он жалеет Понтия Пилата, когда видит, как тот мучается от головной боли и когда понимает, что тому придется вынести ему обвинительный приговор.

Иешуа просто любит всех людей, без исключения и без скидок на то, что собой эти люди представляют. Он готов к любому поспешить на помощь и, наверное, жалеет только об одном, что не может успеть помочь всем нуждающимся.

Иное дело Понтий Пилат. Римский проконсул, фактический хозяин Иудеи, обязан быть человеком беспристрастным и равнодушным. Перед его глазами проходят тысячи преступников, по его слову свершаются тысячи казней. Он привык к жестокости, и она ничего не пробуждает в его душе.

Но даже этого стального человека тронула внезапное участие Иешуа. Но Пилат - трус. Иешуа умирает, чтобы осчастливить весь мир, Понтий Пилат наказан за равнодушие вечным одиночеством.

11. Равнодушие в рассказе Горького «Старуха Изергиль» чередуется с примерами отзывчивости и самоотречения ради счастья других. Страшна судьба человека-орла Ларры, который считал себя лучше всех, который считал себя вправе делать то, что пожелает, который убил девушку просто за то, что она посмела отказать ему. Такое равнодушие к человеческой жизни, к самому человеку не могло остаться безнаказанным. Ларра был изгнан из племени и много лет жил один. Но время наказало его сильнее, чем могли бы сделать то люди. Настал миг, когда Ларра понял, что он совсем не исключительный. Он страстно захотел смерти, но даже смерть отвернулась от того, кто был равнодушнее ее самой.

Иной пример Данко, этот юноша своей добротой и самоотречением спас свой народ. Его отзывчивость не знала границ и не знала страха. Когда он вел долгой дорогой через лес обозленных и потерявших надежду людей, он жалел их, как только может жалеть чистое и смелое сердце. Чтобы помочь тем,кто готов был растерзать его, Данко заставил себя загореться и вырвал горящее сердце из груди. Он вывел народ из леса, он спас многие жизни, но равнодушная толпа думала только о своем спасении и сразу забыла спасителя.

Впрочем,отзывчивость и не нуждается в благодарности, это такое качество, которое делает человека счастливым само по себе, от осознания того, что ты сумел помочь кому-то вывел кого-то на верный путь, дал шанс начать новую жизнь.

12. Обычно в книгах о войне мы встречаем немало примеров равнодушия, которое проявляется по-разному, кто-то становится предателем, кто-то равнодушно смотрит на чужую боль и страдания, но не таков рассказ М. Шолохова «Судьба человека».

Невиданные испытания выпали на долю главного героя, простого шофера Андрея Соколова. Он попадает на фронт, потом в плен, судьба сталкивает его с другими пленными и в этой среде, где каждый второй потенциальный смертник, нет места равнодушию. Сам Соколов без жалости делит хлеб, который ему даровал «добрый» комендант лагеря, ему вправляет руку незнакомый человек, просто чтобы избавить от боли, пленные стояли друг за друга и потому многие из них выжили.

Вернувшись с фронта Соколов сталкивается с новым испытанием - война отняла у него всю семью. Но его сердце все еще полно любви к людям и эта любовь требует выхода. Соколов берет на воспитание Ваню, мальчика-сироту и таким образом создает новую семью. Его одинокая душа уже не будет одинокой, раз рядом с ней появилась любящее сердце.

13. Все люди разные, у каждого своя судьба, своя среда обитания, но в любых условиях можно найти примеры порочного проявления человеческой натуры и самоотверженности.

В драме Горького «На дне» мы также встретим героев с открытой и отзывчивой душой (Наташа, Настя, Наташа, Актер) и людей, которые, пользуясь своим более выгодным временным положением, находят удовольствие в унижении и оскорблении себе подобных (Костылев и Василиса).

Василиса Костылева предстает как черствая душой хозяйка заведения. Странник Лука среди всех действующих лиц несет всем людям идеи добра, всепрощения, надежды на лучшее - его поддержка вселяет в людей веру, дающую жизненные силы. Это тоже проявление сочувствия к людям, поддержки.

Только искренне участие имеет смысл, только оно наполняет людей верой и силой, только оно приносит утешение. Озлобленность же и недовольство другими людьми - разрушающие качества, как в отношении отдающего, так и в отношении вынужденно принимающего подобные проявления человеческой натуры.

  1. В пьесе «Гроза» А. Островского равнодушие исходит от Тихона по отношению к Катерине, это терзает ее, он не может заступится за нее, не хочет брать жену с собой в поездку, хотя Катерина уже тогда чувствует, что что-то случится. Также равнодушие исходит от Бориса в конце пьесы, когда он не хочет пойти против дяди, боится лишиться наследства и оставляет Катерину со своими терзаниями.

15. Совсем другого героя мы встречаем на страницах рассказа А. Куприна «Чудесный доктор». Доктор Пирогов помогает семье Мерцаловых, оказавшейся в ужасающих условиях: отец в бесплодных поисках работы, смерть старшей дочери, тяжёлая болезнь младшей девочки. Всех их ожидает гибель от голода или, в лучшем случае, – приют для бездомных. Доктор помогает Мерцаловым, даже не называя себя, а на просьбу главы семейства сказать своё имя, чтобы дети могли помолиться за доброго человека, лишь машет рукой, отправляет его к семье и просит никогда не отчаиваться.

16. ПисательВ.Г. Короленко написал замечательную книгу «Дети подземелья». Он показал, как легко находят общий язык между собой дети из разных слоев общества, для которых еще не существуют тех условностей, по которым живут взрослые, и как легко оказывается быть отзывчивым и добрым, пока ты молод.

Мальчик Вася, сын судьи, рано потерявший мать, начинает дружить с детьми подземелья, Валеком и Марусей, которые живут в мрачном замке в обществе нищих, отверженных цивилизованным обществом.

Взрослые стараются избегать даже проходить рядом с этим местом, детей пугают ужасами, которые там творятся, но Вася на личном примере убеждается, что все это ложь. Да, нищим приходится воровать, чтобы как-то жить, но среди них есть дети, которые кажутся Васе очень несчастными, и его доброе сердце не может вынести этой картины. Он старается помочь своим новым друзьям, Вася проявляет отзывчивость и доброту. Даже его отец, поняв, какие чувства двигают мальчиком,начинает гордиться поступками сына.

К сожалению, мы можем быть равнодушными, можем не обращать внимания на чужие беды, но в глубине души каждый из нас понимает, что это очень плохо, и завидует тем, кто способен на чистые добрые чувства, такие как, простая человеческая отзывчивость.

17. К сожалению, современное общество потеряло связь с природой, которая существовала на всём периоде существования. Мы забываем, как когда-то поклонялись ей и боялись всех её явлений, как прятались, когда слышали гром и видели молнии. Сейчас человек, овладев таким множеством технологий, начал считать себя её хозяином, он больше не придаёт никакого значения тому, что последует за его действиями, перестал отвечать за свои поступки, забыл о самом драгоценном, поставив на первое место своё собственное благополучие, а не природы.

Так, в повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой» нам рассказывается история о деревне Матёре, которую пришлось затопить, чтобы построить плотину. Тут автор показывает, насколько циничным стал мир, что люди, живущие в нём, забывают о том, что на самом деле важно. Но затоплена была не только деревня, но и леса, поля, кладбище, тем самым был уничтожен маленький мирок, который создавали жители. Никто не задумывался о том, что будет дальше, об экологической проблеме, людям просто нужна была плотина, и они её построили. Этот пример доказывает, что из-за человеческого эго и жажды власти над миром погибает много земель, сохнут реки, вырубаются леса и начинаются экологические проблемы.

18. И. С. Тургенев в своём романе«Отцы и дети» также показывает равнодушие к природе. Один из главных героев, Базаров, является нигилистом и считает, что природа – это мастерская для человека. Автор показывает в нём «нового» индивида, который равнодушен к ценностям своих предков. Герой живёт настоящим и не думает о том, к чему могут привести его поступки в будущем. Базаров не стремится к контакту с природой, она не приносит ему покой и наслаждение, не дарует ему душевное равновесие, поэтому, когда герою было плохо, он пошёл в лес и стал всё ломать. Таким образом, автор показывает нам, что равнодушие к окружающему миру не принесёт нам ничего хорошего и уничтожит на корню всё то, что было заложено в нас предками, которые с уважением и почтением относились ко всему и понимали ценность этой жизни и основные задачи их существования.

19. В замечательной повести Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» мы легко находим примеры и равнодушного хищнического отношения к родной природе и примеры отзывчивости, любви. Главные герои повести - бывший лесничий Бурьянов и новый лесничий Полушкин. В единственной заповедной роще, что осталась от некогда огромных лесов, окружающих поселок, творились форменные безобразия. Лесничий сам возил на охоту в рощу браконьеров, воровал лес, оборвал все лыко с роскошных липовых деревьев. Бурьянов был совершенно равнодушен к природе родного края, не понимал ее красоты и жил только для того, чтобы урвать себе лишний кусочек от бывших в его ведении природных богатств.

Иным был Иван Полушкин. Человек немного не от мира сего, зато влюбленный в природу до крайности. Он мог обойти стороной муравейник, роя канаву для канализационных труб. Когда его назначили лесничим, он стал строго следить за заповедной рощей, старался сделать ее еще красивей, чтобы и людям эта красота была доступна. Он даже привез белых лебедей, ведь они когда-то водились в этом крае. Защищая своих лебедей, и погиб Полушкин от рук браконьеров, но погиб с чистым сердцем, не тая обиды на своих убийц, погиб как святой человек, который был одним целым с природой края, в котором жил.

  1. Т есная эмоциональная связь человека и природы прослеживается повести Лермонтова «Герой нашего времени» . События жизни главного персонажа, Григория Печорина, сопровождаются измнением состояния природы сообразно переменам его настроения. Так, рассматривая сцену дуэли, очевидна градация состояний окружающего мира и чувств Печорина. Если перед дуэлью небо кажется ему «свежим и голубым», а солнце «ярко сияющим» то после дуэли, смотря на труп Грушницкого, небесное светило казалось Григорию «тусклым», а лучи его «не грели». Природа не только переживания героев, но и является одним из действующих лиц. Гроза становится причиной длительного свидания Печорина и Веры, а в одной из записей дневника, предшествующих встречи с княжной Мери, Григорий отмечает, что «воздух Кисловодска так и располагает к любви». Подобной аллегорией Лермонтов не только более глубоко и полно отражает внутреннее состояние героев, но и обозначает свое, авторское присутствие путем ввода природы как персонажа.
  2. Леонид Андреев - замечательный писатель, автор многих рассказов о животных. Одна из черт характера, которой должен обладать добрый человек, по мнению Л. Андреева, - бережное отношение к животным. Писатель подчеркивает искренность в общении с ними детей, в отличие от равнодушия взрослых.

Рассказ «Кусака» повествует историю о бездомной собаке, которая в своей жизни не видела ни ласки, ни любви. Это наполнило её злобой. Но потом собака поселилась на одной из дач, на которую весной приехала хорошая семья. Они приласкали собаку, дали ей имя - Кусака, но потом бросили. Рассказ заканчивается всего одной фразой: «Собака выла…». Идея этого произведения в том, что плохое отношение к животным ведет к такому же равнодушию по отношению к людям. Не случайно поэтому в рассказе появляется эпизод с дурачком Илюшкой. Люди, способные на предательство четвероногого любимца, на жестокое обращение с ними, могут также поступать со своими близкими, друзьми. Подтверждает это эпизод в начале рассказа, в котором говорится о пьяном человеке. Он ударил собаку на улице, а потом пришёл домой и избил свою жену.


Равнодушие и эгоизм очень порочные качества человека и они зависят друг от друга. Помимо зависимости эти понятия еще как дополнение первое ко второму.Равнодушие дополняет эгоизм, как и эгоизм дополняет равнодушие. Равнодушному человеку безразличны другие люди, у него нет никакого сочувствия к ним, даже к близким. А эгоист думает только о себе. Следовательно, если сложить эти понятия, то такой человек будет готов идти на всё ради себя, своей выгоды и своего комфорта.

Многие русские писатели обращались к этой теме. Так, в произведении М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" главный персонаж был поглощён эгоизмом и равнодушием ко всему. Он сломал жизнь не только себе, но и остальным, не чувствуя ничего: ни вину, ни радость. Печорин самый настоящий эгоист, потому что его никогда не волновали последствия, когда он портил чью-то жизнь.

И делал он это либо просто так, либо ради своей выгоды.

Также в качестве примера можно привести произведение Гончарова Обломов. Илья Ильич любитель полежать на диване. Ему безразлично на всё вокруг, лишь бы его никто не трогал и не беспокоил. И мечтает он о том, чтобы все дела сделались сами. Лень Обломова сделала его равнодушным и это в конце концов привело к гибели главного героя.

Делая вывод, хочу сказать, что равнодушие не может существовать без эгоизма и наоборот. Это два очень связанных между собой понятия, которые делают человека ужасным по отношению к другим людям. Я считаю, что из-за этого происходит разрыв в обществе и люди теряют свою сплочённость

Обновлено: 2017-11-26

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

А. С. Грибоедов «Горе от ума»

Чацкий, вернувшись из-за границы в Москву, оказался чужим для фамусовского общества, живу­щего по принципам лицемерия и лжи. Его поражает фальшь светского общества.

Герою чужды повадки Фамусовых и молчал иных, его разум не способен этого понять. Чацкий не боится высказывать своё мнение. Он поднимается против тол­пы. Однако бунтарь и мятежник оказывается в одино­честве.

В монологе «А судьи кто?..» Чацкий утвержда­ет право заниматься наукой, искусством: «В науки вперит ум, алчущий познаний / Или в душе его сам Бог возбудит жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным…», раскрывает своё отношение к мо­сковскому обществу. Обнажаются его чувства, его боль за народ, за страну. Конфликт с обществом вскрывает его истинную сущность. Он не согласен жить по заве­там отцов-лицемеров, прислуживать недостойным лю­дям, терять своё достоинство ради благ и удобств.

Фамусов выступает в роли человека, охраняюще­го это общество. Как любящий отец, как крупный чи­новник он не может допустить распространение идей, которые бы подрывали его основу. Его пугает ум моло­дого человека, он кажется ему странным. Фамусов хо­чет по-отечески «вразумить» его, «наставить на пусть истинный». Но Чацкий не согласен, он сопротивляет­ся. Он пробует отстоять свою правду и доказать, что мир богаче, чем это представляется отцу любимой, он многогранен, в нём так много того, что нужно исследо­вать и изучать.

Однако людям, не понимающим пылкость его нату­ры, сложно разгадать его мысли. Они не готовы к та­ким трудностям, им легче признать человека, который не похож на них, сумасшедшим.

Чацкий не равнодушен, он пережил личную дра­му, влюбляясь и разочаровываясь в своих чувствах. Страдая, ему всё же удалось отстоять своё право ду­мать так, как он хочет, право быть самим собой. Целе­устремлённость героя сохраняет в нём тягу к науке, к развитию и совершенствованию. Человечество всегда будет стремиться к познанию, несмотря на сопротив­ление косности, обывательщины и глупости.

Толпа не готова и не способна услышать крик и по­нять отчаяние Чацкого. Они не хотят внимать разуму, истине, боятся её услышать, они бесчувственны и рав­нодушны.

А. С. Пушкин «Станционный смотритель»

Пример дочери, забывшей о своём отце, доказыва­ет, что бывают такие равнодушные дети, которые не испытывают никаких чувств к своим родителям. Од­нако они начинают понимать, что значат для них ро­дители, только тогда, когда родных людей уже невоз­можно вернуть.

Главный герой повести Самсон Вырин пережил по­бег дочери, её равнодушие. Его существование потеряло всякий смысл, он спился и умер. Лишь через три года ав­тор узнаёт, что на могилу смотрителя приезжала барыня с барчатами, она долго горько плакала и молилась. Зна­чит, всё же в ней проснулись разум, совесть и любовь к отцу. Однако ничего в жизни уже нельзя вернуть.

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

Чувством самопожертвования и отзывчивостью к людям наделены две героини романа. Писатель пока­зывает читателю две судьбы, два цельных характера, способных отдать всё ради счастья других людей.

Чуткостью и милосердием обладают Сонечка Мармеладова и Дуня Раскольникова, они жертвуют собой во имя дорогих им людей.

Дуня Раскольникова, чтобы помочь нищенству­ющему брату, собирается выйти замуж за низкого, подлого, но богатого человека.

Соня продаёт собственное тело, зарабатывая таким образом на хлеб для своей семьи. Девушка страдает, стыдится себя и своей жизни, но отказывает себе даже в самоубийстве, так как понимает, что без неё её род­ные просто не смогут выжить.

Семья с благодарностью принимает её жертву, бо­готворит Соню, её самопожертвование вызывает со­чувствие и понимание. Чувство искренней любви Сони Мармеладовой спасает Раскольникова, даёт ему наде­жду на будущее. Писатель показывает, что Раскольни­ков из чувства сострадания к ней отдаёт свои послед­ние деньги на похороны Мармеладова.

Л. Н. Толстой «После бала»

Рассказ трагичен, он построен на контрасте описа­ний воздушных, нежных переживаний героя и реаль­ности образов и событий.

Герой видит, как отец его любимой Вареньки рав­нодушно руководит избиением солдата. И эта жесто­кая бесчеловечная и кровавая сцена переворачивает его душу, уничтожает в нём былые чувства.

Л. Н. Толстой «Люцерн»

В рассказе поднимается проблема влияния музыки на душу человека, на его чувства, а также проблема че­ловеческого самодовольства, чванства, равнодушия, жадности и способности обидеть ни за что. Писатель показывает странствующего нищего певца. Перед отелем, в котором останавливались только богатые, он играет на гитаре и поёт.

В этом эпизоде автор отразил общее внутреннее вол­нение, чувство наслаждения музыкой и показал вну­тренний свет, который озарил собравшихся людей. Однако контрастом для этих эмоций становится сцена, когда после уличного концерта странствующий певец попросил у слушателей награду за доставленное удо­вольствие и ни один человек не дал ему ничего, многие равнодушно отворачивались, некоторые даже смея­лись над ним.

Писатель возмущён равнодушием людей, для Тол­стого обидеть человека было равнозначно преступле­нию. Этот небольшой эпизод смог убедить читателя не только быть добрее и благодарнее, но и помог осознать всю глубину чувств, которыми может одарить искус­ство, музыка, творчество и талант.

Н. В. Гоголь «Ревизор»

Чувство страха перед вышестоящими, зависть чи­новников приводит абсурдной и неправдоподобной ситуация, когда случайного молодого человека, оста­новившегося в небольшом провинциальном городке, принимают за ревизора.

Городничий и другие чиновники, нечестно выпол­няющие свои обязанности, заискивают перед мнимым ревизором и пытаются дать ему взятку. В результате, взяв деньги у чиновников, как ни в чём не бывало Хле­стаков безнаказанно уезжает из города.

Гоголь показывает суровую правду русской безду­ховной жизни и равнодушия общества, в котором мно­гие рассматривают свою службу только как источник дохода, иные чувства при этом их просто не интересуют.

Н. В. Гоголь «Шинель»

Автор рассказывает читателю об Акакие Акакие­виче - бедном титулярном советнике, который всегда ревностно выполнял свои обязанности. Но ведь и ма­ленький человек - это человек, и у него есть свои чув­ства и переживания. Башмачкин долго мечтал купить новую шинель, он так экономил, чтобы приобрести её! Кража шинели оказалась для Акакия Акакиеви­ча сильнейшим потрясением. Весь мир для него, каза­лось, перевернулся. Некогда покорный и запуганный Акакий Акакиевич начинает бунтовать.

Человек остался наедине со своим горем, он оказал­ся не нужным никому. Равнодушное к маленькому че­ловеку общество не хочет ему помочь, когда он обивал их пороги, просил найти воров. Его разум не выдержал этой трагедии. Когда Башмачкин умирает, никто не замечает его смерти, а на его место приходит другой мелкий чиновник. Если для общества смерть челове­ка остаётся незамеченной, то это значит, что не только сам человек виноват в этой трагедии, виновато лице­мерное и лживое общество.

И. С. Тургенев «Отцы и дети»

Центральным образом романа является Базаров. Его равнодушный ум отвергает чувства, любовь и ис­кусство, тем самым противопоставляя себя окружа­ющим. Его «нигилизм», по мнению писателя, бросал вызов вечным истинам и ценностям человеческого духа и мысли, естественным потребностям человека. В его равнодушии к окружающему миру автор усмат­ривал вину героя и причину его гибели.

Рисуя взаимоотношения между Базаровым и Один­цовой, писатель противопоставляет равнодушие чув­ству любви.

Слова Евгения Базарова обнаруживают в нём чело­века равнодушного, отвергающего эстетическое наела- ждение природой: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

Он живёт настоящим, пользуется всем, не задумы­ваясь о последствиях для самой природы. Когда ему было плохо, он шёл в лес и ломал ветки: природа не приносила ему ни радости, ни душевного равновесия, ни желанного успокоения. А ведь природа требует к себе бережного и внимательного отношения.

В отличие от Базарова, Аркадий Кирсанов восхи­щается природой со всем пылом молодости. Такие «но­вые люди», как Базаров, забывают о том, что приро­да - их единственный родной дом, поэтому писатель подчёркивает необходимость двухстороннего плодо­творного диалога человека и природы.

М. Ю. Лермонтов «Маскарад»

Лермонтов раскрывает преображение человеческой натуры. Любовь облагораживает героя. Этот равно­душный к окружающему игрок поддаётся воле чувств.

Маскарад - это демонстрация настоящих чувств и действительности, не ограниченных светским этике­том и моралью. Надев маску, человек становится более откровенным и искренним.

Чувства, которые испытывает светское общест­во, - это маскарад. Подчиняясь различным услов­ностям, люди надевают маску безучастности, делая вид, что ничего не произошло. Но Арбенин не таков. Он игрок и не подчиняется светским правилам. Он по­лагается на судьбу, ждёт, когда она предоставит ему шанс отомстить. Итог трагичен. Арбенин лишается любимой жены и своего статуса в обществе. Он теряет разум.

А. Н. Островский «Бесприданница»

В пьесе рациональные начала, основанные на рав­нодушии к окружающим, зависимости человека от де­нег, побеждают чувства. Проблема поставлена остро: она ломает жизнь и судьбу Ларисы. Поверившая в лю­бовь девушка страдает от навязчивых попыток матери, которая пытается пристроить её к богатому купцу Па­ратову.

Лариса осознаёт фальшь и лицемерие своей матери, понимает, что ей движет единственная цель - деньги. Всё естество героини сопротивляется этому. Однако Паратов предаёт её ради женитьбы на немолодой бога­той женщине. Его жизненные ценности и разум побе­ждают чувства.

И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»

В рассказе писатель показал судьбу человека, кото­рый посвятил свою жизнь служению ложным ценно­стям. Он так и не испытал в своей жизни подлинных чувств, был эгоистичен и равнодушен к окружающей его жизни. Деньги и богатство стали для него богом, и только этому богу он поклонялся. Однако когда аме­риканский миллионер умер, оказалось, что истинное счастье, подлинные чувства прошли мимо него. Он умер, так и не узнав, что такое настоящая жизнь.

А. И. Солженицын «Матрёнин двор»

В рассказе писатель изобразил крестьянку Мат­рёну, чьи сердце и душа были наполнены человечно­стью, бескорыстием, чувством сострадания и любовью ко всем, даже к незнакомым людям. Матрёна «помога­ла чужим людям бесплатно», а сама «за обзаводом не гналась»: она не заводила «добра», не старалась запо­лучить квартиранта.

Её отзывчивость проявилось в ситуации с горницей, когда она позволила разобрать свой дом, в котором прожила всю свою жизнь, на брёвна ради воспитанни­цы Киры, так как той негде было жить. Героиня жерт­вует всем ради других, ради страны, соседей, родных.

Однако после её тихой смерти в рассказе описано жестокое поведение её родных, которых захлёстыва­ет жадность. Читатель приходит к мысли о том, что благодаря своим душевным качествам именно Мат­рёна делала этот мир лучше и добрее, жертвуя собой, своей жизнью.

Е. И. Замятин «Мы»

Главный герой романа Е. И. Замятина «Мы» - Д-503. От его лица автор ведёт рассказ о жизни обще­ства далёкого будущего, в котором люди не похожи на себя, они превратились в равнодушные ко всему автоматы - машины, которые действуют по команде. Единое Государство объясняет это так: «Нет ничего счастливее цифр, живущих по стройным вечным зако­нам таблицы умножения. Ни колебаний, ни заблужде­ний» . Это безнравственно и жестоко.

Задача тоталитарной системы - не уничтожить полностью личность, а ограничить её со всех сторон, посадить в клетку.

Речь уже идёт не о людях, а о «нумерах». Отрица­ется всё светлое и доброе, отрицается и любовь. По­является установка: «счастливы должны быть все». «Если они не поймут, что мы несём им математически безошибочное счастье, наш долг заставить их быть счастливыми». Но это всё же живые люди, Единое Государство не может опираться только на рабскую покорность. Сделать всех равными и счастливыми не­возможно. Для этого в людях нужно убить всё челове­ческое, уничтожить душу.

И всё же главный герой успел почувствовать сча­стье: на какой-то миг он стал хозяином своей судьбы, смог делать свой выбор. Однако потом он опять превра­щается в « нумер ».

Замятин хотел предупредить современников: тота­литаризм может привести к глобальному равнодушию.

В. П. Астафьев «Людочка»

В своём рассказе «Людочка» В. Астафьев показыва­ет, что судьба Людочки характерна для тех, кто решил покинуть свой дом в деревне и переехать в город. Эти люди столкнулись с трудностями, к которым не были готовы, их встретил равнодушный ко всему город.

Писатель раскрывает трагедию «маленького чело­века». Девушка вынуждена выполнять любую работу, чтобы как-то существовать. Она оказывается зажатой в экономических рамках, сталкивается с жестокими нравами города. Она вызывает у читателя сочувствие и сострадание.

Людочка не нашла поддержки у своей матери, та оказалась равнодушной к судьбе дочери. Мать догада­лась, что с ней случилось, но не пожалела её. Герои­ня решилась на отчаянный поступок - уйти из жиз­ни и таким образом решить свои проблемы. Астафьев возмущён тем, что люди не могут чувствовать чужую боль, они эгоистичны и лицемерны. Однако не всегда это их вина.

Людочка очень нуждалась в сострадании и отзыв­чивости, но натолкнулась на равнодушие близких. Девушка была так одинока, ей так хотелось кому-то выплакаться, рассказать о своей беде. Чудовищная безжалостность и непонимание подтолкнули её к само­убийству. Эта решимость не всем свойственна, её силе можно позавидовать, но это не по-христиански, так не должно быть.

Рассказ заставляет читателя задуматься о жизни, о нравственных вопросах, необходимость быть отзывчи­вым на чужое горе.

И. А. Бунин «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…»

Наши соотечественники, которые уезжали из Рос­сии в начале XX в. под давлением революционных преобразований, эмигранты и изгнанники, несмотря на все изломы судьбы, были обращены к России. Они не были равнодушны к её судьбе, отзывались на все её беды и радости. Переживая тяготы изгнания, они оставались верны своей родине. Их чувство безгра­ничной любви дало жизнь замечательным творениям. Это стихи И. Бунина «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…», А. Галича «А было недавно, а было дав­но, / И даже могло и не быть…», строки М. Цветаевой, К. Бальмонта, 3. Гиппиус и других.

Вынужденные покинуть родину, но не потерявшие любовь ней, многие из них всю жизнь хранили горстку родной земли и страдали от ностальгической боли по утраченному.

Стихи Бунина, написанные в эмиграции, прониза­ны чувством бездомности, одиночества и тоски:

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной…

Срок настанет - господь сына блудного спросит:

«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я всё - вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав -

И от сладостных слёз не успею ответить,

К милосердным коленям припав.

В его стихах немало трагизма, горечи, отчаянья. Хотя поэта не волнуют политические или идейные рас­при, он живёт бьющимся в его сердце, пульсирующим словом «Россия»:

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.

Как горько было сердцу молодому,

Когда я уходил с отцовского двора,

Сказать прости родному дому!

М. И. Цветаева «Тоска по родине!»

Марина Цветаева в стихотворении «Тоска по ро­дине!» отрешённо отзывается о потерянной родине: ведь всё равно, где ощущать одиночество, тоску, боль. Поэтесса пронесла свою любовь к родной России через все беды, выпавшие на её долю.

Тоска по родине!

Давно Разоблачённая морока!

Мне совершенно всё равно -

Где совершенно одинокой Быть…

Поэтесса теряла близких, прошла через страдания, эмиграцию, одиночество. И всё же, несмотря на отчая­ние и равнодушие, звучащие в строчках, читатель чув­ствует её веру и надежду, когда она встречает родной до боли кустик рябины.

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И всё - равно, и всё - едино.

Но если по дороге - куст

Встаёт, особенно - рябина…

И финальное умолчание в стихотворении подтвер­ждает это: решайте сами, словно говорит М. Цветаева, что для вас есть родина и где она для вас - там, вдали, растоптанная и униженная, или в вашем сердце, люби­мая и живая. Какой любовью и нежностью к Отчизне пронизаны эти строчки!

М. Цветаева хорошо понимает, что частичка роди­ны навсегда останется в её страдающей и тоскующей душе, потому что её связь с родной землёй не подвласт­на ни времени, ни расстояниям.

«Мне все равно». Как часто в обыденной жизни мы повторяем эту фразу. Причин равнодушия может быть очень много: от нехватки времени и интереса до собственного эгоизма.

Человек, повторяющий эту заезженную фразу, как правило, не заботится о том, какие чувства он затрагивает этим у других людей. В такой ситуации эгоизм и равнодушие – равные понятия.

Обычно люди считают базовой причиной бесчувственности именно эгоизм. Конечно, такая позиция имеет под собой веские основания, но как расценить равнодушие, если под ним скрывается ранимость или трусость?

В литературе мы часто сталкиваемся с этой темой. Писатели пытаются выяснить причины возникновения отрицательных черт характера. Поистине, тема равнодушия – одна из базовых в искусстве, так как ничто не ранит человека сильнее, чем безразличие. Из-за него страдают тысячи людей во всем мире. Примеры равнодушия из-за эгоизма часто встречаются в литературных произведениях.

В рассказе Паустовского «Телеграмма». Пожилая женщина каждый день ждала в гости свою родную дочь. Но она была слишком занята в городе, чтобы приехать или просто написать ей ответное письмо. Дочь забыла, что мать дала ей лучшее, воспитала ее. Настя на работе очень отзывчивая, она помогает коллегам и старается быть лучшей. Но когда девушка получает телеграмму о смерти матери, то даже не обращает на нее внимания. Только потеряв мать навсегда, нерадивая дочь поняла, что близкие не ждут от нее денег, им нужна забота и внимание. Настя хотела бы покаяться, но уже не перед кем. Мать ушла и оставила в сердце своей дочери горькую обиду и разочарование.

Эгоизм дочери проявлялся в заботе и беспокойстве только о себе. И равнодушие к самому близкому и родному человеку проявилось именно из-за этого. Паустовский просит читателей обратить внимание на своих родственников, звонить и приезжать к ним почаще, ведь они в любую минуту могут навсегда покинуть этот мир, тогда уже ничего нельзя будет изменить.

Равнодушие проявляется не словами, а действиями. Можно быть прекрасным человеком, но иметь в своем характере эгоистические наклонности. Человек живет в обществе ради других людей, эгоизм порождает равнодушие, жестокость и бессердечие и ломает этим самым жизни людей. Максим Горький выразил это мнение в своем знаменитом выражении: «Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека».

(385 слов) Один из величайших полководцев в истории, А.В. Суворов, однажды сказал: «Как тягостно равнодушие к самому себе!». С этим трудно спорить. Действительно, с одной стороны, человек, потерявший веру во всё, включая в самого себя, уже не может считаться полноценной личностью. Он превращается в бледную тень самого себя, почти что зверя, сломленного отчаянием или пожираемого ненавистью. Однако нельзя отрицать, что именно такие люди, переступив человеческую слабость, отбросив все свои страхи, способны на великие подвиги отваги и самопожертвования. В русской литературе есть не мало примеров, подтверждающих обе точки зрения.

Так А.Н. Рыбаков в своём романе «Дети Арбата» рассказывает читателю о судьбе Александра Панкратова. Искренне преданный советской власти юноша попадает под раздачу репрессивной машины за совершенно безобидный поступок. Побывав сначала в ссылке, а потом долгое время скитаясь по Советскому союзу, он разочаровывается в своих прежних идеалах. Потеряв смысл жизни в служении на благо всего человечества, Панкратов находит новую цель в своей бывшей однокласснице Варе. К сожалению, обстоятельства оказываются сильнее. Только спустя несколько лет во время Великой Отечественной войны у молодых людей появляется надежда на встречу, но вскоре Варя умирает от ранения. Потерявший волю к жизни Александр хоронит возлюбленную и равнодушно принимает смерть от отряда немцев. Рыбаков показывает нам, как жизнь ломает Панкратова, превращая его в усталого и равнодушного человека, мечтающего обрести покой хотя бы в смерти.

С другой стороны, роман «Война и мир» Л.Н. Толстого, демонстрируя Отечественную войну с Наполеоном, показывает нам простых жителей Российской империи от солдат из крестьян до дворян-офицеров, которые сражаются за независимость своей Родины. Сама война, по замечанию Толстого, похожа на бой между человеком со шпагой и человеком с дубиной. В ней нет славы или милосердия, русские объявили захватчикам народную войну, войну не на жизнь, а на смерть. Равнодушно смотря в лицо смерти, отдавая победе над врагом все свои силы, русские люди не думают ни о славе, ни о богатстве, всё это отходит на второй план перед борьбой за выживание. Некоторые, как, например, Долохов, доходят до крайностей, безжалостно убивая даже сдающихся плен. Но именно такие люди, которые переступили через слабости и сомнения, в итоге одержали верх.

Толстой показывает, что в равнодушие к своей собственной судьбе может быть обусловлено высшей целью, перед которой жизнь отдельного индивида ничего не стоит, например, спасением Родины. Но по-настоящему ужасно наблюдать за человеком, для которого, как и для героя Рыбакова, даже интересы страны и народа потонули в море скорби и отчаяния.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!