Приемы работы с природными материалами. Природный материал и его виды

Все что нас окружает – парки, скверы, пляжи, леса, поля и даже клумбы и газоны возле дома, все это может служить неиссякаемым источником материалов для творчества.

При работе с различными природными материалами мы знакомимся, познаем среду в которой живем, учится бережно относиться к ней, наблюдаем изменчивость, изучаем разнообразие природных ресурсов.

Где бы не находился человек, независимо от климатической зоны (за исключением Северного полюса) имея воображение, желание творить, которое способно превратить любой природный материал в произведение искусства.

Природный материал разделяется на две большие группы:

— минеральные материалы;

— растительный материал.

Диапазон разнообразия каждой группы огромен и может ограничиваться временем года и местным ландшафтом.

Растительный природный материал

Листья

Используют листья деревьев, кустарников, цветов они отличаются по форме, размеру, плотности, окраске.

В осенний период листья приобретают многообразную расцветку, и широта палитры цветовой гаммы позволяет создавать яркие разнообразные творения. Для поделок используют свежие листья и засушенные, в работе их режут, мнут, рвут, сворачивают.

Корни и ветки деревьев

Этот материал не оставит равнодушным никого, в зависимости от воображения любую корягу и ветку можно превратить в какую-нибудь поделку и данный природный ресурс доступен в любое время года.

Также ветки и бревна разрезают на тонкие блины и используют как заготовки для дальнейшего творчества. Их разукрашивают, красят, покрывают лаком, сверлят, обжигают.

Семена деревьев

Используют свежие семена, поскольку старые и сухие семена теряют гибкость, цвет и форму. Как правило, используют семена клена и ясеня.

Плоды деревьев, кустов

В работе используются каштан, шишки, желуди, плоды рябины, диких яблонь. В процессе создания поделки находят применения и жесткая, колючая оболочка каштана, шляпка от жёлудя, черенки диких яблок.

Кора дерева


Кора деревьев отличается твердостью, гибкостью, цветом. Наиболее часто в поделках используют кору березы — бересту.

Скорлупа ореха

Применяют скорлупу таких орехов как — грецкого, арахиса, кокоса, миндаля, фисташки.

Семечки

В работе используют только мытые, сушеные семечки арбуза, тыквы, кабачка, яблока, дыни, подсолнуха.

Крупы

На кухне любой хозяйки всегда можно найти гречневую, пшеничную, рисовую, перловую, гороховую крупы.

Опилки

Для различных поделок используют мелкие и крупные опилки. Их отделяют с помощью сита. Мелкие опилки красят и сушат. Крупные используют в объемных работах.

Цветы и трава

В работе используют заранее засушенные сборы цветов и трав. Поскольку свежие цветы и трава со временем вянут и теряют былую красоту, цвет и форму.

Солома

Осенью собирают сухие стебли злаковых культур, таких как пшеницы, овса и ржи, в это время они становятся жесткими и крепкими.

Тополиный пух

В период цветения тополя, собираю пух с веток, а не тот который отлетел. Этот материал очень хрупкий и использовать его надо с осторожностью.

Различается по цвету и внешнему виду. Собирают с помощью совка аккуратно поддевая с земли.

Перья

Главное условие — перья должны быть чистыми. Собирать с улицы перья не рекомендуется, зачастую они либо грязные, либо от больных птиц.

Минеральные природные ресурсы

Песок

Очень доступный материал, собрать его можно в ближайшей песочнице. В зависимости от места происхождения песок различается по структуре и цвету. Перед использованием его моют и сушат.

Ракушки

Жителям прибрежной зоны или отдыхающим на море можно без труда найти ракушки на берегу моря. Они бывают разных видов, форм и размеров.

Камни

Любой камень можно превратить в произведение искусства используя только одну краску и лак. Камни можно склеивать, создавая целые замки, заборчики или колодцы.

Сбор материала - это не только увлекательное занятие, но и приятное время препровождения, которые нравится детям и взрослым. Соединяя различные техники, такие как аппликации, мозаики, лепка и другие можно создавать поистине потрясающие вещи. Природа предоставляет любые материалы и не ограничивается временем года, при этом вид наших творений ограничивается только нашей фантазией.

А мы хотим пригласить вас на курс «Творчество круглый год. Осенняя мастерская» , который стартует 10 октября. И раз это осенняя мастерская, то наряду с другими поделками, мы будем делать поделки из природного материала, которые нам так щедро дарит осень!

Согласитесь, что осень — самое творческое время, когда сама природа вдохновляет, а материал для творчества буквально валяется у нас под ногами. А какое буйство красок вокруг! Не случайно об осени сложено столько стихов, написано ярких картин.

Действительно, не возможно просто пройти мимо. Хочется собрать всю эту красоту и творить, творить, творить!

Творите вместе с нами!

Для участников мастерской мы подготовили три предварительных задания и предлагаем Вам их тоже выполнить. Неважно будете вы принимать участие в курсе или нет, вы все равно так или иначе занимаетесь творчеством с ребенком, поэтому предлагаем Вам поговорить о природных материалах для детского творчества и написать отчет по первому заданию в комментариях к этой статье. В отчете надо ответить на два вопроса:

— какие природные материалы вы чаще всего используете для творчества с детьми;

— почему именно эти материалы? Может быть их проще собрать? Или они вдохновляют вас на творчество?

Предварительных заданий будет три, ссылки на них будут добавлены в конец этой статьи. Если Вы хотите получать задания на почту, то подпишитесь на мою бесплатную книгу «Почему с детьми важно и нужно заниматься творчеством ».

Участие в курсе «Творчество круглый год. Осенняя мастерская» ;

Моя электронная книга «Первые поделки малыша» ;

- развивающая тетрадь «Привет, Осень» Анхельс Наварро .

Т.е. от вас требуется написать три отчета до 11 октября включительно, а мы выберем среди отчитавшихся трех призеров с помощью сервиса рандом.

И абсолютно все участники, написавшие три отчета, получат 60% скидку на курс «Творчество круглый год. Осенняя мастерская» , т.е. участие вам обойдется в 320 руб .

Ждем ваши отчеты в комментариях!


Работа с природным материалом

на занятиях объединения « Природа и дизайн» художественно-эстетического направления

Кузнецова Лейла Адиловна

педагог дополнительного образования

МОУ ДОД ЭБЦ

г. Комсомольска-на-Амуре

Хабаровского края

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой. Это очень увлекательное занятие. Встреча с природой расширяет представление детей об окружающем мире, учит их внимательно вглядываться в различные природные формы, развивает наблюдательность, творческое воображение и фантазию, помогает изучить и освоить новый вид деятельности.

Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является условием развития гармонично развитой личности. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Чтобы дети не были гостями в природной мастерской, а стали в ней хозяевами, задумаемся над тем, чем являются их встречи с природой в этой мастерской - забавой, заполнением свободного времени или интересным делом.

Изготовление игрушек, поделок из природного материала - труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придет и ловкость в работе.

На важность использования природного материала в деятельности ребенка обращал внимание многие педагоги. А.С. Макаренко указывал, что такие материалы как глина, дерево, бумага, ближе всего к нормальной человеческой деятельности, из материалов человек создает ценности и культуру. С прогулки дети часто приносят желуди, шишки, ветки; с экскурсии к водоему - красивые камушки, ракушки. Ребята подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала. Например, дети узнают, что орехи круглые, коричневые, с бугристой поверхностью; желуди овальные, блестящие, желтовато-коричневатые; рогоз цилиндрический, с мягкой бархатистой поверхностью, коричневый и т. д.

Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.

Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он нередко портит работу, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе.

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений. В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Большое влияние ручного творчества на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления, если проследить путь работы с детьми по изготовлению поделок из творческой работы, то можно заметить, что вначале ребята рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления; затем после усвоения этого процесса задания усложняются: воспитанникам показывают рисунок или фотографию работы, которую нужно сделать, и, наконец, они без предварительного анализа изготовляют творческую работу по заданию или по собственному замыслу.

Во время такой работы создаются условия для развития не только планирующей функции речи, но и речевой регуляции поведения. Возрастающее влияние словесной регуляции поведения ребенка проявляется и в повышении уровня его ориентировки во внешнем мире и в себе самом, в выработке новых знаний и умений.

Занимательность работы по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию у детей внимания - повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание. Например, во время изготовления собачки детям предлагают вначале посмотреть, где надо делать отверстия для лап (они должны быть расположены симметрично, на одном уровне, не слишком высоко и не слишком низко, чтобы были как настоящие), как прикрепить голову и другие детали.

Поделки из природного материала в большой мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития. Сколько искренней радости, восторга приносят малышам незамысловатые поделки из ракушек, рогоза! Любимой игрушкой детей становится какой-нибудь забавный веселый человечек, изготовленный своими руками. Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия.

Труд по изготовлению творческой работы в любой технике способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Не так-то просто сделать работу: ее изготовление требует определенных волевых усилий. Когда ребенок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить. Иногда ребенку не удается сразу выполнить какую-либо работу: подобрать нужный цвет, форму, и.т.д. Под руководством взрослого ребенок учится устанавливать причины неудач, преодолевать их. Постепенно у него формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

В процессе работы создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда, которые в старшем дошкольном возрасте приобретают значительную побудительную силу. Каждый ребенок получает возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в общем деле.

В данном виде труда есть реальные возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. Так, при изготовлении поделок ребята встречаются с необходимостью не только анализировать образец и планировать последовательность действий, но и контролировать себя по ходу работы, соотносить свой результат с образцом.

Приведу в пример занятие по составление цветочных букетов и композиций. Занятие можно проводить для учащихся второй ступени обучения проявляющий интерес к искусству дизайна, а также к искусству составления букетов и композиций (аранжирование), и флористике, включает в себя три связующих между собой процесса: восприятие, воображение, воспроизведение. Все три процесса обогащают учащегося независимо от степени его готовности. Занятие реализует задачи, научить детей открывать красоту и изысканность букета, создавать прекрасные творческие работы из природного материала своими руками.

Оборудование:

1. цветочная пена «оазис»;

2. клеевой пистолет;

3. стержни;

4. скотч;

5. щипчики или секатор;

6. ножницы или нож;

7. вазы, кашпо, кувшины, горшки;

8.природный материал (ракушки, камушки, шишки, орехи, ветки кустарников, листья деревьев, стеклянные шарики, ткань, фрукты);

9. бусины, статуэтки (мелкие аксессуары).

Ход мероприятия

Педагог: Что делает наше жилище красивым? Ну, разумеется, в первую очередь – ремонт. Затем удобная красивая мебель. Кто-то предпочитает простор создавая ощущение объема и воздушности за счет малого количества мебели. Кто-то любит лабиринты узких тропок проложенных между бесчисленными антикварными шкафами и сервантами. Но у всех этих интерьеров есть одна общая черта они наполнены всевозможными мелкими и не очень сувенирами, безделушками, статуэтками, украшениями которые может быть не слишком хорошо сочетаются между собой, за то предают жилье уют и в них наглядно проявляются характеры собравших их людей.

Удивительно, но, как правило, такие украшения так или иначе связанны с цветами. Даже в домах тех людей которые по каким либо причинам не держат живых растений. Наверное потому что в душе каждого горожанина тихо тлеет тоска о живой природе от которой человечество с каждым годом отделяется все дальше. Это всевозможные вазы, чаши, корзинки для цветов. И сами цветы – большие охапки срезанных цветов, маленькие букетики одиночные цветы и конечно же сухие травы, палки – коряги, искусственные композиции…

Ели вдуматься, то флористика как прикладная наука декоративной работы с цветами – непосредственное следствие глобальной индустриализации. Хотя традиции составления букета и композиции из цветов насчитывают века. За это время успело сформироваться три основных направления Японская, Китайская и Европейская.

Наиболее древний принцип – это параллельная техника при которой стебли цветов располагаются в тугой связке параллельно. Для такого букета очень важно правильно выбрать цветы. Это как правило цветы с красивыми ровными стеблями. Букет может декорироваться лентой или шнуром, являющимся гармоничным штрихом композиции.

Второй принцип – это радиальная техника или техника спирали. Она дает возможность составить более объемный букет используя разные растения. Важно что бы в готовом букете стебли цветов были сложены строго по спирали с одной точкой связки.

Оформление букета ли цветочной композиции могут облегчить следующие приспособления применяемые профессиональными флористами. И весьма полезными для них.

    цветочная пена «оазис». Существует множество уже готовых основ, что-то вроде готовых «скелетов» для букетов классической формы, предназначенных для конкретных случаев, вроде букета невесты. А можно купить простой «брусок» пены и использовать его в меру своей фантазии «Оазис» зеленого цвета применяется для живых цветов, готовой композиции требует регулярного полива. Коричневого цвета – для композиций из сухостоя;

    клеевой пистолет и стрежни к нему. Совершенно незаменимая вещь, чтобы закрепить отдельные элементы композиций;

    скотч для флористов;

    флористический нож, секатор, ножницы. Можно обойтись имеющимися в доме;

А дальше в ход идут разнообразные безделушки естественным образом накапливающиеся в каждом доме, практическая любая мелкая дребедень. Стекло, прозрачное или цветное, разных форм. Форфор. Керамика гладкой грубой фактуры. Металл, от простых серебристых ведерок, до старых латунных кувшинов, покрытых патиной времени. Ткань. Выбеленное дерево. Стеклянные шарики, камушки, ракушки привезенные с моря. Еловые, сосновые, кедровые шишки. Грецкие орехи, мандарины.

Конкретный результат зависит только от Вашей фантазии.

Технологическая карта по составлению букета.

Составила: педагог доп. образования Кузнецова Л.А.

Этап

Оборудование

Технология

1. Выбор вазы, кашпо, горшка

зарисовка эскиза.


Любая емкость или сосуд под букет

Выбираем подходящий сосуд или емкость

2. Подбираем сухой материал по размеру выбранной емкости .

1. Сухоцветы (сорго, черная просо, бессмертники, цинирария, гипсофила,).

3. Оазис.

1. Вкладываем оазис в сосуд.

2. Оранжируем сосуд сухоцветами.

3.Доводим букет до цветовой гаммы .

1. Краски (акриловые аэрозоли, блески, искусственный снег).

3. Клеевой пистолет.

1. Сбрызгиваем букет аэрозолью.

2. Приклеиваем декоративные элементы.

Основные правила составления букета или композиции

1. Характерные элементы композиции

объединяются по однородным признакам, форме, цвету, текстуре, фактуре.

2. Построение всей композиции на контрастах так, изделиям из керамики противопоставляются хрустальные сосуды; бабочки выглядят особенно яркими и живыми на фоне белых рулонов и листов бумаги.

3 . Необходимо соблюдать ограничения

(не больше трех-четырех) в материале, деталях, цвете, форме. Избегайте пестроты и дробности, так как это создает нежелательное ощущение беспокойства и тревоги.
Пестрые, перенасыщенные изображением композиции утомляют, вызывают отрицательные эмоции.

4. Если в композиции много элементов , их располагают группами по два-три. Для изображения событий, равных по своей значимости, используют несколько композиционных центров.

5. Следует обеспечить свободное пространство между группами , чтобы не "потерялись" отдельные части композиции.

6. Особо подчеркивается субординация (соподчинение) между группами. Наиболее значимые элементы выделяют размещением, размером, цветом так, чтобы направить взгляд человека сначала на них, а затем - не менее важные детали.

7. В соответствии с правилом золотого сечения , наиболее значимый элемент или группу элементов располагают примерно на расстоянии 1/3

от края композиции.

8. Объемность, глубина изображения достигаются с помощью цвета, размеров, динамики формы, перспективы, теней.

9. Необходимо соблюдать оптическое равновесие за счет правильного размещения крупных, тяжелых, темных форм относительно малых,

легких, светлых.

Природа - неиссякаемый источник творчества и вдохновения. Испокон веков люди черпали в ней сюжеты для произведений искусства. Для народа окружающая их среда не была чем-то застывшим, неподвижным. Поля и деревья, солнце и облака, трава и горы являлись одухотворёнными образами в сказках, былинах, пословицах и поговорках.

В полевых цветах люди видели очарование юности, птицы были символом свободы и независимости, ветер являлся олицетворением силы и могущества. Любовь в природе приходит с колыбельной песней матери и неторопливой, спокойной сказкой бабушки.

Человек - хозяин своей земли, именно хозяин, а не расточитель. Бережное отношение к природе необходимо воспитывать с детства, так же, как уважение к старшим, культуру поведения в обществе.

Народные умельцы использовали природный материал для изготовления различных поделок, многие из которых переросли узкоутилитарное значение и превратились в подлинные произведения искусства.

Перечень обоих групп довольно значителен, поэтому, исходя из конкретных местных условий, всегда можно найти материал для любой самоделки. У каждого растения можно подметить своеобразие внешнего вида: формы листьев, цветка, поверхности и т.д. так как в работе с природными материалами всё это необходимо учитывать.

Начнем с самого распространенного материала известного еще с древних времен, это глина.

Глина, встречается в природе, настолько разнообразна по составу, что в земных недрах фактически можно найти готовую глиняную смесь, пригодную для изготовления любого вида керамики - от сверкающей белизной фаянсовой посуды до красного печного кирпича. Разумеется, крупные залежи ценных видов глины встречаются редко, поэтому около таких природных кладов возникают фабрики и заводы по производству керамики. Например, для чернолощеной керамики подходит лучше всего жирная железистая глина. Она отличается высокой пластичностью, прекрасно формуется на гончарном круге, а после высыхания её можно выгладить до зеркального блеска. Посуда из такой глины не пропускает влагу и отличается высокой прочностью.

Найти подходящую глину для лепки и гончарных работ можно практически всюду, было бы желание. К тому же небольшое количество глины всегда можно «исправит» отмучиванием и другими способами. Глина может залегать сразу же под слоем почвы на небольшой глубине. На содовых участках её можно обнаружить при различных земельных работах. Пласты глины довольно часто выходят на поверхность по берегам рек и озер, в откосах и склонах оврагов.

Глину, пригодную для лепки, можно с успехом заготовить даже в большом городе. Ведь всегда где- нибудь неподалеку строители роют котлованы для нового дома либо идет ремонт водопровода или газопровода. При этом глиняные пласты, залегающие на большой глубине, оказываются на поверхности.

Каждый вид глины на определенной стадии лепки, сушки и обжига меняет свой цвет. Высохшая глина отличается от сырой лишь более светлым тоном, но при обжиге большинство глин резко меняют свой цвет. Исключение составляет лишь белая глина, которая при увлажнении приобретает лишь легкий серый оттенок, а после обжига остается такой же белой. По цвету, который приобретает глина после обжига, различают беложгущуюся глину (белый цвет), свет- ложгущуюся (светло-серый, светло-желтый, светло-розовый цвет), темножгущуюся (красный, коричневый, красно-коричневый, коричнево-фиолетовый цвет).

Керамика -- изделия из неорганических, неметаллических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготовляемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением.

В узком смысле слово керамика обозначает глину, прошедшую обжиг. Однако современное использование этого термина расширяет его значение до включения всех неорганических неметаллических материалов. Керамические материалы могут иметь прозрачную или частично прозрачную структуру, могут происходить из стекла. Самая ранняя керамика использовалась как посуда из глины или из смесей её с другими материалами. В настоящее время керамика применяется как индустриальный материал (машиностроение, приборостроение, авиационная промышленность и др.), как строительный материал, художественный, как материал, широко используемый в медицине, науке. В XX столетии новые керамические материалы были созданы для использования в полупроводниковой индустрии и др. областях.

В зависимости от строения различают тонкую керамику (черепок стекловидный или мелкозернистый) и грубую (черепок крупнозернистый). Основные виды тонкой керамики -- фарфор, полуфарфор, фаянс, майолика. Основной вид грубой керамики -- гончарная керамика.

Дерево с древнейших времён применяется в архитектуре, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве, особенно народном (утварь, мебель, нередко тонировавшиеся или украшавшиеся резьбой, интарсией, росписью, позолотой и т.д.; резьба на фасадах и в интерьерах зданий; облицовка стен рейкой, тёсом и т.п.), а также при изготовлении печатных форм для ксилографии, набойки и узорных пряников. Человек в повседневной жизни постоянно соприкасается с деревом - на лоне природы, и в быту с теми или иными изделиями, созданными из дерева. Дерево является тем материалом, который защищает, греет, помогает и радует человека, доставляя ему эстетическое наслаждение. В качестве поделочного материала дереву нет альтернативы: его физические и пластические возможности издавна привлекают человека.

Многовековая практика обработки дерева позволила накопить большой опыт, изучить все его свойства и выразительные возможности. Так постепенно сложились определенные традиции работы с деревом в зависимости от природно-климатических условий, образа жизни и деятельности человека.

Богатство цветовых оттенков дерева, разнообразие фактуры и текстуры (волнистость, концентричность, живописная перепутанность волокон и т.д.) определяют бесконечное множество декоративных эффектов изделий, а относительная лёгкость обработки способствует непосредственному воплощению творческой энергии художника.

Из лиственных пород деревьев часто для резьбы применяет липу. Древесина липы легко и чисто режется, мало подвержена растрескиванию и короблению. Из-за низкой твердости липу не используют для изготовления мебели, поэтому ее применение ограничено мелкими бытовыми изделиями.

Древесина ольхи также легко режется, мало коробится, хорошо воспринимает отделку и имитируется под другие породы, например под красное дерево. Все это делает ее пригодной для всех видов работ.

Прекрасный материал для резьбы - древесина березы. Она тверже липы и ольхи и режется труднее, но качество резьбы лучше. Древесина березы хорошо окрашивается и отделывается. Ее недостатки - способность легко поглощать и отдавать влагу, а также склонность к короблению и растрескиванию, что не позволяет применять ее в больших изделиях. Из березы можно делать накладные резные украшения и детали мебели и других изделий.

Для резьбы на мелких изделиях - посуде, сувенирах - используют древесину тополя и осины.

Дуб издавна применяли для крупных декоративных резных работ и изготовления мебели с резьбой. Резьба по дубу сложна и трудоемка из-за высокой твердости древесины и склонности скалываться, но очень выразительна и декоративна.

Для мелких изделий, украшаемых резьбой, используют и более редкие породы древесины: яблоню,черешню и т.д.

Из хвойных пород для резьбы применяют древесину сосны, ели, кедра, тиса. Из сосны издавна вырезали украшения для наличников, икон, карнизов, ворот. Эта резьба крупная, поэтому неравномерность в плотности слоев ранней и поздней древесины хвойных пород не затрудняет работу.

Многие тысячелетия дерево оставалось доступным, любимым и понятным человеку материалом. Дерево - конструкционный материал. В этом качестве оно является незаменимым строительным материалом. Удивительны его механические, физические качества: дерево хорошо поддается обработке, его можно резать, рубить, пилить, строгать, точить, гнуть. Упругость и вязкость позволяют хорошо удерживать шурупы и гвозди. Покрытия лаками и олифами делают дерево водонепроницаемым.

Дерево обладает исключительными практическими качествами. Все предметы, созданные из дерева, несут в себе черты скульптурности. Дерево - материал декоративный. Как живой природный организм оно имеет свои неповторимые особенности строения, выражающиеся в текстуре и цвете. Во всей совокупности механических, пластических и декоративных качеств дерево является исключительно подходящим материалом для выполнения художественных работ.

Все созданное человеком из дерева всегда имело практическое назначение и вместе с тем выражало духовный смысл, так как самой характерной чертой прикладного искусства является то, что вещи, создаваемые для практического применения, становятся носителями настроения мастера, его чувств и мыслей. Человек улучшал вещь по форме и восприятию, а в процессе труда совершенствовалась его рука, воспитывалось чувство формы, цвета, материала, пропорции, симметрии, ритма.

Резьба по дереву - вид декоративно-прикладного искусства (также резьба является одним из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием, токарным делом). Современная резьба строгой классификации не имеет, поскольку в одном и том же изделии могут сочетаться разные виды резьбы.

Резьба - вид декоративного искусства; способ художественной обработки дерева, камня, кости, терракоты, лака и других материалов путем вырезания.

Резьба используется для украшения предметов быта, отделки зданий, создания произведения миниатюрной пластики. Различают объемную, высокорельефную, плоскорельефную, выемчатую, контурную, сквозную и накладную резьбу.

Природа - неиссякаемый источник творчества и вдохновения. Испокон веков люди черпали в ней сюжеты для произведений искусства. Для народа окружающая их среда не была чем-то застывшим, неподвижным. Поля и деревья, солнце и облака, трава и горы являлись одухотворенными образами в сказках, былинах, пословицах и поговорках. В полевых цветах люди видели очарование юности, птицы были символом свободы и независимости, ветер являлся олицетворением силы и могущества, Днепр-Славутич - мудрости и величия, матушкой ласково называет народ великую русскую реку Волгу.

Любовь к природе приходит с колыбельной песней матери и неторопливой, поучительной сказкой бабушки. Природа учит, воспитывает. Вспомните "Триста страниц "Книги природы" В. А. Сухомлинского, его знаменитую "школу под голубым небом".

Человек - хозяин своей земли, именно хозяин, а не расточитель. Бережное отношение к природе необходимо воспитывать с детства так же, как уважение к старшим, культуру поведения в обществе.

Издавна народные умельцы использовали природный материал для изготовления различных поделок, многие из которых переросли узкоутилитарное назначение и превратились в подлинные произведения искусства. Всемирную славу приобрели федоскинские и палехские шкатулки, широко известны дымковские и филимоновские глиняные игрушки, большой популярностью пользуется у нас в стране и за рубежом знаменитая матрешка.

Все природные материалы можно разделить на две большие группы: растительные и минеральные. К растительным относят листья деревьев и кустарников, кору, цветы, соломку, шишки, желуди, каштаны и т. п., к минеральным - песок, ракушки, камешки и т. д. Перечень одной и другой групп довольно обширен поэтому, исходя из местных условий, всегда можно найти материал для любой самоделки.

При сборе природного материала трудно предусмотреть, что именно пойдет на изготовление конкретной поделки, так как создание игрушек - процесс творческий. Игрушка подчас рождается экспромтом, поэтому собирают материала намного больше, чем требуется для проведения одного-двух занятий. Под руками должен быть большой выбор всего необходимого.

Хранение природного материала не представляет трудности технология подготовки некоторых из них будет рассмотрена в соответствующих разделах. Не рекомендуется хранить природный материал "навалом". Его необходимо рассортировать по видам и хранить либо в папках, либо в коробках. Это облегчает поиск во время работы и способствует лучшей сохранности.

Инструменты и приспособления

Для работы с природными материалами используют различные инструменты. Тонкие веточки обрезают маленьким перочинным ножом. Для пиления применяют пилочку с мелкими зубьями иногда лобзик. В работе необходимы молоточек, плоскогубцы, шило, маленькая дрель или коловорот с набором небольших по диаметру сверл. Мелкие детали из природного материала трудно обрабатывать в руках, поэтому для их закрепления используют небольшие тисочки или придерживают детали пинцетом

Обрабатывать природные материалы необходимо на специальном столе. Если такого стола нет, можно использовать для работы обыкновенную доску, на которой прибита дощечка с клиновидным выпилом для придерживания деталей. Такое приспособление используют при строгании древесины на столярном верстаке.

Поделки из корней и веток

Корни деревьев и кустарников - прекрасный поделочный материал. Практически нет такого корня, из которого нельзя было бы сделать какую-либо поделку. Для этого надо лишь внимательно присмотреться, повертеть корень в руках, представить будущую поделку. Точные методические рекомендации по изготовлению поделок из корней дать невозможно, это работа творческая, сугубо индивидуальная и зависит непосредственно от имеющегося материала.

А вот общие советы дать можно. Основной из них хотелось бы определить так: всматривайтесь, ищите - и найдете. Если же говорить конкретно, то прежде всего не следует брать громоздкие корни - их трудно обрабатывать. Для будущей поделки надо срезать небольшие корешки со сложными изгибами, различными выпуклостями и переплетениями, даже если вы там пока ничего не видите. В будущем они обязательно пригодятся во время практической работы. Собранные корешки необходимо отряхнуть от земли, промыть в воде, обрезать длинные хлысты и хорошо высушить.

Бывают корни, где явно виден какой-либо зверек или фантастическое чудовище. С таким материалом работать легко. Но есть корни, где требуется образно представить будущую поделку. К такому материалу следует "приложить руки", т. е. что-то обрезать, убрать, кое-что дополнить. И наконец, встречаются корни, где видны лишь отдельные детали, части представляемой поделки. В таких случаях приходится из нескольких корней составлять одну поделку. Увлекаться этим способом не следует, так как материал теряет свое естество, тем самым утрачивая свою оригинальность.

Из веток деревьев, так же как и из корней, можно сделать большое количество разнообразных поделок. Необходимо помнить, что нельзя ломать ветки растущих деревьев. Материал подбирают обычно в местах обрезки уже со спиленных деревьев. Для работы нужны небольшие, с многими отростками ветки. Принцип изготовления игрушек такой же, как и из корней.

При изготовлении игрушек из объемного природного материала - шишек, желудей, каштанов - отдельные детали делают из веток: чаще всего это руки и ноги различных игрушек. Ветки обладают удивительным строением, способным передать поделку практически в любой позе: бегущей, сидящей, с поднятыми руками и т. д. И все эти детали можно сделать из одной небольшой веточки. Локтевой и коленной частями служит место развилки веток, а длина отрезается пропорционально величине поделки.

В практике внеклассных занятий находит место объемный природный материал - шишки, каштаны, желуди. Он удобен тем, что его форма позволяет передать подобие различных существ. Однако, несмотря на его изобилие, используется он недостаточно. Это объясняется рядом причин: сложностью обработки, недостатком опыта, трудностью соединения деталей и т. д. Отдельные детали из древесины, веток, шишек рекомендуется соединять на столярном клее. Правда, приготовить его сложно, необходимы клееварка, электроплитка, розетка, электропроводка. Казеиновый клей подготовить проще, но он долго затвердевает - до 12 ч. Качественное соединение деталей получают быстросхватывающими клеями: БФ-2, БФ-6, БФ-88, "Феникс", "Марс", ПВА. В I классе соединение деталей из природного материала целесообразнее производить при помощи пластилина.

Эффективность любого занятия определяется его результативностью, т. е. учащиеся должны практически на каждом занятии сделать какую-либо поделку. Безрезультатный труд вызывает нежелание, а потом и отвращение к занятиям. Поэтому необходимо находить те материалы, которые смогут обработать учащиеся конкретной возрастной группы.

Обработка шишек для младших школьников представляет определенную трудность. Такие операции, как отпиливание, сверление, прокалывание отверстий шилом, должны выполняться с неукоснительным соблюдением правил техники безопасности. Обрабатывать шишки надо всегда на подкладной доске, а не в руках; режущий и колющий инструмент в любом случае должен быть направлен в сторону от себя; сверлить, прокалывать отверстия необходимо в специальном зажимном приспособлении или в тисках. Необходимо помнить, что сухие шишки - материал очень хрупкий, детям в них трудно проколоть отверстие шилом, особенно первоклассникам, поэтому по возможности этих операций следует избегать. Непросто и пилить шишки: чтобы уменьшить ее размеры, лучше использовать небольшой секатор для обрезки садовых деревьев и кустарников. Если есть возможность, клей заменяют пластилином.

Этот материал широко распространен почти по всей территории нашей страны, сбор и хранение его не представляют трудности. Лучшее сырье для обработки - сырые, только что собранные желуди. Со временем они высыхают, оболочка становится хрупкой, а высохшие семядоли очень крепкими, поэтому работать с ними надо более аккуратно.

Из желудей, используя их природную форму, можно сделать много различных самоделок, а также применять их в качестве дополнительного материала.

Соединение желудей производят на шипах, т.е. небольших палочках, вставленных в отверстия желудей. В свежих, невысохших желудях отверстия делать несложно: их либо сверлят, либо прокалывают шилом с соблюдением необходимых мер предосторожности - рука не должна находиться против колющего инструмента, а желудь должен быть закреплен в зажимном приспособлении на подкладной доске. Если желудь высох, то оболочку прокалывают очень осторожно, в отверстие заливают клей и потом производят сборку. В сухой семядоле отверстие необходимо просверлить.

Богатыми поделочными свойствами обладают семена декоративных каштанов. Собирать их лучше всего после опадания с деревьев. Они мягкие, хорошо обрабатываются, прокалываются шилом. С сухими каштанами работать труднее, отверстия в них надо сверлить. Срок хранения каштанов практически не ограничен. Не следует держать их в сыром месте - они покрываются плесенью и в очень сухом - они становятся крепкими как камень. Сильно высохшие плоды можно положить на несколько часов в воду, они станут мягче, после чего их легче обрабатывать.

Соединяют каштаны так же, как и желуди.

Простые по исполнению, но оригинальные по форме игрушки можно сделать из кукурузных початков без семян. Обработка початков не требует особых усилий и специальных инструментов.

Из одного початка можно сделать несколько интересных поделок. Для этого початок разрезают на части. Если початок сырой, он легко режется перочинным ножом. Сухой початок лучше обрабатывать маленькой пилочкой или лобзиком. Отдельные части соединяют клеем или тонкими палочками, вставленными в отверстия, сделанные шилом. Мелкие детали: нос, глаза и т. п. - рисуют или делают способом аппликации.

Семена деревьев - клена, ясеня - имеют красивую внешнюю форму, что позволяет использовать их для оригинальных поделок.

Сбор семян производят, когда они еще не совсем высохли - засохшие семена скручиваются, обесцвечиваются, теряют форму. Собранные семена освобождают от веточек и оставляют крылатку в паре. Раскладывают их между газетами, сверху кладут небольшой груз и оставляют до полного высыхания. Через 2-3 дня семена высохнут. Их аккуратно складывают в коробочку. Срок хранения сухих семян неограничен.

Аппликация из семян клена специфична. Дело в том, что в рисунке необходимо сохранить естественную форму семени, поэтому традиционная поэтапность - от эскиза до поделки - здесь менее приемлема. Работа с кленовыми семенами требует большей фантазии, творчества, выдумки. Отсюда и особенность подхода к работе. Вначале намечают, что будут делать, потом семена раскладывают на листе бумаги и, передвигая их, находят наиболее выразительный вариант аппликации. Необходимо помнить, что незначительное передвижение семян изменяет позу, выражение, динамику передаваемого образа. Поэтому, используя один и тот же образец, каждый может найти свое оригинальное решение.

Когда найден наиболее понравившийся композиционный вариант, начинают приклеивать семена. Так как семена клена крупные, то можно смазывать клеем не основу, а сами семена. Для мелких деталей используют дополнительный материал.

Для работы используют обыкновенный песок. Оригинальные, простые по исполнению изделия применяют в качестве выставочных поделок, для оформления рабочей комнаты. Вначале подготавливают рисунок, переносят его на основу - плотную бумагу, картон или окрашенную фанеру. Затем фрагменты, если рисунок маленький, полностью смазывают клеем ПВА и насыпают сухой, без камешков и других сорных примесей песок.

Когда клей подсохнет, песок стряхивают. Так до окончания работы. Отделку производят цветными карандашами или фломастерами.

При обработке древесины остается много опилок. Их обычно выбрасывают, хотя это хороший поделочный материал. Опилки просеивают через сито, чтобы не было крупной щепы, и окрашивают в нужные цвета. Делают это так: в баночках разводят гуашевые краски, засыпают в них опилки и размешивают палочкой, чтобы хорошо впиталась краска. Когда получен желаемый цвет, опилки высыпают на газету и просушивают.

Мозаику можно выполнять на цветном картоне, фанере, бархатной, рисовальной и другой плотной бумаге. На основу переносят рисунок и небольшие участки его смазывают клеем. На это место насыпают опилки того цвета, какой требуется в рисунке. Когда клей немного подсохнет, остатки опилок стряхивают. Процесс повторяют до завершения работы. Мелкие детали дорисовывают.

Красивые, оригинальные работы получаются из неокрашенных опилок с незначительной подкраской отдельных частей фломастером по готовой мозаике.

Увлекательный и доступный вид работы для младших школьников - аппликация из различных материалов, в том числе и птичьих перьев. Заготовка материала производится заблаговременно, хранение не представляет трудности. Перед началом занятия очень важно обратить внимание детей на эстетическую сторону, аккуратность, соотношение пропорций.

Хотя процесс работы прост, он требует аккуратности. Прежде всего намечают об,ъект работы: лучше, если это будут птицы и животные, так как сам материал позволяет выразить их натуральность. Выбранный рисунок переводят на картон или плотную Цветную бумагу. Необходимо помнить, что полностью передать анатомические особенности нельзя, главным ориентиром должны служить условность, обобщенность, выражение наиболее характерного, поэтому отклонение от рисунка не только возможно, но иногда и необходимо.

Если перья очень большие, то можно жесткие концы отрезать ножницами, а сами перья разорвать вдоль черенка. Использовать можно как чисто белые, так и цветные перья. Натуральная расцветка позволяет передать природную окраску выбранного объекта. Когда все готово к работе, приступают к выполнению аппликации. Небольшими мазками наносят на рисунок клей (лучше всего клей ПВА) и накладывают на него предварительно отобранные перья. Смазывать весь рисунок не следует, так как клей быстро высыхает. Делать аппликации надо внакладку - каждое следующее перо должно перекрывать пушистой частью предыдущее. От этого зависит качество работы. Приклеивают перо не полностью пушистая часть придает изделию объемность и скрывает места приклеивания.

Заключительный этап - аппликация мелких частей: носа, глаз, клюва. Здесь можно использовать цветную бумагу, небольшие пуговицы, бусинки и т. п.

Безграничен творческий простор детей в этом виде трудовой деятельности. Начинать аппликационные работы из листьев можно с дошкольного возраста, так как аппликации из листьев просты в изготовлении и в то же время оригинальны, броски, привлекательны.

Собирать можно только опавшие листья. Лучшее время для сбора - конец лета, начало осени, когда листья приобретают сложную цветовую палитру. Не следует брать слишком большие листья, для работы лучше подойдут маленькие и средних размеров. Собирать листья надо под разными деревьями и кустарниками. Для аппликаций используют листья различных трав. Зимой каждая былинка пригодится.

Для сбора листьев не обязательно организовывать длительные походы и экскурсии. Необходимый материал можно найти возле школы, дома, в котором живут дети. Природа щедра, но необходимо предупредить детей и следить за тем, чтобы они не обламывали ветки, если на них встретят красивый лиственный букет. Если листья собирают в лесу, то к сбору, особенно листьев трав, следует относиться не менее осторожно. Категорически запрещено вырывать цветы и травы с корнем: этим можно нанести невосполнимый ущерб природе.

Собранные листья сортируют по видам и раскладывают между газетными листами для просушки. Чтобы листья не коробились сверху кладут груз. Через 5-10 ч газетные листы заменяют сухими. Высушенные, рассортированные листья хранят в папке. Аппликацию из листьев выполняют на белом или цветном фоне. Для основы берут тонкий картон или плотную бумагу. Природная форма, цвет, оттенки листа позволяют передать самые различные предметы, объекты - птиц, зверей, насекомых, фигурки людей, технические сооружения.

При аппликации обычно стремятся сохранить естественную форму листа, но иногда приходится вырезать из листьев отдельные детали. Увлекаться этим способом не следует, так как при этом теряется привлекательность и оригинальность поделки, появляется отталкивающий налет искусственности.

Начинать аппликационные работы из листьев желательно с простых форм или отдельных предметов, постепенно с приобретением навыков работы, усложняя композицию и количество предметов.

Перед началом работы делают несколько набросков карандашом на отдельном листе бумаги с учетом имеющегося материала. В самой же аппликации непременно будут изменения, поэтому, используя предварительный рисунок, способом композиционного расположения находят наиболее оптимальный вариант передачи выразительности рисунка. Только после этого приклеивают листья, смазывая их очень тонким слоем или каплями в нескольких местах.

Как поделочный материал солому используют давно. Из нее делают различные полезные вещи: головные уборы, бытовые предметы, игрушки, украшения, инкрустацию, аппликации.

Солома - это стебель злаковых растений, полый внутри, легко обрабатываемый материал. Изделия из соломы очень привлекательны, красивы. Они дают большой простор для творческого развития детей.

Для аппликации используют солому хлебных злаков - ржи, пшеницы, овса, ячменя; дикорастущих растений - мятлика, тимофеевки и др.

Заготовку производят после созревания растений, когда солома приобретает золотистый оттенок. Для работы пригодна средняя и нижняя часть злаков. Срезают солому вместе с узлами или разрезают на части по узлам - так удобнее хранить материал. Обработанная солома для работы непригодна, так как стебли у нее поломаны и смяты. Лучше использовать свежую, ровную, не смятую комбайном, неподгнившую солому. Собирают такую солому вручную на пришкольном участке или на обочинах полей.

Для работы солому необходимо подготовить - из трубочек сделать плоские ленты. Вначале выбирают круглые, ровные стебли, отрезают узлы и кладут солому на 1,5-2 ч в широкий сосуд с горячей водой для распаривания. Когда солома станет мягкой, трубочку разрезают вдоль и разглаживают горячим утюгом на сложенной в несколько раз газете. Материал можно заготавливать впрок.

Глядя на готовые поделки, кажется, что аппликация из соломки - трудный вид работы. Это не совсем так. Действительно, качество некоторых работ иногда оставляет желать лучшего, но это зависит не от плохих способностей детей, а от неверной технологии исполнения аппликации. Наиболее распространенная ошибка заключается в том, что аппликацию выполняют непосредственно на основе, подгоняя каждую соломинку, что практически сделать очень трудно.

Технология наклейки соломенных полос - важнейший этап работы. Вначале намечают объект поделки, т. е. создают эскиз аппликации. При этом учитывают различные свойства и специфику материала. Аппликацию можно сделать объемной, используя для этого соломку, окрашенную в различные цвета анилиновыми красителями. Цветовые оттенки можно показать, накладывая соломенные ленты в различных направлениях. Когда подготовлен эскиз, его фрагментами (большими частями) с учетом направления полос переносят на тонкую, но достаточно прочную, просвечивающуюся бумагу. Для аппликации используют клей, дающий эластичную пленку, наилучший из них - ПВА. Столярный и казеиновый клей после высыхания образует жесткую, ломкую пленку, что приводит к браку в работе. Совсем непригоден канцелярский клей, который со временем разлагается и портит изделия.

Клеем смазывают бумагу, на которую затем накладывают полоски соломки в направлении, предусмотренном эскизом. Полоски тщательно подгоняют, чтобы между ними не было просветов. Концы полосок должны выходить за контурные линии. Так подготавливают все фрагменты рисунка. Потом поворачивают заготовку на изнаночную сторону и по контурной линии обрезают ножницами лишнюю бумагу вместе с соломкой. Этим достигается хорошее качество работы, линии получаются ровными, аккуратными.

Для основы берут темный фон. Хорошо контрастирует соломка с черной бархатной бумагой, однако можно взять и другой цвет. В качестве основы используют также ткань, натянутую на подрамнике или листе фанеры.

Подготовленные фрагменты кладут на основу, находят наиболее удачное композиционное расположение и приклеивают. Потом производят отделку: выжигают некоторые части. К готовой поделке с изнаночной стороны приклеивают петельку для подвешивания.

Это простая по исполнению, но красивая игрушка. Для работы используют стебли различных злаковых растений. Из заготовленной заранее соломки отрезают стебли для головы длиной примерно 40-45 мм (а), складывают их в пучок и, отступив от краев 8-10 мм, связывают ниткой или тонкой проволокой. Для туловища режут заготовки длиной 110-120 мм (рис. б).

Потом из веточек нарезают четыре детали для ног и один для шеи (рис. в, г). Концы веточек обрабатывают на конус, чтобы они легко прокалывали соломку, и соединяют детали. Готовую поделку раскрашивают фломастером. Ушки делают из бумаги (рис. д).

От стебля отрывают лист вместе с черешком - он будет служить мачтой. Со стороны черешка, отступив несколько сантиметров, лист сгибают так, чтобы черешок находился почти перпендикулярно к листу. Со стороны сгиба, разделив лист на три части, делают два разрыва, крайние части соединяют, вводя одну часть в щель другой, среднюю оставляя свободной (рис. а, б, в). Потом, отступив от мачты также несколько сантиметров, производят аналогичную операцию с другим концом листа. В длинном, оставшемся конце осторожно делают разрывы и проводят в них мачту. Получается лодочка с парусом. Остаток листа отрывают. Лодочка хорошо плавает, когда нет волн (рис. г).

Различные оригинальные поделки можно выполнить из морских и речных ракушек. Творческий простор здесь не ограничен. Сбор ракушек производят заблаговременно, хранение не представляет трудности.

Для туловища, головы и других частей подбирают симметричные пары ракушек, складывают их вместе и склеивают. Если ракушки плохо подходят друг к другу, то их обрабатывают на наждачном камне, чтобы уменьшить зазор между ними. Соединяют детали быстросохнущими клеями: БФ, "Марс", "Феникс", суперцемент, "Момент-1", ПВА и др.

Такие поделки используют в Качестве сувенира, подарка на праздник, в день рождения.

Хорошие игрушки можно сделать на фанерной основе, окрашенной в разные цвет.

Добрый день. Сегодня я, наконец, могу подвести итоги в большой коллекции идей для поделок из природного материала. У нас уже есть широкоформатная статья с поделками из осенних листьев для детей и взрослых . Есть подробная статья в осенней тематике . В этой статье я опубликую самые интересные и нестандартные приемы и техники. Я решила сделать широкую обзорную страницу , которая докажет и покажет, что природный материал для творчества — это не только желуди и каштаны. Вы увидите своими глазами и влюбитесь всей душой в новые свежие идеи работы с природным материалом. Поделки, сделанные своими руками, из веток, из листьев, из сухих цветов, из всего что под ногами. Природа богата на материал, а человек – на красивые идеи. Итак, давайте посмотрим, какие поделки можно сделать из природного материала в этом сезоне.

Пакет идей №1

ЧЕШУЙКИ от шишек.

Шишки состоят из чешуек. Если собрать раскрытые сосновые шишки, то из них удобно дергать клещами, плоскогубцами, или кусать кусачиками ЧЕШУЙКИ. И потом этот шишечный природный материал использовать как мозаичное покрытие на самых разных осенних поделках.

Примечание. Чтобы шишки хорошо раскрылись, растопырились чешуйками, из можно погреть в духовке.

Вот мы видим грибочки. Ножки у них вырезаны из деревянной толстой чурки. Шляпки вылеплены из пластилина и верх шляпок покрывается чешуйками. Получаются симпатичные грибочки-поделки своими руками. Подходящая работа для занятий в школе.

А вот у ЕЛОВЫХ шишек чешуйки более плоские и гладкие. Они похожи на приглаженные перышки птичек. Поэтому и идея поделки приходит в голову на птичью тему. Тело птицы лепим из пластилина, обмазываем клеем ПВА, на клей кладем слой рваных бумажных салфеток, снова клеем, снова салфетками — получается оболочка из папье маше . Эту оболочку сушим до полного одревенения. И на эту твердую сухую поверхность горячим клеем (слой за слоем, ряд за рядом) укладываем еловую «черепицу» перышек-чешуек.

А еще чешуйки еловой шишки похожи на чешуйчатую броню древних ящеров. Поэтому вот вам еще идея. Ведь это отличный вызов вашему художественному потенциалу. Тут не просто птичка – тут целый зверь, который смотрится как живой. Отличная поделка для мальчиков из природного материала.

Тут действуем точно так, как и с птичкой – основу лепим из пластилина, запаковываем ее в несколько слоев из папье маше (чередуя клей пва и бумажные салфетки). И потом, после высыхания этой массы в твердую корку, можно обклеивать фигуру динозавра еловыми чешуйками.

После ощипывания шишки остается шишечное ДОНЫШКО. Оно похоже на цветок с лепестками. Из таких шишечных цветов можно сделать новую осеннюю поделку своими руками – например ВЕНОК. Основу для венка из пенопласта обклеиваем колотой шишкой — просто на горячий клей из пистолета.

Можно такие шишки-цветы покрыть яркой гуашью. Чтобы цвет гуаши стал сочнее и засиял, надо сверху это изделие после высыхания гуашью рекомендую сбрызнуть простым лаком для волос. Цвет закрепится и не будет пачкать руки.

Можно самим делать красивые цветы, подбирая самые акуратные и ровные чешуйки разного размера, и укладывая их радиально от центра. Серединку цветка можно украсить бусинами или стразами. Из такого природного материала можно даже сделать своими руками броши в осенней стилистике – и носить их с пальто, или прикалывать к шали.

Цветы из шишек можно не только собирать в поделки-венки, но и просто выкладывать их на панно. Посадить на клей на кусок фанеры. Получится отличная поделка из природного материала на конкурс в школу или детский сад.

Из цельных шишек можно тоже сделать отличные поделки. К шишкам мы добавляем не только природный материал, но и другие материалы (цветной фетр, картон, веревочки, пластик и прочее).

Пакет идей №2

Поделки из природного материала

ГРЕЦКИЕ ОРЕХИ.

Из ореховых скорлупок мы все в детстве делали кораблики, или шляпки на пластилиновых грибах. Но можно пойти дальше в своем творчестве из грецких орехов. Дети с удовольствием будут создавать мышек, или птичек, а взрослые умелые руки и теплое душевное сердце может создать из ореховой скорлупы целый мир… Сейчас вы это увидите.

В этой статье хочу познакомить вас с очень хорошим человеком. Ее зовут Марина. Мастер с внимательной душой.

Вот так выглядит страничка аккаунта этого мастера на сайта Ярмарка Мастеров.

Мне очень нравятся работы мастера Марины из сайта Ярмарка Мастеров. Своими руками она создала удивительный, по свой душевности и теплоте, мир добрых старушек. Грецкие орехи в том месте где соединяются створки удивительно похожи на морщинистую улыбающуюся старушку. Остается добавить глаза, нос-косточку и душевно укутать все ситцевым платочком. И вот уже хитрая старушка весело поглядывает на вас.

Делаем тело из шишки, сплетаем руки из грубой бумажного упаковочного шпагата. Из войлока сваливаем теплые валенки. Каждую старушку можно сделать со своим характером. Разудалую с широкой улыбкой. Или молчаливую задумчивую, себе на уме.

Старушки могут быть и летние и зимние.

Можно создавать целые миры из природного материала, в которых живут и трудятся добрые старушки. Они сами будут содержать свой мир в чистоте.

А после работы они будут собираться за чашечкой трявяного чая, чтобы рассказывать байки, подшучивать друг над другом и петь песни своей молодости.

Мастер Марина продает свои поделки. Вы можете заказать ее работы на персональной страничке мастера — https://www.livemaster.ru/woods . Марина может сделать вам на заказ поделку для ваших родных и близких.

Ведь как приятно получить в подарок Мир добрых старушек, который всегда будет пахнуть для вас деревенским ДЕТСТВОМ – бабушкиными блинчиками, поленницей дров у сарая, цыплятами бегающими по двору, нагретым деревом старой лавочки у забора.

Мастеру Марине, я хочу подарить идею. В одной я рассказывала еще об одном чешском Мастере, который создал мир ЖЕЛУДЕВЫХ ЧЕЛОВЕЧКОВ – Дубанчиков и написал книгу с историями о них, которую проиллюстрировал душевными сценками, сделанными из природного материала. Книга издается в Чехии, и только на чешском языке. Я думаю, что очень многим детям понравится наша русская книга с добрыми историями про русских деревенских бабушек, проиллюстрированная работами Марины.

Ведь это настоящее чудо, сделать своими руками из природного материала новый мир – добрый, сказочный, НАСТОЯЩИЙ. В нем будут появляться все новые и новые домики, уютные лавочки, качели, тележки, повозки.

Пакет идей №3

Поделки из природного материала

ФЕЙНЫЕ ДОМИКИ.

Если вы любите волшебные сказки с феями и магами, то вам придется по душе мир фей из природного материала. Вы можете своими руками создавать уютные домики для фей, разбивать для них целые жилищные комплексы, с прудиками, парками, садами, качелями.

На школьный конкурс поделок из природного материала вы можете принести рукотворное чудо. Домик где живет гномик. Детали можно крепить на пластилин, скобы (из скобозабивателя), на клей из горячего пистолета.

Кусочки мха, шляпки от желудей, чешуйки вырванные из шишки плоскогубцами, лишайники и сухие твердые висячие грибы, снятые с деревьев в лесу. И даже кусочки растений вырванных из комнатных цветочных горшков – любой природный материал пойдет на строительство такой сложной но интересной поделки. Домик вырастет и облагородится природным дизайном на ваших глазах.

Вы можете взять за основу толстую деревянную корягу , найденную в лесу. Отпилить от нее удобный кусок. В строительном магазине купить тонирующую морилку для дерева – и замазать дерево в благородный темный цвет. Из толстого картона вырезать окошки , покрыть их той же морилкой. Из палочек от мороженого сколотить настоящую дверь, оформить крылечко. Коническую крышу вылепить из пластилина. Наломать клещами или плоскогубцами сосновую крупную шишку на чешуйки и выложить из них черепицу на крышу природного домика.

Некоторые элементы можно вылепить из соленого теста (стакан мелкой соли, стакан муки + вода (добавлять по ложке воду, и перетирать с соленой мукой руками, пока не образуется единый комок, похожий на пластилин). Раскатать тесто – нарезать ножом на кирпичики. Высушить – и получите много строительного материала для крылечка, дорожки, заборчики и др. Тесто тоже можно покрасить гуашью или морилкой.

А вот домик ОЧЕНЬ ПРОСТОЙ. Сейчас расскажу как зделать его своими руками из вещей, которые нас окружают.

  1. Взять прочный картонный пакет от молока или сока. Прорезать в нем окошки – это будет будущий фасад домика.
  2. Купить небольшой мешочек гипсовой штукатурки (или шпатлевки) развести водой и обмазать фасад домика этой смесью.
  3. Высушить и покрыть белилами или белой гуашью (зубной пастой на крайняк).
    Крышу сделать из картона, тоже нанести на нее клей и уложить черепицу из кусочков коры или шишки. или щепочек.

Пакет идей №4

Аппликации

Ну и конечно самые распространенные поделки из природного материала, это аппликации с использованием сухого гербария – трав, листьев, цветов. Все мы делали из листочков птенчиков или рыбок в аквариуме. В специальной статье , я даю много вариантов.

А в этой статье я хочу показать красивую мозаичную технику выкладывания сухого природного материала в виде СИЛУЭТНОЙ КАРТИНЫ.

Очень много готовых шаблонов-силуэтов вы можете найти в интернете. Если в строке поиска наберете фразу «силуэт зайца картинка» или другого зверя.

Самое главное в такой поделке это добиться узнаваемости – четкости силуэта. Поэтому нужно выбирать силуэт без мелких деталей –выступов. А если выбрали с детальными выступами, постарайтесь чтобы мелкая рельефная деталь была выполнена ОДНИМ ЦЕЛЬНЫМ лепестком (как уши зайчика или его выступы лапок на фото выше).

Если при выкладке мозаики край растения выступает за границу силуэта, его нужно обрезать аккуратно ножницами (как это сделано на фото выше с кошкой – у нее вырезаны треугольники ушей).

Пакет природных идей №5

Поделки из веток.

Из веток разных форм и изгибов можно своими руками выложить красивые поделки. Ветки можно просто разложить на белом бумажном фоне повторяя очертания птицы или животного. Заранее можно на бумаге нарисовать силуэт птицы слабыми карандашными линиями. И потом подобрать веточки, которые ложились бы на этот нарисованный силуэт птицы, повторяя изгибы рисунка.

Поделку из природного материала можно закрепить клеем из горячего клеевого пистолета. Или сделать фото-поделку. То есть разложить веточки и сфотографировать поделку, тем самым увековечив ваше изделие из природного материала в виде фотографии.

Можно закрепить поделку на ключевых узлах сплетения веток и потом в этих узлах прикрепить ее к основанию (вертикальной стене или горизонтальной полочки-подставки), как это сделано на фото ниже.

В дополнение к ветвям вы можете использовать в ваших поделках щеповой природный материал, куски коры, сколы и спилы с бревен, чурки, толстые сучья. Так реализованы поделки-совы с фото ниже. Просто и интересно сделано своими руками – можно смело нести на выставку осенних поделок в школу или детский сад.

Одну и ту же идею можно воплотить в разных ракурсах и разным материалом. Вот на пример на фото поделки-лошади из природного материала используются и ветки и кора, и коряги.

Можно выкладывать целые мозаики полностью заполняя силуэтное изображение природным материалом. Направление ветвей должно повторять направление деталей рисунка . Разложить ветви в те же стороны, что и меховой ворс животного, или ветвями повторить мышечный рельеф зверя.

Возможно данный вид поделок из природного материала так увлечет вас, что превратится в солидное хобби с перспективами монетизации в доходный бизнес. Почему бы не делать на продажу красивые скульптуры из дерева для дачи или усадьбы.

А если вы хотите использовать ветви для создания поделок из природного материала на занятиях в школе, то вот вам простые идеи того, как это можно реализовать на уроках труда у мальчиков. Всех учат выпиливать лобзиками фигурки из фанеры . В дополнение к фигуркам животных можно из реек сколотить рамы и делать красивые пейзажный картины осеннего леса с мшистыми ветвями, поросшими лишайником.

Аналогичные идеи можно реализовать на уроках труда у девочек – без фанеры и лобзика — выполнив раму из скрученного в квадратную трубочку картона (4 штуки сложить в раму-каркас, в дырочки вставить ветви), и силуэты животных вырезать из плотного упаковочного гофрокартона от старых коробок и выкрасить в гуашь, по желанию.

Пакет природных поделок №6

Семена клена и ясеня.

Сухие лопастные семена деревьев очень интересно можно обыграть в самых разных поделках своими руками.

Вы можете сделать поделку-мозаику из этого природного материала в виде птицы (потому что семена клена похожи на перышки). Можете на стекле выложить узор в виде бабочки, и благодаря прозрачности фона, будет казаться, что она зависла в воздухе, как это сделано на фото ниже. Семена клена хорошо красятся акварелью, поэтому ваша поделка-бабочка может быть всех цветов радуги.

В школе или детском саду из этого же природного материала вы можете делать совсем простые детские поделки с основой на плотном картоне. Семена клена могут быть прической на нарисованной голове человека, могут стать пышным хвостом белки, перьями на крыльях совы или иголками на картонном ежике (как на фото ниже).

А еще семена клена похожи на крылья стрекоз. Поэтому вы можете делать простые детские поделки в виде жесткокрылых насекомых. Например на поволоку нанизать бусины (это будет тело) и на клей или пластилин приклеить к телу семена. Крылья можно покрасить лаком для ногтей и посыпать блестками-глиттером. Выпуклые глаза стрекозе можно отлить из застывших капель того же лака для ногтей. Получится красивая быстрая и простая поделка из природного материала для детей.

А еще этот же кленовый природный материал может стать основой забавних ГРАФИЧЕСКИХ ПОДЕЛОК-РИСОВАЛОК обычным черным маркером. Подрисовываем к носикам-курносикам недостающие детали и превращаем разложенные на листе бумаги семена в интересную графику. Это уже поделки на тренировку вашей фантазии – отличная идея для кружка по теме «Учусь творчески мыслить».

Подробнее об этом ГРАФИЧЕСКОМ приеме использования природного материала я рассказала в статье

Пакет идей №7

Поделки из природного материала

КАМНИ.

Простой бутовый камень, оставшийся от дачного строительства, или гладкие речные, морские камни могут стать материалом для вашей природной поделки своими руками. Камень может сам своей формой подсказать на кого он похож. И вам останется только взять фломастеры или гуашь, чтобы этот образ воплотить в жизнь.

Если вы чувствуете в себе художника – вы можете сделать сложные много-штриховые рисунки – как это сделано в случае с поделкой совой из камня. Или гладкие толстые камешки могут быть похожи на неуклюжих пухлых медвежат-панд – и такая поделка из природного материала будет посильна детям. Сначала покрываем все камни белым цветом, сушим, а потом уже черным маркером рисуем на нем черные детали медвежонка.

Обычные фломастеры очень хорошо рисуют на камнях. После завершения общих разукрашечных работ, деталям рисунка нужно придать контуры (четкие границы) черным фломастером.

Вы можете сами нарисовать на камне силуэт улитки или овечки. А детям дать задание уже просто расскрасить готовые силуэты, дополнить их узором из полосок и точек или завитков.

Из сухой травы и проволоки или другого природного материала вы можете свить гнездышко. И в эту поделку уложить птенчиков, сделанных из камней своими руками. Старшие дети могут разукрасить сложную картинку с птенцом и раскрытым клювом. Младшим детям подойдет задача проще в виде цыплят в скорлупках.

На куске фанеры или круглом спиле от бревна вы можете выложить целую картинку из разукрашенных красками камней и другого природного материала. Такая поделка подойдет для работы на осенний конкурс в школу или детский сад.

Девчонкам постарше понравятся изысканные картинки из жизни модной девочки – флоамастер, краски, камни и стразы.

Вы можете в технике мозаики выкладывать из камней самых разных персонажей. Крепить камни на клей из горячего клеевого пистолета. Камни в мозаике могут быть крашеные гуашью, или иметь свой природный натуральный цвет.

Это могут быть пейзажные картины из природного материала (морских камушков, обточенных водой стеклышек, ракушек и др.).

Пакет идей №8

Поделки из природного материала

ПОРТРЕТЫ.

Очень интересная тема для поделок из природного материала это портреты . Лицо на картине всегда притягивает взгляд. На такую поделку хочется долго смотреть, она имеет душу, человеческие глаза, в которые хочется смотреть, прочитывать их мысли. Портрет – это поделка, которая смотрит на тебя.

Вы можете посадать все детали портрета из природного материала на клей . Или просто сложить портрет как мозаику на листе картона, сфотографировать и смахнуть все детали шедевра рукой со стола. И на стене в вашей комнате будет фотография исчезнувшего, но вечноживущего портрета.

В качестве поделочного природного материала вы можете использовать камни, сухие листья, шишки, семена, кору. Для прорисовки тонких линий ветки разных деревьев, соломинки, травинки.

Если вы работаете с детьми, то вы можете дать им задачу проще. Распечатать уже готовое лицо на принтере. И из природного материала в эту поделку внести дополнения

Удачных вам работ.

Ольга Клишевская, специально для сайта