Устройство проездов, пешеходных дорожек и плошадок. Устройство пешеходных и автомобильных дорожек и площадок

Проезды, пешеходные дорожки и площадки

Сеть пешеходных дорожек должна соединять кратчайшими расстояниями наиболее притягательные для населения пункты, поэтому при их проектировании надо учитывать наиболее целесообразные направления движения пешеходных потоков и рациональную их организацию. Они должны обеспечивать удобные подходы от любого подъезда к остановкам общественного транспорта, учебным, детским, торговым зданиям, пунктам культурно-бытового обслуживания.

В жилых группах должны быть проложены дорожки к спортивным и хозяйственным площадкам, а также к площадкам отдыха. Ширина дорожек должна быть постоянной на всем их протяжении, и для транзитных дорожек она составляет 2,5...3,0 м, для прогулочных - 1,5 и для тропинок - 0,75 м.

Для установки скамеек отдыха на дорожках можно сделать уширение на 1,5 м.

Для пешеходных дорожек и тропинок допускаются следующие максимальные продольные уклоны: для дорожек шириной 3 2,5 м - 6... 8 %, шириной 1,5 м - 8... 10 %, для тропинок -10...12 %. Если рельеф превышает эти уклоны, необходимо устраивать ступени, пандусы, серпантинные спуски.

Поперечные уклоны, допускаемые при устройстве дорожек, тропинок и площадок, следующие: для двускатных дорожек шириной 3 м - 2...3 %, для односкатных шириной 3 м - 3 %, для дорожек шириной 2,25 м - 3,..4%, для прогулочных дорожек (односкатных) - 4...5 %, для площадок разного назначения - 2...3 %. Площадки разного назначения следует проектировать с устройством дренажей мелкого заложения.

Виды дорожных покрытий . Поверхность проездов должна иметь специальное покрытие, которое облегчает проезд автотранспорта. Дорожная одежда должна быть достаточно прочной и долговечной, водонепроницаемой, соответствовать характеру движения, обеспечивать сцепление колес с дорожным покрытием, т. е. быть шероховатой. К дорожной одежде предъявляются, кроме того, требования индустриализации и механизации производства работ, санитарно-гигиенические требования эксплуатации и уборки (беспыльность, бесшумность при движении транспорта, возможность механизированной уборки).

В кварталах и микрорайонах используют следующие схемы конструкций дорожных одежд для проезжей части: асфальтовые; щебеночные и гравийные, обработанные вяжущими материалами; сборные из цементно-бетонных плит.

Покрытия тротуаров применяют двух видов: асфальтовые и сборные из цементно-бетонных плит. Требования к покрытиям тротуаров предъявляются почти такие же, как и к проездам: достаточная прочность, долговечность, беспыльность при ходьбе, экономичность, механизация производства и эксплуатации.

Покрытия жилых территорий микрорайона могут быть жесткие (из литого и песчаного асфальта, плиточные) и нежесткие (из гравийной крошки, песка, уплотненного грунта, газоны). При выборе типа покрытия необходимо учитывать его назначение, экономическую целесообразность, возможности промышленности, а при выборе конструкции - свойства грунта (рис. 3.3).

Наиболее распространенным видом покрытия до недавнего времени считались асфальтовые. Однако в последнее время более прогрессивными и экономичными считаются сборные покрытия. Они наиболее индустриальные, при ремонте их можно разобрать, не повредив, и использовать вновь. Однако применение того или иного типа плиток должно быть объективно оправдано (рис. 4.2).

Рис. 4.2 Фрагменты мощений из фигурных элементов (1…3) и тротуарной плитки (4…6)

Дорожки и площадки с жестким покрытием окаймляют бордюрным камнем. Все дорожки по ширине должны быть кратны ширине движения человека, т.е. 75 см. Исключение составляют лишь дорожки с плиточным покрытием; их ширина определяется размерами применяемых плиток.

В рекомендуемом нормами балансе территорий для селитебных зон улицы, дороги, проезды, площади и автостоянки с жестким покрытием занимают на первую очередь 15... 16 % общей территории, а на перспективу - І8...20 %.

В жилом районе улицы и автостоянки с жестким покрытием занимают от 13 % его территории при 2-этажной застройке и до 17,3 % - при 16-этажной.

В микрорайоне проезды, подъезды к домам, хозяйственные площадки, открытые автостоянки при жилых домах с жестким покрытием занимают 22 % при 2-зтажной застройке и 12 % - при 16-этажной.

При строительстве внутриквартальных проездов, тротуаров, пешеходных дорожек и площадок должны соблюдаться требования главы СНиП "Автомобильные дороги". Правила настоящего раздела содержат особенности по строительству внутриквартальных проездов, тротуаров, пешеходных дорожек, площадок, наружных лестниц, пандусов, отмосток и бордюров. При строительстве пешеходных дорожек шириной более 2 м следует учитывать возможность проезда по ним транспортных средств с осевой нагрузкой до 8 т (поливомоечные автомобили, автомобили с раздвижными вышками и т.п.). Покрытия внутриквартальных проездов, тротуаров, пешеходных дорожек и площадок должны обеспечивать отвод поверхностных вод, не должны быть источниками грязи и пылить в сухую погоду.

Устройство проездов, пешеходных дорожек и плошадок

При строительстве проездов, тротуаров, площадок и дорожек на участке необходимо соблюдать требования СНиП «Автомобильные дороги». Ниже рассматриваются особенности устройства проездов, тротуаров, пешеходных дорожек, площадок, пандусов, отмосток и бордюров (рис. 3.4).

Рис. 3.4. Дорожка на участке

Необходимо, чтобы покрытия, пригодные для сооружения проездов, дорожек и т. д., обеспечивали отвод поверхностных вод. Эти покрытия не должны удерживать пыль в сухую погоду и грязь во влажную. Для нижних и средних слоев оснований и покрытий под проезды, дорожки и т. д. используются щебень и гравий (табл. 3.8, 3.9).

Таблица 3.8. Использование щебня для покрытий и оснований под проезды, дорожки


Таблица 3.9. Использование гравия для покрытий и оснований под проезды, дорожки

Применение щебня и гравия требует трехкратного уплотнения каждого слоя. Первая укатка обеспечивает обжимку россыпи и устойчивое положение материала. При второй укатке достигается жесткость основания за счет того, что фракции взаимно заклиниваются. В результате последней укатки образуется плотная кора в верхней части слоя из-за расклинивания поверхности мелкими зернами. Признаками того, что слой укатан достаточно, служат неподвижность материала, исчезновение волны перед катком, отсутствие следа за катком и раздавливание отдельных фракций вальцами катка (не вдавливание их в верхний слой). Эти признаки характерны для второй и третьей укаток.

Использование шлака для устройства покрытий и оснований требует соблюдения нескольких правил. Во-первых, толщина одного уплотненного слоя не должна превышать 15 см. Во-вторых, перед распределением на поверхности шлак необходимо полить (30 л воды на 1 м 3 неуплотненного шлака). В-третьих, уплотнение шлака выполняется в два этапа: сначала легким катком без полива, затем тяжелым – с поливом небольшими дозами (до 60 л/м 3).

Уплотненное покрытие из шлака поливают на протяжении полутора недель (2,5 л/м 3).

Щебень, песок и гравий, используемые для оснований под покрытия и для покрытий, укладываемых на подготовленную (переувлажненную, заранее уплотненную, отпрофилированную) поверхность земляного полотна или корыта, следует распределять только в направлении от себя.

Подготовка переувлажненной поверхности к распределению материала заключается в следующем: на поверхности нарезаются желобки для отвода воды за 3 м от границ покрытия. Ширина желобков может колебаться в пределах 20-25 см, а глубина должна составлять не менее 1/2 толщины переувлажненного слоя. Желобки нарезают на расстоянии 3 м друг от друга, располагая по уклону или под углом 30-60° к направлению уклона. Грунт из желобков удаляют за пределы покрытия. Уклон желобков должен или повторять уклон засыпаемой поверхности, или быть не менее 2 %. Толщина распределяемого по поверхности материала должна быть достаточной для того, чтобы исключить выдавливание нижележащего грунта сквозь поры этого материала. Распределяя материал по поверхности, следует двигаться от высших отметок к низшим. В первую очередь нужно засыпать водоотводные желобки. Во время работ по распределению и уплотнению материалов оснований и покрытий недопустимо движение по засыпаемой поверхности транспорта (не считая катков) и людей.

Укладка оснований и покрытий из щебня, шлака, гравия иногда проводится в холодное время года. Это вполне возможно, но возникают определенные трудности, связанные с защитой оснований и покрытий от воздействия снега и льда.

Основания и покрытия, выполняемые из щебня высокопрочных пород, необходимо расклинивать известковым щебнем. Перед началом работ поверхность земляного полотна полностью очищается от снега и наледи. Материал основания или покрытия уплотняется и расклинивается без полива до начала смерзания. Максимальная толщина уплотняемого слоя материала – 15 см (в плотном состоянии). Основания и покрытия из активных доменных шлаков следует устраивать из частиц шлака менее 70 мм и для нижнего, и для верхнего слоя.

Во время оттепелей и перед весенним таянием снега уложенный слой необходимо очищать от снега и льда. Коррекция деформаций должна производиться только после стабилизации и просыхания грунта земляного полотна и всех слоев основания и покрытия, а также после контроля степени их уплотнения. Кроме того, возможно устройство бетонных оснований и покрытий с добавками хлористых солей.

Важными параметрами, требующими проверки при устройстве оснований и покрытий из щебня, шлака и гравия, являются качество используемых материалов, точность планировки обрабатываемой поверхности, степень уплотнения. Толщина слоя основания или покрытия определяется из расчета один промер на 2000 м 2 , но не менее пяти промеров на любой площади.

Покрытие садовых дорожек и площадок выполняется в четыре слоя (табл. 3.10).

Таблица 3.10. Устройство покрытий садовых дорожек и площадок


Каждый из укладываемых слоев равномерно распределяется по поверхности и уплотняется с поливом водой.

Иногда для покрытия дорожек и площадок применяется асфальтобетон. Такие покрытия допускается укладывать лишь в сухую погоду на сухие и чистые основания. Асфальтобетонные покрытия из горячих и холодных смесей укладывают при температуре воздуха не ниже +5 °С весной и летом и не ниже +10 °С осенью, а из теплых смесей – не ниже -10 °С.

Перед укладкой каждого слоя асфальтобетонной смеси необходимо обработать нижележащий слой или основание разжиженным или жидким битумом либо битумной эмульсией из расчета 0,5 л/м 2 . Обработка проводится за 3-5 ч до укладки слоя. Она не требуется в тех случаях, когда слой кладется на основание, обработанное органическими вяжущими материалами, или по свежеуложенному нижнему асфальтобетонному слою.

Чтобы при укладке смежных полос асфальтобетона не образовывались швы, применяются асфальтоукладочные машины, имеющие оборудование для разогрева кромок ранее уложенных полос асфальтобетона, или же стыки устраиваются путем укладки кромки по доске.

Асфальтобетонные покрытия из горячих и теплых смесей уплотняются в два этапа. Первый этап – предварительное уплотнение легкими катками в пять-шесть проходов по одному месту со скоростью 2 км/ч, причем после двух-трех проходов осуществляется контроль ровности покрытия при помощи трехметровой рейки и шаблона поперечного уклона. На втором этапе смеси доуплотняются тяжелыми катками в четыре-пять проходов по одному месту со скоростью 5 км/ч. Показателем того, что укатка завершена, считается отсутствие волны на покрытии и следа от вальца. Необходимое количество проходов катка по одному месту устанавливается пробной укаткой. В местах, где работа катка затруднена, смесь уплотняют горячими металлическими трамбовками и заглаживают горячими металлическими утюгами. В этом случае показателем качественной укладки является отсутствие следов от ударов трамбовки на поверхности покрытия.

При устройстве асфальтобетонных покрытий необходимо контролировать температуру смеси при укладке и уплотнении, ровность и толщину уложенного слоя, достаточность уплотнения смеси, качество сопряжения кромок полос, соблюдение проектных параметров. Для определения физико-механических свойств уложенного асфальтобетонного покрытия отбираются керны или вырубки не менее одной пробы с площади не более 2000 м 2 .

Коэффициент уплотнения покрытия, выполненного из горячей или теплой асфальтобетонной смеси, через 10 суток после уплотнения должен быть не менее 0,93 %, а водонасыщение – не более 5 %.

Монолитные бетонные покрытия укладывают на песчаные основания, предварительно уплотненные до коэффициента плотности не ниже 0,98. Максимальная разница в отметках смежных элементов опалубки (рельс-форм) – 5 мм. Каркасы деформационных швов и прокладки устанавливают после подготовки основания, установки и выверки опалубки покрытия. Зазор между опалубкой, каркасом и прокладками должен быть не более 5 мм. Зазоры под трехметровой рейкой на поверхности спланированного основания не должны превышать 10 мм.

Ширина одной ленты неармированного бетонного покрытия допускается не более 4,5 м, расстояния между швами сжатия – не более 7 м и между швами расширения – не более 42 м. Устраивая швы, расширенные концы штырей подвижной части шва устанавливают не далее середины трубок, надетых на эти штыри. Воду и цементное молоко, которые выступают на поверхности бетона при его уплотнении, удаляют за пределы плиты покрытия. Важным моментом устройства бетонных покрытий является качественное уплотнение бетона у деформационных швов и в местах примыкания к опалубке.

Уложенный бетон укрывают и предохраняют от обезвоживания не позже 4 часов с момента укладки, после исчезновения излишков влаги с его поверхности. Защитными покрытиями могут служить пленкообразующие материалы, битумные и дегтевые эмульсии или слой песка. Если используется именно песок, толщина слоя должна быть не менее 10 см. При этом песок рассыпается поверх одного слоя битумизированной бумаги. Песок выдерживают во влажном состоянии минимум в течение двух недель.

Если деформационные швы наносятся нарезчиками с алмазными дисками, прочность бетона покрытия должна быть не менее 100 кгс/см 2 . Глубина нанесения швов – не менее 1/4 толщины покрытия. Деревянные рейки из швов сжатия и расширения извлекаются не ранее чем через две недели после устройства покрытия. При изъятии реек нельзя допускать поломки кромок швов.

Швы заполняются мастиками после расчистки и просыхания бетона шва. Для этого следует применять горячие мастики следующего состава: 80 % битума (марок БНД-90/130 и БНД-60/90) и 20 % минерального порошка-заполнителя, который вводится в разогретый битум при приготовлении мастики. Мастики приготавливают централизованно и транспортируют к месту использования в утепленной таре. Температура разогрева битума для приготовления мастик, а также мастик во время их укладки должна составлять +160-180 °С.

Согласно требованиям СНиП при среднесуточной температуре воздуха ниже +5 °С и минимальной суточной температуре воздуха ниже 0 °С бетонирование покрытия и основания следует выполнять по монолитным и железобетонным конструкциям. По покрытию, уложенному в зимнее время, недопустимо движение транспорта весной в течение месяца после оттаивания покрытия, если бетон не подвергался искусственному подогреву до полного набора прочности.

Покрытия из сборных бетонных и железобетонных плиток для проездов, тротуаров и площадок укладывают под уклон на подготовленное заранее основание. Начинают укладку с маячного ряда, располагаемого по оси покрытия или по его краю в зависимости от направления стока вод. Укладку следует вести от себя, перемещая плитоукладочные машины по уложенному покрытию. Посадка плиток на песчаное основание выполняется при помощи вибропосадочных машин, а прикатка – транспортными средствами до исчезновения видимой осадки плиток. Уступы в стыках смежных плиток не должны превышать 5 мм. Швы между плитками заполняют герметизирующими материалами непосредственно после окончания посадки плит.

Дорожки и тротуары не шире 2 м, не рассчитанные на воздействие восьмитонной осевой нагрузки от транспортных средств, могут покрываться сборными бетонными и железобетонными плитками (рис. 3.5), которые укладываются на песчаное основание, имеющее боковой упор из грунта и уплотненное до коэффициента плотности не ниже 0,98. Минимальная толщина песчаного покрытия под сборные плитки из бетона и железобетона – 3 см. Необходимо контролировать полное прилегание плиток при их укладке и отсутствие просветов основания при проверке его шаблоном или контрольной рейкой.

Рис. 3.5. Дорожка из бетонных плиток

Плотное прилегание плиток к основанию обеспечивается осадкой их при укладке и погружением плитки в песок основания на глубину до 2 мм. Швы между плитками должны быть не более 15 мм, а вертикальные смещения в швах между плитками – не более 2 мм.

Качество укладки цементобетонных покрытий оценивается с помощью следующих критериев:

Плотность и ровность основания;

Правильность установки опалубки и устройства швов;

Толщина покрытия (путем взятия одного керна с площадки не более 2000 м 2);

Режим ухода за бетоном;

Ровность покрытия и отсутствие на его поверхности пленок цементного молока.

Бортовые камни устанавливаются на грунтовом основании, уплотненном до коэффициента плотности не ниже 0,98, или на бетонном основании. Для бетонного основания требуется присыпка грунтом с наружной стороны или укрепление бетоном. Борт должен повторять проектный профиль покрытия. Недопустимы уступы в стыках бортовых камней в плане и профиле. В местах пересечения проездов и садовых дорожек устанавливаются криволинейные бортовые камни. Устройство криволинейного борта радиусом 15 м и менее из прямолинейных камней не допускается. Швы между камнями не должны превышать 10 мм. Раствор для заполнения швов должен приготовляться на портландцементе марки не ниже 400 и иметь подвижность, соответствующую 5-6 см погружения стандартного конуса.

Отмостки по периметру зданий должны плотно примыкать к цоколю здания. Уклон отмосток должен быть не менее 1 % и не более 10 %.

В местах, где применение механизмов затруднительно, основание под отмостки уплотняется вручную. Работа продолжается до исчезновения отпечатков от ударов трамбовки и прекращения подвижек уплотняемого материала. Наружная кромка отмосток в пределах прямолинейных участков не должна иметь искривлений по горизонтали и вертикали более 10 мм. Бетон, применяемый для отмосток, по морозостойкости должен отвечать требованиям, предъявляемым к дорожному бетону.

Ступени наружных лестниц должны изготавливаться из бетона марки не ниже 300 и с морозостойкостью не менее 150 циклов, а также иметь уклон не менее 1 % в сторону вышележащей ступени и вдоль ступени.

Из книги Отопление и водоснабжение загородного дома автора Смирнова Людмила Николаевна

Устройство камина Основными конструктивными элементами камина являются: фундамент (если в нем есть необходимость); корпус; топливник; дымосборник; дымоход.Камины весом более 700 кг строят на отдельном фундаменте, аналогично печи. Простейшая конструкция камина

автора Жмакин Максим Сергеевич

Виды и устройство дорожек НасыпныеНасыпные дорожки с давних пор являются наиболее популярными. В немалой степени это связано с тем, что их укладка не представляет практически никакой трудности и доступна садоводу независимо от его опыта по части ландшафтного дизайна.

Из книги Дорожки и площадки, бордюры, каменные горки, стенки, ступени из камня, плитки, гравия, гальки на вашем участке автора Жмакин Максим Сергеевич

Виды и устройство БетонБетонный бордюр будет хорошо смотреться в садах любых стилей, только если он грамотно подобран и гармонично вписан в окружающий ландшафт. Бордюры из бетона весьма прочны и не выйдут из строя очень долго. В магазинах или на рынке при желании можно автора Симонов Евгений Витальевич

Из книги Полы в вашем доме автора Галич Андрей Юрьевич

Из книги Домашний мастер автора Онищенко Владимир

Устройство подоконников В строительной практике существует два способа устройства подоконников. В первом случае подоконную доску изготовляют заранее и затем устанавливают на место. Во втором случае подоконник устраивают на месте, отливая его в опалубке. Наиболее часто

Из книги Дизайн дачного дома автора Кашкаров Андрей Петрович

2.1. Креативный дизайн своими силами, или Выкладка дорожек своими руками Чтобы дачный участок перед домом «выглядел» или заиграл новыми красками, его ландшафту стараются придать оригинальный, или как сейчас модно говорить, креативный, дизайн. Есть и такая «специальная»

автора Яковлев Р. Н.

5.4. УСТРОЙСТВО ОБНОСКИ Главная задача обноски - обозначать нулевую отметку строения, необходимую для возведения фундамента и стен.При традиционном подходе нулевая отметка соответствует уровню пола первого этажа. При возведении фундамента по технологии ТИСЭ

Из книги Универсальный фундамент Технология ТИСЭ автора Яковлев Р. Н.

7.1. УСТРОЙСТВО ОПАЛУБКИ Устройство опалубки ленты–ростверка выполняется в описанной далее последовательности и с учетом следующих рекомендаций.- Нанесение гидроизоляции (битумная мастика) на верхнюю часть опор фундамента (рис. 159, а).- Устройство песчаной подсыпки по

автора Онищенко Владимир

Из книги Дачные самоделки автора Онищенко Владимир

Из книги Загородное строительство. Самые современные строительные и отделочные материалы автора Страшнов Виктор Григорьевич

Дорожно-тропиночная сеть служит направлением пути, при этом соединяет зоны участка, а также служит дополнительным дренажом для всего участка.

При создании дорожек и площадок необходимо учитывать следующие моменты:

Дорожки и площадки должны быть безопасными в любое время года, при любых погодных условиях;
- ширина должна быть не менее 60 см;
- тип мощения зависит от их назначения;
- с дорожного покрытия должен быть организован водоотвод;
- тыльная сторона мощение должно иметь боковой упор;
- строительство дорожно-тропиночной сети должно производиться, согласно разработанному проекту и с соблюдением общестроительных норм и правил.

Дорожки и площадки могут иметь не жесткое и жесткое покрытие.

Не жесткое покрытие имеют дорожки и площадки, у которых финишное покрытие сделано из сыпучих материалов. К таким материалам относятся: щебень фр. 5-20 мм, отсев, каменная и гранитная крошка, галька, декоративная щепа. Дорожки и площадки с не жестким покрытием требуют постоянного ремонта и ухода за собой. Их делают в основном в лесных зонах, парках, скверах, на детских площадках, в зонах декоративного огорода.
Жесткое покрытие имеют дорожки и площадки, сделанные из природного либо искусственного камня, бетона, асфальтобетона, резиновой крошки, тротуарной плитки, деревянных настилов. Такие дорожки более практичны в эксплуатации, требуют меньшего ухода за собой, более долговечны, но при этом в уходе и содержании есть свои особенности.

Все дорожки и площадки должны иметь продольный и поперечный профиль. Он служит для естественного стока воды. Профиль дорожки должен быть выпуклым по отношению к поверхности почвы. Дорожки и площадки могут быть двухпрофильные (имеющие приподнятую середину и уклоны вправо и влево) или однопрофильные (с уклоном в одну сторону, когда один край выше другого). Продольный и поперечный уклон должен составлять 1см на 1 м, допускается применять минимальные уклоны, которые составляют 0,5 см на 1 м.

Работы по устройству дорожек и площадок можно разделить на 2 этапа: подготовка основания и устройство финишного покрытия. Подготовка основания включает в себя выборку грунта до твердого основания, в случае если выборку необходимо сделать больше чем высота запроектированного пирога, то в этом случае необходимо увеличить слой засыпки по песку. На дно корыта укладывается геотекстиль, потом делается песчано-щебеночная подушка, с послойным уплотнением виброплитой. Высота песчано-щебеночной подушки зависит от типа почв на участке и назначения дорожки или площадки. При этом ширина корыта и песчано-щебеночной подушки должна быть на 10 см больше с каждой стороны, чем финишное покрытие.

Устройство финишного покрытия включает в себя засыпку сыпучего материала на дорожках с не жестким покрытием и укладку камня, плитки, бетона и др. материалов предназначенных для жесткого покрытия.
Все дорожки и площадки по функциональному назначению делятся на: пешеходные, автомобильные, спортивные и детские. Отличаются они между собой в основном назначением, степенью нагрузки, толщиной пирога, а также финишным покрытием. Технологии производства работ при устройстве пешеходных, спортивных и детских площадок одинаковые.

Устройство пешеходных дорожек и площадок

Технология производства работ по устройству пешеходных дорожек и площадок из сыпучих материалов:

1. Разбивка территории.









11. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой
12. Устройство финишного слоя из сыпучего материала- 5-10 см.
13. Уплотнение виброплитой m=220 кг или трамбовкой.

Технология производства работ по устройству пешеходных дорожек и площадок из тротуарной плитки или брусчатки:

1. Разбивка территории.
2. Отбивка вертикальных отметок.
3. Выемка грунта до твердого основания.
4. Уплотнение основания виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
5. Укладка геотекстиля плотностью 120 гр./м2.
6. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-20 см.
7. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
8. Устройство щебеночного основания (щебень гранитный фр. 20-40 мм)- 15см.
9. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
10. Расклинцовка щебеночного слоя (отсев или щебень гранитный фр. 2-5 мм)- 5 см (как слой в толщине пирога не учитывается).


13. Устройство цементно-песчаного слоя - 3-7 см.
14. Укладка тротуарной плитки или брусчатки (плитка или брусчатка толщиной 4-8 см).

Технология производства работ по устройству пешеходных дорожек и площадок из гранитной брусчатки или клинкерного кирпича:

1. Разбивка территории.
2. Отбивка вертикальных отметок.
3. Выемка грунта до твердого основания.
4. Уплотнение основания виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
5. Укладка геотекстиля плотностью 120 гр./м2.
6. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-20см.
7. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
8. Устройство щебеночного основания (щебень гранитный фр. 20-40 мм)- 15см.
9. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
10. Расклинцовка щебеночного слоя (отсев или щебень гранитный фр. 2-5 мм)- 5 см (как слой в толщине пирога не учитывается).
11. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.

13. Укладка клинкерного кирпича или гранитной брусчатки (клинкерный кирпич или гранитная брусчатка – толщина 4-8 см).

15. Прометание швов песком (песок крупнозернистый намывной).

Технология производства работ по устройству пешеходных дорожек и площадок из природного или искусственного камня на раствор:

1. Разбивка территории.
2. Отбивка вертикальных отметок.
3. Выемка грунта до твердого основания.
4. Уплотнение основания виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
5. Укладка геотекстиля плотностью 120 гр./м2.
6. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-20 см.
7. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
8. Устройство щебеночного основания (щебень гранитный фр. 20-40 мм)- 15см.
9. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
10. Расклинцовка щебеночного слоя (отсев или щебень гранитный фр. 2-5 мм)- 5 см (как слой в толщине пирога не учитывается).
11. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
12. Приготовление раствора (цемент M400, песок крупнозернистый намывной, вода в соотношении 1:3:1-1,5 в зависимости от влажности песка).
13. Укладка природного или искусственного камня на раствор (толщина камня 4 см - 10 см).

Технология производства работ по устройству пошаговых пешеходных дорожек и площадок из булыжных спилов и бетонных плит:

1. Разбивка территории.
2. Отбивка вертикальных отметок.
3. Раскладка плит или булыжных спилов.
4. Точечная выемка грунта до твердого основания (под каждый спил или плиту отдельно).
5. Уплотнение основания виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
6. Укладка геотекстиля плотностью 120 гр./м2.
7. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-15см.
8. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
9. Устройство щебеночного основания (щебень гранитный фр. 20-40 мм)- 15см.
10. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
11. Расклинцовка щебня отсевом или песком (отсев гранитный, песок крупнозернистый намывной)- 5 см (как слой в толщине пирога не учитывается).
12. Укладка булыжных спилов или бетонных плит.
13. Устройство газона в швах между плитами.

Технология производства работ по устройству пошаговых пешеходных дорожек и площадок из индийского песчаника и бетонных плит на раствор:

1. Разбивка территории.
2. Отбивка вертикальных отметок.
3. Выемка грунта до твердого основания.
4. Уплотнение основания виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
5. Укладка геотекстиля плотностью 120 гр./м2.
6. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-15см.
7. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
8. Устройство щебеночного основания (щебень гранитный фр. 20-40 мм)- 15см.
9. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
10. Приготовление раствора (цемент M400, песок крупнозернистый намывной, вода в соотношении 1:3:1-1,5 в зависимости от влажности песка).
11. Укладка индийского песчаника или бетонных плит на раствор.
12. Выборка щебня из швов между песчаником и плитами- 10-12 см.
13. Засыпка плодородного грунта в швы дорожки или площадки- 10-12 см.
14. Уплотнение плодородного грунта с помощью ручной трамбовки.
15. Перемешивание семян газонных трав с плодородным грунтом в соотношении 1:1.
16. Засыпка семян с грунтом в швы полотна дорожки – 1 см.
17. Уплотнение семян с грунтом ручной трамбовкой.
18. Полив.

Технология производства работ по устройству пешеходных дорожек и площадок из резиновой крошки:

1. Разбивка территории.
2. Отбивка вертикальных отметок.
3. Выемка грунта до твердого основания.
4. Уплотнение основания виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
5. Укладка геотекстиля плотностью 120 гр./м2.
6. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-20 см.
7. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
8. Устройство щебеночного основания (щебень гранитный фр. 20-40 мм)- 15см.
9. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
10. Расклинцовка щебеночного слоя (гранитный отсев)- 5 см (как слой в толщине пирога не учитывается).
11. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
12. Устройство финишного слоя из резиновой крошки- 3-5 см.

Устройство автомобильных дорожек и площадок.

Технология производства работ по устройству дорожек и площадок под автомобили массой до 1,5 тонн из сыпучих материалов:

1. Разбивка территории.
2. Отбивка вертикальных отметок.
3. Выемка грунта до твердого основания.



7. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.


10. Расклинцовка щебеночного слоя (отсев или щебень гранитный фр. 2-5 мм)- 5 см (как слой в толщине пирога не учитывается).

12. Устройство финишного слоя из отсева - 5-10 см.
13. Уплотнение виброплитой m=320 кг.

Технология производства работ по устройству дорожек и площадок под автомобили массой до 1,5 тонн из тротуарной плитки или брусчатки:

1. Разбивка территории.
2. Отбивка вертикальных отметок.
3. Выемка грунта до твердого основания.
4. Уплотнение основания виброплитой m=320 кг.
5. Укладка геотекстиля плотностью 160 гр./м2.
6. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-30 см.


9. Уплотнение виброплитой m=320 кг.
10. Расклинцовка щебеночного слоя (отсев или щебень гранитный фр. 2-5 мм)- 5 см (как слой в толщине пирога не учитывается).
11. Уплотнение виброплитой m=320 кг или ручной трамбовкой.
12. Приготовление цементно-песчанной смеси (песок крупнозернистый намывной, цемент М400, в соотношении 1:4) .
13. Устройство цементно-песчаного слоя или слоя из отсева – 5-7 см.
14. Укладки тротуарной плитки или брусчатки (плитка или брусчатка толщиной 8-10 см).
15. Уплотнение виброплитой m=20 кг.
16. Проментание швов песком или ЦПС (песок крупнозернистый намывной, цемент М 400).

Технология производства работ по устройству дорожек и площадок под автомобили массой до 1,5 тонн из гранитной брусчатки или клинкерного кирпича:

1. Разбивка территории.
2. Отбивка вертикальных отметок.
3. Выемка грунта до твердого основания.
4. Уплотнение основания виброплитой m=320 кг.
5. Укладка геотекстиля плотностью 160 гр./м2.
6. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-30см.
7. Уплотнение виброплитой m=320 кг.
8. Устройство щебеночного основания (щебень гранитный фр. 20-40 мм)- 30см.
9. Уплотнение виброплитой m=320 кг.
10. Расклинцовка щебеночного слоя (отсев или щебень гранитный фр. 2-5 мм)- 5 см (как слой в толщине пирога не учитывается).
11. Уплотнение виброплитой m=320 кг.
12. Устройство подстилающего слоя из отсева 5-8 см.
13. Укладки клинкерного кирпича или гранитной брусчатки (клинкерный кирпич или гранитная брусчатка – толщина 6-10 см).
14. Уплотнение виброплитой m=20 кг.
15. Проментание швов песком (песок крупнозернистый намывной).

Технология производства работ по устройству дорожек и площадок под автомобили массой до 1,5 тонн из природного или искусственного камня на раствор:

1. Разбивка территории.
2. Отбивка вертикальных отметок.
3. Выемка грунта до твердого основания.
4. Уплотнение основания виброплитой m=320 кг.
5. Укладка геотекстиля плотностью 160 гр./м2.
6. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-30 см.
7. Уплотнение виброплитой m=320 кг.
8. Устройство щебеночного основания (щебень гранитный фр. 20-40 мм)- 15см.
9. Уплотнение виброплитой m=320 кг.
10. Расклинцовка щебеночного слоя (отсев или щебень гранитный фр. 2-5 мм)- 5 см (как слой в толщине пирога не учитывается)
11. Уплотнение виброплитой m=320 кг.
12. Приготовление раствора (цемент M400, песок крупнозернистый намывной, вода в соотношении 1:3:1-1,5 в зависимости от влажности песка)
13. Укладка природного или искусственного камня на раствор (толщина камня 8 см - 10 см).
14. Затирка или прометание швов (затирка для камня или песок крупнозернистый намывной).

Технология производства работ по устройству дорожек и площадок под автомобили массой до 3 тонн из тротуарной плитки или брусчатки на бетон:

1. Разбивка территории.
2. Отбивка вертикальных отметок.
3. Выемка грунта до твердого основания.

5. Укладка геотекстиля плотностью 160 гр./м2.
6. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-30 см.

8. Устройство щебеночного основания (щебень гранитный фр. 20-40 мм)- 30 см.

10. Расклинцовка щебеночного слоя (отсев или щебень гранитный фр. 2-5 мм)- 5 см (как слой в толщине пирога не учитывается).

12. Армирование (берется арматура d=12 мм, вяжется объемная сетка с размерами ячеек 12*12 см).
13. Установка опалубки.
14. Устройство деформационных швов.
15. Заливка бетона М300.
16. Демонтаж опалубки.
17. Приготовление цементно-песчанной смеси (песок крупнозернистый намывной, цемент М400, в соотношении 1:4).
18. Устройство цементно-песчаного слоя или слоя из отсева – 5-7 см.
19. Укладки тротуарной плитки или брусчатки (плитка или брусчатка толщиной 8-10 см).
20. Уплотнение виброплитой m=20 кг.
21. Проментание швов песком или ЦПС (песок крупнозернистый намывной, цемент М 400).

Технология производства работ по устройству дорожек и площадок под автомобили массой до 3 тонн из асфальтобетона:

1. Разбивка территории.
2. Отбивка вертикальных отметок.
3. Выемка грунта до твердого основания.
4. Уплотнение основания виброплитой m=600 кг.
5. Укладка геотекстиля плотностью 160 гр./м2.
6. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-30 см.
7. Уплотнение виброплитой m=600 кг.
8. Устройство щебеночного основания (щебень гранитный фр. 20-40 мм)- 30 см.
9. Уплотнение виброплитой m=600 кг.
10. Расклинцовка щебеночного слоя (отсев или щебень гранитный фр. 2-5 мм)- 5 см (как слой в толщине пирога не учитывается).
11. Уплотнение виброплитой m=600 кг.
12. Проливание щебеночного основания битумной эмульсией.
13. Укладка пористого асфальтобетона из крупнозернистой щебеночной смеси – 7 см.
14. Уплотнение катком.
15. Укладка плотного асфальтобетона из мелкозернистой щебеночной смеси- 5 см.
16. Уплотнение катком.

Установка бордюрного камня

Бордюрный камень служит ограничительной линией между газоном и полотном дорожек и площадок, а так же защищает край дорожного полотна от разрушения. Он изготовляется из природных каменных пород, гранита, бетона и железобетона.
По назначению условно бордюрный камень делится на садовый бордюр и бортовой камень. Садовый бордюр применяется при устройстве пешеходных дорожек и площадок, а бортовой камень предназначен для устройства проезжей части и площадок под автомобильное покрытие. Отличаются они друг от друга размерами и степенью нагрузки, которую они могут выдержать.
При установке бордюрного камня необходимо сделать песчано-щебеночную подушку с учетом всех уклонов. Борт должен повторять проектный профиль покрытия. Уступы в стыках камней в плане и профиль не допускаются. Швы между камнями должны быть не более 1 см. Сам бордюрный камень должен устанавливаться на бетон марки не ниже М 250. После установки бордюрного камня необходимо сделать бетонные замки, а с тыльной стороны бордюра боковой упор из грунта. Установка бордюрного камня идет параллельно с подготовкой основания под дорожку или площадку.

Технология производства работ по установке бордюрного камня:

1. Разбивка территории.
2. Отбивка вертикальных отметок.
3. Выемка грунта до твердого основания.
4. Уплотнение виброплитой m= 220 кг или ручной трамбовкой.
5. Укладка геотекстиля плотностью 120 гр./м2.
6. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-10 см.
7. Уплотнение виброплитой m= 220 кг или ручной трамбовкой.
8. Устройство щебеночного основания (щебень гранитный фр. 20-40 мм)-10 см.
9. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
10. Установка бордюрного камня на бетон (бетон М250, толщина бетонного слоя 10 см).
11. Устройство бетонных замков.
12. Затирка швов раствором.

В роле ограничительных бортов в зонах с пешеходной нагрузкой могут выступать пластиковые бордюры, бордюр из доски и бруса. Они в свою очередь устанавливаются на уплотненное песчаное основание толщиной 10 см и фиксируются специальными шпильками или арматурой d=6-10 мм.

Данный материал является отрывком из готовящейся к публикации книги Елены Русу "Руководство ландшафтными работами. Настольная книга прораба по озеленению и благоустройству".

Елена Русу является руководителем компании

Проведение работ по благоустройству непременно сопровождается возведением тротуаров, пешеходных дорожек, отмосток, различных площадок.

Виды покрытий определяются в зависимости от пожеланий Заказчика, но с учетом особенностей благоустраиваемой территории. Для тротуара это твердые покрытия: бетонное, асфальтовое, деревянное покрытие или каменное - брусчатка, тротуарная плитка . Для пешеходных дорожек – мягкое: мраморная или гранитная крошка , мелкая галька, иные виды посыпки.

Вне зависимости от выбранного вида покрытия (кроме деревянного), результат работы существенно зависит от правильно выбранного состава основания и тщательности его подготовки.

Классически в качестве основания для тротуара используется трехслойный "пирог" из щебня или гравия разных фракций и песка. Самый нижний, морозозащитный слой, состоит из мелкого щебня фракции 5-20 (от 5 до 20 мм в диаметре) толщиной около 10 см. Толщина среднего, несущего слоя из более крупного, фракции 20-40, щебня, составляет от 15 до 30 см, в зависимости от планируемых нагрузок. Завершают эту конструкцию 5-7 см подстилающего слоя из крупного песка. Независимо от применяемого материала, основание должно быть тщательно провибрировано.

При подготовке основания под брусчатку или тротуарную плитку придерживаются общего правила: чем сильнее предполагаются будущие нагрузки, тем более плотный и крепкий материал используется для его устройства.

Так, для возведения пешеходных дорожек из тротуарной плитки можно ограничиться основанием из песка. Площадки , допускающие стоянку легкового транспорта, требуют более крепкой - щебеночной – подушки. Щебеночно-песчаное основание необходимо также тротуарам с умеренной нагрузкой, но расположенным на проблемных грунтах. Отмостки , площадки с большой нагрузкой, возводимые из брусчатки или тротуарной плитки , как правило, устраиваются на бетонное основание.

Для соблюдения длительных сроков эксплуатации рекомендуется тщательно соблюдать правильный уровень поверхности, устраивать сливы, ограничивать тротуары бордюрным камнем. Надлежащие долговечные результаты может обеспечить укладка брусчатки и тротуарной плитки специально подготовленными профессионалами.