Сальвадор дали и гала - история необычной любви. Слухи и непроверенная информация о жене Сальвадора Дали, Гала

Я люблю её больше, чем собственных мать и отца. Люблю больше, чем Пикассо и даже деньги.

Когда говорят, что за спиной любого великого мужчины стоит сильная и умная женщина, то отличным доказательством данного тезиса являются творческие и бытовые отношения легендарного художника-эксцентрика Сальвадора Дали и Гала. Экстравагантный мастер был хорошо известен дома в Испании, а также в соседней Франции, но звезда Дали по-настоящему засияла на весь мир, когда рядом оказалась подруга, соратница и модель для всех женских образов. Художник и муза стали идеальной парой – эксцентричный, эпатажный гений и умная, талантливая, расчетливая женщина, сумевшая направить бешеную энергию своего мужа в правильное русло, сделав талантливого мастера самым знаменитым художником двадцатого столетия. Свадьба состоялась в 1932-м, история любви началась в 1929-м, а до этого в жизни Гала были другие любови и мужчины.

История любви Сальвадора Дали и Гала

Елена Ивановна Дьяконова сама была не чужда эксцентрики, эпатажа, эскапад. Уроженка российской Казани, покинувшая Родину накануне мировой войны, нашла себе новый дом и первого мужа в Швейцарии. Наследник богатого парижского предпринимателя Поль Элюар баловался лирикой, но знакомство с очаровательной русской туристкой заставило молодого человека всерьёз заняться литературой. В будущем Элюар прославился как ведущий поэт первой половины XX столетия и сооснователь движения дадаизма и сюрреализма. Именно Поль придумал своей жене прозвище Gala (с ударением на втором слоге). А потом познакомил с художниками Максом Эрнстом и Сальвадором Дали.
Богемный Париж 1920-х был идеальным местом для творческих и сексуальных экспериментов. Троица Элюар-Гала-Эрнст крутила бурный роман, занимала одну спальную комнату, не скрываясь от гостей. Однако реально великий любовный роман начался в 1929, когда Елена вместе с мужем посетила виллу восходящей звезды мирового искусства в Кадакесе.

Звезду звали Сальвадор. Когда пылкий испанец увидел жену приятеля, то за секунду понял, что встретил женщину своей мечты. Старшая на десять лет дама испытывала схожие электрические любовные чувства, помноженные на уверенность в гениальном даре молодого художника, которому для полной реализации требуется опытная женская рука.

Сновидения играли огромную роль в жизни и творчестве испанского кудесника. Он часто рассказывал своим друзьям о таинственной русской леди, которая приходит к нему во снах и подкидывает идеи для сюрреалистических картин. Вдруг к нему в гости является настоящая роковая женщина из снов, пронизывает электрическим взглядом и остается рядом навсегда, чтобы дарить любовь, наслаждение, вдохновение для творчества.
После нескольких неловких месяцев, когда Елена разрывалась между законным супругом и эксцентричным любовником, безумная страсть ко второму одержала победу. Элюар признал поражение, отпустил любимую к другому мужчине, довольствуясь прощальным подарком испанского сюрреалиста, написавшего его портрет. Сальвадор Дали и Гала отправились в долгое семейное путешествие. Законным браком маэстро и его подруга сочетались в 1932, добавив к нему церковный обряд в 1958-м, когда любовь уже утратила былую страсть и пожилая подруга нуждалась в обеспеченной официальным титулом спокойной пенсии.

Совместные фото Сальвадора Дали и Гала


Последние годы знаменитой пары были омрачены скандалами и конфликтами. Художник даже подозревал, что властная жена разрушает его здоровье опасными коктейлями, подавляющими волю и творческий потенциал. Взаимные обвинения привели к тому, что 1970-80-е звездные супруги провели порознь и в итоге были похоронены в разных местах. Однако никто не забудет, что самые знаменитые художественные произведения в жанре сюрреализма появились на свет благодаря творческому тандему молодых Дали-Гала, которые активно работали вместе и обожали фотографироваться, оставив после себя не только суперкартины, но также коллекцию совместных фото.






Интересные статьи












«Только идиоты полагают, что я следую советам, которые даю другим. С какой стати? Я ведь совершенно не похож на других»

Первая любовь Дали.

Многие знают Сальвадора Дали зрелым эксцентричным мастером - великим сюрреалистом с торчащими усами, рисующим слонов на ходулях, текущие часы и много разных непристойностей на своих картинах. Он знаменит своей эпатажностью - он был смелым ниспровергателем общественных норм и действительно не похож на других.

Но таким Дали был не всегда, его скромная молодость в консервативном доме отца, где он чувствовал себя зажатым и подавленным, не вызывала восторга у самого художника. Он бунтовал, он уходил, он ниспровергал и в этом помогла дружба с другими молодыми талантами, ставшими впоследствии известными писателями, художниками и режиссерами - Гарсиа Лоркой, Бунюэлем, Миро и Пикассо. Сальвадор любил свободу, славу и деньги, и не скрывал этого. Жизнь подкинула ему шанс в виде прекрасной женщины, русской по происхождению Елены Дмитриевны Дьяконовой (Гала ), которая, будучи в то время женой поэта Поля Элюара, очень скоро стала подругой жизни и настоящей музой Дали.
Молодому Дали повезло с этой женщиной, которая была намного старше, но верила в его гениальность.
Смотрите, какие они милые - Гала и Дали, когда просто сидят не позёрствуя))

Естественно, родственники были против такого неравного брака, и папа проклял Сальвадора, первое время совместной жизни они снимали рыбацкую хижину на берегу моря. Но Гала ходила на городской рынок и продавала картинки Дали, которые нравились публике. Дома она тактично советовала, на чем сосредоточится и умело направляла его к успеху. Дали был безумно гениален и жаждал славы и денег, как сюрреалист он шел на всякие эпатажные выходки, чтобы привлечь скучающую публику, но по-настоящему сумасшедшим конечно не был. "Разница между мной и сумасшедшим в том, что я не сумасшедший " - говорил он.
Свою Галу художник обожал, боготворил, свято верил в ее интуицию и всю жизнь рисовал. Она же называла его "Малыш Дали" и всегда верила в его гениальность. Конечно это был необычный брак, в дневниках Дали можно прочесть много интересных подробностей про их нестандартную личную жизнь, в частности сам себя он часто называл извращенцем и вуаеристом, но добавлял, что для художника это как раз нормально.
Можно по разному относится к этой парочке, но я ЗА такие творческие союзы, возраст не важен.

Вторая любовь Дали

Вторая любовь Дали это вожди - как истинный ницшеанец, он испытывал патологически нежные чувства к сильным лидерам мира сего и часто размышлял о них. Например, писал в Дневнике о том, как мечтает нарисовать трехметровую ягодицу Ленина на костыле и нежную эротичную спину Гитлера и т.д., всё в своем стиле. Художника притягивали все неординарные личности, каковой и сам он себя считал. В частности знаменитые остроугольные усы на своем лице он завел в пику "скучным усам Ницше" ...
О многом в отношении Дали можно спорить, но иконостас на усах хорош!))))

Со времен Сальвадора Дали нового придумано не так много. До сих пор его шуточки вспоминают и его фразочки цитируют, а в современных модных ресторанах столиц подают праздничный сервированный обед на обнаженных мужских и женских телах. Так делал он – главный перформансист ХХ века.


Третья любовь.

Дали обожал кинематограф - вместе с другим гением он снял несколько фильмов, которые до сих пор поражают воображение зрителей. Самый известный из них сюрреалистический 20-и минутный немой ч.б. фильм - , в котором крупным планом на весь кадр глаз разрезается бритвой и мелькают смутные образы, иллюстрирующие теорию сновидений Зигмунда Фрейда. Также он работал в последствии совместно с друзьями над фильмами «Золотой век» и «Заворожённый». Ну а о том, как любил сам Дали до конца жизни позировать на камеру и говорить не приходится - до наших дней дошло более сотни фотопортретов гения от разных авторов и хроникальные съемки, которые можно найти на Ю-Тюбе.


Сальвадор Дали, я думаю, был не столько великим художником, сколько гениальным актером, безупречно сыгравшим роль "гениального безумца" , но, тут у каждого есть повод для размышлений))

Ваша Ася Немчёнок.

* Больше интересных материалов о Культуре и Искусстве на

Великие истории любви: Сальвадор Дали и Гала

Анализ совместимости гороскопов (синастрия)

Анатолий Мухтияров

Просматривая знаменитых пар, я увидел, что многие великие истории любви могут служить наглядными примерами практической реализации очень многих видов энергетических взаимосвязей между гороскопами. В результате, решил описать наиболее интересные и значимые, с моей точки зрения, элементы знаменитых пар и показать, как взаимосвязи между гороскопами на энергетическом уровне могут проявиться в жизни людей (в данном случае всемирно известных и знаменитых).

Личности Сальвадора Дали и Гала (Елена Дьяконова) и их отношения настолько нестандартны, что многие посчитают эту историю любви не настолько великой, чтобы относить ее к таковым, но с учетом того, что Сальвадор Дали был великим и всемирно известным художником и стал он им только благодаря Гала, я считаю эту историю любви действительно великой (хотя эта пара была весьма эксцентричной и необычной). За каждым великим мужчиной стояла великая женщина. Для Сальвадора Дали таковой была Гала, которую он боготворил, и для которого она была одновременно матерью, любовницей, другом, музой и продюсером, который и сделал из Сальвадора Дали мировую звезду изобразительного искусства. Гала и Сальвадор Дали - одна из самых знаменитых, постоянных, странных, эксцентричных, преданных, оригинальных и незабываемых пар мировой богемы. Сальвадор — гений, Гала — его неизменная муза…

В посвящении к книге "Дневник одного гения" Сальвадор Дали напишет: "Я посвящаю эту книгу МОЕМУ ГЕНИЮ, моей победоносной богине ГАЛЕ ГРАДИВЕ, моей ЕЛЕНЕ ТРОЯНСКОЙ, моей СВЯТОЙ ЕЛЕНЕ, моей блистательной, как морская гладь, ГАЛЕ ГАЛАТЕЕ БЕЗМЯТЕЖНОЙ".

Данные о рождении Сальвадора Дали взяты из базы Родена.

Salvador Dali

FIGUERAS , CATALONIA , SP (42n16 2e58)

Время рождения Елены Дьяконовой (Гала) неизвестно.

Я рассматривал гороскоп со временем рождения 11 час, т.к. этот вариант гороскопа кажется мне вполне описывающим личность и характер Елены Дьяконовой (Асцедент в Скорпионе в соединении с Ураном, соединение Солнце-Меркурий в Деве в 10-м доме, Луна во 2-м доме, управитель гороскопа Плутон и Нептун в 8-м доме). Кроме того, это время близко к полудню (на который обычно и рассматривают космограммы при неизвестном времени рождения).

Гала (Елена Дьяконова)

Казань, Татарстан, Россия (55n49 49e08)

Основой гороскопа Сальвадора Дали является Т-квадрат в составе управителя гороскопа Луны в Овне (в соединении с МС), Урана и Нептуна. Именно влияние этой конфигурации сделало Сальвадора Дали непрактичным, нестандартным, чувствительным, полубезумным человеком, постоянно путающим реальность и фантазии. И именно эта конфигурация сделала его гением сюрреализма и мировой эпатажной звездой (соединение управителя гороскопа Луны с МС). То, что эта гениальность проявилась, прежде всего, в сфере живописи, связано с тем, что в Тельце у Сальвадора Дали был мощный стеллиум (Солнце, Венера, Меркурий, Марс) в напряженном аспекте квадрат с Сатурном. Неуверенность в жизни и сильные страхи, а также большое количество сексуальных комплексов Сальвадора Дали вызваны во многом именно квадратурой Сатурна к его Солнцу, Меркурию и Марсу. Я, конечно, не специалист в живописи, но сильное влияние Сатурна в его работах очень заметно и явно выделено в его технике живописи как четкость и точность в прорисовке деталей и линий.

" Из обрывков документов и воспоминаний о детстве Дали предстает очень внушаемым, мечтательным, робким и безнадежно непрактичным ребенком, необъяснимо путающим фантазии и реальность. Таковым Сальвадор Дали, в принципе и оставался всю жизнь. Отношения с собственной сексуальностью были у Дали непростыми всю жизнь. Юноша страдал полным набором сексуальных комплексов — от беспокойства о размерах своего пениса до страха вступить в связь с женщиной (здесь важную роль сыграла иллюстрированная книга о венерических болезнях, которую отец оставлял открытой на рояле в воспитательных целях) и опасений, что он импотент и скрытый гомосексуалист. В молодости Дали был ослепительно красив: выше среднего роста, голубоглазый, стильно одетый. Ему нравилось производить эффект на публику, и он отрастил волосы и бачки, а плащ небрежно носил через плечо. Дали нравился девушкам, но из-за своей сверхчувствительности и робости оставался девственником до 25 лет, т.е. до встречи с Галой. Талант к живописи проявился у Сальвадора в раннем детстве. К окончанию школы он уже несколько раз успешно выставлял свои картины в Фигерасе и Барселоне. Отец, гордый его достижениями, решил, что сын будет учиться в Мадриде. В сентябре 1922 года Сальвадор поселился в мадридской Резиденции студентов, передовом «студенческом городке» Испании. В первые недели он мало общался с другими обитателями Резиденции из-за жуткой застенчивости. Но вскоре и у него появились друзья. Среди них — будущий режиссер Луис Бунюэль из Арагона, который пробовал учиться поочередно на нескольких факультетах, спортсмен-любитель и прирожденный бунтовщик. Вместе они исследовали закоулки ночного Мадрида и посещали интеллектуальные компании в многочисленных кафешках. С первых дней своего пребывания в Резиденции Дали слышал рассказы о самом ярком ее жителе, который в то время находился дома в Андалусии. Федерико Гарсиа Лорка, на 6 лет старше Дали, родился в деревушке неподалеку от Гранады. Ко времени их встречи он уже выпустил свою первую книгу. Лорка прекрасно играл на пианино, пел, был отличным рассказчиком, рисовал... С первого взгляда он мог очаровать собеседника. Однако поэта сторонились те, кто знал о его «недостатке»: Лорка был гомосексуалистом — факт, который даже сейчас отказываются принять его немногие оставшиеся в живых друзья.

В начале 1923 года Лорка приехал в Резиденцию. У них было много общего с Дали: любовь к поэзии и Франции (оба были германофобами), к народным испанским песням, которые им пели с детства; озабоченность несправедливостью мира; проблемы с собственной сексуальностью. Это была «великая дружба», как писал Дали, которая постепенно перерастала в нечто большее. Дали как мог сопротивлялся мысли, что похож на Лорку в своих сексуальных пристрастиях, и опасался, что может поддаться своим тайным желаниям. С начала 20-х образ Лорки появляется во всех картинах Дали, вытесняя его первую «натуру» — сестру. Их головы соприкасаются будто в поцелуе...

В мае 1926 года, после публикации «Оды к Сальвадору Дали», которая потрясла художника, Лорка пытался его соблазнить. Однако Дали был непреклонен. «Я был очень взволнован. И где-то в глубине души говорил себе, что он великий поэт и что я должен уступить ему немного божественного Дали». Но этого не случилось. Позже Лорка еще раз пытался сделать Дали своим любовником. А потом писал: «Я вел себя как неприличный осел, с тобой — лучшим, что у меня есть. С каждой минутой я понимаю это все яснее и очень обо всем жалею». Бунюэль был встревожен растущей интимностью отношений Лорки и Дали. Он писал своему другу Пепину Белло: «Бесчестный Гарсиа! Надо освободить Сальвадора от его влияния. Потому что Дали настоящий мужчина и очень талантлив». Вмешательство извне не потребовалось, двух гениев разлучили обстоятельства. Однако они продолжали переписываться и по возможности встречались. До самой смерти Лорка оставался для Дали главным человеком его жизни — после Галы. "

(из книги Я.Гибсон «Жизнь Сальвадора Дали, полная стыда»)

Основой гороскопа Галы (Елены Дьяконовой) является Т-квадрат в составе Солнца и Меркурия в Деве, Луны в Стрельце и Нептуна, Плутона в Близнецах. Время рождения Галы неизвестно, но уже на основе лишь этого Т-квадрата можно утверждать, что она должна была быть весьма практичной, меркантильной и властной женщиной, но в тоже время, не без способностей и сильного чутья в искусстве (сильное влияние Нептуна через напряженную аспектацию со светилами и Меркурием). Фактически всю свою жизнь Гала занималась тем, что находила талант или гений в искусстве, становилась его женой и музой и делала его известным и богатым (заодно безбедно существуя сама). Так было и с первым мужем французским поэтом Полем Элюаром, так было и с полубезумным художником Сальвадором Дали, которого она вдохновила и мастерски сделала всемирно известной звездой сюрреализма. Фактически, характер Галы во многом представлял собой сплав девьей расчетливости и практичности и нептунианской жертвенности, чувствительности и стремления жить возвышенными иллюзиями. Кроме того, с моей точки зрения, в характере Галы было сильно выделено влияние Урана (в данном варианте гороскопа через соединение с Асцедентом) и Плутона (Скорпиона) через жесткую аспектацию Плутона с Солнцем, Луной и Меркурием и положение Асцедента в Скорпионе (в данном варианте гороскопа). Гала была явно очень свободолюбивой и нестандартной женщиной с сильными сексуальными потребностями. Я рассматривал гороскоп со временем рождения 11 час, т.к. этот вариант гороскопа кажется мне вполне описывающим личность и характер Галы (Асцедент в Скорпионе в соединении с Ураном, соединение Солнце-Меркурий в Деве в 10-м доме, Луна во 2-м доме, управитель гороскопа Плутон и Нептун в 8-м доме). Кроме того, это время близко к полудню (на который обычно и рассматривают космограммы при неизвестном времени рождения).

"Гала была женой Поля Элюара, французского поэта. Дали и Гала увидели друг друга — и после первой встречи не расставались 53 года: их разлучила смерть Гала в 1982 году.

Гала по-французски означает "праздник". Она и впрямь стала праздником вдохновения для Сальвадора Дали. Главной моделью для живописца.

Жизнь Елены Ивановна Дьяконовой, вошедшей в мировую историю искусств как Гала, — захватывающий роман.

Родилась Елена Дьяконова в Казани в 1894 году, стало быть, она была старше Сальвадора Дали не на 12, как утверждали некоторые, а ровно на 10 лет. Отец умер рано, он был скромным чиновником. Мать вторично вышла замуж за адвоката, и когда Елене исполнилось 17 лет, семья переехала в Москву.

В юные годы Гала была болезненным подростком, и в 1912 году ее отправили в Швейцарию лечиться от туберкулеза. В санатории «Клавадель» русская девушка познакомилась с молодым французским поэтом Эженом-Эмилем-Полем Гранделем. Его отец, богатый торговец недвижимостью, отправил сына в санаторий, чтобы он излечился... от поэзии. Грандель (позднее он взял другое имя — Элюар) от поэзии не излечился, а вот Гала от туберкулеза избавилась, но обоих одолел другой недуг, куда более опасный, — они влюбились друг в друга. Именно тогда она и назовёт себя Гала — с ударением на последнем слоге. Быть может, от французского слова, обозначающего "веселый, оживленный"?

Это был настоящий страстный роман, закончившийся браком. Но сначала влюбленным пришлось расстаться, Элюар уехал во Францию, Гала — в Россию, но они продолжали свою любовь в эпистолярном жанре, посредством обмена письмами. "Мой дорогой возлюбленный, душенька моя, мой дорогой мальчик! — писала Элюару Гала. — Мне не хватает тебя, как чего-то незаменимого". Она обращалась к нему как к "мальчику", а иногда даже как к ребенку — это фрейдистское обращение говорило о том, что в Елене было сильно материнское начало, и она всегда любила мужчин моложе себя, хотела им быть не только любовницей, но и матерью. Опекать, наставлять, холить...

Поль Элюар оказал большое влияние на Гала. Он превратил скромную русскую поклонницу Толстого и Достоевского в настоящую женщину, почти что роковую «вамп» (для этого у нее были все задатки), а она, в свою очередь, став ему музой, постоянно вдохновляла его на создание все новых и новых стихов.

И все же романтическая роль жены поэта — не в духе Гала. Она открыто признавалась: "Я никогда не буду просто домохозяйкой. Я буду много читать, очень много. Я буду делать все, что захочу, но при этом сохранять привлекательность женщины, которая себя не переутруждает. Я буду как кокотка сиять, пахнуть духами и всегда иметь ухоженные руки с наманикюренными ногтями".

Через год после бракосочетания родилась дочь Сесиль. Гала и Поль обожали дочь, но все равно нормальной семьи не получилось. Полю Элюару не сиделось на месте, разлуки и поездки за мужем не способствовали домашнему счастью. Возникло взаимное недовольство друг другом. Бурные ссоры сменялись не менее бурными признаниями в любви. "Мы вросли друг в друга» — так считала Елена. Но врастание все же оказалось не таким уж прочным. При этом не надо забывать, что Поль Элюар был поэтом, а, следовательно, смотрел на мир другими глазами, нежели обычные люди. Скажем так: он смотрел сумасшедшими глазами на сумасшедший мир. И соответственно отношения с женой так строил. Любил, к примеру, показывать фотоснимки обнаженной Елены своим друзьям, да и она постепенно вошла в роль не столь чистой, сколь грешной музы поэта. Не случайно, по инициативе Елены, вскоре образовался любовный треугольник: Елена — Поль Элюар — художник Макс Эрнст.

Будущая Гала быстро усвоила, что означает свобода любви, и незамедлительно воспользовалась ее плодами. Так что перед встречей с Сальвадором Дали Гала была уже вполне знающей, что ей нужно, женщиной.

Гала не была красавицей, но обладала большим шармом, женским магнетизмом, от нее исходили флюиды, которые околдовывали мужчин. Неслучайно Французский книгоиздатель, коллекционер живописи Пьер Аржилле, отвечая на вопросы журналистов, сказал: "Эта женщина обладала необычайной притягательностью. Ее первый муж Элюар до самой своей смерти писал ей нежнейшие любовные письма. И только после того как он умер в 1942 году, Дали и Гала официально поженились. Сальвадор без конца ее рисовал. Честно говоря, она была не так уж и молода для натурщицы, но художники, сами знаете, народ непростой. Коль скоро она его вдохновляла..." "


"В августе 1929 года Поль Элюар с женой Еленой (ей 35 лет) и дочерью Сесиль (ей 11 лет) отправился из Парижа на автомобиле в Испанию, в рыбацкую деревню Кадакес, в гости к молодому испанскому художнику Сальвадору Дали (ему 25 лет). С Дали поэт познакомился в парижском ночном клубе "Бал Габарин" и получил приглашение отдохнуть в захолустье, вдали от шума. По дороге в Испанию Элюар с восторгом рассказывал жене о необычном творчестве Дали и о его эпатирующем фильме "Андалузский пес".

"Он не переставал восхищаться своим милым Сальвадором, словно нарочно толкал меня в его объятия, хотя я его даже не видела", — вспоминала впоследствии Гала. Дом художника располагался за деревней, на берегу бухты, похожей на полумесяц. Он был выкрашен в белый цвет, перед ним рос эвкалипт и пламенели герани, ярко выделяясь на черном гравии. Гала не была красавицей, но обладала большим шармом, женским магнетизмом, от нее исходили флюиды, которые околдовывали мужчин. Неслучайно Французский книгоиздатель, коллекционер живописи Пьер Аржилле, отвечая на вопросы журналистов, сказал: "Эта женщина обладала необычайной притягательностью. Ее первый муж Элюар до самой своей смерти писал ей нежнейшие любовные письма. И только после того как он умер в 1942 году, Дали и Гала официально поженились. Сальвадор без конца ее рисовал. Честно говоря, она была не так уж и молода для натурщицы, но художники, сами знаете, народ непростой. Коль скоро она его вдохновляла..."

В своей книге "Тайная жизнь" Дали пишет:

"Она призналась, что приняла меня за противного и невыносимого типа из-за моих лакированных волос, которые придавали мне вид профессионального танцора аргентинского танго... У себя в комнате я всегда ходил нагишом, но, если надо было отправиться в селение, целый час приводил себя в порядок. Я носил безукоризненно белые брюки, фантастические сандалеты, шелковые рубашки, колье из фальшивого жемчуга и браслет на запястье".

"Она стала рассматривать меня как гения, — признавался далее Дали. — Полусумасшедшего, но обладающего большой духовной силой. И чего-то ждала — воплощения ее собственных мифов. Считала, что я, может быть, смогу стать этим воплощением".

Версия Гала: "Я сразу поняла, что он — гений". Элюар был талантлив, а Дали — гениален, и это сразу определила Елена Дьяконова-Элюар. Она обладала врожденным художественным чутьем.

А что было дальше? А дальше Гала якобы сказала Сальвадору Дали "историческую фразу": "Мой маленький мальчик, мы никогда не покинем друг друга". Она твердо решила связать свою жизнь именно с художником Дали и бросить поэта Элюара. По существу, она бросала не только мужа, но и дочь. Чего оказалось больше в этом решении? Авантюризма или глубокого расчета? Трудно ответить. Что оставалось делать Полю Элюару? Он собрал чемоданы и покинул прибежище Сальвадора Дали, получив за потерю жены своеобразную компенсацию в виде собственного портрета (Портрет Поля Элюара). Дали так объяснял идею его создания: "Я чувствовал, что на меня возложена обязанность запечатлеть лик поэта, с Олимпа которого я похитил одну из муз".

Сначала Гала и Сальвадор жили вместе неофициально и лишь после смерти Элюара официально поженились. Они обвенчались 8 августа 1958 года, через 29 лет после своей первой встречи. При этом церемония носила частный, почти тайный характер. Это был, конечно, странный брак во всех житейских смыслах, но только не в творческом. Чувственная Гала, которая и во времена Дали не захотела оставаться верной женой, — и девственник-художник, который панически боялся близости с женщиной. Как они уживались друг с другом? Очевидно, Дали превращал свою сексуальную энергию в творческую, а Гала реализовывала свою чувственность на стороне. Как свидетельствует испанский журналист Антонио Д. Олано: "Она действительно была ненасытной. Гала неустанно преследовала юношей, которые позировали для Дали, и часто добивалась своего. Дали тоже был ненасытен, но лишь в своем воображении".

В быту же они оказались почти идеальной парой, как часто случается с совсем разными людьми. Сальвадор Дали — абсолютно непрактичный, робкий, закомплексованный человек, который боялся всего — от езды в лифтах до заключения договоров. По поводу последнего Гала однажды сказала: "Утром Сальвадор совершает ошибки, а во второй половине дня я их исправляю, разрывая легкомысленно подписанные им договоры".

Эта сюрреалистическая Мадонна в житейских делах была холодной и достаточно рассудочной женщиной, поэтому с Дали они представляли две разные сферы: лед и пламя.

"Гала пронзила меня, словно меч, направленный самим провидением, — писал Сальвадор Дали. — Это был луч Юпитера, как знак свыше, указавший, что мы никогда не должны расставаться". До встречи с Гала художник стоял лишь на пороге собственной славы. Эта женщина помогла ему перешагнуть порог и насладиться сверкающими залами всемирной популярности. Появление Гала совпало с разрывом с группой сюрреалистов. Собственно говоря, именно Гала увела Сальвадора Дали из-под эстетического контроля Бретона и всей его компании. Но произошло это не сразу. "Скоро вы будете таким, каким я хочу вас видеть", — объявила она ему, и художник ей поверил."Я слепо верил всему, что она предсказывала мне".

Но Гала не только предсказывала, она самоотверженно и самозабвенно помогала ему, искала богатых спонсоров, организовывала выставки, продавала его картины. "Никогда мы не сдавались перед неудачами, — отмечал Дали. — Мы выкручивались благодаря стратегической ловкости Гала. Мы никуда не ходили. Гала сама шила себе платья, а я работал в сто раз больше, чем любой посредственный художник".

В 1934 году чета Дали отправилась в США — это был исключительно правильный ход, продиктованный поразительной интуицией Гала, она точно почувствовала, что именно американцам придется по душе и по карману талант Дали. И не ошиблась: в США Сальвадора Дали ждал сенсационный успех — страну охватила «сюрреалистическая лихорадка». В честь Дали устраивались сюрреалистические балы с маскарадами, на которых гости появлялись в костюмах, словно вдохновленных фантазией художника, — экстравагантных, провоцирующих забавных. Супруги вернулись домой богатыми и очень знаменитыми: Америка перевела талантливость Дали на высший уровень — в гениальность. Вторая поездка в США в 1939 году еще более укрепила первоначальный успех.

Быстрому росту популярности Дали за океаном способствовали два обстоятельства — непревзойдённое умение устраивать публичные скандалы и частичный пересмотр художественных принципов, сделавший произведения испанского сюрреалиста более доступными широкой публике.

В Америке супруги живут все военные и первые послевоенные годы. Дали с помощью, естественно, Гала устраивает выставки, выступает с лекциями, пишет портреты богатых американцев, иллюстрирует книги, сочиняет сценарии, либретто и костюмы для балетных и оперных постановок, оформляет витрины роскошных магазинов на Пятой авеню в Нью-Йорке и павильонов международных ярмарок, сотрудничает с Альфредом Хичкоком и Уолтом Диснеем, пробует свои силы в фотографии и устраивает сюрреалистические балы. Короче говоря, фонтанирует вовсю!..

В конце 40-х годов супруги с триумфом возвращаются в Европу. Слава, деньги — все в изобилии. Все прекрасно, кроме одного: Гала стареет. Однако она не сдается и по-прежнему является моделью для многочисленных полотен Дали.

Сальвадор Дали, рано лишившийся матери и недополучивший ее любви, подсознательно искал мать и нашел ее идеальное выражение именно в Гала, ну а она, в свою очередь, нашла в нем сына (свою дочь Сесиль она любила меньше, и не случайно ее воспитывала бабушка Поля Элюара).

Сестра Гала Лидия, однажды навестившая супругов, отмечала, что никогда в жизни не видела более нежного и трогательного отношения женщины к мужчине: "Гала возится с Дали как с ребенком, читает ему на ночь, заставляет пить какие-то необходимые таблетки, разбирает с ним его ночные кошмары и с бесконечным терпением рассеивает его мнительность. Дали швырнул часами в очередного посетителя- Гала бросается к нему с успокоительными каплями — не дай Бог, с ним сделается припадок". Могла ли так держаться «женщина — воплощение зла», «алчная валькирия», как ее называли журналисты?

Интимная жизнь супругов навсегда осталась тайной. В ней, по всей вероятности, отсутствовало такое понятие, как верность. Для Гала это был свободный брак, и она была вольна выбирать себе любовников. «Не бесплатно, дорогой мой, не бесплатно!". Но это относится к ее молодым и зрелым годам. Позднее ей приходилось платить уже самой.

Когда в 1964 году Гале исполнилось семьдесят лет. Она красила волосы, иногда уже надевала парик и подумывала о пластической операции. Но чем больше она старела, тем больше хотела любви. Она пыталась соблазнить любого, кто попадался ей на пути. "Сальвадору все равно, у каждого из нас своя жизнь", — убеждала она друзей мужа, затаскивая их в постель.

И все-таки Гала остается загадкой. В многочисленных интервью, которые она дала за полвека, о своих отношениях с Дали она упорно не рассказывала. Все ее письма к Элюару бывший муж уничтожил, попросив ее сделать то же самое со своими, чтобы "лишить любопытных потомков заглянуть в их интимную жизнь". Правда, Гала, по утверждению художника, оставила автобиографию, над которой работала 4 года. Гала вела дневник на русском языке. Где сейчас эти бесценные документы — неизвестно. Возможно, художественный мир ждут новые находки и новые открытия.

Средневековый замок Пуболь (неподалеку от Порта-Льигата) стал проявлением страстной любви Дали. Гала получила такой подарок в 74 года, когда их супружеские отношения усложнились. Дали все чаще отдыхал в компании манекенщицы Аманды Лир. Впрочем, пытался не отдаляться от Галы, которая хотела тишины и монастырского покоя. Дали смог наведываться к ней только при ее письменном разрешении.

Последние годы Гала были отравлены болезнями и стремительно надвигающейся старческой немощью. "День смерти, — говорила она, — станет самым счастливым днем в моей жизни". Он наступил 10 июня 1982 года. Гала прожила 88 лет. Бурных и неповторимых.

Сальвадор Дали пережил Гала на 7 лет, хотя жизнью это было назвать трудно. Это уже была полубезумная агония гения."

(информация с сайта «Мир Дали»)


Эта синастрия, с моей точки зрения, прежде всего базируется на трех мощных синастрических элементах. Это соединение Северного Лунного Узла гороскопа Гала с управителем гороскопа Луной и МС Сальвадора Дали, точнейшее соединение Марса Гала с Венерой Сальвадора Дали и точное соединение Юпитера Гала с Нептуном Сальвадора Дали (Юпитер Гала энергетически был связан со всеми элементами Т-квадрата Сальвадора Дали: Луной, Нептуном, Ураном). Возможно, в синастрии есть и еще мощные взаимосвязи, которые завязаны на управителей Асцедента и Десцедента и сами оси АСЦ-ДСЦ, но т.к. время рождения Гала неизвестно, то анализировать будем только те элементы, которые есть в синастрии при любом времени рождения Гала.

Точное соединение Северного Лунного Узла гороскопа Гала с управителем гороскопа Луной и МС Сальвадора Дали является очень мощным кармическим синастрическим аспектом. Такое соединение в синастрии однозначно должно было очень крепко держать пару вместе и является очень сильным указанием на то, что целью Гала в этом воплощении должно было стать именно то, что она фактически сделала бесспорно гениального художника и неординарную личность всемирно известной звездой сюрреализма и мультимиллионером. Из парижанки, находившей удовольствие в развлечениях богемы, Гала превратилась в няньку, секретаря, менеджера гения-художника, а затем и в хозяйку огромной империи, имя которой - Дали. Она держала Дали под постоянным финансовым и творческим прессом. И именно такое обращение нужно было для слабовольного и плохо организованного человека, каким был Сальвадор Дали. Конечно, это не осталось незамеченным, и в прессе частенько представляли Гала воплощением зла, упрекали за то, что она жестока, алчна и аморальна. Журналист Фрэнк Уитфорд в "Санди таймс" просто назвал музу Дали хищницей. Он писал в газете летом 1994 года: "Семейная пара Гала - Дали в какой-то мере напоминала герцога и герцогиню Виндзорских. Беспомощный в житейском отношении, чрезвычайно чувственный художник был пленен жесткой, расчетливой и отчаянно стремящейся вверх хищницей, которую сюрреалисты окрестили Гала-Чума. Она просто взяла беззащитного и, несомненно, одаренного Дали и превратила его в мультимиллионера и «звезду» мировой величины. Еще до бракосочетания в 1934 году Гала удалось добиться того, что их дом начали осаждать толпы богатых коллекционеров, страстно желавших приобрести реликвии, освященные гением Дали".

Для отношений любовных и сексуальных аспект Венера-Марс - это одно из самых мощных и классических взаимодействий планет в синастрической карте, т.к. обе планеты являются классическими сексуальными планетами. При точных аспектах между Венерой и Марсом партнеров (лучше, если Марс женский, а Венера мужская) между людьми возникает сильное сексуальное притяжение (при напряженных аспектах трудно контролируемая страсть), которое чаще всего и определяет их отношения в первые несколько лет. В данной синастрии такой аспект Марс-Венера двойной. Марс Гала в точнейшем соединении (с точностью до нескольких минут) с Венерой Сальвадора Дали, а Марс Дали в довольно точной квадратуре с Венерой Гала (орб менее 2 град.). Таким образом, оба партнера идеально соответствовали требованиям по выбору партнера своих сексуальных планет (Венера для мужчины и Марс для женщины). Именно эти аспекты сильнейшего сексуального притяжения явились основой для того, что сближение Дали и Гала произошло очень быстро и неудержимо, а Гала фактически стала единственной женщиной, которая существовала для Дали на физическом сексуальном плане и которая смогла нейтрализовать многие многочисленные сексуальные комплексы и страхи близкого сексуального контакта с женщинами, которые с юности были у Сальвадора Дали (связанные или с напряженным аспектом Сатурна к Солнцу, Меркурию и Марсу или с напряженными аспектами Урана и Нептуна к управителю гороскопа Луне, а может и с тем и с другим сразу).

С того момента, когда Дали впервые увидел Гала, он потерял покой - влюбился до безумия. «Тело у нее было нежное, как у ребенка, — напишет он много лет спустя в своей книге «Тайная жизнь». - Линия плеч почти совершенной округлости, а мышцы талии, внешне хрупкой, были атлетически напряжены, как у подростка. Зато изгиб поясницы был поистине женственным. Грациозное сочетание стройного энергичного троса, осиной талии и нежных бедер делало ее еще более желанной». Со времен первой юношеской влюбленности, до встречи с Гала, внимание Дали не привлекала ни одна девушка. Он словно сошел с ума, встретив Галу. Луис Бунюэль сказал по этому поводу следующее: «Дали изменился в одночасье».

Еще одним мощным элементом синастрии, который безусловно во многом определял отношения в этой паре является то, что Юпитер Гала находился в очень точных аспектах с планетами Т-квадрата Сальвадора Дали Луной, Нептуном, Ураном. Фактически именно эти аспекты Юпитера Гала с элементами Т-квадрата гороскопа Дали и послужили причиной того, что при первой же встрече Гала почувствовала гениальность Сальвадора Дали, который был на тот момент лишь начинающим художником, и причиной того, что для Сальвадора Дали Гала стала именно настоящей музой, которая вдохновляла его на творчество и постоянную работу. Ведь именно Т-квадрат Луна-Нептун-Уран был творческой базой для художника, которая и делала его гениальным полубезумным художником с безудержной фантазией и одним из лидеров сюрреализма, а Юпитер Гала наполнял эту и без того напряженную конфигурацию дополнительной мощной энергетикой. Да и в обычной бытовой жизни этот синастрический элемент делал отношения в этой паре исключительно нежными и тонкими. Кроме того, Юпитер самого Сальвадора Дали был в трине с Луной Гала и секстиле с ее Нептуном и Плутоном, т.е. разгружал напряжение Т-квадрата в гороскопе Гала в составе Солнце-Меркурий-Плутон-Нептун-Луна и тоже являлся элементом синастрии, который увеличивал нежность друг к другу и пылкую любовь партнеров в этих взаимоотношениях. Именно эти синастрические аспекты Юпитеров делали отношения в этой паре пылкими, искренними и наполненными очень сильной идеалистичностью. Гала была настоящей музой для Сальвадора Дали, которую он буквально боготворил и лик которой воспроизводил во многих своих картинах.

Сестра Гала Лидия, однажды навестившая супругов, отмечала, что никогда в жизни не видела более нежного и трогательного отношения женщины к мужчине: "Гала возится с Дали как с ребенком, читает ему на ночь, заставляет пить какие-то необходимые таблетки, разбирает с ним его ночные кошмары и с бесконечным терпением рассеивает его мнительность. Дали швырнул часами в очередного посетителя- Гала бросается к нему с успокоительными каплями — не дай Бог, с ним сделается припадок".

Сальвадор Дали постоянно рисовал Гала в образе мифической женщины и даже с ликом Христа. На знаменитой картине "Тайная вечеря" можно узнать черты Гала. И все по тому, что художник не уставал боготворить свою музу. Гала, Градива, Галатея, мой талисман, мой клад, мое золотце - это только малая часть имен, которые давал живописец своей музе и жене. Высокопарные титулы и изощренно-чувственные прозвища составляли как бы часть «сюрреальности», в которой жили супруги. На одной из картин художника Христофор Колумб, ступив на берег Нового Света, несет стяг с изображением Гала и надписью: "Я люблю Гала больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег". Сальвадор Дали, рано лишившийся матери и недополучивший ее любви, подсознательно искал мать и нашел ее идеальное выражение именно в Гала, ну а она, в свою очередь, нашла в нем сына.

Из остальных элементов синастрии можно выделить то, что оба солнца партнеров находятся в земной стихии, а луны в огненной, что говорит об их высокой совместимости на уровне темпераментов, эго и эмоциональном уровне. Обращает на себя внимание также наличие точного аспекта квадратура от Сатурна Гала к Асцеденту и Десцеденту Сальвадора Дали (возможно отсюда идет ее полный контроль над Дали) а также аспекты от Сатурна Дали к Венере (оппозиция), Сатурну (трин) и Луне (секстиль) Гала. Такое большое количество аспектов сатурнов в синастрии является серьезным дополнительным указанием на сильную кармичность в данных взаимоотношениях (помимо соединения Северного Лунного Узла Гала с Луной и МС Сальвадора Дали).

Если в гороскопе Гала Асцедент, как я предполагаю, действительно находится в Скорпионе с Ураном на Асцеденте (Уран в 1-м доме или в нескольких градусах от Асцедента в 12-м), то Солнце (и возможно Венера) Сальвадора Дали попадает в 7-й дом гороскопа Гала. Кроме того, дополнительная сильная связь между двумя гороскопами возникает из-за аспекта между управителями десцедентов партнеров (оппозиция между Венерой Гала и Сатурном Дали).

Без Гала не было бы того Сальвадора Дали, всемирно известного гения сюрреализма, которого знали все, а без Дали никто и ничего даже не слышал бы о Гала. Они оба полностью реализовались в этих партнерских взаимоотношениях, да и встретились, собственно говоря, в этой жизни именно для этого - он стал великим, известным и всеми признанным гением живописи и сюрреализма, а она стала женой богатого и известного мужа, купающейся в лучах его всемирной славы.


Накануне Дня Святого Валентина сайт рассказывает о самых ярких парах в истории мировой культуры и моды. Первая пара – художник Сальвадор Дали и его жена, муза и компаньон Гала.

Сальвадор Дали и Гала в Кадакесе, начало 1930-х

"Я посвящаю эту книгу моему гению, моей победоносной Гале Градиве, моей Елене Троянской, моей святой Елене, моей блистательной, как морская гладь, Гале Галатее безмятежной".

Это первые строчки книги "Дневник одного гения" Сальвадора Дали, опубликованной в Париже в 1964 году, когда художнику было 60 лет, а его жене – 70. Таких строчек Дали напишет немало – в своих книгах, на картинах, каждый раз изощряясь в эпитетах. О самой знаменитой паре в истории искусства 20 века (наряду с Диего Риверой и Фридой) сказано много, но дневник Дали и его автобиография "Тайная жизнь Сальвадора Дали", написанные пышно и сочно – один из немногих источников более-менее достоверной информации о том, что представляли собой их отношения.

Гала на съемке для американского Vogue, 1943

Дали и Гала познакомились в 1929 году в Кадакесе. Гале было 35, Дали – 25. Дали только приехал из Парижа, где вместе с Бунюэлем закончил монтаж фильма "Андалузский пес" и пригласил к себе домой две богемные пары – художника Рене Магритта с женой и поэта Поля Элюара с супругой. Ею была Гала – девушка русского происхождения, которая в 17 лет переехала из Москвы в Швейцарию. Гала и Дали заинтересовали друг друга с первого взгляда. Свои впечатления Дали описывает в "Тайной жизни" очень смешно.

"Ее удивила стройность моих рассуждений, и тут же, под плантаном, она призналась, что приняла меня за противного и невыносимого типа из-за моих лакированных волос, которые придавали мне вид профессионального танцора аргентинского танго. В самом деле, от мадридского периода у меня осталось пристрастие к фатовству. У себя в комнате я всегда ходил нагишом, но если надо было отправиться в селение, я целый час приводил себя в порядок, нафабривал волосы и брился с маникальной тщательностью. Я носил безукоризненно белые брюки, фантастические сандалеты, шелковые рубашки, колье из фальшивого жемчуга и браслет на запястье. По вечерам я надевал расписанные мною шелковые рубашки с очень открытым воротом и пышными рукавами, что делало меня похожим на женщину".

Сохранилось очень много фотографий Галы. Она была худая, стильная и строгая, а ее биографы любят писать о страстном темпераменте девушки и о том, что у нее всегда было множество любовников, в том числе и во время замужества с Дали, в том числе и намного младше самой Галы. "Тело у нее было нежное, как у ребенка, – пишет Дали в своих дневниках. – Линия плеч –почти совершенной округлости, а мышцы талии, внешне хрупкой, были атлетически напряжены, как у подростка. Зато изгиб поясницы был поистине женственным. Грациозное сочетание стройного, энергичного торса, осиной талии и нежных бедер делало ее еще более желанной".

Вообще, как бы ни старались многочиленные биографы Галы, лучшие тексты о ней написал Сальвадор Дали. "Сегодня воскресенье, и я наконец раскрыл тайну цвета глаз Галы, они у нее подводно-ореховые. Этот цвет, так же как и цвет морских олив, весь день не давал мне покоя".

Один из первых портретов Галы, написанных Дали

Роман Сальвадора Дали и Галы начался почти мгновенно. Гала ушла не только от Поля Элюара –она оставила и 11-летнюю на тот момент дочь Сесиль, с которой в первые годы брака почти не общалась ("Дети меня не очень-то интересовали" – знаменитая фраза Дали). Первое время Дали и Гала жили очень бедно в маленьком рыбацком доме в Порт-Лигате – Дали поссорился с отцом и тот лишил его материальной помощи. Потом уехали в Париж – Дали писал картины, а Гала букально оббивала пороги галерей и колекционеров, рекламируя мужа. Гала никогда не была простой музой: в 1930-е в Париже она усвоила профессию продюсера и агента, представляя права мужа и сделав его коммерчески успешным художником. Например, благодаря ей в Париже возникло меценатское общество "Зодиак", которое платило Дали гонорар и поддерживало его.

"Галарина", 1945

Почти на всю жизнь Гала станет единственной женщиной-моделью Дали, кроме его старшей сестры. Десятки картин Дали посвящены Гале – "Мадонна из Порт-Лигата", "Галарина" "Атомная Леда". На всех она изображена с гордой осанкой, строгим взглядом и легкой полуулыбкой. Часто дали пишет Галу в центре религиозных мотивов, что искусствоведы трактуют как фанатичное отношение художника к жене как к Деве Марии. При этом очевидно, что Гала была не просто музой или агентом художника, но и сама имела неординарный художественный талант. В 1939 году на Всемирной выставке в Нью-Йорке Дали представил большую инсталляцию "Сон Венеры". Это был сложный, эффектный проект: вход в зале был выполнен в виде стройных женских ног, а внутри картины Дали соседстовали с моделями, которые изображали сюжеты полотен. Есть много сохранившихся документов, в которых зафиксировано, что Гала была соавтором работы.

Дали и Гала были вместе больше 50 лет. «У нас с Гала словно медовый месяц, - пишет Дали. – У нас такие идиллические отношения, каких не было никогда прежде. Чувствую, как ко мне приближается мужество, которого мне все еще не хватало, чтобы окончательно превратить свою жизнь в шедевр героизма. Чтобы добиться этого, мне придется ежеминутно совершать деяния, достойные героя».

Замок в Пуболе

И ждать не пришлось долго. В 1969 году Дали, щедрый на красивые жесты, подарил своей жене средневековый замок. Замок Пуболь или замок Галы – готический дворец в небольшой деревне в каталонской провинции Жирона, который был построен в 11 веке. К 70-м годам 20-го века он прошел много испытаний и был в плачевном состоянии, но Дали его трещины только вдохновляли. Художник провел тщательную реставрацию замка, собственноручно расписал стены и подарил его жене. «Гала взяла меня за руку и вдруг сказала: «Еще раз спасибо тебе за всё. Я принимаю замок Пуболь, но при одном условии: без моего письменного приглашения ты здесь появляться не будешь». Это условие польстило моим мазохистским наклонностям и привело меня в полный восторг. Гала превратилась в неприступную крепость, какой и была всегда», –писал позже художник. Гала действительно здесь жила, а после ее смерти в этом месте обустроили дом-музей Галы.

К слову, звали Галу на самом деле Елена Дьяконова. Галой (с ударением на втором слоге) ее назвал Поль Элюар – с французского это слово переводилось как "праздник". Символично.

За каждым великим мужчиной стояла великая женщина. Для Сальвадора Дали таковой была Гала, которую он боготворил. В посвящении к книге "Дневник одного гения " Дали напишет: "Я посвящаю эту книгу МОЕМУ ГЕНИЮ, моей победоносной богине ГАЛЕ ГРАДИВЕ, моей ЕЛЕНЕ ТРОЯНСКОЙ, моей СВЯТОЙ ЕЛЕНЕ, моей блистательной, как морская гладь, ГАЛЕ ГАЛАТЕЕ БЕЗМЯТЕЖНОЙ" .

Сальвадор Дали боялся контакта с женщинами, но мог говорить о них с точки зрения большого ценителя женской красоты. Вот одно из его рассуждений из книги "Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим ": "В ту пору я возымел интерес к элегантным женщинам. А что такое элегантная женщина?...Итак, элегантная женщина, во-первых, вас презирает, а во-вторых, чисто выбривает подмышки...Я никогда не встречал женщины одновременно красивой и элегантной - это взаимоисключающие характеристики. В элегантной женщине всегда ощутима грань ее уродства (конечно, не ярко выраженного) и красоты, которая заметна, но не более того... Итак, лицу элегантной женщины не нужно красоты, зато руки ее и ноги должны быть безукоризненно, умопомрачительно красивы и - насколько возможно - открыты взору. Грудь же не имеет ровным счетом никакого значения. Если она красива - прекрасно, если нет - прискорбно, но само по себе это неважно. Что касается фигуры, то я предъявляю к ней одно непременное для элегантности требование - это рисунок бедер, крутых и поджарых, если позволительно так выразиться. Их угадаешь под любой одеждой, они словно бросают вызов. Вы, наверное, полагаете, что не менее важен рисунок плеч? Ничего подобного. Я допускаю любой, лишь бы волновал. Глаза - Это очень важно! Глаза обязательно должны хотя бы казаться умными. У элегантных женщины не может быть глупого выражения лица, как нельзя более характерного для красавицы и замечательно гармонирующего с идеальной красотой..."

Свою русскую музу Дали повстречал летом 1929 года, когда ему было 25 лет. Но свои первые воспоминания о ней он относит ещё ко времени его обучения в первом классе у сеньора Трайтера: "...Именно в чудесном театрике сеньора Трайтера я увидел то, что перевернуло мне всю душу, - я увидел русскую девочку, которую в тот же миг полюбил. В каждую клеточку моего существа от зрачков до кончиков пальцев впечатался в ту минуту ее образ. Мою русскую девочку, укутанную в белый мех, куда-то уносила тройка - почти чудом она спаслась от стаи свирепых волков с горящими глазами. Она глядела на меня, не отводя взора, и столько гордости было в ее лице, что сердце сжималось от восхищения...То была Гала? Я никогда в этом не сомневался - то была она".

Гала была женой Поля Элюара, французского поэта. Дали и Гала увидели друг друга - и после первой встречи не расставались 53 года: их разлучила смерть Гала в 1982 году.
Гала по-французски означает "праздник". Она и впрямь стала праздником вдохновения для Сальвадора Дали. Главной моделью для живописца.

Жизнь Елены Ивановна Дьяконовой, вошедшей в мировую историю искусств как Гала, - захватывающий роман.

Родилась Елена Дьяконова в Казани в 1894 году, стало быть, она была старше Сальвадора Дали не на 12, как утверждали некоторые, а ровно на 10 лет. Отец умер рано, он был скромным чиновником. Мать вторично вышла замуж за адвоката, и когда Елене исполнилось 17 лет, семья переехала в Москву. Она училась в гимназии вместе с Анастасией Цветаевой, которая оставила ее словесный портрет, и всмотреться в него будет весьма любопытно:
"В полупустой классной комнате на парте сидит тоненькая длинноногая девочка в коротком платье. Это Елена Дьяконова. Узкое лицо, русая коса с завитком на конце. Необычные глаза: карие, узкие, чуть по-китайски поставленные. Темные густые ресницы такой длины, что на них, как утверждали потом подруги, можно рядом положить две спички. В лице упрямство и та степень застенчивости, которая делает движения резкими".

В юные годы Гала была болезненным подростком, и в 1912 году ее отправили в Швейцарию лечиться от туберкулеза. В санатории «Клавадель» русская девушка познакомилась с молодым французским поэтом Эженом-Эмилем-Полем Гранделем. Его отец, богатый торговец недвижимостью, отправил сына в санаторий, чтобы он излечился... от поэзии. Грандель (позднее он взял другое имя - Элюар) от поэзии не излечился, а вот Гала от туберкулеза избавилась, но обоих одолел другой недуг, куда более опасный, - они влюбились друг в друга. Именно тогда она и назовёт себя Гала - с ударением на последнем слоге. Быть может, от французского слова, обозначающего "веселый, оживленный"?

Это был настоящий страстный роман, закончившийся браком. Но сначала влюбленным пришлось расстаться, Элюар уехал во Францию, Гала - в Россию, но они продолжали свою любовь в эпистолярном жанре, посредством обмена письмами. "Мой дорогой возлюбленный, душенька моя, мой дорогой мальчик! - писала Элюару Гала. - Мне не хватает тебя, как чего-то незаменимого" . Она обращалась к нему как к "мальчику", а иногда даже как к ребенку - это фрейдистское обращение говорило о том, что в Елене было сильно материнское начало, и она всегда любила мужчин моложе себя, хотела им быть не только любовницей, но и матерью. Опекать, наставлять, холить...
Отец Элюара был категорически против связи сына с больной и капризной девушкой из холодной и загадочной России. "Я не понимаю, зачем тебе нужна эта русская девочка? - спрашивал отец поэта. - Неужели тебе мало парижских?" . Но в том-то и дело, что русская девочка была особенной.

Весной 1916 года Елена Дьяконова решила взять судьбу в свои руки и отправилась в вожделенный Париж. Ей шел 22-й год. Из-за службы жениха в армии свадьба задержалась, но все-таки состоялась (Гала добилась своего!) - в феврале 1917 года в церкви Святой Женевьевы, стены которой помнили Жанну д’Арк. Родители Поля Элюара преподнесли молодоженам огромную, из мореного дуба кровать. "На ней мы будем жить и на ней умрем" , - сказал Элюар и ошибся: они умерли порознь.

Поль Элюар оказал большое влияние на Гала. Он превратил скромную русскую поклонницу Толстого и Достоевского в настоящую женщину, почти что роковую «вамп» (для этого у нее были все задатки), а она, в свою очередь, став ему музой, постоянно вдохновляла его на создание все новых и новых стихов.
И все же романтическая роль жены поэта - не в духе Гала. Она открыто признавалась: "Я никогда не буду просто домохозяйкой. Я буду много читать, очень много. Я буду делать все, что захочу, но при этом сохранять привлекательность женщины, которая себя не переутруждает. Я буду как кокотка сиять, пахнуть духами и всегда иметь ухоженные руки с наманикюренными ногтями".

Через год после бракосочетания родилась дочь Сесиль. Гала и Поль обожали дочь, но все равно нормальной семьи не получилось. Полю Элюару не сиделось на месте, разлуки и поездки за мужем не способствовали домашнему счастью. Возникло взаимное недовольство друг другом. Бурные ссоры сменялись не менее бурными признаниями в любви. "Мы вросли друг в друга» - так считала Елена. Но врастание все же оказалось не таким уж прочным. При этом не надо забывать, что Поль Элюар был поэтом, а, следовательно, смотрел на мир другими глазами, нежели обычные люди. Скажем так: он смотрел сумасшедшими глазами на сумасшедший мир. И соответственно отношения с женой так строил. Любил, к примеру, показывать фотоснимки обнаженной Елены своим друзьям, да и она постепенно вошла в роль не столь чистой, сколь грешной музы поэта. Не случайно вскоре образовался любовный треугольник: Елена - Поль Элюар - художник Макс Эрнст.

Будущая Гала быстро усвоила, что означает свобода любви, и незамедлительно воспользовалась ее плодами. Так что перед встречей с Сальвадором Дали Гала была уже вполне знающей, что ей нужно, женщиной.
В августе 1929 года Поль Элюар с женой Еленой (ей 35 лет) и дочерью Сесиль (ей 11 лет) отправился из Парижа на автомобиле в Испанию, в рыбацкую деревню Кадакес, в гости к молодому испанскому художнику Сальвадору Дали (ему 25 лет). С Дали поэт познакомился в парижском ночном клубе "Бал Габарин" и получил приглашение отдохнуть в захолустье, вдали от шума.
По дороге в Испанию Элюар с восторгом рассказывал жене о необычном творчестве Дали и о его эпатирующем фильме "Андалузский пес" .

"Он не переставал восхищаться своим милым Сальвадором, словно нарочно толкал меня в его объятия, хотя я его даже не видела" , - вспоминала впоследствии Гала. Дом художника располагался за деревней, на берегу бухты, похожей на полумесяц. Он был выкрашен в белый цвет, перед ним рос эвкалипт и пламенели герани, ярко выделяясь на черном гравии.
Чтобы поразить новую гостью, о которой он кое-что слышал, художник решил предстать перед ней в экстравагантном виде. Для чего располосовал свою шелковую рубашку, выбрил подмышки и выкрасил их синькой, натер тело оригинальным одеколоном из рыбьего клея, козьего помета и лаванды, чтобы задействовать и сенсорные эффекты. За ухо засунул красную герань и уже собрался в таком неотразимом виде выйти к гостям, на пляж, как увидел в окне жену Элюара. Она показалась художнику верхом совершенства. Особенно впечатлило его лицо Елены, строгое и надменное, а также мальчишеское тело и ягодицы, о которых Элюар писал: «Они удобно лежат у меня в руках». Поражали и глаза. Влажные и карие, большие и круглые, они, по словам того же Элюара, обладали способностью "проникать сквозь стены".

Дали смыл с себя всю краску и явился на пляж почти обыкновенным человеком. Он подошел к Елене и вдруг понял, что перед ним его единственная и настоящая любовь. Осознание этого пришло к нему как озарение, как вспышка, отчего он не мог нормально с ней разговаривать, ибо на него напал судорожный, истерический смех. Он не мог остановиться. Елена смотрела на него с нескрываемым любопытством.

Гала не была красавицей, но обладала большим шармом, женским магнетизмом, от нее исходили флюиды, которые околдовывали мужчин. Неслучайно Французский книгоиздатель, коллекционер живописи Пьер Аржилле, отвечая на вопросы журналистов, сказал: "Эта женщина обладала необычайной притягательностью. Ее первый муж Элюар до самой своей смерти писал ей нежнейшие любовные письма. И только после того как он умер в 1942 году, Дали и Гала официально поженились. Сальвадор без конца ее рисовал. Честно говоря, она была не так уж и молода для натурщицы, но художники, сами знаете, народ непростой. Коль скоро она его вдохновляла..."

В своей книге "Тайная жизнь" Дали пишет:

"Она призналась, что приняла меня за противного и невыносимого типа из-за моих лакированных волос, которые придавали мне вид профессионального танцора аргентинского танго... У себя в комнате я всегда ходил нагишом, но, если надо было отправиться в селение, целый час приводил себя в порядок. Я носил безукоризненно белые брюки, фантастические сандалеты, шелковые рубашки, колье из фальшивого жемчуга и браслет на запястье".

"Она стала рассматривать меня как гения , - признавался далее Дали. - Полусумасшедшего, но обладающего большой духовной силой. И чего-то ждала - воплощения ее собственных мифов. Считала, что я, может быть, смогу стать этим воплощением".

Версия Гала: "Я сразу поняла, что он - гений" . Элюар был талантлив, а Дали - гениален, и это сразу определила Елена Дьяконова-Элюар. Она обладала врожденным художественным чутьем.

А что было дальше? А дальше Гала якобы сказала Сальвадору Дали "историческую фразу": "Мой маленький мальчик, мы никогда не покинем друг друга" . Она твердо решила связать свою жизнь именно с художником Дали и бросить поэта Элюара. По существу, она бросала не только мужа, но и дочь. Чего оказалось больше в этом решении? Авантюризма или глубокого расчета? Трудно ответить.
Что оставалось делать Полю Элюару? Он собрал чемоданы и покинул прибежище Сальвадора Дали, получив за потерю жены своеобразную компенсацию в виде собственного портрета (Портрет Поля Элюара) . Дали так объяснял идею его создания: "Я чувствовал, что на меня возложена обязанность запечатлеть лик поэта, с Олимпа которого я похитил одну из муз".

Сначала Гала и Сальвадор жили вместе неофициально и лишь после смерти Элюара официально поженились. Они обвенчались 8 августа 1958 года, через 29 лет после своей первой встречи. При этом церемония носила частный, почти тайный характер. Это был, конечно, странный брак во всех житейских смыслах, но только не в творческом. Чувственная Гала, которая и во времена Дали не захотела оставаться верной женой, - и девственник-художник, который панически боялся близости с женщиной. Как они уживались друг с другом? Очевидно, Дали превращал свою сексуальную энергию в творческую, а Гала реализовывала свою чувственность на стороне. Как свидетельствует испанский журналист Антонио Д. Олано: "Она действительно была ненасытной. Гала неустанно преследовала юношей, которые позировали для Дали, и часто добивалась своего. Дали тоже был ненасытен, но лишь в своем воображении".
В быту же они оказались почти идеальной парой, как часто случается с совсем разными людьми. Сальвадор Дали - абсолютно непрактичный, робкий, закомплексованный человек, который боялся всего - от езды в лифтах до заключения договоров. По поводу последнего Гала однажды сказала: "Утром Сальвадор совершает ошибки, а во второй половине дня я их исправляю, разрывая легкомысленно подписанные им договоры".

Эта сюрреалистическая Мадонна в житейских делах была холодной и достаточно рассудочной женщиной, поэтому с Дали они представляли две разные сферы: лед и пламя.
"Гала пронзила меня, словно меч, направленный самим провидением , - писал Сальвадор Дали. - Это был луч Юпитера, как знак свыше, указавший, что мы никогда не должны расставаться".
До встречи с Гала художник стоял лишь на пороге собственной славы. Эта женщина помогла ему перешагнуть порог и насладиться сверкающими залами всемирной популярности. Появление Гала совпало с разрывом с группой сюрреалистов. Собственно говоря, именно Гала увела Сальвадора Дали из-под эстетического контроля Бретона и всей его компании. Но произошло это не сразу.
"Скоро вы будете таким, каким я хочу вас видеть" , - объявила она ему, и художник ей поверил."Я слепо верил всему, что она предсказывала мне".

Но Гала не только предсказывала, она самоотверженно и самозабвенно помогала ему, искала богатых спонсоров, организовывала выставки, продавала его картины. "Никогда мы не сдавались перед неудачами , - отмечал Дали. - Мы выкручивались благодаря стратегической ловкости Гала. Мы никуда не ходили. Гала сама шила себе платья, а я работал в сто раз больше, чем любой посредственный художник".

Из парижанки, находившей удовольствие в развлечениях богемы, Гала превратилась в няньку, секретаря, менеджера гения-художника, а затем и в хозяйку огромной империи, имя которой - Дали. Империя собиралась по кусочкам. Когда не шли картины, Гала заставляла Дали заниматься различными поделками: разрабатывать модели шляпок, пепельниц, оформлять витрины магазинов, рекламировать те или иные товары... Можно сказать, она держала Дали под постоянным финансовым и творческим прессам. И не исключено, что именно такое обращение нужно было для слабовольного и плохо организованного человека, каким был Сальвадор Дали. Конечно, это не осталось незамеченным, и в прессе частенько представляли Гала воплощением зла, упрекали за то, что она жестока, алчна и аморальна. По свидетельству Олано, Гала транжирила деньги направо и налево и делала это очень весело, но уже тогда, когда империя Дали стала процветать и деньги отовсюду потекли рекой.

Журналист Фрэнк Уитфорд в "Санди таймс" просто назвал музу Дали хищницей. Он писал в газете летом 1994 года: "Семейная пара Гала - Дали в какой-то мере напоминала герцога и герцогиню Виндзорских. Беспомощный в житейском отношении, чрезвычайно чувственный художник был пленен жесткой, расчетливой и отчаянно стремящейся вверх хищницей, которую сюрреалисты окрестили Гала-Чума. О ней говорили также, что ее взгляд проникает сквозь стены банковских сейфов. Впрочем, для того чтобы выяснить со стояние счета Дали, рентгеновские способности ей были не нужны: счет был обидим. Она просто взяла беззащитного и, несомненно, одаренного Дали и превратила его в мультимиллионера и «звезду» мировой величины. Еще до бракосочетания в 1934 году Гала удалось добиться того, что их дом начали осаждать толпы богатых коллекционеров, страстно желавших приобрести реликвии, освященные гением Дали".

Дали и Гала любили подчеркнуть с помощью фотоснимков блеск и значимость своей публичной жизни: эта знаменитая красивая экстравагантная пара всегда оказывалась в центре внимания фотографов и излишне часто становилась объектом фотоохоты.

В 1934 году чета Дали отправилась в США - это был исключительно правильный ход, продиктованный поразительной интуицией Гала, она точно почувствовала, что именно американцам придется по душе и по карману талант Дали. И не ошиблась: в США Сальвадора Дали ждал сенсационный успех - страну охватила «сюрреалистическая лихорадка». В честь Дали устраивались сюрреалистические балы с маскарадами, на которых гости появлялись в костюмах, словно вдохновленных фантазией художника, - экстравагантных, провоцирующих забавных. Супруги вернулись домой богатыми и очень знаменитыми: Америка перевела талантливость Дали на высший уровень - в гениальность. Вторая поездка в США в 1939 году еще более укрепила первоначальный успех.

Быстрому росту популярности Дали за океаном способствовали два обстоятельства - непревзойдённое умение устраивать публичные скандалы и частичный пересмотр художественных принципов, сделавший произведения испанского сюрреалиста более доступными широкой публике.

В Америке супруги живут все военные и первые послевоенные годы. Дали с помощью, естественно, Гала устраивает выставки, выступает с лекциями, пишет портреты богатых американцев, иллюстрирует книги, сочиняет сценарии, либретто и костюмы для балетных и оперных постановок, оформляет витрины роскошных магазинов на Пятой авеню в Нью-Йорке и павильонов международных ярмарок, сотрудничает с Альфредом Хичкоком и Уолтом Диснеем, пробует свои силы в фотографии и устраивает сюрреалистические балы. Короче говоря, фонтанирует вовсю!..

«Во всем мире , - пишет Дали, - и особенно в Америке, люди сгорают от желания узнать, в чем же тайна метода, с помощью которого мне удалось достигнуть подобных успехов. А метод этот действительно существует. И называется он «параноидно-критическим методом». Вот уже больше тридцати лет, как я изобрел его и применяю с неизменным успехом, хотя и по сей день так и не смог понять, в чем же этот метод заключается. В общем и целом его можно было бы определить как строжайшую логическую систематизацию самых что ни на есть бредовых и безумных явлений и материй с целью придать осязаемо творческий характер самым моим опасным навязчивым идеям. Этот метод работает только при условии, если владеешь нежным мотором божественного происхождения, неким живым ядром, некой Гала - а она одна - единственная на всем свете...».

В конце 40-х годов супруги с триумфом возвращаются в Европу. Слава, деньги - все в изобилии. Все прекрасно, кроме одного: Гала стареет. Однако она не сдается и по-прежнему является моделью для многочисленных полотен Дали. Он постоянно рисовал ее в образе мифической женщины, эдакой "Атомной Леды" и даже с ликом Христа. На знаменитой картине "Тайная вечеря" можно узнать черты Гала. И все по тому, что художник не уставал боготворить свою музу. Гала, Градива, Галатея, мой талисман, мой клал, мое золотце, оливка - это только малая часть имен, которые давал живописец своей музе и жене. Высокопарные титулы и изощренно-чувственные прозвища составляли как бы часть «сюрреальности», в которой жили супруги. На одной из картин художника Христофор Колумб, ступив на берег Нового Света, несет стяг с изображением Гала и надписью: "Я люблю Гала больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег" .

Насчет матери - это не обмолвка. Сальвадор Дали, рано лишившийся матери и недополучивший ее любви, подсознательно искал мать и нашел ее идеальное выражение именно в Гала, ну а она, в свою очередь, нашла в нем сына (свою дочь Сесиль она любила меньше, и не случайно ее воспитывала бабушка Поля Элюара).

Как написал Дали в своем дневнике:
"Словно мать страдающему отсутствием аппетита ребенку, она терпеливо твердила: - Полюбуйся, малыш Дали, какую редкую штуку я достала. Ты только попробуй, это ведь жидкая амбра, и к тому же нежженая. Говорят, ею писал сам Вермеер".

Сестра Гала Лидия, однажды навестившая супругов, отмечала, что никогда в жизни не видела более нежного и трогательного отношения женщины к мужчине: "Гала возится с Дали как с ребенком, читает ему на ночь, заставляет пить какие-то необходимые таблетки, разбирает с ним его ночные кошмары и с бесконечным терпением рассеивает его мнительность. Дали швырнул часами в очередного посетителя- Гала бросается к нему с успокоительными каплями - не дай Бог, с ним сделается припадок". Могла ли так держаться «женщина - воплощение зла», «алчная валькирия», как ее называли журналисты?

Отец и сестра Сальвадора Дали, строго исповедовавшие все каноны католической веры, никогда не могли простить ему выходки с портретом матери и брака с Гала, поэтому настоящей семьей для него стала итальянская семья Джузеппе и Мары Альбаретто, с которыми Дали связывала многолетняя дружба, их дочь Кристина стала крестницей Дали.

Мара Альбаретто: "Он был предельно эксцентричен, экстравагантен. Когда его спрашивали, почему он изобразил любимую жену Гала с двумя отбивными на спине, ответил просто: "Я люблю мою жену и люблю отбивные; не понимаю, почему не могу нарисовать их вместе»...".

Сальвадор Дали и Гала вместе организовывали свои нашумевшие "хэппенинги", эротические зрелища с привкусом скандала. Желающих принять в них участие было хоть отбавляй. Слава художника привлекала к нему многих женщин. Когда-то они проходили равнодушно мимо, а затем от них не было отбоя, так бывает довольно часто со знаменитыми людьми. Дамы, с именем или без оного, добивались свиданий с Дали. Зачастую он соглашался, но все эти свидания проходили по сценарию художника. Так, одну даму-датчанку художник любовно раздел, а потом долго украшал омарами и другой морской живностью. В итоге получилось красиво. Дали остался доволен и мило попрощался с женщиной. Осталась ли довольна она - вопрос.

Интимная жизнь супругов навсегда осталась тайной. В ней, по всей вероятности, отсутствовало такое понятие, как верность. Для Гала это был свободный брак, и она была вольна выбирать себе любовников. «Не бесплатно, дорогой мой, не бесплатно!". Но это относится к ее молодым и зрелым годам. Позднее ей приходилось платить уже самой.

Когда в 1964 году Гале исполнилось семьдесят лет. Она красила волосы, иногда уже надевала парик и подумывала о пластической операции. Но чем больше она старела, тем больше хотела любви. Она пыталась соблазнить любого, кто попадался ей на пути. "Сальвадору все равно, у каждого из нас своя жизнь" , - убеждала она друзей мужа, затаскивая их в постель.

Её любовником был молодой певец Джефф Фенхольт, один из исполнителей главной роли в рок-опере "Иисус Христос - суперзвезда". Говорили, что именно Гала стала причиной его разрыва с молодой женой, только что родившей ему ребенка. Гала приняла деятельное участие в судьбе Джеффа, создавала ему условия для работы и даже подарила роскошный дом на Лонг-Айленде. Это была последняя ее любовь. Разумеется, любовь к Сальвадору Дали не в счет.

И все-таки Гала остается загадкой. В многочисленных интервью, которые она дала за полвека, о своих отношениях с Дали она упорно не рассказывала. Все ее письма к Элюару бывший муж уничтожил, попросив ее сделать то же самое со своими, чтобы "лишить любопытных потомков заглянуть в их интимную жизнь" . Правда, Гала, по утверждению художника, оставила автобиографию, над которой работала 4 года. Гала вела дневник на русском языке. Где сейчас эти бесценные документы - неизвестно. Возможно, художественный мир ждут новые находки и новые открытия.

Средневековый замок Пуболь (неподалеку от Порта-Льигата) стал проявлением страстной любви Дали. Гала получила такой подарок в 74 года, когда их супружеские отношения усложнились. Дали все чаще отдыхал в компании манекенщицы Аманды Лир. Впрочем, пытался не отдаляться от Галы, которая хотела тишины и монастырского покоя. Дали смог наведываться к ней только при ее письменном разрешении.

Последние годы Гала были отравлены болезнями и стремительно надвигающейся старческой немощью. "День смерти , - говорила она, - станет самым счастливым днем в моей жизни" . Он наступил 10 июня 1982 года. Гала прожила 88 лет. Бурных и неповторимых.

Алексей Медведенко передал для газеты "Советская культура" из Мадрида следующую информацию:
"Дали был намерен исполнить последнюю волю жены: похоронить ее в Пуболе, находящемся в 80 километрах от Порт-Льигата, в замке, в свое время подаренном Дали своей возлюбленной. Однако древний испанский закон, изданный во времена эпидемии чумы, запрещал перевозить тело без разрешения властей. Дали ради Гала идет на нарушение закона. Обнаженное тело покойной завернули в одеяло и положили на заднее сиденье «кадиллака». За руль садится водитель Артуро. Их сопровождает сестра милосердия. Договорились, что, если их остановит полиция, они скажут, что Гала умерла по дороге в госпиталь. Знаменитый «кадиллак» Дали, свидетель многих счастливых путешествий по Франции и Италии, превратился в катафалк. Через час с небольшим он доставляет покойную в Пуболь. Там уже было все приготовлено для погребения. Гроб с прозрачной крышкой с телом Гала был погребен в склепе замка 11 июня в шесть часов вечера в присутствии самого Дали...".

На погребении 78-летний Дали присутствовать отказался.

Сальвадор Дали пережил Гала на 7 лет.